Презентация на тему разнообразие одноклеточных животных. Царство Животные. Одноклеточные и многоклеточные животные. Типы и классы беспозвоночных. Класс Коралловые полипы











1 из 12

Презентация на тему: Многообразие одноклеточных организмов

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

№ слайда 3

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Описание слайда:

№ слайда 7

№ слайда 8

№ слайда 9

№ слайда 10

Описание слайда:

Строение простейших Их тело состоит из 1 клетки, функционирующей как целый организм. Клетки простейших способны к самостоятельному питанию, передвижению, защите от врагов и к переживанию неблагоприятных условий. Клетка простейшего организма ограничена наружной мембраной. У большинства видов простейших под мембраной имеется плотная эластичная оболочка – пелликула. Иногда пелликула отсутствует и ее функции выполняет более плотный гомогенный поверхностный слой цитоплазмы – эктоплазма, окружающая более жидкую и зернистую эндоплазму. У ряда других видов простейших, кроме пелликулы, формируется более толстая наружная оболочка, выполняющая защитную и опорную функции. В эндоплазме расположено ядро (или несколько ядер), клеточные органоиды (рибосомы, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии и др.), а также некоторые специальные органоиды и включения. Клетки простейших имеют размеры от 3 мкм до 3 мм (в среднем 50-150 мкм). В большинстве случаев форма их тела ассиметричная, некоторые, имеющие более плотную скелетную структуру, построены по радиально-лучевой, спиральной или двусторонней симметрии.

№ слайда 11

Описание слайда:

Размножение Бесполое размножение у одноклеточных может осуществляться путем простого деления, которое называется митоз. Оно характерно для амеб и инфузорий. Шизогония, или множественное деление, - форма размножения, развившаяся из предыдущей. При шизогонии происходит многократное деление ядра без цитокинеза, а затем и вся цитоплазма распределяется на частички, обособляющиеся вокруг ядра. Из одной клетки образуется много дочерних.Почкование заключается в том, что на материнской клетке первоначально образуется небольшой бугорок, содержащий ядро. Почка растет, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от нее.Спорообразование встречается у животных, относящихся к типу простейших, классу споровиков. Спора - одна из стадий жизненного цикла, служащая для размножения, она состоит из клетки, покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды.

№ слайда 12

Одной из важной составной части здоровьесберегающей организации учебного процесса является рациональная организация урока. От того, как учитель соблюдает гигиенические, психолого-педагогические условия проведения урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. При работе по данному направлению нужно учитывать:

1. Обстановку и гигиенические условия в кабинете:

  • t 0 = +18 0 С - + 20 0 С и свежесть воздуха (обязательное проветривание),
  • рациональность освещения класса и доски,
  • не должно быть неприятных монотонных шумовых раздражителей.
  • правильно подобранные тона окраски стен и парт.

2. Рациональную организацию урока:

  • плотность урока 60-80%,
  • кол-во видов учебной деятельности 4-7 (видов),
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности не более 10 мин,
  • включать различные виды преподавания в среднем 3-4 и чередовать их через 10-13 мин,
  • при использовании ТСО (учитывать гигиенические нормы),
  • присутствие эмоциональных разрядок,
  • обязательно физкультминутки, желательно 2 по 1 мин, состоящие из 3-4 упражнений с повтором 3-5 раз,
  • хорошие взаимоотношения на уроке ученик-учитель, ученик-ученик,
  • отслеживание позы учащихся во время разных видов деятельности,
  • наличие содержания и вопросов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование у учащихся культуры здоровья,
  • учет мотивации учащихся к обучению,
  • компетентность педагога в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

Ошибочно многие педагоги считают, что урок по здоровьесберегающим технологиям, можно проводить только в основном в преподавании курса анатомии. Считаю, любой урок по любому предмету должен быть направлен на сохранение здоровья ученика, если будем учитывать данные требования.

Я предлагаю урок в 7 классе по теме “Многообразие и значение одноклеточных” с учетом здоровьесберегающих технологий.

I Актуализация знаний 2 мин Ответы на вопросы (устно)
II Работа по закреплению пройденного материала 5 мин Заполнение таблицы
2 мин Взаимопроверка
Физкультминутка 1 мин
III Изучение нового материала 29-28 мин.
1. Изучение инфузории-туфельки 7 мин Лабораторная работа
5-4 мин Заполнение таблицы, работа с учебником и иллюстрациями
2. Изучение споровиков 2 мин Сообщение ученика
2 мин Рассказ учителя
Физкультминутка 1 мин
3. Значение простейших в природе и для человека 6-7 мин Работа с учебником, составление схемы-опоры
4. Заболевания, вызванные простейшими и меры профилактики 3 мин Видеофильм
3 мин Составление правил профилактики
IV Закрепление пройденного 4 мин
V Подведение итогов

Задание на дом

2 мин

Примечание: В течение урока учитель наблюдает за позой учащегося, положительно оценивает школьников за ответы и активное участие “молодец”, “хорошо”, “умница”, “ты сегодня очень хорошо работаешь”, “я рада твоим успехам” и т.д., создавая мотивацию учебного процесса, включая физкультминутки, а также эмоциональную разрядку. Использует разные виды деятельности, чтоб дети не испытывали переутомление, концентрировать детей на вопросах по сохранению здоровья, поэтому несколько раз повторяем меры профилактики заболеваний, вызванных простейшими.

Обобщающий урок

“Многообразие и значение одноклеточных животных”

  1. Развивать предметное умение: работа с микроскопом и приготовление препарата.
  2. Продолжить формировать навыки работы с учебником, умение делать выводы, сравнивать и использовать имеющиеся знания.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Методы обучения:

Активный

  • частично-поисковый,
  • исследовательский,

Самопознания и развития

  • взаимооценка,
  • развитие общения эмоций и интеллекта.

Виды учебной деятельности учащихся:

  • составление схемы-опоры,
  • работа с учебником,
  • заполнение таблицы,
  • выполнение лабораторной работы,
  • рассматривание наглядных пособий и рисунков учебника,
  • просмотр видеофильма,
  • обсуждение и ответы на вопросы.

Приемы деятельности учителя (4):

  • словесный (беседа),
  • наглядный,
  • аудиовизуальный (видеофильм),
  • лабораторная работа с постановкой проблемы.

Личная значимость изученного на уроке для школьника:

Источник информации:

  • учебник (стр. 98-99),
  • микроскоп,
  • культура инфузорий,
  • готовые микропрепараты,
  • видеофильм,
  • таблицы,
  • дополнительная литература – С.А. Молис “Хрестоматия по зоологии.

Ход урока

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг другу, мысленно пожелали успеха себе и своим товарищам.

I. Актуализация опорных знаний – 2 мин.

Учитель Ученик
1. Простейшие самые маленькие животные, почему их так называют? Они просто устроены, их тело состоит из одной клетки.
2. Правильно. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие животные. Назовите признаки живого Способность к размножению, обмену веществ и энергии, клетка как целостный организм способна дышать, питаться, расти, развиваться, выделать во внешнюю среду продукты обмена веществ, умирать.
3. Как устроена клетка простейших? Оболочка, цитоплазма, ядро, органы особого назначения
4. Есть ли отличия в основе строения клеток растений, животных, грибов? План строения клеток всех организмов одинаков, т.к. все организмы имеют единое происхождение.

II. Работа с учащимися по закреплению изученного материала – 8 мин.

Учитель Ученик
Организация проверки изученного на прошлом уроке материала с заполнением таблицы №1 (6-5 мин) Делятся на 2 варианта. Работают в парах, заполняя таблицу, один амебу, другой эвглену.

Таблица №1

Признаки Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория-туфелька
Учитель следит за правильной осанкой учащихся
  1. Форма тела
  2. Органоиды движения
  3. Сократительная вакуоль
  4. Пищеварительная вакуоль
  5. Глазок
  6. Хлоропласты
  7. Способ питания
  8. Ротовое отверстие
  9. Порошица
Выборочно проверяет несколько ответов по ходу дополнения (2 мин) Взаимопроверка в парах друг друга

Физкультминутка – 1 мин.

III. Изучение нового материала

1. Изучение строения типа инфузории.

Учитель Ученик
а) Организация лабораторной работы с постановкой проблемы – 7 мин а) Лабораторная работа “Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки”
Рассмотрите воду в пробирке. Видны ли в ней какие-то животные?

Чистая ли это вода?

Нет
2. Настройте микроскоп.
3. Приготовьте микропрепарат (ан предметное стекло поместите немного ваты и каплю воды из пробирки)
4. Рассмотрите микропрепарат. Что вы обнаружили? Там есть живое существо, их несколько.
5. передвигается ли увиденное существо? Да
6. Какая у него форма, что напоминает? Предложите название.

Правильно, инфузория-туфелька

Вытянутая, овальная “след, стопу, туфельку” и т.д.

Эмоциональная разрядка

7. Как вы думаете как она питается, дышит, размножается Как и все простейшие – амеба и эвглена гетеротрофно, т.к. нет хлоропластов, дышит всей поверхностью тела, делится делением на 2 части.
Молодцы, ребята!
8. Произошли ли какие прогрессивные черты у инфузории туфельки по сравнению с амебой обыкновенной?
Чтобы ответить на этот вопрос и заполнить графу в сравнительной таблице работаем с учебником(стр.(() и рисунками. Работа с учебником. Читаю текст, находят недостающую информацию и заполняют таблицу.
Работа с учебником, заполнение таблицы – 4-5 мин.
Выводы по вопросу 8 и таблице Все одноклеточные организмы имеют сходства и различия

2. Изучение строения споровиков - малярийный плазмодий (4 мин).

3. Значение простейших в природе и жизни человека – 6-7 мин.

б) Схема-опора

4. Заболевания и профилактические меры. Просмотр видеофильма – 3 мин

IV. Закрепление изученного материала – 4 мин.

  1. Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипяченой воде. Почему?
  2. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?
  3. Эвглена зеленая всегда плавает из более темной в более освещенную часть водоема, инфузория-туфелька переплывает по мостику между двумя каплями из соленой жидкости в чистую воду. Что общего между этими явлениями?
  4. С давних времен человек страдал от изнурительной болотной лихорадки (малярии) особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бессильна медицина?

V. Подведение итогов – 1-2 мин.

Задание на дом.

Учитель благодарит активных учащихся за ответы (5-6 чел) и оценивает за правильное оформление таблицы (5 чел)

Что для себя вы взяли главное из урока?

На дом стр. 100-101 (Повтор правил профилактики) (Ответы на вопросы устно)

Подцарство Одноклеточные животные включает в себя животных, тело которых состоит из одной клетки . Эта клетка является сложным организмом с присущими ему физиологическими процессами : дыханием, пищеварением, выделением, размножением и раздражением.

Форма клеток у них разнообразна и может быть постоянной (жгутиковые, инфузории) и непостоянной (амеба). Органоидами движения являются ложноножки, жгутики и реснички . Питание у простейших бывает автотрофным (фотосинтез) и гетеротрофным (фагоцитоз, пиноцитоз). Размножение у одноклеточных бесполое (деление ядра – митоз, а затем продольный или поперечный цитокинез, а также множественное деление) и половое : конъюгация (инфузории), копуляция (жгутиковые).

Около 30 000 видов одноклеточных объединены в несколько типов . Наиболее многочисленными являются типы Саркожгутиконосцы и тип Инфузории .

Тип Инфузории насчитывает более 7 500 видов. Это высокоорганизованные простейшие, которые имеют постоянную форму тела.

Типичным представителем типа является инфузория-туфелька . Тело инфузории покрыто плотной оболочкой. У нее два ядра: большое (макронуклеус ), которое регулирует все жизненные процессы , и маленькое (микронуклеус ), играющее основную роль в размножении . Инфузория-туфелька питается водорослями, бактериями, а также некоторыми простейшими. Реснички инфузории колеблются, что «продвигает» пищу в ротовое отверстие, а затем в глотку, на дне которой образуются пищеварительные вакуоли , где и происходит переваривание пищи и всасыванием питательных веществ. Через порошицу – особый орган – удаляются непереваренные остатки. Функции выделения осуществляются сократительными вакуолями . Размножается инфузория-туфелька , как и амеба, бесполым способом (поперечное деление цитоплазмы, малое ядро делится митотически, большое – амитотически). Характерен и половой процесс – конъюгация. Это временное соединение двух особей, между которыми образуется цитоплазматический мостик , посредством которого они обмениваются разделившимися малыми ядрами. Половой процесс служит для обновления генетической информации.

Инфузории являются звеном в пищевых цепях. Обитающие в желудках жвачных, инфузории способствуют их пищеварению.

Типичным представителем является амеба обыкновенная.

Живет амеба в пресноводных водоемах. Форма тела ее непостоянная. Ложноножки служат также и для захвата пищи – бактерий, одноклеточных водорослей, некоторых простейших. Непереваренные остатки выбрасываются из любого места амебы. Животное дышит всей своей поверхностью тела: кислород, растворенный в воде, посредством диффузии проникает в организм амебы, а образующийся при дыхании в клетке углекислый газ выделяется наружу. Животное обладает раздражимостью. Размножается амеба делением : сначала митотически делится ядро, а затем происходит деление цитоплазмы. При неблагоприятных условиях происходит инцистирование .

Типичный представитель Жгутиковых – эвглена зеленая – имеет веретеновидную форму. От переднего конца тела эвглены отходит длинный тонкий жгутик: вращая им, эвглена передвигается, как бы ввинчиваясь в воду. В цитоплазме эвглены ядро и несколько окрашенных овальных телец – хроматофоры (20 штук), содержащие хлорофилл (на свету эвглена питается автотрофно). Светочувствительный глазок помогает эвглене находить освещенные места. При длительном содержании в темноте эвглена теряет свой хлорофилл и переходит к питанию готовыми органическими веществами, которые она всей поверхностью тела всасывает из воды. Дышит эвглена всей поверхностью тела. Размножение осуществляется делением надвое (продольное).

Остались вопросы? Не знаете, кто такие « Простейшие» ?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Одноклеточные животные - это категория организмов, которая стоит вне системы. Это значит, что полностью их нельзя отнести к какому-то определенному царству. Одноклеточные организмы отличаются отсутствием высокоорганизованных тканей. Все животные, относящиеся к данной группе, не имеют между собой никаких общих признаков. Единственное, что их объединяет - простая структура.

Одноклеточные животные обычно настолько крошечные, что увидеть их можно лишь под микроскопом. Среда их обитания - влажная. Это почва и вода, а также тело человека, животного. Все они так или иначе с помощью различных приспособлений адаптируются к различным условиям. В первую очередь - это форма тела. Она может не иметь четких границ, постоянно меняться, а может, наоборот, быть обтекаемой, похожей на веретено или удлиненной. Отличаются и типы симметрии: радиальная, поступательно-вращательная, двусторонняя. Некоторые одноклеточные животные имеют раковину снаружи, другие, те, что живут глубоко под водой, - необыкновенные наросты.

Клетка, из которой состоит тело этих организмов, может содержать от одного до нескольких ядер. Оболочкой служит или только мембрана или более плотная, способная больше растягиваться, пелликула.

Передвигается одноклеточный организм с помощью различных ресничек, ложноножек, жгутиков. Они же реагируют на влияние таких внешних факторов, как изменение температурного режима, освещения, наличие химических веществ.

Пищу одноклеточные животные получают разными путями. Так, во время фагоцитоза выросты цитоплазмы захватывают твердые частички еды. Пиноцитоз проходит в несколько этапов: сначала поверхность всей клетки захватывает жидкость, а затем поглощает вещества, содержащиеся в ней, перерабатывает их с помощью пищеварительных ферментов, которыми заполнены вакуоли. Внутри некоторых простейших (хлореллы) есть хлоропласты, которые, используя фотосинтез, из неорганических веществ могут вырабатывать органические.

Также вся поверхность тела простейших участвует в газообмене: через нее наружу выходят продукты распада и лишняя вода.

Размножаются одноклеточные животные и половым, и бесполым путем. Зависит это от того, в каких условиях они существуют. Бесполое размножение происходит так. Сначала на несколько частей делится ядро, затем на такое же количество частей делится и цитоплазма. Таким образом, из одного получается несколько (как минимум два).

В участвуют женская и мужская особи. Их строение и размеры могут отличаться, а могут быть и одинаковыми. В результате их слияния образуется зигота, которая дальше размножается самостоятельно уже бесполым путем. Бывает, что особи, соприкасаясь, обмениваются частицами ядер. В таком случае зигота не формируется.

Когда условия не благоприятствуют нормальной жизнедеятельности простейших, их тело становится круглым, покрывается плотной оболочкой. Так формируется циста. Как только условия улучшаются, организм освобождается от толстой пленки и начинает вести такой же образ жизни, как и прежде.

Принято считать, что одноклеточные животные первыми в процессе эволюции появились на Земле. К самым древним относятся археи и бактерии. Они во многом похожи (например, отсутствием ядра, наличием кольцевой хромосомы), по этой причине раньше их относили к одной группе. Но современная наука доказала, что археи имеют и свои особенности в строении, и эволюционировали немного другим путем. Хотя их так же непросто классифицировать, как и прежде. Дело в том, что в лабораторных условиях археи никогда не выращивались, а были обнаружены во время анализа проб, взятых из тех мест, где они обитают.

Одноклеточные организмы - это звено, без которого невозможно представить полноценный биоценоз. Ведь их употребляют в пищу многие животные, которые и сами служат кормом для еще целого ряда обитателей нашей планеты.

1 слайд

3 слайд

Тело состоит из одной ядерной клетки Микроскопическе размеры (от 3 до 150 мк) Клетка покрыта оболочкой Кроме органоидов общего назначения, есть органоиды движения (жгутики, реснички) Есть сократительные вакуоли Одноклеточные с постоянной формой тела обладают пищеварительными органоидами: клеточной воронкой, ртом, глоткой, а также органоидом выделения – порошицей. При неблагоприятных условиях образуется циста Форма тела разнообразна

4 слайд

1 – рот 2- глотка 3 – пищеварительная вакуоль 4 – порошица 5 – макронуклеус 6 – микронуклеус 7,8 – сократительные вакуоли 9 – реснички 10 –пищеварительная вакуоль

5 слайд

7 слайд

Характерный признак корненожек – способность не покрытого плотной оболочкой тела образовывать цитоплазматические выросты - ложноножки, благодаря которым они передвигаются. Ложноножки служат также органоидами захвата пищи. Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях. Избытки воды и солей удаляются через сократительную вакуоль. амёба-протей, дизентерийная амёба, эвглифа, арцелла, панцирная амёба диффлюгия

10 слайд

Органоиды движения – реснички В цитоплазме находятся 2 ядра. Пищеварительные органоиды: клеточная воронка, глотка, рот, порошица Выделительные органоиды – сократительные вакуоли Колония инфузорий кархезиум Инфузории