Точные и неточные, богатые и бедные. о рифмах. Что такое точная рифма? Точная рифма: примеры Точная неточная рифма

Рифма и ее разновидности

Рифма точная и неточная

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

(О.С.Ахманова, Словарь лингвистических терминов , 1969)

Почему Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т", К - К", С - С" и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС"е - роСы", "откоСы - роСы" и "откоСы - роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] - сини - силе - красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.


Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском класическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн ;

Я, сонный, был предан всей прихоти волн .

Две беспредельности были во мне ,

И мной своевольно играли оне .

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом ,

Как на небе звезды рдеют ,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют .

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.

Девочка во поле с дудочкой ивовой ,

чем ты поранила веточку вешнюю ?

Плачет у губ она утренней иволгой ,

плачет все горше и все безутешнее.

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.

Леший бороду почесывает ,

Палку сумрачно обтесывает.

Рифма точная и неточная

Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:

1) по месту образования

2) по способу образования

4) по твердости и мягкости

5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т", К - К", С - С" и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС"е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки,входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

(использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982)

Рифма является важным звуковым, композиционным и смысловым элементом стиха. Как писал В. Маяковский, "рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.

Подавляющее большинство стихотворений написано с использованием созвучий в окончаниях строк — рифм. Отказ от них допустим, однако в этом случае автор должен безупречно провести работу со слогами и буквами, в противном случае стихотворное произведение к поэзии отнести нельзя. Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом.

Рифма, появление которой легко предсказать, не производит впечатления на читателя, от чего страдает весь стих. Простые или распространенные рифмы могут употребляться автором, однако в этом случае должна быть проработана фонетика стихотворения, придающая им дополнительный оттенок.

Одними из самых сильных созвучий являются рифмы, образованные в окончаниях разных частей речи. Однако подобрать устойчивое созвучие в этом случае может быть непросто. Если сделать это не получается, слабое созвучие в окончании строки можно усилить соответствующей фонемой, расположенной в начале следующей строки. Подобные приемы используются и в том случае, если слово-рифма содержит звук, нарушающий фонетический рисунок стиха. В этом случае в предыдущем или последующем слове употребляется фонема, способная смягчить этот эффект.

Подбор устойчивых и вместе с этим не банальных созвучий является весьма трудоемкой задачей. Руководство для выполнения ее составить практически нереально, а настоящее умение составления рифм приходит к автору только вместе с опытом.

В процессе развития стихосложения было много видов рифм: начальная, срединная, концевая. Но со временем большинство видов рифм ушло в прошлое, и в европейской поэзии осталась только концевая рифма.

Рифма - явление изменчивое. В 18-19 веках в поэзии господствовала точная рифма (совпадение звуков рифмующихся слов, начиная от ударного гласного и до конца) "полна - дна", "правил - заставил", "закованный - очарованный". Постепенно поэты стали отходить от общепризнанных законов и появились отклонения от точной рифмы. Появились рифмы с ударными Ы - И ("был - возмутил"), усечение в женских и дактилических рифмах конечного "Й" ("Тани - мечтаний", "свежо - чужой"). Были и другие отклонения от точной рифмы.

Уже в середине 18 века появились новые виды рифмы: разнородная (образованная различными частями речи. "ночь - прочь", "полна - дна") и составная ("девы - где вы" и т.п.), которые быстро вошли в моду и получили широкое распространение Эти виды рифм и в настоящее время играют важную роль в стихосложении.

В 19-20 веках в арсенал поэтов вошли такие виды рифмы, как
- грамматическая ("не мог - занемог", "дама - Бентама");

Приблизительная (при одинаковых согласных заударные гласные различаются ("берёза - слёзы", "душою - ретивое");

Корневая (в этой рифме безразличная заударная часть рифмуется со сходной предударной частью).

Говоря о рифме, хочется сказать и о том, как строится стихотворение, какую смысловую и композиционную роль играет рифма и конечные слова каждой строки в стихосложении.

Поэзия - это постоянный поиск компромисса между формой и содержанием и в этом поиске поэт должен помнить - если слово просится в строфу, оно должно быть там

Рифма может быть точной и неточной. В точной рифме совпадает ударный слог и все звуки, которые идут после него. Именно звуки, а не буквы. Так что, например: "нравится - красавица" - это идеально точная рифма: тся ведь читается как ца. Ударный согласный у обоих слов а, после него в обоих словах идут звуки вица.

Допустим, нужно придумать точную рифму к слову "королева". Ударный гласный е, после него идут звуки ва. Значит, все слова, которые будут рифмоваться с "королева", должны заканчиваться на -ева или на -ево (потому что безударное о читается как а) . Смотрим в словаре рифм: дева - гнева - налево, Ева, древо, посева... - всё это можно безбоязненно рифмовать с "королева".

Среди точных рифм особенно ценятся "богатые" рифмы. "Богатая" рифма - это такая рифма, когда перед ударным гласным совпадает один звук (или больше). Например: Медведь - реветь - богатая рифма: кроме общих звуков ть (после ударного гласного е дь на конце слова читается как ть) в них ещё один общий звук в перед ним. Поэтому и на слух кажется, что медведь - реветь, рифмуется лучше, чем медведь - плеть (это тоже точная рифма, но не богатая.

И ещё о точной рифме. В точно рифмующихся словах должны быть общими хотя бы два звука. Допустим луна - свеча - это неточная рифма (да и, скорее всего, вообще не рифма). Хотя у них и одинаковый ударный гласный а, в конце слова. Вот луна - стена - рифмуется красиво.

Это точные рифмы. Они хорошо ложатся в строку и никогда не сделают стих хуже, чем любая приблизительная рифма. У Пушкина, например, практически нет неточных рифм, у Маяковского почти все рифмы неточные.

С неточными рифмами дело обстоит несколько иначе, и надо иметь большой опыт и развитое чувство осторожности при их применении. Только интуиция и опыт подскажут, когда и как их употреблять, какие неточные рифмы хорошие, а какие не очень. Примерами неточных рифм могут быть следующие: шубу - шуму, хвалится - пятится.

Рифма - королева поэзии, и должны быть очень веские причины для отказа от неё. Более того, отказ от рифмы допустим лишь в случае тончайшей, близкой к идеальной проработке фонетической составляющей стихотворения. Если этого нет - значит, автор либо лентяй, либо бездарь. О рифмах можно говорить бесконечно. В данной статье хочу остановиться ещё на нескольких моментах. Прежде всего, нужно помнить, что не зазорно применять простые рифмы, но, опять же, нельзя забывать о работе над их звучанием. Со временем в жизни каждого хорошего поэта наступает момент, после которого он уже не в состоянии применить в своём произведении слабую или заезженную рифму, подобные рифмы просто блокируются мозгом.

Если ставка на рифму всё - таки делается, нужно искать наименее ожидаемую, именно такие рифмы особенно сильны. Следует избегать очевидных рифм. Мы должны помнить, что в стихотворение идеально ложатся лишь банальные, многократно использованные рифмы. Оригинальная рифма подготавливается всей предыдущей строкой.

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

Урок 52. Неточная рифма

На девятом уроке, мы говорили о рифме. В том числе — о неточной.

Рассматривали пример из Анны Ахматовой . Стихотворение «Было душно…»

Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился - он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Попробуем детально исследовать неточные рифмы, употребленные классиком, но прежде дадим точное определение неточной рифме.

Рифма будет тем более точной, чем больше похожих звуков, расставленных в определенном порядке, окажется в окончаниях строк. Не слов, не слогов, не букв, — а именно звуков.

Подчеркнем что главное в рифме – звучание.

Отметим, что если похожих звуков в окончаниях строк не окажется вообще – не будет и рифмы.

Значит, неточная рифма – это наличие в окончаниях строк небольшого числа похожих звуков.

Отчего зависит похожесть звуков?

В первую очередь от того, как эти звуки формируются. От соотношения чистого голоса и шума в голосе, от степени мягкости и твердости звуков, от их звонкости и глухости.

К примеру, буква «П» звучит глухо, а буква «Б» — звонко. Поэтому рифмы: окоПы – осоБы, изгиБы – лиПы — мы определим как неточные.

Как и рифму — с буквами «З» и «С»: стрекоЗы – коСы.

Почему одни и те же согласные буквы звучат различно в разных слогах?

Потому что они окружены разными буквами (или интервалами без букв), звучащими по-разному. Соседство определяет то или иное звучание.

Разберем неточные рифмы из стихотворения Анны Ахматовой.

Начнем с лУЧИ- прирУЧИть. В ударных слогах буква «Ч» звучит одинаково, а вот разные буквы «Л», «Р» — и звучат по-разному. «Л» — мягко, даже нежно; «Р» — жестко, отрывисто, при наличии в слове второй буквы «Р» — рычаще. Отсюда рифма лучи-ручить – неточная.

Но что интересно – части неточной рифмы из букв «УЧИ» (в ударных слогах), абсолютно идентичны друг другу – и по составу букв и по звучанию.

Отметим это обстоятельство.

В рифме прокЛяТый-крыЛаТой буквы «Л» и «Т» (тоже в ударных слогах) звучат по-разному. В первом слове «Л» звучит мягче из-за «Я», во втором — «Л» тверже из-за «Ы» и «А». Букву «Т» твердит «Ы» и делает нейтральной «О».

Слова ЛИЦа-петЛИЦе рифмуются благодаря одинаковым ударным слогам с основой «ЛИЦ».

Невероятно интересна неточная рифма учтИВОсть- полуленИВО. Ударение на «И» позволяет автору не замечать длинного безударного «сть» в окончании первого слова.

Среди неточных рифм нам интересны такие:

Ассонансная рифма, в которой созвучны гласные звуки при полном или частичном несовпадении согласных. Чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним - максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Роберт Рождественский «За того парня»

Я сегодня до зари всТАну,

По широкому пройду ПОлю.

Что-то с памятью моей сТАло

Все что было не со мной ПОмню.

Нужно отметить, что созвучные части «ТА» и «ПО» находятся в середине слов, безударные окончания которых не мешают рифмовке.

Диссонансная рифма – в ней не совпадают ударные гласные:

Примеры: парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь …

Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются при игре слов.

Примеры: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка… Гриб-грабь-гроб-груб.

Владимир Маяковский «Рабочим Курска»

Было: социализм – восторженное СЛоВо!

С флагом, с песней становились СЛеВа,

и сама на головы спускалась СЛаВа.

Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные ДуЛа.

Вместо гор восторга – горе ДоЛа.

Стало: коммунизм – обычнейшее ДеЛо.

Рифма с чередованием (перестановкой) — рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства.

Примеры: рифма-нимфа, юрта-утро, прут-труп, схема-смеха;

Предударная рифма — совпадают ударные гласные и предударные звуки или слоги. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма.

Примеры: поле´гче-поле´зный, пролета´рий-пролета´ли, коро´бится-коро´вушка, прися´га-прися´ду.

Юрий Панкратов «Осень»

Небо стало очень

Синим. С длинным КрИком

Проплывала осень.

Журавлиным КлИном.

Целовались ГУбы

С белым караВАем.

Пролетали ГУси

Серым караВАном.

Интересна разнословная, неточная рифма, в которой одно слово рифмуется с частями двух или даже трёх слов.

Примеры: солнце — сон целое, судорог — разнесу дорог, раб расти — храбрости, шёпот – хорошо под.

Владимир Маяковский «Взрослое»

У взрослых дела.

В рублях карманы.

Пожалуйста!

Рубликов ЗА СТо.

бездомный,

в карман засунул

и шлялся, глаЗАСТый.



Занятие № 3

Рифма. Виды рифм: точная, неточная. Рифма простая и составная. Усеченная рифма.

Рифма – это яркая особенность стиха, которая строится на звуковых повторах. Рифма свойственна произведениям русского народного творчества. В рифму сложено более трети русских пословиц, поговорок, прибауток, загадок. Рифма есть в каждой частушке, песне, плаче, былине.(Всякая небылица в три года пригодится; всякая кошка лезет в окошко; сидит на ложке, свесив ножки) Современные ученые считают, что народная рифмовка была очень разнообразной, а рифма литературная стала разрабатываться только в 19 – 20 вв. Чем важна рифма? Слова, заключающие в себе рифму, оказываются ритмически и интонационно подчеркнутыми, они очень важны в смысловом отношении.

И пролитой крови не счесть,

Мужским достоянием были

Мужская отвага и честь.

Таится лицо под личиной,

Но глаз пистолета свинцов.

Мужчины,


Мужчины

К барьеру вели подлецов. (В.Солоухин)

В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах выделяют рифму точную и неточную . Точная – рифма, в которой все звуки, гласные и согласные, совпадают. Например: конь – огонь, куст – пуст, околдован – прикован.

Неточная рифма – рифма, в которой не все звуки совпадают. Среди неточных рифм выделяют составную, т .е. созвучие складывается из нескольких слов.

Ценят золото по весу,

А по шалостям – повесу,

Женихи, носов не весьте,

Приходя к своей невесте.

* Ты грустно воскликнешь: та ли я?

В сто сантиметров талия.


*С нею я дошел до сада,

И прошла моя досада,

И теперь я весь алею,

Вспомнив тёмную аллею. (Д. Минаев)

В составной рифме хорошо ощутим оттенок насмешки, иронии. Эта игра слов называется каламбуром.

В ХХ веке составная рифма развивается и совершенствуется. Эта рифма была одной из любимейших у В. Маяковского. По мнению поэта, такие рифмы застают врасплох, поражают оригинальностью.

Голодные? Устали?

Разве бывает усталь у стали?

Этот вид рифм употреблялся и в УНТ (Был у меня муж Иван, не приведи Бог и вам.)

Обратимся теперь к усеченной рифме. Особенность её в том, что при рифмовке не учитываются конечные согласные: парча –свечах; крыше – слышен.

Не сынки у маменек,

в помещичьем дому.

Выросли мы в пламени,

в пороховом дыму. (Н. Асеев)

В русском фольклоре: Хорош кус, да не наших уст.

На чужую кучу нечего глаза пучить

точная неточная

составная усечённая

В зависимости от расположения ударения в окончании слова рифмы бывают:


мужские (ударение на последнем слоге)

Глядь - поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.
женские (ударение на предпоследнем слоге)

Мы с тобой бестолковые лю ди:

Что минута, то вспышка гото ва.

Облегченье взволнованной гру ди

Неразумное резкое сло во. (Н. Некрасов)
дактилические (ударение на третьем слоге от конца)

Люблю берёзу ру сскую,

То светлую, то грустную. (Д. Прокофьев)

Дактилическое ударение создаёт настроение нежной грусти


По расположению в строках различают рифмы

смежные – рифмовка соседних стихов:

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли .
перекрёстные - Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой.


кольцевые – Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Но только с русскою душой .


Есть такие стихи, которые вообще не имеют рифмы. Такие стихи называют белыми .

И в комнате моей белеет утро,

Оно на всём: на книгах и столах,

И на постели, и на мягком кресле,

« Я вся усталая. Я вся больная.

Цветы меня не радуют. Пишите…

Простите и сожгите этот бред..»

И томные слова…И длинный почерк,

Усталый, как её усталый шлейф.. .

И томностью пылающие буквы,

Как яркий камень в чёрных волосах. (А. Блок)


Подвели итог работе:

  • Что такое рифма?

  • Что значит « точная» рифма?

  • Какие бывают рифмы в зависимости от расположения ударения?

  • … по расположению в строках?

Практическая работа с поэтическими текстами.


Раздаточный материал и практическая

работа к занятию №3.


  1. Ценят золото по весу,
А по шалостям – повесу,

Женихи, носов не весьте,

Приходя к своей невесте.


Ты грустно воскликнешь: та ли я?

В сто сантиметров талия.

С нею я дошел до сада,

И прошла моя досада,

И теперь я весь алею,

Вспомнив темную аллею.

(Д. Минаев 19 век.)


  1. Голодные? Устали?
Разве бывает усталь у стали?

  1. Не сынки у маменек,
в помещичьем дому.

Выросли мы в пламени,

в пороховом дыму.

(Н. Асеев)

II


  1. Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.

    Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

(Н. А. Некрасов)


  1. Тучки небесные, вечные странники!
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…

(М.Ю. Лермонтов)

III


  1. И в комнате моей белеет утро.
Оно на всем: на книгах и столах,

И на постели и на мягком кресле,

И на письме трагической актрисы:

«Я вся усталая, я вся больная.

Цветы меня не радуют. Пишите…

Простите и сожгите этот бред…»

И томные слова… И длинный почерк,

Усталый, как её усталый шлейф…

И томностью пылающие буквы,

Как яркий камень в черных волосах.

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой.

(М.Ю. Лермонтов)


Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

(М.Ю. Лермонтов)
В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

(М.Ю. Лермонтов)

Домашнее задание: определить виды рифм в поэтических текстах:

А.С. Пушкин “Деревня”

Н.А. Некрасов “Душно без счастья и воли”

Ф.И. Тютчев “Ещё земли печален вид”

А. Галич “Петербургский романс”

В. Высоцкий “Я не люблю”

(учебник литературы)

В математике существуют понятия рациональное и иррациональное число. Если рациональное число может быть представлено в виде конечной записи в десятеричной системе, например, 1, 2,08, 324986,12, то с иррациональными это сделать невозможно. Пример иррационального числа – «е», которое может быть лишь частично выражено в записи – 2,71... и далее ряд чисел продолжается бесконечно, и я помню только, что в нем дважды повторяется год рождения Льва Толстого - 18281828. Вопреки первому впечатлению дилетанта, иррациональных чисел неизмеримо больше, чем рациональных (если только понятие «больше» можно применить к бесконечным рядам).

Нечто подобное наблюдается среди рифм. Есть в русском языке точные рифмы, и их много. Но рифм неточных несравненно больше, и умеющий пользоваться ими настолько расширяет свой словарь рифм, что получает возможность рифмовать практически любое слово русского языка, причём, как правило, многократно. Из этого вытекает первостепенность знания неточной рифмы.

Существует три основных типа неточной рифмы. Первый, самый простой, включает такие сочетания, в которых одно из рифмующихся слов содержит некую часть, располагающуюся после рифменного созвучия, и не входящую в его состав:

Река – руках, натощак – праща, погоста – вдосталь, злато – палатах

Такая рифма образуется за счет присоединения к рифменному созвучию в одном из слов окончания, или же за счет усечения окончания одного из слов:

РеКА – руКАх, погОСТА – вдОСТАль

Мужские и женские рифмы подобного рода очень часты, причем возможен подбор многочисленных рифм на трудно рифмующееся слово за счет его усечения:

Взмах – сама – весьма – сума – зима – тюрьма

Дактилические рифмы такого рода подобрать сложнее из-за длинноты окончания, входящего в состав рифменного созвучия:

Признательность – внимательно

Важная особенность такого рода рифмы состоит в том, что само рифменное созвучие идентично в рифмующихся словах, и построено по тому же типу, что для обычной точной рифмы: ударная гласная (иногда с опорной согласной) + послеударный ряд созвучия. Неточные рифмы такого рода появляются в самом начале реформы рифмы, становятся исключительно популярны в 20-х годах, но потом их употребление становится более редким, их считают «устаревшими», слишком простыми. В самом деле, это и есть простейший тип неточной рифмы – усечённый.

Второй род неточной рифмы сложнее. Его можно назвать заместительным – сущность его состоит в том, что рифменные созвучия двух слов различаются между собой за счёт замещения одних букв и звуков иными, а также за счёт добавления дополнительных букв и звуков в одно из слов:

Вороны – ворвани

В этой паронимической паре можно видеть замещение безударного второго «о» в первом слове на «а» во втором, а также добавление «в» во втором слове:

ВОРоНы – ВОРваНи

Ещё пример:

Лебеди – лепете

Также паронимическая дактилическая рифма, но здесь происходит замещение звонких согласных первого слова глухими согласными второго:

ЛЕбЕди – ЛепЕте

В некоторых случаях возможно и замещение согласных без образования пар «звонкая – глухая»:

ПалИТрА – брИТвА – здесь «р» замещено на «в»

Возможны и комбинированные варианты, где происходит как замещение, так и добавление букв и звуков:

КоЛодца – КЛянётся

Здесь в первом слове добавлено первое «о», второе «о» замещается созвучным «ё» во втором, во втором же добавлено «ян», наконец, звонкие согласные замещаются глухими («дц» - «тс») и концевое «а» замещается на «я».

Среди рифм этого рода наиболее распространены женские и дактилические, мужские образовать таким путем сложнее. Характерно большое количество паронимических рифм этого рода, который в настоящее время широко распространен.

Третий тип неточной рифмы характеризуется перестановкой букв и звуков внутри рифменного созвучия. Его можно назвать перестановочным, или анаграмматическим:

ВуалЕткА – проспЕктА

ЗАрУБеЖНые – рАзУБоЖеНо

В первом случае меняются местами согласные «к» и «т», во втором – «з» и «р». Рифмы такого рода могут быть найдены в большом количестве, как мужские и женские, так и дактилические, но подбор их довольно сложен для начинающих и требует навыка. Этот тип неточной рифмы встречается в «массовом» творчестве наиболее редко, но обычен в работах мастеров и высоко ценится.

Разумеется, между тремя основными типами нет жестких границ. Возможны «комбинированные» неточные рифмы, сочетающие признаки двух, а то и трёх главных типов:

Скатерть – кстати

В этом случае наблюдается добавление «ер» в первом слове и перестановка «с» и «к».

Скатерть – эстакаде

Здесь усечение «рть» во втором слове и смена глухого «т» звонким «д».

Большой выбор возможностей образования неточных рифм (через усечение, замену, перестановку, или их разнообразные комбинации) позволяет автору оперировать огромным количеством слов, свободно уходя от приевшихся грамматических, и, особенно, банальных сочетаний, и находя множество рифм на одно и то же слово, среди которых можно выбирать наиболее подходящие. Это обеспечивает успех неточной рифмы, уже почти сто лет как закрепившейся в русской поэзии.

Рецензии

Дорогой Антиквар! Всё бы ничего, но вы путаете точную рифму с ассонансной. Лебеди-лепете -- рифма точная. Река-руках -- тоже не ассонансная рифма. Ведь можно срифмовать река-рука. Надо просто внимательно работать с рифмой. Вот рифмы
корова-корона -- действительно новая рифма, которую использовали поэты 60-х годов. Скатерть-кстати -- я бы отнёс скорее к точным рифмам. Работа с рифмами -- далеко не самое главное в поэзии. Но если вы пишете об этом, то делайте более серьёзно. Кстати, прочитайте работу М.Гаспарова Эволюция русской рифмы. Всего доброго!