Академии ракетных войск стратегического назначения. Отзывы о "военная академия ракетных войск стратегического назначения имени петра великого". Научная работа и неоспоримый вклад в военную сферу

Военная академия РВСН имени Петра Великого

Военная орденов Ленина, Октябрьской революции, Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения
имени Петра Великого
(ВА РВСН )

Нарукавный знак, 2005 года.
Международное название

Military Academy of Strategic Rocket Forces

Год основания
Тип

государственный

Расположение
Юридический адрес

109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 9/5

Награды

Координаты : 55°45′00″ с. ш. 37°38′11″ в. д.  /  55.75° с. ш. 37.636389° в. д. (G) (O) (Я) 55.75 , 37.636389

Здание академии со стороны Москвы-реки

Академия награждена орденами Ленина (1938 год), Суворова I степени (1945 год) и Октябрьской Революции (1970 год).

Академия длительный период была центром по развитию теории оружия, выработке основ проектирования и производства огнестрельных, ракетных, минно-взрывных устройств - средств поражения и уничтожения противника. Всемирную известность завоевали труды Н. В. Маиевского, К. И. Константинова, А. В. Гадолина, Д. К. Чернова, С. И. Мосина, Г. А. Забудского, В. Н. Ипатьева, М. М. Поморцева, В. М. Трофимова, Н. Ф. Дроздова, Д. А. Вентцеля, И. П. Граве, М. Е. Серебрякова и др.

Академия в качестве ведущего вуза внесла значительный вклад в развитие всех трёх составляющих военного искусства: тактики, оперативного искусства, стратегии. Её преподаватель Н. В. Медем заложил основы отечественной школы в этой области, став первым профессором стратегии и тактики Академии Генерального штаба. На кафедрах академии совместно с ведущими военными учёными страны были разработаны основные положения теории глубокой наступательной операции , артиллерийского наступления, совершенствования методов управления огнём и манёвром наземной и зенитной артиллерии, способов её боевого применения. Академическая научно-педагогическая школа стала признанным лидером в становлении и развитии оперативного искусства Ракетных войск - составной части оперативного искусства Вооружённых Сил России, охватывающей теорию и практику подготовки и ведения сдерживающих и боевых действий объединениями РВСН. Значительный вклад внесли учёные академии в разработку теории тактики Ракетных войск, их оперативной и боевой подготовки, эксплуатации ракетного вооружения.

Какие бы изменения не претерпевала академия, она в своей инженерной составляющей оставалась по существу оружейным втузом в самом широком спектре этого понятия. Научно-педагогические школы академии и их воспитанники стояли у истоков скорострельной нарезной артиллерии, миномётов, бронетанковой техники, автоматического стрелкового оружия, реактивных систем залпового огня, авиационного и корабельного вооружения, всех видов боеприпасов и даже боевых отравляющих веществ. После завершения Второй мировой войны академия возглавила ракетно-космическое и ядерное направления развития вооружения. Она стала также ведущим центром по подготовке офицерских кадров в области автоматизированных систем управления войсками и оружием.

В стенах академии зародился, получил развитие ряд военно-технических направлений, впоследствии оформившихся в шесть самостоятельных учебных заведений (Ленинградский Военно-механический институт; военные академии: Артиллерийская, Моторизации и механизации РККА, Химической защиты, Связи, ПВО сухопутных войск), три факультета и пять военных кафедр в гражданских вузах страны. Научно-педагогические школы академии оказали значительную помощь в становлении 19 военных училищ.

В составе академии действует Учебный центр, находящийся в городе Балабаново Калужской области . На базе центра создан филиал Центрального музея РВСН.

Подготовка военных кадров

Особой отличительной чертой академии является наличие в её деятельности двух составляющих: командной и инженерной. Их взаимовлияние обеспечивает кафедрам и факультетам теоретическое и практическое обогащение, эффективный учебный процесс и плодотворную научно-исследовательскую работу, исключает возможность увлечения одних решением узких прикладных задач, других - изысканиями весьма далёкими от нужд войск, от требований военного искусства.

Сегодня академия осуществляет подготовку военных кадров на трёх уровнях.

Первый уровень - высшее военно-специальное образование: курсанты академии за время обучения приобретают квалификацию инженера по специальностям механического, электротехнического, электронного, радиотехнического, химического, баллистического, математического профилей. Впервые в Вооружённых Силах России при академии открыт факультет православной культуры, на котором желающие получают дополнительное образование.

Второй уровень - высшее военное образование: подготовка и повышение квалификации руководящих командных и инженерных кадров полкового, дивизионного и армейского звеньев управления.

Третий уровень - подготовка научно-педагогических кадров: адъюнктура - 30 человек, докторантура - 3 человека, соискательство - 20 - 25 человек в год. Академии предоставлено право рассматривать диссертации на учёную степень доктора военных, технических, исторических, педагогических и психологических наук. В год защищается более 50 кандидатских и 10 - 12 докторских диссертаций.

Воспитанники академии стали основой офицерского корпуса стратегических сил СССР и Российской Федерации . Они в решающей мере способствовали достижению паритета по ракетно-ядерному оружию с США, развитию передовых технологий, обеспечению ядерной безопасности, предотвращению экологических катастроф, проведению конверсии.

Уже сегодня академия способна взять на себя подготовку офицерских кадров по принципиально новым и важным в современных условиях специальностям таким, как информационная борьба, управление качеством вооружения и военной техники, метрология и стандартизация вооружения, экология, безопасность военной службы, межвидовые системы и средства вооружённой борьбы.

Многие научные труды профессорско-преподавательского состава академии широко известны не только в России, но и за рубежом. Среди книг, изданных за рубежом только в последние десятилетия, следует отметить труды А. В. Солодова «Криптотехника» (Великобритания) и «Теория информации» (Германия), Ю. Г. Фокина «Военно-инженерная психология» (Германия, Венгрия), А. Д. Погорелова «Основы орбитальной механики» (США), И. И. Гольденблата и Н. А. Николаенко «Температурные напряжения в конструк-циях ядерных реакторов» (США), М. Е. Серебрякова «Внутренняя баллистика» (США), В. М. Гаврилова «Оптимизация процессов в конфликтных ситуациях» (Япония) и другие.

Известные выпускники

Имея фундаментальную оперативно-тактическую подготовку, воспитанные в духе верности долгу михайловцы и дзержинцы прославились в боях за свободу и независимость нашей Родины. Среди них 193 Кавалера военного ордена св. Георгия, 128 Героев Советского Союза, в Великой Отечественной войне 1941-1945 воспитанники академии с честью и достоинством решали сложные задачи артиллерийского обеспечения боевых действий войск на фронтах, ковали победу в тылу. Среди выпускников академии И. А. Флёров - Герой Российской Федерации , командир первой экспериментальной батареи реактивных установок БМ-13 («Катюша») , такие крупные военачальники, как Л. А. Говоров , М. Н. Чистяков , Н. Д. Яковлев , Ю. П. Бажанов , Г. Ф. Одинцов , П. Н. Кулешов , П. Г. Шафранов , В. С. Коробченко, В. И. Хохлов, Маршал Российской Федерации И. Д. Сергеев , Л. Г. Корнилов , Н. И. Иванов , И. Д. Черняховский , и другие полководцы и крупные военачальники, десятки маршалов и генералов.

Академию закончили Главнокомандующие и командующие Ракетными войсками М. И. Неделин , К. С. Москаленко , В. Н. Яковлев , Н. Е. Соловцов , А. А. Швайченко , С. В. Каракаев, командующие Космическими войсками и руководители Федерального космического агентства (Роскосмос) А. Г. Карась, А. А. Максимов, В. Л. Иванов , В. А. Гринь, А. Н. Перминов , В. А. Поповкин , большинство руководителей объединений и соединений ядерно-технического обеспечения.

Выпускники и сотрудники академии принимали самое непосредственное участие в становлении и развитии практической космонавтики. Их именами названы девять поверхностных образований на обратной стороне Луны.

Среди питомцев одного из старейших учебных заведений действительные члены национальных академий наук академики В. Н. Ипатьев , А. А. Благонравов , Е. В. Золотов, члены-корреспонденты Н. В. Маиевский, А. В. Гадолин, Н. А. Забудский , Н. П. Бусленко, С. Б. Кормер, Р. Р. Садретдинов, Л. И. Волков. Высоким совершенством и надёжностью отличались конструкторские разработки С. И. Мосина и А. И. Судаева , В. Г. Грабина, И. А. Горшков, И. И. Иванова, М. Я. Крупчатникова, Ж. Я. Котина, В. И. Рдултовского, М. Ф. Васильева, В. В. Орановского и Н. А. Лобанова, В. Н. Михайловского и С. М. Николаева и других.

623 выпускника академии удостоены почётных званий Героя Труда , заслуженного деятеля, лауреата высших премий.

Ссылки

  • Википедия
  • Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Военная академия: Военная академия (г. Одесса) Военная академия «Людовика» Военная академия Г.С. Раковски Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации Военная академия Императорского флота Японии Военная академия… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия

    Средняя эмблема РВСН России Нарукавный знак РВСН (1) Нарукавный знак РВСН (2) Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) сухопутный компонент стратегических ядерных сил … Википедия

    Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия


Академия ведет свою историю от офицерских классов Артиллерийского училища, официально открытого 25 ноября (7 декабря по новому стилю) 1820 года.
На протяжении своей истории академия неоднократно меняла наименование - от Михайловской артиллерийской академии до военной академии имени
Ф.Э. Дзержинского.

Исторически здесь располагался Импера́торский Воспита́тельный дом .
Заложен в 1764 по инициативе просветителя И. И. Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода


При пожаре 1812 года Воспитательный дом оказался практически в центре огня - к западу и северу полностью выгорел Китай-город, к востоку - Яузская часть города. Сам же главный корпус отстояли от пожара служители, оставшиеся в оккупированной Москве под руководством И. А. Тутолмина (1752-1815) для ухода за сиротами (их оставалось около 1125) и оставленными в здании ранеными.

После революции 1917 года приют был ликвидирован, а здания Воспитательного дома заняты профсоюзными учреждениями. В 1920-е гг. были перепланированы помещения главного здания.

В свое время здесь успел побывать и Дворец труда, в котором Ильф и Петров разместили редакцию газеты "Станок" (прототип - "Гудок").
Именно здесь Остап Бендер убегал от своей супруги Грицацуевой по длинным бесконечным коридорам в их бессмертном творении

После Октябрьской революции был преобразован в Дом охраны младенца и Институт акушерства, которые в 1922 году были объединены в Институт педиатрии, ставшим впоследствии НИИ педиатрии, который находился здесь до 1962 года.

В начале 1950-х годов над зданием Воспитательного дома возникла угроза уничтожения. Сталин планировал построить на этом месте ещё одно высотное здание. Предположительно, архитектор И. И. Ловейко добился того, чтобы вместо новой высотки был построен второй корпус каре по первоначальному проекту. В 1960-х годах Ловейко завершил этот проект. Возведенный второй «квадрат» в целом повторяет основные формы оригинала

Академия сегодня - это командно-инженерный вуз политехнического профиля и крупный исследовательский центр в области военной науки и техники.
Здесь реализуются профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования по подготовке офицеров в широком спектре наукоемких военно-технических специальностей не только для Ракетных войск стратегического назначения, но и для других видов и родов войск Вооруженных Сил, почти всех силовых структур.

В предверии 52й годовщины создания Ракетных войск стратегического назначения, отмечаемой ежегодно 17 декабря, пресс-клуб МО любезно пригласил нас принять участие в этом экскурсионном пресс-туре.

Как говорил ранее, академия сформирована на базе артиллерийского училища, при главном входе установлены еще царские, участвовавшие в сражениях и в т.ч. обороне Москвы в ВОВ (ЕМНИП).

Внутреннее убранство не менее строго, чем внешние формы

Однако местами очень даже логично вписывается и помпезность, отсылающая нас к истории и нашим великим полководцам.
У академии есть все основания гордиться историей и достижениями своих 25 научных школ, которые по существу являются национальным достоянием России, важным компонентом отечественной и мировой науки

В 1997 году «в целях возрождения исторических традиций Российской Армии и учитывая исключительные заслуги Петра Первого в создании регулярной армии»,
Указом Президента Российской Федерации, академия переименована в Военную академию ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
Имеет награды и вымпелы, в отличие от работающего сайта (на момент написания этой заметки)

В коридорах можно встретить картины с выдающимися военачальниками.

Одним из мест нашего визита был музей истории академии

Под руководством замечательного человека, полковника в отставке и заслуженного работника культуры Углова Валентина Ивановича

Здесь собрано большое количество экспонатов, связанных с историей как самой академии, так и ее выпускниками, а так же в целом посвященных ее основной тематике.
Представлены образцы и макеты первых боевых ракет, с которым так же можно ознакомится в

Один из стендов посвящен Первой мировой войне и Брусиловскому прорыву в частности

Конечно же представлены детали, относящие нас к Циолковскому и Цандеру.
Первый отечественный реактивный двигатель (ОР-1) работал на сжатом воздухе и бензине, развивал тягу 145 кг.
Откровенно говоря больше похож на паяльную лампу, зато очень хорошо можно представить себе научно-технический прогресс за последние 100 лет

Немало посвящено артиллерии, боеприпасами стрелковому вооружению

А так же представлены личные вещи и Якова Джугашвили и маршала Неделина

Кое-что посвящено счетным машинам и устройствам для расчета и ведения огня

Отличий двигателя Р-1 , от Р-2 , представленного во Власихе я как то не уловил

Из необычного для себя отметил ядерный боезаряд 533мм торпеды

Очень наглядно и юзер-френдли доступно выглядят схемы и макеты всех стоявших на вооружении МБР. Поистине для того, чтобы просто сделать сложное необходим гений.

Конечно же среди экспонатов имеются такие разработки выпускников академии как АСБУ (автоматизированная система боевого управления) и командных пульты, используемые для ракетных комплексов ОС(все семейство УР-100 , Р-36 и РТ-2)

Экспозиция хоть и занимает небольшую площадь, но хорошо организована и весьма богата, часть экспонатов просто уникальна

А с таким замечательным ведущим - просто бесценна. Демонстрация экспериментального лазерного пистолета , специально разработанного выпускниками академии для космонавтов и условий невесомости.

Тут наше посещение музея завершается и мы направляемся в одну из аудиторий академии, где проходят занятия по военно-космической тематике.
Здесь представлены всевозможные космические аппараты, но в первую очередь это разведывательные спутники

"Зенит" - самый многочисленный тип спутников разведки, в истории космических полетов было запущено более пятисот единиц.
Внутри сферической капсулы устанавливалась вся специальная аппаратура (фотографическая, фототелевизионная, радиоразведывательная).
Съемка осуществлялась через многостекольные иллюминаторы, прорезанные в крышке одного из двух технологических люков большого диаметра.

Первоначально «Зениты» были оснащены комплексом специальной аппаратуры, состоявшим из одного фотоаппарата СА-20 с фокусным расстоянием 1м. одного фотоаппарата СА-10 с фокусным расстоянием 0,2 м. фототелевизионной аппаратуры «Байкал» и аппаратуры «Куст-12М» для радиоразведки. Аппаратура «Байкал» и «Куст-12М» позволяли передавать информацию по радиоканалу в зоне видимости наземных пунктов приема. Однако после четырех успешных испытательных полетов (КА «Космос-4», «Космос-7», «Космос-9» и «Космос-15») стало ясно, что фототелевизионная аппаратура не обеспечивает нужных характеристик и на последующих изделиях устанавливался комплект специальной аппаратуры «Фтор-2Р» в составе трех аппаратов СА-20 и одного СА-10, а также специальная аппаратура «Куст-12М». Три фотоаппарата СА-20 обеспечивали ширину полосы съемки 180км. при высоте полета 200км. запас пленки в них обеспечивал получение 1500 кадров размером 60 х 60 км (суммарная снимаемая площадь составляла 5,4 млн.кв.км.). Для расширения возможностей съемки СУД аппарата обеспечивала быстрые развороты на заданные углы для выполнения съемки районов, лежащих в стороне от трассы полета. По завершении орбитального полёта фотоаппараты с пленкой доставлялись в СА на Землю.


вот такой телевичок..

Следующим аппаратом разработанным в ОКБ-1 был «Зенит-4» (11Ф69) оснащенный комплектом специальной аппаратуры «Фтор-4» (фотоаппарат с фокусным расстоянием 3 м.). КА(космический аппарат) имел корректирующую двигательную установку (КДУ). На этом в ОКБ-1 завершились работы по созданию спутников-разведчиков. С 1964г. эти работы были продолжены филиалом №3 ОКБ-1. Первый пуск состоялся 18 мая 1964г. с космодрома Байконур. 12 июня 1965г. КА «Зенит-4» принят на вооружение.
Разработка аппарата «Зенит-4М» (11Ф691) началась в соответствии с решением ВПК от 19 декабря 1967г. На КА устанавливалась аппаратура «Фтор-6». Первый пуск КА «Зенит-4М» был произведен 31 октября 1968г. с космодрома Байконур. В 1970г. КА детальной фоторазведки «Зенит-4М» получивший название «Ротор» был принят на вооружение. Он должен был заменить спутники «Зенит-4». За период с 1968 по 1973г. осуществлено 56 запусков КА один пуск закончился аварией РН. В 1971-1973гг. число пусков составляло от 8 до 13 в год.

На орбите эта капсула была подключена к служебному модулю, содержащему батареи, электронное оборудование, системы ориентации, топливные баки и ракетные двигатели. Система управления корабля «Восток» обеспечивала его ориентацию только перед спуском. Для фотосъемки требовалась постоянная трехосная ориентация аппарата с довольно высокой точностью. Управление «Зенитом» осуществлялось не только по разовым командам, выдаваемых с наземных пунктов в зоне видимости, но и по суточной программе работы, закладываемой на борт с помощью командно-программной радиолинии с достаточно высокой пропускной способностью.

Для обеспечения секретности спецаппаратуры и информации была установлена система аварийного подрыва объекта АПО-2. В отличие от использовавшихся ранее средств подрыва она должна была обладать более сложной логикой, позволявшей определить, садится аппарат на своей или на чужой территории.

На орбите нет естественной конвекции, поэтому ее приходится создавать искуственно при помощи различных вентиляторов, благодаря их работе происходит теплообмен и смешение воздуха в отсеке

Внешне «Зенит» мало отличается от «Востока» внутри же произошли существенные изменения. Система управления движением (СУД) «Востока» обеспечивала его ориентацию только перед спуском. Для фотосъемки требовалась постоянная трехосная ориентация аппарата с довольно высокой точностью (ошибка ориентации более одного градуса приводила к недопустимому ухудшению качество изображения). Управление «Зенитом» осуществлялось не только по разовым командам, выдаваемым с наземных пунктов в зоне видимости, но и по суточной программе, закладываемой на борт с помощью командно-программной радиолинии. Система терморегулирования была существенно доработана и обеспечивала узкий диапазон колебания температуры и скорости ее изменения (допустимое отклонение менее 1 град., а скорость изменения температуры менее 0,1 град/час.) необходимые для фотоаппаратуры. Была установлена система аварийного подрыва объекта АПО-2 имевшая более сложную логику управления, позволяющую определить, садится аппарат на своей или на чужой территории. Тормозная двигательная установка и незначительная часть систем были заимствованы без изменений. Вся специальная аппаратура устанавливалась внутри сферического спускаемого аппарата (СА). Оптические оси фотоаппаратов были перпендикулярны продольной оси КА. Общая длина КА на орбите составляет около 5 м и общая масса от 4600 кг и 6300 кг

Баллоны системы ориентации, используемые для корректировки аппарата в пространстве


Жидкотопливный двигатель тормозной установки, сейчас для этих целей используются пороховые двигатели.

Каждый разъем и соединение содержит бирку с указанием ответственного лица.

Устройство космического аппарата «Зенит-2»

1 фотоаппаратура;
2 антенна специальной радиоаппаратуры;
3 система электропитания;
4 приборный отсек;
5 антенна программной радиолинии;
6 аппаратура системы управления радиотехнических и других систем;
7 "Инфракрасная вертикаль";
8 тормозная двигательная установка;
9 спускаемый аппарат;
10 разрывной заряд системы аварийного подрыва (ликвидации) объекта;
11 аппаратура системы управления, приземления, радиотехнических и других систем;
12 баллоны системы ориентации;
13 датчик ориентации на Солнце;
14 жалюзи системы терморегулирования;
15 антенна телеметрических систем;
16 антенны системы "Сигнал".

Разведка нужна не только за зелеными человечками вероятного противника на этой планете но и за вероятностными зелеными человечками на ближайших планетах солнечной системы. Для этого были построены аппараты и отправлены миссии к Луне и Венере

так это выглядит на борту спускаемого аппарата

arvsn.mil.ru

О ВУЗе

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого - 7 декабря 2010 года будет отмечать свое 190-летие.

Являясь одним из старейших военно-учебных заведений страны и значительным научным центром, она известна не только в России, но и далеко за ее пределами.

В разные периоды своего существования Академия готовила командиров и инженеров различного профиля в основном для артиллерии.

Реактивные снаряды и ракеты, внутренняя и внешняя баллистика, пороха и горючие смеси, приборы управления реактивными снарядами всегда находились в поле научных интересов ученых Академии, но непосредственно готовить кадры для ракетного дела в Академии начали в первой половине 40-х годов прошлого века, когда еще шла Великая Отечественная война.

Подготовку специалистов-ракетчиков в стенах Академии можно разделить на три основных этапа:

Начальный период ракетного образования, длившийся с 1944 по 1959 год. Он характеризуется бурными организационными мероприятиями, интенсивной педагогической и научной деятельностью по обеспечению учебного процесса и удовлетворению научных потребностей войск, становлением ракетных лабораторий, кафедр, факультетов и в целом ракетной Академии;

Период перехода Академии в состав РВСН и подготовки командиров-инженеров для РВСН по всему комплексу ракетного вооружения стратегического назначения и технике космических боевых средств, начавшийся в 1961 и длившийся вплоть до 1967 года. Командно-инженерный факультет готовил офицерские кадры по специальностям командно-инженерная, баллистика и расчет данных для пуска ракет, применение ЭВМ и автоматизация управления войсками;

Третий период – подготовка руководящих командных и инженерных кадров с высшим военным образованием для полкового, дивизионного и армейского звеньев управления, – начавшийся в 1967 году и продолжающийся до настоящего времени. Для этого на базе командно-инженерного факультета был создан командный факультет со сроком обучения два года, поскольку зачислялись на него офицеры, имеющие высшее военно-специальное образование (инженеры), с должностей командиров дивизионов и выше.

Во все эти периоды Академия продолжала готовить инженеров по ракетным и некоторым наукоемким специальностям.

Первый период начался с создания учебного отделения ракетной специальности, а затем кафедры реактивного вооружения. По словам ее первого начальника профессора Я.М. Шапиро, в первый состав кафедры вошли: М.М. Арш, Ф.Н. Пойда, И.В. Быстров, М.К. Тихонравов, М.Д. Артамонов, Д.Н. Щеверов, М.С.Гуревич, К.М. Долгов, М.И. Копытов, Е.Б. Волков. Одновременно на кафедре приборов управления реактивными снарядами преподавали Н.Я. Головин, С.М. Осовец, А.М. Летов, Е.М. Горбатов, Д.А. Погорелов, А.В. Солодов. Перечисленных ученых-педагогов, считал Я.М. Шапиро, заслуженно можно считать пионерами ракетного образования. Как и его самого, добавим мы.

В те годы талантливые выпускники Академии, опираясь на труды своих знаменитых предшественников П.А.Гельвиха, И.П.Граве, И.Ф.Сакриера по внешней и внутренней баллистике, теории вероятностей, ошибок и стрельбы по воздушным целям, активно используя помощь конструкторов и ученых, создателей ракетной техники, вырастали все же своим трудом и пополняли ряды ученых-ракетчиков. Кроме уже перечисленных можно было еще назвать А.С. Шаталова, М.Ф. Самусенко, Л.И. Карпова, С.Д.Сильвестрова, Г.П.Молоткова и некоторых других.

Огромный вклад в развитие военно-ракетного образования внесли тогда крупные военные руководители П.Н. Кулешов, С.Ф.Ниловский, Г.М. Третьяков, А.И. Нестеренко, возглавившие новый факультет реактивного вооружения, а позже и начальники Академии генерал-полковники Г.Ф. Одинцов, Ф.П. Тонких, Н.Н.Котловцев, Ю.И. Плотников, Н.Е. Соловцов и Ю.Ф. Кириллов.

В составе факультета реактивного вооружения была также создана кафедра приборов управления реактивными снарядами, возглавляемая сначала кандидатом технических наук Д.А. Погореловым, а затем доктором технических наук А.С. Шаталовым. На кафедре преподавали много блестящих ученых-педагогов, среди которых были А.В. Солодов, Г.П. Молотков, М.Д. Артамонов и другие.

Другим важным событием начального периода ракетного образования в Академии явилось создание кафедры сначала атомного оружия (1953-1955гг.), а затем специального снаряжения (с 1956 г.), под прикрытием которого выступали ядерные боеприпасы. Первым начальником кафедры специального снаряжения и ее основателем был генерал-майор П.П. Ганичев, а затем профессора генерал-майоры А.А. Любомудров и А.А. Алатырцев, полковники А.А. Булавин, В.В. Супрунов, И.Т. Севрюков и другие.

Второй период ракетного образования в Академии совпал с массовым развертыванием группировки РВСН на базе строительства боевых ракетных комплексов с межконтинентальными ракетами. Укомплектование командно-штабных должностей уровня ракетных дивизионов и полков, развертываемых новых дивизий офицерами, не имевшими инженерного образования, стало нецелесообразным: усложнялись сами боевые ракетные комплексы, технология их подготовки к пуску, система боевого управления. Одновременно возрастали требования к оперативно-тактической подготовке командиров.

Вот и потребовалось создание нового командно-инженерного факультета. В его состав вошли кафедры оперативного искусства и применения ракетных соединений и объединений; тактики и боевого применения ракетных подразделений и частей; теории полета ракет и космических боевых средств; исследования эффективности ракетно-ядерных ударов и подготовки данных пуска ракет; военной кибернетики и автоматизации управления ракетными войсками. В подготовке командиров-инженеров участвовали также общенаучные и общеинженерные кафедры Академии. Им было предоставлено учебным планом до 30% учебного времени. Факультетом командовали генерал-майоры Н.Г. Комаров, Герой Советского Союза Н.К. Спириденко и А.В. Честнов. Именно в этот период усиливается научно-исследовательская работа по оперативно-тактическим дисциплинам: под научным руководством кандидата военных наук генерал-лейтенанта С.А. Торкунова завершен научный труд ученых факультета «Ракетные операции», широко использованный при разработке наставления «Боевые действия РВСН (армия, корпус, дивизия)».

Третий период ракетного образования по существу является продолжением усилий Академии по улучшению качества подготовки командиров-ракетчиков. По инициативе начальника Академии генерал-полковника Г.Ф. Одинцова в 1967 году в Академии начинает функционировать командный факультет с двухгодичным сроком обучения с целью подготовки руководящих командных и инженерных кадров с высшим военным образованием для полкового, дивизионного и армейского звеньев управления по специальности командно-штабная.

Командный факультет был образован на базе командно-инженерного, в его состав вошли кафедры эксплуатации вооружения; связи и автоматизации управления; эффективности вооружения и боевых действий; защиты войск и объектов от оружия массового поражения; боевого применения частей и соединений. Последняя через год была разделена на кафедру оперативного искусства и кафедру тактики.

По мере становления факультета и его развития состав кафедр и их названия менялись. В частности, значительно позже в состав факультета вошли вновь созданные кафедры управления войсками и службы штабов; боевой подготовки (превращенная затем в кафедру управления повседневной деятельностью войск); радиоэлектронной борьбы; оперативного и войскового тыла.

Первым начальником командного факультета был назначен фронтовик кандидат военных наук генерал-майор С.М. Бармас, руководивший факультетом 20 лет и ставший доктором военных наук, профессором, заслуженным деятелем науки СССР. Впоследствии факультетом руководили его выпускники: генерал-лейтенант Р.В. Маркитан, генерал-майоры Г.И. Бобин, Р.Б. Каримов, Ю.П. Чернега, полковники Н.Н. Зиневич и И.М. Колмычков.

При разработке первого плана обучения на командном факультете был применен подход, исходивший из следующих положений: для офицеров-ракетчиков руководящего командного и инженерного состава необходим фундамент общевойскового высшего образования, на фоне которого должны быть глубоко и всесторонне изучены вопросы боевого применения РВСН; с учетом технической сложности ракетного вооружения, специфики поддержания его боевой готовности и управления его применением была очевидной необходимость углубления инженерной подготовки, расширения фундаментальных и прикладных знаний по вопросам эксплуатации вооружений и техники, их технического обслуживания, повышения и поддержания надежности; поскольку вооружение и техника непрерывно обновлялись, то необходимо было не только пополнить знания устройства новых образцов вооружения, но и усилить фундаментальную подготовку по перспективным направлениям технического и технологического обновления.

В становлении и развитии высшего военного образования в Академии особые заслуги принадлежат главнокомандующим РВСН того периода Маршалу и Герою Советского Союза Н.И.Крылову и Главному маршалу артиллерии Герою Социалистического Труда В.Ф. Толубко, начальникам Академии маршалу артиллерии профессору Г.Ф. Одинцову и генерал-полковникам профессорам Ф.П. Тонких, Н.Н. Котловцеву, Ю.И. Плотникову, Н.Е. Соловцову, Ю.Ф. Кириллову; ученым, генералам и педагогам академии С.М. Бармасу, А.В. Честнову, С.А. Торкунову, А.Г.Абакумову, Е.Б. Волкову, М.И. Емелину, Т.М. Сеидову, И.Т.Сысоеву, Б.И. Калиниченко, В.А. Введенскому, Н.И. Лапата, Л.И. Волкову, А.А. Ларину, Р.В. Маркитану, В.Ф. Шулежко, В.И.Стрекозову, В.М. Кузьмину, В.И. Мухину, В.В. Блаженкову, В.Г. Средину, В.Г. Михайловскому, В.П. Плюснину, С.Н. Лапицкому, Р.М. Хлопячему, В.В.Кирилину, И.М. Колмычкову, Ю.Б.Орловскому, В.С. Белоусу, М.Е.Змиенко и другим. Успешно передают обучаемым свой богатый войсковой опыт генералы А.С. Абрамов, В.А. Вакуленко, Ю.С. Морсаков, В.А. Муравьев, Г.Н. Поленков, А.В. Полицын, О.И. Карпов, Ю.В. Тереньтьев и другие.

Выпускники командного факультета, а затем и факультета руководящего инженерного состава (ФРИС), своей добросовестной творческой службой на различных, в том числе и самых высоких, должностях вполне оправдали и оправдывают надежды инициаторов подготовки и созидателей кадров руководящего состава ракетных специальностей.

За время существования высшего военного образования Академия пополнила ряды его тысячами выпускников, среди которых: министр обороны РФ Маршал России И.Д. Сергеев, заместитель министра генерал армии Ю.А. Яшин, главнокомандующий РВСН генерал армии В.Н. Яковлев, командующие РВСН генерал-полковник Н.Е. Соловцов и генерал-лейтенант А.А. Швайченко, начальники Военной академии РВСН имени Петра Великого генерал-полковники Ю.И. Плотников, Ю.Ф. Кириллов и генерал-лейтенант В.Л. Захаров; десятки заместителей командующего РВСН и командующих армиями, сотни их заместителей, командиров дивизий и полков.

Выпускники Академии нашли свое место во всех структурах стратегических ядерных сил – В.И. Герасимов и И.Н. Валынкин возглавили 12 Главное управление Министерства обороны, а В.Л. Иванов, А.Н. Перминов и В.А. Поповкин – Космические войска.

Высокое качество подготовки офицерского и руководящего состава РВСН было бы невозможно без развития ракетной военной техники, без активного участия профессорско-преподавательского состава и научных подразделений Академии в научно-исследовательской деятельности, направленной на обеспечение создания новых видов и образцов ракетно-ядерного оружия, удовлетворение потребностей войск в информации, знаниях и средствах решения актуальных проблем поддержания боевой готовности, обеспечения учебного процесса.

В процессе становления ракетного образования развивались существующие, возникали и формировались новые научные школы.

Наиболее результативные и продуктивные из школ можно перечислить в этой статье: конструкции и проектирование систем ракет во главе с профессором М.И. Копытовым; исследования процессов, протекающих в ракетных двигателях, во главе с профессором Е.Б. Волковым; систем управления ракет, прицеливания и контроля их состояния (А.С. Шаталов, Б.И. Назаров, М.В. Ефимов, А.П. Панюков); ядерных и обычных боеприпасов (П.П. Ганичев, А.А. Любомудров, В.С. Сулаквелидзе, И.Т. Севрюков и другие); взрывчатых веществ, порохов и средств пироавтоматики (И.В. Тишунин, Б.И. Шехтер и Н.К. Егоров); теории полета ракет и космических аппаратов (Д.А. Погорелов); технологического оборудования и технических систем, защиты объектов от факторов поражения ядерного оружия (М.Ф. Самусенко, В.Г. Маликов, В.Ф. Шулежко и другие); оперативного искусства и тактики ракетных войск, управления войсками (В.В. Бутылкин, В.В. Коробушин, С.А.Торкунов, С.М.Бармас, К.А.Федоренко, В.А.Введенский, А.А. Ларин, Р.В.Маркитан, В.В. Круглов, М.Е. Змиенко).

Деятельность ученых этих научно-педагогических школ имеет много общего: постоянное совершенствование и углубление своей фундаментальной подготовки; тесная связь и постоянное взаимодействие с другими научными учреждениями, предприятиями промышленности и опытно-конструкторскими организациями, органами военного управления, частями и соединениями войск; активное участие в испытаниях вооружения и техники, проведении экспериментов, научно-исследовательских учениях, изучении опыта современных войн и военных конфликтов; забота о выращивании молодых и перспективных научных кадров.

Ученые Академии и ее выпускники пользовались признанием и высоким авторитетом. Нередко именно им правительство доверяло возглавить государственные комиссии по приему на вооружение оружия и технических систем, предназначенных для защиты и обеспечения независимости Отчизны. Среди них Герой Советского Союза Г.Е. Алпаидзе; Герои Социалистического Труда Е.В. Бойчук, Е.Б. Волков, К.А. Керимов, В.И. Королев, П.Н. Кулешов, А.А. Максимов, Г.Н. Малиновский, М.И. Ненашев, И.В.Мещеряков, А.И. Семенов, Ф.П. Тонких; лауреаты Ленинской премии А.А. Васильев, М.Г. Григорьев, В.В. Коробушин, А.А. Курушин, А.И. Соколов; лауреаты Государственной премии Ю.А. Яшин, А.Г. Карась, а также В.Л. Иванов, К.В. Герчик, А.П.Дегтярев, А.И. Нестеренко, Г.Ф. Одинцов, Н.Д. Яковлев.

Воспитанники Академии, ставшие основой офицерского корпуса стратегических ядерных сил Отечества, в определяющей мере способствовали развитию Ракетных войск стратегического назначения и достижению ракетно-ядерного паритета СССР и США, освоению космического пространства, развитию инновационных технологий и внедрению их в жизнь, обеспечению ядерной безопасности и предотвращению экологических кризисов.

В ходе военно-образовательной реформы Военная академия РВСН имени Петра Великого по праву стала главным политехническим научно-образовательным центром, в состав которого вошли военные институты Ракетных войск в Ростове-на-Дону и Серпухове.

Сегодня академия, готовит высококвалифицированные офицерские кадры командного и инженерного состава в широком спектре наукоемких военно-технических специальностей не только для РВСН, но и для других видов и родов войск, почти всех силовых структур.

Военная орденов Ленина, Октябрьской Революции и Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого - командное и политехническое высшее военное учебное заведение Ракетных войск стратегического назначения России, крупный научно-исследовательский центр в области военной и технической науки.

Военная орденов Ленина, Октябрьской революции и Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения
имени Петра Великого
(ВА РВСН )
Международное название Military Academy of Strategic Rocket Forces
Год основания 1820
Тип государственный
начальник генерал-лейтенант Сивер Сергей Викторович
Расположение Россия Россия : Московская область
Юридический адрес почтовый : улица Карбышева, дом № 8, город Балашиха , Московская область, 143900.
Сайт varvsn.mil.ru
Награды

Академия награждена орденами Ленина (1938 год), Суворова I степени (1945 год) и Октябрьской Революции (1970 год).

Академия длительный период была центром по развитию теории оружия, выработке основ проектирования и производства огнестрельных, ракетных, минно-взрывных устройств - средств поражения и уничтожения противника. Всемирную известность завоевали труды Н. В. Маиевского, К. И. Константинова, А. В. Гадолина, Д. К. Чернова, С. И. Мосина, Г. А. Забудского , В. Н. Ипатьева, М. М. Поморцева, В. М. Трофимова, Н. Ф. Дроздова, Д. А. Вентцеля, И. П. Граве, М. Е. Серебрякова и др.

Академия в качестве ведущего вуза внесла значительный вклад в развитие всех трёх составляющих военного искусства: тактики, оперативного искусства, стратегии. Её преподаватель Н. В. Медем заложил основы отечественной школы в этой области, став первым профессором стратегии и тактики Академии Генерального штаба. На кафедрах академии совместно с ведущими военными учёными страны были разработаны основные положения теории глубокой наступательной операции , артиллерийского наступления, совершенствования методов управления огнём и манёвром наземной и зенитной артиллерии, способов её боевого применения. Академическая научно-педагогическая школа стала признанным лидером в становлении и развитии оперативного искусства Ракетных войск - составной части оперативного искусства Вооружённых Сил России, охватывающей теорию и практику подготовки и ведения сдерживающих и боевых действий объединениями РВСН. Значительный вклад внесли учёные академии в разработку теории тактики Ракетных войск, их оперативной и боевой подготовки, эксплуатации ракетного вооружения.

Какие бы изменения не претерпевала академия, она в своей инженерной составляющей оставалась по существу оружейным втузом в самом широком спектре этого понятия. Научно-педагогические школы академии и их воспитанники стояли у истоков скорострельной нарезной артиллерии, миномётов, бронетанковой техники, автоматического стрелкового оружия, реактивных систем залпового огня, авиационного и корабельного вооружения, всех видов боеприпасов и даже боевых отравляющих веществ. После завершения Второй мировой войны академия возглавила ракетно-космическое и ядерное направления развития вооружения. Она стала также ведущим центром по подготовке офицерских кадров в области автоматизированных систем управления войсками и оружием.

В стенах академии зародился, получил развитие ряд военно-технических направлений, впоследствии оформившихся в шесть самостоятельных учебных заведений (Ленинградский Военно-механический институт; военные академии: Артиллерийская, Моторизации и механизации РККА, Химической защиты, Связи, ПВО сухопутных войск), три факультета и пять военных кафедр в гражданских вузах страны. Научно-педагогические школы академии оказали значительную помощь в становлении 19 военных училищ.

В составе академии действует Учебный центр, находящийся в городе Балабаново Калужской области . На базе центра создан филиал Центрального музея РВСН.

Академия подчиняется Командующему Ракетными войсками стратегического назначения Российской Федерации.

Подготовка военных кадров

Особой отличительной чертой академии является наличие в её деятельности двух составляющих: командной и инженерной. Их взаимовлияние обеспечивает кафедрам и факультетам теоретическое и практическое обогащение, эффективный учебный процесс и плодотворную научно-исследовательскую работу, исключает возможность увлечения одних решением узких прикладных задач, других - изысканиями весьма далёкими от нужд войск, от требований военного искусства.

Сегодня академия осуществляет подготовку военных кадров на трёх уровнях.

Первый уровень - высшее военно-специальное образование: курсанты академии за время обучения приобретают квалификацию инженера по специальностям механического, электротехнического, электронного, радиотехнического, химического, баллистического, математического профилей. Впервые в Вооружённых Силах России при академии открыт факультет православной культуры, на котором желающие получают дополнительное образование.

Второй уровень - высшее военное образование: подготовка и повышение квалификации руководящих командных и инженерных кадров полкового, дивизионного и армейского звеньев управления.

Третий уровень - подготовка научно-педагогических кадров: адъюнктура - 30 человек, докторантура - 3 человека, соискательство - 20 - 25 человек в год. Академии предоставлено право рассматривать диссертации на учёную степень доктора военных, технических, исторических, педагогических и психологических наук. В год защищается более 50 кандидатских и 10 - 12 докторских диссертаций.

В академии сохраняются и продуктивно работают более 20 военно-специальных научных школ, охватывающих своей деятельностью основные направления исследований в интересах обеспечения развития Вооружённых Сил России, в первую очередь РВСН и КВ, совершенствования вооружения и военной техники, способов их применения, поддержания боевой готовности войск и современного уровня образовательного процесса, а также осуществления конверсии военного производства.

Воспитанники академии стали основой офицерского корпуса стратегических сил СССР и России . Они в решающей мере способствовали достижению паритета по ракетно-ядерному оружию с США, развитию передовых технологий, обеспечению ядерной безопасности, предотвращению экологических катастроф, проведению конверсии.

Уже сегодня академия способна взять на себя подготовку офицерских кадров по принципиально новым и важным в современных условиях специальностям таким, как информационная борьба, управление качеством вооружения и военной техники, метрология и стандартизация вооружения, экология, безопасность военной службы, межвидовые системы и средства вооружённой борьбы.

Многие научные труды профессорско-преподавательского состава академии широко известны не только в России, но и за рубежом. Среди книг, изданных за рубежом только в последние десятилетия, следует отметить труды А. В. Солодова «Криптотехника» (Великобритания) и «Теория информации» (Германия), Ю. Г. Фокина «Военно-инженерная психология» (Германия, Венгрия), А. Д. Погорелова «Основы орбитальной механики» (США), И. И. Гольденблата и Н. А. Николаенко «Температурные напряжения в конструкциях ядерных реакторов» (США), М. Е. Серебрякова «Внутренняя баллистика» (США), В. М. Гаврилова «Оптимизация процессов в конфликтных ситуациях» (Япония) и другие.

Известные выпускники

Известные преподаватели


Я закончил Академию Дзержинского в 1979 году (2 факультет). Для меня все, что с ней связано, в том числе здание, казарма, в которой три года прожито - это святое! Там каждый камень знаком, каждое дерево. А Федор Петрович Тонких, начальник академии в то время, вообще великий генерал. Когда я узнал о переносе в Балашиху, был оскорблен и взбешен. Это же просто преступление! Назовите автора этого злодеяния?

Хочу поступить в данное учреждение, но вот проблема неполадки со зрением -3 смогу ли я поступить? Поступать хотелось бы на специальность "Энергоснабжение".

Хотим узнать подробнее о вашем Вузе. Какие требования предъявляете к поступающим, какие вступительные экзамены сдают или это результаты ЕГЭ, тогда по каким предметам? Какие специальности существуют? После окончания ВУЗа куда направляют на службу?

Здравствуйте! У меня вопрос, касающийся поступления в ВА РВСН имени Петра Великого. Каков порядок поступления? И какие предметы нужны для сдачи ЕГЭ?

Здравствуйте. Меня зовут Василий, я прохожу военную службу в г. Иркутск-45 с 1996 г. на различных должностях в инженерно- технической службе. Скажите, пожалуйста, есть ли шанс поступить в Академию РВСН моему племяннику в 2014 году на спецфакультет? Проживает он в г. Свирске, Иркутской области, учиться на отлично, возможно окончит школу с золотой медалью, неоднократно выступал и продолжает выступать на областных соревнованиях по легкой атлетике, занимая при этом призовые места. Буду ждать вашего ответа, мой номер: 8-924-835-64-03. Спасибо.

Мой сын служит в армии хочет поступить в академию, скажите, есть ли какие отдельные условия для проходящих военную срочную службу? Какие ему нужны документы из части, к кому обращаться в воинской части непосредственно? Спасибо!

В Вашей Академии в 70-х годах преподавал полковник Петр Иванович Филиппов. Как сейчас выяснилось, он внес большой вклад в экспериментальную проверку специальной теории относительности: предложил и лично принял участие в измерениях на синхротроне (с целью проверки постоянства скорости света). Сейчас готовится историческая статья про данные иследования в СССР и России в XX веке и там, в основном, будет обсуждаться эксперимент Филиппова, который он осущесвил в ФТИ в Харькове в 1975-1975гг. Между...

Знаю, что Ваша академия проводит переподготовку офицеров, увольняемых в запас, но не могу найти подробности, прошу Вас дать мне ссылку.