Словом русы называли варягов викингов норманнов которые. Чем варяги отличаются от викингов. Любимые занятия викингов

Загадка исчезновения викингов

История походов этих раннесредневековых мореходов укладывается в период с VIII по XI век. Викинги представляли собой кочующие племена, обживавшие земли, на которых сегодня находятся Швеция, Дания и Норвегия.

Есть версия, что эти морские разбойники, которых звали не только викингами, но и норманнами, а на Руси - варягами, пытались обжить самый крупный остров на Земле - Гренландию. Хотя спустя несколько веков от цивилизации викингов там почти ничего не осталось.

«Люди из фьорда»

Историки полагают, что воинственные племена норманнов отличались не только тем, что досаждали своими бесчисленными нападениями населению средневековой Европы. Викингов причисляют к пионерам, освоившим Северную Атлантику и основавшим Нормандию. Именно они, по некоторым данным, впервые ступили на земли современной Америки.

Тем не менее всегда и везде эти кочевники-захватчики воспринимались как пираты или «люди из фьордов». Разбойник - так с древнескандинавского переводится слово «vikingar».

Пленившиеся «Зеленой землей»

В начале первого тысячелетия новой эры самым продвинутым из скандинавов Эриком Рыжим (Эйрик Торвальдссон) на западе от Исландии были открыты новые необжитые земли. Суровые норвежские парни поначалу не восприняли Гренландию как территорию, где можно создать самостоятельное государство. Тем не менее их обособленная цивилизация просуществовала там на протяжении нескольких столетий, до XVI века. А потом от колонии скандинавов практически не осталось и следа. Европейцы, прибывшие на этот остров в конце XVI столетия, нашли лишь полуразрушившиеся строения.

Почему Гренландия опустела

Есть версия, что викинги смешались с эскимосами, и потому исчезли как энтос. Однако исландский генетик Гисли Пальссон, сравнивший ДНК инуитов Гренландии и Канады, утверждает, что европейских гаплогрупп там нет. Подобной взаимосвязи не обнаружили и другие ученые.

Историк Джаред Даймонд считает, что смешение рас посредством заключения межэтнических браков, вероятней всего, не является причиной исчезновения викингов в Гренландии, так как ни они, ни эскимосы не испытывали особой потребности в поиске супругов «на стороне». Никаких доказательств массового истребления скандинавов в результате столкновений с эскимосами в Гренландии также найдено не было. Это подтверждают и современные археологи.

Историк Томас Макговерн уверен, что гренландцы в какой-то момент просто не выдержали суровых климатических условий, складывавшихся на острове. А вот американский биолог и антрополог Джаред Даймонд убежден, что цивилизация викингов исчезла вследствие того, что они были лишены многих благ жизнедеятельности (к примеру, железа и других ресурсов) и не имели возможности налаживать водные сообщения с другими странами, поскольку морские пути из-за нагромождения айсбергов были малопроходимыми.

Ни скотоводство, ни землепашество викинги в Гренландии не развивали, этот факт также был выяснен в ходе археологических раскопок.

Ученые считают, что викинги и их потомки просто постепенно покинули остров, поскольку среда обитания там для постоянного проживания стала для них неприемлема. Они расселились по всей Скандинавии, образовав при этом целые государства. Некоторые современные историки высказывают мнение, что и нынешняя Россия не существовала бы, если бы в свое время в судьбе Руси не поучаствовали варяги. Но это не более чем версия. http://russian7.ru/post/zagadka-ischeznoveniya-vikingov/

Призвание варягов. В. М. Васнецов

Чем варяги отличаются от викингов

Некоторые считают, что варяги - это всего лишь русское обозначение викингов. На самом же деле между варягами и викингами имеется множество существенных различий.

Происхождение названий

Понятия «викинг» и «варяг» имеют абсолютно разное происхождение. Большинство историков считают, что «викинг» берет свое начало от слова «vík», которое переводится с древненорвежского как «бухта» или «фьорд». Однако существуют и другие версии. Так доктор исторических наук Т. Джаксон утверждает, что название «викинг» произошло от латинского «vicus» - небольшое поселение ремесленников и торговцев. Это слово употреблялось еще в Римской Империи. Подобные поселения нередко находились на территории военных лагерей. Шведский ученый Ф. Аскерберг заявлял, что основой для существительного «викинг» послужил глагол «vikja» - покидать, поворачивать. Согласно его гипотезе, викинги - это люди, которые покинули родные места для того, чтобы добыть средства к существованию. Земляк Аскерберга исследователь Б. Даггфельдт предполагал, что слово «викинг» имеет много общего с древнескандинавским словосочетанием «vika sjóvar», означавшим «отрезок между сменой гребцов». А потому в первоначальном варианте термином «víking», скорее всего, называли дальнее странствие по морю, предполагающее частую смену гребцов.

Версию о происхождении термина «варяг» одним из первых высказал Сигизмунд фон Герберштейн, австрийский посол, историк и писатель. Он предположил, что наименование «варяг» связано с городом Вагрия, где обитали вандалы. От названия жителей этого города «вагров» и произошло выражение «варяги». Много позже русский историк С. Гедеонов посчитал, что слово «warang», означающее меч и обнаруженное им в балтийско-славянском словаре Потоцкого, как нельзя лучше подходит на роль первоисточника термина. Многие историки связывают «варяга» с древнегерманским «wara» - клятва, обет, присяга. А языковед М. Фасмер считал прародителем «варяга» скандинавское понятие «váringr» - верность, ответственность.

Разная деятельность

Понятия «викинг» и «норманн», по мнению историков, отождествлять не следует, так как норманны - это народность, в то время как викинги - скорее, просто образ жизни. Об этом, в частности, говорят и ирландские исследователи Ф. Бирн и Т. Пауэлл. Бирн в своей книге «Новый взгляд на историю Ирландии эпохи викингов» утверждает, что приравнивать к термину «викинг» можно только термин «пират». Потому как именно грабежи являлись основным источником дохода викингов. Викинги не отличались оседлостью и не соблюдали законы.

Варяги же являлись своеобразным социальным пластом общества. Этакие воины по найму, охранявшие границы Византии от набегов тех же викингов. Старшая дочь византийского императора Алексея Комнина Анна написала о варягах в своем труде под названием «Алексиада». Принцесса утверждала, что варяги понимают свою службу по защите государства и его главы как передающийся по наследству почетный долг.

Также варягами называли и мирных купцов, которые возили товар по пути, именуемому в то время «из варяг в греки». Этот путь пролегал по воде из Балтийского моря в Черное и Средиземное моря. Причем, Балтийское море тогда носило другое название - Варяжское. А, по мнению советского историка А. Кузьмина, варягами раньше называли абсолютно всех жителей морского побережья.

Разные религии

Викинги, без сомнения, считавшие себя воинами, но никак не пиратами, поклонялись богу Одину, как и все скандинавы. Вечными спутниками Одина были вороны - птицы, которых не жаловали на Руси из-за их склонности к пожиранию падали. Кроме того русские издревле считали воронов символами всевозможных темных сил. Но именно ворон был изображен на флаге, украшавшем корабль знаменитого вождя викингов Рагнара Лодброка.

Священной птицей для варягов был сокол, который честно охотился за живой добычей. Сокол являлся птицей самого Перуна - языческого славянского бога, в которого и верили варяги. Издревле сокол почитался как образ мужества, достоинства и чести.

Воины - дружинники из скандинавских народов, которых нередко именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в "Повести временных лет". В IX - XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов - дружинников, которые выступали в качестве наемников и использовались как в междоусобных войнах, так и с соседними странами и народами. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки", т.е. между Скандинавией и Византией. В XII - XIII вв. варяжские воины и купцы ославянились, а народы Скандинавии получили другие названия. Так, шведы стали именоваться свеями, норвежцы - мурманами; иногда их называли общим для всех западных народов термином - "немцы".


Смотреть значение Варяги, Норманны, Викинги в других словарях

Варяги — варягов, ед. варяг, варяга, м. Название норманского племени, из среды к-рого, по летописному рассказу, происходили первые русские князья (истор.). Призвание варягов. || перен.........
Толковый словарь Ушакова

Варяги Мн. — 1. Древнерусское название норманнов, выходцев из Скандинавии, совершавших в IX-XI вв. походы во многие страны Европы с целью грабежа и торговли, а также служивших в качестве........
Толковый словарь Ефремовой

Норманны Мн. — 1. Северогерманские племена, населявшие Скандинавию, совершавшие в VIII-XI вв. грабительские походы на многие страны Европы.
Толковый словарь Ефремовой

Варяги — -ов; мн. (ед. варя́г, -а; м.).
1. Древнерусское название выходцев из Скандинавии (наёмных дружинников князя, купцов и т.п.); общее название всех скандинавских племён, совершавших........
Толковый словарь Кузнецова

Норманны — норманнов, ед. норманн, норманна, м. (нем. Normanne) (истор.). Германские племена, населявшие Скандинавию в Средние века.
Толковый словарь Ушакова

Норманны — -ов; мн. Ист. Представители скандинавских племён, совершавшие в 8 - 11 вв. грабительские, захватнические походы в страны Европы (на Руси их называли варягами).
◁ Норма́нн,........
Толковый словарь Кузнецова

Варяги — - 1. Собирательное обозначение скандинавов. Как наемная военная сила, не связанная с племенными интересами вост. славян В. сыграли важную роль в консолидации государства........
Юридический словарь

Варяги — (от др.-сканд. vaeringjar) - в русских источниках - скандинавы,полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.), наемные дружинникирусских князей 9-11 вв. и купцы, торговавшие........

Викинги — (др.-сканд.) - скандинавы - участники морских торгово-грабительныхи завоевательных походов в кон. 8 - сер. 11 вв. в страны Европы. На Русиих назывались варягами, а Зап. Европе........
Большой энциклопедический словарь

Норманны — ("северные люди") - см. Викинги, Варяги.
Большой энциклопедический словарь

Викинги — викинги(норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на бóльшие расстояния. Эти дерзкие и........
Географическая энциклопедия

Варяги — др.-рус. название жителей Скандинавии. Происходит от древнесканд. vaeringjar - норман. воины, служившие у визант. императоров; отсюда же средневек. греч. baraggon, араб. "варанг",........

Викинги — см. Норманны.
Советская историческая энциклопедия

Норманны — (от скандинавского northman - северный человек) - название, под которым в Зап. Европе были известны народы Скандинавии в период их широкой экспансий конца 8 - сер. 11 вв. (в самой........
Советская историческая энциклопедия

ВАРЯГИ — ВАРЯГИ, -ов, ед. -яг, -а, м. 1. В Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооруженные отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в........
Толковый словарь Ожегова

НОРМАННЫ — НОРМАННЫ, -ов, ед. -анн, -а, м. Общее название племен, населявших Скандинавию в средние века. || прил. норманнский, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Балтийские славяне сопротивлялись долго и мужественно, несколько столетий. Но силы были не равны - против их, часто разрозненных племён, сражалась вся Европа во главе с римским императором и папой Римским, которые не раз бросали клич для сбора крестовых[ походов на иноверцев Прибалтики. Так исчезли венеды, пруссы, вагры и прочие славянские племена и народности.

К середине 13 века немцы сравняли с землёй, перестроили, переименовали не только древние прибалтийские славянские города, но и постарались стереть память об их народах. Часть славян-варягов отправилась на службу в Византию, многие ушли в сторону Новгорода, где до сих пор одна из старинных улиц центра носит имя Прусская.

Время пришествия Рюрика с его родом в Новгород как раз совпадает со временем начала императором Карлом и его потомками знаменитого германского «Drang nach Osten». Остановить это нашествие удалось лишь Новгороду с Псковом и объединившемуся Российскому государству.

АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ НОРМАНСКОЙ ТЕОРИИ

Не странно ли, что на Руси слово «викинги» вообще не встречается? А в Скандинавии почти до XII века не встречается ни слово русь, ни варяги. Не было там таких племён и народов. Никаких следов. Хотя могли быть, ведь руссы и норманны были соседями, воевали-торговали, сватались.

Не существует или не найдено пока ни одного достоверного исторического источника, который бы отождествлял варягов и викингов. Впервые варяги как « væringjar » (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке, когда из русских летописей оно практически исчезает.

Да и то упоминаются в рассказах о том, как норманны отправились в Византию и вступили там в отряд этих « væringjar » . И эти факты лишь подчёркивают, что для норманнов варяги были явлением чужеродным.

Ни один европейский источник не пишет, что руссы - это норманны или шведы, что жили они в Скадинавии. Одно византийское упоминание о том, что их воины-руссы - это норманны может говорить лишь о том, что те северяне, прибыли с севера. Для греков все, кто находится далеко на севере - всё норманны.

На чём же основываются доводы норманистов? А, в общем-то, на мелочах, на которые не стоило бы и время тратить. Где-то в Скандинавии нашлось имя, созвучное имени Рюрика. Где-то - созвучное название с племенем руссов.

Однако некоторые их доводы всё-таки рассмотрим, потому что дело немецких историков Байера и Миллера живёт и процветает. Как живёт жажда поставить «на место» русский народ. Хотя, заметим, сам Байер, после того, как его сместили из академиков в адьюнкты и понизили оклад, поспешил отказаться от своей «русофобской» теории и предпочёл принять «роксоланскую». Хороший пример для патриотичного начальства!

Итак, рассмотрим основные доводы сторонников норманской теории.

Среди их аргументов - «Бертинские анналы» , где в латинских источниках впервые упоминается нация русь-рос, (этот документ мы разбирали выше), где рядом со словом «рос » оказались «свеоны » - шведы. И хотя в самом тексте эти племена противопоставляются, норманисты почему-то считают наоборот. Может быть, невнимательно читают? Или видят то, что хотят видеть?

Ещё они ссылаются на странные имена русских послов, перечисленные в договорах Киева с Константинополем. Мол, они больше похожи на шведские, а не на славянские. Но договора заключались в начале десятого века (в 907 и 917 годах), когда многие руссы ещё не были крещены, и мы не знаем многих имён, которые носили наши дохристианские предки.

Впрочем, имена некоторых славянских лидеров встречаются в европейских документах VIII-IX веков, например, а «Анналах королевства франков ». Например, Драговит, князь велетов и стодорян, в 789 году его резиденция находилась в Браниборе (позднее немецкий Бранденбург). Король ободритов Витцин (Вышан), убитый в 795 году.

Герцог ободритов Траско (Дражко), убитый в 809 году. Вождь славян - сорбов Милидох, убитый франками в бою в 796 году. Герцог ободритов Годелаиб, обманом захваченный в плен и повешенный франками в 808 году. В 823 году в хронике упоминаются «среди прочих варварских посольств <…> два брата, а именно короли вильцев, имевшие друг с другом спор о королевской власти. Имена их были Милегаст и Цеадраг ».*

/* Все имена приведены из хроники «Анналы королевства франков »./

Итак, имена славян во франкской хронике: Драговит, Витцин (Вышан), Траско (Дражко), Милидох, Годелаиб, Милегаст, Цеадраг.

А вот некоторые имена киевских послов начала X века из мирных договоров руссов с Константинополем из «Повести временных лет »: Карл, Рулав, Фаслав, Велимид, Лидулфаст, Стемид... Одинаковых имён нет, но и разницы огромной не заметно.

И в тех и других почти нет известных нам славянских корней. Норманисты пытались находить такие же имена в Скандинавии, в Швеции. Не нашли, хотя что-то созвучное подобрать удалось и там. Так ведь столетиями наши народы были соседями, сватались, роднились, имена могли быть и похожи. Например, в документах мы встречаем датского короля Рорика и нашего русского князя Рюрика, которые суть совсем разные люди.

Важнейшим доказательством норманистов является труд византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей » (949 г.). Там он описывает «путь из варяг в греки » и приводит названия днепровских порогов на двух языках - на русском и славянском. Эти названия весьма разнятся. На этом основании базируется доказательство, что руссы - не славяне. Но и на шведском языке эти русские названия в большинстве своём ничего не означают.

К тому же мы не знаем, кто рассказывал императору об этих порогах и верно ли рассказывал. Нельзя отрицать различия в языках разных племён славян. Я, например, в последнее время совсем перестала понимать речь украинцев, хотя это самый родственный нам народ. Не исключено, что там были болгарские слова или каких-то иных славян, проживающих в регионах, соприкасающихся с днепровскими порогами…

Как ни странно, основной источник и для норманистов при обосновании их теории - уже упоминавшаяся русская «Повесть временных лет ». Но лишь та часть записи, где говорится о приглашении Рюрика в Новгород. Приведу ещё раз эту фразу, чтобы никто не сомневался, что варяги-русь - это другой народ, а не шведы, не норманны:

«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. <…> И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене »*.

/* Повесть временных лет. ПСРЛ, т. 1 , стб. 19. Перевод Д. С. Лихачёва./

Ещё одним аргументом этой теории является ссылка на летопись, где говорится, что, мол, за князем Рюриком новгородцы «пошли за море» . Но с того места, где расположен Новгород, Швеция - такое же «заморе », как и южный берег Балтики. Мало того, летопись часто описывает, как поссорившись с новгородцами, князь бежит к варягам или за варягами, чтобы призвать их на помощь. Например, к варягам «бегал» будущий креститель Руси князь Владимир.

Естественно, верхом на конях, а не на кораблях, ибо из Новгорода выбраться к морю не так-то просто. И если посмотреть на карту, мы увидим, что добраться до Швеции или Норвегии, где хозяйничали викинги, из Новгорода верхом, да и на суднах, было бы в те времена весьма проблематично. А подлинные варяги - они действительно находились относительно недалеко. Да и упоминания о кораблях в новгородских летописях того времени что-то не встречаются.

Что касается фразы «пошли за море », то так было принято в то время говорить, если путь можно было проделать не только по морю, но и пешком вдоль берега. «За морем » находились для киевлян Константинополь, хотя до него можно было добраться и по суше. «За морем » у русских нередко означало и просто - «далеко».

Когда, например, в 1390 году женился великий князь московский Василий I Дмитриевич на Софье - дочери великого князя Литовского Витовта, бежавшего от смуты с семьёй «к немцам », то невеста «приведена бысть на Москву из замориа ».* Те «немцы» располагались на территории нынешней Латвии, как раз там, где прежде жили руссы-варяги и стояли русские крепости.

/* Симеоновская летопись, ПСРЛ, т. 18 стр. 140./

Упоминание немцев в летописи - ещё один довод сторонников норманской теории. Мол, в некоторых поздних источниках пишут, что Рюрик пришёл «из немец », а не от варягов. А что может писать летописец или переписчик летописи в XIV веке и позже о южном побережье Балтики, в том числе и о бывшей славянской Пруссии, если прошло уже более двухсот лет, как там обосновались немцы?

Как написать ему, чтобы было понятно, откуда пришёл Рюрик? Конечно «из немец »! Не от шведов же! И это ещё один веский довод несостоятельности норманской теории, ибо русские летописцы с самых древних времён прекрасно отличали немцев от шведов, англов и прочих народов.

Есть ещё ссылки на раскопки, мол, в раскопках часто встречаются скандинавские вещи, а в русском языке - скандинавские термины. Но в наших землях находят и византийские изделия! И восточные монеты. А в нашей речи - греческие, итальянские, немецкие тюркские, арабские и прочие слова. Это говорит лишь о том, что руссы-славяне торговали и общались со всеми соседями. Отсюда и чужие слова, оружие, деньги и украшения.

ПРЕДКИ РУССОВ-ВАРЯГОВ

Откуда же взялся столь сильный и многочисленный славянский народ - руссы, русь, русские, которые за исторически краткое время, из, казалось бы, небольшого племени, так разрослись и заселили необъятные пространства? И это несмотря на бесконечные истребительные войны, которые вели против них европейцы с запада и тюрки с востока!?

Частично мы уже ответили на этот вопрос, обратившись к русским и европейским документам. Но есть ещё один важный источник, который точнее любой летописи или грамоты. Этот источник - наши старинные соседи. Уж они-то знают о нас и нашем прошлом гораздо больше, чем мы думаем. Это относится и к соседям-народам.

Например, до того как франки-германцы завоевали в IX веке многочисленный и могучий когда-то народ саксов, те успели ещё до V века частично захватить и заселить юг Британии, ассимилировать англов. Таким образом, появились англосаксы, сохраняя, в веках имя пришельцев. А как, вы думаете, называют соседи немцев, завоевавших когда-то в VIII - IX веках Саксонию?

Эстонцы называют Германию «Saksamaa», а самих немцев - «sakslased». Финны называют эту страну «Saksa», а жителей - «saksalaiset». Будто и не прошло более тысячелетия, в течение которого эта страна называется Германией, «Deutschland», и будто там по-прежнему живут те древние саксы, а не германцы. Да и Пруссия в памяти народов просуществовала почти тысячу лет после того, как исчезли и сами древние пруссы и их славянский язык. Крепка память народная.

Так что же говорит эта крепкая соседская память о нас, руси, руссах? А вот что. Древнейшие наши соседи - финны называю русских «Venäläinen», а Русь, Россию - «Veneman», «Venäjä». Другие ближайшие соседи - эстонцы зовут нас «Venelane», а страну - «Vene», «Venemaa» (Русь, Россия). И даже корелы зовут нас «Veneä» (Русь).

Странно, не правда ли? Ведь у слов русс, русский, Россия и «венелане» или «вене» - ну ничего общего! Будь наши предки выходцами из Швеции или вообще из Нормандии, нам ближе были бы слова «суоми», «норми» или хотя бы «руси». Но нет же - все ближайшие древние соседи выводят наименование нашей страны и народа из одного корня - «вене»! Кто такой этот «вене», откуда взялся?

Отыскивая ответ этот вопрос, мы вынуждены признать, что термин «вене» ведёт нас к имени мощного и многочисленного славянского народа, проживавшего когда-то в Центральной Европе и на берегах южной Балтики - к венедам. Народа, который упоминали в своих трудах ещё древние историки: Геродот, Помпоний, Тацит, Птоломей и другие, размещая венедов-славян на огромных пространствах Центральной Европы и Прибалтики - от восточных берегов реки Вислы - до северных Карпат и низовьев Дуная.

В определении родства руссов-славян с венедами сходятся все концы - и места их проживания, и ссылки различных хроник, и размышления древних летописцев.

О венедах, которые есть славяне, упоминают не только византийские и восточные источники, но и средневековые европейские историки, называя их не только «венеды», но и венды, виниты, винулы и даже винды.

Вот как рассказывает об этом народе готский историк VI века Иордан в популярном и ныне труде «О происхождении и деяниях гетов » (551 г.):

«… У левого их склона [Альпы], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами»*.

/* Иордан «О происхождении и деяниях гетов», ч. 34-35/

О том, что славяне и венеды - один народ сообщают все без исключения немецкие и прочие средневековые европейские источники.

Например, автор «Хроники Фредегарда » в 623 г. пишет: «некий человек по имени Само, франк родом из Санса, вместе с другими купцами отправился к тем славянам, которые известны как венды. Славяне уже подняли восстание против авар, называемых также гуннами и против их правителя-кагана. <…>

Признав его заслуги, венды сделали Само своим королем ,<…>.

630 г. <…> В этом году славяне (или венды, как они себя называют) убили и ограбили большое число франкских купцов в королевстве Само, и так началась вражда между Дагобертом и Само, королем славян »*.

/* «Хроники Фредегарда» С сайта vostlit.info. Текст переведен по изданию: The fourth book of the Chronicle of Fredegar. Greenwood Press, 1981/

Спустя шесть веков, после продолжительных и кровопролитных войн с римлянами и германцами, венеды оттесняются на восток и к северу Европы. Но продолжают занимать почти всю южную Прибалтику к востоку от Эльбы. Даже в XII веке автор «Славянской хроники» XII века Гельмгольд фиксирует их, как жителей обширной страны на севере Европы:

«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются»* . Перечисляя многочисленные племена южной Прибалтики, рассказывая о занимаемых ими территориях и городах, Гельмгольд не забывает отмечать, что все они принадлежат к древнему народу винулов - венедов: «Таковы эти племена винулов, рассеянные по землям, областям и островам на море».**

/* Гельмольд из Босау «Славянская хроника», книга 1, гл.1. С сайта www.vostlit.info.

**Там же, книга 1, гл.2. С сайта www.vostlit.info./

Об этом же пишут и многие другие средневековые историки, локализуя места проживания венедов на юге Прибалтики, в её центральной и восточной части и единодушно называя их славянами. А это значит, что к венедам-славянам мы можем с уверенностью отнести не только руссов, но и пруссов, и многие прочие прибалтийские народы и племена, живущие в южной части Прибалтики.

О венедах существует обширная литература, начиная со средневековой, кончая новейшими исследованиями. О том, что коренными жителями южной Прибалтики были именно венеды, свидетельствуют и сами завоеватели этих земель - немцы, которые на протяжении многих веков вплоть до новейших времён называли славян венедами (Wenden, Winden). А если хотели отличить старые местные деревни на завоеванных землях от новых, немецких, называли их венедскими - «windich или wendich».

Почему европейцы замалчивают эту информацию? Что нам даёт знание о том, что кроме прочих народов руссы и пруссы тоже были венедами - славянами? Как минимум то, что претензии немцев на бывшую Прусскую землю, как на их «отчину» являются несостоятельными.

ГДЕ ЖИЛ РЮРИК?

В 844 году, в начале завоевания немцами вендских территорий, мы застаём одно из их племён - ободритов, проживающими на берегах реки Эльбы. Под этой датой сразу несколько разных франко-немецких летописцев в разных трудах помещают сообщения о завоевательных походах франкского короля Людовика «за Эльбу против вендов » и о гибели вендского короля (rex ) Гостомысла.

Причём «Фульдские Анналы » называют его королём «ободритов которые замышляли измену, и подчинил их. Король этого народа Гостомысл погиб ». «Анналы Ксантена » именуют его королём венедов, слегка исказив имя: «король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл ». «Анналы Хильдесхайма » (Гильдесгейма) называют целью похода короля покорение славян: «<…> пришёл в землю славян, убил их короля Гестимула и подчинил себе остальных».

Несмотря на некоторые различия в написании имени погибшего короля Гостомысла, очевидно, что речь идёт об одном и том же вожде и его королевстве, которое три процитированных источника одновременно называют славянским, вендским и ободритским.

Тут наглядно прослеживается, как разделялся огромный народ венедов на разные части, - сначала выделив славян, потом более мелкие племена, сохраняя в памяти соседей все три своих племенных названия. Ободриты - союз славянских племён, проживавших в нижнем течении реки Эльбы (Лабы). Иногда их в связи с проживанием в районе реки Лабы называли ещё и полабами. Крупнейшим их городом был Рерик - на берегу Балтийского моря.

Почему я столь пристальное внимание уделяю именно ободритам? Потому что многие указатели на происхождение Рюрика ведут именно сюда, к берегам Эльбы, на запад современного Мекленбурга. Ведь имя погибшего ободритского короля Гостомысла очень редкое, и в источниках встречается лишь в двух случаях: в рассказах франкских авторов о его гибели в 844 году, и в русских летописях.

Напомню, в Иоакимовской летописи Рюрик был назван внуком некоего Гостомысла от его дочери Умилы. В Пискарёвском летописце - новгородским воеводой, который посоветовал новгородцам пригласить на княжение Рюрика, «дабы судил нас в правду». Похоже, что речь идёт об одной и той же личности. Русский летописец за давностью лет мог что-то перепутать в источнике, перенести деятельность короля Гостомысла с берегов реки Эльбы на Волхов. Но он запомнил главное - имя и род предка Рюрика, его совет внуку отправиться на родину матери Умилы.

Вендский - ободритский король Гостомысл погиб в 844 году, но его народ продолжал сражаться не только с франками, но и с норманнами. В 862 году, по сообщениям Фульденских анналов, ободриты восстали, и франкский король снова «повёл войско против ободритов и вынудил их герцога Табомысла, который поднял мятеж, подчиниться ему ».

Это вендское восстание произошло как раз в том 862-м году, когда князь Рюрик со всем своим родом отправился на княжение к новгородцам. Мы видим, что правителя ободритов летописец называет уже не королём, а всего лишь герцогом, как лицо подчинённое и зависимое. Кем был герцог Табомысл Рюрику? Дядей? Отцом? Старшим братом? Этого мы уже не узнаем. Понятно лишь, что на родине, где в качестве вассала правил его родственник, из-за бесконечных захватнических войн соседей у Рюрика не было никаких перспектив на достойную жизнь.

Предположение о происхождении Рюрика и его русского племени с берегов Эльбы подтверждает исследование Мекленбургских генеалогических текстов, проведённое ещё в конце XVI века немецким учёным, нотариусом И. фон Хемницем. Город Мекленбург, как уже отмечалось, стоит на землях древних венедов-ободритов. Часть потомков вендской знати выжила в суровых сражениях и остались жить в своих владениях, принеся присягу франкскому королю и выплачивая ему дань.

Они даже образовали мекленбургскую герцогскую династию, которая просуществовала до самой революции 1917 года. Эти потомки венедов не только помнили о своих корнях, но и вели хроники, в первую очередь, семейные записи, которые рассказывали о предках. Их-то и изучал нотариус И. фон Хемниц. Он установил имена большинства ободритских правителей, начиная с седьмого века. И тоже нашёл в документах имя короля Гостомысла, а также имена князей Рюрика, его братьев Сивара и Трувора, а также их отца князя Годлиба.

Имя князя Годлиба действительно упоминается во многих хрониках, где рассказывается о нападении данов на укреплённую славянскую крепость Рерик в 808 году и казни князя:

« <…> король данов Годфрид переправился с войском против ободритов, <…> захватив силой несколько славянских замков, вернулся с большим уроном для своих войск. <…> герцога, Годелаиба, захваченного хитростью, повесил на виселице [и] сделал своими данниками две области ободритов».*

/* Анналы королевства франков. С сайта www.vostlit.info. Текст переведен по изданию: Annales regni Francorum inde ab a. 741 usque ad a. 829, qui dicuntur Annales Laurissenses maiores et Einhardi. MGH, SS. rer. Germ. Bd. 6. Hannover. 1895/

И хотя о Рюрике и его братьях европейские анналы не упоминают, а семейные генеалогии не считаются надёжным источником, у нас всё-таки есть все основания считать, что русские князья Гостомысл и Рюрик - не вымышленные лица. И что основатель правящей династии в России - Рюриковичей был славянином-венедом с южного побережья Балтики, а ещё точнее - с берегов Эльбы. И что новгородцы пригласили на княжение в Новгород своего сородича-славянина.

ДАТСКИЙ КОРОЛЬ РОРИК И РУССКИЙ КНЯЗЬ РЮРИК.

Мы не можем игнорировать ещё один аргумент, который приводят сторонники нормандской теории, будто во многих европейских хрониках князь Рюрик упоминается именно как датский конунг, либо король. Действительно, во многих анналах встречается похожее имя: Рорик. О датском короле (конунге) Рорике и его судьбе существует обширная литература.

Чаще он упоминается как разбойник, который организует нападения на франкские и славянские земли, грабит, сжигает города и селения, берёт в плен граждан. И этот образ совершенно не совпадает с образом славянского Рюрика, который, якобы, устанавливает порядок в новгородских землях, строит города.

Вот как рассказывает о нём «Хроникон о свершениях норманнов во Франкии »:

«Король норманнов Рорик направляет против Людовика в Германию по реке Эльбе шестьсот судов. Саксы, поспешившие им навстречу, когда свершилась битва, с помощью Господа нашего Иисуса Христа становятся победителями. Удалившись оттуда, они атакуют и захватывают некий город славян.

В тот же год, возвращаясь к морю по пройденному [ранее] руслу Сены норманны разграбляют, опустошают и сжигают дотла все местности, граничащие с морем ».

/* Хроникон о свершениях норманнов во Франкии. Текст воспроизведен по изданию: "Chronicon de gestis normannorum in Francia" // Античная древность и средние века, Вып. 37. 2009. С сайта vostlit.info/

Король (конунг) Рорик чаше всего выступает как мореплаватель, передвигающийся по морю или рекам на судах. Новгородские летописи о судоходстве того времени молчат. О том, что Рорик и Рюрик - разные люди говорит и тот факт, что первый довольно часто упоминается в европейских источниках и после 862 года, когда русский Рюрик уже княжит в Новгороде. Например, в 873 году Рорик, «желчь христианства », поступает на службу к франкскому королю Людовику:

«Людовик, восточный король созвал во Франкфурте собрание <…>. Равным образом пришел к нему Рорик, желчь христианства, притом на [его] корабль были доставлены многочисленные заложники, и он стал подданным короля и поклялся верно служить ему »*.

/* Анналы Ксантена. Текст приводится по изданию: Историки эпохи Каролингов. М. РОССПЭН. 1999, стр. 158. (пер. А. И. Сидорова)./

Трудно себе представить, что поклявшись служить франкскому королю Людовику, конунг Рорик, бросив свои корабли, тут же подался на работу по совместительству в Великий Новгород.

Славянский Рюрик умер в 876 году. О датском Рорике, как об уже умершем, в 882 году сообщает «Хроникон о свершениях норманнов во Франкии* ». Вероятно он умер незадолго до этой даты в преклонном возрасте (считается, что он родился около 810 года).

Исходя из всех фактов, маловероятно, чтобы датчанин Рорик правил одновременно в королевстве фризов - Ютланде - на самом северо-восточном краю Европы, и, в представлении народов того времени, на другом краю света - в Великом Новгороде. Да ещё и умудрился в старчестве родить и бросить в Новгороде своего малолетнего сына Игоря.

/* Хроникон о свершениях норманнов во Франкии (Chronicon de gestis normannorum in Francia) // Античная древность и средние века, Вып. 37. 2009, стр. 118. /

ВЫВОД

Нас не должно смущать, что историки разных времён указывают разные места жительства венедов-славян, в том числе и руссов. Очевидно, что полабские венеды - ободриты, руссы - первыми из прибалтийских славян попали под каток франко-германской машины. Сотни лет они либо уничтожались, либо ассимилировались или вытеснялись на восток.

И к XII веку историки застают венедов-руссов лишь на восточном побережье Балтики. Но та же франко-германская машина с точностью до года на многие века расписала все передвижения славян-венедов, в том числе и руссов, их имена, места проживания, дела и подвиги.

И во многом благодаря этому, мы можем знать о своих корнях и своих героях, отринув русофобские теории «просвещения» русского народа пришельцами - шведами или кем-то ещё.

Людмила Гордеева

А. АЛЕКСЕЕВ, историк.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Тысячу с лишним лет назад по всей Европе правили короли. Королевства у них были маленькие (Англия, Франция, Германия, Испания как государства тогда ещё не сложились). Но король имел право судить любого жителя, а знатные люди присягали ему на верность. Считалось, что вся земля в королевстве принадлежит королю, а остальным он только позволяет ею пользоваться. Все королевства исповедовали одну веру - католическую, во главе с папой римским.

Только обитатели Дании и Скандинавии - норманны («северные люди») на своей земле жили привольно, чтили, как в старину, своих древних богов. На общих съездах решали все вопросы, там же устанавливали законы и разбирали судебные дела.

Короли были и у норманнов - их называли конунгами . Они пользовались почётом, но большой властью не обладали. Когда конунг ездил по стране, норманны кормили не только его самого, но и его дружину, и лошадей. Других обязанностей перед конунгом у людей не было.

Кроме хозяйства норманны занимались торговлей и военными походами. В Европе их считали лучшими воинами, и оружие у них было самое лучшее. Год за годом норманнские дружины на своих длинных кораблях атаковали прибрежные города и поселения, грабили, жгли и убивали жителей. В Западной Европе участников этих разбойничьих походов стали называть викингами.

В 789 году дружина викингов, прикинувшихся купцами, подплыла на своих ладьях к британскому городу Дорсету. Когда тамошний правитель вышел к ним, его убили. С этого момента в течение двух веков норманны разоряли Британию и Ирландию. По мере сил местные жители сопротивлялись. Так, в середине IX века конунга по имени Торгсиль в Ирландии утопили в озере, а в королевстве Нортумбрия, на севере Англии, конунга Рагнара Лодброка бросили в яму со змеями.

И тем не менее норманны настолько прижились в Англии - обзавелись семьями, хозяйством, что на родину ездили лишь изредка.

Доставалось от норманнов и людям, жившим на территории Франции, Голландии, Германии. Чуть ли не ежегодно их земли подвергались разграблению. В 845 году датский конунг Рюрик разорил побережье Эльбы и совершил набег на Северную Францию,

другие викинги сожгли Гамбург. Много раз грабили и Париж. Так, в 911 году на него напал конунг Хрольв по прозвищу Пешеход (по преданию, он был такой длинный, что не мог ездить на лошади - ноги по земле волочились). После нескольких сражений язычник Хрольв согласился креститься, а король Карл Простак выдал за него свою дочь и выделил ему землю по берегам Нижней Сены, ставшую герцогством Нормандия. Под управлением хозяйственных норманнов оно вскоре стало самой богатой и населённой провинцией Французского королевства. В 1066 году нормандский герцог Вильгельм (он был пра-праправнуком Хрольва) разгромил англичан в битве при Гастингсе и, завоевав Англию, стал английским королём. После этой победы его прозвали Вильгельмом Завоевателем.

Шведы «паслись» в основном в окрестностях Балтийского моря. На северо-западе России они селились целыми семьями (археологи нашли здесь гораздо больше скандинавских предметов, чем в Западной Европе). Местные финны звали норманнских разбойников «руотьси» (финское слово со шведским корнем, означавшее гребцы), а славяне - «русь», «русы». Позже к ним прилипло имя «варяги» (от слова «варинг» - так называли норманнского дружинника на службе у какого-нибудь правителя).

Промышлявшая между озёрами Чудским, Ладожским, Ильмень, Онежским и верховьями Волги самая сильная (по-нынешнему - крутая) из варяжских дружин обложила данью не только местные славянские и финские племена - словен, кривичей, чудь, весь и мерю, - но и разбойничьи шайки. Другое «бандформирование» контролировало среднюю часть пути «из варяг в греки» - основного торгового маршрута между Балтийским и Чёрным морями.

Варяги-русь, захватывая славян, везли их на продажу к хазарам, кочевавшим у Каспийского и Чёрного морей. За долгие годы бродячей жизни в лесах русы сами стали похожи на хазар. Они делали себе хазарскую причёску (бритая голова с чубом, свисающим на лоб), а их вождь по примеру хазарского царя называл себя каганом.

Послы этого шведского кагана позже побывали в Византии, а оттуда отправились в Германию. И всюду они говорили, что их народ называется «рос». «Тщательно расследовав причину их прибытия, император узнал, что они принадлежат к народности шведской», - записал немецкий монах Пруденций. Пришельцев сочли норманнскими шпионами и отослали назад в Византию.

Около 862 года обитатели окрестностей озера Ильмень, сговорившись, отказались платить дань варяжской «мафии». От «крыши» они избавились, но тут же передрались между собой. Оказалось, вольная жизнь не такая уж лёгкая и весёлая.

Устав от постоянной войны, славяне, финны и русы решили пригласить князя со стороны, чтобы он их судил и защищал. Остановились на Рюрике. Тот ли это был Рюрик, который, как уже говорилось, совершил набег на Северную Францию, или другой, точно неизвестно. Так или иначе, но какой-то Рюрик с варяжской дружиной пришёл в Приильменье и неподалёку от Ладоги построил новый городок. Из него-то потом и вырос Новгород.

«И от тех варягов, - говорится в нашей летописи, - стала называться Русская земля и новгородцы, которые от рода варяжского, а раньше были словене». То есть, когда писалась летопись (в XII веке), новгородцы ещё помнили, что их предки - и местные словене, и пришлые - варяги-русь.

Когда Рюрик умер, его родич Олег подчинил себе южные славянские племена - полян, вятичей, радимичей, северян, плативших прежде дань хазарам. Так между Балтийским и Чёрным морями появилось Русское государство со столицей в Киеве.

В Чем варяги отличаются от викингов

Некоторые считают, что варяги - это всего лишь русское обозначение викингов. На самом же деле между варягами и викингами имеется множество существенных различий.

Происхождение названий
Понятия «викинг» и «варяг» имеют абсолютно разное происхождение. Большинство историков считают, что «викинг» берет свое начало от слова «vík», которое переводится с древненорвежского как «бухта» или «фьорд». Однако существуют и другие версии. Так доктор исторических наук Т. Джаксон утверждает, что название «викинг» произошло от латинского «vicus» - небольшое поселение ремесленников и торговцев. Это слово употреблялось еще в Римской Империи. Подобные поселения нередко находились на территории военных лагерей. Шведский ученый Ф. Аскерберг заявлял, что основой для существительного «викинг» послужил глагол «vikja» - покидать, поворачивать. Согласно его гипотезе, викинги - это люди, которые покинули родные места для того, чтобы добыть средства к существованию. Земляк Аскерберга исследователь Б. Даггфельдт предполагал, что слово «викинг» имеет много общего с древнескандинавским словосочетанием «vika sjóvar», означавшим «отрезок между сменой гребцов». А потому в первоначальном варианте термином «víking», скорее всего, называли дальнее странствие по морю, предполагающее частую смену гребцов.

Версию о происхождении термина «варяг» одним из первых высказал Сигизмунд фон Герберштейн, австрийский посол, историк и писатель. Он предположил, что наименование «варяг» связано с городом Вагрия, где обитали вандалы. От названия жителей этого города «вагров» и произошло выражение «варяги». Много позже русский историк С. Гедеонов посчитал, что слово «warang», означающее меч и обнаруженное им в балтийско-славянском словаре Потоцкого, как нельзя лучше подходит на роль первоисточника термина. Многие историки связывают «варяга» с древнегерманским «wara» - клятва, обет, присяга. А языковед М. Фасмер считал прародителем «варяга» скандинавское понятие «váringr» - верность, ответственность.

Разная деятельность
Понятия «викинг» и «норманн», по мнению историков, отождествлять не следует, так как норманны - это народность, в то время как викинги - скорее, просто образ жизни. Об этом, в частности, говорят и ирландские исследователи Ф. Бирн и Т. Пауэлл. Бирн в своей книге «Новый взгляд на историю Ирландии эпохи викингов» утверждает, что приравнивать к термину «викинг» можно только термин «пират». Потому как именно грабежи являлись основным источником дохода викингов. Викинги не отличались оседлостью и не соблюдали законы.

Варяги же являлись своеобразным социальным пластом общества. Этакие воины по найму, охранявшие границы Византии от набегов тех же викингов. Старшая дочь византийского императора Алексея Комнина Анна написала о варягах в своем труде под названием «Алексиада». Принцесса утверждала, что варяги понимают свою службу по защите государства и его главы как передающийся по наследству почетный долг. Также варягами называли и мирных купцов, которые возили товар по пути, именуемому в то время «из варяг в греки». Этот путь пролегал по воде из Балтийского моря в Черное и Средиземное моря. Причем, Балтийское море тогда носило другое название - Варяжское. А, по мнению советского историка А. Кузьмина, варягами раньше называли абсолютно всех жителей морского побережья.

Разные религии
Викинги, без сомнения, считавшие себя воинами, но никак не пиратами, поклонялись богу Одину, как и все скандинавы. Вечными спутниками Одина были вороны - птицы, которых не жаловали на Руси из-за их склонности к пожиранию падали. Кроме того русские издревле считали воронов символами всевозможных темных сил. Но именно ворон был изображен на флаге, украшавшем корабль знаменитого вождя викингов Рагнара Лодброка. Священной птицей для варягов был сокол, который честно охотился за живой добычей. Сокол являлся птицей самого Перуна - языческого славянского бога, в которого и верили варяги. Издревле сокол почитался как образ мужества, достоинства и чести.