Основное содержание военной реформы 1924 1925. Энциклопедия

После завершения Гражданской войны и иностранной военной интервенции по ряду политических и экономических причин Совет-скос государство было вынуждено сократить численность своих вооруженных сил. К лету 1924 г кадровая армия была доведена до 562 тыс. человек, т.е. была сокращена почти в 10 раз по сравнению с 1920 г.

Вооруженные силы состояли из кадровых частей и территори­ально-милиционных формирований. Территориально-милиционные формирования состояли на 16 - 20% из кадрового состава, и на 80% из приписного состава, призываемого на регулярные сборы.

Необходимость решения сложных задач обороны страны сокра­щенным составом вооруженных сил вызвала потребность их всесто­роннего реформирования.

Военная реформа 1924 - 1925 гг. проводилась в соответствии с Планом мероприятий по коренному улучшению положения Красной Армии, разработанным военной комиссией ЦК совместно с Ревво­енсоветом (РВС) СССР и утвержденным ЦК РКП (б) 6 марта 1924 г.

Основными задачами военной реформы были:

  1. оптимизация содержания вооруженных сил;
  2. техническое оснащение вооруженных сил,
  3. реорганизация управленческого аппарата;
  4. совершенствование системы призыва, подготовки приписного состава и командных кадров;
  5. переход к единоначалию;
  6. создание правовой базы военной службы;
  7. развитие национального военного строительства.

В соответствии с приказом РВС СССР от 15 апреля 1924 г. в во­енных округах и армиях были созданы реввоенсоветы как высшие органы власти в округах и армиях. РВС и им соответствующие ко­мандующие подчинялись непосредственно РВС СССР.

9 января 1925 г. постановлением ЦИК и СНК СССР "О реорга­низации местных органов Народного комиссариата по военным и морским делам" были учреждены территориальные управления (на правах отделов исполкомов)

  1. корпусные территориальные управления - в губерниях, где был корпус;
  2. дивизионные территориальные управления - в губерниях, где были дивизии;
  3. губернские территориальные управления - в губерниях, где не было воинских соединений.

Корпусные территориальные управления подчинялись команди­ру корпуса, дивизионные - командиру дивизии, а губернские - непосредственно командующему военным округом.

С целью подготовки командных кадров в стране были созданы:

  • полковые школы для подготовки младших специалистов со сроком обучения 7-10 месяцев (приказ РВС СССР от 58 декабря 1924г.);
  • военные школы с 3 - 4-летним обучением для подготовки военных специалистов среднего звена (в 1925 г. РВС СССР утвердил Положение о военных школах РККА);
  • курсы переподготовки и усовершенствования;
  • военные академии и военные факультеты при гражданских вузах;
  • высшие курсы усовершенствования специалистов после окончания военных академий

2 марта 1925 г. М. Фрунзе подписал приказ РВС "О введении единоначалия в РККА". Оно вводилось в двух формах:

  • полное единоначалие - устанавливалось там, где командир был членом партии и отвечал ее требованиям. При нем назначался по­мощник по политической части;
  • неполное единоначалие - предполагало наличие комиссара, ко­торый отвечал за партийную и политическую работу и помогал ко­мандиру в боевой подготовке.

18 сентября 1925 г. был принят первый общесоюзный Закон "Об обязательной военной службе". Законом определялась всеобщая воин­ская обязанность, но с оружием в руках доверялось служить только трудящимся.

Служба мужчин рабоче-крестьянского происхождения длилась с 19 до 40 лет. Она состояла из:

1) допризывной подготовки всех граждан с 19 лет до 21 года;

2) действительной военной службы (сроком 5 лет), которая мог­ла проходить:

  • в кадровых частях;
  • в переменном составе территориальных формирований;
  • вневойсковым порядком;

3) состояния в запасе до 40 лет.

Национальное военное строительство имело своей целью при­влечение всех народов СССР к участию в обороне.

К концу 1924 г. РВС СССР разработал 5-летний план нацио­нального строительства Красной Армии. Уже в 1925 г. нацио­нальные формирования Красной Армии составляли 10% ее чис­ленности.

В 1928 и 1930 гг. были приняты новые редакции закона "Об обя­зательной военной службе":

  • был введен новый вид действительной службы - военно-про­изводственная служба (без отрыва от производства);
  • для студентов допризывная подготовка заменялась на высшую вневойсковую подготовку командного состава запаса.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1991

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

Опыт военной реформы 1924-1925 годов

Генерал-лейтенант Л. Г. ИВАШОВ ,

кандидат исторических наук

Полковник юстиции А. С. ЕМЕЛИН ,

кандидат юридических наук

ВОЕННАЯ реформа, проведенная в СССР в 1924-1925 годы, по мнению авторов, является наиболее удачной по своим результатам для советского военного строительства. В ходе ее осуществления накоплен уникальный опыт, который учитывается и используется за рубежом, например разработка теоретической модели и проверка на практике смешанной системы устройства Вооруженных Сил. Большое значение он имеет и при осуществлении современной военной реформы в СССР.

После окончания гражданской войны, в обстановке жестокой разрухи народного хозяйства, сложных внутренних и внешнеполитических условиях перед Советским государством встали неотложные задачи в области военного строительства, которые по своей многоплановости, масштабам и значимости обусловили необходимость проведения военной реформы. Прежде всего следовало осуществить перевод Вооруженных Сил на мирное положение, сократить их численность, привести расходы на оборону в соответствие с ограниченными материальными возможностями страны и потребностями обеспечения ее надежной защиты, определить пути развития Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Анализ документов того времени свидетельствует, что высшие государственные и партийные органы страны проблеме военного строительства уделяли много внимания. Так, только с ноября 1920 года по ноябрь 1922-го военные вопросы обсуждались 9 раз на пленумах ЦК РКП (б), 26 - на заседаниях Политбюро, 6 - в Совете Народных Комиссаров, 17 - в Совете Труда и Обороны. Их рассматривали на VIII и IX Всероссийских съездах Советов, III (1925 год) и IV (1927 год) съездах Советов СССР, X-XII съездах партии, февральском и апрельском (1924 год) пленумах ЦК и т. д.

Положение осложнялось, во-первых, тем, что у руководящих военных работников отсутствовало единство взглядов по коренным вопросам устройства Советских Вооруженных Сил, а, во-вторых, в деятельности военного ведомства, возглавлявшегося Л. Д. Троцким, имелось немало серьезных недостатков, которые отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Комиссия ЦК РКП (б), обследовавшая состояние Вооруженных Сил вначале 1924 года, доложила о том, что «в настоящем своем виде Красная Армия небоеспособна». В этой ситуации Политбюро ЦК РКП (б) предложило Военной комиссии ЦК совместно с Реввоенсоветом СССР разработать план мероприятий по коренной перестройке Красной Армии. В марте 1924 года они были одобрены ЦК РКП (б) и составили основу военной реформы 1924-1925 годов. Основными ее задачами являлись: создание такой системы устройства Советских Вооруженных Сил, которая обеспечивала бы надежное прикрытие государственных границ СССР и давала возможность обучать военному делу весь призывной контингент страны; развитие наиболее насыщенных сложной боевой техникой видов Вооруженных Сил и родов войск при одновременном сокращении расходов на оборону; реорганизация и укрепление органов военного управления в центре и на местах; совершенствование системы профессиональной подготовки командных кадров; переход к единоначалию при одновременном усилении политико-воспитательной работы в армии и на флоте; создание твердых правовых основ новой системы комплектования и прохождения службы; техническое перевооружение, повышение уровня боевой подготовки войск (сил).

Работу по реорганизации Вооруженных Сил возглавил М. В. Фрунзе, назначенный постановлением Совнаркома от 11 марта 1924 года заместителем Председателя Реввоенсовета СССР и Наркома по военным и морским делам, а с 1 апреля 1924 года одновременно и начальником Штаба РККА. Январский (1925 года) Пленум ЦК РКП (б) признал невозможным дальнейшее пребывание Л. Д. Троцкого на руководящей работе в армии. На основании этого решения Президиум ЦИК СССР 26 января 1925 года назначил Председателем Реввоенсовета СССР и Народным комиссаром по военным и морским делам СССР М. В. Фрунзе, под руководством которого были успешно осуществлены основные мероприятия военной реформы.

Наиболее важной задачей являлось создание системы устройства Вооруженных Сил, соответствовавшей внутренним и внешним условиям развития Советского государства. «Мы должны иметь такую армию, - говорил М. В. Фрунзе, - которая могла бы в случае серьезного столкновения охранять границы советской земли на всех участках и направлениях. На практике это означает необходимость такой системы обороны, которая обеспечила бы выход на поля сражений всей массы трудящихся, способных держать оружие в руках».

С военной точки зрения целесообразно было иметь кадровую армию численностью около 2 млн. человек. Но содержать ее Советское государство не могло. Поэтому к лету 1924 года она была сокращена до 562 тыс. человек, т. е. почтив 10раз по сравнению с 1920 годом. Такая армия с трудом могла прикрыть мобилизационное развертывание Вооруженных Сил в случае войны и обеспечить нормальное обучение только 30 проц. призывного контингента, т. е. государство не имело бы необходимого военнообученного резерва. «Выход мы находим в сочетании кадровой армии с милиционной системой, - указывал М.В. Фрунзе. - Наличие территориальных формирований позволяет нам увеличить количество пропускаемого через ряды нашей армии контингента. Помимо этого соображения, мы считаемся и с тем, что эта система допускает несение военной службы без длительного отрыва от хозяйства, это является большим выигрышем для населениями, наконец, с тем, что она обеспечивает в должной мере и интересы подготовки. Вот почему в вопросе структуры наших вооруженных сил мы стали на точку зрения постоянной армии плюс милиционные формирования».

Территориально-милиционные формирования создавались главным образом в стрелковых войсках применительно к административному делению страны. Например, дивизия, как правило, формировалась в границах губернии, полк - уезда, рота - волости. Кадровый состав таких формирований насчитывал всего 16-20 проц. К нему относились весь высший, старший, часть среднего и младшего командного и политического состава и, кроме того, некоторая часть красноармейцев, необходимых для организации обучения переменного состава, несения караульной службы и хозяйственного обслуживания материальной базы в период между сборами. Остальной состав территориально-милиционных формирований («переменники») приписывался из прилегающих сёл и городов. К 1928 году территориальные части и соединения составляли свыше 70 проц. стрелковых войск и 12 проц. кавалерии Красной Армии.

Виды Вооруженных Сил и рода войск, имевшие сложную боевую технику (Военно-Морской Флот, Военно-Воздушные Силы, броневые силы и др.), а также значительная часть стрелковых и кавалерийских дивизий приграничных военных округов оставались кадровыми.

Переход к смешанной системе устройства Вооруженных Сил составил сущность и главное содержание военной реформы 1924-1925 годов. Строительство армии и флота на смешанной основе юридически было закреплено первым общесоюзным Законом об обязательной военной службе, принятым ЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 года в соответствии с Конституцией СССР 1924 года. В законе 1925 года было обобщено все предшествовавшее законодательство по принципиальным вопросам устройства Советских Вооруженных Сил с учетом практического опыта его осуществления. Представляется, что это наиболее разработанный закон Советского государства по вопросам строительства Вооруженных Сил за всю его историю. Например, удачно, на наш взгляд, найдена юридическая формула, закреплявшая общую организацию Вооруженных Сил СССР: «Организация вооруженных сил трудящихся есть Рабоче-Крестьянская Красная Армия Союза Советских Социалистических Республик. Рабоче-Крестьянская Красная Армия разделяется на сухопутные, морские и воздушные силы. В состав Красной Армии входят также войска специального назначения: войска Объединенного Государственного Политического Управления и Конвойная стража Союза СССР» (ст. 2).

СПРАВКА

Войска Главного политического управления (ГПУ) - спецчасти и подразделения, предназначенные для выполнения задач по обеспечению внутренней безопасности Советского государства и охраны государственных границ. Образованы по постановлению ВЦИК от 6 февраля 1922 года из войск ВЧК. В ноябре 1923 года войска ГПУ в связи с образованием СССР были преобразованы в войска Объединенного главного политического управления (ОГПУ).

Конвойная стража Союза ССР - специальное вооруженное формирование, предназначенное для выполнения задач, связанных с деятельностью правоохранительных органов, первоначально подчинялось Наркомюсту. Постановлением СТО РСФСР от 27 сентября 1922 года ее передали в состав войск ГПУ. 26 июня 1924 года она была выделена в самостоятельный род войск с подчинением сначала НКВД союзных республик, а с 30 октября 1925 года - Центральному управлению Конвойной стражи СССР. Ее комплектование и снабжение всеми видами довольствия возлагались на Наркомат по военным и морским делам СССР (Наркомвоенмор).

Дальнейшие организационные изменения в войсках ОГПУ и Конвойной стражи были связаны с образованием НКВД СССР (постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 года), на который возлагались: обеспечение революционного порядка и государственной безопасности, охрана социалистической собственности, охрана государственных границ и другие задачи. В НКВД СССР вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУ Г Б), а также Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО), впоследствии преобразованное в Главное управление пограничных и внутренних войск. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 сентября 1934 года в подчинение ГУ ПВО были переданы конвойные войска.

Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1934 года закрепил новую общую организацию Вооруженных Сил СССР, которые стали состоять из Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск (ст.4).

Одной из задач реформы была реорганизация системы руководства обороной страны. Ее требовалось перестроить применительно к мирным условиям жизни и деятельности войск, смешанной системе устройства Вооруженных Сил. Образование Союза Советских Социалистических Республик внесло принципиальные изменения в вопросы руководства обороной страны. Согласно ст. 1 Конституции СССР 1924 года в ведение Союза (в лице верховных органов) входили «организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик». К верховным органам власти и управления относились: Съезд Советов СССР, Центральный Исполнительный Комитет СССР, Президиум ЦИК СССР, Совет Народных Комиссаров СССР. Вместе с тем в ней не конкретизировались полномочия вышеуказанных органов в деле руководства строительством Вооруженных Сил СССР.

В 1923 году СНК СССР в целях улучшения руководства наркоматами Союза как в области хозяйственных, так и собственно военных мероприятий учредил при Совнаркоме СССР Совет Труда и Обороны СССР (СТО). Председателем СТО являлся Председатель СНК СССР, члены Назначались персонально СНК. Хотя СТО СССР не был предусмотрен Конституцией СССР, он наделялся большими полномочиями, в частности мог издавать «обязательные для всех центральных и местных органов власти Союза постановления, распоряжения и инструкции».

На основании ст. 11 Договора об образовании Союза ССР был создан общесоюзный Народный комиссариат по военным и морским делам СССР, ведавший строительством Вооруженных Сил, их управлением и снабжением. Во главе Наркомвоенмора СССР находился Народный комиссар по военным и морским Делам СССР, он же одновременно являлся Председателем Реввоенсовета СССР - коллегии Наркомвоенмора. В чрезвычайных обстоятельствах в его компетенцию входили принятие решения и проведение по военному или военно-морскому ведомству мероприятий, превышающих непосредственные права Народных комиссаров Союза ССР. Народный комиссар по военным и морским делам под личную ответственность действовал в ограждение и защиту интересов Союза ССР всеми доступными способами, немедленно донося Совету Народных комиссаров Союза ССР о принятых мерах и причинах неотложного проведения их его распоряжением.

Заслуживающим внимания в организации руководства обороной страны с точки зрения возможных перспектив нового Союзного договора является институт уполномоченных Народного комиссариата по военным и морским делам СССР при Советах Народных комиссаров союзных республик, учрежденный в целях обеспечения единства в строительстве Вооруженных Сил и учета при этом национальных особенностей и возможностей республик. На уполномоченных возлагалось: представительство в республике по всем вопросам компетенции Народного комиссариата по военным и морским делам СССР; согласование с соответствующими органами республики распоряжений Наркомвоенмора СССР, проектов постановлений правительства этой республики, касающихся нужд обороны; наблюдение за проведением в жизнь военного законодательства Союза ССР и основанных на нем распоряжений Наркомвоенмора СССР, а также обжалование в необходимых случаях действий органов власти республики, нарушающих интересы обороны; информирование по поручению Наркомвоенмора СССР правительства республики о деятельности военного ведомства и о состоянии обороны на ее территории.

Уполномоченные Наркомвоенмора СССР утверждались Советом Народных комиссаров СССР после получения предварительного согласия со стороны ЦИК союзной республики по выдвигаемой кандидатуре. Они входили в правительство союзных республик с решающим или совещательным голосом и отчитывались о своей деятельности как перед Наркомвоенмором СССР, так и перед СНК и ЦИК соответствующих союзных республик. Права отдачи приказов воинским частям и органам местного военного управления, расположенным на территории данной союзной республики, уполномоченные Наркомвоенмора СССР не имели.

Порядок комплектования и прохождения службы личным составом Вооруженных Сил СССР. Закон 1925 года объявил защиту Союза ССР обязанностью всех советских граждан (ст. 1). Вместе с тем при комплектовании Вооруженных Сил личным составом по-прежнему действовал классовый принцип: оборона СССР с оружием в руках доверялась только трудящимся. На нетрудовые элементы возлагались иные военные обязанности: они не призывались в ряды Вооруженных Сил, проходили обязательную службу в так называемом тыловом ополчении, выполнявшем различного рода строительные и другие вспомогательные работы. По этому закону обязательная военная служба для трудящихся граждан мужского пола начиналась с 19 лет и состояла из: допризывной подготовки; действительной военной службы; службы в запасе. Включив в состав обязательной военной службы допризывную подготовку, закон расширил ее содержание. В этом состояла его особенность, видимо, представляющая интерес с точки зрения актуальной ныне проблемы повышения качества подготовки молодежи для военной службы. Разрешалось и добровольное поступление трудящихся граждан в ряды армии и флота. Женщины принимались на военную службу также на началах добровольности. На период военного времени закон разрешал СНК СССР по ходатайству Наркомвоенмора СССР призывать трудящихся женщин в РККА для несения специальной службы.

Отбор призывных контингентов в ряды Вооруженных Сил отличался тем, что гражданам, отказавшимся от военной службы по религиозным убеждениям, была дана возможность отбывать так называемую альтернативную гражданскую службу. Следует заметить, что Советское государство задолго до Всеобщей декларации прав человека 1948 года декретировало право граждан на альтернативную службу. Сделано это было в разгар гражданской войны и интервенции - 4 января 1919 го? да В. И. Ленин подписал соответствующий декрет СНК.

Допризывную подготовку проходили в обязательном порядке, без отрыва от производства и учебы все трудящиеся граждане, годные по состоянию здоровья к службе в армии и на флоте и достигшие Шлет, в течение 2 лет, предшествовавших призыву на действительную военную службу.

На действительную военную службу по Закону 1925 года призывались граждане по достижении ими 21 года. Лица, состоявшие на действительной военной службе, именовались военнослужащими и носили «почетное звание красного воина (красноармейца или краснофлотца)». По служебному положению военнослужащие подразделялись на рядовых и начальствующий состав. В свою очередь начальствующий состав по служебно-должностному статусу подразделялся на 4 группы и 14 категорий: первая группа - младший начальствующий состав (1-2 категории - от командира отделения до старшины роты включительно); вторая группа - средний начальствующий состав (3-6 категории - от командира взвода до командира отдельной роты и соответствующих должностей включительно); третья группа - старший (7-9 категории - от командира батальона до командира полка и им равных); четвертая - высший (10-14 категории - от помощника командира дивизии и выше). Персональные воинские звания отсутствовали. Служебная категория начсоставу присваивалась одновременно с назначением на должность и определяла конкретный объем прав и обязанностей. Такой подход обеспечивал известный демократизм служебных отношений.

Для рядовых и младшего начсостава срочной службы закон установил три вида ее прохождения: в кадровых частях, в переменном составе территориальных формирований, вневойсковым порядком. Общий срок действительной военной службы устанавливался в 5 лет. В кадровых частях РККА он складывался из непрерывной службы от 2 до 4 лет (в зависимости от вида Вооруженных Сил и рода войск) и из пребывания в долгосрочном отпуске продолжительностью от 1 до 3 лет. Действительная служба в переменном составе территориальных формирований осуществлялась в следующем порядке: в первый год военнослужащие - переменники проходили трехмесячное обучение. В последующие четыре года они призывались на учебные сборы общей продолжительностью от 5 до 8 месяцев (в зависимости от рода войск), Но не более двух месяцев в год. Все время в период между сборами переменники числились состоявшими в отпуске.

Вневойсковой порядок действительной военной службы заключался в прохождении периодических учебных сборов общей продолжительностью не более 6 месяцев за все 5 лет службы, но не более 2 месяцев в год. Сборы вневойсковиков проводились на учебных пунктах, приближенных по возможности к месту жительства обучаемых.

По окончании срока действительной службы военнослужащие (рядовые и младший начсостав) зачислялись в запас, который делился на две очереди: первая - до 34 лет и вторая - до 40. Деление это означало очередность призыва в случае мобилизации. В Целях совершенствования военных знаний и навыков военнообязанные запаса могли привлекаться к поверочным сборам общей продолжительностью не более 3 месяцев за все время пребывания в запасе.

Порядок прохождения военной службы для среднего, старшего и высшего начальствующего состава РККА отличался некоторыми особенностями. Закон 1925 года устанавливал, что действительную военную службу средний и старший начальствующий состав РККА должен был проходить: в кадровых частях, в территориальных формированиях или в резерве начальствующего состава РККА (ст. 172-178).

Предельный возраст прохождения действительной военной службы для среднего начальствующего состава устанавливался до 50 лет, для старшего - до 55, высшего - до 60 лет, по достижении которого командиры РККА подлежали увольнению и переводу в запас. Наряду с решением вопросов обороноспособности руководители государства, партии и Наркомата по военным и морским делам заботились об улучшении материального положения военнослужащих РККА. Так, выступая на III съезде Советов СССР, М. В. Фрунзе обратил внимание депутатов на то, что «положение командного состава у нас является худшим, чем в армии любой буржуазной страны. В общем и целом нормы заработной платы комсостава по отношению к нормам старой царской армии составляют только 30 проц. Если мы вспомним, что положение рабочего класса и остальных категорий труда у нас за это время значительно поднялось... то в области оплаты военнослужащим мы еще далеко отстаем, и я считаю безусловно необходимым, чтобы в следующем бюджетном году норма оплаты нашего комсостава была поднята. Это является существеннейшим требованием, и, я думаю, съезд это сделает.

Чтобы представить себе действительное положение нашего комсостава, надо учесть еще ряд других отрицательных элементов его жизни. Во-первых, квартирный вопрос. Только 30 проц. нашего комсостава сколько-нибудь сносно устроено в квартирном отношении, а 70 проц. у нас размещено крайне скверно... Дальше товарищи, надо учесть, что часто нашему комсоставу приходится по условиям работы жить на два дома. Им приходится жить и работать и в своей кадровой части, по месту ее расположения, и вместе с тем в районе расположения переменного состава. Туда приходится уезжать на два-три и порой даже больше месяцев подряд, а оплату за работу, производимую командирами вне частей, мы имеем крайне низкую. При такой ничтожной норме, разумеется, трудно предъявлять суровые требования к нашему комсоставу и получать от него то, что требуется для поднятия боеспособности частей на должную высоту.

Наконец, последний вопрос - это вопрос о пенсионном обеспечении. Я считаю безусловно необходимым, чтобы съезд Советов дал указания союзному правительству о скорейшем положительном разрешении этого вопроса. Надо, чтобы военнослужащий был абсолютно уверен, что когда он покинет ряды Красной Армии, то будет иметь достаточное обеспечение».

Конкретным примером заботы государства о материальных нуждах военнослужащих явился первый «Кодекс о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА и РККФ и их семей», утвержденный ЦИК СССР 29 октября 1924 года. В конце 20-х годов был взят курс на техническую реконструкцию Вооруженных Сил СССР. В связи с этим введен режим жесткой экономии, что отразилось и на уровне жизни военнослужащих, который постепенно снижался. Поэтому к настоящему времени от льгот и преимуществ, предусмотренных Кодексом 1924 года, пожалуй, остались только: для офицерского состава - льготный порядок оплаты занимаемой жилплощади, а для рядовых и сержантов срочной службы - бесплатное отправление почтовой корреспонденции (писем).

Анализируя ход и результаты военной реформы в СССР 1924-1925 годов, следует особо подчеркнуть, что «строить армию и флот, укреплять оборону СССР помогал весь советский народ». Одной из форм проявления заботы трудящихся о Вооруженных Силах СССР явилось создание добровольных массовых оборонных общественных организаций. Первым по времени возникло «Общество друзей воздушного флота» (ОДВФ). Оно родилось весной 1923 года. ОДВФ имело своей задачей помочь государству создать современные Военно-Воздушные Силы. На средства, собранные ОДВФ среди населения, были построены в 1926-1928 годах и переданы армии свыше 200 самолетов. В 1924 году по инициативе трудящихся Москвы, Ленинграда и других городов возникло новое добровольное общество «Друзей химической обороны» (Доброхим). С 1925 года в армии и на флоте стали создаваться военно-научные общества (ВНО) в целях организации широкой пропаганды военных знаний. Председателем Центрального совета ВНО был избран М. В. Фрунзе. За счет вступления в ВНО трудящихся оно постепенно превратилось в массовую организацию и в 1926 году переименовано в «Общество содействия обороне» (ОСО). В январе 1927 года все оборонные общественные организации объединились в «Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР» (Осоавиахим), деятельность которого по реализации стремления советских людей внести посильный вклад в дело укрепления обороны СССР приняла большой размах и имела важное значение.

Следует отметить и такую форму участия общественности, в том числе армейской, в строительстве Вооруженных Сил в рассматриваемый период, как учреждение военной кооперации, призванной способствовать лучшему удовлетворению бытовых потребностей военнослужащих и членов их семей, особенно проходящих службу в отдаленных местностях. С этой целью разрешалось создавать при отдельных воинских частях, соединениях, в гарнизонах кооперативные торговые предприятия, чайные, столовые, парикмахерские, пошивочные мастерские и т. д. Приказом Реввоенсовета СССР АГ& 183 от 18 февраля 1925 года было утверждено «Положение о военной кооперации», которое устанавливало принципы организации и деятельности кооперативов в РККА. Для руководства кооперативным движением в армии и на флоте согласно Положению при Реввоенсовете СССР была учреждена Центральная кооперативная комиссия под председательством начальника Политического Управления РККА. В округах и на флотах (отдельных армиях) действовали окружные кооперативные комиссии под председательством начальника политического управления военного округа (флота). В воинских частях избирались на общих собраниях военнослужащих кооперативные комиссии, в задачи которых входило: принятие мер к наиболее полному удовлетворению нужд военнослужащих и членов их семей через кооперативы; скорейшая организация необходимых кооперативных предприятий; наблюдение за деятельностью уже работающих военных кооперативов, подыскание соответствующих работников для занятия должности в кооперативах; выяснение претензий и рассмотрение жалоб на работу кооперативов; организация кредита для военнослужащих и т. д.

На наш взгляд, заслуживает внимания содержание следующих документов, позволяющих судить об оценке территориальных воинских формирований (с точки зрения их боеспособности, жизненности, интересов государства и общества) и об общих итогах военной реформы 1924-1925 годов.

В отношении территориальных воинских формирований в Отчете Народного комиссариата по военным и морским делам СССР, подготовленном для IV съезда Советов (1927 год), в частности, говорилось: «Исходя из директив III Всесоюзного Съезда Советов, Реввоенсовет за отчетный период уделял особое внимание территориально-милиционному строительству и на этом пути может констатировать несомненные достижения. Территориальные формирования непрерывно росли: количество тердивизий с 1923 года, т. е. с момента введения терсистемы, увеличилось в четыре раза. Последний год для территориальных войск был переломным в том отношении, что, разрешив основные организационные задачи, мы получили возможность перелести центр внимания на вопросы боевой подготовки».

Совещание Реввоенсовета Союза с реввоенсоветами округов в январе 1927 года оценило подготовку территориальных войск следующим образом: «Тервойска показали достаточную сколоченность и обученность, в общем и целом не уступая подготовке кадровых частей.

За истекший период Реввоенсовет окончательно уточнил экономическую целесообразность территориально-милиционной системы. Сравнение стоимости содержания одной кадровой и одной территориальной стрелковой дивизии показывает, что тердивизия обходится на 1 млн. рублей дешевле; содержание одного терармейца в течение 5 лет составляет около 54 проц. содержания одного красноармейца в кадровых войсках в течение 2 лет. В эти расчеты не входит косвенная экономия, получаемая вследствие того, что отпадает необходимость строить казармы, нести расходы по перевозкам, топливу и отрывать от производительного труда переменный состав тервойск и т.д. . . . . .

Территориальная система завоевала безусловное признание со стороны рабоче-крестьянских масс как наиболее удобный способ выполнения обязанностей по обороне социалистического Отечества... Если еще во время III Съезда, даже среди военных работников, были незначительные группы сомневавшихся в целесообразности развития системы территориальных войск, то в настоящее время их боеспособность не вызывает сомнений».

В результате осуществления военной реформы 1924-1925 годов и ряда мероприятий, проведенных в последующие годы, Красная Армия стала представлять собой серьезную боевую силу. В Постановлении ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года «О состоянии обороны СССР», в частности, указывалось: «ЦК ВКП (б) констатирует, что оценка состояния Вооруженных Сил СССР и перспективы развития, данные предыдущим постановлением (май 1927 года), были совершенно правильны, что нашло свое выражение в непрерывном росте боеспособности Красной Армии за истекшие два года. Внутренняя структура армии изменялась в сторону увеличения технических войск. Боевая подготовка войск сделала дальнейшие успехи в усвоении современных методов боя. Терстроительетво, невзирая на обострившиеся классовые отношения внутри страны, развивалось вполне нормально, еще раз доказав целесообразность терсистемы как одной из организационных форм в строительстве Красной Армии. Усиление командно-политических кадров шло по линии увеличения рабочих и крестьян, роста партийной прослойки, повышения качества политического воспитания и военной квалификации. Материально-бытовое положение Красной Армии в общем улучшалось.

Основным итогом истекшего пятилетнего (1924-1929 годы) планового строительства Вооруженных Сил является создание крепкой, боеспособной армии, в политическом отношении вполне надежной, в техническом отношении стоящей на уровне развития производительных сил страны».

В целом, военная реформа 1924-1925 годов дала нашему государству бесценный опыт строительства Вооруженных Сил СССР на смешанной основе, который, разумеется, нельзя механически переносить и накладывать на современность. Однако методологические подходы и приемы могут способствовать разработке концепции военной реформы. Тем более что ее внутренние и внешние условия, задачи и содержание имеют, как нам кажется, много общего.

К концу гражданской войны и военной интервенции 1918-1922 годов в РККА насчитывалось 5,5 млн. человек.

Военные вопросы в курсе истории СССР. - М.: Воениздат, 1986.- С. 134.

КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил, - М.: Воениздат, 1987.-С. 137.

Фрунзе М. В. Избранные произведения. - М.: Воениздат, 1984. - С. 41.

Там же.- С. 412.

Собрание законов СССР, - 1925. - № 62, -С. 463.

Положение о Народном комиссариате по военным и морским делам Союза ССР. Ст. 5//Вестник Рабочего и Крестьянского правительства Союза ССР.- 1923 - № 10. -С. 301.

Декреты Советской власти. - Т. IV. - С. 282-283.

Фрунзе М. В. Избранные произведения.- С. 419-420.

Ворошилов К. Е. Оборона СССР. - М.: Военный вестник, 1927.- С. 96-98.

КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: Документы 1917-1981. - М. Воениздат, 1981. -С. 258.

· Военная реформа 1924-1928 гг. является весьма важным этапом в истории строительства советских вооруженных сил. Ее главным содержанием было организационное оформление Красной Армии в соответствии с требованиями того времени, вытекавшими из опыта первой мировой войны и гражданской войны в СССР.

Международная обстановка и внутренние условия разви­тия нашего государства, сложившиеся через три года после ликвидации иностранной военной интервенции и гражданской войны, во многом определяли собою общий характер воен­ной реформы и пути ее осуществления.

Социалистическая революция победила только в одной нашей стране. В остальных странах капитализм устоял перед первым революционным натиском масс, порожденным импе­риалистической войной и Октябрьской революцией. Наступи­ла временная, частичная стабилизация капитализма, не уст­ранявшая, однако, ни одного из основных противоречий ка­питалистического общества и предвещавшая поэтому новые кризисы в странах капитала.

Считаясь с хозяйственным и политическим укреплением Советского государства и под напором требований рабочих масс, буржуазные правительства вынуждены были прекра­тить политику бойкота СССР и установить с ним регулярные дипломатические отношения. Признания капиталистических государств упрочивали международное положение Советско­го Союза, но ни в какой мере не устраняли опасности новой интервенции со стороны империалистов, опасности, которая: вытекала из самого факта существования капиталистического окружения.

Внутреннее положение Советского государства характе­ризовалось героической борьбой трудящихся масс, руководи­мых партией Ленина-Сталина, за восстановление народно­го хозяйства на, базе новой экономической политики. За четыре послевоенных года наши рабочие и крестьяне своим са­моотверженным трудом добились решающих успехов в деле хозяйственного возрождения страны. К концу 1924 года уро­вень промышленного производства приблизился к 70% дово­енной нормы, a в сельском хозяйстве этот уровень к весне 1925 года составлял 72% довоенного 1 . Образование Союза ССР в декабре 1922 года создало условия для дальнейшего роста хозяйственной и политической мощи нашей Родины.

Когда задача восстановления народного хозяйства была в основном решена, партия поставила и разрешила вопрос о характере и путях дальнейшего хозяйственного строительства в СССР. XIV партконференция (апрель 1925 года), вопреки ожесточенному сопротивлению троцкистов и бухаринцев, ут­вердила, как непреложный закон, установку партии на победо­носное строительство социализма в нашей стране. XIV партеъезд (декабрь 1925 года) наметил, конкретные пути со­циалистического строительства, выдвинув в качестве основ­ной задачи на ближайший период задачу социалистической индустриализации страны, в первую очередь строительства, тяжелой индустрии, что имело решающее значение для ук­репления военной мощи СССР. Ввиду того, что страна наша была тогда небогата, а строить приходилось на свои собствен­ные средства, без какой-либо материальной помощи извне, партия требовала проведения строжайшего режима экономии во всем, рационализации производства, ликвидации непроизво­дительных расходов, удешевления аппарата управления.


Наличие капиталистического окружения и связанная с ним угроза новой капиталистической интервенции ставили Советский Союз перед необходимостью усиленно ук­реплять свою обороноспособность. Вопросы строительства и совершенствования советских Вооруженных Сил на основе опыта последних войн приобретали, наряду с вопросами хо­зяйственного строительства, первостепенное значение. Еще в 1921 году, когда наша страна, одержав историческую победу над интервентами, только приступала к мирному строитель­ству, Ленин требовал от всей партии и всех трудящихся неослабного внимания к вопросам обороны страны и укре­пления Красной Армии. Он говорил: «...взявшись за наше мирное строительство, мы приложим все силы, чтобы его продолжать беспрерывно. В то же время, товарищи, будьте начеку, берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной армии, как зеницу ока, и помните, что ослабления, в отношении наших рабочих и крестьян и их завоеваний, мы не в праве допускать ни на секунду» 2 .

Однако состояние наших вооруженных сил и ход воен­ного строительства в 1921-1923 годах не обеспечивали бое­вой готовности страны и не оправдывали надежд советского народа относительно внешней безопасности своей родины. Главной помехой в строительстве Красной армии была под­рывная работа троцкистов, засевших в органах военного ве­домства. Эти матерые враги партии, враги социализма пыта­лись использовать трудности восстановительного периода для развала военной работы и ослабления Красной армии. По их вине, прежде всего, демобилизация Красной армии, начавшаяся в 1921 году, затянулась до 1924 года. Она держала армию в состоянии непрерывной текучести личного состава и неустойчивости организационных форм, ме­шая переходу к планомерной работе. Демобилизованные настроения отрицательно сказывались на моральном состоя­нии бойцов и командиров и на боеспособности армии в целом.

Капитулянтская «теория» троцкистов о невозможности построения социализма в нашей стране в обстановке капита­листического окружения, разделявшаяся также зиновьевцами и бухаринцами, наносила огромный вред делу социалистиче­ского строительства в СССР и укрепления его обороноспособ­ности. Враги стремились заразить партию и народ неверием в возможность победы социализма в нашей стране, стреми­лись морально разоружить Красную армию, отравить ее кадры пораженческой идеологией и, таким образом, расчи­стить путь для капиталистической реставрации в СССР.

Основатели нашего социалистического государства Ленин и Сталин неустанно работали над укреплением Совет­ской рабоче-крестьянской армии и совершенствованием ее в знании военного дела. Они считали, что борющийся за свое освобождение пролетариат должен создать свою собственную военную науку, отвечающую его революционной роли и клас­совым интересам. Пролетарская военная наука рассматрива­лась Лениным и Сталиным как, важнейшая часть марксист­ского учения об условиях победы социалистической револю­ции в эпоху империализма. Ленин в годы гражданской вой­ны требовал от членов Центрального Комитета партии «до­сконального изучения военного дела». Великий Сталин, непосредственно руководя боевыми операциями Красной армии против интервентов и белогвардейцев, создал основы советской военной науки. Гениальные указания Ленина и Сталина мастерски осуществлялись на полях сражений выдающимися пролетарскими полководцами - Фрунзе, Ворошиловым, Бу­денным и другими. После окончания гражданской войны Фрунзе и Ворошилов возглавили группу тех армейских ра­ботников-коммунистов, которые боролись за перестройку советских Вооруженных Сил в соответствии с общими и военными задачами победившего пролетариата и на основе сталинских положений по военным вопросам, сформулирован­ных в ряде работ товарища Сталина периода гражданской войны и в его классическом произведении 1923 года «К воп­росу о стратегии и тактике русских коммунистов». Важней­шим и необходимым условием успеха военного строительства М. В. Фрунзе считал выработку единой советской военной доктрины, понимая под ней «определенный круг идей, охва­тывающих основные вопросы „военного дела я дающих пу­ти их разрешения с точки зрения интересов нашего пролетар­ского государства» 3 .

М. В. Фрунзе разоблачил враждебные «теорийки» троцкистов, отрицавших применимость марксизма в военном деле, отрицавших существование военной науки вообще. М. В. Фрунзе, Ворошилов и другие армейские боль­шевики боролись против попыток троцкистов опорочить доб­лестный путь Красной Армии и игнорировать боевой опыт гражданской войны. В противовес троцкистам, утверждавшим, будто Красная Армия способна вести только оборонительную войну, М. В. Фрунзе выдвигал лозунг «Все для наступления», рассматривая все возможные на войне меры по обороне только в качестве условий для подготовки наступления. Пар­тия и ее Центральный Комитет неоднократно пресекали враж­дебную деятельность троцкистов, направленную на развал политической работы и ликвидацию политических органов в армии.

Ясно, что пока враги народа сидели в Реввоенсовете СССР и органах военного ведомства, дело военного строительства хромало на обе ноги. Уровень боевой и политической подготовки был низким. Задача обоб­щения опыта последних войн в новых уставах и наставлениях не находила своего разрешения: за три года, прошедших с окончания гражданской войны, Военвед не издал ни одного устава, ни одного наставления. В программах и методах бо­евого обучения войск царил разнобой.

Недостатки строевого управления и политического руко­водства, затянувшаяся демобилизация и связанная с ней колоссальная и непрерывная текучесть армейских кадров отрицательно сказывались «а состоянии воинской дисциплины. В центральном аппарате военного управления преобладающее положение занимали старые военные спецы, из которых мно­гие были замаскированными врагами советской власти, но пользовались безграничным покровительством Троцкого. Сам аппарат имел сложную и громоздкую структуру, был оторван от армейских низов, отсутствовал его деловой кон­такт с гражданскими органами управления.

Острой проблемой стоял вопрос о подготовке кадров командного состава. Наступивший мирный период предъявлял к командиру, новые требования: командир должен был стать всесторонне подготовленным инструктором, учителем и вос­питателем красноармейцев. Но оставшиеся от времен граж­данской войны система и формы подготовки комсостава в виде курсов красных командиров не разрешали и не могли разрешить проблемы, во-первых, потому, что краткий срок обучения на этих курсах (до 1 года) не давал возможности глубоко и в нужном объеме изучить военные науки, а, во-вторых, потому, что курсы не имели единого плана, единых программ обучения и необходимых учебных пособий, напи­санных с учетом последних достижений в военном деле.

Нового своего разрешения требовали также вопросы комплектования армии, организации родов войск, вооруже­ния, боевой подготовки, снабжения армии и другие. Но Рев­военсовет СССР, пока оттуда не были изгнаны враги народа, не был способен решать задачи военного строительства, вставшие перед Советским государством в годы перехода на мирную работу. «Уже давно прошла гражданская война, и, однако, Красная армия не чувствовала никакого свежего воз­духа, никакой творческой работы», - так характеризует предреформенный период в истории Красной армия товарищ Во­рошилов 4 . Создалась реальная опасность того, что Красная армия при таком «руководстве» Реввоенсовета не только не будет укрепляться, а наоборот, будет терять свою боеспособность, свой боевой опыт, накопленный за годы гражданской войны.

Центральный комитет партии, проведя в начале 1924 го­да глубокое и всестороннее обследование состояния Красной армии, принял решительные меры по ликвидации создавше­гося положения и оздоровлению обстановки в армии. Троц­кий и его единомышленники были изгнаны из армии. На ру­ководящую работу в центральный аппарат военного ведомства была направлена группа боевых работников - коммуни­стов, прославленных участников гражданской войны во главе с виднейшим деятелем нашей партии и выдающимся полко­водцем Красной армии М. В. Фрунзе, назначенным на пест председателя Реввоенсовета СССР и Народного комиссара по военным и морским делам. Центральный комитет партии наметил конкретные мероприятия по реорганизации Воору­женных Сил и усилению их боевой мощи. В осуществлении этих мероприятий и заключалась военная реформа 1924- 1928 годов.

Преждевременная смерть М. В. Фрунзе (31 октября 1925 года) помешала ему довести реорганизацию Красной армии до конца. Дело Фрунзе продолжил и успешно завершил достойный преемник его на посту руководителя советских Во­оруженных Сил товарищ К. Е. Ворошилов. Вся деятельность М. В. Фрунзе и К. Е. Ворошилова по осуществлению военной реформы проходила под непосредственным руководством товарища Сталина.

Ленин и Сталин не раз указывали, что важнейшим и не­обходимым условием победы социализма в нашей стране в обстановке капиталистического окружения является посто­янная готовность страны к обороне, всемерное и системати­ческое укрепление всех наших вооруженных сил. Ленин го­ворил: «...господствующий класс, пролетариат, если только он хочет и будет господствовать, должен доказать это и своей военной организацией» 5 . Ленин требовал немед­ленного вслед за демобилизацией Красной армии пе­рехода к военной учебе, глубокого изучения и освое­ния боевого опыта империалистической и гражданской войн, непрерывного совершенствования советской воен­ной науки. Товарищ Сталин в своей исторической речи на заседании II съезда Советов СССР, посвященном памяти на­шего великого вождя, дал от имени партии и народа великую клятву свято выполнять ленинский завет об укреплении Кра­сной армии и Красного флота 6 . В доклад «Еще раз о соци­ал-демократическом уклоне в нашей партии» на пленуме Ис­полкома Коммунистического Интернационала вдекабре 1926 года товарищ Сталин, в числе главных факторов, обусловливавших нашу мирную передышку и уберегавших нашу страну от новой интервенции империалистов, назвал силу и могуще­ство пролетариата СССР, успехи его социалистического стро­ительства, силу организованности его Красной Армии 7 .

Одним из руководящих положений классиков марксизма-ленинизма о войне и армии является положение о зависимо­сти принципов военного строительства и способов ведения войны от общественно-политического строя, производственных возможностей и культурного уровня данного государства. М. В. Фрунзе выразил это положение в следующих словах: «Характер вооруженной силы... строго обусловлен общим эко­номическим и культурным уровнем развития страны, ее на­циональным богатством, ее мобилизационными и бюджетным № возможностями. Характер армии определяется также общим состоянием военного дела прежде всего в странах вероятных противников. Но при всем том не может быть сомнения, что военная политика в сильнейшей степени зависит от общей «политики, что в одной и той же стране, при одном и том же культурном и хозяйственном уровне, различные по своей классовой сущности правительства будут по-разному строить армию» 8 .

Вопрос об организации армии М. В. Фрунзе связывал с характером возможных военных столкновений нашего социа­листического государства с капиталистическим миром. Он утверждал, что война, если империалисты навяжут ее Со­ветскому Союзу, будет носить напряженный и бес­компромиссный характер, вытекающий из противоположности и непримиримости интересов борющихся миров. Учитывая возможность и вероятность того, что Советскому Союзу в будущей войне придется иметь против себя объединенную силу всех или нескольких империалистических государств, М. В. Фрунзе предвидел огромные масштабы этой войны и участие в ней многомиллионных армий с обеих сторон.

Из всего этого М. В. Фрунзе делал вывод о необходимости для нас найти такие формы организации вооруженных сил, которые позволили бы уже в мирное время подготовить в военном отношении весь военнообязанный контингент насе­ления. Другой вывод касался необходимости подготовки к войне всего нашего тыла, т. е. создания таких условий, ко­торые обеспечили бы в любой момент быструю мобилизацию всех сил и всех ресурсов страны на нужды войны. Наряду с этими двумя задачами М. В. Фрунзе ставил задачу органи­зации широкой пропаганды по вопросам обороны среди всей массы населения страны.

Основой боевой тактики Красной армии М. В. Фрунзе считал маневр, содержанием которого являются по преимуществу наступательные действия против врага. М. В. Фрунзе обусловливал это не только чисто объективными факторами (например, огромность театра военных действий), но и вну­тренними свойствами Красной армии, ее революционным духом и боевым порывом, как проявлениями классовой природы руководящих ею пролетарских элементов и самой природы классовой войны, как таковой. Позиционные формы войны и оборона, как вид боя, Фрунзе не исключались, но рассмат­ривались им в общем плане боевых операций как средства, так или иначе подчиненные целям наступления. «Тактика Красной армии была и будет пропитана активностью в духе смелых я энергично проводимых наступательных операций. Это вытекает из классовой природы рабоче-крестьянской ар­мии и в то же время совпадает с требованиями военного-искусства», - говорил М. В. Фрунзе 9 .

Военная реформа 1924-1928 годов была практическим осуществлением линии партии по вопросам военного строи­тельства, выраженной в трудах Ленина, Сталина, их выдаю­щегося ученика и талантливого пролетарского полководца М. В. Фрунзе и решениях партийных съездов. Она разрешила задачу превращения, Красной армии в хорошо слаженный и высоко боеспособный организм, действующий на уровне со­временных требований и готовый к выполнению любых бое­вых задач, отвечающих интересам социалистического госу­дарства. Реформа заключалась в проведении следующих важ­нейших мероприятий:

1. В соответствии с решениями IX и X съездов партии была введена смешанная - кадрово-милиционная - система организации Красной армии: наряду с небольшой кадровой армией, сохраненной в качестве основного ядра наших воору­женных сил. были созданы территориально-милиционные ча­сти, переменный состав которых комплектовался по террито­риальному принципу и отбывал военную службу в порядке периодических краткосрочных сборов. Эта система военной организации была для нашего государства в рассматривае­мый период единственно целесообразной системой. При меж­дународных условиях того времени она обеспечивала готов­ность страны к обороне, а с точки зрения внутренних усло­вий она была самой приемлемой, как недорогая система, со­ответствовавшая нашим экономическим и бюджетным воз­можностям. Победа и укрепление советского строя в нашей стране, политический и хозяйственный союз рабочих и кре­стьян при сохранении руководящей роли в этом союзе за ра­бочим классом, нерушимая дружба и сотрудничество народов советских республик, объединившихся в 1922 году в единое союзное государство - СССР, обеспечивали собою политический успех территориально-милиционной системы. С гой стороны, применение милиционных начал в военном строи­тельстве оправдывалось тем обстоятельством, что состоявшая в то время на вооружении основных родов войск Красной армии боевая техника была несложной и доступной для овладения ею за время краткосрочных сборов.

Указанная смешанная система комплектования и органи­зации вооруженных сил была закреплена законом об обяза­тельной военной службе 1925 года и просуществовала свыше десяти лет.

2. Организационная структура всех родов войск подверг­лась существенным изменениям. Пехота получила однообраз­ную организацию и была усилена артиллерией. Конница была численно увеличена и переведена с трехэскадронной на четырехэскадронную организацию полков. В связи со значитель­ным пополнением артиллерийского парка Красной армии но­выми орудиями, были количественно усилены все виды вой­сковой артиллерии и создана артиллерия резерва главного командования. Структура броневых частей была упрошена и приведена в соответствие с материальной базой этих частей. Саперные и железнодорожные части были сведены а более крупные войсковые единицы в целях создания лучших усло­вий для их обучения. Улучшились организация и техниче­ское оснащение войск связи. Во всех родах войск было про­изведено сокращение обслуживающего персонала и увеличил­ся боевой состав подразделений и частей. Было ликвидиро­вано бригадное звено в организации общевойсковых соедине­ний, а дивизии были разукрупнены и преобразованы в более подвижные и удобоуправляемые тактические единицы. Нача­лась большая работа по восстановлению и усилению Военно-морского флота и развернулось строительство воздушного флота.

Красная армия получила новые уставы и наставления, разработанные с учетом болевого опыта мировой империали­стической войны и гражданской войны в нашей стране. В со­ответствии с требованиями новых уставов были перестроены система, формы и методы боевого обучения войск.

3. Важным звеном реформы явилась организация во всех союзных и автономных советских республиках национальных войсковых частей, предпринятая по предложению товарища Сталина и решению XII съезда партии. Это было практическим осуществлением советской национальной политики - полити­ки братского союза и сотрудничества народов СССР - в области военно-оборонных задач. Вместе с тем националь­ные войсковые формирования служили школой общего поли­тического и культурного просвещения трудящихся национальных районов СССР и проводниками социалистического строи­тельства в этих районах.

4. Весь аппарат военного управления сверху донизу был сокращен и упрощен в структурном отношении. Ряд органов, сохранившихся как пережиток военного времени и ставших ненужными в мирных условиях, был ликвидирован, другие из этих органов были перестроены применительно к новым задачам. Управление снабжением армии и флота было реор­ганизовано в направлении его децентрализации. Введение территориально-милиционной системы повлекло за собой пе­рестройку учетно-мобилизационного аппарата, заключавшую­ся в ликвидации губвоенкоматов и передаче их функций вновь организованным управлениям территориальных округов, подчиненным непосредственно командованию территори­альных войсковых соединений. Колоссально сократилась бу­мажная отчетность управленческих органов с заменой ее живым общением и контролем. Реформа сделала военный аппарат гибким и способным оперативно решать задачи военного строительства, укрепила его связь с армейской мас­сой и деловой контакт с гражданскими органами и организациями.

5. Была изменена система подготовки командных кадров в соответствии с требованиями и задачами наступившего но­вого периода в жизни Красной армии. Главным мероприя­тием в этой области явился переход от краткосрочных команд­ных курсов, бывших до 1924 года основной формой военно-образовательной подготовки комсостава среднего звена, к нормальной военной школе с более длительным сроком и единой программой обучения. Другой важной мерой было создание во всех кадровых и территориальных частях вой­сковых школ для подготовки младшего комсостава. Расши­рилась сеть и улучшилась работа высших военно-учебных за­ведений. Для переподготовки и повышения военной квали­фикации командиров-практиков были организованы курсы усовершенствования начальствующего состава по всем родам войск и службы. Налажена была подготовка командных кад­ров запаса.

Большое значение имело установление твердых правил, регулирующих прохождение службы начальствующим соста­вом. Эти правила обеспечивали устойчивость правового поло­жения начсостава и открывали ему возможность спокойного и уверенного выполнения своего служебного долга.

6. Проведенная партией работа по улучшению социаль­ного состава и политическому воспитанию командных кадров, наряду с общим укреплением Советского государства и его вооруженных сил, дала возможность осуществить переход к единоначалию в Красной армии, которое всегда рассматри­валось нашей партией как лучший принцип управления. Вве­дение единоначалия сыграло громадную роль в укреплении единства строевого управления и партийно-политического ру­ководства в Красной армии, что являлось и является глав­ным условием ее боеспособности.

7. Из других звеньев военной реформы важное значение для общего укрепления наших вооруженных сил имели меро­приятия партии и правительства по улучшению материально-бытовых условий военнослужащих, а также расширение льгот и установление новой, более широкой системы госу­дарственного обеспечения военнослужащих и их семей. Не­смотря на большие экономические трудности, стоявшие пе­ред родиной на пути восстановления народного хозяйства и, социалистической индустриализации, советский народ прояв­лял огромную и всестороннюю материальную заботу о тех, кто с оружием в руках охранял его мирный созидательный труд. «У нас..., - говорил товарищ Сталин в своей истори­ческой речи «О трех особенностях Красной армии», - народ и армия, составляют одно целое, одну семью. Нигде в мире нет таких любовных и заботливых отношений со стороны народа к армии, как у нас» 10 .

Наряду с организационной перестройкой Красной армии остро стояла проблема ее технического перевооружения. Но в рассматриваемый период эта проблема не могла быть раз­решена из-за того, что для производства всех современных технических средств борьбы наша страна не располагала со­ответствующей индустриальной базой. В этих условиях ра­бота в области военной техники проходила по двум главным.направлениям: по линии лучшего использования в армии той техники, которая имелась в наличии и которую могла произ­водить наша промышленность, и по линии теоретической разработки вопросов технической реконструкции Красной армии, осуществленной партией уже в следующий период - в пе­риод сталинских пятилеток на базе успешного роста нашей индустрии.

Таким образом, военная реформа 1924-1928 годов пре­образовала и укрепила Красную Армию в организационно-боевом отношении и подготовила условия для планомерного проведения ее технической реконструкции с учетом всех тре­бований современной войны и современного боя.

«В итоге работ 1924-1928 годов. - говорил товарищ Ворошилов в своем докладе, посвященном 15-летию РККА,- Красная армия получила современную устойчивую организацию, наладила регулярное комплектование личного состава, установила сроки службы, получила все современные уста­вы, систематизировала и наладила боевую подготовку рядо­вых бойцов и начальствующего состава, развернула сеть выс­ших и средних военно-учебных заведений.

Из армии организационно отсталой Крас­ная Армия в 1928 году превратилась в армию современную, сделавшую для себя все орга­низационно-учебные выводы из опыта послед­них войн» 11 .

Огромная работа большевистской партии по организаци­онному укреплению и техническому перевооружению Красной армии в годы мирного строительства была залогом ее исто­рических побед в Великой Отечественной войне, одержанных под руководством величайшего полководца всех времен и народов Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина.

Развитие союзных отношений советских республик в 1921-1922 годах. Договоры республик с РСФСР 1920-1921 годов. Дипломатический союз. Развитие хозяйственных отношений. Создание ЗСФСР.

Важным этапом объединительного движения явилось создание единого дипломатического союза , который нашел свое выражение в совместном выступлении всех советских республик в период работы Генуэзской и Гаагской конференций 1922 года. Дипломатический фронт советских республик явился необходимым дополнением военно-политического союза народов в новых условиях борьбы против внешних врагов.

22 февраля 1922 года полномочные представители советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики подписали соглашение о передаче своего представительства РСФСР на Генуэзской конференции.

Важнейшей причиной, толкавшей независимые советские республики на дальнейшее объединение, были потребности хозяйственного развития страны.

В то же время необходимо отметить, что поиск путей строительства многонационального государства проходил в обстановке острых дискуссий, столкновения различных мнений.

Часть руководителей советского государства и партии, в том числе нарком по делам национальностей И.В.Сталин, считали создание самостоятельных советских республик временным политическим решением, шагом на пути к полному объединению.

Примером таких объединений служили Закавказская федерация и Туркестан.

Что касается Ленина, то он выступал за национально-территориальный принцип формирования республик как автономных внутри РСФСР, так и будущих союзных.

Национально-государственное строительство на территории бывшей Российской империи осложнялось фактическим неравенством экономического и социо-культурного развития населявших ее народов.

Одни национальные районы страны, такие как Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, часть Азербайджана прошли в той или иной степени стадию промышленного капитализма. Однако, несмотря на сравнительно высокий уровень развития капитализма (Украины, Баку) в целом эти области были аграрными. Другие окраины России еще не успели пройти стадию капиталистического развития и не имели или почти не имели рабочего класса. К ним относились большая часть Средней Азии, Азербайджан, Дагестан, часть Северного Кавказа и районы, населенные преимущественно тюркскими народностями. Здесь преобладали скотоводческие хозяйства, патриархальный и полуфеодальный быт. Обширные и богатые земли Севера были заселены народами, многие из которых находились на стадии первобытнообщинного строя (карелы, коми, якуты, чукчи, ненцы и другие национальности).

Таким образом, новая историческая обстановка выдвигала на первый план важную задачу - ликвидацию фактического неравенства народов.

Действенное средство для решения этой проблемы заключалось прежде всего в промышленном развитии национальных окраин, в приближении фабрик и заводов к сырьевым районам, а также в оказании материальной помощи отсталым народам со стороны центра.

С этой целью еще до образования Союза ССР Советское правительство разработало и провело ряд мер, направленных на оказание эффективной помощи народам других республик. Эта помощь, направленная на восстановление хозяйства , была многообразной и значительной по размерам. Она выражалась в денежных льготах, дотациях и субсидиях, в доставке зерна в бесхлебные районы и снабжении промышленным оборудованием, доставляемым в большинстве случаев бесплатно.

Так, в конце 1920 года Советское правительство выдало Белоруссии аванс в сумме 1 млрд. рублей и необходимые материалы для снабжения предприятий. Тогда же из Смоленска в столицу Белоруссии, а также Слуцк, Мозырь, Бобруйск были отправлены эшелоны с хлебом, мясом и маслом. Эти продукты предназначались прежде всего для госпиталей, приютов, детских домов. А через год Белоруссия дополнительно получила 10 млрд. рублей в денежном выражении и на такую же сумму сырье и оборудование. В то же время крестьянство Белоруссии получило от РСФСР большое количество зерна для посевов и дополнительный кредит в сумме 3 млрд. рублей.

Значительная помощь была оказана Закавказским республикам . Только в течение мая - сентября 1920 года Российская Федерация отправила в Азербайджан 280 тонн различного продовольствия. Для общих расходов на восстановление нефтяной промышленности она ежемесячно переводила туда 9,5 млн. рублей. На закупку за границей оборудования для "Азнефти" Совет Труда и Обороны отпустил из особого фонда 500 тыс. рублей золотом. В 1921 - 1922 годах РСФСР выделила для нужд народного хозяйства Азербайджана, Армении и Грузии 13 млн. рублей золотом. Затем этим республикам было выделено также свыше 3 млн. пудов хлеба и 8 млн. рублей золотом для покупки за границей рабочего скота, сельскохозяйственных машин и предметов народного потребления. Впоследствии масштабы помощи Советской России народам республик Закавказья продолжали увеличиваться. Она поставляла им значительное количество хлеба, сахара, мануфактуры. А в Дагестан , например, были переброшены целиком текстильная и табачная фабрики, целлулоидный завод и, кроме того, необходимое оборудование для восстановления и пуска в эксплуатацию ряда других предприятий.

Население Бурят-Монголии испытывало тогда острую нужду в медицинской помощи, и Советское правительство пошло навстречу; там было открыто 10 амбулаторий и кумысолечебниц, один курорт, организовано несколько отрядов по борьбе с эпидемическими заболеваниями.

Политические результаты эффективной материальной помощи Советской России национальным районам были огромны. Они впечатляли, тем более что Советская Россия сама находилась в тяжелейших экономических условиях.

Трудящиеся национальных районов все более убеждались в том, что оказанная им помощь являлась "величайшим доказательством любви и беззаветного самопожертвования российского пролетариата". Внимание к интересам различных наций, осторожность и последовательность в проведении национальной политики помогли преодолеть недоверие и озлобление в отношениях между народами. Устранялась почва для конфликтов, налаживалось тесное сотрудничество.

В декабре 1922 г. Закавказский съезд Советов провозгласил создание Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) – объединение Грузии, Армении и Азербайджана.

Вопрос о дальнейшем сближении республик и образовании нового государства был поднят уже весной 1922 года, как вопрос об объединении РСФСР и Украины. Летом был поставлен вопрос о конкретизации отношений Закавказских республик и РСФСР.

66. Отношения между республиками в годы Гражданской войны и иностранной интервенции имели форму военного союза, который в 1920 году был дополнен хозяйственным союзом. Отношения стали регулироваться двусторонними договорами, которые стали основой для создания органа гос. власти (ВЦИК), включающего представителей советских республик.

22 февраля 1922 года был подписан договор о передача РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик на Генуэзской конференции и заключать от их имени международные договоры и соглашения.

Хозяйственный союз советских республик привёл к необходимости политического объединения. Вопрос об образовании СССР рассматривался союзными республиками летом 1922 года. При его обсуждении были выдвинуты различные предложения о форме объединения республик (конфедерации, унитарном гос-ве, автономии).

В августе 1922г. Оргбюро ЦК РКП (б) была создана спец. комиссия для разработки формы взаимоотношений независимых республик, которой было предложено объединить республики на основе полного равноправия и образовать новое гос-во в форме федерации независимых республик – Союз Советских Социалистических Республик. Комиссией был составлен проект, который послужил основой для разработки положений Договора об образовании СССР. В конце ноября 1922г. данный договор был направлен Комиссией на обсуждение в союзные республики, которые приняли решение об образовании СССР и избрали своих полномочных делегатов на I Съезд Советов СССР.

С 23 по 29 декабря проходил последний X Всероссийский съезд Советов, на котором было принято решение о создании СССР и о вхождении в него РСФСР как равноправной республики, одобрены Декларация и Договор о создании СССР. 30 декабря 1922г. был проведён IСъезд Советов СССР, на котором были утверждены Декларация и Договор об образовании СССР, которые в дальнейшем явились основой Конституции 1924г.

СССР создавался как гос-во, а не межгосударственное объединение. Однако при этом по основным признакам государство являлось федеративным, а не унитарным.

В состав СССР вошли 4 союзные республики: РСФСР, БССР, ЗСФСР, УССР. Бухарская и Хорезмская народные советские республики не вошли в состав СССР, т.к. не являлись социалистическими.

За республиками, вошедшими в состав СССР, было сохранено право выхода. При этом, развиваясь, СССР пополнялся новыми субъектами

Президиумом ЦИК СССР для выполнения решения I Съезда Советов в начале 1923г. была создана конституционная комиссия, в компетенцию которой входила предварительная работа над поправками и дополнениями союзных республик к Договору об образовании СССР. В апреле 1923г. XII Съездом РКП (б) Конституционной Комиссии было предложено при образовании центральных органов власти СССР обеспечить равенство прав и обязанностей всех союзных республик. Равенство должно было обеспечиваться как между республиками, так и в отношении центральной власти.

Было внесено предложение в системе высших органов власти учредить спец. орган представительства без исключения всех национальных республик на основе равенства. Исполнительные органы должны были своей работой обеспечивать реальное участие в них представителей республик.

Республикам при их взаимоотношении предоставлялись широкие финансовые и бюджетные полномочия. Гос. органы республик комплектовались местными кадрами.

Конституционная Комиссия завершила разработку проекта Конституции СССР к середине 1923г. Данный проект был одобрен 6 июля 1923г. на II сессии ЦИК СССР первого созыва, а в январе 1924г. II съездом Советов СССР Конституция была утверждена.

Принцип федеративного устройства СССР: открытость Договора о создании СССР для вступления новых республик.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1924-25 годов, преобразования в Вооружённых Силах (ВС) СССР для приведения их в соответствие с условиями мирного времени и экономическими возможностями государства после окончания Гражданской войны 1917-1922 годов. В начале 1924 года Комиссия ЦК РКП(б) во главе с В. В. Куйбышевым, а позднее - С. И. Гусевым, проинспектировав ВС, сделала вывод, что в существующем виде они небоеспособны. В феврале 1924 года пленум ЦК РКП(б) принял решение о проведении военной реформы и обновлении военного руководства. Общее руководство проведением реформы возлагалось на РВС СССР (председатель Л. Д. Троцкий, с 26.1.1925 - М. В. Фрунзе, с 6.11.1925 - К. Е. Ворошилов).

Главными направлениями военной реформы стали: переход к смешанной системе построения ВС (сочетание кадровой системы и территориально-милиционной системы) и единоначалию; реорганизация системы подготовки военных кадров; создание национальных воинских формирований; перестройка аппарата военного управления; изменение структуры и системы работы органов военного тыла и др. Введение смешанной системы устройства ВС, несмотря на определённые недостатки (главные из которых - недостаточная боевая подготовка территориально-милиционных формирований), позволило при меньших затратах на их содержание иметь небольшую кадровую армию, обеспечивавшую безопасность страны в мирное время, а в случае войны быстро мобилизовать крупные военные силы. Закон СССР «Об обязательной военной службе» (1925) юридически закрепил переход к строительству армии и флота на смешанной основе. Он устанавливал всеобщую обязательную военную службу (включая 2-летнюю допризывную подготовку) граждан мужского пола с 19 до 40 лет: 2-4 года в частях кадровой армии; учебные сборы продолжительностью 8-12 месяцев за 5 лет - в территориальных частях. Было создано 3 самостоятельных органа военного управления: Штаб РККА, Главное управление РККА и Инспекторат РККА. В ходе проведения военной реформы была реорганизована система военно-профессионального образования, вместо 3-6-месячных курсов подготовки военных кадров создана сеть военно-учебных заведений. Существенно изменился состав РВС СССР: Троцкий и его сторонники были вытеснены с руководящих военных постов, их место заняли сторонники И. В. Сталина. Была упразднена должность главнокомандующего, Политическое управление РВС СССР преобразовано в Политическое управление РККА на правах отдела ЦК РКП(б), что значительно укрепило позиции политорганов в войсках. В ходе военной реформы советские ВС были приведены в соответствие с новыми политическими условиями в стране, возможностями экономики и уровнем развития военной науки и техники.

Лит.: Фрунзе М. В. Избр. произведения. М., 1957. Т. 1-2; Брехин И. Б. Военная реформа в СССР (1924-1925 годы). М., 1958; Ивашов Л. Г., Емелин А. С. Опыт военной реформы 1924-1925 годы // Военная мысль. 1991. №4.

В условиях мирного времени и при разрухе хозяйства не было необходимости в армии в 5,5 млн человек. Вскоре численность армии составила 600 тысяч. Реорганизация Вооруженных Сил затронула все сферы жизни армии. Она включала в себе следующие основные мероприятия:

  • 1. улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,
  • 2. создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,
  • 3. организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.
  • 4. введение смешанной системы комплектования Вооруженных Сил (сочетанию кадровых и территориально-милиционных формирований (складывались из людей, прошедших вневойсковую подготовку сроком в 3 месяца, а за тем отбывали краткосрочные сборы в войсках))

Преобразование в целях укрепления Вооруженных Сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны».

Устанавливалась всеобщая воинская служба для трудящихся мужчин в возрасте от 19 лет до 40 лет. Сроки службы в армии - 2 года, во флоте - 4 года.

Плюсы: Территориально-милиционная система позволила сохранить большое количество воинских соединений с сокращенными органами управления в качестве ядра для развертывания их в военное время. В целом система была экономически выгодной и давала возможность проводить военную подготовку населения.

Минусы: Расположение территориальных дивизий определялось, как правило, принципом районирования. Поэтому в случае войны, учитывая огромное пространство СССР и недостаточную сеть железных дорог, сосредоточение этих частей на том или ином театре военных действий представляло одну из трудных проблем для мобилизационного развертывания.

Система, основанная на проведении коротких сборов, не могла обеспечить качественное изучение личным составом сложной техники.

Также формировалось национальное строительство: создание однонациональных частей и соединений (которое осуществлялось народами СССР) или частей со смешанным национальным составом.

Плюс: Появление национальных формирований в определенной мере повышало мобилизационные возможности страны, способствовало укреплению дружбы между народами СССР.

В июне 1924 г. Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о введении единоначалия и установило след. положения:

  • а) оперативно-строевые и административно-хозяйственные функции были в ведении командира, а проведение партийно-политической работы оставалось за комиссаром;
  • б) функции командира и комиссара совмещались в одном лице.