Заря корень с чередованием. Чередующиеся гласные в корне слова. Чередование гласных в корнях слов

Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

Чередование гласных

В целом чередуются и буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

Чередование гласных - это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово зага р имеет букву "А" в корне, а слово заго реть - букву "О".

Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные... Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

История чередующихся корней

Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.

Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

  1. следующая за чередующейся гласной согласная;
  2. ударение;
  3. суффикс;
  4. смысловое значение.

Правописание гласных А-О: соседняя согласная

Чередование "А" и "О" зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.

После "Г", "К", "СТ" и "Щ" пишите букву "А" в корне. После "Ж", "Ч" ставьте в корне букву "О".

Например: располаг аться - располож иться, предполаг ать - предполож ить (но полог ), скак ать - вскоч ить. (но скач ок, скач у), ра сти - нара щивать - взро сление (но ро сток, отра сль, Ро стов, ро стовщик)

Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

В безударной позиции в корнях -пла в-, -за р-, -па й- пишите букву "А".

Например: зо рька - за ря, припо й - па йка, пла вать (но зо ревать, пло вец, пло вчиха).

В безударной позиции в корнях -го р-, -тво р- и -кло н- ставьте букву "О":

Например: зага р - заго реть, тва рь - тво рение, кла няться - покло ниться (но выга рки, прига рь, утва рь).

От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс "А", то в корне пишите букву "А".

Например: ка са ться - ко снуться, отло жить - безотла гательно.

Правописание гласных А-О: значение корня

От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

Корень ра вн употребляется в значении "равнять, становиться равным".

Например: ура внять права, сра внительный анализ.

Корень ро вн употребляют в значении "ровнять, делать ровным".

Например: подро внять (чёлку), сро внять с землёй, ро весник. Исключения: ра внина (ро вная), ра внение (становиться ро вно).

Корень -ма к- употребляется в значении "опускать в жидкость".

Например: прома кнуть салфеткой, ма кнуть печенье в чай.

Корень мо к означает «пропускать жидкость».

Например: промо кнуть до нитки, замо чить рубашку перед стиркой.

Чередование гласных А-О

Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

Вставьте потерянные буквы:

1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.

Ответы на упражнения на чередование "А" и "О" в корне слова:

1) Подло жили булавку, наивно пола гаем, правильно изла гаем мысли, поло жите игрушки на место, случайно ко снулся, не прика сайтесь руками, нала гаются обязательства, распола гайтесь на диване, соприко сновение, нало женный платёж, Соборное уло жение, предла гают помощь; знаменитая пло вчиха, выпла вляется сталь, пла вучесть судна; старые сапоги промо кают, прома кни руки салфеткой, промо кнуть до нитки;

2) Ра внение в рядах, разро внять бетон, сра внить два варианта корня, несра внимые суждения, выро внять загар, повысить уро вень жизни, ра вняются на лучших учеников, уро внять яму, живописные ра внины; густая поро сль, врожденное сра щение пальцев, зара стают сорняком, пора стёт густой травой, современная отра сль производства, нара стили силы.

Чередование гласных е-и: правила правописания

Правописание определяется с помощью одного показателя - суффикса "А". Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву "И". Если суффикса нет, тогда пишем букву "Е".

Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

Например: забе рёт - заби ра ет, приде рётся - приди ра ется, заме рли - зами ра ет, запе р - запи ра ется, выте рся - выти ра ется, бле стит - бли ста ет, выже г - выжи га ют, посте лить - рассти ла ться, выче т - вычи та ть.

Исключения: соче та ть, соче та ние.

Чередование гласных Е-И

Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием "Е" и "И".

1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

Стекло бле стит, звёзды бли стают, грибы соби рают, собе рут игрушки, уми раю со смеху, заме р от восхищения, отпе реть дверь, отпи рают ворота, проте реть лицо, проти рают пыль, выде рну скотч, выди рают зубы; разми наем мышцы, поджи мает хвост, припоми нают о домашних делах, произносят закли нания.

И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

Перебе рём старую одежду, переби рается через дорогу, бле снуть на солнце, заме рла от страха, запе реться в комнате, гармоничное соче тание, выте реть со стола, сди рать скотч, переби рать черешню, уми рать со смеху, выми рающий вид, отпи рать замок, изби рательная кампания, высти ранные футболки, подбе решь одежду, выде рнут зуб, прижи гать рану, выти рать пыль, приде рется к опечаткам, зани маться предприни мательством.

И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова ("А" и "О", "Е" и "И"):

1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!

Чередование гласных в корне

Вспомните правила правописания чередующихся гласных в корне. В корнях с чередующимися гласными выбор гласной может зависеть от наличия суффикса –а- , или от сочетания согласных в корне, или от ударения, или от лексического значения слова.

1. если после корня стоит суффикс –а- , то в корнях –бер-/бир-, -блест-/-блист-, дер-/-дир-, -жег-/-жиг-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -тер-/-тир-, -чет-/-чит- пишется –и- , а в корнях –кос-/-кас- пишется –а- .

Например: выберу/выбираю, блестевший/блистающий, выдернуть/выдирать, сжигать/сжечь, замереть/замирать, запереть/запирать, застелить/застилать, стереть/стирающий, почитание/почетный, коснуться/касаться.

Исключение составляют глагол сочетать и производные от него.

Этим же правилом следует руководствоваться и при написании таких слов, как отнимать, понимать, приминать ; если после корня следует – а-, то в корне пишется –им-, -ин-. Например: внимать, внимательный; приминать, приминающий.

2. в корнях –клон-/-клан-, -гор-/-гар-, -твор-/-твар- –о- ; а в корнях –зор-/-зар- в безударном положении пишется –а- .

Например: поклоняться, загорать, сотворить, заря, озаренный.

Исключение составляют слова: утварь, пригарь, изгарь, выгарки, зоревать.

3. в корнях -раст-, -ращ- /-рос- в безударном положении только перед –ст- или -щ- пишется –а- ; в остальных случаях пишется –о- .

Например: расти, выращенный, поросль.

Исключение составляют слова: росток (и производные от него – подростковый, на вырост и т.п.), ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль, отраслевой, отраслевик;

4. в корнях -лаг-/-лож- перед –г- пишется –а- , перед –ж- пишется –о- .

Например: полагать, положение, слагаемое.

Исключение: полог.

5. в корнях -скак-/-скоч- в безударном положении перед –к- пишется –а- , перед –ч- пишется –о- .

Например: скакать, подскочить, скакун.

Исключение составляют производные от глагола скакать – скачу, скачок, скачкообразный и т.п.

В зависимости от лексического значения чередуются корни -равн-/-ровн- и -мак- /-мок-.

6. корень –равн- образует слова со значением “равный, одинаковый, похожий, такой же, на одном уровне с кем-либо, чем-либо”. Например: поравняться, сравнение, равняйсь, приравнять, уравнение.

7. корень –ровн- образует слова со значением “ровный, прямой, гладкий, стройный, стабильный, постоянный”. Например: ровнять, выровняться, подровнять, уровень, заровнять.

Исключение: равнина.

8. корень –мак- образует слова со значением “макать, погружать в воду, опускать в жидкость”. Например: макать, обмакнуть, вымакать.

9. корень –мок- образует слова со значением “способный быть мокрым, впитывать либо пропускать жидкость”. Например: непромокаемый, промокнуть, вымокнуть.

10. обратите внимание на написание слов с корнем –плав- . Все слова со значением “плавать” пишутся с буквой -а- в корне.

Например: поплавок, плавучий, жук-плавунец, плавник.

Исключение составляют слово пловец и производные от него.

Справочная информация

Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:

· проверяемыми,

· непроверяемыми,

· чередующимися.

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

Вспомним, что есть что.

Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл - ко´зы

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о , а не а в словах: коза, козёл? Потому что - ко´зы!

Как проверить?

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´, козёл - ко´зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´, козёл - ко´зий, ко´злик .

Не путай:

Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

· слова с другим значением: частота - чисто, чистота - часто

· слова с чередованием гласных в корне: загорать - загар, заря - зори

· глаголы другого вида: опоздать - опаздывать, усвоить - усваивать

Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ка, карака´тица, камо´рка

Совет №1: для всех, кроме готовящихся к ЕГЭ*:

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Совет №2: готовящемуся к ЕГЭ:

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

Примечание:

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.


Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов - системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не -лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А -лог - пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник» под редакцией В. Лопатина.

А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, - блест-//-блист-, -стел-//-стил-

есть суффикс а, пиши в корне и : убирать , блистать ,
нет суффиксаа,пиши е: берёт, блестеть.

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться - касаться

Если в слове

· есть суффикс а, пиши в корне а : касаться, касание,

· нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок - макать

Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши а: макать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять -уравнять

Если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу , заровнять ямки ,
«равенство», пиши а: уравнять в правах, равносторонний.

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´л

Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

без ударения, пиши о : гори´т , клони´лся , твори´ть ,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´р , кла´няться , тво´рчество , тва´рь .

Исключение:
при´гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар-//-зор-

без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.

Исключение: зорева´ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´к– пловцы´ (искл.)

Если корни -плав-//-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.

Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое - сложение , скакать - выскочка

Если в корне согласные:

· с, пиши о : росла,
ст или щ , то а : расти, выращенный,

· ж , пиши о : предложение,
г , то а : слагаемое,

· ч , пиши о : выскочка,
к , то а : скакалка.

Исключение: росто´к, ростово´й, ростовщи´к, вы´рост, подростко´вый (наряду с литературной нормой подро´стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.

С буквой о также пишутся слова Ростов, Ростов-на Дону, Ростов Великий, ростовский, Ростислав.

скачок и формы глагола скакать и его производных: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и др. под.

Не путай:

производные от глаголов скакать и глаголов на основу -скочи(ть):
1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать
2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить
Примеры:

проскакать на коне - проскочить мимо,

Список корней,
которые
обязательно
нужно знать
каждому:

1-9: -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил-

10: -кас-//-кос-

11: -мок-//-мак-

12: -ровн-//-равн-

13-15: -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан-

16: -зор-//-зар-

17: -плов-//-плав-

18-20: -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-

Основной частью в слове является корень. Он объединяет общим значением все родственные слова, определяя смысловую связь между ними. Такие слова мы называем однокоренными, подразумевая одинаковость в них данной морфемы.

Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что выглядит и звучит она далеко не всегда одинаково. Корни с чередованием и согласных представляют собой разновидности одной и той же языковой единицы, хотя иногда с первого взгляда об этом сложно даже догадаться – настолько они могут оказаться непохожими внешне или разойтись по значению в процессе развития языка.

Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.

Важно! Перед началом проверки гласных в корне слова необходимо определить, к какой разновидности они относятся, и в зависимости от этого выбирать правило для проверки.

Разновидности неясных гласных в корнях

Гласные, требующие проверки, можно разделить на 4 типа:

  • Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
  • Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
  • Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после (искать – подыскать – поискать).
  • Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.

Чередующиеся гласные в корне слова по способу их проверки подразделяются на четыре группы. Критерием выбора могут служить:

  • последующие согласные;
  • наличие суффикса -а- ;
  • ударность/безударность;
  • оттенки значения.

Корни с чередованием, проверяемым с помощью конечных согласных

К случаям чередования гласных в корне слова относятся -раст-(-ращ-)//-рос-, где перед сочетанием ст или перед щ следует писать а, а если на конце одна лишь с, без последующей т, то перед ней может оказаться только о (разрастаться – выращенный – поросль).

Из этого правила существует пять исключений. К ним относятся два имени собственных – название города Ростов и имя Ростислав, а также нарицательные – ростовщик и росток. В них вместо полагающейся по правилу а пишется о. Есть и противоположный вариант, где вместо требуемого нормами о следует писать а – отрасль.

В данную группу корней часто включают и -лаг-//-лож-, однако о нем будет сказано отдельно.

Слова с чередующимися гласными, зависящими от наличия суффикса -а-

Присутствие данного суффикса в слове определяет выбор:

  • гласной и

изберет – избирает

раздерешь – обдирать

выжег – разжигаю

презреть – надзирать

замерший – отмирание

подпереть – препираться

подстели – застилает

обтереть – растирать

вычтет – вычитание

блестит – блистающий;

  • гласной а

Кос-//-кас- (прикоснуться – касательная);

  • сочетания -им-, -ин- на месте а(я) и, в некоторых случаях, форм с нулевым звуком

сжать – нажми – прижимать

поднять – нанимать

клятва – заклинатель

начало – начни – зачинатель

помятый – мнут – разминать

Чередующаяся гласная корня -лаг-//-лож- может быть определена с помощью обоих указанных выше правил. С одной стороны, она привязана к последующей согласной, но с другой стороны, за формой -лаг- всегда следует суффикс -а-.

Чередование гласных в корне слова в зависимости от ударения

Важно! Гласные в сильной позиции, то есть под ударением, в проверке не нуждаются. Регламентировать написание есть необходимость там, где на слух букву не определить.

Таким образом, в следующих случаях чередующиеся гласные в корне слова выбираются по принципу: «Если непонятно, что писать, пишется о». При этом совершенно не играет роли, какой звук слышен на этом месте в ударном положении.

Гор-//-гар- (загоре́лый)

Клон-//-клан- (склони́ться)

Коп-//-кап- (вы́копать)

Молч-//-малч- (промолча́ть)

Морг-//-марг- (проморга́ть)

Позд-//-пазд- (опозда́ние)

Порх-//-парх- (вы́порхнуть)

Стой-//-стай- (состоя́ться)

Твор-//-твар- (творе́ние)

Толк-//-талк- (столкну́ть)

Тороп-//-торап- (заторопи́ться).

Существует также один пример, в котором действует обратный закон: в сомнительных случаях (без ударения) пишется а:

Зар-//-зор- (заря́).

Исключением из правила написания таких слов с чередующимися гласными в корнях являются несколько диалектных и специальных вариантов: вы́гар (вы́гарь), и́згарь, вы́гарки, при́гарь – имеют в безударном положении а, зорева́ть – о, в отличие от остальных родственных слов.

Правописание корней с чередованием по оттенкам основного смысла

Выбор некоторых чередующихся гласных в корне слова связан с оттенком общего значения. Приведенная ниже таблица поможет верно написать слова с чередующимися гласными, относящиеся к данной разновидности.

Варианты корня Значение Примеры
-мак- Погружение в жидкость.

Способность пропускать жидкость, пропитываться ею.

обмакнуть печенье в чай

промокать под ливнем

-плав- Способность держаться на плаву.

Направленное движение в потоке или с потоком.

Совмещение обеих предыдущих функций.

плавучий остров

подплывать к берегу

состязания пловцов

-скак- Многократность или длительность действия.

Однократность.

поскакать на лошади

вскочить с муравейника

Искл.: скачок

-равн- Связано по смыслу с понятием равенства (одинаковости).

Восходит к понятию «ровный» (прямой, гладкий).

квадратное уравнение

разровнять песок

Иногда к исключениям из этого правила относят слово «равнина» и команду «Равняйсь!», однако, если вдуматься, они вполне соответствуют нормам. Равнина не является ровной поверхностью – это обширное пространство, на котором могут быть овраги, ухабы и другие неровности, но она равна по высоте уровню моря. А армейская команда призывает не просто построиться ровно – она обозначает требование встать всем одинаково.

Полезное видео

Подведем итоги

Знание правил – основное условие грамотного письма, но не менее важно умение ограничить область их применения. В данном случае – отличить корни с чередованием гласных от омонимичных, то есть выглядящих так же, но имеющих другое лексическое значение. Например, в ставящей в тупик иностранцев фразе «За морской косой косил Косой своей косой и старой косой» большинство слов имеет морфему -кос-, однако ни одно из них по смыслу не связано с прикосновением. Так что в данном случае для их проверки требуется всего лишь подобрать ударные варианты.

В корнях с чередующимися гласными е - и (бер/бир, пер/пир, мер/мир, дер/дир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит) буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-. Например: собе рут - соби рают, заме реть - зами рать, отпе реть - отпи рать, подсте лить - подсти лать, бле стеть - бли стать, выже чь - выжи гать .

Исключения: сочетать, сочетание, чета .

II. Корни с чередованием а , я - им , ин

Правописание корней, в которых а, я чередуются с -им- , -ин- основано на том же принципе, что и чередование е - и . Сочетания -им- , -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а- , например пожа ть - пожим ать , замя ть - замин ать , нача ть - начин ать.

III. Корни с чередованием о - а

  1. В корнях лож - лаг , кос - кас пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а- , например: поло жить - пола гать, ко снуться - ка саться.
  2. В корнях клон - клан , твар - твор , под ударением может быть и а , и о . (кла няться - покло н, тва рь - тво рчество) , в безударном положении только о , например: скло нение, накло нить, тво рец . Исключение: утва рь .
    Буква о пишется в положении без ударения и в корне гар - гор , например: заго реть, заго рать, заго релый (под ударением - а : га рь, зага р ). Исключение: выга рки .
  3. В корне зор - зар в безударном положении пишется буква а , например: зо ри - за ря, оза рять, оза рение . Исключение: зо рянка (птица).
  4. В корне плав - плов пишется буква а (пла вать, пла вучий, попла вок ); исключения составляют слова пло вец, пло вчиха , а также плы вуны .
  5. В корне раст, ращ - рос а пишется только перед согласными ст и щ , в остальных случаях пишется буква о , например: возра ст (но выро с, выро сла ), нара стание (но наро сли ), нара щение . Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова, например: отраслевой, ростовский .
  6. В корне скак - скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к , а буква о - перед ч , например: ска кать - вско чить , подска кать - подско чить, выско чка . Исключения: ска чок, ска чу (1 л. ед. ч.), ска чи (повелительное наклонение).
  7. Написание а и о в корнях мак - мок , равн - ровн основано на различении смысла слов.
    Корень мак пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать в жидкость», например: ма кать (руку в воду), обма кнуть ; корень мок пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость», например: сапоги промо кают , непромо каемый плащ .
    Корень равн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сходный», например: ра вносторонний треугольник , сра внить, все ра вно, ра вняться . Корень ровн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный, гладкий, прямой», например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы), а также в словах уро вень, ро вня, ро весник, поро вну .

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.