Урок правописание не с глаголами. Не с глаголами. написание -тся и -ться в глаголах. Изучение новой темы

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами

Настаева Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Привольненская СОШ»

Урок проводится по учебнику для 5-х классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Дрофа», 2012г. Авторы учебника: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, Г.А. Богданова, Т.С. Тронина, В.В. Львов, Н.Н. Сергеева.

Тип урока : урок-закрепление

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о правописании Не с глаголами.

Задачи: Обучающие: Отрабатывать навык правописания Не с глаголами, расширить знания по теме; Повторить постановку знаков препинания при обращении, однородных членах предложения.

Развивающие: Активизировать познавательную деятельность школьников. Развивать речь учащихся, логическое мышление, Развивать умение работать в группе и самостоятельно.

Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: чувство дружбы,товарищества; деликатность; дисциплинированность; самоуважение. Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе, к родному языку.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация), толковый словарь, карточки для инд.работы, жетоны.

Ход урока.

I .Организация начала урока. (Слайд 1)

1. Приветствие. Настрой учащихся на положительные эмоции и успешность.

Добрый день, дорогие ребята! И день сегодня, действительно, добрый, потому что мы вновь вместе на уроке русского языка, и думаю, что мы хорошо поработаем. А оценивать вашу работу в конце урока мне помогут баллы, полученные вами за урок. Более 5 баллов-«5», менее 5 баллов- «4».

Давайте хором прочитаем стихотворение (слайд 2)

Если мы грустим,

Все вокруг грустит.

Если мы шалим,

Все вокруг шалит.

Мир ведь каждый час

Отражает нас.

Потому не злись

Миру улыбнись.

Я желаю вам улыбнуться и пожелать друг другу удачи.

II .Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу урока.

1.Вопрос классу:

Скажите, ребята, чем насыщено стихотворение? Какая часть речи преобладает в тексте?

Да. Действительно, в стихотворении преобладают глаголы, а вы, конечно, знаете, что глагол-часть речи, которая занимает второе место после имен существительных.

2.Проверка усвоения темы прошлого урока. Работа в группах.

I группа (1ряд) составляет рассказ о глаголе (на примере глаголов из стихотворного текста) (можно совещаться )

II группа (2 ряд) дает характеристику глаголам из домашнего упражнения

(Дети называют основные признаки глагола- значение,вопросы, морфологические признаки- время, вид, спряжение)

Молодцы! Как много вы знаете о глаголах!

Обратите внимание на правописание глагола НЕ ЗЛИСЬ. Почему НЕ пишется раздельно? (Дети вспоминают правило).

Молодцы!

III . Объявление темы и цели урока. Новый материал.

Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», вспомним и закрепим правописание НЕ с глаголами. Запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами» (слайд 3)

1.Исследование языкового материала

Ребята, хочу познакомить вас с малоизвестным стихотворением А.С.Пушкина. А история его такова:

Однажды Александр Сергеевич Пушкин пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, Павла, стихотворение. В нем содержался совет (слайд 4)

Душа моя, Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

(Не) делай того-то…

Кажись, это ясно?

Прощай, мой прекрасный!

Прочитайте выразительно эти строчки (Дети читают)

Я загадала слово из этого стихотворения, угадайте его. (НЕ ДЕЛАЙ). Раскройте скобки. Как надо писать НЕ с глаголами?

Да, раздельно. Значит, НЕ- это частица, и обозначает она запрет на действие., то есть отрицание действия (сравните: делай- не делай)

Как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу НЕ ДЕЛАТЬ?

(ответы детей, помощь учителя).

Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д. Давайте запишем в тетрадях эти глаголы.

Вывод: НЕ – отрицательная частица, она придает глаголам отрицательное значение и пишется с ними раздельно.

Объясните знаки препинания. (обращение – Павел, мой прекрасный), однородные члены предложения- люби, не делай). Объяснение слова КАЖИСЬ (просторечное)- кажется, выделяется запятыми.

2. Работа по учебнику. Повторение правописания НЕ с глаголами.

Откройте учебник на стр. ?, упражнение?). Выполнение заданий.

Чтение слов (2 ученика).

Лексическая работа.

Давайте определим значение слов второй колонки (слайд 5)

Негодовать – возмущаться, быть недовольным

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

(Для Ульяны -Какими действиям человек показывает недоумение?

чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза)

Неволить – принуждать, заставлять делать что-то

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение

Недомогать – испытывать болезненное состояние

Нездоровится – болеть, хворать

Нежиться – предаваться неге, наслаждаться

Как пишутся слова в правой колонке? Как пишутся слова в левой колонке?

Вывод из наблюдений (слайд 6) :

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, нежиться

3. Расширение знаний по теме. Правописание НЕДО и НЕ ДО (Слайд 7)

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу НЕ с приставкой ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

ЗАПОМНИТЬ!

Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

Например:

В пейзаже недоставало красок. (отсутствовало в нужном количестве)

НО!

Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

Физминутка

-Устали? Давайте проведем физминутку.
-Нежиться можно не только в постели, но и под лучами жаркого солнца (потянулись). Вдруг подул ветерок, закачались деревья (покачались). Небо заволокло тучами и пошел дождик (постучали пальчиками по парте). Надо спрятаться под крышей (делаем крышу над головой, сцепив пальцы).

IV .Закрепление материала

1.Чтение правила п.18

2.Работа с текстом.

Ребята, у меня к вам вопрос: Что такое настоящая дружба? Каким должен быть настоящий друг? (Ответы детей).

Давайте прочитаем еще одно стихотворение. Это стихотворение поэта 20 века Сергея Владимировича Михалкова, он рисует портрет друга, о котором все вы мечтаете(слайд 8):

Твой друг. Он честен и бесстрашен.

На суше и в воде.

Товарища и друга не бросит он в беде.

Он гнезд не разоряет, не курит и не лжет,

Не виснет на подножках, чужого не берет.

Назовите глаголы.

Как они пишутся?

Выпишите последнее предложение, разберите его по членам.

Чем являются глаголы в предложении?

3. Запись пословиц и поговорок.

Ребята, вы знаете, что у каждого народа есть много пословиц и поговорок. Назовите самую известную пословицу о дружбе, о друге.

Правильно, эта пословица - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Запишите ее.

- Скажите, а не потеряла ли эта пословица своей актуальности в наше время? ) ( Думаю, этой пословице суждено бессмертие. Несомненно, сегодня деньги имеют особую ценность для человека, каждый стремится к хорошей жизни. Для многих накопительство стало смыслом жизни: Но так нельзя! Настоящему человеку всегда нужен человек, собеседник, друг! Деньги не могут выслушать, дать совет)

А вот как звучит на калмыцком языке- зун үкртә болхар, зун иньгтә бол (дословно- чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей). (слайд 9)

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей – зун үкртә болхар, зун иньгтә бол (дословно- чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей)

Запишите этот дословный перевод. Давайте запомним его (проговаривание хором).

А какие еще пословицы вы знаете?

4.Игра «Собери пословицу»

Ребята, у нас рассыпались пословицы. Давайте их соберем и запишем в готовом виде. (Слайд 10)

Без хорошего друга а старых не забывай.

Друга на деньги разобьешь - не сложишь.

Дружба как стекло: не узнаешь своих ошибок.

Новых друзей наживай, не купишь.

V . Контроль и самоконтроль знаний. Работа по карточкам.

1 вариант. Спишите, распределяя глаголы в два столбика (листочки)

с не пишутся раздельно | с не пишутся слитно


(не)услышиш…; (не)пробежал; (не)навидел; (не)терпел; (не)годовал.

2 вариант. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

не)(до)смотреть фильм

Проверка. (Слайд 11,слайд 12).

Поставьте себе оценку за работу (ни одной ошибки- 2 балла, 1 ошибка – 1 балл.)

VI . Рефлексия.

- Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? Было вам интересно? Что понравилось на уроке?

VII . Итоги урока.

Итак, мы с вами повторили и закрепили первоначальные сведения о глаголе, рассмотрели примеры слитного и раздельного написания, закрепили навык правописания, поговорили о дружбе и настоящих друзьях. А теперь еще раз скажем – как мы пишем НЕ с глаголами?

Чтение хором стихотворения-правила. (Слайд 13)

Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.

Давайте посчитаем баллы и поставим себе оценки. «5»- более 5 баллов, «4» - менее 5 баллов. Оценки.

VIII . Домашнее задание: п.72, мини-сочинение «Советы другу» или «Мой друг», «Моя подруга» с использованием глаголов с НЕ

Мы сегодня очень хорошо поработали, мы- молодцы! Давайте похлопаем себе в ладоши

Технологическая карта урока

Этапы урока

Продолжительность этапа

1. Организационный момент.

1 мин.

2. Актуализация знаний учащихся.

5 мин.

3. Изучение новых знаний.

8 мин.

4.Усвоение новых знаний.

8 мин

5. Закрепление новых знаний.

5 мин.

6. Контроль и самоконтроль знаний.

5 мин.

7. Рефлексия.

3 мин.

8. Подведение итогов.

3 мин.

9. Инструктаж о домашнем задании.

2 мин.

Приложение

1 вариант.

Спишите, распределяя глаголы в два столбика

с не пишутся раздельно | с не пишутся слитно

(Не)забыл, (не)здоровилось, (не)здоровался, (не)(до)смотреть за ребенком
(не)хотел, (не)участвовал, (не)был, (не)взлюбила;
(не)услышиш…; (не)навидел; (не)терпел; (не)годовал.

2 вариант.

Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Не)чу_ствуешь усталости; (не)уча_ствуешь в соревновани_; (не)был на собрани_; (не)дойдешь до станци_; брату (не)здоровилось; (не)(до)смотреть фильм , (не)увидишь в здани_; (не)навидел лож_; (не)изв_нился перед товарищем.

» под ред. Ладыженской Т. А., опорные карточки, плакат «Не с глаголом».

Задачи урока:

1) знать правило написания Не с глаголами;

Уметь раздельно писать Не с глаголами, слитно – те глаголы, которые без Не не употребляются;

2) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания Не с глаголами;

Уметь давать развёрнутый ответ на грамматическую тему и рецензию на него;

Употреблять глаголы с Не в речи;

3) на примере художественных текстов воспитывать у учащихся чувство дружбы.

Ход урока

Целеполагание

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о глаголе, о его значении, морфологических и синтаксических признаках. Поговорим также и о правописании глагола, его орфограммах.

Лингвистическая разминка

Но вначале вспомним правило о глаголе. Знание правила нам нужно для того, чтобы уметь отличать от других частей речи. Проверку правила проведём путём Работы в парах.

В это время 4 человека получают индивидуальное задание:

1)составить связный рассказ о глаголе по опорным словам (см. приложение № 1 к уроку);

2)воспроизвести схему «Морфологические признаки глагола» (3 человека пишут на листочках).

Слушаем связный рассказ о глаголе.

Дайте рецензию ответа товарища.

Сдайте листочки со схемами.

Вывод: выучили правило о глаголе, знаем его отличительные признаки.

Актуализация знаний орфографических правил

А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь.

1)Удивляться, сомневаться, Поднимается.

2)Ночь, Прилечь , дочь.

3)Рисуешь , тушь, рожь.

4)Недоумение, ненависть, Негодовать.

5)Не хочу, не могу, Недомогаю.

Самопроверка зелёной ручкой.

Проверяем задание, объясняем .

Вывод: повторили правописание некоторых глаголов, учились отличать глаголы от других частей речи.

Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?

Задача нашего урока - закрепить ваши знания о раздельном написании Не С глаголами на практике.

1)Закончите пословицы (слова в скобках закрыты).

С добрым делом ((не) опоздаешь).

Крепкую дружбу и топором ((не) разрубишь).

Объясните написание слов в скобках.

2)А теперь запишите под диктовку предложение.(1 человек пишет на закрытой части доски).

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождя и вьюг.

Читаем предложение.

Кто помнит продолжение этой песни?

Найдите изучаемую орфограмму.

Сделайте пунктуационный разбор предложения.

Вывод: Не с глаголами пишется раздельно и входит в состав глагола-сказуемого.

Изучение нового материала

Работа с учебником

Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).

1) Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

2) Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).

По этому поводу я прочитаю вам Грамматическую сказку , которая называется «Сила любви». (См. приложение № 2 к уроку).

Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим Лингвистическую задачу. Сопоставьте (устно) примеры.

Неприятель взял город в осаду.

Не приятели это были, а враги.

Чем является не В первом предложении и чем - во втором? (Приставкой, частицей).

Чем же будет Не в словах Ненавидеть, негодовать, недоумевать?

(Не Является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.)

Словарно-орфографическая работа

Что же это за слова и каково их значение? В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Недомогать-болеть.

Ненавидеть - испытывать ненависть.

Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, Крайнее недовольство .

Неистовствовать - безудержно буйствовать.

Кстати, слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть.

Работа с учебником

Чтобы лучше запомнить правописание глаголов, которые с не пишутся слитно, выполним упражнение в учебнике (с.232, упр.614).

Физкультминутка

Продолжаем работу.

Алгоритм «Не с глаголами»

Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.

1)Посмотри, употребляется ли глагол без Не?

Да Нет

Пиши раздельно пиши Слитно

(не буду, не могу, (ненавидеть, негодовать)

Не хочу)

Сейчас проведём Словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Используйте алгоритм.

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.

Вывод: как справились, кому надо подучить правило.

Работа с текстом

В заключение нашего урока вам предстоит творческая работа, которая поможет вам научиться использовать глаголы с Не в речи. Для этого мы с вами познакомимся с двумя текстами, которые есть у вас в учебниках. Один текст - на стр.231 («Твой друг» С. М.Михалков ), другой - на стр.233, упр.619).

Осознание и восприятие текста

1)Читаем оба текста выразительно.

2)Определите тему и идею обоих текстов. Но прежде давайте

Вспомним, что такое тема и идея текста?

(Тема - в текстах говорится о друзьях. Идея - тексты учат нас быть настоящими друзьями).

Лингвистический анализ текста

1)Прочитайте глаголы с изучаемой орфограммой в первом тексте.

1)Обоснуйте выбор Не с глаголами.

3)Найдите контрольную орфограмму во втором тексте, где слова даны с пропусками букв и со скобками.

4)С помощью алгоритма докажите выбор написания Не с глаголами.

5)А что вы знаете о написании предлогов со словами? Найдите орфограмму «Раздельное написание предлогов со словами».

6)Как вы определили, какую букву следует писать в безударном личном окончании глагола?

7)Вставьте пропущенные буквы в безударные личные окончания глаголов?

8)Какую букву следует писать в слове «шептать» и почему?

Творческое задание по группам

1 группа: составьте связный текст из 4-5 предложений на тему «Каким Должен быть настоящий друг», используя опорные слова (глаголы с не , данные в упр.620).

2 группа: можно составить не текст, а отдельные предложения или словосочетания.

Кому задание покажется очень сложным, выполните упр.619, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. На выполнение 3-4 минуты.

Проверяем 2-3 готовые работы.

Вывод : чему учились на уроке?

Не с глаголом отдельно пиши:

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши.

С глаголами отдельно частицу не пиши.

Но не забывай о глаголах-исключениях, которые без Не не употребляются и поэтому пишутся слитно.

Урок закончен. Спасибо за работу. Удачи в учёбе!

Разработала учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 5

Г. Морозовска

(Ростовская область)

Матвеева Ольга

Ивановна

Приложение № 1

Расскажи о глаголе, используя опорные слова

Цель:

  1. Ознакомить с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами.
  2. Совершенствовать навыки и умения каллиграфически правильного и грамотного письма.
  3. Развивать речь, память, мышление.
  4. Воспитать интерес к предмету.

Оборудование:

  • учебник по русскому языку под редакцией Т.Г. Рамзаевой, 3 класс;
  • индивидуальные карточки со стихотворением Вронского.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Все готовы к уроку? Садитесь. Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу. Настроились работать. Сейчас у нас с вами урок русского языка и начнем мы его с разминки.

Внимательно посмотрите на эти слова: детский, тростник, местность, лестница, вестник.

А) Прочитайте про себя.
Б) Прочитайте хором.
В) Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Даю подсказку: она является непроизносимой согласной в этих словах.

Дети: Это буква «т».

Учитель: Что объединяет эти слова?

Дети: Непроизносимая буква «т»

Учитель: Какое слово здесь лишнее?

Дети: Слово – «детский».

Учитель: Почему? Докажи.

Дети: Потому что «детский» – это имя прилагательное, а остальные – это имена существительные.

Учитель: Хорошо. У кого другое мнение?

Дети: Лишним является слово «лестница» – это словарное слово.

Учитель: Ребята, а вы как считаете?

Дети: Они оба правы. Эти два слова здесь лишние.

Учитель: Слова «детский, лестница» – я зачеркиваю, а вот к остальным подберите проверочные слова.

Учитель: Молодцы. Открыли тетради, записали число, классная работа.

А) Прописываем заглавную и строчную букву «Тт».
Б) С краю оставляем 2 пальчика: пишем под диктовку пословицы:

  • На чужой каравай рот не разевай.

А) Объяснить смысл этой пословицы.
Б) Назовите знакомые орфограммы.

  • И воробей не живет без людей. (Аналогичная работа.)
  • Посеял зло – не жди пощады. (Аналогичная работа.)

2. Изучение новой темы.

Учитель: А теперь внимательно просмотрите все записанные предложения. Обратите внимание на это маленькое слово: «не», в русском языке мы ее называем: «частицей». (Выделяю красным цветом.)

А) Перед какой частью речи она стоит?
Б) Как вы ее написали?

Учитель: Исходя, из этого, попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Дети: Тема нашего урока «Не с глаголами».

Учитель: Правильно. Взяли учебник, открыли страницу 222, нашли правило, читаем вслух.

Учитель: Ребята, перед вами на партах лежат карточки со стихотворение Вронского. Внимательно прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Завести велели мне
Новые привычки:
... не дергать за косички!
Никогда с братишкой
... драться за обедом!
На уроках больше
... говорить с соседом!

Учитель: ..., прочитай стихотворение.

Учитель: Что вы вставили?

Дети: Частицу «не».

Учитель: Как вы ее написали?

Дети: Написали раздельно.

Учитель: Как изменился смысл глагола, когда вы добавили частицу «не»?

Дети: Он стал отрицательным.

Физкультурная минутка.

А теперь немного отдохнем. Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши, если услышите «не с глаголами»: не сидит, не прыгай, ненастье, не читаю, ненависть, не кричал, несчастье, не спит, невзгоды, неуклюжий.

3. Закрепление пройденного материала.

А) ... прочитай задание.
Б) ... прочитай слова для справок на странице 223.

Учитель: Нужно правильно вставить пропущенные слова. Взяли карандашики, поработайте самостоятельно над этими предложениями.

Учитель: ... прочитай 1 пословицу. Объясните смысл этой пословицы.

А) С краю оставляем 2 пальчика, записываем. (Аналогичная работа над всеми предложениями.)
Б) Подчеркните глаголы. Какая частица стоит перед ними? Как вы ее написали? Выделите ее красным цветом
В) Какой смысл приобрели глаголы, когда перед ними поставили частицу «не»?

Учитель (выборочный диктант): Сейчас я вам прочитаю загадки, вы ее должны отгадать и запомнить глаголы с «не».

1. Маленький сторож дом сторожит, не шумит, не лает, а в дом не пускает. Что это? (Замок.)

А) Назовите глаголы с «не».
Б) Записываем: с краю 2 пальчика: не шумит, не лает, не пускает.

2. Мы день не спим, мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим. (Часы.)

А) Назовите глаголы с «не».
Б) Записываем: с краю 2 пальчика: не спим.

3. Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. (Мяч.)

А) Назовите глаголы с «не».
Б) Записываем: с краю 2 пальчика: не плачет.

4. В огне не горит и в воде не тонет. (Лед.)

А) Назовите глаголы с «не».
Б) Записываем: с краю 2 пальчика: не горит, не тонет.

Учитель: «Не» с глаголами как пишется? Выделите ее красным цветом. Какой смысл приобрели глаголы с «не».

Дети: Отрицательный смысл.

Учитель: Хорошо. А теперь вспомним: к слову « трудолюбивый», какой антоним можно подобрать?

Дети: Антоним – ленивый.

Учитель: Правильно. Я сейчас буду читать вам предложения, а вы их переделайте так, чтобы речь шла о ленивом человеке.

Трудолюбивый человек любит работать.

Дети: Ленивый человек не любит работать.

Учитель: Труд приносит ему радость.

Дети: Труд не приносит ему радости.

Учитель: Таких людей уважают.

Дети: Таких людей не уважают.

4. Итог урока.

Учитель: Молодцы. А теперь урок наш подходит к концу, давайте подведем итоги.

  1. Ребята, с какой частицей мы познакомились?
  2. С какой частью речи мы ее писали?
  3. Как пишется частица « не»?
  4. Какой смысл придает она глаголам?

5. Домашнее задание.

Стр. 222, повторить правило, упр.593, (объясняю), списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы с «не».

Оценок не выставляю, так как все работали хорошо. Молодцы. Спасибо за урок. Отдыхайте.

МКОУ СОШ№5 г.п.Нарткала

«Правописание

частицы НЕ с глаголами».

Подготовила: Таова И.А.

учитель начальных классов

МКОУ СОШ№5

2016

Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами».

Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами;

познакомить с глаголами-исключениями;

способствовать обогащению словарного запаса уч-ся;

формировать орфографическую зоркость

прививать навык самостоятельного приобретения знаний;

воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, презентация урока, плакат «План исследований» ,

у учащихся - «Журнал исследований», снежинки,

«Шкала успеха».

Ход урока.

    Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Дети хором произносят слова:

Нам предстоит большая работа,

Всё, что мы делаем – нужно,

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

Сегодня на уроке русского языка вы будете исследователями. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

Дату и место проведения исследований мы уже записали. А теперь приступим к работе.

Минутка чистописания.

1)Разминка для рук.

Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

    Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

( Дети массируют кисти рук)

    Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

( Дети сжимают и разжимают кулачки )

На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать.

На доске: л..тит, сп…шит, б..жит.

Дети: Сегодня будем писать гласную букву е, так как она является безударной гласной, которая пропущена в данных словах.

Разминка для рук.

Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:

Ее Ее Ее

Ее Еее Ееее

Ееа Ееб Еев

Посмотрите на следующую строчку.

Ошибается тот, кто ничего делает.

Откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.

- Почему данные высказывания звучат бессмысленно? Что нужно добавить?

Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом). Докажите, что это глагол. (рассказывают правило)

Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? (НЕ нужно написать раздельно)

III . Сообщение темы и цели урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание не с глаголами)

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться правильно писать не с глаголами) СЛАЙД 2

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

Итак, обращаемся к ещё раз к пословице, которую записали. Какой вывод можем сделать?

- Итак, наш первый вывод: Не с глаголами пишется раздельно. (читают хором)

СЛАЙД 3

Верно ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.

- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану.

(На доску вывешивается «План исследований»)

    Работа над новой темой.

1)Исследование №1

- Какой частью речи является НЕ?

Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования№1. Ответом на каждый вопрос является буква, которые вы будете вписывать в клеточки. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ.

Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (частицей)

-Наш второй вывод: НЕ – это частица. (читаем хором) СЛАЙД 4

2) Физминутка «Девочки-мальчики».

Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол будет с частицей НЕ - встают мальчики, если без частицы НЕ – встают девочки.

Не завтракал , помогать, не дежурит , найдёшь, уважать, не работает , не ужинал , знаю, рисует, не морозит ,

3)Письмо по памяти.

Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в физминутке. Проверка.

Что это за слова? (эти глаголы образованы от существительных – словарных слов)

Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)

4) Исследование №2.

Какой следующий пункт нашего плана?

- Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Что вы знаете о самостоятельных частях речи? (они отвечают на вопросы, являются членами предложения) Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е, прил-е, глагол, местоимение)

А служебные? (к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении)

Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица - служебная часть речи.)

Какой будет третий вывод?

Вывод №3: частица НЕ - служебная часть речи . СЛАЙД 5

5) Исследование №3

-

-Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. Прочитайте предложения.

Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не)навидят уколы и

(не)годуют, когда им (не)здоровится.

Какое задание нужно выполнить? (нужно не написать слитно или раздельно)

Есть ли в русском языке такие слова? (любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет)

Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их.

Ненавидят - презирают, не любят

негодуют - возмущаются

нездоровится – болеют

Значение слова н егодует посмотрим в толковом словаре. (дежурный зачитывает по словарю значение слова)

Запишем первое предложение разберём его по членам. (один ученик выполняет разбор)

- Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

Вывод №4: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. СЛАЙД 6

- Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями. СЛАЙД 7

На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

Давайте ещё раз прочитаем и запомним их. Как пишется не в этих словах? В них не пишется слитно.

6) Разминка для глаз «Лови снежинку!»

Какое время года на дворе?

Какие характерные признаки этого времени года?

Любите ли вы наблюдать как падают и кружатся снежинки?

Сейчас мы с вами понаблюдаем за этим явлением и заодно проведём разминку для глаз.

СЛАЙДЫ 8-13

7) Работа с текстом.

А теперь давайте полюбуемся красивыми зимними картинами и составим несколько предложений.

СЛАЙДЫ 14-17

Какие предложения вы составили?

(Пришла красавица-зима. Снег покрыл землю белым пушистым ковром. Деревья закутались в снежные покрывала. На ветках сидят красногрудые снегири. Лёгкий морозец щиплет за щёки. Ярко светит солнце.

Трудно приходится зимой птицам. Звери попрятались по своим норам.

Зима приготовила детям много забав. Они катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика. Хорошо зимой!)

Измените предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не) .

Какие предложения получатся?

(Было предложение:Пришла красавица-зима. Стало: Не пришла красавица-зима. и т.д.)

Запишите одно предложение с частицей не.

Какой же смысл придаёт глаголу частица не ? (отрицание)

8) Самостоятельные исследования в парах.

- А сейчас вы проведёте самостоятельные исследования в парах. Вы можете совещаться, советоваться, помогать друг другу. Найдите материалы для самостоятельных исследований. Внимательно прочитайте задание и выполните его письменно.

(дети работают самостоятельно)

1 пара.

Записать глаголы-синонимы парами.

Заботиться (не)навидеть

Торопиться (не)беспокоиться

Любить (не)годовать

Радоваться (не)спешить

2 пара.

Дописать пословицы:

Волков бояться …

Близок локоть …

Кашу маслом …

3 пара.

Восстановить правила поведения :

Разговаривай с соседом на уроке.

Рисуй на парте.

4 пара.

Выписать слова, которые записаны неверно:

Нерешишь, не пишешь, не годую, неговорит, не клади, не здоровится, невижу, ненадеемся.

5 пара.

Раскрыть скобки, вставить недостающее слово:

(Не)сердись, (не)скучай,

(не)дерись, (не)спеши!

НЕ с глаголом _____________ пиши!

А сейчас заслушаем отчёты групп. Проверка. СЛАЙДЫ 18-22

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

9) Исследование 4.

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.

Откройте материалы исследования №4. Вместо пропусков вставьте нужные слова.

Прочитайте, что у нас получилось? (правило)

Частица не пишется с глаголами раздельно,

если употребляется без не . Если без не

не употребляется, то пишется слитно.

Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ НЕГОДОВАТЬ НЕЗДОРОВИТСЯ

- Проверим. СЛАЙД 23

10) Тест «НЕ с глаголами».

А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. СЛАЙДЫ 24-26

1) Частица НЕ – это ……………. часть речи.

служебная или самостоятельная

2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

Отрицания или утверждения

3) Какое слово записано неверно?

Ненарисовать нездоровится не забуду

    Домашнее задание.

- Постарайтесь найти и записать как можно больше народных примет о зиме, в которых употребляются глаголы с частицей не .

На следующем уроке мы проведем «Аукцион зимних примет» между командами мальчиков и девочек.

    Итог урока.

Наш урок подошёл к концу.

Над какой темой мы сегодня работали?

Давайте вспомним, какие исследования мы сегодня провели?

На все ли вопросы ответили.

Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу на шкале успеха.

5

4

3

2