Силлабо тонические размеры. Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные стихотворные размеры

Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние (от греческого «συλλαβή» - «слог» и «τόνος» - «ударение») - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной - случай берегут;
М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны ()

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Задание № 14 ЕГЭ по литературе. Стихотворные размеры - двухсложные, трехсложные стопы

Субтитры

Терминология

Стопа

Например, в следующем стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе ударение пропущено, а в четвёртой - наоборот, добавлено.

Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха , а схема, по правилам которой эта последовательность строится, - метрикой стиха

История развития силлаботоники

В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с тоническим аллитерационным стихом германских языков. Окончательно силлаботоника в Англии устанавливается в XV веке после Дж. Чосера, а в Германии - с начала XVII века в связи с реформой М. Опица.

Применительно к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» ) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). Именно Ломоносов создал стройную систему русского стихосложения, в частности, установив метр, опираясь на работу Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы.

В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии; выделялись лишь немногочисленные эксперименты с имитацией народных и античных размеров, например, гекзаметр в переводах «Илиады» и «Одиссеи» Гнедича, стих «Песен западных славян» Пушкина.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова .

Как реакция на господство на рубеже XIX-XX веков возникает противоположная тенденция к ослаблению и размыванию рамок стихотворной организации, возрождается тоника.

Системы стихосложения

Силлабо-тоническая система стихосложения

От греч. Syllabe - слог и греч. Tonos - напряжение, ударение.

Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Начатое Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике Ломоносов. Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, то есть, слого-ударной. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки - стихи . Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь - сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений. Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного (как это имеет место в языке на самом деле), а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее - энклитикой).

Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей - с ударением на первом слоге и ямб - с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.

Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи "трудновато", потому что в языке очень много слов длинных, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается - они не должны падать на "чужие" места, зато пропускать их можно - от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд - они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием . Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей ). В русских двусложных размерах особенно часты различные сочетания стоп ямба и хорея с пиррихиями.

В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль - с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий - с ударением на среднем слоге и анапест - на последнем, третьем слоге стопы.

Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер . Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) - от 2 до 4.

Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Подробнее о них можно прочесть в разделе

Силлабическое стихосложение

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - см. Стихосложение.

силлабо-тоника

(греч. syllabe – слог и tonos – ударение), система стихосложения , основанная на урегулированном повторении ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы , каждую из которых составляют одно сильное место (позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число слабых мест (позиции, чаще занимаемые безударными слогами). В зависимости от количества слабых мест в стопе выделяют две группы стоп и два вида силлабо-тонических размеров: двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей (– Щ) и ямб (Щ -), к трёхсложным – дактиль (– Щ Щ), амфибрахий (Щ – Щ) и анапест (Щ Щ -).
Силлабо-тоника существует в английской поэзии с 15 в., в немецкой – с 17 в. В России она появилась в 1740-х гг. и до сих пор является доминирующей системой стихосложения. В рус. поэзии из-за особенностей лексического состава языка трёхсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы – словами двусложными. Поэтому трёхсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их музыкальности (вернее – о естественности). В них достаточно редко происходят так называемые стопные замены, которые встречаются в хореических и ямбических стихах, потому что в них довольно часто на сильное место попадает безударный слог, а чуть реже на слабое – слог ударный. Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы – пиррихий (состоит из двух слабых мест) и спондей (из двух сильных мест). Их использование для стопных замен обеспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Стихи, построенные по силлабо-тоническому принципу, отличаются гораздо большей внутренней ритмической организованностью, нежели стихи других систем. Если то­нические стихи обладают равноударностью, а стихи сил­лабические - равносложностью, то в силлабо-тонике соче­таются оба эти принципа на основе иного «качества» организованности. Таким «качеством» и являются стопы, из которых каждая представляет собой определенное количество слогов с определенным местом в нем ритми­ческого акцента.

Но силлабо-тонические стихи не всегда акцентны. Они обладают этой особенностью лишь в поэзии тех на­родов, в языке которых фонетический строй слов вообще определяется соотношением ударных (акцентируемых) и безударных слогов.

Но есть и другие языки, в которых слова фонетически строятся на соотношении слогов долгих и кратких. Таков был древнегреческий язык. Именно в древнегрече­ской поэзии возникла, впервые на европейской почве, силлабо-тоническая система стихосложения, в которой стопы представляли собой определенное количество слогов с определенным соотношением долготы и краткости и в которой долгие слоги звучали приблизительно вдвое доль­ше, чем краткие. Стихи такой системы обычно называют


«метрическими». А по сути дела, это те же силлабо-тони­ческие стихи, что и в русской поэзии. Только звучали они на основании другой просодии, существовавшей в другом национальном языке. В древнегреческом алфавите были даже особые буквы для обозначения долготы и краткости одного и того же звука: «эта» () - для обозначения дол­гого «э» и «эпсилон» () - для обозначения краткого или «омега» () - долгое «о» и «омикрон»- (о) -краткое. Долгими становились также все гласные звуки, стоящие перед скоплением согласных. Именно поэтому в русской силлабо-тонической поэзии, как и в подобной поэзии дру­гих народов, обладающих акцентностью просодии языка, употребляются в большинстве те же стопы, что и в древне­греческой поэзии, и с теми же их названиями, усвоенными от древних греков.

Безымянные создатели русского песенного силлабо-тонического стиха шли в том же направлении, что и древ­ние греки, но стихийно и в гораздо более узких ритмичес­ких пределах. Они не умели различить и как-либо назвать свои хореические стопы. Ломоносов теоретически открыл перед русской литературной поэзией ее огромные силлабо-тонические возможности. А такие возможности - не толь­ко собственно ритмические, но и интонационно-экспрес­сивные, отсюда и художественно-речевые вообще, - были очень велики.

Выше мы назвали стопы особенным качеством силлабо-тонического стихосложения. Действительно, дело не в том, что в стихах этой системы существует определенное коли­чество по-разному организованных стоп (в русской силла-бо-тонике их в основном пять, в древнегреческой было больше), и не в том, что стихи в ней могут строиться из разного количества таких стоп, а в том, что при наличии стоп, в каждой из которых определенным образом сочета­ются ударные и неударные (или долгие и краткие) слоги, каждый слог в стихе оказывается на эстетическом «учете», каждый ощутим в общем ритмическом движении стихов.

В поэзии имеется несколько способов организации стихотворения. Одной из них является силлабическая система, предполагающая разделение стиха на ритмические элементы, одинаковые по количеству слогов.

Термин «силлабическая система» или «изосиллабизм» происходит от греческих слов «isos» – «равный» и «syllable» – слог. Изосиллабизм также можно перевести как «равносложие», т. е. в этой системе учитывается только количество слогов. Каждая стихотворная строка равна другим строкам произведения, написанного в соответствии с силлабическим принципом, по этому параметру. Проиллюстрируем это правило примером:

У ме недозре лый, плод недол гой науки!
Покой ся, не понуждай к перу мои ру ки:
Не писав летя щи дни века проводи ти
Мож но, и сла ву достать , хоть творцом не слы ти.
Ведут к ней нетруд ные в наш век пути мно ги,
На кото рых сме лые не запнут ся но ги.

«Сатира I. На хулящих учения. К уму своему», А. Д. Кантемир.

Если посчитать слоги, то обнаружим, что в каждой строке их тринадцать. Что касается расположения ударений (ударные слоги выделены жирным шрифтом), то они расположены в свободном порядке. Для читателя, привыкшего к стройными ямбическим или хореическим размерам, он может показаться нескладным. Тем не менее эти стихи имеют определённый ритм и элегантность, подчёркнутую рифмой и равенством слогов.

Также обратим внимание на цезуру, важный элемент силлабической системы. Цезура (от латинского слова «caesura» – «рубка, отсечение») представляет собой ритмическую паузу, которая отделяет одну часть строки от другой. В данном случае словораздел располагается после седьмого слога.

В коротких стихах, содержащих до восьми слогов, цезура обычно не встречается. Более длинные, насчитывающие по восемь и более слогов, разделяются цезурой на два отрезка, называемых полустишиями .

Другой важный признак силлабического стихотворения, отмечаемый европейскими исследователями Нового времени, – это метрическая константа . Это свойство реализуется в том, что ударение всегда падает на определённый слог в последней части строки (так называемой клаузуле) и перед цезурой. В качестве примера можно привести французский александрийский стих (двенадцать слогов), в котором ударение всегда стоит на шестом и двенадцатом слогах. В польских одиннадатисложных стихах оно падает на четвёртый и десятый слоги.

Данный принцип хорошо реализуется в языках, имеющих фиксированное ударение. Так силлабическое стихосложение характерно для французского (ударение в каждом слове падает на последний слог), польского (ударение на предпоследнем слоге) и ряда других языков. В них ударение не обладает смыслоразличительной функцией, как в русском языке, поэтому с точки зрения метра безударные и ударные слоги имеют равное значение. А потому изменения в их расположении формирует ритмические варианты одного и того же размера.

Ярким примером применения силлабической системы являются произведения японской поэзии – хокку (или хайку) и танка . В первых, трёхстишиях, количество слогов равно пяти, семи, пяти в первой, второй и третье строках соответственно. В случае танка (пятистишие) оно равняется пяти в первой строке, семи во второй, снова пяти в третьей. В четвёртой и пятой строках всегда содержится по семь слогов. Вот несколько примеров произведений, организованных по этому принципу:

Первый день в году.
Воробьи ведут на солнце
Длинный разговор.

Я розу дивную
Увидел нынче утром.
Подумал с грустью:
Как, наверное, она
Недолговечна!

Ки-но Цураюки

Следует отметить, что при переводе на русский равенство слогов может не сохраняться в силу языковых особенностей.

Что касается русской поэзии, то здесь силлабические принципы применялись до XVIII века. С 1613 года русское силлабическое стихосложение формировалось, по мнению исследователей, преимущественно под влиянием польских традиций. Такие авторы, как Симеон Полоцкий, А. Д. Кантемир, Феофан Прокопович и другие, создавали свои произведения, известные под названием «вирши », на основе данной системы. Вот несколько примеров таких стихотворений:

Вино хвалити или хулити - не знаю,
Яко в оном и ползу и вред созерцаю.
Полезно силам плоти, но вредныя страсти
Возбуждает силою свойственныя сласти.

«Вино», Симеон Полоцкий.

Объемлет тебя Аполлин великий,
Любит всяк, кто есть таинств его зритель;
О тебе поют парнасские лики,
Всем честным сладка твоя добродетель
И будет сладка в будущие веки;
А я и ныне сущий твой любитель;
Но сие за верх твоей славы буди,
Что тебе злые ненавидят люди.

«К сочинителю сатир», Феофан Прокопович.

Уже в XVIII веке в русской поэзии становится заметной тенденция к тонизации стихотворений. Это связано со свойством ударения в русском языке влиять на значение слова. Своеобразным ответом на это явление стала теория русской силлаботоники, разработанная М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским и др. Эта система вытеснила силлабику, которая стала применяться исключительно фольклорных произведениях и подражающих им стихотворениях. В настоящее время трудно обнаружить примеры произведений, написанных в соответствии с силлабическими принципами.