Православный педиатр. Дети и православный пост. – А как современная школа влияет на здоровье ребенка

Прививочному делу около 200 лет, и зарождалось оно в обстоятельствах драматических. Инфекционные болезни были главной причиной смерти людей. Периодически планету сотрясали эпидемии. Лучшие умы человечества пытались объяснить природу заразных болезней и предупредить их. В ХIХ веке эта задача была блестяще решена. Чума, хо-лера, тиф, сибирская язва, натуральная оспа исчезли с введением карантина, дезинфекции, строительством водопроводов и систем очистки воды, устройством канализационных систем и санитарным просвещением населения. Какую роль сыграла в этом вакцинация, трудно сказать. Непредвзятый читатель слабо верит в то, что натуральную оспу победили прививками, а остальные инфекции так испугались, что ушли сами.

Сегодня инфекционные болезни занимают в списке причин смерти весьма скромное место. Но надежды наших предков на то, что победа над инфекциями даст человеку возможность жить долго-долго и счастливо, не оправдались. Другие болезни мучают человечество и безжалостно сокращают жизнь индивидуумов. Сердечно-сосудистые, онкологические, аутоиммунные заболевания, СПИД (в США вышел на 4 место), сахарный диабет (в США на 7 месте). И вот новый прогноз ВОЗ: через 20-30 лет приступы аллергии в тяжелой форме возглавят перечень всех причин внезапных смертей.

Все это означает, что у человечества в ХХI веке на I место встала новая проблема. Это проблема иммунитета. Ведь и за онкологические заболевания ответственна иммунная система, которая выбраковывает образующиеся дефектные, в том числе раковые, клетки.

Итак, новый виток драматической истории человечества. Давайте же в подражание нашим предкам решать главную проблему – как беречь и лелеять, от чего ограждать свой нежный иммунитет. Вот о чем нужно думать всем месте и каждому самостоятельно: как уберечь иммунную систему наших детей, чтоб наш род продолжался, как спасти наши жизни от новой чумы, от новой коварной напасти?

Где вы, лучшие умы человечества? Увы, умы… думают совсем о другом. Они застряли между прошлым и позапрошлым веком, они все еще борются с микробами, а за неимением чумы и холеры – с крошечными, безопасными и безобидными микробиками и микробчиками, которые отродясь не вредили человечеству сколько-нибудь заметно. Лучшие медицинские умы заняты тем, как обезопасить несчастное население планеты от краснухи, ветрянки, свинки, кори, гриппа – так заняты и так озабочены, что им некогда посмотреть в глаза новой реальности. Эта реальность перед глазами у любого медицинского начальника и называется «Перечень причин смерти». Все бы было не так страшно, если бы эта борьба с микробами велась за пределами человеческого организма! Увы… Высшие медицинские умы бьются с инфекциями на территории наших организмов, испытывая предел терпения нашего иммунитета все чаще и чаще.

Новые и новые вакцины производятся некими концерна-ми и внедряются в наши прививочные календари, как будто проблемы иммунитета вовсе не существует. Младенца до года заражают 9 раз ослабленными, но живыми вирусами и бактериями или убитыми, но при этом антигенно-активными. После года несколько реже, но с тем же упорством.

Растет статистика детских лейкозов, детского диабета, ревматоидного артрита, бронхиальной астмы. Молодеют болезни страшные, неизлечимые, двадцать лет назад невиданные у молодых – паркинсонизм, рассеянный склероз и многие другие. Все эти болезни отличаются от кори и краснухи тем, что неизбежно ведут к преждевременной смерти, резко перечеркивают качество жизни, требуют тяжелого и дорогого лечения, которое не ведет к выздоровлению, а лишь поддерживает существование организма.

Все меньше и меньше здоровых детей рождается в стране. Вместо того чтобы радоваться немногим здоровым и лелеять остальных, безжалостно заражаем тех и других в самом нежном возрасте ради чьих-то амбиций – победить на планете такую-то болезнь к такому-то году. Пытаемся вытеснить безопасную краснуху, корь, а взамен появляются ВИЧ, вирус атипичной пневмонии, птичий грипп.

Не каждый педиатр имеет счастье наблюдать за развитием детей, не имеющих ни одной прививки. До 16 лет они переносят не более двух-трех детских инфекций, притом легко и без осложнений. Они редко болеют, не имеют хронических заболеваний, выносливы к физическим нагрузкам и успешны в учебе и творчестве. Не побоюсь сказать, что они узнаваемы на улице, особенно малыши – свежий вид, здоровый румянец, а не следы аллергии на лице. Аргументы их родителей разные – «намучились со старшим, второго решили не прививать», «ознакомились с литературой» и даже «а мы сами врачи (биологи, животноводы…)». Ни разу не слышала обратного: «намучились от инфекций у старшего, младших усердно прививаем»!

И кстати о животноводах. В журнале «Эксперт» я прочла огромную статью об Игоре Бабаеве, процветающем бизнесмене, поставщике свинины мясокомбината «Черкизовский». Вот уж чье мнение о прививках является абсолютно непредвзятым, а потому интересным для нас. Оказывается, в начале своей карьеры он разорился, возрождая к жизни многоэтажные советские свинокомплексы. При невозможности соблюдения строгого санэпидрежима на таких гигантах ему приходилось свиней «прививать до ушей», в результате их мясо становилось НЕВКУСНЫМ! Глубокоуважаемый читатель! Не буду навязывать свои выводы по этому поводу, приглашаю Вас поразмышлять об этом на досуге.

Врач педиатр-гомеопат
Калитеевская Ольга Игоревна.
Санкт-Петербург

Великий пост все верующие люди воспринимают, как весьма важный отрезок времени, во время которого приходится придерживаться строгих правил в еде. Во время поста, поэтическим словом, приходится словно разворачивать два своих крыла, одно из которых – ограничение, другое - молитва. Такой «дуэт» даже медики готовы воспринимать, как способ истинного врачевания души и тела.

Великий пост считается самым строгим и значительным из всех установленных постов. Во все дни поста запрещено курить и выпивать спиртные напитки, есть скоромные блюдо. Назначение поста – удалить человека от зла, обуздать язык, отложить гнев, укротить похоть, прекратить клевету, клятвопреступление и ложь. К этому и приходится любыми способами стремиться. В противном случае пост остается только очередной диетой, и не больше. Так что нужно изменить степень напряжения духовной жизни. В результате есть шанс стать чище.

Как правильно вступить в пост

К посту подходите грамотно. Было бы ошибкой просто в один день просто ограничить себя во всех не постных блюдах, это станет большим стрессом для организма. Медики говорят, что в этом случае есть шанс подхватить вирус или заполучить обострение болезни желудочно-кишечного тракта. Лучше все-таки входить в пост плавно. На первом этапе стоит отказаться от более жирных продуктов - мяса (говядины, свинины, баранины), майонеза и жирной рыбы. Далее - от яиц и молока.

Стоит отказаться от жирного мяса, колбас, сосисок, алкоголя, сдобного хлеба, конфет, булочек, майонеза. В этом случае пост пойдет организму во благо и разгрузит труженицу-печень. Между тем, врачи полагают, что было бы ошибкой лишать себя полезных микроорганизмов и источника белка (кисломолочных продуктов, к примеру). По мнению врачей, стоило бы оставить в рационе индейку, курицу, морскую рыбу и кролика.

Ограничения должны быть разумными

Если принято решение провести пост по полной программе, в обязательном порядке стоит есть орехи (до двадцати штук на день), а также блюда из бобовых. Это позволит восполнить дефицит белка в организме. Теорию о щадящем подходе к ограничению в еде разделяют множество врачей. Каждому постующему стоит ответственно подходить к ограничениям. Стоит не раз подумать: не обернется ли пост вредом для вашего здоровья, достаточно ли у вас сил – физических и моральных. При этом стоит помнить: человек, который сознательно вредит своему здоровью, свершает большой грех.

Кому не стоит поститься

Не стоит вступать в пост:

  • ребенку;
  • пожилому человеку;
  • беременной и тем, кто и планирует беременность;
  • тем, кто не так давно болел;
  • больному хроническом заболеванием;
  • лицам, занимающимся умственным или тяжелым физическим трудом.

Психотерапевты предлагают время поста сделать временем работы над собой, начать можно с того, чтобы:

  • изменить свои ожидания, по максимуму приблизиться к реальным возможностям другого человека – ваших близких;
  • признать факт обиды – это ослабит обиду, позволит эмоции самой угаснуть;
  • попытаться разобраться, что вас цепляет - обижают не нас, обижаем мы себя сами;
  • попытайтесь просканировать вашего обидчика – вас окружают живые люди, так что стоит быть снисходительней;
  • научитесь прощать;
  • своим эмоциям дайте волю.
  • Не надо копить обиды
  • Не думайте об обидах по ночам.
  • Не стоит выяснять отношения, пока нет уверенности, что вас готовы выслушать.
  • Не прощайте недруга насильно (нужна внутренняя готовность это сделать).

— Лариса Николаевна! В иных православных брошюрках и в Интернете можно прочитать, что диетологов слушать не надо, дескать, они не понимают в духовной жизни и плохо относятся к посту. Вы – диетолог с большим опытом. Как Вы относитесь к посту?

— Я не знаю ни одного своего коллеги, который бы плохо относился к посту, утверждая, что он вреден. Пост полезен, вредно бездумное отношение к нему, когда человек пренебрегает здоровьем, напрочь забывая, что врачи даны ему Богом и к их советам полезно прислушаться.

Вот, например, в канун поста пришла на прием женщина с серьезными нарушениями пищеварения. «Чтобы не обострилась болезнь, вам не стоит исключать молочное, поговорите об этом со своим духовником», — даю ей совет. В ответ категорическое: «Нет! Я всю неделю совсем ничего есть не буду!»

Я не берусь оценивать аскетические подвиги здоровых людей. Но если у пациента проблемы с печенью, желчекаменная болезнь, то отказ от еды и питья может спровоцировать приступ холецистита, желчекаменной болезни. Какой прок от неразумного «подвижничества», если в итоге у больной начнутся печеночные колики, если она лишит себя сил для нормальной жизни, а то и попадет на больничную койку? Был у меня случай, когда пациентка, страдающая диабетом, не сказала священнику о своей болезни, о предписаниях врача не исключать белковую пищу, попросила благословения на самый строгий пост. И получается, что диабетик, которому запрещены углеводы, ест в пост один хлеб и картошку, которые ему категорически противопоказаны. У человека зашкаливает сахар, он выключен из нормальной жизни, часто он уже не может молиться. Он попросту может умереть от комы. А потом начался ропот… Или взять случай, когда на моих глазах девочка-старшеклассница несколько раз падала в храме в обморок – она перед причастием «постилась» несколько дней на воде и просфоре.

Именно о такой ревности не по разуму говорит священник храма Рождества Христова г. Обнинска о. Владимир Войтов: «Знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю “подвижники” ходят “зеленые”, психика у них, можно сказать, “на нуле”. Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие “экстремальные” подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: “Я не как все!.. ” Очень трудно от этого чувства избавиться».

Надо всегда помнить, что тело – это храм души и относиться к нему как к храму. Представьте, как в нашем теле накопились хронические проблемы, началась разруха: печень подводит, поджелудочная барахлит, сердечно-сосудистая система не в норме. И ведь все это плоды нашей жизни. Никто к нам не пришел извне, не положил насильно в рот ничего плохого. Господь нам не посылает болезни просто так или, как самонадеянно думают некоторые, для испытания веры, будто мы уже подвижниками стали. Болезнь-то появилась потому, что ты к своему организму так относился, немерено потреблял сладкое, углеводистую пищу, жареное, копченое, наедался на ночь, объедался. То есть взял и сам разрушил свой храм. И не хочешь его восстанавливать.

И еще проблема – объедение во время поста той же постной пищей. Переедают, увы, практически все. Тогда как воздержание в пище подразумевает не только отказ от скоромных продуктов.

Если человек не понимает, что суть поста – воспитывать в себе воздержанность во всем, избавляться от излишеств, то он именно гастрономической стороне уделяет главное внимание. В итоге, придирчиво изучая этикетки продуктов на наличие там сухого молока и яичного порошка, человек может с удовольствием лакомиться «постным» майонезом (который даже в рот брать нельзя, поскольку там ядовитые трансгенные жиры, которые вреднее никотина и алкоголя), лишая растущего ребенка стакана молока, покупать ему «постные» конфеты или печенье с теми же трансгенными жирами, который называют на первый взгляд невинно – «растительный маргарин». Такой жир для растущего организма, да и для любого человека – яд. Для человека в возрасте – огромная нагрузка на поджелудочную, на печень и на те же самые сосуды, от этих жиров повышается уровень холестерина. Так что люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы, должны в первую очередь отказаться от трансгенных жиров.

— А чем лучше питаться в пост? Как-то довелось услышать: «А в чем проблема? Купил батон хлеба, намазал вареньем – и сыт».

— И какие будут последствия от такого «сладкого» поста? Сахарный шок.

Да, во время поста увеличивается соблазн есть много сладкого (варенье-то постное!). Но прием сладостей увеличивает нагрузку на поджелудочную железу. Может привести к панкреатиту и сахарному диабету. Сейчас почти и не вспоминают, что в XIX веке сахар в пост не ели, считали скоромным, его заменяли медом, сухофруктами.

«Сласти рождают страсти» – эта поговорка наших дедушек сегодня почти забыта. А зря. Ведь не случайно сластолюбие приравнивается к блуду. Сладкоежку грызет внутренняя страсть, он потакает лакомству. Утрачена культура будничной и праздничной еды, и мы видим, как все больше православных не мыслят своего поста без «постных» конфет, тортиков, печенюшек и других «утешений», которые в изобилии поставляются расторопными предпринимателями. Под видом подвижничества идет неосознанное чревоугодие. Мы вроде и постимся, да все равно какие-то лазейки находим: продукты на столе все те же – колбаса, даже «копченая», сосиски, всякие изыски, только «постные», сделанные из сои с различными вредными добавками. Разве это пост?

— И что же тогда есть, как правильно организовать в пост свое питание, чтобы не разрушить здоровье?

— Ничего сложного здесь нет. Просто надо знать о структуре и балансе постной пищи. Чаще всего у постящихся идет перегруженность углеводистой пищей, например, картофелем, а в нем огромное количество крахмала. Примерно в феврале картофель начинает зеленеть, его обрезай-не обрезай – в нем образуется салонин, яд, обладающий токсическим действием на организм. Были случаи отравления чипсами, «московским картофелем».

Лучше всего, если согласно пищевой пирамиде, в основе питания будут зерновые (гречка, пшено, чечевица, овсянка, макароны твердых сортов). Крупы содержат больше количество витаминов, которые со временем не разрушаются. Овощей и фруктов в день надо употреблять от 3 до 5 порций – 500 г, имея в виду, что одна порция – это один апельсин или одно яблоко. Можно заменять их 200 г сухофруктов.

Прекрасный источник витамина С – отвар шиповника, листовая зелень, цитрусовые, все ярко желтое – помидоры, тыква, сладкий перец.

В рационе должно быть достаточно белка растительного происхождения. Полноценные белки дают орехи, семечки, фасоль, бобы, горох, соя. Белки орехов хорошо сбалансированы по незаменимым аминокислотам. Ежедневно надо съедать около 100 г орехов (около 20 штук), что полностью удовлетворяет потребность также в растительном масле.

Чтобы не было проблем с пищеварительной системой, застоя желчи, питание должно быть дробным. Печень и поджелудочная железа не могут терпеть голода больше, чем 3-4 часа. Лучше придерживаться пятиразового питания – небольшими порциями. Это профилактика холецистита, желчекаменной болезни. Пить чистой воды 1,5-2 литра в день, принимать хороший витаминно-минеральный комплекс.

Если вам из-за возраста или по состоянию пищеварения необходимо молоко, то пейте его как лекарство. Конечно, это вовсе не означает, что вы со спокойной совестью можете есть лакомства из молока – например, мороженое.

Мне кажется, важнее всего помнить, что главное – это пост духовный, радость души. И если удастся в пост стать немного терпимее к ближним, а на телесном уровне отказаться от вредных привычек есть много мучного, наедаться на ночь, объедаться – то это будет маленькой, но значимой победой над собой.

Я бы закончила словами игумена Алипия (Светличного): «Поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести! »

Беседу вела Алла Добросоцких

Сегодня всё больше людей начинают соблюдать пост или хотя бы придерживаться несколько умеренных взглядов на питание во время поста. А можно ли и детям соблюдать пост? Нужно ли это? Если да, то с какого возраста и как правильно это сделать? Мы решили подготовить на эту тему материал, который может вам пригодиться.

На вопросах религии и веры в своей статье мы заострять внимания не будем, затронем лишь вопросы питания. А поможет нам в этом специалист из НИИ педиатрии.

Для начала рассмотрим, что же такое пост? Обычно пост представляют, как воздержание от принятия пищи и питья. Разными религиями запрет на прием всякой пищи или отдельных ее видов (чаще всего мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц) устанавливается по-разному. Но главный смысл поста в воспитании силы духа, то есть пост должен способствовать преобладанию в верующем духовных, возвышенных стремлений над чувственными, телесными. Пост часто предшествовал крупным решениям и подвигам, служил средством покаяния, выражением печали, так как помогал сосредоточиться на какой-либо проблеме. «Истинный пост, - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Это возможность отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о более важном и значимом - без всего этого пост становится всего лишь диетой.

Наиболее строгие посты в православии и в исламе, а вот в католицизме и англиканстве их число незначительно. Точно не известно, когда в христианстве были установлены определенные дни воздержания и поста. Эти дни, как и предписания, регламентирующие количество и виды дозволенной пищи, в разные эпохи могли варьироваться. В соответствии с древней христианской традицией во время постов дозволялось есть лишь раз в сутки, однако со временем обычай добавил к этой единственной трапезе еще и легкую вечернюю еду, а затем и небольшую утреннюю. На Западе в постные дни предписывалось главным образом воздержание от мяса; на Востоке практика ксерофагии ("сухоядения") подразумевала запрет на вкушение мяса, рыбы, яиц, молока, сыра, масла и вина.

В современном мире идёт тенденция к постепенному уменьшению количества и смягчению суровости постов и других форм воздержания, предписываемых законами церкви. Стали принимать во внимание возраст, состояние здоровья, бедность, тяжелую или продолжительную работу и меняющиеся социальные условия, в результате чего церковь требует строгого соблюдения постов лишь от сравнительно узких групп людей и освобождает других. Практика православных постов невероятно развита - по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные. В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций.

Католический пост имеет два вида - воздержание от употребления мясных продуктов («воздержание», «абстиненция») и ограничение приёмов пищи в течение дня, когда дозволяется только одна сытная трапеза и две более лёгких («пост»). Посты у протестантов совершаются по возникновении необходимости - при болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, при принятии ответственных решений в жизни, для разрешения сомнений, для укрепления в вере, перед совершением серьезных событий в жизни и др. Обычно посты не бывают очень длительными - чаще всего не более трех дней. Пост в исламе бывает 2 видов: обязательный в месяце «Рамадан» (установленный по шариату в 624 г., вошёл в число обязательных канонов) и рекомендуемый. В период поста мусульмане ежедневно от восхода солнца и до его заката отказываются от приёма пищи, питья, курения и пр. Но специфика поста в исламе заключается в том, что ограничивает не состав пищи, а время её принятия (как и в раннем христианстве)

В современном мире у некоторых народов идёт возрождение забытых традиций, а в других, ребёнок воспитывается семьёй и традиции прививаются ему с рождения. Многие родители, чьи дети «плохо едят», сами того не замечая, изо дня в день перекармливают их. Что при этом происходит? Не просто снижение аппетита и плохая усвояемость пищи. Весь огромный запас внутренних телесных сил тратится не на сопротивление болезням и воздействию внешних неблагоприятных факторов, а на расщепление чрезмерного количества вводимой в желудок пищи. Со временем организм ребёнка не успевает вывести лишнее и происходит самоотравление. Плохо, когда потакают прихотям ребенка, и дают ему только то, что он любит. Вредно также приучать детей к слишком сладкой, вкусной и изысканной пище: она должна быть питательной, но простой. Наконец, как уже говорилось неоднократно, нельзя заставлять ребенка есть насильно, без чувства голода. Правильно, если ребёнок приучен сидеть за столом вместе с остальными членами семьи.

Значение поста состоит в том, что он воспитывает волю ребенка: учит его побеждать нехорошие желания и дурные привычки. С первых лет ребенка предупреждают об опасностях: «Нельзя снимать головной убор на солнце!», «Нельзя гладить кошку!». Сначала эти запреты связаны с охраной жизни и здоровья ребенка. Позже, когда ребёнок подрастет, «нельзя» становится связано и с понятием греха. Хочется взять чужое? Ударить сверстника? Взять сигарету и закурить? Нельзя даже если никто об этом не узнает и не накажет... Для того, чтобы противостоять этим и многим другим греховным желаниям, ребенок должен уметь управлять своей волей. А научиться этому он может, смиряя ее в том, что кажется порой мелочами. Прежде всего, в отношении к еде, которая занимает столь значительное место в нашей жизни. Святитель Феофан Затворник говорит, что дитя, незнающее отказа в пище и привыкшее в этом отношении руководствоваться только своими желаниями, привыкает к своенравию, что, конечно, очень сильно осложнит его дальнейшую жизнь. «Дитя многожелательно; все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения».

Ребенку бывает трудно отличить голод от прихоти, особенно если его перекармливали. Если ребёнок живёт в атмосфере соблюдения постов, то ему легко и самому начать их соблюдать. У православных христиан сначала это соблюдение среды и пятницы, затем длительные посты, временный отказ от каких-то видов пищи, от лакомств. Это удивительно дисциплинирует ребенка, воспитывает его волю. Когда такой ребенок пойдет в школу, попадет в детский коллектив и неизбежно столкнется с греховными примерами, ему очень пригодится привитый постом навык воздержания.

Соблюдать длительные посты православные дети обычно начинают с окончанием периода младенчества - то есть по достижении семи лет. Именно в этом возрасте ребенок впервые приступает к таинству Покаяния - начинает регулярно исповедоваться. Пост и у маленького ребенка должен быть осознанным. Пусть это будет плод его детской веры, его собственное желание и подвиг. Решая проблему длительных постов для ребенка, родителям следует учитывать особенности его физического здоровья и психики. Хорошо также, если они смогут посоветоваться с православным врачом или с опытным священником. Но при серьезных внутренних патологиях (особенно заболеваниях желудочно-кишечного тракта) в посте делают послабления. В отдельных случаях больные дети во время поста могут есть кисломолочные продукты, или рыбу, или яйца. Бывает, что детей с хроническими заболеваниями в Великий пост лишают только мяса и сладкого. Некоторые родители, когда никакой отказ невозможен, с благословения священника, лишают ребенка блюда, которое он особенно любит... Дети, с младенчества привыкшие к однодневным постам, будут более подготовлены и к длительным, которые продолжаются по несколько недель.

Анна Сапрыкина

Пост – это, конечно, не диета. Это время покаяния и молитвы. Это некая пауза, остановка в нашей суетной жизни, когда мы становимся строже к себе. Внимательнее друг к другу. А вовсе не банальная замена свиной котлеты картофельными драниками.

Слава Богу, об этом говорят. А православные родители обсуждают между собой еще и проблему детского поста. Когда пост становится временем борьбы с плохими привычками и склонностями, борьбы, на которую могут оказаться способными даже семилетние дети. Во многих православных семьях в пост ограничивают просмотр мультиков, выход в Интернет, компьютерные игры. Здорово, когда малыши и подростки вместе с родителями, в согласии и единомыслии, по-настоящему вместе, единым организмом живут жизнью Церкви. В том числе и в дни Великой и Святой четыредесятницы.

Но вот как быть с ограничениями в пище? Духовная составляющая поста, конечно же, несравненно важнее примитивного неядения мяса. Но если так важна «качественная» и «духовная» составляющая поста, то разве ограничения в пище становятся лишними? Это оказывается архаизмом? Примитивным фарисейством, которое мы заклеймим?

Когда заходит речь о детском посте, чаще всего сразу вырисовываются два тезиса:

1. Церковь предназначила пост для взрослых, а не для детей;

2. Пост наносит вред здоровью ребенка.

Чтобы узнать позицию Церкви, стоит обратиться к учению святых отцов. А чтобы понять, нанесет ли пост вред здоровью ребенка, нужно знать, о каком именно ребенке идет речь и чем он болен, и при этом быть врачом, желательно врачом хорошим, образованным и опытным.

Вот что говорит о детском посте великий вселенский учитель и святитель Василий Великий:

«Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому… Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста» . (Василий Великий, святитель. Беседы. Беседа 2. О посте 2-я).

А святитель Иоанн Златоуст напоминает нам о жителях города Ниневии, которые, будучи обречены Богом на гибель из-за своих грехов, были помилованы ради их готовности исправиться и трехдневного поста:

«Горько стало диаволу, когда он увидел все свое войско обратившимся к Богу и воюющим с демонами, когда в эту борьбу вступили и дети, и жены, малолетние вместе с взрослыми, когда бессловесные животные в качестве соратников были привлечены к воинскому строю. И увидел диавол новое зрелище: скот содействовал людям в (достижении) праведности и постился о спасении хозяев». (Иоанн Златоуст, святитель. Беседа 2. О покаянии ниневитян).

Мы видим, что, по мысли великого церковного учителя, имеет свой смысл, свое значение не только пост «малолетних детей», но даже пост – подумать только! – животных.

В другом месте святитель Иоанн Златоуст отдельно говорит о детском посте:

«Вы слышали, что сказан Иоиль: пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы… соберите отроков и грудных младенцев (Иоил. 2: 16)… Так как все достигшие мужеского возраста огорчили и прогневали Бога, то пусть, говорит, умоляет Прогневанного возраст, еще не знающий греха». (Иоанн Златоуст , святитель. О статуях. Беседа третья)

Итак, для молитвы и поста совсем необязательно наличие развитого интеллекта или, наоборот, погруженность постящегося в серьезные, «взрослые» грехи.

Оказывается, что пост и молитва – это часть жизни нашей Церкви – всей Церкви, а не отдельных ее членов, достигших какого-нибудь определенного возраста. Пост может принести пользу всем нам. И монахам, и мирянам. И взрослым, и юношам, и девушкам, и отрокам, и… да, даже младенцам.

Как быть тем, кто болен, – это, действительно, вопрос очень индивидуальный, кто же может поспорить. Тяжелобольные люди могут оказаться и среди 80-летних монахинь, и среди 30-летних мужчин, и среди пятилетних малышей.

Но правильно ли с уверенностью утверждать, что ограничения в приеме пищи животного происхождения, подобно курению или алкоголю, по определению вредят здоровью младенца, отрока, подростка? Есть врачи, которые уверены в пользе поста – даже для маленьких детей.

Так, о пользе детского поста говорила терапевт Наталья Тарасова . Также и известный московский педиатр с более чем 50-летним стажем, кандидат медицинских наук А.М. Тимофеева в своей книге «Беседы детского доктора» пишет:

«Бытует мнение, что только мясные продукты могут обеспечить все необходимое для растущего организма и насытить его, что мясные продукты полезны как старым, так и молодым, больным и здоровым… А как вообще правильно питаться? Это очень серьезный вопрос. Надо учитывать не только состояние окружающей среды, но и климат, географическое положение, религиозные воззрения каждого народа. В России всегда были приняты очень большие перерывы в приеме мясной пищи… Ели каши, овощи, ягоды, грибы… Не стоит ли вернутся к опыту прошлых лет? Очень многих болезней можно было бы избежать, правильно организовав питание.

Детям полезно иметь не менее двух вегетарианских дней в неделю, а в остальные дни мясные блюда должны употребляться не чаще одного раза в день… Вы убедитесь, что кишечник начнет нормально работать, исчезнут такие неприятные явления, как вздутие живота, отрыжка, тяжесть в правом предреберье, запоры… Подобное питание предохранит детей от многих хронических заболеваний пищеварительной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем и особенно от аллергических состояний». (Тимофеева А.М. Беседы детского доктора. М., 2003. С. 92–93.)

Мне самой посчастливилось много общаться с этим доктором, и я записала ее ответы на вопросы о детском посте. А.М. Тимофеева говорит о том, с какого возраста можно начинать поститься малышам:

«Во время поста можно спокойно снять мясное уже в том возрасте, когда ребенок начинает переходить на такую пищу. Я никогда не видела, чтобы отсутствие мяса приводило… к малокровию, к снижению прибавки в весе. Если дети не едят в пост мясного – у них аллергия снимается! И облегчается процесс пищеварения… Если ребенку больше двух лет и у него какие-либо аллергические проявления, то ему просто необходимо убрать не только мясо, но и молоко. Рыбку можно давать. Здесь нужно посоветоваться с духовником. Если благословит – я легко снимаю и рыбу – это только на пользу малышу».

Слова доктора Тимофеевой о посте были ориентиром для нескольких поколений московских православных многодетных семей, где в пост в холодильнике просто не бывало скоромной пищи. Разве что детские кефирчики и несладкие творожки для перекусов младенцев.

Впрочем, разговор не о врачах.

Речь о том, есть ли все-таки смысл в детском посте? Что может дать ребенку, малышу, школьнику, подростку традиция периодического отказа от употребления мяса и молока?