Неточная рифма с ударными гласными. Неточная рифма. Точная рифма в русском языке

Мужская рифма

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;

Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

Женская рифма

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Дактилическая рифма

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,

Зачем ты поранила веточку вешнюю?

Плачет у губ она утренней иволгой,

плачет все горше и все безутешнее.

Рифма точная и неточная

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

(О.С.Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969)

Почему Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:

  • 1) по месту образования
  • 2) по способу образования
  • 3) по участию голоса и шума
  • 4) по твердости и мягкости
  • 5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т", К - К", С - С" и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС"е - роСы", "откоСы - роСы" и "откоСы - роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] - сини - силе - красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

Урок 52. Неточная рифма

На девятом уроке, мы говорили о рифме. В том числе — о неточной.

Рассматривали пример из Анны Ахматовой . Стихотворение «Было душно…»

Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился - он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Попробуем детально исследовать неточные рифмы, употребленные классиком, но прежде дадим точное определение неточной рифме.

Рифма будет тем более точной, чем больше похожих звуков, расставленных в определенном порядке, окажется в окончаниях строк. Не слов, не слогов, не букв, — а именно звуков.

Подчеркнем что главное в рифме – звучание.

Отметим, что если похожих звуков в окончаниях строк не окажется вообще – не будет и рифмы.

Значит, неточная рифма – это наличие в окончаниях строк небольшого числа похожих звуков.

Отчего зависит похожесть звуков?

В первую очередь от того, как эти звуки формируются. От соотношения чистого голоса и шума в голосе, от степени мягкости и твердости звуков, от их звонкости и глухости.

К примеру, буква «П» звучит глухо, а буква «Б» — звонко. Поэтому рифмы: окоПы – осоБы, изгиБы – лиПы — мы определим как неточные.

Как и рифму — с буквами «З» и «С»: стрекоЗы – коСы.

Почему одни и те же согласные буквы звучат различно в разных слогах?

Потому что они окружены разными буквами (или интервалами без букв), звучащими по-разному. Соседство определяет то или иное звучание.

Разберем неточные рифмы из стихотворения Анны Ахматовой.

Начнем с лУЧИ- прирУЧИть. В ударных слогах буква «Ч» звучит одинаково, а вот разные буквы «Л», «Р» — и звучат по-разному. «Л» — мягко, даже нежно; «Р» — жестко, отрывисто, при наличии в слове второй буквы «Р» — рычаще. Отсюда рифма лучи-ручить – неточная.

Но что интересно – части неточной рифмы из букв «УЧИ» (в ударных слогах), абсолютно идентичны друг другу – и по составу букв и по звучанию.

Отметим это обстоятельство.

В рифме прокЛяТый-крыЛаТой буквы «Л» и «Т» (тоже в ударных слогах) звучат по-разному. В первом слове «Л» звучит мягче из-за «Я», во втором — «Л» тверже из-за «Ы» и «А». Букву «Т» твердит «Ы» и делает нейтральной «О».

Слова ЛИЦа-петЛИЦе рифмуются благодаря одинаковым ударным слогам с основой «ЛИЦ».

Невероятно интересна неточная рифма учтИВОсть- полуленИВО. Ударение на «И» позволяет автору не замечать длинного безударного «сть» в окончании первого слова.

Среди неточных рифм нам интересны такие:

Ассонансная рифма, в которой созвучны гласные звуки при полном или частичном несовпадении согласных. Чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним - максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Роберт Рождественский «За того парня»

Я сегодня до зари всТАну,

По широкому пройду ПОлю.

Что-то с памятью моей сТАло

Все что было не со мной ПОмню.

Нужно отметить, что созвучные части «ТА» и «ПО» находятся в середине слов, безударные окончания которых не мешают рифмовке.

Диссонансная рифма – в ней не совпадают ударные гласные:

Примеры: парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь …

Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются при игре слов.

Примеры: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка… Гриб-грабь-гроб-груб.

Владимир Маяковский «Рабочим Курска»

Было: социализм – восторженное СЛоВо!

С флагом, с песней становились СЛеВа,

и сама на головы спускалась СЛаВа.

Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные ДуЛа.

Вместо гор восторга – горе ДоЛа.

Стало: коммунизм – обычнейшее ДеЛо.

Рифма с чередованием (перестановкой) — рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства.

Примеры: рифма-нимфа, юрта-утро, прут-труп, схема-смеха;

Предударная рифма — совпадают ударные гласные и предударные звуки или слоги. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма.

Примеры: поле´гче-поле´зный, пролета´рий-пролета´ли, коро´бится-коро´вушка, прися´га-прися´ду.

Юрий Панкратов «Осень»

Небо стало очень

Синим. С длинным КрИком

Проплывала осень.

Журавлиным КлИном.

Целовались ГУбы

С белым караВАем.

Пролетали ГУси

Серым караВАном.

Интересна разнословная, неточная рифма, в которой одно слово рифмуется с частями двух или даже трёх слов.

Примеры: солнце — сон целое, судорог — разнесу дорог, раб расти — храбрости, шёпот – хорошо под.

Владимир Маяковский «Взрослое»

У взрослых дела.

В рублях карманы.

Пожалуйста!

Рубликов ЗА СТо.

бездомный,

в карман засунул

и шлялся, глаЗАСТый.

Каждому хоть раз в жизни приходилось переживать момент, когда душа изранена или, наоборот, когда счастье переполняет, и хочется написать какой-нибудь стих, посвятить его кому-то или выплеснуть душевные переживания на бумагу. Но мало прочувствовать один такой момент, этим надо жить. Чтобы писать стихи, нужно чувствовать шире, чем остальные, думать по-своему, не опираться ни на что, кроме своих чувств. Однако если вы не соблюдаете рифму, то любой красноречивый шедевр может в один момент стать для людей бездарной писаниной. Рифму не просто нужно чувствовать, ее нужно знать. Эта статья расскажет о таких явлениях, как точная рифма и ее типы.

Рифма

Для начала разберемся, что вообще такое рифма. Это созвучие гласных в одном или нескольких слогах окончаний слов. С древних пор она влилась в стихотворную речь и стала практически ее неотъемлемой частью.

Окончания в стихах не только созвучны между собой, но и подчеркивают ритмическую концовку каждой строки. Это главное отличие рифмы от обычных звуковых повторов, не попадающих под определенный ритм в постоянной последовательности. Ее задают последние созвучные слоги в строках - ритмическое значение. Оно определяет мотив, под который должны попадать все строки стиха. Потому «палка - селедка», придуманная Незнайкой, не является рифмой, так как содержит только сходство в окончании, а не в ударном слоге. Существуют такие рифмы, которые основаны не только на ритмическом значении, но мы поговорим о том, что такое точная рифма.

Основные типы рифм

Рифмы классифицируются по многим разным типам, но мы рассмотрим только основные, чтобы не забивать голову лишним:

1. По положению ударного слога от конца строки. Делятся на односложные, двусложные и так далее, до девятисложных. Первая часть слова указывает на то, где именно находится ударный слог, то есть односложные - последний слог, двусложные - предпоследний, и так далее. Эта классификация имеет и множество других обозначений, например, односложная и двусложная называются мужской и женской соответственно.

2. По степени богатства. Богатой является рифма, в которой совпадает предударный слог. Таких, разумеется, меньше, поэтому в силу частоты их использования они стали банальными и простыми, а слова, которые образуют богатую рифму, сами вертятся на языке.

3. По лексическим признакам. Классификация идет по лексическим элементам, например:

  • Тавтологическая, когда слово полностью совпадает с созвучным.
  • Омонимическая, когда слово совпадает с созвучным, но расходится по смыслу.
  • Каламбурная, схожа с омонимической, но расходится по смыслу, иногда к словам добавляются приставки, или используются слова с одинаковыми частями.
  • Паронимическая, когда слова созвучны по звучанию и написанию. Самый распространенный тип.

4. По принадлежности к части речи.

  • Однородная. Это рифма, которая связывает созвучием слова одной части речи: два глагола, прилагательных и так далее.
  • Разнородная. Связывает между собой слова разных частей речи.
  • Составная. К ней относится употребление с союзами, местоимениями и междометиями.

5. По языковой принадлежности.

6. По степени точности. Этот пункт нас и интересует больше всего. Рассмотрим его подробно.

Фонемы

Чтобы выяснить, что такое точная рифма, необходимо разобраться, Фонема - это минимальная смыслоразличительная единица языка, то есть звук. Для образования рифмы они должны совпадать по следующим признакам:

  • место образования;
  • способ образования;
  • участие голоса и шума;
  • твердость и мягкость;
  • глухость и звонкость.

К примеру, фонемы Б и П совпадают по всем признакам, кроме пятого. Когда пишется стих, он имеет определенную структуру, похожую на матрицу, где каждый элемент (фонема) совпадает с тем же по счету элементом, но рядом выше, хотя бы по первым трем признакам. Однако в неточной рифме возможно совпадение только окончаний строк, главное - не сбивать ритм.

Точная рифма в русском языке

Точная рифма - это та, которая образуется при совпадении всех фонем, то есть не только гласных окончаний строк, но и согласных, предшествующих ударному слогу и внутри него.

Согласные, созвучные в окончании, усиливают окраску стиха, делая его более звучным. Присутствие именно их и определяет точную рифму. Например, «своими» и «двоими» на конце строк образуют точную рифму, так как звуки совпадают по всем признакам. Совпадение написания не играет никакой роли для рифмы, если звучание разное.

Если хочется написать что-то очень звучное, то для достижения точной рифмы можно воспользоваться специальными словарями.

Словарь

Словарь точных рифм - это сборник всех возможных точных рифм, подобранных к каждому возможному слову русского языка. Он существует для упрощения процесса написания стихов. Если знаете, то должны понимать, как сложно порой ее соблюдать. Руководствуясь одним только словарем, больших успехов в написании стихов не добиться, но он значительно ускоряет процесс написания поздравлений, песен, рекламных лозунгов и произведений в прочих отраслях искусства, занимающихся массовым письмом.

Подобных словарей очень много, они находятся в свободном доступе. К примеру, Rhymes является самым популярным и полным изданием. В нем можно подобрать рифму любого типа, в зависимости от настроек. Практически к каждому слову найдется и точная. В русском языке большинство слов, особенно прилагательные и глаголы, очень легко рифмуются, так как их окончания строятся по одним и тем же правилам. Но многие принимают стихи с рифмой из глаголов и прилагательных за бездарные массовые рифмовки только потому, что они просты в написании.

Точная рифма у Есенина

Рифму легко проследить в произведениях классиков русской литературы, именно они задавали начало популярности написания стихов, основанных на ней. Самой красивой, благодаря им, считается точная рифма. Примеры из литературы можно взять у Пушкина или Есенина. Начнем с Есенина. Вот отрывок из произведения "Не бродить, не мять в кустах багряных…":

Окончания «ыше» и «ышу» в первой строфе идеально совпадают не только в ударном гласном в слоге, но и в который их сопровождает, они и задают ритм всему стиху. Такое звучание и называется "точная рифма". В литературе используется она довольно часто, от чего рифмы в разных стихах или у разных поэтов часто совпадают.

Точная рифма у Пушкина

В силу того, что этот русский классик написал очень много произведений, рифма в его стихах часто повторяется, причем она может встречаться повторно не только в его творениях, но и у многих современных писателей. Это происходит не по воле автора, а потому что точной рифме соответствует не так много слов, а воздержаться от ее красоты и от искушения построить стих исключительно на ней очень сложно. Вот и приходится использовать то, что уже было.

Точная рифма получается за счет окончаний «ужбы» (в первом четверостишье) и «оре» (во втором). В них согласная буква определяет звучание, а ударные гласные определяют ритм и рифму. За счет того что все буквы в окончании совпадают по звучанию, здесь и получается точная рифма. Примеры наглядно показывают, что подобрать большое количество слов для такой рифмы непросто. Но повторения не портят звучание стиха и не лишают его красоты. Рассмотрим для закрепления еще один пример из произведений Пушкина.

Слоги «ты», «даш» и «дашь» образуют точную рифму, так как они полностью идентичны по звучанию. Хоть вторая пара и различается по написанию, в точной рифме этот факт не играет никакой роли. Это различие не способно изменить звучание никоим образом, поэтому здесь, безусловно, точная рифма. Примеры можно найти почти у любого автора, как и встретить похожие рифмы. Заметнее всего это проявляется в омонической и каламбурной рифме. Но подобный тип по определению точный, и красивым слогом, как правило, не считается.

Воздействие рифмы на слушателя

Основное назначение рифмы - это построение закономерности стихотворной речи для более удобного и приятного восприятия. Она разделяет стих на части, придает эмоциональную окраску и позволяет разделить на смысловые части. В то же время рифма объединяет абсолютно разные части стиха общей интонацией и звучанием, связывая воедино разные настроения поэта, украшая его новыми тонами и позволяя слушателю следовать за ним. Еще на бессознательном уровне, услышав рифмующуюся строчку, мы связываем ее с предыдущей, что позволяет лучше усвоить информацию, впитать оттенок речи и смысл стихотворения. В рифме главное - не начертание написанного, а звучание. То есть вполне разумно рифмовать на слух, а не на буквы.

Заключение

Точная рифма - это наиболее красочная разновидность рифмы. Она воспринимается слушателем лучше всего. В силу редкой встречаемости таких слов, которые точно рифмуются, она постепенно становится привычной и уже не вызывает ту бурю эмоций, которую вызывала, когда вы первый раз ее слышали. Из этой статьи вы узнали, какие бывают типы рифм, что такое точная рифма, зачем она нужна и как ее добиться при написании стихов. Но не забывайте, что одной рифмы мало, стихи - это переживание, они состоят не только из слов, но и из действий, чувств, выплеснутых автором на бумагу в эмоциональном порыве.

РИФМА - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы:

Мой дядя самых честных пр|авил,
Когда не в шутку за|немог,
Он уважать себя заст|авил
И лучше выдумать | не мог» (Пушкин).

В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы :

Мужскую рифму , где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС);
Женскую рифму , где ударение на предпоследнемслоге. В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ;
Трёхсложную рифму , дактилическую, в которой ударение - на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА).

Также существует разделение:

Панторифма - все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например - рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3тье слова двух строчек)
Сквозная рифма - проходит через всё произведение (например - одна рифма в каждой строке)
Эхо-рифма - вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Рифмы бывают точные и неточные.

В точной достаточной рифме совпадают:
а) последний ударный гласный,
б) звуки, начиная от последнего ударного гласного.

Точной рифмой считается и рифма типа "пишет – слышит – дышит" (Окуджава). Также к точным относятся т.н. йотированные рифмы: "Тани – заклинаний" (АСП), "опять – рукоять" (Фирнвен).

Пример строфы с точными рифмами(совпадают именно звуки, а не буквы):

Приятно, катану сжимая,
Врага превращать в винегрет.
Катана – мечта самурая,
Но лучше ее – пистолет. (Гарет)

В неточной рифме совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного: "навстречу – сеча", или "книга – Кинга" у Медведева. Неточных рифм может быть гораздо больше, чем точных, и они могут очень украшать и разнообразить стих.

Рифмы частей речи

Глагол - существительное:

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли. (М. Цветаева).

Глагол - наречие:

Ты всем была. Но, потому что ты
Теперь мертва, Бобо моя, ты стала
Ничем - точнее, сгустком пустоты.
Что тоже, как подумаешь, немало. (И. Бродский)

Существительное - прилагательное:

Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам. (Н. Гумилёв)

Существительное - наречие:

О чём шумят друзья мои, поэты,
В неугомонном доме допоздна?
Я слышу спор. И вижу силуэты
На смутном фоне позднего окна. (Н. Рубцов)

Существительное - числительное:

Птиц не видать, но они слышны.
Снайпер, томясь от духовной жажды,
То ли приказ, то ль письмо жены,
Сидя на ветке, читает дважды… (И. Бродский)

Существительное - предлог:

Голубой саксонский лес.
Грёз базальтовых родня,
Мир без будущего, без -
Проще - завтрашнего дня. (И. Бродский)

Существительное - союз:

Нас других не будет! Ни
Здесь, ни там, где все равны.
Оттого-то наши дни
В этом месте сочтены.

Прилагательное - наречие:

Не возьмёшь мою душу живу,
Не дающуюся, как пух.
Жизнь, ты часто рифмуешь с: лживо, -
Безошибочен певчий слух!

Прилагательное - местоимение:

Прилагательное - числительное:

Он молчалив и нелюдим,
Всегда один, везде один…



Занятие № 3

Рифма. Виды рифм: точная, неточная. Рифма простая и составная. Усеченная рифма.

Рифма – это яркая особенность стиха, которая строится на звуковых повторах. Рифма свойственна произведениям русского народного творчества. В рифму сложено более трети русских пословиц, поговорок, прибауток, загадок. Рифма есть в каждой частушке, песне, плаче, былине.(Всякая небылица в три года пригодится; всякая кошка лезет в окошко; сидит на ложке, свесив ножки) Современные ученые считают, что народная рифмовка была очень разнообразной, а рифма литературная стала разрабатываться только в 19 – 20 вв. Чем важна рифма? Слова, заключающие в себе рифму, оказываются ритмически и интонационно подчеркнутыми, они очень важны в смысловом отношении.

И пролитой крови не счесть,

Мужским достоянием были

Мужская отвага и честь.

Таится лицо под личиной,

Но глаз пистолета свинцов.

Мужчины,


Мужчины

К барьеру вели подлецов. (В.Солоухин)

В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах выделяют рифму точную и неточную . Точная – рифма, в которой все звуки, гласные и согласные, совпадают. Например: конь – огонь, куст – пуст, околдован – прикован.

Неточная рифма – рифма, в которой не все звуки совпадают. Среди неточных рифм выделяют составную, т .е. созвучие складывается из нескольких слов.

Ценят золото по весу,

А по шалостям – повесу,

Женихи, носов не весьте,

Приходя к своей невесте.

* Ты грустно воскликнешь: та ли я?

В сто сантиметров талия.


*С нею я дошел до сада,

И прошла моя досада,

И теперь я весь алею,

Вспомнив тёмную аллею. (Д. Минаев)

В составной рифме хорошо ощутим оттенок насмешки, иронии. Эта игра слов называется каламбуром.

В ХХ веке составная рифма развивается и совершенствуется. Эта рифма была одной из любимейших у В. Маяковского. По мнению поэта, такие рифмы застают врасплох, поражают оригинальностью.

Голодные? Устали?

Разве бывает усталь у стали?

Этот вид рифм употреблялся и в УНТ (Был у меня муж Иван, не приведи Бог и вам.)

Обратимся теперь к усеченной рифме. Особенность её в том, что при рифмовке не учитываются конечные согласные: парча –свечах; крыше – слышен.

Не сынки у маменек,

в помещичьем дому.

Выросли мы в пламени,

в пороховом дыму. (Н. Асеев)

В русском фольклоре: Хорош кус, да не наших уст.

На чужую кучу нечего глаза пучить

точная неточная

составная усечённая

В зависимости от расположения ударения в окончании слова рифмы бывают:


мужские (ударение на последнем слоге)

Глядь - поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.
женские (ударение на предпоследнем слоге)

Мы с тобой бестолковые лю ди:

Что минута, то вспышка гото ва.

Облегченье взволнованной гру ди

Неразумное резкое сло во. (Н. Некрасов)
дактилические (ударение на третьем слоге от конца)

Люблю берёзу ру сскую,

То светлую, то грустную. (Д. Прокофьев)

Дактилическое ударение создаёт настроение нежной грусти


По расположению в строках различают рифмы

смежные – рифмовка соседних стихов:

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли .
перекрёстные - Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой.


кольцевые – Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Но только с русскою душой .


Есть такие стихи, которые вообще не имеют рифмы. Такие стихи называют белыми .

И в комнате моей белеет утро,

Оно на всём: на книгах и столах,

И на постели, и на мягком кресле,

« Я вся усталая. Я вся больная.

Цветы меня не радуют. Пишите…

Простите и сожгите этот бред..»

И томные слова…И длинный почерк,

Усталый, как её усталый шлейф.. .

И томностью пылающие буквы,

Как яркий камень в чёрных волосах. (А. Блок)


Подвели итог работе:

  • Что такое рифма?

  • Что значит « точная» рифма?

  • Какие бывают рифмы в зависимости от расположения ударения?

  • … по расположению в строках?

Практическая работа с поэтическими текстами.


Раздаточный материал и практическая

работа к занятию №3.


  1. Ценят золото по весу,
А по шалостям – повесу,

Женихи, носов не весьте,

Приходя к своей невесте.


Ты грустно воскликнешь: та ли я?

В сто сантиметров талия.

С нею я дошел до сада,

И прошла моя досада,

И теперь я весь алею,

Вспомнив темную аллею.

(Д. Минаев 19 век.)


  1. Голодные? Устали?
Разве бывает усталь у стали?

  1. Не сынки у маменек,
в помещичьем дому.

Выросли мы в пламени,

в пороховом дыму.

(Н. Асеев)

II


  1. Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.

    Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

(Н. А. Некрасов)


  1. Тучки небесные, вечные странники!
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…

(М.Ю. Лермонтов)

III


  1. И в комнате моей белеет утро.
Оно на всем: на книгах и столах,

И на постели и на мягком кресле,

И на письме трагической актрисы:

«Я вся усталая, я вся больная.

Цветы меня не радуют. Пишите…

Простите и сожгите этот бред…»

И томные слова… И длинный почерк,

Усталый, как её усталый шлейф…

И томностью пылающие буквы,

Как яркий камень в черных волосах.

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой.

(М.Ю. Лермонтов)


Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

(М.Ю. Лермонтов)
В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

(М.Ю. Лермонтов)

Домашнее задание: определить виды рифм в поэтических текстах:

А.С. Пушкин “Деревня”

Н.А. Некрасов “Душно без счастья и воли”

Ф.И. Тютчев “Ещё земли печален вид”

А. Галич “Петербургский романс”

В. Высоцкий “Я не люблю”

(учебник литературы)