Речевые игры и упражнения для усвоения предлогов детьми с ОНР (из опыта работы). Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей Игры на предлоги в старшей группе

Дидактические пособия по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР.

Большакова Лидия Михайловна

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад «Сказка» г.Надыма

Игры с предлогами

При формирование грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Значительную помощь учителю-логопеду при обучении детей использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи в соответствии с законами грамматики оказывают разнообразные дидактические игры.

Дидактическая игра «Бросайка»

Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД .

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:

Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле»

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель: активизировать словарь по лексическим темам: «Мебель», «Грибы», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», соотносить предлог со схемой, составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Перед ребёнком или группой детей выкладываются карточки с тремя окошками и с двигающим вкладышем на примере математического Абака на котором изображена схема предлога, два окошка с опорными картинками и одно окошко пустое, детям предлагается подобрать предлог и придумать предложение. Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

Дидактическая игра «Веселая полянка»

Цель: активизация словаря по лексической теме «Насекомые», закрепление навыков употребления в речи предлогов.

Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте предложение с предлогом. Логопед манипулирует насекомыми (которые прикреплены липучкой), тем самым моделирует различные ситуации: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для ознакомления детей с пространственным значением предлогов «В гостях у Смешариков»

Дети дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи очень редко используют предложные конструкции, с трудом понимают значение предлогов.Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что лучше...

Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.

предлагаемые дидактические игры и упражнения помогают детям с ОНР усвоить правила употребления предлогов....

Дидактическая игра "Найди предлог"

Цель: Уточнить умения детей различатьпространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА. Выделять эти предлоги в загадке.Развивать диалогическую речь. Формировать фонематические пре...

Город Нижний Новгород МБДОУ № 2 "Берёзка"

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.

«Чудо день»

Цели:

  1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
  2. Использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в.

Оборудование: настенное панно - дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.

Воспитатель предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречения.

Вопросы:

  • Сколько гусениц с левой стороны дерева, сколько с правой?
  • Сколько гусениц ползёт вверх, а сколько вниз?
  • Где находятся облако, цветок по отношению к дереву?
  • Усложнение. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.

«Теремок»

Цели:

  1. Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
  2. Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование : картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под белочкой?»

«Заселите домики»

Цели:

  1. Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Воспитатель предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.

«Маленькие слова в гостях у Мухомора»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

Оборудование : карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Воспитатель предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.

«Прятки»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.

Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети отыскивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

  • Кто спрятался выше всех?
  • Кто ближе к нам?

«Зашифрованное письмо»

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Воспитатель предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка- схема предлога из-за - шкаф); ребёнок составляет предложение: «Мышка выглядывает из-за шкафа». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

Ещё по данной теме:

Предлоги в стихах, картинках и играх для детей : материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста.

Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей.

По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – метоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».

На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении

Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

Игры с предлогами для детей.

Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

Шаг первый.

Вам понадобится: мягкая игрушка – собачка, кошка, попугай или другой персонаж, который любит играть в прятки.

Пусть игрушка прячется в разных местах комнаты, а ребенок ищет, где она спряталась и называет ее местонахождение словами. Например: «Собачка в шкафу! А сейчас она под столом! На столе! За диваном! У окна! Между куклой и мишкой на полке!» В этой игре мы можем определить, правильно ли ребенок употребляет предлоги в своей речи.

Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:

Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три, четыре, пять,
Я иду её искать!

Пока говорятся слова считалочки, Вы прячете игрушку. На слова «я иду искать» ребенок открывает глаза и отправляется на поиски. Выигрыш присуждается, если малыш не просто нашел игрушку, но и назвал, где она пряталась. Если малышу трудно и он не справляется с заданием, то подскажите ему правильный ответ, при этом отметив для себя, что данный предлог еще не усвоен ребенком. В любом случае игра должна доставлять радость!

Очень важно, чтобы данная игра велась от лица игрушки – чтобы именно игрушка попросила поиграть с ней в прятки. Именно она задавала вопросы малышу и хвалила его, а в случае необходимости поправляла: «Где я спрятался? Назови! Точно, отгадал! Или: А вот и не отгадал. А не НА стуле была, а ЗА стулом!»

Шаг второй.

Вам понадобится: ящик или коробка (в которую можно положить игрушки), а также несколько игрушек.

Сначала вместе с ребенком договоритесь, где можно прятать игрушки в этой игре – проведите «тренировку». Попросите ребенка спрятать игрушку в коробку, на коробку, под коробку, за коробку, у (около) коробки, между коробкой и мишкой, перед коробкой. Так Вы проверите, понимает ли малыш значения разных предлогов, не путает ли он их.

Затем предложите малышу спрятать игрушку от Вас в одном из мест, которые Вы уже определили вместе с ним. А Вы будете отгадывать, где она.

Отвернитесь от ребенка, дайте ему время спрятать игрушку и задайте вопросы: «Собачка на коробке? Под коробкой? У коробки? За коробкой? В коробке?». Когда ребенок радостно скажет в подтверждении Вашей отгадки «Да, собачка … (например, в коробке)» повернитесь и проверьте, действительно ли игрушка в коробке. Если допущена ошибка, то исправьте – «Ой, собачки нет в коробке. Где же она? Вот она! За коробкой! Посади собачку в коробку, а теперь – за коробку. Где она сейчас спряталась? Правильно, за коробкой!»

Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». Посчитайте, сколько очков Вы получили в игре (1 очко – это одна отгадка). Потом поменяйтесь ролями.

В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.

Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).

Как проводить игры с предлогами?

Если ребенок путается во всех предлогах, то лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

Этап 1 – игры с предлогами на, в, под, около – Вы их найдете в статье

Этап 2 – игры с предлогами между, за, перед – серию обучающих игр Вы можете прочитать в статье

Этап 3 – это речевые игры – путаницы с разными предлогами из этой статьи. К этим играм следует переходить тогда, когда ребенок уже знаком с предлогами и активно употребляет их в своей речи, но еще допускает ошибки.

Если ребенок достаточно хорошо освоил предлоги на, в, под, около, между, за, перед, то можно сразу же переходить к третьему этапу – то есть к играм из этой статьи.

Эффективнее всего малышами осваиваются предлоги в активных действиях самого ребенка (в таких заданиях, как спрятать, показать действие, найти), а не в занятиях по книжкам («покажи, где …»). Это означает, что малыш скорее усвоит предлог «на», посадив игрушечную собачку на будку, чем рассматривая картинку в книжке, на которой собачка сидит на будке. Путь здесь такой:

  • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
  • к рассматриванию картинок (где? назови)
  • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.

Буквально несколько активных речевых игр могут принести намного больше пользы в занятиях с трехлетним ребенком, чем долгое штудирование с ребенком книжки о предлогах. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам!

Игры с предлогами: идеи для занятий с дошкольниками.

Игра с предлогами «Живые картинки».

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:

А) Дети (ребенок) разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре. Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

Предлоги в стихах и играх с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Стихи с предлогами для детей 3-4 лет. З. Александрова. Что взяла – клади на место!

Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

Можно провести игру и так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД кровать).

«Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Игра – путаница с предлогами для детей 3-5 лет. А.Валасина. Пирог.

Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я сочинила для речевых занятий с детьми юмористический стишок о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стиховторения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)

Текст стихотворения:

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».


Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

Игра с предлогами для малышей. «Курочка и цыплята».

Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).

Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок где спрятался? На травке у пруда и т.д.»

Речевая игра с предлогом «за». Отгадай, кто спрятался за домом?

Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

Мы сейчас играем в прятки,
А в игре одни загадки.
Не могу найти я Сашу,
Настю, Диму и Наташу.
Никого нет за кустом,
За крыльцом и за столбом.
Мне немножечко обидно,
Что друзей совсем не видно.
Где теперь ребят искать?
Обойду весь двор опять.
Чьи же ноги за машиной?
Там присели Настя с Димой.
Сашу где искать с Наташей?
Вот они, в подъезде нашем.
Не скажу я даже вам,
Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Для этого возьмите картинку, изображающую дом, и картинки разных зверюшек и птиц. Прячьте по очереди картинки зверюшек и птиц за силуэтом дома так, чтобы была видна только одна часть изображения живоного. По этой части дети пытаются догадаться, кто спрятался за домом.

Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом , (за забором, за деревом)»

Пример картинок для такой игры Вы найдете

Предлоги в играх и стихах с детьми старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. М. Яснов. Предлоги

Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения. Либо разыграть сценку с игрушками на столе.

Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под - лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над , в листве,
Глядели на того, кто на , -
Верней на то, что в.

Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над, часть кинул под,
А остальное - в рот.

И каждый принялся жевать,
Верней, один - клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у .

Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед -
И вперед! (Михаил Яснов)

Шаг 1. Прочитайте стихотворение целиком и предложите поиграть в него – сделать «живые картинки».

Шаг 2. Перечитайте первые два четверостишия и попросите малыша выложить картинку (прохожий на скамье, в его руках кулек, над скамьей на дереве скворец, под скамьей собака)

Шаг 4. Прочитайте последнее четверостишие и спросите малыша, отгадал ли он, кто это такие и что они делают. Кто «полетел по – над»? По – это по чему? (по небу) Над – это над чем? (над листвой, над деревьями) Кто полез из-под? Из-под чего он вылез? (из-под скамейки) С кем он побежал? За кем? Перед кем?» (перед прохожим). Разыграйте сценку с игрушками.

Шаг 5. Расскажите эту историю своими словами вместе с малышом, разыграв мини-спектакль — импровизацию. Помогайте ребенку началом фраз: «Однажды прохожий…. Он сел.. (куда?). Его бульдог… (что сделал?) и так далее»

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. У куста растет ромашка. Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.

Это стихотворение легко инсценировать с ребенком.

Идеи для этой игры с предлогами:

Вариант 1. Вырежете из бумаги простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.

Вариант 2. Речкой может быть синяя атласная ленточка или полоса бумаги. Мостом – кирпичик из строительного набора. Кустом – зеленый полуовал из картона. Букашкой может стать красный маленький кружок, пташкой – серый овал среднего размера. Рубашкой – силуэт из бумаги в форме буквы Т. Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.

У куста растёт ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.

Почему? Да потому!
Потому что за кустом —
Возле речки, за мостом —
Сохнет мокрый рыболов,
Без рубашки, без штанов.
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлёкся, что споткнулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мёрзнет и грустит.

Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.

Здесь очень важно, что ребенок при выкладывании картинок будет ориентироваться именно на значение предлогов, а не на жизненную привычную логику. Это более трудная задача.

Варианты наших с детьми путаниц – небылиц по этому стихотворению для «живых картинок»:

Небылица – путаница с предлогами 1.

У куста летает пташка.
На кусте растет ромашка.
У реки сидит букашка.
На мосту висит рубашка.

Небылица – путаница с предлогами 2.

Под мостом висит рубашка,
На мосту растет ромашка.
За кустом сидит букашка,
Над кустом летает пташка.

Небылица – путаница с предлогами 3.

На кусте растут букашки,
Под мостом растут ромашки,
У реки летает пташка,
А в реке живет букашка.

Обычно дети в 4-5 лет охотно сочиняют в продолжение этой игры свои небылицы с предлогами. Например,

На сосне живет рубашка,
Под сосной висит букашка,
У сосны летает пташка
А в сосне растет ромашка!

Поощряйте такую игру детей со словами. Она свидетельствует о развитии языкового чутья у ребенка, помогает ему экспериментировать со словами, звуками, слогами, развивает его языковые и творческие способности. Записывайте небылицы – перевертыши и другие сочинения малышей. Дошкольный возраст – возраст лингвистической одаренности! Но он так быстро проходит! Используйте его возможности на 100%!

Игра с предлогами для детей 5-7 лет. «Котята».

Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)

Прочитайте ребенку стихотворение и попросите его спрятать котяток (куда котята спрятались, малыш узнает из стиха). Затем спросите, откуда выбежал Снежок? (из сапожка) А Мурзик откуда выпрыгнул? (Из корзинки). Матрешка откуда спрыгнула? А Василинка? А откуда выбежал Гришка? (Из шкафа).

Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать и называть, где они находятся. Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

Стихотворение к игре с предлогами «Котята»

Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки :
Первый прыгнул в сапожок —
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

Игра с предлогами «Прятки в лесу».

Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)

Расскажу я вам, ребятки,
Как играли звери в прятки.
Собрались они в лесочке.
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел поглубже в лес,
А зеленый крокодил –
Он водил.
К кенгуру скакал сынок,
Добежал и в сумку скок!
Мишка косолапый
Спрятался за папой.
А бобрята, как всегда,
Добежали до пруда
И туда!
Вот жираф-акселерат
Росту своему не рад.
Где ж ему укрыться
С высотой пять тридцать.
Передумал он играть:
«Лучше буду наблюдать.
Мне с такого роста
Все увидеть просто».
Колючие ежата
Спрятались под елку.
Их там совсем не видно,
Они как ель – в иголках,
А крокодил в чащобу
Забраться не захочет.
И вот сидят ежата
И шепотом хохочут.
Обиделся Зеленый,
Под нос себе бормочет,
Что он устал и больше
Играть уже не хочет.
Играть сегодня в прятки
Мне больше нет охоты,
Теперь меня пусть ищут»
И плюхнулся в болото. (А. Прокофьев)

Игра «Как убегала белка от лисы»

В этой речевой игре малыш запоминает дорогу белки и повторяет ее по картинкам, используя предлоги.

Игра с предлогами «Найди ошибку» (для детей 5-7 лет).

Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

  • Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
  • Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
  • Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
  • Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
  • Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)

Стихи — загадка с предлогами для детей 6-8 лет.

В 6-7 лет детей знакомят с термином «предлог» и объясняют, что предлоги- это «маленькие слова». Поможет Вам в этом стихотворение:

У дороги кот сидит.
За дорогой дом стоит.
До дороги добегу,
Под дорогой перейду —
Там подземный переход.
От дороги пёс идет.
На дороге – постовой,
Над дорогой – облака.
Шли к дороге мы с тобой
Два часа издалека.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли… (предлоги )


Игры с предлогами всегда очень интересны и занимательны! Желаю Вам и Вашим малышам успехов в овладении родным языком! И еще хочу сказать, что почти все эти игры можно будет проводить и на иностранном языке, когда малыш подрастет.

Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей 5-7 лет»

Уважаемые родители! Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.

Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова) .

Однако у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия) .

То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы.

После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления» картинок:

* Чайка летит над водой.

* Белка сидит в дупле.

* Птица сидит на ветке.

* Мяч лежит под книгой.

* Дети играют около дома.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

В ходе следующих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться).

Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д. » Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу) .

Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.

Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог:

* Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.

* Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.

* Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.

* Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки.

В ходе упражнений снова обращается внимание на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания (под столом, под сосной, под солнцем, под дверью и т. д.)

Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку надо задавать вопросы: «Где лежит мяч? Где кукла? » и др.

Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:

* Чай можно пить с конфетами

* С пирожными

* С сахаром

* С тортом

* С лимоном

* С вафлями

* С вареньем

Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд? » (с маслом, с сыром, с колбасой и т. д.) . «Из чего делают игрушки? » (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.)

Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры.

1. Игра «Что мы делали, не скажем… »

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.

Например:

Мама вышла за дверь.

Папа положил газету на стол.

Бабушка налила чай в чашку. И т. д.

2. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?

3. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ) .

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

Девочка налила воду в кувшин. - …

Мама положила яблоки на стол. -.

Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

Машина подъехала к магазину. - …

4. Игра «Исправь ошибки Незнайки»

(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ) .

Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.

Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей.

Желаю Вам успехов в обучении детей правильному употреблению предлогов!

Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Для ребёнка, ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных слов.

В ходе работы расширяется познавательная деятельность детей, развиваются произносительные возможности, накапливается словарь. На этом этапе удобно провести работу над предлогами, над правильным их употреблением и использовании их в предложении.

О.В.Правдина считает это особенно важным потому, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И.Н.Садовникова также относит к аграмматизмам.

В работе над предлогами рассматриваются те предлоги, которые не употребляются детьми или смешиваются с другими. Например, часто дети заменяют предлог из предлогом с (пришёл с магазина; вернулся со школы). Сложные предлоги из-за , из-под заменяются предлогом из (выглянул из спины; выскочил из пола).

При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

В работе с более старшими детьми следует уделить внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове. В школе детям придётся встретиться с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Трудность для ребёнка разделения речевого потока на какие-то отдельные части вполне понятна. Ведь в устной речи ему важно просто выразить свою мысль, на задумываясь над тем, из каких «речевых отрезков» она состоит.

В работе над предлогами важно:

  • формирование представлений о смысловой значимости предлогов
  • формирование навыка правильного употребления предлогов
  • формирование представления о предлоге как отдельном слове

В работе над смысловым значением предлогов следует:

  • развивать и уточнять пространственные представления
  • перемещать различные предметы в пространстве
  • определять расположение предмета (его изображения)
  • определять расположение предмета относительно другого
  • узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры
  • использование графических схем и графического изображения предлогов

Предлагается последовательность изучения предлогов:

  • в, из, на, с
  • у, к, от
  • в, за
  • под, над, из-под
  • за, из-за
  • из, из-за

(Л.Н. Ефименкова)

Р.И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптических дислексий следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т.е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения. При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала она предлагает отрабатывать предлоги В НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

Необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога: так, сначала необходимо отработать понимание и употребление предлога – «В» в значении местонахождения (где?), а затем – в значении направления действия (куда?): лежит в столе; кладёт в стол.

Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу надо проводить не только над усвоением значения предлогов, но и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включая существительные других склонений. Например, сначала «кладёт в стол, в шкаф, в ящик», затем «кладёт в книгу, в машину, в сумку».

Использование предложных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, т.к. от глагола зависит значение предлога и падежная форма существительного: лежит (где?) в книге; кладёт (куда?) в книгу.

Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Материалом для работы с предлогами могут быть игры, загадки, физминутки.

Примерные виды работы

Игры

Тема: предлог (С)

    • Игра с мячом. С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом ). С кем ты дружишь? (С Колей) .
    • Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)
    • Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой.
    • «Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком.
    • «Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.

Тема: предлог (НА)

    • Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Лексическая тема «Транспорт». Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде,…)
    • Игра «Что на чём?» с предметными картинками. (Стол, книга; крыша, кошка; листок, дерево).
    • Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? (Книгу – на стол; карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)
    • Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит картина? (Картина висит на стене).
    • Игра «Украсим комнату». Куда поставим вазу с цветами?

Цель : наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.

Оборудование: игрушки или маски (шапочки, костюмы, нагрудные картинки); предметы-заменители или макеты: деревья, пенек, солнышко, кочки, домики, избушка, печка; предметы: коврик, валенок, корзинка; магнитофон.

Варианты игры:

– логопед читает текст, дети изображают животных и выполняют их действия
– дети выполняют действия с игрушками
– проводится беседа по вопросам после прочтения сказки, делается акцент на словосочетания с предлогами, подбираются другие словосочетания аналогичных предложно-падежных конструкций

Текст:

«В один погожий летний день зайчишка вышел погулять.
Забравшись на высокий пень, он стал других зверюшек звать.
Бегут играть его друзья: ежонок и лисёнок,
Бельчонок шустрый прискакал и мишка-медвежонок.

Играть хотят зверятки в пятнашки или в прятки.
Зверятам весело играть: между деревьями скакать,
И прыгать по пенёчкам, и прятаться за кочками.

Играли долго малыши. Никто и не заметил,
Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.

Огляделись малыши – страшно и обидно:
Тишина в лесной глуши, домиков не видно.

Куда же им теперь идти и как дома свои найти?
И где же будут спаленки для зверяток маленьких?

Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!

Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят. (Музыка)
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.

Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.

К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали, но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

Загадки

«С хозяином дружила, домик сторожила, живёт под крылечком, хвостик колечком»

1. Кто это? (Собака)
(«Приходит» игрушечная собачка.)
2. С кем живёт собачка? (С хозяином)
3. У кого из вас есть собачка? Значит, с кем из вас живут собачки? (С Таней, с Димой)
4. Где жила собачка в нашей загадке? (Под крылечком)
5. Где ещё могут жить собачки? (В конуре, в будке, в доме)
6. Где живут ваши собачки? (В доме, в квартире, в комнате)
7. Где ваши собачки любят спать? (На диване, на коврике)
8. Куда мы уложим спать нашу собачку? (На коврик)
9. Возьмите листочки бумаги и нарисуйте коврик для собачки.

Физминутки

«Чайки летают».

Логопед даёт инструкцию, дети изображают чаек.

– Чайки полетели к окну,
чайки полетели на коврик,
чайки залетели в домик,
чайки прилетели по д дерево,
чайки полетели над морем.

Примерное занятие с детьми 4 лет

Тема: В комнате у куклы Светы.

Цели:

  • повторение слов по теме «мебель»;
  • закрепление предлогов в , на , под ;
  • работа над выделением и произнесением звука «С»;
  • составление двусложного предложения и короткого рассказа.

Материалы: кукла, игрушечная мебель

Ход занятия:

1. В этой комнате живёт кукла Света. Какие предметы находятся в комнате? (Шкаф, стол, стул, кровать)
Как можно назвать это одним словом? (Мебель)
Где сидит Света? (На стуле)

2. У Светы живут зайчата, котята, утята. Они любят прятаться. Вышла Света из комнаты, а они начали прятаться: котята – под стол, зайчата – в шкаф, утята – под кровать. Пришла Света в комнату, стала искать малышей. Поможем ей.
Где котята? Где зайчата? Где утята?
Опять Света вышла из комнаты. Давайте поиграем в прятки! (Дети прячут малышей и проговаривают, куда)

– А теперь снова поможем Свете найти малышей.

3. Света устала, хочет спать. Уложим её в кровать. Что делает Света? (Света спит.) Какой звук вы услышали? (Логопед выделяет голосом «С»)

4. Послушайте, что можно рассказать про Свету и её малышей: У Светы жили малыши – котята, зайчата и утята. Однажды они спрятались. Света искала их. Мы ей помогали.
Кто жил у Светы? Что они сделали? Что делала Света?

(Дети отвечают на вопросы, затем сами повторяют рассказ.)

5. Итог занятия.

Примерное занятие с детьми 6 лет

Тема: Закрепление в речи предлогов У, К, ОТ.

Цели:

  • закрепить представление о предлогах как о маленьких словах;
  • учить составлять предложения и схемы к ним;
  • тренировать в определении места слова в предложении;
  • развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: мяч, схемы, чистые карточки, фломастеры, книжка С.Маршака «Где обедал воробей».

Ход занятия:

1. Сегодня мы будем заниматься с предложениями. Из чего состоят предложения? (Из слов) Приведите примеры слов; предложений.

2. Игра «Послушный мяч»: дети перекидывают друг другу мяч со словами: «Лети, мяч, от меня к …»

3. Какие маленькие слова мы использовали? (Логопед произносит фразу и выделяет голосом предлоги: к , от )

4. Возьмите полоски, будем составлять схемы предложений.

К Тане пришли гости .
__ ____ ______ ____.

– Сколько слов в предложении? (4 слова)
– Какое маленькое слово вы услышали в этом предложении? (К)
–На своих карточках напишите фломастером это слово; определите его место в предложении на схеме; положите эту карточку на нужную полоску.

К
__ ____ ____ ____.

– О ком говорится в предложении? Кто пришёл к Тане? Что сделали гости?

5. Следующее предложение:

Гуси опустились у реки .

(Количество слов в предложении; определение маленького слова, его места в предложении)

6. Предложение:

Витя отошёл от дома . (Аналогичная работа)

7. Посмотрим, кто у нас самый внимательный. Вспомним стихи С.Маршака «Где обедал воробей?»

(Логопед читает по одной строчке, дети находят маленькие слова)

– Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей. (В, У)

(Чтение сопровождается показом иллюстраций книжки.)