Все о гиппокампе: функции, строение, патологии. Сухарев В.А. Теория мозговых волн

Является областью в головном мозге человека , которая отвечает прежде всего за память, является частью лимбической системы, связан также с регуляцией эмоциональных ответов. Гиппокамп по форме напоминает морского конька, располагается во внутренней части височной области мозга. Гиппокамп является главным из отделов мозга по хранению долгосрочной информации. Считается также, что гиппокамп отвечает за пространственную ориентацию.

В гиппокампе присутствует два основных вида активности: тета-режим и большая нерегулярная активность (БНА). Тета-режимы проявляются в основном в состоянии активности, а также в период быстрого сна. При тета-режимах электроэнцефалограмма показывает наличие больших волн с диапазоном частот от 6 до 9 Герц . При этом основная группа нейронов показывает разреженную активность, т.е. в короткие промежутки времени большинство клеток неактивны, в то время, как небольшая часть нейронов проявляет повышенную активность. В данном режиме активная клетка обладает такой активностью от полу секунды до нескольких секунд.

БНА-режимы имеют место быть в период длинного сна, а также в период спокойного бодрствования (отдых, прием пищи).

Строение гиппокампа

У человека два гиппокампа — по одному на каждой стороне мозга. Оба гиппокампа связаны между собой комиссуральными нервными волокнами. Гиппокамп состоит из плотно уложенных клеток в ленточную структуру, которая тянется вдоль медиальной стенки нижнего рога бокового желудочка мозга в переднезаднем направлении. Основная масса нервных клеток гиппокампа это пирамидные нейроны и полиморфные клетки. В зубчатой извилине основной тип клеток это зернистые клетки. Кроме клеток указанных типов в гиппокампе присутствуют ГАМКергические вставочные нейроны, которые неимение отношение к какому-либо клеточному слою. Эти клетки содержат различные нейропептиды, кальций связывающий белок и конечно же нейромедиатор ГАМК.

Строение гиппокампа

Гиппокамп располагается под корой головного мозга и состоит из двух частей: зубчатая извилина и Аммонов рог . С анатомической стороны, гиппокамп является развитием коры головного мозга. Структуры, выстилающие границу коры мозга входят в лимбической систему. Гиппокамп анатомически связан с отделами головного мозга, отвечающими за эмоциональное поведение. Гиппокамп содержит четыре основные зоны: CA1, CA2, CA3, CA4.

Энторинальная кора, расположенная в парагиппокампальной извилине считается частью гиппокампа, благодаря своим анатомическим соединениям. Энторинальная кора тщательно взаимно связана с другими отделами головного мозга. Также известно, что медиальное септальное ядро, передний ядерный комплекс, объединяющее ядро таламуса, супрамаммилярное ядро гипоталамуса, ядра шва и голубое пятно в стволе головного мозга направляют аксоны в энторинальную кору. Основной выходящий путь аксонов энторинальной коры исходит из больших пирамидальных клеток слоя II, который как бы перфорирует субикулум и плотно выдаётся в зернистые клетки в зубчатой извилине, верхние дендриты CA3 получают менее плотные проекции, а апикальные дендриты CA1 получают еще более редкую проекцию. Таким образом, проводящий путь использует энторинальную кору в качестве основного связующего элемента между гиппокампом и другими частями коры головного мозга.

Зубчатых зернистых клеток передают информацию из энторинальной коры на иглистых волосках, выходящих из проксимального апикального дендрита CA3 пирамидальных клеток. После чего аксоны CA3 выходят из глубокой части клеточного тела и образуют петли вверх — туда, где находятся апикальные дендриты, затем весь путь тянется назад в глубокие слои энторинальной коры в коллатерали Шаффера, завершая взаимное замыкание. Зона CA1 также посылает аксоны обратно в энторинальную кору, но в данном случае они более редкие, чем выходы CA3.

Следует отметить, что поток информации в гиппокампе из энторинальной коры значительно однонаправленный с сигналами которые распространяются через несколько плотной уложенных слой клеток, сначала к зубчатой извилине, после чего к слою CA3, затем к слою CA1, далее к субикулуму и после этого из гиппокампа к энторинальной коре, в основном обеспечивая пролегание CA3 аксонов. Каждый этот слой имеет сложную внутреннюю схему и обширные продольные соединения. Очень важный большой выходящий путь идёт в латеральную септальную зону и в маммилярное тело гипоталамуса.

Гиппокамп получает модулирующие входящие пути серотонина, дофамина и норадреналина, а также от ядер таламуса в слое CA1. Очень важная проекция идёт от медиальной септальной зоны, посылающая холинергические и габаергические волокна всем частям гиппокампа. Входы от септальной зоны имеют важнейшее значение в контроле физиологического состояния гиппокампа. Травмы и нарушения в этой зоне могут полностью прекратить тета-ритмы гиппокампа и создать серьёзные проблемы с памятью.

Также в гиппокампе существуют другие соединения, которые играют очень важную роль в его функциях . На некотором расстоянии от выхода в энторинальную кору располагаются другие выходы, идущие в другие корковые области, в том числе и в префронтальную кору. Кортикальная область, прилегающая к гиппокампу носит название парагиппокампальной извилины или парагиппокамп. Парагиппокамп включает в себя энторинальную кору, перирхинальную кору, получившую своё название благодаря близкому расположению с обонятельной извилиной. Перирхинальная кора отвечает за визуальное распознавание сложных объектов. Существуют доказательства того, что парагиппокамп выполняет отдельную от самого гиппокампа функцию по запоминанию, так как только повреждение обоих гиппокампов и парагиппокампа приводит к полной потери памяти.

Функции гиппокампа

Самые первые теории о роли гиппокампа в жизни человека заключались в том, что он отвечает за обоняние. Но проведенные анатомические исследования поставили эту теорию под сомнение. Дело в том, что исследования не нашли прямой связи гиппокампа с обонятельной луковицей. Но все же дальнейшие исследования показали, что обонятельная луковица имеет некоторые проекции в вентральную часть энторинальной коры, а слой CA1 в вентральной части гиппокампа посылает аксоны в основную обонятельную луковицу, переднее обонятельное ядро и в первичную обонятельную кору мозга. По прежнему не исключается определенная роль гиппокампа в обонятельных реакциях , а именно в запоминании запахов, но многие специалисты продолжают считать, что основная роль гиппокампа это обонятельная функция.

Следующая теория, которая на данный момент является основной говорит о том, что основная функция гиппокампа это формирование памяти . Эта теория многократно была доказана в ходе различных наблюдений за людьми, которые были подвержены хирургическому вмешательству в гиппокамп, либо стали жертвами несчастных случаев или болезней, так или иначе затронувших гиппокамп. Во всех случаях наблюдалась стойкая потеря памяти. Известный пример этому — пациент Генри Молисон, которому была проведена операция по удалению части гиппокампа с целью избавления от эпилептических припадков. После этой операции Генри стал страдать ретроградной амнезией. Он просто перестал запоминать события, происходящие после операции, но отлично помнил свое детство и все, что происходило до операции.

Нейробиологи и психологи единогласно соглашаются с тем, что гиппокамп играет важную роль в формировании новых воспоминаний (эпизодическая или автобиографическая память). Некоторые исследователи расценивают гиппокамп как часть системы памяти височной доли, ответственной за общую декларативную память (воспоминания, которые могут быть явно выражены словами - включающие например, память для фактов в дополнении к эпизодической памяти). У каждого человека гиппокамп имеет двойную структуру — он расположен в обоих полушариях мозга . При повреждении например, гиппокампа в одном полушарии, мозг может сохранять почти нормальную функцию памяти.

Но при повреждении обоих частей гиппокампа возникают серьезные проблемы с новыми запоминаниями. При это более старые события человек прекрасно помнит, что говорит о том, что со временем часть памяти переходит из гиппокампа в другие отделы мозга. Следует при этом отметить, что повреждение гиппокампа не приводит к утрачиванию возможностей к осваиванию некоторых навыков, например игра на музыкальном инструменте. Это говорит о том, что такая память зависит от других отделов мозга, а не только от гиппокампа.

Проведенные многолетние исследования кроме того показали, что гиппокамп играет важную роль в пространственной ориентации . Так известно, что в гиппокампе есть области нейронов, под названием пространственные нейроны, которые чувствительны к определенным пространственным местам. Гиппокамп обеспечивает пространственную ориентацию и запоминание определенных мест в пространстве.

Патологии гиппокампа

Не только такие возрастные патологии, как (для которых разрушение гиппокампа является одним из ранних признаков заболевания) оказывают серьезное воздействие на многие виды восприятия, но даже обычное старение связано с постепенным снижением некоторых видов памяти, в том числе эпизодической и краткосрочной памяти. Так как гиппокамп играет важную роль в формировании памяти, ученые связывают возрастные расстройства памяти с физическим ухудшением состояния гиппокампа . Первоначальные исследования обнаруживали значительную потерю нейронов в гиппокампе у пожилых людей, но новые исследования показали, что такие потери минимальны. Другие исследования показывали, что у пожилых людей происходит значительное уменьшение гиппокампа, но вновь проведенные аналогичные исследования такой тенденции не нашли.

Особенно хронический, может приводить к атрофии некоторых дендритов в гиппокампе. Это связано с тем, что в гиппокампе содержится большое количество глюкокортикоидных рецепторов . Из-за постоянного стресса стероиды, обусловленные им влияют на гиппокамп несколькими способами: снижают возбудимость отдельных нейронов гиппокампа, ингибируют процесс нейрогенеза в зубчатой извилине и вызывают атрофию дендритов в пирамидальных клетках зоны CA3. Проведенные исследования показали, что у людей, которые переживали длительный стресс атрофия гиппокампа была значительно выше других областей мозга . Такие негативные процессы могут приводить к депрессии и даже к шизофрении . Атрофия гиппокампа наблюдалась у пациентов с синдромом Кушинга (высокий уровень кортизола в крови).

Эпилепсия часто связывается с гиппокампом. При эпилептических припадках часто наблюдается склероз отдельных областей гиппокампа.

Шизофрения наблюдается у людей с аномально маленьким гиппокампом . Но до настоящего времени точная связь шизофрении с гиппокампом не установлена. В результате внезапного застоя крови в областях мозга может возникать острая амнезия, вызванная ишемией в структурах гиппокампа .

Материалы по теме:

Способы перемещения в пространстве и межвременные порталы

Способы перемещения в пространстве и межвременные порталы Случаи телепортации: Если четвёртое и прочие измерения существуют, то куда же они ведут? - Именно в те места, что...

Как лучше поступить с мертвым телом человека: СЖЕЧЬ, ЗАКОПАТЬ или ВЫСУШИТЬ?

Как лучше поступить с мертвым телом человека: СЖЕЧЬ, ЗАКОПАТЬ или ВЫСУШИТЬ? Меня часто спрашивают мое мнение, как лучше поступить с мертвым телом, сжечь или захоронить. ...

Значение слова — Геопатогенные зоны

Геопатогенные зоны Эзотерический словарь. Значение слова - Геопатогенные зоны Геопатогенные зоны - (ГПЗ) - участки на поверхности Земли, где длительное пребывание приводит к расстройству здоровья и тяжелым заболеваниям. Геопатогенные...

Можно ли фотографироваться в зеркале?

Можно ли фотографироваться в зеркале? Можно ли фотографироваться в зеркале? Иногда нужно срочно сделать собственное фото. Но дома никого нет, а время...

ДЫХАНИЕ И ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Всем известно, что без движения невозможна сама жизнь. Головной мозг является самым чувствительным к недостатку кислорода органом нашего тела. Даже при небольшой гипоксии мысль становится менее ясной, решения принимаются с большим запозданием, увеличивается число ошибочных действий, слабеет память, снижается критическая оценка действительности, хотя субъективное состояние и самочувствие кажутся хорошими. При отсутствии подачи кислорода к головному мозгу уже в течение пяти минут в нем происходят необратимые изменения.

Только правильное дыхание обеспечивает человеку физическое и психическое здоровье. Тип дыхания, частота и глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма, включая и мыслительную деятельность. По этой причине говорят, что ум - властелин чувств, а дыхание - властелин ума.

Согласно учению йогов, жизненная энергия Космоса - прана - содержит в себе -психофизическую составляющую, так называемую энергию "Кундалини", которая, попадая в организм и головной мозг во время акта дыхания, активизирует их. С помощью специальных дыхательных упражнений эффективность живительной силы энергии "Кундалини" может быть значительно усилена. Как известно, процесс естественного дыхания осуществляется через две ноздри, однако в деятельности каждой из них имеют место свои закономерности. Полагают, что вдыхаемый воздух не составляет единую струю, а как бы разделен на два потока, каждый из которых питает соответствующую половину головного мозга.

Дыхание через левую ноздрю (при выдыхании через правую ноздрю) называют лунным, дыхание же через правую ноздрю (при выдыхании через левую ноздрю) называют солнечным.

При естественном дыхании имеет место периодическая преимущественная работа левой или правой ноздри. Чередование дыхания той или иной ноздри с дыханием обеими ноздрями происходит само по себе. Однако оно зависит от фаз Луны, смены дня и ночи. Так, в первые три дня после Новолуния преобладает лунное дыхание, а в последующие три дня, наоборот, - солнечное дыхание. Далее трехдневный цикл смены типа дыхания повторяется. При восходе солнца и в полдень наблюдается усиление лунного дыхания, в то время как при заходе солнца и в полночь - усиление солнечного дыхания. В пределах одних суток чередование типов дыхания происходит приблизительно каждый час. Дыхание не надлежащей для данного момента ноздри может служить сигналом начала какого-то заболевания.

При развитии специальных дыхательных упражнений следует иметь в виду, что в ночные часы более полезным является солнечное дыхание, а в дневные часы - лунное. В целом же лунное дыхание как более созидательное предпочтительнее солнечного, особенно для легковозбудимых, нервных людей. Оно полезно (особенно днем) для усиления питания, заживления ран и ушибов, успокоения, при отравлениях, воспалениях, лихорадке, раздражении и гневе, в начальной фазе какого-либо дела. Солнечное дыхание в целом вредно: оно возбуждает и чрезвычайно усиливает обменные процессы в организме. Оно полезно (особенно ночью) для вялых субъектов при ожирении, при холоде, при лени, апатии, когда нужно напряжение сил, быстрое и скоропреходящее действие, разрушение, при окончании дела. В течение первых полутора часов после еды более полезно солнечное, а в течение последующих полутора часов - лунное дыхание. При заболевании нужно прежде всего перевести дыхание на левую сторону.

Поскольку левое полушарие головного мозга ведает логическими, дискретно-числовыми, словесными, последовательными процессами, а правое - образными, интуитивными, пространственными, непрерывными, бессловесными, а наша повседневная жизнь больше связана с языком, речью, анализом, то левое полушарие получает гораздо больше стимулов для своего развития, нежели правое. В результате у большинства людей, которые не занимаются серьезной интеллектуальной деятельностью, правое полушарие оказывается значительно менее развитым, чем левое. Нарушается внутренняя гармония: человек развивается односторонне. Поскольку дыхание через левую ноздрю способствует охлаждению мозга, а через правую - его разогреванию, то с помощью регуляции дыхания через определенную ноздрю повышаются потенциальные возможности в гармонизации деятельности этого органа.

Рассмотрим вопрос практической организации одностороннего дыхания. Если вы, к примеру, лежите на кровати на правом боку, то правая ноздря полностью или частично перекрыта за счет сжатия ее подушкой. Из-за прижатия правой половины тела к матрацу правое легкое не имеет возможности полноценно дышать вследствие ограничений в расширении правой половины грудной клетки. Таким образом, в положении лежа на правом боку естественно реализуется левостороннее дыхание. Аналогичным образом, при положении лежа на левом боку реализуется правостороннее дыхание.

В положении сидя или стоя организовать одностороннее дыхание несколько сложнее. Можно заткнуть ватой ноздрю, которая не должна дышать, а под неработающую половину тела подложить подушку или иную вещь, прижав ее соответствующей рукой. По этой же руке нетрудно судить об отсутствии чувства дыхательного напряжения в неработающем боку.

Если хотя бы в течение десяти суток вам удастся поддерживать одностороннее дыхание, причем ночью - правой ноздрей, а днем - левой, то ваш организм приобретет железную крепость и здоровье.

Одним из наиболее сильных оздоровительных дыхательных упражнений, в частности гармонизирующих деятельность обеих частей головного мозга, считается попеременное дыхание одной ноздрей. Сядьте прямо, не напрягая мускулов. Выдохнув воздух и перекрыв большим пальцем правой руки правую ноздрю, медленно вдыхают воздух левой ноздрей. При этом стараются, чтобы правое легкое не работало. Перекрыв мизинцем (или иным пальцем) правой руки левую ноздрю, не открывая правой ноздри, удерживают воздух в легких. После этого открывают правую ноздрю, оставляя перекрытой левую, и медленно выпускают воздух через правую ноздрю, подтягивая диафрагму максимально вверх. Теперь повторяют все упражнение в обратной последовательности, то есть вдыхая правой ноздрей и выдыхая левой. Это упражнение можно выполнять и с задержкой дыхания при пустых легких.

При вдыхании левой ноздрей чувство дыхательного напряжения и внимание должны опускаться из левого легкого вдоль левой стороны позвоночного столба к его концу. Соответствующим образом поступают и при дыхании правой ноздрей. Упражнение выполняют утром в течение 20-30 минут или дважды в день по 10-15 минут.

При высоком ритме выполнения этого упражнения (до 10 раз в минуту) человек возбуждается, при низком, наоборот, отдыхает и расслабляется. При частоте ритма дыхания до восьми раз в минуту более эффективно начинает работать гипофиз. При дыхании же до четырех раз в минуту начинает полноценнее функционировать эпифиз (шишковидная железа). Ввиду того, что эпифиз управляет в организме сменой дня и ночи, он синхронизирует циркулирование энергии "Кундали-1ш" по каналам акупунктурной системы. А это чрезвычайно важно с точки зрения нормального функционирования всех внутренних органов человека.

ПОЧЕМУ ДВИЖЕНИЯ НАШЕГО ТЕЛА ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ И ИНТЕЛЛЕКТ

Мимика человека, его жесты и движения тела находятся в тесном взаимодействии с психикой. Картина нашего собственного тела строится в сознании на несколько иной основе, нежели картина окружающего мира. Главные каналы информации - зрение и слух - играют в ее конструкции незначительную роль. Свой голос человек слышит иным, чем слышат его другие люди, и даже свое лицо в зеркале видит не таким, каким видят его посторонние, поскольку смотрящийся в зеркало невольно изменяет выражение своего лица.

Влияние тела на психику осуществляется непрерывно и многообразно. Для нормального протекания психических процессов первостепенное значение имеет физическая активность человека, в особенности работа его опорно-двигательного аппарата. Дело в том, что в скелетной мускулатуре находятся специальные нервные клетки-проприорецепторы, которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в головной мозг стимулирующие импульсы. Следовательно, многие функции центральной нервной системы обусловлены активностью мышц. С одной стороны, импульсы, идущие от проприорецепторов, сигнализируют в мозг о совершаемых движениях, а с другой - проприорецепторы повышают общий тонус коры головного мозга, благодаря чему нарастает его общая функциональная способность. Не случайно многим людям лучше думается при ходьбе, нежели в лежачем или сидячем положении; ораторы склонны сопровождать свою речь активной жестикуляцией, а актеры предпочитают разучивать свою роль во время прогулок.

Благодаря высокоразвитым функциям мозга человек приобрел свойство восстанавливать свою работоспособность во время физической или умственной активности. Так, например, работоспособность уставшей руки восстанавливается быстрее, если во время отведенного для нее отдыха будет работать другая рука.

Состояние мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, манеры движений, особенно ходьба, тесно связаны с особенностями реагирования человека. Поэтому мы безошибочно распознаем походку пожилого или сильно утомленного человека и можем по характеру движений определить человека, охваченного горем или переживающего сильную радость. По манере ходьбы - давлению подошвы на поверхность, времени соприкосновения подошвы и поверхности, положению центра тяжести тела, симметрии шагов, их длине, ширине и скорости - можно ставить диагноз некоторых нервных болезней. Так, недостаток циркуляции крови в головном мозге приводит к уменьшению длины шагов и общей неустойчивости походки.

Психические и физиологические функции организма в известной мере обусловлены даже статической позой тела. Установлено, что галлюцинации, возникающие у человека, искусственно лишаемого зрительных, слуховых, тактильных ощущений или сна, развиваются быстрее, когда испытуемые находятся в положении лежа, и медленнее - в положении сидя. Это означает, что даже небольшое мышечное напряжение, имеющее место в положении сидя, тонизирует кору головного мозга и тем самым повышает порог наступления галлюцинаций. Аналогичная зависимость наблюдается между положением -тела и мыслительными способностями: последние понижаются в положении лежа. Следовательно, трудные задачи нецелесообразно пытаться решать в лежачем положении.

Формирование характера человека и его интеллекта существенно зависит от того, как рано в младенческом возрасте им была выработана способность ориентироваться в окружающем мире, используя для этого постоянно действующую на тело силу тяжести. В самом раннем возрасте ориентирование ребенка в пространстве может осуществляться двояко. Во-первых, путем зрительной оценки взаиморасположения окружающих предметов, исходя из того, как меняется их вид и размеры при передвижении ребенка. Второй тип ориентации в пространстве связан с более тонким и полноценным использованием нервной импульсации, поступающей из гравиорецепторов - органов, автоматически оценивающих и поддерживающих равновесие тела. Замечено, что ребенок, пользующийся вторым типом пространственной ориентации, проявляет большую активность и самостоятельность. С годами это распространяется на развитие чувственной сферы человека, на совершенствование двигательных реакций, что в конечном итоге положительно сказывается на его интеллекте.

Головной мозг — биологическая субстанция – часть центральной нервной системы, которая состоит из множества нейронов. Только в коре головного мозга находится 28 миллиардов нейронов, а один нейрон может иметь до 40000 соединений с другими нейронами (синапсы), которые и формируют сложные электрические импульсы. Эти импульсы управляют деятельностью всего организма.

Скорость нервного импульса большая, примерно 275 км/ч. Нейроны на протяжении всей жизни интенсивно растут, и в разных типах нейронов информация движется с разной скоростью.

Всего 2% составляет масса мозга относительно общей массы тела человека, но энергозатраты на жизнедеятельность его огромные – 20%-25%.

А также для нормального функционирования мозгу требуется около 20% кислорода от общего объема, поступающего в организм человека. И поэтому мозг подвержен кислородному голоданию, особенно у жителей мегаполисов.

Полезно, как можно чаще насыщать мозг кислородом – это быстрая ходьба, энергичные физические упражнения, очень полезно заниматься подводным плаванием, если есть возможность, это и специальные дыхательные упражнения.

Учеными Эдинбургского университета сделано интересное открытие,они говорят, что даже после 70 лет человек занимаясь физическими нагрузками может остановить усыхание мозга и притормозить старение организма в общем.

А Гарвардские ученые после своих исследований сделали вывод, что мозг человека, даже взрослого, может поменять свою структуру и функции в зависимости от наработанных навыков и полученного опыта. Поэтому делаем вывод, учиться можно в любом возрасте и наработать любой новый навык, какой только пожелается.

Еще один интересный факт о головном мозге —

Мозг почти постоянно нуждается в воде, так как он сам состоит из воды на 80%-85%.

К сожалению, человек очень часто путает голод с жаждой, потому что ощущения очень похожи. Поэтому заедая свою жажду наносит двойной вред организму – недостатком воды для мозга и перееданием для тела.

Ученые решили задачу, которую не могли решить философы: причиной наших поступков является бессознательный выбор.

«Люди лишь по той причине считают себя свободными, что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают». Спиноза

Существование свободы воли – одна из важнейших неразрешенных проблем философии со времен античности. Принимаем ли мы решения сознательно, или, возможно, наш выбор осуществляется без участия сознания задолго до того, как мы его осознаем? Иммануил Кант включил проблему свободы воли в число своих антиномий – вопросов, ответы на которые лежат за гранью возможного познания. Но ученые не боятся сложных задач, в которых не преуспели философы. Изучению свободы воли посвящены сотни экспериментальных работ психологов и нейрофизиологов, и, похоже, ответ найден: причиной наших поступков не является сознательный выбор.

Одним из ведущих специалистов в данной области является профессор психологии Гарвардского университета Даниэл Вегнер, который обобщил имеющиеся экспериментальные данные в монографии «Иллюзия сознательной воли». Как следует из названия труда, Вегнер приходит к выводу, что свобода воли – иллюзия. Свобода воли не является причиной наших действий, но сопутствует им так же, как сигнал разряженного аккумулятора на экране мобильного телефона сопутствует разрядке аккумулятора, но не является причиной разрядки. Это лишь ощущение, которое позволяет отличить действие, выполненное нами, от процессов, не зависящих от нас.

Когда мы совершаем желаемый поступок, нам свойственно трактовать это как проявление свободы воли. Однако иногда люди совершают поступок, а чувства реализованной свободы воли не испытывают. Вегнер, Карпентер и ряд других психологов интересовались необычным эффектом, происходящим во время спиритических сеансов. Группа людей кладет руки на круглый стол, который может вращаться. Участники сеанса верят, что стол начнет вращаться по воле призванного ими духа. Нередко стол действительно приходит в движение, а все до единого участника группы готовы поклясться, что они не причастны к этому вращению. Когда на стол кладут Библию, вращение к всеобщему шоку останавливается.

Проверить причастность духов к вращению стола можно по характеру отпечатков пальцев, оставляемых участниками спиритического сеанса на пыльной столешнице. Одно дело, когда пальцы пассивно сопротивляются вращающемуся столу, и совсем другое, когда они активно раскручивают стол. Направление штрихов будет разным. Наблюдения показали, что люди, а не духи раскручивают стол. Но люди не ощущали свободы воли и потому испытывали иллюзию, что стол вращает кто-то другой. Другой тип спиритических сеансов использует картонную доску, на которой изображены слова или буквы. Например, слова «да» и «нет».

Группа людей берется за диск и держит его над доской. Они задают вопросы призванному духу, и тот подводит диск к одному из ответов. При этом ответы получаются логичными, например, на вопрос «ты жив?» дух стабильно отвечает «нет». Как и в предыдущем примере, люди убеждены, что не вызывают движения. Однако если участникам завязать глаза и в тайне от них развернуть доску, ответы «духов» перестают быть логичными, то есть ответы выбирают люди, а не духи, хотя сами того и не осознают. Таких примеров, называемых автоматизмами, существует очень много.

Но верно и обратное: мы нередко ощущаем свободу воли в действиях, которые не совершали. Например, в ряде экспериментов, описанных Вегнером, люди признавали свою вину за нажатие «неправильной» клавиши компьютера, которую они не нажимали. Для этого достаточно предоставить ложного свидетеля ошибки, а характер ошибки должен быть таким, чтобы ее совершение казалось правдоподобным. В ряде случаев человек не только испытывает чувство вины за несовершенный им поступок, но и «припоминает» детали своего нарушения. Вегнер приводит пример из собственной жизни, когда он сел играть в компьютерную игру и только спустя некоторое время увлеченного нажатия клавиш осознал, что не управляет игрой, а смотрит заставку к ней.

Серьезные нарушения ощущения свободы воли могут встречаться у пациентов с расстройствами мозга. Например, описаны клинические случаи, когда люди ощущают, что они управляют движением солнца по небосклону или машинами на дорогах. Они считают, что их воля является причиной этих движений. С другой стороны, существует люди, больные синдромом «чужой руки», которые уверены, что их рука живет своей жизнью, не подчиняется их воле. Для стороннего наблюдателя все движения руки выглядят как осознанные: рука может совершать сложные действия, например, застегивать рубашку. Но хозяин убежден, что рукой управляет кто-то другой. Некоторые люди верят, что ими управляют «из космоса», вовсе не ощущают своей воли за совершаемыми поступками.

Таким образом, свобода воли – это ощущение, которое не всегда соответствует реальности. Мы точно знаем, что свобода воли может быть иллюзией и вправе спросить: не может ли любое ощущение свободы воли быть иллюзией? Когда мы начинаем произносить длинный монолог, мы не продумываем его от начала и до конца, но каждое слово становится на свое место и укладывается в изящную связанную картину, словно мы знали весь монолог с самого начала. Нашему сознанию еще не известно, что мы скажем дальше, но почему-то это не мешает нам излагать свои мысли. Не странно ли это?

Впрочем, аргументы не ограничиваются философскими размышлениями. Ряд научных исследований свидетельствует в пользу того, что осознаваемая нами «свободная воля» не является причиной наших действий. Психолог Бенджамин Либет обнаружил в мозге так называемый «потенциал готовности», возбуждение в определенной зоне мозга, которое возникает за сотни миллисекунд до того, как человек примет сознательное решение к действию. В эксперименте людям предлагали нажимать на кнопку в произвольный момент времени, когда они этого захотят. При этом от участников требовалось отметить момент, в который ими было принято сознательное решение нажать на кнопку. Удивительным было то, что экспериментаторы, измеряя потенциал готовности, могли предугадать момент нажатия кнопки за сотни миллисекунд до того, как испытуемый осознавал, что он решил нажать на кнопку. Хронология складывалась такая: сначала ученые видели скачок потенциала готовности на измерительных приборах, затем человек осознавал, что хочет нажать на кнопку, а после этого происходило само нажатие кнопки.

Изначально многие ученые отнеслись к этим опытам со скептицизмом. Было предположено, что такая задержка может быть связана с нарушением внимания испытуемых. Однако последующие опыты, проведенные Хаггардом и другими исследователями, показали, что хотя внимание влияет на описанные задержки, основной эффект воспроизводится: потенциал готовности сигнализирует о воле человека нажать на кнопку до того, как человек испытывает эту волю. В 1999 году опыты нейрофизиологов Патрика Хаггарда и Мартина Эймера показали, что если человеку предоставить выбор между двумя кнопками, измеряя аналогичные потенциалы готовности, можно предугадать, какую кнопку выберет человек до того, как он осознает свой выбор.

В 2004 году группа нейрофизиологов опубликовала в авторитетном научном журнале Nature Neuroscience статью о том, что люди с определенными повреждениями участка коры головного мозга, называемого париетальным, не могут сказать, когда они решили начать движение, хотя и могут указать момент начала движения. Исследователи предположили, что этот участок мозга отвечает за создание модели последующего движения. В 2008 году другая группа ученых попыталась воспроизвести опыты с нажатием кнопок с использованием более современной технологии – функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). МРТ позволяет исследовать изменение активности различных участков мозга, наблюдая за изменением тока крови (наиболее активные участки мозга требуют больше кислорода). Испытуемых сажали перед экраном, на котором менялись буквы. Испытуемый должен был запоминать, при появлении какой буквы они совершали выбор между двумя кнопками. Ученые пытались определить, возбуждение каких участков мозга содержит наибольшую информацию о том, какой выбор совершит человек: нажмет он на левую или на правую кнопку.

С учетом всех статистических поправок активность мозга в упомянутой выше париетальной коре головного мозга (и еще нескольких участках) позволяла предугадывать выбор человека до того, как он его осознавал. В ряде условий прогноз удавалось осуществлять за 10 секунд до момента принятия осознанного решения испытуемым! Нейрофизиолог Джон-Дилан Хейнс и коллеги, участвовавшие в этом исследовании, пришли к выводу, что сеть управляющих участков мозга, ответственных за принятие решений, начинает формироваться задолго до того, как мы начинаем об этом подозревать. Эта работа была также опубликована в журнале Nature Neuroscience.

В обзоре «Ген Бога» (см. «Новую» от 06.06.2008) мы коснулись исследований Роджера Сперри, объектом которых были люди, пережившие операцию по разделению полушарий мозга. За эти исследования в 1981 году он был удостоен Нобелевской премии. Сперри показал, что у людей с перерезанным мозолистым телом (перемычкой, соединяющей левое и правое полушария мозга) возникают две независимые личности – одна в левом, другая в правом полушарии. К вопросу о свободе воли это имеет прямое приложение: удивительный факт, что две личности такого человека не конфликтуют и даже не осознают существование друг друга.

Полушария разделили, но для них как будто ничего не изменилось! Создается впечатление, что любое действие, совершаемое нашим телом, трактуется сознанием (сознаниями?) как результат проявления его свободы воли, даже если оно таковым не было. Представьте себе двух человек, живущих в одной комнате, но не знающих о соседе. Всякий раз, когда открывается форточка, каждый из них убежден, что именно он ее открыл.

Убеждение, что мы можем свободно и сознательно выбирать наши поступки, является фундаментальным для нашей картины мира. Однако эта точка зрения не согласуется с последними экспериментальными данными, которые указывают, что наше субъективное восприятие свободы не более чем иллюзия, что наши поступки определяются процессами в нашем мозге, скрытыми от нашего сознания и происходящими задолго до появления ощущения принятого решения.

“Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью.
Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Цитаты из статьи:

Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
- ретикулярный (рептильный) мозг,
- эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг,
- визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

1. Рептильный мозг (R-комплекс)

Существует 100 млн. лет, он – самый древний.

Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства.
Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей.

Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма.

Так же именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы.

Он так же иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.

Наверняка вы можете вспомнить, что в вашей жизни были моменты, когда рептильный мозг брал верх над вашим разумом и вы «перереагировали» на ситуацию? В каком-то смысле наш рептильный мозг все еще выполняет в нас функции древних динозавров, или наших далеких и диких предков.

2. Лимбическая система – «эмоциональный мозг».

Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих.

Он отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту; управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием. Он участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др. Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших».

Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня.

«Гравитация» эмоционального мозга в своем стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из нее для эмоционального мозга – стресс.

Каждое решение, которое вы собираетесь предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, вы отвергаете этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко вам и знакомо.

Когда вы чувствуете сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашим разумом.

Его черты:
- живет настоящим временем;
- аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов);
- ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана;
- не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»;
- ассоциативность с определенными моментами жизни – когда мы думаем о чем-то, мы входим в образ и испытываем чувства.

Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации.

Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека.

3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария).

Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет.

Он являет собой то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, в нем происходят познавательные процессы и т.п. Обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ.

С его помощью вы можете представить все, что захотите!

Это еще и наша «мыслемешалка» (примерно 60 000 мыслей в день!).

Этот мозг может определить:
- какие действия вам нужно предпринять,
- поставить цели и составить план,
- обсуждать ваши цели и мечты,
- вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,
- с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.

Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе.
Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.

Теперь, имея представление об устройстве нашего мозга, можно двигаться дальше. В свое время Конфуций говорил, что “мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног”.

В продолжение материала цитаты на эту тему из другого источника:

Настоящие и скрытые возможности головного мозга

1. Рептильный мозг

В ходе Эволюции человека первым получил развитие ствол мозга, называемый рептильным мозгом. Он у человека – самый слабый компонент интеллекта. Эта область мозга отвечает за сенсорно-моторные реакции (работа пяти органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем материальный мир).

Жизнь человека протекает в трехмерном пространстве.
На восприятие диапазона этого пространства ориентированы наши органы чувств, а следовательно, и связанное с ними Сознание. Как видите, диапазон этот невелик, если учесть, что пространство многомерно и отнюдь не линейно, как его воспринимаем мы.

Реальный мир, в котором мы живем и на который ориентировано наше Сознание, – совсем не такой, каким мы его знаем и представляем (идеализируем). Этот неизведанный Мир нам сейчас только еще предстоит изучить, познать и обжить.

Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода.

Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях. Развитие мозга и мышления идет только через учебу, другого не дано: либо вы его напрягаете, либо теряете! При «потере» своего мозга человек деградирует.

Чтобы этого избежать, для начала будет достаточно согласиться с фактом ограниченности, неполноты нашего восприятия Мира, архаичности нашей «точки отсчета» и «системы мер». Мудрость гласит: «Что будет измерено, то и будет сделано». Живем в веке атомном, а меряем «четвертями», на глазок.

Если задуматься, то восприятие Мира с точки зрения рептилии (ее глазами) человек принимает за Истину в последней инстанции, построив на этом зыбком и весьма ненадежном фундаменте свои миропонимание, мораль, нравственность...

2. Мозг млекопитающего

Рептильный мозг окружен очень сложной лимбовой системой, получившей название «мозг млекопитающего».

Эта область мозга на эволюционной лестнице располагается значительно выше рептильного мозга и имеется у всех млекопитающих. Его функции эмоциональные и познавательные. Эта часть мозга отвечает за ощущения, переживания, память и обучение; управляет биоритмами, проявлением чувства голода, контролирует кровяное давление, сон, обмен веществ, ритм сердца, состояние иммунной системы.

Рептильный мозг играет важную роль в поддержании жизнедеятельности организма: именно с этим мозгом связано влияние эмоций на здоровье. Лимбовая система воспринимает сигналы, идущие от органов чувств (слух, зрение, осязание), и передает полученную информацию в мыслящую часть мозга – неокортекс.

Люди, у которых доминирует лимбовая часть мозга, эмоциональны и обидчивы. Или впадают в другую крайность: с головой уходят в учебу, работу, в дела, взваливают на себя массу чужих забот и обязанностей, обременительных и зачастую не несущих никому никакой пользы.

Так как лимбовая система непосредственно связана с неокортексом, то ее доминирование растрачивает психическую энергию неокортекса на решение проблем и задач лимбовой системы, попросту сжигает ее эмоциями, вместо того, чтобы употребить на решение конкретных практических дел с осязаемым результатом!

3. Мыслящий мозг (неокортекс)

Неокортекс располагается сверху и с боков лимбовой системы.

Его масса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку. Это центр высшей умственной деятельности – средоточие Истинного Интеллекта.

Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще.

Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации Мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить прорыв в Эволюцию. О том, что это такое, наука еще не догадывается.

Высшей формой проявления мысли является интуиция. Именно интуиция – способность человека считывать информацию из внешнего Мира (не только трехмерного, но и многомерного) – позволяет расширять диапазон Его познания.

Этот труд заключается в постоянной учебе, развитии познания, критического самоосознания и творческого применения знаний на практике. Под учебой понимается только одно: каждый человек должен знать и понимать себя и свой организм. Не забудьте: «Что будет измерено, то и будет сделано».

Наши комментарии:

Это социальное научное исследование, судя по всему построенное на теории эволюции.....наталкивает сразу на ряд интересных идей, которые полностью подтверждаются Эзотерическим Договором:

1. Во-первых, Эзотерическая модель говорит о том, что любой физический орган (мозг) - имеет свои тонкие тела и служит для выполнения различных функций.

Мозг - это приемо-передатчик управляющего сигнала, поступающего через сахасрара чакру человека и управляющий всем нашим поведением, действиями и мотивацией к ним...из Эгрегоров.

Если посмотреть на эту схему триединого мозга - с такой точки зрения Эзотерической модели, то можно предположить что:

- рептильный мозг = равно сознанию тела.

Лимбический мозг (эмоциональный) = равно сознанию животного ментала.

Ну а визуальный мозг (неокортекс) = равно нашему человеческому разуму.
И судя по всему именно активной работе левого полушария, логическому и рациональному "мышлению"

Из этих предпосылок рождается вытекает следующая идея - активность различных частей мозга и касты (уровень сознания человека):

Если было бы возможно провести исследование, то наверняка будет присутствовать связь, между кастой человека и тем отделом мозга который наиболее активен:

- у 1 касты вероятно будет преобладать рептильный мозг (инстинкты тела)
- у 2 касты - лимбический-млекопитаюшего (эмоции, животный ментал)
- у 3 касты - визуальный - некортес (разум)

Понятно, что у каждого живого человека, будет в той или иной степени активны и задействованы все отделы три-единого мозга в разной вариации, но их преобладание судя по фактам будет разниться от касты к касте.

При этом, в социальной Модели приведенного исследования напрочь отсутствует понятие "Сознания", хотя самим словом ученые уже и оперерируют.

Это еще в большей степени подтверждает Эзотерическую модель.
Уровень людей касты 3+ и тем более 4 - самостоятельного мышления, активного Сознания (а не разума) - вообще не существует в такой модели.

2.Во-вторых, и что еще более интересно...эта информация косвенно подтверждает, каким образом происходит эгрегориальное управление Человеком Социальными Эгрегорами.

Все эти три различных физических части мозга - являются приемниками-антеннами для получения различных команд к исполнению, осуществляемых социальным человеком машинально, на автомате.

Человек управляется реакциями своего тела (приемник рептильного мозга), или своими эмоциями (приемник лимбического мозга), или таки разумом (приемник визуального мозга).

То есть это 3 приемника для разных частей сигнала, но цель всех этих программ абсолютно идентична - Человек живет на уровне тела-эмоций-разума, являясь просто механическим биороботом с спящим сознанием.
Что собственно и наблюдается....

Шансов пробудить Сознание, отключившись от этих программ - в Социуме нет.

Все эти нюансы - абсолютно совпадают с тем, что написано в пособии "Эзотерической модели Мира Действия" .

Через подобные социальные открытия, приведенная в пособии схема-рисунок того, как "Боги" создали искусственные эгрегоры для управления человеком - четко показывает, как они же настроили и человеческий биоробот таким образом, чтобы он "жил себе спокойно" и не лез куда не следует....

Все очень "гармонично устроенно...."

3. В-третьих, Эзотерическую модель подтверждает и еще одна идея проскальзывающая за всей этой социальной моделью три-единого мозга.....

Предпосылкой к возможному росту человека, к пробуждению и активизации сознания - будет максимальная активность именно третьего мозга...Неокортеса.
Почему?

По сути это уровень 3 касты. Но этого мало. Чего же не хватает? Что так упорно не замечают в Социальной модели? И что объективизировано в нашем Пособии....

Предположу, что по всей видимости когда активен именно этот "третий мозг, рационально мышления" - прорыв возможен только в случае, если хоть в какой-то степени будет задействован и приемник "правого полушария".

У Человека появляется малейший шанс на какое-то уже на самом деле самостоятельное мышление.

Отчасти, сами ученные уже говорят об "интуиции" в своих статьях - но никак не объясняют эти механизмы в своей три-единой модели физического мозга, что в принципе понятно, база их исследований социальная модель - Материя первична.

Если посмотреть на гениев и великих ученых всех времен...
Все они обладали именно таким тандемом: наряду с активным аналитическим и рациональным мышлением у подавляющего большинства присуствуют различные состояния включения других механизмов: инсайт, интуиция, получение информации во сне и т.д.

Сама социальная наука, будучи ограничена только "физическим органами" и объектами, не позволяет сделать еще шаг вперед....и найти то - что отсутствует в этой модели...

Этот переход, следующий шаг - будет связан с активизацией работы правого полушария - и синхронизацией работы обоих приемников...