Телевизионный сценарий пример. Самые интересные передачи об экологии. Сценарист в творческой группе

Ток-шоу «Экология планеты»

Для учащихся 9-11 классов

Отрывок изфильм «Высота»

Ведущий: Прошло полвека. Рукотворная красота затмила природную. То, что в 57 году казалось благом, в 2017- оказалось злом.

Промышленные трубы выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу. И мы этим дышим.

Сегодня у нас в гостях присутствует метеоролог Ф.И.О. ученика

К вам вопрос.

«Расскажите насколько катастрофична ситуация в мире »

(выступление.)

Ведущий: А теперь внимание на экран Отрывок из мультфильма «Кр.Гена »

У нас в гостях гидролог Ф.И.О. ученика

Представитель экологической службы нефтеперерабатывающего завода- Ф.И.О. ученика

Как обстоят дела с охраной окружающей среды на вашем предприятии?»

В составе ООО «Газпром нефтехим Салават» постоянно функционирует экологическая служба. Данное подразделение работает над обеспечением охраны окружающей среды от загрязнения выбросами вредных веществ, промышленными отходами, сокращением водопотребления и водоотведения, рациональным использованием природных ресурсов, утилизацией промышленных отходов.

Деятельность ООО «Газпром нефтехим Салават» в области качества и экологии соответствует требованиям международных стандартов. Функциональность систем менеджмента качества и системы экологического менеджмента компании регулярно подтверждается в ходе ресертификационных аудитов. Аудиты проводят эксперты Ассоциаций по сертификации «SAI GlobalLimited» и «Русский Регистр». По результатам ресертификации компания подтверждает действие Сертификатов соответствия требованиям и

Стратегия развития компании предполагает реализацию ежегодных мероприятий экологической направленности и мер по снижению техногенного воздействия на окружающую среду. Так, в 2013 году разработана и подготовлена к реализации экологическая программа ООО «Газпром нефтехим Салават» на период 2013–2030 гг.

В задачи программы входит обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Программа предусматривает реализацию мероприятий в области охраны атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, обращения с отходами, а также экологическую просветительскую работу с общественностью и работу по озеленению территорий.

Результатом реализации данных мероприятий должны стать оздоровление природной и промышленной экосистем региона, а также восстановление нарушенных территорий в зоне потенциального техногенного воздействия компании на окружающую среду. Большое внимание уделяется приведению производственных процессов компании в соответствие с действующими нормами экологического законодательства и совершенствованию систем экологического мониторинга.

Экологическая направленность является ключевым компонентом работы - от выпуска продукции до создания условий для работы и жизни людей.

Для нас важны не только сильные позиции ООО «Газпром нефтехим Салават» в рейтингах экономической эффективности, но и укрепление авторитета нашего предприятия как лидера в области реализации экологических программ с внедрением инновационных технологий.

Дополнительная информация

Новое производство позволит ООО «Газпром нефтехим Салават» выпускать сырье для конечной продукции нефтехимии - суперабсорбентов, акриловых дисперсий, акриловых красок. В него войдут установки по получению сырой акриловой кислоты мощностью 80 тыс.т/год, бутилакрилата (эфира акриловой кислоты и бутанола) производительностью 80 тыс.т/год и ледяной акриловой кислоты мощностью 35 тыс.т/год.

В основу процесса нового производства компании положена технология фирмы MitsubishiChemicalCorporation (МСС) (Япония). Ее характеризует безопасное ведение процессов (простота технологической цепочки^; наличие зоны безопасности вблизи технологической цепочки), устойчивый режим работы, защита окружающей среды от неблагоприятных воздействий, применение системы замкнутого цикла, малое энергопотребление и высокое качество получаемых продуктов.

В процессе производства какого-либо сброса сточных вод в поверхностные и подземные водоемы не происходит. Сточные воды с установки выводятся в систему промышленной канализации и далее поступают на очистные сооружения ООО «Газпром нефтехим Салават». В связи с этим, эксплуатация производства акриловой кислоты не будет оказывать воздействие на окружающую среду.

В проекте ООО «Газпром нефтехим Салават» большое значение имеет социальный аспект. Ввод комплекса позволит создать в Салавате дополнительно около 300 рабочих мест. Дальнейшее расширение производства со строительством установок производства дисперсий и суперабсорбирующих полимеров позволит довести количество дополнительных рабочих мест до 1000–1200 человек.

Министру здравоохранения РБ - Ф.И.О.ученика

«Насколько большой вред приносит загрязнение окружающей среды самому человеку?»

Сейчас, судя по всему, и в нашей республике начался подъем интереса населения к собственному здоровью и к природной среде, которая нас окружает.


16 февраля в Уфе Союзом экологов РБ впервые за последние 15 лет организовано собрание руководителей и представителей некоммерческих организаций, осуществляющих экологическую деятельность на территории Республики Башкортостан. Таких организаций набралось всего 24 и вот что они обсуждали и что решили.


В отличие от благостных заверений официальных лиц, лидеры природоохранной общественности признали экологическую ситуацию на территории Республики Башкортостан неблагополучной и имеющей тенденцию к ухудшению, что приводит к росту экологически обусловленной заболеваемости населения. Основанием для этого являются низкие результаты экологических рейтингов республики среди иных субъектов федерации, а эти рейтинги ежегодно проводят независимые московские организации. Подтверждением этого могут служить и данные Росгидромета и знание экологами реальной ситуации в РБ. На собрании прозвучало и недоумение по факту исключения из списка самых загрязненных городов России в Госдокладе об охране окружающей среды в РФ за 2011 год наших городов: Уфы, Салавата и Благовещенска. Всегда они там были и вдруг исчезли, хотя ни одно крупное предприятие в этих городах не останавливалось за последние годы, а автотранспорта, как основного источника загрязнения, стало еще больше.

Просмотреть дополнительно информацию и придумать себе вопрос, на который сам сможешь ответить!!!

Написание сценария - один из этапов творческого процесса создания публицистического произведения. Сценарий - литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

Сценарий - итог сложных, напряженных поисков автора, в которых тесно взаимодействуют два момента: изучение журналистом действительности и мысленное воплощение ее в будущее экранное произведение.

Сценарий - это предварительный этап творческой обработки изученного публицистом жизненного материала, предусматривающий возможность воссоздания замысла с помощью драматургических, пластических, монтажных и словесных средств выразительности. Таким образом, сценарий - это литературное произведение особого рода, это описание будущего экранного произведения. Об экранных средствах выразительности речь шла в предыдущей главе. Эта же посвящена методам, приемам, которыми пользуются при создании сценария.

Сценарист, как и прозаик, вызывая зрительные представления у читателя, достигает этого с помощью слов - ярких или серых, точных или неточных. То или иное из этих качеств слово приобретает в зависимости от того, насколько полно выражает оно предмет, мысль, чувство, которые хотел изобразить литератор. Разумеется, важнейший фактор, определяющий полноту воображаемой картины, - мастерство сценариста. Умение словом выразить мысль, нарисовать картину необходимо всем, кто посвятил себя искусству слова. Необходимо оно и журналисту, пишущему для экрана, где обязательное видение элементов будущего экранного сообщения - кадров и их сочетаний - неколебимый закон. Причем не только видение и слышание всего, что будет показано на экране, но умение записать это так наглядно, чтобы в процессе экранного воплощения не могло возникнуть неясностей.

Элементы «экранного письма» можно найти в произведениях литературы. Они встречаются у Пушкина и Диккенса, Толстого и Бальзака, Паустовского и Булгакова. Однако конкретность видения, лаконичность, действенность, пластичность, монтажное построение не есть еще сценарное письмо, не есть еще сценарий. Ибо наличие «зримых» образов и даже монтажа далеко не все, чего требует телевизионный сценарий.

Чтобы лучше и глубже разобраться в особенностях сценария как специфической разновидности литературы, обратимся к его происхождению, к его истокам. Понятие «сценарий» существует с давних времен. Сценарием называли план, конспект драматического произведения, который представлял собой краткое описание действия и порядок следования сцен. И само слово «сценарий» возникло от театрального понятия «сценариус» - так называли человека за сценой, указывающего актерам, когда им выходить на сцену и с какой стороны кулис, а также следящего за своевременным вступлением в действие всевозможных сценических эффектов.

Из театра термин «сценарий» перешел в кинематограф. Пока уровень последнего не поднялся за грань аттракциона, под сценарием подразумевали листок бумаги с записью выходов актеров перед киноаппаратом. Медленно и постепенно, развиваясь вместе с кино, сценарий из списка «явлений» пьесы превращался в произведение литературы. В своем первоначальном виде он давал лишь канву, грубую наметку действия. Со временем описание действия становилось все более подробным. Сценарию стали придавать характер описания будущего фильма. Однако некоторые теоретические концепции принижали роль сценария. В частности, считалось, что документальному кино сценарий вообще не нужен, что фильм рождается сам по себе - на съемочной площадке и за монтажным столом.

Существовал в начале 20-х годов взгляд на сценарий как на перечисление кадров (так называемый «номерной» или «железный» сценарий). В конце 20-х годов ему на смену пришла теория «эмоционального» сценария, назначение которого видели в том, чтобы возбуждать творческие эмоции, давать материал для фантазии режиссера, исключив из него конкретное описание того, что должно происходить перед кинокамерой.

Поиски наиболее совершенной записи документального сценария все еще продолжаются. Учитывая, что сценарий - произведение литературы для экрана, внешний вид его может быть столь же разнообразен, как и сам мир документального сообщения. Каждая тема, идея, материал требуют своей формы экранного воплощения, а следовательно, и формы его написания: сжатой или распространенной, эмоциональной, открытой или сдержанной, точной или свободной.

Первый сценарий документалиста Д. Вертова- «Шагай, Совет!» (1925) - написан по-деловому точно и в то же время достаточно эмоционально. Каждая строка - кадр или несколько однотомных кадров - указание, что должно быть снято и показано на экране, хотя план, ракурс, композиция кадра не оговорены (они - прерогатива режиссера и оператора, а не сценариста):

«... 6 часов. На дверях магазинов появляется табличка: «Магазин закрыт».

У дверей магазинов сторожа.

У подъездов кинотеатров зажигаются яркие огни, появляются очереди у касс театров.

Улицы ярко освещены.

Автобусы, автомобили и трамваи, освещенные и переполненные, один за другим мчатся по улицам.

В рабочем клубе собрание женщин-работниц.

В библиотеке-читальне очередь за книгами.

Сидят вокруг стола, читают газеты и книги.

Ярко освещены подъезды театров.

Слепой музыкант играет на скрипке, прося милостыню...»

Публицистическая телевизионная передача (и фильм) начинается и определяется литературной, словесной основой - сценарием. Форма его может быть различной - от подробного «покадрового» описания зрительного ряда, сопровождаемого дикторским текстом, до сценарного плана, сценарной схемы сообщения, необходимой для таких жанров, как беседа или интервью.

На телевизионных студиях существуют две формы записи сценария: «в два ряда» (слева - зрительный ряд, справа - текст, авторский комментарий, иначе говоря, слева - то, что зритель видит на экране, справа - то, что он слышит; эта форма практикуется в редакциях новостей) и литературный сценарий, в котором автор стремится выразить свою мысль в зрительных образах, записав их так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого фрагмента и их последовательность. Дальнейшая работа над таким сценарием осуществляется сценаристом совместно с режиссером. Вообще телевизионный автор, в отличие от театрального драматурга или киносценариста, в определении жанра, поисках форм и специфических средств телевидения тесно связан со всем творческим коллективом студии на всех этапах своей работы.

В сценарной записи должны присутствовать и литературные и экранные черты, т. е. эта запись должна давать изображение того, что будет увидено и снято режиссером и оператором, отчетливо передавать не только замысел автора, но и предлагать пластическое, звуковое и монтажное решение эпизодов.

Если речь идет об оперативном репортаже с места события, то репортер пишет сценарий для себя и оператора непосредственно перед съемкой. Даже в таких случаях нельзя полагаться на стопроцентную импровизацию. Перед выходом программы новостей в эфир подробно расписанный сценарий лежит на пульте перед режиссером, второй и третий экземпляры находятся у ведущего в студии и у звукорежиссера. Такова мировая практика, лишь очень самонадеянные новые небольшие телеорганизации позволяют себе обходиться без сценариев, но это отнюдь не свидетельствует о высоком качестве их работы. Приведем хрестоматийный для американских репортеров пример сценарной работы, обеспечившей точное совпадение изображения и текста, как слов и мелодии в песне. (Пример взят из книги Джона Хоэнберга «Краткий сценарий выпуска новостей»). Тот же принцип (слева - описание «картинки», справа -текст) используется в российских редакциях теленовостей.

Горт (в кадре на студии) показывает Тизвелл на большой карте, расположенной за ним. Пострадавшие районы выделены и закрашены красным.

Камера дает панораму разрушений в Тизвелле, снятую с самолета. Затем камера приближается, становятся видны разрушенные дома, покосившиеся столбы, поваленные деревья, ошеломленные люди, бродящие среди развалин. Камера показывает, как ураган выровнял все на своем пути на нескольких главных улицах.

Женщина обходит перевернутую машину, останавливается и указывает на ее переднюю часть. На заднем плане группа людей слушает ее рассказ.

Женщина вытирает глаза платком. Камера уходит, показывает переднее сиденье машины, затем снова возвращаются к женщине.

Кинкейд (в кадре) идет вдоль Вроцлав-авеню, мимо жилых поврежденных домов, поваленных телеграфных столбов, перепутанных клубков проволоки, искореженного детского велосипеда. Одновременно она рассказывает о последствиях урагана.

Кинкейд (в кадре) указывает на разрушенный дом, затем на разбитую детскую коляску. Кинкейд продолжает идти, останавливается перед маленькой коляской, в которой погибла девочка, затем указывает на красный кирпичный дом. Камера дает его крупным планом.

Камера направлена вдоль разрушенной улицы. Кинкейд говорит громче и заканчивает репортаж.

Камера направлена вдоль Костюшко-авеню, залитой лучами заходящего солнца.

Панорама Тизвелла, снятая с самолета. Конец видеорепортажа.

ГОРТ (ведущий): Сегодня внезапный ураган со скоростью ветра до 90 миль в час меньше чем за 12 минут оставил в пригороде Тизвелл полосу разрушений длиной в четверть мили. Три человека погибли,еще 26 получили ранения. Репортаж Донны Кинкейд.

КИНКЕЙД: Вы видите то, что осталось от центральной части Тизвелла после того, как сегодня днем в3.06 здесь пронесся ураган. Всего за 12 минут была разрушена часть старейшего района, основанного более 100 лет назад группой предприимчивых польских эмигрантов. Участки главных улиц - Костюшко, Вроцлав, Щецин полностью разрушены, Магазины и жилые дома обрушились, словно были сделаны из соломы. Это просто чудо, что не погибло гораздо больше людей.

ЖЕНЩИНА: Мы с мужем воз- вращались на машине из магазина «Эй энд Пи» по улице Костюшко. Он механик, работает по ночам. Вел машину он. Внезапно я услышала гул, похожий на отдаленный шум поезда. Я спросила: «Ой, что это?» Он не успел ответить - машина сильно накренилась и легла на бок. Ураган был так силен, что перевернул машину. Мы находились здесь (показывает), я сверху Эла, я кричала и звала на помощь. Потом кто-то пришел и вытащил нас. Я не пострадала, а вот Эл сломал руку, теперь он в больнице. Слава Богу, что нас не убило.

КИНКЕЙД: Это была Элис Валери, жительница Тизвелла, пережившая катастрофу. Когда я навестила ее мужа в больнице Битоу, он - сразу же спросил, как себя чувствует его жена, и был очень рад, когда я сказала, что с ней все в порядке. Их можно назвать счастливчиками ведь трое людей погибли и 26 были серьезно ранены, и вы поймете почему, если посмотрите вокруг. Здесь жил Тед Поликарп с женой и шестью детьми. Перед ураганом он ремонтировал чердак и погиб, придавленный рухнувшей крышей. Его младшая дочь, трехлетняя Изабель, была во дворе, в этой маленькой красной коляске. Ее убило обрушившейся ветвью дерева. Миссис Поликарп и ее пятерых детей взяли к себе соседи, живущие неподалеку. Тот дом из красного кирпича, в котором их приютили, не потерял ни одной полоски шифера, что еще раз говорит о том, какой это был необычный ураган. Да, этот небольшой милый пригород, «спальный район», как называют его жители, на севере Сентралсити сегодня днем превратился в кладбище. Но уже вечером люди говорят о том, что будут восстанавливать район. В них жив дух великого патриота Польши Тадеуша Костюшко, одного из генералов Джорджа Вашингтона в Войне за независимость. Он не хотел видеть закат солнца над страной, за независимость которой боролся. И оно не закатится для жителей Тизвелла, если они сохранят мужество. Для 12-го канала, Донна Кинкейд, Тизвелл.

Американский репортаж - из разряда «жестких», т. е. оперативных, событийных. Как на американском, так и на российском ТВ появились новости, которые можно назвать не только «мягкими», но и отчасти развлекательными, с элементами юмора. Они не всегда привязаны к конкретной дате. Принцип: «событие становится новостью потому, что мы рассказали о нем». Если такой репортаж не выдается в эфир быстро, «с колес», - автор имеет возможность тщательно смонтировать «картинку» и как следует поработать над текстом. Авторская интерпретация фактов, появляющаяся в таких репортажах, должна быть безупречна с точки зрения этики - юмор не переходит в насмешку, присутствует вкус и чувство меры. Вот примеры таких новостей из практической дипломной работы выпускника МГУ Ивана Распопова. Репортажи прошли в эфир весной 1998 г. в программе «Сегоднячко» (НТВ).

МИСС КРАСНАЯ ЗВЕЗДА-98

Об. пл. зала, где происходит конкурс «Мисс Красная звезда-98». Видны транспаранты-объявления о конкурсе.

В кадре марширующие претендентки.

Кр. пл. нижней части женского тела, обтянутой купальником.

Кр. пл. молодого солдатика в очках, потрясенного увиденным.

В кадре - А. Совин, один из организаторов конкурса, на фоне зала. Камера показывает отдельные лица, сидящих в зале зрителей.

Дальний план: девушки готовятся выходить на подиум.

Панорама ночного клуба.

Кр. пл. Светланы, инспектора налоговой инспекции.

Камера через головы зрителей показывает конкурс: по сцене ходят одетые в бальные платья (а потом в купальники) девушки. Улыбающиеся лица конкурсанток.

Профиль режиссера, которая из-за кулис командует «парадом».

Наташа, одна из участниц конкурса.

Панорама по лицам членов жюри. Девушки старательно демонстрируют свои достоинства, дефилируя на сцене.

Светлана.

Камера показывает примерку свадебного платья. И снова кадры девушек, прогуливающихся по сцене в купальниках.

Лена показывает, как бы она прикрепляла погоны на купальник.

Диплом победительницы конкурса. Альбина в короне, Альбина танцует с корреспондентом.

Победительница дает интервью.

Корр.: Чтобы отмести все досужие домыслы, о главной задаче конкурса «Мисс Красная Звезда-98» объявили в самом начале. Это - повышение уровня патриотического воспитания молодежи. Насчет мужской ее части - это точно.

Организатор конкурса: Девушки у нас представляют налоговую полицию, таможню, внутренние войска, так что я с ними дружу, мало ли куда жизнь занесет.

Корр.: На самом деле, две девушки из налоговой полиции в последний момент были сняты с конкурса собственным начальством. Объяснения таковы: сегодня они в этом ночном клубе ходят голышом, а завтра им же из этого заведения придется вытряхивать деньги. Зато участвовала одна девушка из налоговой инспекции.

Корр.: А можно ли полюбить злостного налогонеплателыцика?

Светлана: Нет! Корр. (за кадром): И что, он будет мучиться на краю постели как в рекламе?

Светлана: Да, и вместе с ним я, но закон есть закон!

Корр.: Конкурс, т. е. дефиле в разных нарядах и почти без оных, проходил по-армейски оперативно, сжато, лаконично. Девушкам не привыкать,

Режиссер: Проходи сюда! Стой, дуреха! Да не сюда, а сюда!!!

Наташа: Нравится, что в обычном темпе все происходит: разделся - оделся - на сцену!

Корр. (за кадром): Разделся -на сцену!

Наташа: Нет, оделся - на сцену. Мы же армия!

Корр.: К сожалению, жюри учитывало только внешние данные девушек военнослужащих, потому что оно в основном состояло из эстрадных звезд. А ведь все девушки мастерицы своего дела. Как, например, Светлана - работник медвытрезвителя.

Светлана: Бывали такие случаи, что после моих консультаций люди бросали пить, да, бывало такое.

Корр.: Многие девушки примеряли свадебное платье не в первый раз, так что они, строго говоря,

не могли претендовать на звание «Мисс Красная Звезда-98». А для кого-то и купальник в свое время был военной формой. Мало ли кого и где приходилось спасать Лене, работнику МЧС.

Корр.: Но все-таки лучшей из всего этого великолепия была признана скромная девушка Альбина, курсантка Орловского юридического института МВД России.

Альбина: Ты ощущаешь себя первой!

Корр. (за кадром): Всего год! Альбина: Но в году 365 дней, и каждый день просыпаешься и понимаешь, что ты первая.

УПАВШИЙ «УРАЛ»

Камера отъезжает от того места, где упавший с моста грузовик «Урал»повредил ограждение.

Разрушенное ограждение.

Наезд сверху на «Урал», лежащий под мостом колесами вверх.

Рассказывает инспектор ГАИ.

Дорожный рабочий.

Группа мальчишек, один из которых был свидетелем происшедшего.

Рабочие несут части ограждения и начинают сваривать их.

Та же группа мальчишек. Они рассказывают.

Военные спешно рассаживаются по машинам: старшие чины - в «Волгу», солдаты забираются в крытые грузовики, «Волга» быстро разворачивается. Солдаты торопятся залезть в грузовик.

«Волга» уезжает. Камера в другой машине следует за ней.

Дорожный щит.

Дорога, по которой мчатся машины.

Отчего люди не летают как

Отчего же, летают. Сегоднячко

на 24 километре Ярославского шоссе с моста слетел военный«Урал».

Инспектор: Водители не пропустили друг друга. «Урал» вылетел на встречную полосу, и все.

Рабочий: Из-за того, что «Урал» - колеса высокие - вот и перескочил.

Мальчик: Девушка шла, он перед носом упал. Ее в шоковом состоянии доставили куда-то.

Корр: Самое удивительное то, что испуганная девушка - единственная пострадавшая. Наш солдат и в огне не горит, и в воде не тонет, и с моста - запросто.

Мальчик: Один ушибся головой, у другого - только синяк.

Удирающий военный:

Да-да, все живы...

Корр.: На теме полета с моста люди в погонах сразу поставили гриф секретности. Заглянув в генеральскую «Волгу», мы увидели неразговорчивых военных боссов и солдата-первогодка с поцарапанным лицом. Когда узнали, что мы из НТВ, начались гонки, которые продолжались до 70-го километра Ярославского шоссе. По нашим подсчетам они сейчас уже между Вологдой и Архангельском.

ПОДПОЛКОВНИК САЕНКО.

Гараж-ракушка. Его крышку поднимают 2 мужчины.

И зритель видит поврежденную машину Алексея.

Мимо проезжает машина.

За столом, где разложены бумаги сидит Алексей.

Лежащие на столе документы.

В кадре Алексей рассказывает.

Массивная дверь, рядом с ней - вывеска.

Наезд на вывеску «Управление внутренних дел».

В кадре:Алексей звонит по телефону.

Дорога, по которой едут машины.

Здание ГУВД.

Из машины выходит Саенко. Саенко говорит, полускрытый массивной дверью.

Дверь закрывается. Фигуры милиционеров. Из двери выходит Алексей.

Говорит адвокат Алексея.

Дорога, по которой мчатся автомобили, из потока камера выхватывает и фиксирует внимание зрителя на милицейских машинах с сигнальными огнями.

Корр.(за кадром): Эта история началась 7 августа прошлого года, когда в стоящий на перекрестке автомобиль Алексея врезалась милицейская машина. Ее водителя прибывшие на место сотрудники ГАИ признали виновным.

Алексей: Эксперт приехал и оценил ущерб в 14 млн.700 тыс.руб.

Корр: После передачи бумаг начальнику автотранспортного отдела ГУВД Москвы Михаилу Саенко дело застопорилось.

Корр.:Подполковник Саенко кормит обещаниями не только Алексея: денег у ГУВД нет. Долг перед пострадавшими в подобных авариях составляет 1,5 млрд. рублей. Автомобили сотрудников правопорядка таранят не только старенькие «Форды», но и новенькие «Мерседесы» и «БМВ». Нетрудно догадаться, кто первым получит деньги при их появлении на счету ГУВД. Но это предположения. Чтобы узнать правду, мы решили заслушать начальника АТО ГУВД Михаила Саенко.

Саенко: Вы не имеете права снимать. Я на вас в суд подаю.

Корр.: Жаль, что нам так и не удалось заслушать начальника транспортного отдела. Но зря подполковник Саенко играет с нами в неуловимого мстителя. Потому как ответчиком в суде должно стать именно его ведомство.

Адвокат: Алексею надо подавать в суд. При появлении денег на счету ГУВД на них будет наложен арест и ущерб будет автоматически возмещен.

Корр.: Сам собой напрашивается вывод: дорогой автолюбитель,будь расторопен, вовремя уворачивайся от несущейся на спецзадание милицейской машины.

Иногда можно встретить в сценариях технические указания в левом ряду («кр. пл.», «об. пл.» и другие подобные профессиональные термины). Ранее считавшиеся обязательными, теперь они не в моде. Не дело литератору предписывать грамотным операторам такие тонкости их работы.

В литературном варианте сценария большой передачи или фильма содержится указание не только на объекты съемки, но и на нравственное и эмоциональное отношение авторов к событиям, героям, их судьбам, к вещам, их окружающим; иначе говоря, в сценарии выражена авторская позиция, которая помогает режиссеру и оператору находить адекватные образы. Публицистический сценарий отражает индивидуальность автора; стиль и манера литературной записи предопределяют стиль и жанр экранного воплощения. Убедимся в этом на примере.

«Пожилой человек в генеральской форме раскрыл клеенчатую тетрадь.

Это не просто тетрадь, это дневник. Дневник, который я вел на фронте, а потом - в тылу немецко-фашистских войск ежедневно.

На столе - записи, обрывки донесений, журнал боевых действий. Суровый гриф: «Совершенно секретно».

Глухие удары ведут счет времени.

На тетрадочном листе в клетку проступает надпись - название фильма. И сразу...

Медленный проход в лесу вдоль заросшей траншеи. Разрушенная церковь. Пламенеют рядом с ней кусты бузины (как капельки крови - красные ягоды)... И рождается песня:

Сороковые, роковые. Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные.

Горит деревня - черная деревня в красном контуре. Черная земля. Черное огнище в красном контуре. Ярость и гнев пожарищ. Падает на землю человек. И тут же - обернулась черная земля золотым полем. Засветилось голубое небо. И встал навечно у края леса белый памятник с пятиконечной красной звездой».

Это отрывок из сценария телефильма «Частная хроника времен войны». Добиваясь поставленной цели - взволновать сначала читателя (редактора, режиссера, оператора), а потом и зрителя своим рассказом, авторы сценария (И. Беляев, М. Пинкус, Е. Яковлев) используют, не изменяя точным фактам, и определенную лексику, и ритмику речи, предлагают свое образное видение, музыкальное решение, выбирают звуковые акценты и цветовую гамму...

Когда режиссер получает сценарий, в котором не разработан характер экранного решения темы или указания сценариста неосуществимы, он делает все в соответствии со своим пониманием и отношением к материалу сообщения, т. е. становится фактически автором (или соавтором) произведения.

Когда-то И. Эренбург написал: «Бывают события, которые трудно не заметить. Войны не проспишь - разбудят сирены или повестка. Ураган ломает деревья. Если умирает сосед, из дома выносят гроб. Новорожденная кричит за стеной. Но художник должен слышать, как растет трава, - на то он и художник». Многоликую правду жизни, видимую и не видимую простым глазом, слышимую и ту, которую не услышать, стремятся воплотить документалисты в своих произведениях. Чтобы это произошло, им необходимо знать основные принципы работы над литературным осмыслением материала действительности. Сценарий должен быть написан правильным литературным языком, ярко и точно выражать мысли автора, включать в себя описание мест действия, характеристику героев, атмосферу, настроение, детали, второй план. Все это преследует одну цель -- заполучить себе в соратники режиссера и оператора, увлечь их материалом, героями, мыслями, чтобы они не только не растеряли богатство идей и образов, добытых журналистом, но и усилили их, не исказив замысла. Мастерство сценариста заключается и в том, чтобы выбрать такую манеру записи своих мыслей об отражаемых событиях, при которой описание картин жизни, характеристики персонажей звучат не исчерпывающе, не однозначно -- словом, когда намечено основное направление, стратегия создания передачи или фильма. Тактику съемок, окончательные изобразительные формы воплощения мысли найдут режиссер и оператор.

«В записи эпизодов, -- размышляет известная сценаристка В. Никиткина в своей книге «Свет на лицах», -- задана ситуация, намечены предполагаемые вопросы, иногда -- ожидаемый результат. Но удастся ли выявить суть происходящего, раскрыть характеры действующих лиц, зависит уже прежде всего от режиссера (в особенности, если автор не присутствует на съемках). Ну действительно, на чьих лицах фиксировать внимание, чьи речи записывать и в каком объеме -- все это до съемок не определишь».

отечественного кинематографа, но и выдающийся теоретик кино:

«В нашем фильме "Октябрь" мы врезали в сцену речей меньшевиков арфы и балалайки. И арфы эти были не арфами, но образным обозначением медоточивых речей. Балалайки были не балалайками, но образом надоедливого треньканья этих пустых речей». (Жаль, что на телевидении нет Эйзенштейна, который так показал бы заседание Государственной Думы...)

Остается только сказать, что в литературном произведении мы тоже встречаем элементы параллельного, перекрестного и ассоциативного монтажа. И на радио звукозапись монтируют почти по тем же законам. Искусство телеоператора и звукорежиссера, как и мастерство литератора, рождает неповторимую образную систему произведения, где немаловажную роль и в словесном тексте, в звуковом и изобразительном ряде играет деталь (см. схему 4).

Таким образом, умелое, грамотное использование всего многообразия изобразительновыразительных средств работает не только на

максимально полное, адекватное раскрытие содержания, темы и идеи произведения, но и создает тот неуловимый аромат, особый рисунок, гармоническое соединение элементов, музыку слов в печатном тексте, гармонию слов, музыки, шумов и тишины на радио, слов, музыки, шумов и тишины, света и тени, цвета, пластики, неожиданных монтажных переходов на телевидении, без которых невозможно создание оригинального, запоминающегося произведения. Ваша задача - изучить это богатство, освоить его, постоянно искать новые краски, новые штрихи, новые возможности для глубокого и содержательного, точного и подробного, интересного и увлекательного рассказа о бесконечном разнообразии жизни.

Вопросы и задания

1. Как создается литературная основа журналистского произведения?

2. Чем отличаются тема и идея каждого сюжета, передачи, фильма?

3. Назовите составные части композиции телевизионного сценария.

4. Какие художественные тропы вы знаете?

5. Какова специфика работы над лидом - первой фразой материала?

6. Раскройте особенности звукового оформления телепрограмм.

7. Как создается телевизионная «картинка»?

8. Объясните, почему слагаемые операторского мастерства - основа изобразительновыразительного языка телеэкрана.

9. Каковы особенности и виды телевизионного монтажа?

Телевизионный сценарий

Итак, вы уже знаете почти все о создании литературной основы телевизионного произведения, которую принято называть сценарием (итал. scenario, от лат. scaena - сцена, площадка, где происходит театральное действо). Сценарист - литератор или журналист, создающий сюжетную схему будущего экранного произведения, - наследник той удивительной профессии, которая существовала в средневековом театре. Когда-то не писали полного текста разыгрываемых пьес. Вместо этого сценариус (сегодня мы назвали бы его драматургом и помощником режиссера одновременно) предупреждал артистов, когда им выходить на сцену, и объяснял, что они должны говорить и делать. Это довольно подробно и точно описано у В. Шекспира, когда Гамлет поручает бродячим актерам разыграть сцену убийства его отца.

Телевизионный сценарист создает словесную модель того, что зритель увидит на телеэкране. Но любая передача и почти каждый сюжет начинаются с заявки.

Заявка - документ, позволяющий начать производство телепроизведения, пишется в произвольной форме, но включает ряд обязательных компонентов. Иногда это полстранички машинописного текста; бывает, правда, что заявка оказывается объемнее будущего сце-

нария. Здесь должны быть обозначены тема и идея, герои и персонажи, жанр, хронометраж, место съемки, необходимая техника и время реализации замысла. Нередко говорят о формате передачи.

В печатной периодике форматом (фр. format, от лат. formatus - сформированный) называют, по преимуществу, размер печатного издания. На телевидении это понятие сложнее. Здесь имеется в виду, кроме перечисленных выше компонентов, концепция программы, основной сюжетный ход, важнейшие элементы оформления, т.е., в сущности, обобщающая модель передачи.

Цвик Валерий Леонидович. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / 117 В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

Цвик Валерий Леонидович. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / 118 В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

Вероятно, кинопровокация легко удается тогда, когда она созвучна естественному течению жизни, когда она естественна для выбранного места и легко вписывается в психологическую атмосферу реального события.

Фильм должен быть веселым, озорным, задорным, жизнерадостным и вместе с тем серьезным...

Не будем продолжать цитату. Вероятно, из приведенного отрывка понятно, что заявка не описывает будущий фильм (это сценарий), но предполагает, каким он может быть.

В сборнике «Телевизионный сценарий» приводятся заявка и сценарий фильма С. Зеликина «Труды и дни Терентия Мальцева». Задумав рассказать о народном академике, основателе новой системы земледелия, прославленном председателе колхоза и просто удивительно мудром и самобытном человеке, режиссер замыслил ленту почти сплошь состоящую из афористичных (органически присущих герою) высказываний

Мальцева. Жизнь внесла свои коррективы (так всегда бывает): Мальцев наотрез отказался что-либо говорить перед объективом камеры. Фильм получился не таким, как сказано в заявке, но все объективные компоненты ее - герой, место съемки, тема и идея

Остались.

Итак, вашу заявку утвердили. Вы приступаете к созданию сценария. Сначала определимся, что нам нужно - сценарий или сценарный план. Понятно, что сценарий - подробное и полное описание будущей передачи, а сценарный план (лат. planum - плоскость, одно из значений слова

Последовательность изложения) - схематичный перечень эпизодов, из которых будет состоять экранное произведение.

Сценарный план пишется во всех случаях, когда предполагается импровизационный характер передачи. Можете вы себе представить подробный сценарий телевизионной дискуссии?

«Нет, я с вами не согласен, Петр Иванович!» - пишет сценарист текст для Ивана Петровича. Нонсенс! Или, скажем, в хрестоматийно известном экранном споре Жириновского с Немцовым автор и ведущий Любимов заранее пометил в сценарии: «Жириновский выплескивает сок в лицо Немцову. Немцов хватает свой стакан сока...» Все понятно, не так ли?

Подготовку интервью, беседы, дискуссии, пресс-конференции, ток-шоу, как правило, ограничивают написанием сценарного плана, где для режиссера и всей выдающей группы точно и ясно указана последовательность основных частей передачи, даны все необходимые сведения для художников-оформителей, декораторов, звукорежиссеров и музыкальных редакторов.

Сценарный план - безусловная программа действий для всех участников производственно-творческого процесса по созданию и выдаче передачи в эфир.

В тех случаях, когда способ передачи информации - монолог в кадре (подводка к сюжету, stand-up, прямое включение, комментарий), полный текст (сценарий) пишется, если ведущий пользуется телесуфлером (для тех, кто не знает: телекамера, на которую говорит выступающий, имеет объектив в форме телеэкрана; на этом экране «ползет» текст, читаемый - к удивлению зрителей, так гладко произносимый - человеком в кадре; в таких случаях говорят: «шпарит, как по писаному» - а слова-то и есть написанные заранее...). Но даже в таком случае стоит ли опытному журналисту писать: «Здравствуйте, уважаемые телезрители! Сегодня у нас в гостях имярек...» Ремарка сценарного плана выглядит иначе: «Ведущий здоровается, представляет гостя студии».

Что касается сценария, то существует три формы его записи - рабочий сценарий,

литературный сценарий и режиссерский сценарий. Есть еще такой документ, который называется монтажные листы. 196

В документальном разделе телевидения наиболее распространенная форма - рабочий сценарий. Его преимущества - удобство в работе для всех членов творческой бригады. Чаще всего здесь используют такую форму записи. Стандартный лист бумаги делится на две части реальной или воображаемой вертикальной линией. Обычно левая часть - приблизительно треть листа по ширине - отводится для необходимых указаний оператору, звуковикам и другим участникам создания передачи, на правой стороне - основной звучащий текст.

В ремарках часто используют привычные аббревиатуры, укороченные наименования профессиональных терминов, что сокращает время написания и прочтения сценария, а это в

Цвик Валерий Леонидович. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / 119 В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

условиях непреходящего телевизионного цейтнота тоже важно. В каждой студии, телекомпании свои формы, особенности - говорить об общепринятых стандартах не приходится. Но вот некоторые более или менее часто употребляемые значки:

А теперь посмотрите, как выглядит реальный рабочий сценарий (пример из учебника «Телевизионная журналистика» - сюжет из программы АТВ «Сегоднячко» для канала НТВ):

Камера отъезжает от того места,

КОРР. (за кадром). Отчего

где упавший с моста грузовик

люди не летают, как птицы?

«Урал» повредил ограждения.

Отчего же, летают.

КРП - разрушенное ограждение.

Сегоднячко на 24-м километре

Наезд сверху на «Урал»,

Ярославского шоссе с моста

лежащий под мостом колесами

слетел военный «Урал».

КРП - инспектор ГАИ. СНХ.

ИНСПЕКТОР (в кадре).

Водители не пропустили друг

друга. «Урал» вылетел на

встречную полосу - и все.

КРП - дорожный рабочий. СНХ.

РАБОЧИЙ (в кадре). Из-за

того, что у «Урала» колеса

высокие, он и перескочил...

Группа мальчишек, один из

МАЛЬЧИК (в кадре). Девушка

которых был свидетелем

шла, он перед ее носом упал. Ее

происшествия. СНХ-мальчик.

в шоковом состоянии доставили

СРП - рабочие несут

КОРР. (за кадром). Самое

ограждения и начинают их

удивительное, что испуганная

сваривать.

девушка - единственная

пострадавшая. Наш солдат и в

огне не горит, и в воде не тонет,

и с моста - запросто!

Продолжение СНХ-мальчик.

МАЛЬЧИК (в кадре). Один

ушибся головой, у другого -

только синяк.

Военные спешно рассаживаются

Удирающий военный чин: Да-

по машинам: старшие чины - в

да, все живы...

гу», солдаты забираются в

КОРР. (за кадром). На теме

крытые грузовики. «Волга» быстро

полета с моста люди в погонах

разворачивается. Солдаты

сразу поставили гриф

торопятся залезть в кузов

секретности. Заглянув в

грузовика.

генеральскую «Волгу», мы

«Волга» уезжает. Камера в

увидели неразговорчивых

другой машине следует за ней.

военных боссов и солдата-

Длинный проезд по Ярославскому

первогодка с поцарапанным

лицом. Когда узнали, что мы из

Перебивка: дорожный щит.

НТВ, начались гонки, которые

ОПЛ дороги, по которой мчится

продолжались до 70-го

поток машин.

километра Ярославского шоссе.

По нашим подсчетам, они

сейчас уже между Вологдой и

Архангельском.

Однако, по большому счету, подробные сценарии информационных сюжетов сейчас пишут редко. В погоне за оперативностью в службах информации больших телевизионных компаний принята упрощенная технология производства. Чаще всего на съемочной площадке репортер записывает синхроны, stand-up, по дороге на студию сочиняет закадровый текст, приехав, немедленно записывает его, за это время монтажер перегоняет исходник, кодируя его хронометраж, корреспондент составляет монтажный лист с указанием тайм-кодов - и уезжает на следующую съемку. Сначала сводится фонограмма, потом под нее подкладывается изображение (художественности монтажа таким образом не добьешься, зато время создания сюжета предельно сокращается).

Некоторые съемочные автомобили теперь оборудованы переносными монтажными комплектами, позволяющими в дороге монтировать материал. Зачем же в этом случае записывать на бумаге его сценарий? Собкорам и спецкорам приходится это делать почти всегда - первым потому, что сюжет надо «перегнать» по трактовому телеканалу либо переслать каким-то иным способом на студию, где он может претерпеть существенные изменения в соответствии с общим планом выпуска или конъюнктурным изменением акцентов, вторым - в силу объемности

Цвик Валерий Леонидович. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / 120 В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

материала (и, как правило, отсутствия спешки).

Вот типичный вкладыш в микрофонную папку программы «Вести»:

[ТИТР = 1 - РАССКАЗЫВАЕТ/Д. ЛОКТЕВ] (*** ВМЗ*** )

[ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА = Локтев, ВЕСТИ]

[Через несколько часов в Госдуме начнется голосование по проекту бюджета на следующий год. Пока никто не может с уверенностью предсказать, одобрят ли

депутаты основной экономический закон в первом чтении. Тему продолжит Денис Локтев]

[Корр. за кадром:] {Судя по звучавшим накануне заявлениям лидеров фракций, проект бюджета готовы поддержать около половины депутатов. Приблизительно столько же - против. Среди них - депутаты от Коммунистической партии.}

[ТИТР = 5 - ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ/ ЛИДЕР ФРАКЦИИ КПРФ] {Все единогласно приняли решение консолидированно голосовать против этого

бюджета. Мы считаем, что правительство, имея молодую команду, продолжает старую, губительную политику, которая только ухудшит обстановку в стране. Полагаю, что можно существенно расширить доходы в бюджет.}

[Корр. за кадром:] {В противовес коммунистам, аграриям и «Отечеству» о своей поддержке проекта заявили объединения «Единство», «Народный депутат», Союз правых сил и ЛДПР. Фракция «Яблоко» пока не присоединилась ни к одной из сторон, ожидая дополнительных объяснений правительства.}

[ТИТР=6-СЕРГЕЙ ИВАНЕНКО/ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ/ФРАКЦИИ КПРФ] {Мы рассчитываем на то, что до утра, за оставшиеся сутки, правительство сможет нам ясно и четко сказать, что оно собирается делать для решения тех задач, которые нужны не ЯБЛОКУ, а нужны стране. И в зависимости от позиции правительства мы окончательно определимся с голосованием.}

[Корр. за кадром:] {Нынешнее голосование в некоторой степени уникально: впервые, вопреки сложившейся традиции, бюджет не будет представлен лично премьерминистром - Михаил Касьянов находится с визитом в Казахстане. Однако, по некоторым сведениям, в здании на Охотном ряду собирается выступить глава государства - Владимир Путин.

Денис Локтев, Вести.)

Ясно, что подобный текст относится к уже смонтированному материалу, поэтому нет никакой нужды описывать видеоряд. Кроме того," вы наверняка обратили внимание на функциональный синтаксис записи информационного видеосюжета: вначале все «выходные данные», далее - подводка для ведущего «Вестей», синхроны и закадровый текст ведущего в фигурных скобках, пояснительные ремарки («Корр. за кадром», тексты субтитров - в них косыми скобками для наборщиков титровальной машины указаны новые строки) заключены в квадратные скобки.

Выше был приведен образчик сценария информсюжета для программы «Сегоднячко», в котором слева описан только видеоряд. В студийной, к примеру, передаче, левая сторона рабочего сценария содержит не только описание видео, но также указания и для других участников подготовки и выдачи в эфир телепрограммы. Выглядит это приблизительно так:

Заставка.

Титр-название (мульт-шапка):

спектаклю такому-то.

Ведущий беседует с гостем

студии, и видно, что этот разговор

идет уже давно. Камера наезжает на

ведущего, он поворачивается к

объективу.

КРП ведущего.

ВЕДУЩИЙ здоровается со

зрителями, объявляет начало

очередной передачи,

представляет гостя -

художественного руководителя

Московского Художественного

академического театра,

народного артиста Олега

Павловича Табакова, просит его

рассказать о премьере такой-то.

Субтитр: О. П. Табаков,

Возможные вопросы к гостю:

народный артист.

Олег Павлович, почему

именно сейчас вы решили

обратиться к творчеству этого

драматурга?

Вы выбирали пьесу по

принципу злободневности

актерский ансамбль, который

сегодня занят в спектакле? А

может быть, премьера

специально планировалась под

какого-то конкретного

исполнителя?

ВМЗ фрагмента из второго акта

ВЕДУЩИЙ предлагает

пьесы. Во время показа перебивками

посмотреть фрагмент

лица ведущего и Табакова,

генеральной репетиции...

обменивающихся впечатлениями.

Снова студия. Продолжение

беседы в прямом эфире.

Так выглядят различные варианты рабочих сценариев.

Литературный сценарий пришел на телевидение из кинематографа. Это художественное описание, как правило, будущего телефильма; если угодно, самостоятельное литературное произведение со всеми его атрибутами и достоинствами. Почему при подготовке передач художественных жанров, документальных телефильмов лучше создавать литературный сценарий, а не воспользоваться привычной записью рабочего сценария? Дело не только в традициях или в том, что нередко сценаристы телевидения прошли школу кинематографа или совмещают работу в кино и на телевидении. Скорее, объяснение в другом. Телефильм, как и любое сложное экранное произведение, художественный раздел вещания предполагают коллективный труд, где вклад каждого участника производственно-творческого процесса оказывает существенное влияние на результат деятельности. Потому важно не расписать во всех подробностях авторское видение произведения, но передать настроение каждого эпизода, «заразить» авторским

замыслом режиссера и оператора, музоформителя и диктора закадрового текста и т.д., оставив им простор для самостоятельного творчества, каких-то дополнительных красок, нюансов, маленьких и больших находок, которые в совокупности превращают сценарную запись в яркое, самобытное экранное произведение. Сравните:

ПНР - по набережной Москвыреки. ОПЛ - большой дом с вывеской Театра эстрады в центре.

СРП - дворник, подметающий асфальт. КРП - метла, которая «гонит» по тротуару опавшие листья, окурки, другой мусор.

ПНР - по темным окнам дома. СРП - серые волны на реке.

Статичный кадр: по реке проплывает баржа.

КРП - одно из окон дома - зажигается свет. За легкой занавеской мелькает женская тень.

Звучит музыкальное вступление

Фрагмент Второго концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского.

«ТАЙНА СТАРОГО ДОМА» ДИКТОР (за кадром). Время быстротечно. На смену осени приходит зима, горячая молодость сменяется спокойной зрелостью, и как-то незаметно наступает старость. Бессонница

Одна из примет старости.

Цвик Валерий Леонидович. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / 122 В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ

по книге ТВ журналистика Кузнецова

Сценарий – литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

На телевизионных студиях существуют две формы записи сценария: 1. «в два ряда» (слева – зрительный ряд, справа – текст, авторский комментарий, иначе говоря, слева – то, что зритель видит на экране, справа – то, что он слышит; эта форма практикуется в редакциях новостей) и 2. литературный сценарий, в котором автор стремится выразить свою мысль в зрительных образах, записав их так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого фрагмента и их последовательность. Дальнейшая работа над таким сценарием осуществляется сценаристом совместно с режиссером.

В сценарной записи должны присутствовать и литературные и экранные черты, т. е. эта запись должна давать изображение того, что будет увидено и снято режиссером и оператором, отчетливо передавать не только замысел автора, но и предлагать пластическое, звуковое и монтажное решение эпизодов.

Иногда можно встретить в сценариях технические указания в левом ряду («кр. пл.», «об. пл.» и другие подобные профессиональные термины). Ранее считавшиеся обязательными, теперь они не в моде. Не дело литератору предписывать грамотным операторам такие тонкости их работы

В литературном варианте сценария большой передачи или фильма содержится указание не только на объекты съемки, но и на нравственное и эмоциональное отношение авторов к событиям, героям, их судьбам, к вещам, их окружающим; иначе говоря, в сценарии выражена авторская позиция, которая помогает режиссеру и оператору находить адекватные образы. Публицистический сценарий отражает индивидуальность автора; стиль и манера литературной записи предопределяют стиль и жанр экранного воплощения.

Сущность, специфическая особенность экрана – это способность запечатлевать движение действительности в пространстве и во времени.

Одна из самых больших трудностей при создании произведения для экрана – это достижение цельности, внутреннего драматургического единства . Его необходимо найти на стадии написания сценария, чтобы в дальнейшем режиссер, оператор, звукорежиссер сохраняли и усиливали найденную органичность содержания и формы. Именно это качество любого творения помогает глубоко раскрыть тему, увлечь ею зрителя.

Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея и композиция.

Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Тема – это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.

Идея – это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Тема шире, чем идея. Одной теме могут быть посвящены разные передачи, но идея у каждой будет своя.

Композиция – это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Это принцип организации материала. Композиция документального произведения обычно обусловлена его темой и идеей и представляет собой такое соединение отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, располагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить замысел и полно и интересно, выявляет главные и второстепенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения.

Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями. Экранное произведение надо укладывать в определенные временные рамки; этому помогает членение на сцены и эпизоды. Поиск композиционного решения сценария невозможен без отбора материала.

Про радио все тож самое…


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет филологии и журналистики

сценарий экран документальный композиция

Реферат по курсу «Тележурналистика»

на тему: «Телевизионный сценарий»

Ростов-на-Дону

Написание сценария - один из этапов творческого процесса создания публицистического произведения. Сценарий - литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

Сценарий - итог сложных, напряженных поисков автора, в которых тесно взаимодействуют два момента: изучение журналистом действительности и мысленное воплощение ее в будущее экранное произведение.

Сценарий - это предварительный этап творческой обработки изученного публицистом жизненного материала, предусматривающий возможность воссоздания замысла с помощью драматургических, пластических, монтажных и словесных средств выразительности. Таким образом, сценарий - это литературное произведение особого рода, это описание будущего экранного произведения. Об экранных средствах выразительности речь шла в предыдущей главе. Эта же посвящена методам, приемам, которыми пользуются при создании сценария.

Сценарист, как и прозаик, вызывая зрительные представления у читателя, достигает этого с помощью слов - ярких или серых, точных или неточных. Важнейший фактор, определяющий полноту воображаемой картины, - мастерство сценариста. Умение словом выразить мысль, нарисовать картину необходимо всем, кто посвятил себя искусству слова. Необходимо оно и журналисту, пишущему для экрана, где обязательное видение элементов будущего экранного сообщения - кадров и их сочетаний - неколебимый закон.

Публицистическая телевизионная передача (и фильм) начинается и определяется литературной, словесной основой - сценарием. Форма его может быть различной - от подробного «покадрового» описания зрительного ряда, сопровождаемого дикторским текстом, до сценарного плана, сценарной схемы сообщения, необходимой для таких жанров, как беседа или интервью.

На телевизионных студиях существуют две формы записи сценария: «в два ряда» (слева - зрительный ряд, справа - текст, авторский комментарий, иначе говоря, слева - то, что зритель видит на экране, справа - то, что он слышит; эта форма практикуется в редакциях новостей) и литературный сценарий, в котором автор стремится выразить свою мысль в зрительных образах, записав их так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого фрагмента и их последовательность. Дальнейшая работа над таким сценарием осуществляется сценаристом совместно с режиссером. Вообще телевизионный автор, в отличие от театрального драматурга или киносценариста, в определении жанра, поисках форм и специфических средств телевидения тесно связан со всем творческим коллективом студии на всех этапах своей работы.

В сценарной записи должны присутствовать и литературные и экранные черты, т.е. эта запись должна давать изображение того, что будет увидено и снято режиссером и оператором, отчетливо передавать не только замысел автора, но и предлагать пластическое, звуковое и монтажное решение эпизодов.

Если речь идет об оперативном репортаже с места события, то репортер пишет сценарий для себя и оператора непосредственно перед съемкой. Даже в таких случаях нельзя полагаться на стопроцентную импровизацию. Перед выходом программы новостей в эфир, подробно расписанный сценарий лежит на пульте перед режиссером, второй и третий экземпляры находятся у ведущего в студии и у звукорежиссера.

В документальном творчестве многие процессы протекают так же, как и в игровом. Воздействие на зрителя зависит в обоих случаях от значительности темы, четкости авторской позиции, от проблемы, от личности героя, умения выделить, подчеркнуть их особенности, а главное - от умения автора вызвать интерес зрителя, т.е. создать такое внутреннее напряжение действия, которое бы удерживало его внимание. Для того чтобы добиться этого, необходимо обратиться к законам драматургического построения сообщения. При этом свойства драматургической структуры можно сравнить со словарным запасом языка, пользуясь которым человек пишет и роман, и поэму, и информационную заметку.

В телепроизведении сложно передать непрерывность действия, так как жизненная длительность не укладывается в рамки передачи или фильма. Каждый кадр - это самостоятельный пластический мир, фактически живущий независимо от соседних. Эту независимость и необходимо преодолеть с помощью единой мысли, раскрывающей внутренний смысл, пронизывающей произведение и передающейся, как эстафетная палочка из кадра в кадр.

Экран фиксирует внешнее действие, его динамику, темп, ритм. Это действие может быть прямым, отраженным, параллельным. Поэтому в сценарии необходимо четко «прописать» внутреннее (идущее от мысли автора) действие, которое организует всю драматургию произведения, обеспечивает логику показа фактов, событий, поступков и стремлений героев. Движение авторской мысли дает возможность организовывать материал действительности так, чтобы даже одно событие, одна проблема, показанные с разных сторон, могли послужить поводом к обобщению.

Драматургия возникает там, где таится противоречие, конфликт. Если во время «прицельного» наблюдения, изучения определенной сферы действительности автор руководствуется этим правилом, то он выберет материал верно. Однако наблюдаемый материал жизни шире того, что входит в сценарий. Из него документалист отбирает те пласты, которые нужны для утверждения его идеи, раскрытия темы.

Одна из самых больших трудностей при создании произведения для экрана - это достижение цельности, внутреннего драматургического единства. Его необходимо найти на стадии написания сценария, чтобы в дальнейшем режиссер, оператор, звукорежиссер сохраняли и усиливали найденную органичность содержания и формы. Именно это качество любого творения помогает глубоко раскрыть тему, увлечь ею зрителя.

Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея и композиция.

Тема - это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Тема - это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.

Идея - это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Идея может предшествовать изучению материала. Это как бы квинтэссенция взглядов автора на действительность, выражение гражданских и этических принципов на примере того или иного жизненного факта. Идея целиком зависит от автора, от строя его мыслей, его эрудиции, моральных норм, психического склада, вкусов, склонностей и других индивидуальных качеств личности.

Когда собран материал для будущего сценария, определена его тема и ясна идея, начинается следующий этап творческой работы журналиста - отбор фактов, событий и лиц, которые должны войти в произведение, и одновременно поиск композиционного решения.

Документальный сценарий, как правило, начинается с рассказа об основной, а не побочной проблеме, чтобы подготовить читателей, зрителей к восприятию развиваемой мысли. Когда цель произведения - привлечь внимание широкой общественности к заботе о здоровье будущих поколений, пробудить тревогу за это у супругов, врачей и ученых, то проблема не должна исчезать из поля зрения сценариста. Она может быть раскрыта и косвенно, но каждый эпизод должен, в идеале, пополнять, расширять и углублять разговор о главном предмете сценария и передачи.

Композиция - это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Это принцип организации материала. С. Эйзенштейн писал, что «композиция есть такое построение, которое в первую очередь служит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить зрителя так же относиться к этому содержанию».

Композиция документального произведения обычно обусловлена его темой и идеей и представляет собой такое соединение отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, располагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить замысел и полно и интересно, выявляет главные и второстепенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения.

Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями. Экранное произведение надо укладывать в определенные временные рамки; этому помогает членение на сцены и эпизоды.

Понимание композиции особенно важно для произведения публицистики, оно помогает так организовать структуру экранного сообщения, его информационные, смысловые, эмоциональные и другие потоки, чтобы воздействие их не притупляло чувства зрителей, не утомляло их, а увлекало, волновало и развлекало новизной мыслей и эмоций.

На определенном этапе работы необходимо осознать, какая линия станет основной в драматургической конструкции сообщения. Затем следует продумать второстепенные темы, строго определив, когда они должны быть введены.

Задача отобрать из материала главное, отказаться от ненужного, правильно выписывать второстепенные эпизоды и другие навыки создания телесценария постепенно, с накоплением опыта работы выполняется интуитивно, почти бессознательно. В итоге возникает внутренний «механизм» выбора материала. Появление этого внутреннего голоса, вкуса и есть признак мастерства.

Все элементы сценария важны и взаимосвязаны. В классической теории драматургии дается следующая схема основных элементов композиции:

экспозиция (пролог) - заявка (начало) - перипетии (развитие действия) - кульминация (высшая точка воплощения авторской позиции, напряжения мысли или конфликта) - перипетии (действия, ведущие к развязке) - развязка (конец) - эпилог.

В публицистике чаще всего освещаются жизненные проблемы, возникающие как результат внутреннего развития, скрытого от непосредственного наблюдения и не выражающиеся в единичном внешнем столкновении. Начальный эпизод, первые кадры сообщения - камертон, по которому можно судить о серьезности темы, наличии (или отсутствии) авторской идеи и мастерстве воплощения.

Одна из самых типичных ошибок сценаристов - неточное начало сценария. В идеале в нем задаются темп и ритм произведения. Сценарий, особенно короткого сообщения, лучше начинать с той темы, которая составит главную линию развития действия, мысли, проблемы.

Другой важный элемент драматургии - самый яркий, самый напряженный момент в развитии мысли автора или событий, лежащих в основе произведения, - кульминация. Часто сценаристы-документалисты, ссылаясь на то, что они запечатлевали поток жизни, не выделяют в сюжете центрального эпизода. И передача или фильм идут в одном ритме, что придаст ему однообразие, ослабляет внимание и интерес зрителя. Вместо выделения и построения кульминационного эпизода неопытный сценарист делит произведение на части - своего рода главки, которые, скрывая его профессиональную беспомощность или недобросовестность, помогают не столько заинтересовать зрителя и вовлечь его в проблемы передачи, сколько сообщить необходимую информацию. Мысль, проблема в своей эволюции естественно проходит через апогей, высшую точку своего роста. В лучших публицистических произведениях именно в этой сцене появляется образ, обобщение.

Конечный эпизод публицистического сообщения - не менее важный элемент композиции. Традиционный термин «развязка» в документалистике неуместен, ибо документальное сообщение - часть, вырванная из динамического потока жизни, часть, ограниченная замыслом автора, но продолжающаяся за пределами этого замысла, за пределами произведения. Нейтральное название - финальный эпизод - звучит наиболее грамотно. В сценарии он естественно завершает рассказ о проблеме или событии, которые были предметом рассмотрения. Если финальный эпизод найден точно (а это чаще всего зависит от того, насколько ясно представляет себе публицист то, что он хочет сказать зрителю), он органически вытекает из всей художественной ткани произведения. От того, насколько интересен и логичен финал, зависит эффект воздействия передачи, фильма на зрителя. Психологи отмечают, что в восприятии начала и конца произведения заметна особая концентрация внимания зрителя. Это и должен учитывать сценарист.

Важный компонент неигрового сценария - сюжет. Разными теоретиками и практиками этот термин трактуется неодинаково. В настоящее время наибольшее число сторонников у определения, предложенного драматургом Л. Дмитриевым. «Фабула - логика и последовательность драматических коллизий, в которых оказались герои, сюжет - это уже авторская интерпретация этих событий, рассказ автора о них в той последовательности, которую он сочтет для себя наилучшей». Движение сюжета включает и развитие конфликта. Обычно в документальном произведении конфликт скрыт внутри сюжета, внутри характеров героев, в их словах и поведении. Прямое столкновение показать удается редко.

Сложились три основных типа конфликтов в неигровой драматургии; они вполне соответствуют тем типам, которые существуют в игровой:

Борьба с физическими препятствиями, природой или обстановкой;

Борьба с социальной средой, с людьми;

Борьба с самим собой, конфликт психологический.

В конфликтном столкновении характеров персонифицируется проблема, из-за которой сценарист взялся за материал. Вне конфликта нет драматургии. Поэтому журналист, прежде чем приступить к написанию заявки на сценарий, приходится обдумывать, какое противоречие в жизни он будет рассматривать, о каком, скрытом или явном, столкновении, чего или кого с чем или с кем будет он рассказывать зрителю.

Итак, изучив материал, определив тему и идею будущего экранного сообщения, отобрав героев, факты и события, которые, по его мнению, помогут раскрыть тему, автор приступает к написанию сценария, т. е. ищет средства, с помощью которых сможет адекватно задуманному воплотить свои мысли на примере одного (или нескольких) персонажа и происшествия. В искусствоведении принято считать, что в это время драматург ищет форму содержанию своего произведения.

Все то, что не передается на экране звучащим словом: действия персонажей, обстановка, пейзаж, детали, размышления автора, которые подсказывают режиссеру и оператору возможную стилистику будущих сцен и эпизодов ленты, атмосферу эпизодов, - все это называется описательной частью, или ремаркой (в теленовостях - «левый ряд»). Это требует развития описательной части, поэтому-то привычка при создании произведений информационных форм записи телевизионного сценария в «два ряда» не соответствует профессиональным требованиям при работе над более сложными формами. Ремарка (от фр. remarque) не перечень подробностей, она не просто называет действие, а дает его экранное решение. И вместе с тем она должна быть ассоциативна. Режиссер, оператор - не марионетки, движения которых механически расписаны, а художники. Сценарий предназначается всегда для своего дальнейшего воплощения, в котором принимает участие целый творческий коллектив. Поэтому сценарий в какой-то степени «руководство к действию» для режиссера и оператора, и содержится оно в описательной части.

Стиль сценария может быть различным - это зависит от авторской индивидуальности. Ремарки могут быть лаконичные или более пространные, красочные. Но при всем различии творческих подходов главное требование остается общим - ремарка должна давать полное представление о том, что впоследствии будет на экране.

В сценарии важно учесть возможное воздействие фона и предложить оптимальный вариант обстановки, в которой должен быть снят герой, его действия, беседы с корреспондентом или другими персонажами. Второй план (пейзаж, детали интерьера и пр.) создает настроение сцены, влияет на то, как зритель воспримет смысл разговора, характер события. В ремарке сценаристу необходимо описать время, место, обстановку и атмосферу события, дать характеристики его участников, их поведения, особенностей речи и внешности. Хороший сценарий содержит многое: сюжет, расположенные по линии драматургического нарастания эпизоды, подробно выписанную ткань действия, указания относительно характера музыкального сопровождения и обязательно монтажное построение действия. Монтаж - это в такой же степени сценарная проблема, как и режиссерская. Автор строит все действие таким образом, чтобы оно состояло из отдельных элементов - кадров, чтобы кадры складывались в монтажные фразы, чтобы от столкновения тех или иных фрагментов возникал определенный художественный эффект. Все основное, что относится к монтажу (организация сюжета, поэпизодная связь и пр.), - это элементы композиции сценария. Самыми разнообразными приемами монтажа сценарист сопоставляет, отбирает наиболее важные элементы действия, сталкивает между собой контрастирующие по построению и ритму эпизоды, оперирует экранным временем и пространством, создает кульминационные моменты. Иначе говоря, посредством монтажа он выражает содержание и идею.

Подобные документы

    Порядок выбора темы журналистского произведения - конкретной реальной ситуации, восходящей к более широкой масштабной проблеме общества. Признаки темы журналистского текста. Взаимосвязь идейных и жанровых особенностей журналистского произведения.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2016

    Исследование понятия сюжета и композиции журналистского произведения. Анализ его отличия от литературного, художественного произведения. Основные элементы композиции. Сюжетное построение на примере публикации Татьяны Кудрявцевой "Законные осложнения".

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Обзор жанров телевизионной информации и их использования в сценарной работе. Изучение понятия телевизионной публицистической программы. Характеристика основных средств создания публицистического сценария. Анализ композиции документального произведения.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2012

    Тема, замысел, идея, структура и композиция будущего произведения, элементы его содержания. Источники информации и способы ее получения. Методы познания действительности. Анализ газетного материала на ее основе методики журналистского творчества.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2010

    Творческая разработка литературного сценария. Оценка зрительского потенциала кинопроекта. Состав основной творческой группы и актеров. Календарно-постановочный план. Калькуляция себестоимости аудиовизуального произведения. Прокатная политика фильма.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2015

    Редакторский анализ и оценка рукописи. Принципы актуальности будущего произведения. Оценка формы произведения. Сущность характера изложения материала. Редакторское заключение о рукописи. Языково-стилистическая правка. Работа над аппаратом издания.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2008

    Особенности документального телефильма, как жанра телевизионной журналистики. Становление и развитие отечественной телевизионной документалистики. Съемка и монтаж документального фильма "Право на дорогу". Сценарная заявка и макет режиссерского сценария.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2013

    Творческо-производственная разработка литературного сценария. Оценка зрительского потенциала кинопроекта. Состав творческой группы, требования к нему. Калькуляция себестоимости, прокатная политика фильма. Предложения по использованию экранных технологий.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2015

    Композиция журналистского текста как неотъемлемая часть литературного произведения, её отличие от литературных текстов. Особенности аналитических жанров журналистики в российских изданиях. Комментарий как аналитический жанр на примере газеты "Ведомости".

    курсовая работа , добавлен 02.04.2017

    Переводческие трансформации и их многообразие, редакторское видение переводного издания художественной литературы. Сохранение целостности, структуры произведения и перестановки, замены, добавления, опущения в издании Селинджера "Над пропастью во ржи".