Успенская церковь на васильевском. Подворье Киево-Печерской Лавры. Церковь Успения Богоматери -Подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни. Храм Успения Пресвятой Богородицы - Киево-Печерская лавра в миниатюре

Неискушенному в православной системе ценностей туристу трудно разобраться в огромном изобилии церквей, названных в честь Пресвятой Богородицы.

Такая церковь есть в Александро-Невской Лавре, есть на Охте , есть на Северном кладбище…

В нашем случае речь идет о той, которая находится на Васильевском острове на 700 метров ниже по течению реки от Благовещенского моста.

Её фасад выходит на набережную лейтенанта Шмидта, на другом берегу Большой Невы находятся корпуса и доки Адмиралтейских верфей.

Сегодня ничто не напоминает о том, что Церковь Успения Пресвятой Богородицы являлась частью подворья Псково-Печерского Успенского монастыря.

В том виде, какой мы видим ее сейчас, она появилась относительно недавно. Ветхую предшественницу разобрали в 1894 году, а уже на другой год на ее месте началось строительство нового храма.

Освящение предела состоялось в конце 1897 года во имя Всех Печерских Преподобных. Полностью строительство было завершено в 1900 году.

Хотя церковь богато отделана, выглядит она просто и солидно. Инженер Василий Косяков, автор проекта, применил несколько схем, позволивших сделать внутреннее пространство максимально просторным. Историки предполагают, что к росписи внутренних стен приложил свою руку великий Васнецов.

Из Киево-Печерской лавры сюда были перенесены старинные иконы, ставшие его главным украшением.

Впечатляют входные двери. Их толщина около 20 сантиметров!

Стройный силуэт высокой пятиглавой церкви Успения пресвятой Богородицы, прекрасно дополняет панораму Васильевского острова.

В 1932 году были арестованы монахи подворья, а сам храм закрыли в 1935 году. Благодаря свободному внутреннему пространству здесь был залит первый в Санкт-Петербурге крытый каток.

На его искусственном льду начали свою спортивную карьеру многие звезды отечественного фигурного катания.

Дабы не смущать взоры юных фигуристов, храмовые фрески сначала побелили, а затем замазали масляной краской.

В 1991 году, церковь вернули православной епархии. На восстановление здания было затрачено много сил. Фрески были кропотливо воссозданы художниками-реставраторами по небольшим сохранившимся фрагментам.

Теперь здесь расположено подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Набережная лейтенанта Шмидта, дом 23

Как добраться:

Из метро Василеостровкая по 6-й до Набережная лейтенанта Шмидта (почти у Благовещенского моста). Повернуть направо и пройти 700 метров. Церковь будет видна сразу, как только Вы выйдете на набережную.

March 5th, 2016

В последний день февраля я прогуливалась от Дворцового моста по набережной Лейтенанта Шмидта к музею-институту семьи Рерихов, в сторону порта.
День выдался серым, пасмурным, неласковым. 29 февраля. Редкий день).
Периодически шел снег.

Нева еще подо льдом, левушки мерзнут на набережной..

И в жару, и в холод Петр Первый "строит лодку" у Адмиралтейства...

" На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..Пред ним широко
Река неслася..."

Вот вышла на прогулку петербургская семья. Не туристы, явно. Редкий турист дойдет до конца набережной...)

Наблюдаю трогательную кормежку. Женщина принесла целый пакет еды для пернатых.

Уточки, голуби, вороны, чайки..Дружная невская семейка)

Самые хулиганистые - катаются на тающих льдинках)

А я нахожусь где-то тут...

За Невой, за мостом, виден купол Исаакиевского собора. Очень удачно луч солнца выглянул)

Вижу подводную лодку...Один из новых музеев, открыт совсем недавно. О нем я еще расскажу. Другой рассказ будет.

На набережной, как раз напротив лодки, стоит Успенская церковь. Точнее - церковь Успения Божьей Матери.

Церковь очень красивая. Р асположена она чуть вдали от основных достопримечательностей центра города, ближе к порту, за мостом Лейтенанта Шмидта, ныне Благовещенского моста.

Для меня она стоит в одном ряду с нашим Спасом-на-Крови и московским собором Василия Блаженного на Красной площади.

Кроме того, что она интересна сама по себе, с ней связана история нашей семьи. Точнее,страница жизни прародственницы Полины. О ней я чуть позже расскажу.
А сейчас - о церкви. Она - пятиглавая, вмещает до 2000 человек.

Проект выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.
Наружные мозаики были исполнены в мастерской В.Фролова. При строительстве храма впервые в Санкт-Петербурге гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.
На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

С тех пор, как ее полностью восстановили, в этой церкви я еще не была ни разу. Только в "лесах" ее наблюдала.

Захожу... Открываю тяжелые двери.

Храмовое пространство - система перекрещивающихся арок.
Поэтому в церкви отсутствуют столбы.

Красиво...Необычно.
Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами под руководством академика Ф.А Соколова. Роспись была затем отреставрирована.

Кроме того, в храме работала группа из 80 человек, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского института им. Репина.

На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен совсем недавно, в 2007 году ).
Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне».

На парусах находятся образа четырёх Евангелистов.

Идет служба. Акустика великолепная! Чудо просто!

Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.
Там и остался..

История этого храма начинается еще с петровских времен, хотя в нынешнем виде храм был построен в конце 19 века.
В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I , началось строительство архиерейского подворья членов Святейшего Синода . Подворье использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Синод находился на другой стороне Невы.

Доход был небольшим, поэтому в 1872 год у было решено его продать для подворья Киево-Печерской лавры. Теперь тут размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Но места становилось мало, церковь оставалась маленькой и не вмещала всех желающих.


(фото из инета)

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий.
По его итогам был принят проект, с огласно которому главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, а большинство зданий предполагалось выстроить заново.

В 1894-1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде.

Видите его выше на снимке прошлых лет? Слева за часовенкой.

Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм.
Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле. Еще один, уже имеющийся, дом был надстроен третьим этажом.

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1895 году.
Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты.

В 1896 году внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. В следующем год у на купола были подняты кресты.

Затем были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья . Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.


(фото из инета)

Тут я снова вспомню свою родственницу. Полина Михайловна владела доходным домом на углу Малого проспекта и 17 линии Васильевского острова до 1917 года. Жила она одна, детей и своей семьи у нее не было. Была она тогда уже немолода.

После революции дом отобрали, поселили туда рабочих и крестьян, а ей выделили комнатку на первом этаже.
Через некоторое время и эта комнатка оказалась нужна, Полина оказалась на улице.

Она отправилась в ближайшую к ее дому церковь, о которой идет рассказ, там ее приняли, определили жить в подвальное помещение храма.Питалась Полина в монашеской столовой.

Помещение было сырым, холодным. Помимо Полины, в нем жили крысы. Во время наводнений (а наводнения в то время были нередки, дамбы еще не было) подвал церкви, стоящей на берегу Невы, заливало и ходить приходилось по колено в воде.
Через какое-то время она там же и умерла..

Через два года после революции началось постепенное «уплотнение» и монашеского жилья, люди были перемещены из келий в небольшие помещения.

После закрытия Киево-Печерской лавры в 1926 году подворье продолжило своё существование самостоятельно.

Между прочим, в 1930-е годы в храме служили певчими М.В.Гундяев и Р. В. Кучина — родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла .

В ночь на 23 августа 1932 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены с последующей отправкой в лагеря.
Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан.


(вид на церковь с борта ледокола "Красин")

Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту.
Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

Подворье фактически перестало существовать.

После закрытия храма его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта.
В 1936 году церковь использовали как спортивный зал.

В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО , в самом храме — склад РККФ, в подвале — бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением А.Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка.

В результате работ была уничтожена метлахская плитка; уничтожена или закрашена живопись.
В алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы; в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря.

Представляете, какая площадь у храма?!

Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки.
Зал был украшен портретами В. И. Ленина, флагами и транспарантами.

Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались наши знаменитые фигуристы Л. Белоусова и О.Протопопов.

После окончания строительства Дворца спорта "Юбилейный" , крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако, состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем — цветочная плантация для продаж.

В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь.

Наместник монастыря обратился к властям Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья.
Среди предложенных храмов был Успенский, на котором он и остановил свой выбор. С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья.

В 1991 году в бывшем хореографическом зале катка был установлен временный иконостас, начаты службы. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с 1996 года . Тогда же началась реставрация центрального алтаря.

В 1998 году на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. Три года назад церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена и освящена патриархом Кириллом храм.

Вот такая история....

При подворье действуют Институт религиоведения и церковных искусств , православная гимназия, воскресная школа, реабилитационный центр «Диалог» , д еятельность которого направлена на помощь лицам, пострадавшим от деструктивных религиозных организаций . Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации. Есть так же золотошвейная мастерская и библиотека.

Интересный момент: при входе в церковь слева от дверей, ведущих в зал для молений, находятся два помещения.
Одно - церковная лавка, где можно купить свечи, заказать службы, купить монастырскую выпечку, мед и другие продукты.
И второе - помещение для бесед с прихожанами, над которым написано "Дежурный священник". На лавочках у кабинета сидели люди, ожидали своей очереди.
А священника и посетителя, сидевшего за столом с разных его сторон и разговаривающих о чем-то, было видно сквозь стеклянную стену кабинета.
Нигде раньше такого не видела.) Интересно, есть запись или живая очередь?....

Наверное, Крузенштерн, памятник которому стоит тут с 1873 года, мог бы много рассказать о том, как менялась церковь и какие люди шли к ней по набережной мимо него... Может быть, и сам бы зашел)

Ставропигиальный православный собор располагается на Васильевском острове, что в Санкт-Петербурге. Церковь сооружалась в течение двух лет с 1885 по 1887 год., это пятиглавое религиозное здание рассчитано на 2000 прихожан. Сегодня Успенский храм является подворьем Козельской пустыни.

История постройки храма

В 1721 г. по указу государя Петра Первого на территории Васильевского острова началось возведение подворий для архиереев Синода. Троице-Сергиева пустынь приобрела землю у семьи Нарышкиных. Через 30 лет монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив на берегу Невы церковь Рождества.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург

  • Это здание вскоре собирались продать, но покупатель так и не нашелся. Поэтому Екатерина II распорядилась передать оставшуюся одинокой церковь во владение епархии Пскова. В подворье проводились церковные заседания и проживали архиереи.
  • Вскоре Священный синод перенял правление, так как Псковской епархии недоставало средств и географической близости для рационального контролирования дел. Смена владельцев не повлияла на благоустройство, поэтому вновь встал вопрос о продаже участка с одинокой церковью. Священный синод отдал его за 86 тысяч рублей.
  • Участок включал, главным образом, двухъярусную, постоянно ремонтирующуюся церковь . Во дворе храма располагались служебные строения и склад материалов. Рядом находился общественный туалет и яма с мусором. Митрополит Арсений предлагал осуществить полноценную перестройку, но скончался, не успев разработать и утвердить проект.
  • Бедное подворье сдавалось в аренду мирянам, с 1879 г. начались ремонтные работы, архитектор П. Шестов построил одноэтажный флигель. Старый Рождественский храм, к сожалению, уже не мог вмещать всех желающих, его состояние становилось критическим: не хватало освещения, штукатурка стен отваливалась, целостность пола и потолков была сильно нарушена. В архиерейских покоях установили чугунные колонны, чтобы избежать крушения кровли.

В конце XIX века прошел архитектурный конкурс, где рассматривались проекты нового здания. В 1884 г. на месте одного из снесенных строений воздвигли двухэтажный дом для настоятеля и митрополита. Отсюда архиереи могли выходить прямо в храм. Через несколько лет соорудили сад и 2 двора, конюшню, сарай и ограду. Подворье обрело статус закрытого комплекса с отдельными помещениями для монахов, архиереев и настоятеля. В 1915 г. здесь благоустроили богатую библиотеку, принадлежащую отцу Владимиру.

Возведение Успенского собора

Первый камень заложили в конце лета 1895 г., работами руководил архимандрит Феогност. Строители трудились с самого утра до позднего вечера, вместо кирпича для арок было решено использовать бетонную смесь. В начале осени 1896 г. внутри строящегося здания воздвигли временный собор, предназначенный для ежедневных богослужений. Через год на купола храма подняли православные кресты.


На заметку! В начале лета 1932 г. Успенский храм передали под управление Ленинградского митрополита, а спустя четыре года, его использовали в качестве спортивного зала. Во время блокады Ленинграда под кровлей установили пункт ПВО, а внутри самого собора - склад морского флота. Подвал оборудовали в бомбоубежище, а сад использовали как зенитный расчет.

Восстановление

В 1956 г. поступило распоряжение о том, чтобы внутри церкви соорудить крытый каток. В результате подготовительных работ уничтожили напольное покрытие, настенную живопись, а на месте алтаря организовали гардероб. Здесь поместили склад инструментов и мастерскую по заточке, стены украсили знаменами и портретами вождей.

Другие храмы в честь Успения Богородицы:

В 1967 г. каток использовали для обучения детей. Состояние здания ухудшалось, требовался полноценный ремонт. Чтобы исправить проблемы с финансированием, здесь открыли бани и цветочный магазин.

В 1991 г. Успенский храм передали Оптину монастырю, временный иконостас разместили там, где располагался каток. Началось постепенное восстановление Божьего дома: убирались не принадлежащие архитектуре церкви стены, вывозился мусор. Ежедневные богослужения начали проводить только с середины зимы 1996 г.

Иконы Богородицы в Успенском храме, Санкт-Петербург

В 1998 г. на храм поставили крест, а к 2003 г. полностью реконструировали иконостас. В 2013 г. Успенский храм сиял новой жизнью, патриарх Кирилл освятил его традиционным ритуалом.

На заметку! В 1994 г. при храме открыли воскресную школу и богословские курсы. В 1999 г. эти заведение переквалифицировались в институт религиоведения, где изучалась христианская культурология и практиковалось миссионерство, социальная деятельность. В 2010 г. здесь организовали православную гимназию в честь святителя Амвросия.

Архитектура

Собор имеет пять глав и создан в псевдорусской манере, вмещает до 2000 человек. При возведении использовали кирпичную кладь и бетонную смесь. Нижний ярус облицевали гранитом серого цвета, а верхний - песчаником. Гладкие поверхности куполов покрыли алюминиевыми листами.

Внутреннее пространство собора образовалось за счет перекрещивания арок, поэтому зданию не требуются поддерживающие колонны. Изначально стены храма расписывали московские мастера. В восстановительных работах участвовали выпускники Академии искусств города Санкт-Петербурга.

Внутренняя роспись купола демонстрирует Христа и сонм ангелов, под барабаном располагаются композиции, рассказывающие о деяниях Спасителя. Тема алтаря, находящегося в центре, - Успение Пречистой Девы. Рядом располагается мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

Роспись главного свода Успенской церкви в Санкт-Петербурге

Святыни храма, как добраться

Сегодня Успенский храм благополучно принимает паломников и проводит ежедневные богослужения.

При Успенском храме, расположенном на Васильевском острове, работает и институт религиоведения. Братия также обладает скотом и имеет возможность заниматься сельским хозяйством.

Место, где стоит храм, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям: сначала - Троице-Сергиеву монастырю (ныне Лавре), потом - Псковскому Архиерейскому Дому. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская лавра. Вначале храм на лаврском подворье был небольшим, с трудом вмещал молящихся. В 1894-1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново - с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней.

Созданием проекта и постройкой храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков (автор Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте и др.). Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан.

События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. С 1919 года начинается постепенное выселение монахов из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. В ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили и отправили в северные концлагеря.

Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре они также были арестованы. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году храм был закрыт и превращен в склад. В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания.

В 1991 году бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Началось восстановление храма и всего подворского комплекса, которое продолжается до сих пор.

15 сентября 2013 года храм Успения Божией Матери был освящен Великим чином Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преп. Амвросия, старца Оптинского (XIX), имеется мощевик Собора преподобных Старцев Оптинских, а также мощевик Киево-Печерских святых, в котором находятся частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких почитаемых преподобных: Моисея Угрина (XI), Илии Муромца (XII), Нестора Летописца (XI-XII), Агапита врача безмездного (XI-XII), Иоанна Многострадального (XII), Исаии Чудотворца (XII в.) и других.

В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар. Образ является точным списком с чудотворной иконы древней афонской обители.

В алтаре храма хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: прор.Иоанна Предтечи, ап.Андрея Первозванного и ап.Иакова Зеведеева (I), прав.Лазаря Четверодневного (I), сщмчч.Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), свт.Николая Чудотворца (III-IV), вмч.Пантелеимона (III-IV), преп.Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

На Оптинском подворье основан мужской хор «Оптина Пустынь». Коллектив профессиональных певчих возрождает традиции древнего уставного монастырского пения: на богослужениях в храме исполняются знаменные песнопения, оптинские распевы, разные виды древнерусских одноголосных распевов, русского церковного многоголосия, а также греческие, сербские, болгарские и грузинские распевы.

История возникновения этого храма относится ко времени царствования императрицы Анны Иоанновны. На этом месте (до революции набережная Лейтенанта Шмидта называлась Николаевской) с 1766 года находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В здании подворья на втором этаже была устроена домовая церковь Рождества Христова.

В 1833 году архитектор А.И. Мельников повысил здание и изменил его фасад, внутри была выполнена новая роспись. В 1874 году подворье было куплено Киево-Печерской лаврой. В 1883-1884 годах храм расширили пристройкой и переделали по проекту Н.А. Мельникова. В 1893 году по проекту гражданского инженера А.М. Воробьева на углу здания выстроили часовню.

Замысел нового, трехпридельного храма принадлежал митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану, который пожертвовал на почин 20 тыс. руб. В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 - 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных.

Закладка церкви освящена 15 августа 1895 года архимандритом Феогностом. Освящение главного алтаря с хорами 18 декабря 1897 года осуществил митрополит Киевский Иоанникий. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле, напоминал мемориальную церковь в Борках, возведенную на месте крушения поезда Александра III. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.

Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова - наружные мозаики храма. Иконы писали сестры столичного Новодевичьего монастыря. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским (настоятель храма - архим. Феогност (Пашков)). С июля 1919 года, до июля 1923 года храм относился к обновленческой церкви; с 11 июля 1923 по 1927 год - к Патриаршей Церкви (настоятель в 1926 г. - архим. Гурий (Егоров В.М.)); в 1928 году стал иосифлянским, с 1929 по январь 1935 год церковь относилась к Патриаршей Церкви (настоятели: 1929 г. - архим. Феодосии (Михайловский Иван Петрович), до 22 авг. 1930 г. - архим. Трифилий (Смага Трофим Арсеньевич) (арестован), 1933 г. - Ладыгин Николай Гермогенович, 1934 - янв. 1935 гг. - архим. Владимир (Кобец Константин Демьянович)).

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом. В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону "Успение Божией Матери" передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители).

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В конце 1993 года в церкви возобновились регулярные богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день. "В итоге мы получаем некие осколочки старой живописи, которые сохранились. Потом эти осколочки старой живописи промываются, расчищаются аккуратненько. И лишь потом наносятся на бумагу-кальку", - рассказывает Ярослав Штыренберг, ответственный за проведение реставрационных работ. Следуя этой сложной технологии, с кальки рисунок дорисовывается на планшете. Только после этого восстанавливают фрески.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины. При подворье действует воскресная школа, мастерские, книжная лавка.