Должны ли дети родителям? Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему Умственное и речевое развитие

Психологическая готовность к школе
Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей , с новыми друзьями, а порой и собеседование. Часто у родителей возникает вопрос, что же должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения и что такое психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.


Образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физиологической, педагогической и психологической подготовки.

Портрет первоклассника не готового к школьному обучению


Импульсивность, бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»)
Чрезмерная игривость, непоседливость, крикливость
Трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса)
Неумение общаться со сверстниками
Неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше)
Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие
Плохое развитие мелкой моторики рук (не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями)
Нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность
Недостаточное развитие произвольной памяти
Задержка речевого развития
Л.А. Венгер

Физиологическая готовность к школе


Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Педагогическая готовность
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.
Психологическая готовность
личностную готовность
интеллектуальную готовность
мотивационную готовность

Личностная готовность

Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы.

Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку.


Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
Несколько советов психолога Джерома Бручера
* Будите ребенка спокойно, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
* Не торопите. Умение рассчитывать время – обязанность родителей, а не ребенка-первоклассника.
* Не отправляете ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
* Перед уходом пожелайте ребенку удачи. Избегайте предупреждений «Смотри не балуйся», «Что бы сегодня не было плохих отметок»
* Встречайте ребенка из школы спокойно, дайте ему расслабиться после тяжелого дня. Не спрашивайте сразу «Что ты сегодня получил?»
* Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пуст успокоится и расскажет сам.
* Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Выслушайте обе стороны и не торопитесь с выводами.
* После школы обязательно дайте ребенку отдохнуть 2-3 часа, а лучше поспать. Лучшее время приготовления уроков с 15 до 17 часов.
* Не заставляйте делать уроки в один присест, после 20 минут занятий 10-15 минут «переменки», лучше, если они будут подвижными.
* Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самостоятельно, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. (Спокойный тон, поддержка, похвала необходимы)
* Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
* Очень полезны получасовые прогулке перед сном. Ложиться спать нужно не позднее 21 часа.
* Старайтесь перед сном не вспоминать никаких неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Лучше расскажите сказку.
* Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым, радостным!

Режим дня первоклассника


07.00 - 07.10 Подъем
07.10 - 07.30 Зарядка, умывание, уборка постели
07.30 - 07.50 Завтрак
07.50 - 08.10 Дорога в школу
08.10 - 08.20 Подготовка к урокам
08.20 - 08.30 Утренняя зарядка до уроков
08.30 - 12.10 Уроки
12.10 - 13.10 Прогулка
13.10 - 13.20 Подготовка к обеду
13.20 - 14.00 Обед
14.00 - 16.00 Отдых, дневной сон
16.00 - 17.00 Выполнение тренировочных упражнений
17.00 - 19.00 Свободное время
19.00 - 19.30 Ужин
19.30 - 20.30 Свободное время
20.30 - 21.00 Подготовка ко сну, сон

Уважаемые родители! Следите, чтобы первоклассник соблюдал режим дня. Это поможет ребенку стать организованным. Внесите в распорядок дня свои поправки, но основные режимные моменты лучше не менять. Они имеют важное значение для здоровья ребенка.


Л. А. Венгер, А.Л. Венгер «Готов ли Ваш ребенок к школе». М.,1994г.

Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе. (Мышление. Моторика. Окружающий мир)»

Я начинаю учиться. Выпуск 1,2,3

О.И. Тушканова «Подготовка к школе» Волгоград, 1993г.

Серия книг «Для талантливых детей и заботливых родителей»

М.М. Безруких и др. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». М. 1994 г.

Готов ли Ваш ребенок к школе?

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л.А.

«Две вещи дети должны получить от своих родителей: корни и крылья»

Гёте

Обычно, когда говорят о готовности ребёнка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе. В этом материале, уважаемые родители, все что поможет Вам определить готов ли Ваш ребёнок к школе.

ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

Сочините ребёнку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться.

Например, один говорит: « Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет, а если бы не заставляла, я бы в школу не ходил».

Второй : « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравиться делатьуроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился».

Третий: « Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Четвёртый : « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».

Пятый : « Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, выучишься -можешь стать кем захочешь».

А теперь спросите своего ребёнка: « Как ты считаешь, почему нужно ходить в школу?»

Если он настроен исключительно на игру и среди его соображенийнетни одного учебно-познавательного мотива, вряд ли ребёнок психологически готов получать знания за школьной партой.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Попросите ребёнка пересказать короткий рассказ (6-7предложений) или содержание небольшого мультфильма.

Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит Вам нужно с ребёнком поработать над развитием речи. Самый эффективный способ-чтение книг вслух. Читайте ребёнку сказки или небольшие по объему рассказыне менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша каждый деньо том, как прошёл его день, что интересного он увидел, узнал.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Поиграйте с ребёнком в такую игру « Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, « гора» , и повторяете его несколько раз, потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребёнка услышать другое слово и назвать его. Например,взрослый говорит, проговаривая по одному слову в секунду:

гора, гора, гора, гора, кора, гора, гора……..

коса, коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса………

Загадайте ребёнку загадку: « Что случиться, если имя Любочка потеряет букву «Л», а если слог « лю»?

Если ребёнок слышит и называет лишние слова, без труда делит слово на части, значит,с фонематическим слухом у него всё в порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями, в противном случае у него могут возникнуть проблемы при обучении русскому языку (в частности, орфографии).

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Попросите ребёнка закончить предложения: « Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», « Прошёл дождь, поэтому…», « У Антона сегодня отличное настроение, потому что…»

В игре « Четвёртый лишний » ребёнку предлагают ряды из четырёх слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например. стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, юбка,мальчик.

Игра « Аналогии» поможет определить, насколько у ребёнка сформировались основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых- пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день-ночь, лето-…», «часы-время» , градусник-…», « глаз-зрение, ухо-…».

Игра «Выбери главное » .Ребёнка просятподобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним. Например, «УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, смел, доска)». Учитель может работать без мела, парт, доски, но не может работать без учеников и объяснения. Значит, выбираем слова «ученики» и «объяснение».

Набор слов для предъявления:

САД (растения, садовник, собака, забор, земля)

РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово)

ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

Игра « Сравни понятия » Ребёнку объясняют, что понятия можно сравнивать. Для удобства сравнения, чтобы наглядно изобразить количество охватываемых данным понятием предметов, понятия изображаются с помощью кругов. Например, отношение между понятиями «собака» и «животное» может быть изображено как на Рисунке 1:

Понятия могут совпадать частично, например, «книга» и «учебное пособие». Тогда отношение между ними наглядно изображается как на Рисунке 2.

Понятия могут совпадать полностью и являться, таким образом, тождественными, или равнозначащими, или синонимами. Например, понятия «квадрат» и «равносторонний прямоугольник». С помощью кругов отношение между ними изображается как на

Рисунке 3.

Если сравниваемые понятия не имеют ничего общего, например, понятия «отметка» и «сосна», отношение между ними изображаются как на Рисунке 4:

Муравей – насекомое

Загадка – головоломка

Тюлень – млекопитающее

Дрова – тигр

Лекарство – таблетки

Автомобиль – транспорт

Игра « Подбери общее понятие»

Ребенку называется пара слов, ондолжен назвать их одним словом, т.е. обобщить. Например, называется пара слов «пчела, жук». Ребёнок отвечают более общим понятием «насекомые».

Слова для предъявления:

Природоведение, математика - …

Плюс, минус - …

Точка, запятая - …

Уменьшаемое, вычитаемое - …

Дождь, снег - …

Метр, сантиметр - …

Скорость, время - …

Солнце, Луна - …

Повесть, рассказ - …

Торф, уголь - …

Озеро, море - …

Пчела, жук - …

Игра « Часть –целое»

Материал к заданию: 10 наборов по 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое - часть».

Родитель читает набор из 5 слов и просит ребёнка найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть.

Слова для предъявления:

Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня

Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф

Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио

Обувь, туфли, щетка, крем, подошва

Растение, сад, лепесток, мак, цветок

Игра Вордбол»

Родитель задает какую-либо тему, например, «Мебель - не мебель». Затем он называет вперемешку слова либо относящиеся к данной категории, либо слова, по смыслу далеко отстоящие от нее. Так, наряду со словами «стул», «кровать», «шкаф» называются слова «пальто», «книга», «чайник» и т.д. При этом, называя слово, родитель бросает ученику мяч, а ребёнок либо ловит его, если слово соответствует заданной теме, либо отбивает его, если не соответствует.

Задание усложняется за счет сокращения времени на размышление.

Предлагаемые темы: «Насекомые – не насекомые», «Животные домашние - не домашние».

Не останавливаясь на других приемах логического мышления, укажем, что все рассмотренные приемы необходимы для полноценного усвоения изучаемых в школе предметов: действия, стоящие за этими приемами, и будут служить средством усвоения различных предметных знаний. Важно отметить и то, что на основе этих приемов можно формировать и более сложные методы логического мышления, например прием доказательства.

Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам. И если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться его тренировкой. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности при совершении любых логических действий (анализ, обобщение, выделение главного при построении выводов) и операций со словами.

УРОВЕНЬ САМОКОНТРОЛЯ

Поиграйте с ребёнком в такую игру « да»и«нет» не говорить, « чёрное» и « белое» не называть. Задавайте ему простые вопросы: « Ты любишь шоколад?», « Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать не говоря слов «да» и «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.

Если малыш отвечал без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условийуспешной учёбы « Неуспешные школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Тренировка способность к самоконтролю происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр по правилам». Например, предложите ребёнку: « Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их повторять за мной. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. А если услышишь название цветка, то хлопни в ладоши один раз». Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, шкаф, василёк, книга…Варианты: нельзя повторятьназвания животных, имена девочек…

Когда ребёнок хорошо и постоянно станет удерживать правило,можнопереходить к игре с одновременным использованием двух правил. Например: нельзя повторять названия птиц, а нужно их отмечать одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму(или зелёный цвет), а нужно их отмечать двумя хлопками.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА (РАБОТА МЕЛКИХ МЫШЦ РУК)

Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и приклеить их на лист бумаги.

На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур и попросите малыша повторить его.

Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук находятся очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, лепки из пластилина, солёного теста, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

Пальчиковая гимнастика

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три- четыре -пять!

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.


Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!


Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

Читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,

Разминка для пальчиков (учимся правильно делать замок - "скрепляем" пальчики между собой):
На двери висит замок (кроха делает замочек)
Кто его открыть бы мог?
Повертели, повертели(кроха крутит замочек сначала в одну сторону - развиваем кисти)
Покрутили, покрутили (кроха крутит замочек в другую сторону)
Постучали, постучали (кроха стучит замочком по коленочке)
Потянули, потянули(кроха тянет ручки в разные стороны)
И открыли замок!!!(разнимает ручки, будто наконец-то открыт замочек!!!)

Массаж пальчиков

Во время массажа руки ребенка должны удобно лежать на подлокотнике кресла или на столе. Одной рукой возьмите руку ребенка в области запястья, пальцами другой руки начните поглаживание от кончика к основанию каждого его пальчика по очереди. Повторите прием 3-5 раз. Затем перейдите к легкому растиранию каждого пальчика. Для этого подушечками своих пальцев продвигайтесь поступательными движениями от кончика к основанию пальчиков ребенка. Повторите прием 3-5 раз. После растирания следует слегка сдавить подушечку каждого пальчика ребенка по очереди своими большим и указательным пальцами. Повторите прием 2-3 раза. Затем перейдите к массажу большого пальца. С помощью поглаживающих и растирающих движений у его основания отведите палец от ладони и задержите на несколько секунд в этом положении. Перейдите к разминанию мышцы у основания большого пальца. Для этого обхватите его так, чтобы ваш большой палец находился на ладони, а указательный и средний с наружной стороны кисти ребенка. Разминание произведите поступательными движениями. Повторите прием 4-5 раз. Массаж пальчиков заканчиваем поглаживанием и легким потряхиванием кистей рук.

Данные тесты носят рекомендательный характер. В любом случае решение остаётся за Вами. Но если у Вашего ребёнка не развиты вышеперечисленные навыки, то к школе он пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и Вам требовать от него хороших результатов – тоже. Кроме того, есть риск, что столкнувшись с трудностями, ребёнок может вообще утратить интерес к учёбе. Поэтому занимайтесь с ребёнком и запишите его в Школу будущего первоклассника, чтобы на будущий год у него была возможность спокойно и радостно войти в новый для себя мир.

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы.

Предлагаемые в программе методические приемы выявляют уровень развития у детей, поступающих в первый класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

А. Л. ВЕНГЕРА И ДР.

Предлагаемые в программе методические приемы выявляют уровень развития у детей, поступающих в первый класс:

1) ориентировки в окружающем, запаса знаний, отношения к школе;

2) умственного и речевого развития;

3) развития мелких и крупных движений.

1) ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ, ЗАПАС ЗНАНИЙ, ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ выявляется в беседе с ребенком:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет? Когда исполнилось?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город (село, деревня, поселок), в котором ты живешь?

5. Каких ты знаешь домашних животных? Каких диких животных?

6. В какое время года на деревьях появляются листья?

7. Что остается на земле после дождя?

8. Чем отличается день от ночи?

9. Хочешь ли ты идти в школу?

10. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

11. Как, по-твоему, лучше учиться дома, с мамой или с учительницей?

Оценка результатов.

По результатам беседы в протоколе после номера каждого вопроса ставится знак «+» или «–».

Знак «+» ставится при следующих ответах:

№ 1–4: верный ответ (в том числе, если называются уменьшительные имена).

№ 5: названо не менее двух домашних животных, не названные дикие вместо домашних и наоборот.

№ 6: «весной», «когда зима кончилась» и др.

№ 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и др.

№ 8: «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и др.

Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчета числа «плюсов» по вопросам № 1–8: «высокий» – 7–8 плюсов; средний- 5–6; «низкий» – 4 и менее.

2) УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6–7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ в программе А. Л. Венгера и др. определяется с помощью следующих процедур:

а) Понимание грамматической конструкции

Взрослый произносит предложение: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Предложение произносится дважды, медленно и четко. Затем психолог задает вопрос: «Что делал Петя раньше – смотрел кино или читал книгу?

Знаком «+» отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «–» неправильный.

б) Выполнение словесных поручений

На столе в беспорядке лежат карандаши. Взрослый говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания проверяющий спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?» Если ребенок не может правильно выполнить задание, то оно упрощается. Взрослый говорит: «Возьми карандаши и убери их в ящик» Затем задаются те же вопросы.

Знаком «плюс» отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком «минус» – невыполнение ни полной, ни упрощенной инструкции.

Промежуточные результаты отмечаются знаком «плюс-минус».

в) Изменение существительных по числу

Взрослый говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить « карандаши». Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок . Если, изменяя слово, «книга» (первое из называемых), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: «книжки», «много книг» и др.), следует вновь дать образец правильного ответа: «книга–книги».

Знак «плюс» ставится в том случае, когда ребенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол–столы), искажение формы множественного числа (город – городы; ребенок – ребенки; ухо – ухи) и др. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи характерны ошибки типа «браты» «окны» и др., то при оценке результатов они не учитываются. Знак «минус» ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок Промежуточные результаты (3–6 ошибок) отмечаются знаком «плюс-минус».

г) Подбор антонимов

Взрослый предлагает ребенку сыграть в игру «Наоборот»: «Я буду называть слово, а ты отвечай словом-наоборот. Например, я скажу «чистый», а ты должен ответить «грязный»; «быстро медленно»; «мороз – жара».

Антонимы подбираются к словам: высоко, близко, светлый, день, сухо, холод, поздно, встать, детский, начало.

Знаком «плюс» отмечаются результаты, соответствующие средним по обследуемой группе или превышающие их. Знаком «плюс-минус» отмечается наличие большого числа (превышающее среднее по группе) замены частей речи при сохранении правильного смысла: «светлый – темно» (вместо «темный»), «холод – жаркий» (вместо «жара») и др. Знак «минус» ставится при наличии грубых ошибок по смыслу типа: «поздно – вечером», «холод – зимой и др.

д) Рассказ по картинкам

Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – завтракает, на четвертой – идет школу). Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Знаком «плюс» отмечается правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается – умывается – идет в школу» дана последовательность «приходит из школы – умывается – ужинает– ложится спать»). Знак «плюс-минус» ставится в случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать; знак «минус» – когда последовательность картинок случайна.

е) Собирание разрезных картинок.

Ребенку предлагают сложить картинку из частей, лежащих так, как показано на рис. 1.

Взрослый говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.

Собирание разрезной картинки оценивается знаком «плюс» в том случае, когда ребенком правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она сложена неверно, а вторая, более простая – верно, то ставится знак «плюс-минус». Если обе картинки собраны неверно, ставится знак «минус».

ж) Рисунок человека.

Ребенку предлагают нарисовать человека (дядю), самого лучшего, какой у него получится. Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, его надо ободрить, объяснить, что в этом возрасте все дети не очень хорошо рисуют, но все равно каждый рисунок по-своему интересен. При упорном отказе можно спросить: «Что есть у человека?» – и после ответа, например, «голова» – предложить: «Так нарисуй голову». Затем спросить: «Что еще есть у человека?» и предложить нарисовать следующую названную часть тела и т. д. В конце обязательно нужно спросить: «Ты нарисовал все, что нужно?».

При оценке рисунка человека учитывается: наличие основных частей (головы, глаз, рта, носа, туловища, рук, ног, наличие второстепенных деталей (пальцев, шеи, волос или шапки, обуви, одежды); способ изображения рук и ног: одной чертой (низкий) или двумя чертами, так, что видна толщина конечностей (высокий).

Рисунок оценивается знаком «плюс», если имеются все семь основных частей и не менее трех второстепенных деталей; руки и ноги имеют толщину. Рисунок оценивается знаком «минус», если изображено пять или менее основных частей (вне зависимости от наличия дополнительных деталей и от способа изображения рук и ног). В промежуточных случаях рисунок оценивается знаком «плюс-минус».

Результаты анализа рисунка человека привлекаются в качестве дополнительного материала.

з) Анализ образца.

На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигура человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. (рис. 3) Сначала взрослый спрашивает: «Что это?» Если ребенок сам не говорит, что это – человек, то ему сообщают это. Далее психолог говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листочком сделай точно такого же человечка». Образец закрывают листом бумаги, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой процедуры внимание ребенка не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только – «внимательно посмотри».

Когда ребенок закончил работу, взрослый говорит: «Молодец, хорошо, но давай посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», – и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги или наоборот. В этих случаях экспериментатор задает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» – «Голова». – «Посмотри, у тебя так же?» и т. д. То есть проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» – «Тапочки». После этого взрослый молчит, а ребенок, как правило, исправляет фигурку.

Детям, которые сразу же построили фигуру, точно соответствующую образцу, можно дополнительно предложить более сложную фигуру – «кроватку». Воспроизвести такой образец сразу без ошибок ребенку обычно не удается, поскольку он ассиметричен, и эта асимметрия не имеет функционального объяснения. Однако взрослый настаивает на том, чтобы все было сделано в точности как у него. Дальнейшая процедура эксперимента такая же, как и в основном задании.

При высоком уровне анализа образца ребенок способен самостоятельно обнаружить отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же в точности соответствовала образцу: вполне допустимы указанные выше часто встречающиеся отклонения.

Показателем среднего уровня готовности в этом задании является умение исправить свою фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание ребенка на определенных частях или даже особенностях образца, например, говорит: «Посмотри, что у него на ногах».

Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправит ошибки в своей конструкции. Например, после ответа на вопрос «Что у человека на ногах?», ребенок ничего не меняет в расположении спичек, а когда его спрашивают, одинаково ли стоят фигурки, «У твоего человечка ноги широко раздвинуты, а у моего сдвинуты» он отвечает, что одинаково. Иногда такие дети исправляют то, что исправлять не обязательно, например, поправляют не очень аккуратно лежащую спичку.

и) Одномоментное восприятие количества.

На столе перед ребенком россыпью лежат спички. Взрослый говорит ему: «Бери отсюда столько спичек, сколько буду брать я», – затем берет одну спичку, показывает ее ребенку на ладони и сразу зажимает в кулаке (время предъявления должно быть коротким, поскольку проверяется не способность к пересчету, а возможности одномоментного восприятия количества). Потом ребенку предлагается взять спички. Количество спичек фиксируется, после чего и взрослый, и ребенок кладут свои спички обратно в кучу. Далее проверяющий берет и показывает 3 спички, и вся процедура повторяется. Потом показывает 2, 4, и 5 спичек.

Высокий уровень одномоментного восприятия количества фиксируется, когда ребенок способен к одномоментному восприятию 4–5 спичек, средний – 3 спичек, низкий – 1–2 спичек.

Знание букв и умение читать не является критерием для отбора детей, в школу. Однако предварительная проверка навыков чтения поможет психологу сориентировать учителя для правильного распределения внимания между разными детьми на уроках, позволит помочь в индивидуализации подхода к каждому ребенку.

Взрослый спрашивает у ребенка, умеет ли он читать, знает ли буквы. Детям, умеющим читать, предлагается простой текст (из букваря). С помощью этого текста определяется техника чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами) и его осознанность (понимает ли ребенок смысл прочитанного). Для проверки осознанности ребенку задается простой вопрос по содержанию текста. Детям, не умеющим читать, взрослый показывает печатные буквы и просит их назвать.

3) РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

а) Мелкие движения

Ребенку предлагается задание «Езда по дорожке». Взрослый предлагает ребенку «проехать по дорожке», соединив линией изображения машины и дома (рис. 4). (Ребенку объясняют, что ему необходимо провести линию, не отрывая карандаша от бумаги. Инструкция ребенку звучит так: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце взрослый показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Езжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

Результат выполнения задания «Езда по дорожке» оценивается как «высокий», если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более трех раз, отсутствуют нарушения линии, описанные ниже. Результат оценивается как «низкий», если имеется три или более выходов за пределы дорожки; даже при отсутствии выходов результат оценивается как низкий, если наблюдаются ярко выраженные нарушения линии: неровная, «дрожащая» линия, очень слабая, почти невидимая линия; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; многократными наведениям по одному и тому же месту.

б) Крупные движения.

При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности на занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками (из-за невозможности полноценно участвовать в подвижных играх). Поэтому развитие крупных движений – одно из важных показателей подготовленности к школе. Его оценка производится на основе наблюдений за походкой ребенка (чтобы наблюдать за ней, можно попросить его принести какую-нибудь вещь, лежащую в другом конце комнаты), а также за тем, как он бросает мяч взрослому, как ловит мяч, брошенный ему взрослым.

БЛАНК ОФОРМЛЕНИЯ

ПРОТОКОЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________________

Дата рождения _________________________________

1. ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ, ЗАПАС ЗНАНИЙ

1.___ 2.___ 3.___ 4.___ 5.___ 6.___ 7.___ 8. ___

ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

9.___ 10.___ 11.___

Итоговый уровень ______________________________

2. УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

а) _____ б) _____ в) _____ г) _____ д) _____

е) _____ ж) _____ з) _____ и) _____ к) _____

Итоговый уровень ______________________________

3. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Мелкие движения

Крупные движения

Уровень ______________________________________

Примечания ______________________________________________________________________________

Заключение ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Дата обследования _____________________________

Проверяющий _________________________________


Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями. Часто у родителей возникает вопрос, что же должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения и что такое психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физиологической , педагогической и психологической подготовки .

Портрет первоклассника не готового к обучению в школе

    Импульсивность, бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»)

    Чрезмерная игривость, непоседливость.

    Трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса)

    Неумение общаться со сверстниками

    Неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше)

    Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие

    Плохое развитие мелкой моторики рук (не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями)

    Нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность

    Недостаточное развитие произвольной памяти

    Задержка речевого развития

« Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А. Венгер

Физиологическая готовность к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Педагогическая готовность

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.

Психологическая готовность

    личностную готовность

    интеллектуальную готовность

    мотивационную готовность

Личностная готовность

    умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)

    умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других). Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

    отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Родители, чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Интеллектуальная готовность

    дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона

    концентрация внимания

    аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями

    логическое запоминание

    сенсомоторная координация

    умение воспроизводить образец

    развитие мелкой моторики рук

Мотивационная готовность

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

Что должен знать и уметь ребенок

к началу школьного обучения

1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.

2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т. д.

4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».

5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,..., 20; 20, 19, ..., 1).

7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это - транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».

8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное - это еда. Ее едят».

9. Находить сходство и различия между предметами:

Что общего между морковкой и картошкой?

Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.;

А чем они отличаются друг от друга?

Отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.

10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.).

11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.

12. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.

13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.

14. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.

15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше - обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш - теленок. А у лошади?».

16. Знать 10-12 основных цветов.

17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).

Советы родителям будущих первоклассников

Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

    Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

    Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

    Не запугивайте ребенка школой! Это особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах. Поиграйте в школу (вы - учитель, ребенок и мягкие игрушки - ученики). В игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.

    Хвалите своего ребенка. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку (высказывайте одобрение не только на словах, но и интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями). Оценивайте не личность ребенка, а его действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось». Ребенок, которого часто ругают или даже бьют за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что заранее страшится наказания. Он будет бояться открыть на уроке рот и предпочтет либо молчать, либо сказать «не знаю», лишь бы не ставить себя под угрозу.

    Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок

    Подарите ему две вещи: будильник и календарь, чтобы он научился правильно планировать свое время.

    Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день (для развития памяти, речи).

    Пусть больше лепит, играет в конструктор, мозаику (для развития мелкой моторики).

    Создайте условия для соблюдения режима дня.

    Давайте больше самостоятельности (для профилактики неуверенности).

    Занятия проводите в игровой и ненасильственной форме.

    Уделяйте время на развитие памяти, внимания (Это основные процессы, на которых строится обучение).

    Если ребенок допустил ошибку, попросите его найти ее самому (это первая форма самоконтроля).

    Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

    Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

    Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

    Если возникнут проблемы с адаптацией к новым условиям, то обратитесь к психологу.

    Если ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, появились истерики, тогда необходимо обратиться к неврологу.

    Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям.
    Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

    Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

    Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду.

    Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

    Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

    Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы.

    Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. .Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

    Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку.

Несколько советов психолога Джерома Брунера

* Будите ребенка спокойно, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

* Не торопите. Умение рассчитывать время – обязанность родителей, а не ребенка-первоклассника.

* Не отправляете ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.

* Перед уходом пожелайте ребенку удачи. Избегайте предупреждений «Смотри, не балуйся», «Что бы сегодня не было плохих отметок»

* Встречайте ребенка из школы спокойно, дайте ему расслабиться после тяжелого дня. Не спрашивайте сразу «Что ты сегодня получил?»

* Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

* Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Выслушайте обе стороны и не торопитесь с выводами.

* После школы обязательно дайте ребенку отдохнуть 2-3 часа, а лучше поспать. Лучшее время приготовления уроков с 15 до 17 часов.

* Не заставляйте делать уроки в один присест, после 20 минут занятий 10-15 минут «переменки», лучше, если они будут подвижными.

* Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самостоятельно, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. (Спокойный тон, поддержка, похвала необходимы)

* Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

* Очень полезны получасовые прогулке перед сном. Ложиться спать нужно не позднее 21 часа.

* Старайтесь перед сном не вспоминать никаких неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Лучше расскажите сказку.

* Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым, радостным!

    Л. А. Венгер, А.Л. Венгер «Готов ли Ваш ребенок к школе». М.,1994г.

    Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе. (Мышление. Моторика. Окружающий мир)

    Я начинаю учиться. Выпуск 1,2,3

    О.И. Тушканова «Подготовка к школе» Волгоград, 1993г.

    Серия книг «Для талантливых детей и заботливых родителей»

    М.М. Безруких и др. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». М. 1994 г.

С книгой "Готов ли ваш ребенок к школе? " Л. А. Венгер, А. Л. Венгер можно ознакомиться на следующей странице .

Аннотация к книге:

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний .

Прежде всего это касается соотношения между дошкольными и школьными видами деятельности, то есть между игрой (а также продуктивными видами деятельности) и учением . Соотношение это очень не простое.

Основной вид детской игры - совместная сюжетно-ролевая игра - основан на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Учение в его школьной форме - обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках заданных правил и строгого руководства взрослого.

Не менее важно для подготовки детей к систематическому обучению и то, что сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это - не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование важной стороны мышления: способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу рождается из обсуждения их с другими людьми, которое показывает ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого. Многие психологи утверждают, что рассуждение - это спор с самим собой.

Сюжетно-ролевая игра необходима ребенку на всем протяжении седьмого года жизни, в каких бы условиях он ни воспитывался. Она продолжает существовать и развиваться наряду с учением, исподволь подготавливая коренной сдвиг в отношении ребенка к окружающим и к самому себе, стремление заниматься серьезной деятельностью .

Часть I. От пяти до семи

Марцинковская Т. Д. Психологическая готовность к школе. Что это такое? 4 Хочет ли ребенок в школу? 5

Умеет ли ребенок слушать? 9

Слышит ли рука глаз? 10

Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником? 11

Как «измерить» готовность к школе 27

После проверки 43 Сделай сам 55

Больше, меньше, поровну 62

Марцинковская Т. Д. Ох уж этот телевизор! 71

Ваш друг компьютер 74

Вреден ли компьютер нашим детям? 74

Компьютер, верни Сашу! 75

«Уход», но почему? 76

Этот сказочный компьютерный мир 78

Компьютер в роли учителя 78

Компьютер-тренер 80

А может, он все-таки волшебная палочка? 81

Компьютер и готовность к школе 82

Виды компьютерных игр 84

Компьютер - это и ваше будущее 87

Последние советы 88

Часть II. Венгер А. Л. «Трудные» дети

Неблагоприятные варианты развития 93

Родители просят совета 105

История о мальчике, который не умел говорить 106

Почему Мишу не отдали в школу 115

Илья и точные науки 124

Лена и Ленины родители 144

Марина 156

Первая встреча 157

Начало занятий 165

Достижения и неудачи 173

Послесловие 188

Аннотация к книге "Готов ли ваш ребенок к школе?. Книга тестов для детей 6-7 лет": Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу. С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение. Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.

Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы. В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.

Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. - результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.