Насыров И. Любовь и секс в Исламе. Таинство истинной любви

Коран – это уникальное писание, представляющее полную систему для жизни человека. В нем содержится объемная информация, от вероучения до правовых аспектов, исторические данные, научные явления, правила ведения домашних, общественных и рабочих дел, которая дает мусульманину практическое руководство того, как он должен проживать свою жизнь в соответствии с законами Всевышнего.

Все эти темы сплетены в единое словесное великолепие, касающееся глубин души и дотрагивающееся, как разума так и сердца читающего. Но чтобы сложилась более ясная и всеобъемлющая картина прочитанного, человек должен «включать» свои чувства в исследовании Корана.

Любовь – одна из главных тем в Коране, несмотря на то что она представлена в изощренной манере, как с точки зрения лингвистики, так и интеллектуально.

Согласно словарю толкового русского языка, любовь – это:

  1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
  2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
  3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь.

В арабском языке глагол «любить» заключает в себе больший смысл, чем некая эмоциональная близость, как представлено выше, так как арабский язык очень богатый и сложный. Более того, глубокие оттенки любви могут быть выражены очень красноречиво, не употребив при этом само слово «любовь», как в русском.

Выражение любви и ее обязательств – милосердия, сочувствия, заботы, уважения, самопожертвования, покорности и прощения – прекрасная форма отображения любви в арабском языке – на подлинном языке Корана.

В Коране есть множество сур с проявлением любви Всевышнего в отношении Его творений и любви верующего к Аллаху. В исламе вера выражается на практике, не остается только духовным. Она отражается в поступках, в словах, в поклонении. Следовательно, в Коране, при упоминании понятия веры, оно всегда сплетается со словами «совершение благого».

Аналогично, когда упоминается любовь Аллаха, она связывается с дарами, которую приносит верующему эта любовь, также как и практическое воплощение любви верующего к Всевышнему, которое делает их ближе к Творцу.

Отношение Корана к натуре человека очень балансированное: он признает, что его эмоции могут быть положительными и негативными, и человек не может быть совершенным, ему свойственны слабости. Следовательно, Коран упорядочивает чувства и дисциплинирует поведение, при этом относясь к читателю с удивительной нежностью, трепетом и мягкостью.

Одни из самых красивых сур в Коране, которые можно произносить в качестве молитвы – это те, которые произносились пророками, когда те взывали к Всевышнему, и те, которые говорил Всевышний, обещая свои благословения верующим в обоих мирах и даже совершившим прегрешения, обещая им прощение и безграничное милосердие, если они совершат покаяние и вернуться на путь истинный.

Когда мусульманина встречает Господа в молитве, в этом отражается безграничное любовь через смиренность и послушание от любящего чтящего создания к Своему Всевышнему Творцу. Намаз – это возможность «разговаривать» напрямую со Всевышним пять раз в день, произнося слова из Корана. И это касается всех форм поклонения в исламе, как обязательных, так добровольных. Награда Всевышнего за искренность чувств и поступков описывается в Коране и ежедневно испытывается миллионами верующих. Разве нужно что-то большее, что бы доказать большую взаимную любовь?

Поклонение в исламе всеобъемлющее. Подчинение Всевышнему раскрывается посредством нашего ежедневного поведения по отношению к другим. Праведная жизнь укрепляет наши отношения со Всевышним. В Коране во множественных аятах сказано о любви Всевышнего к праведникам:

Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро (2:195).

Воистину, Аллах любит творящих добро (3:134).

Ведь Аллах любит творящих добро (3:148).

Аллах любит творящих добро (5:13).

Аллах любит кающихся и любит очищающихся (2:222).

Аллах любит очищающихся (9:108).

Аллах любит богобоязненных (3:76).

Аллах любит богобоязненных (9:4).

Аллах любит богобоязненных (9:7).

Аллах любит терпеливых (3:146).

Аллах любит уповающих (3:159).

Аллах любит беспристрастных (5:42).

Аллах любит беспристрастных (49:9).

Аллах любит беспристрастных (60:8).

Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они - прочное строение (61:4).

Имена и качества Аллаха, упомянутые в Коране подытоживают достоинства, которые позволяют достичь Его любви. Отношения между искренним верующим и Всевышним на протяжении всего Корана характеризируются как узы любви.

Поскольку Аллах является совершенством тех качеств, к которым мы должны стремится, чем больше мы обладаем ими, тем ближе к Нему становимся. Чем милосерднее мы становимся, тем больше становится наша возможность обрести Его милосердие. Это же касается и любви.

Согласно исламу, вера является главным источником всего, что касается отношений человека с Творцом. Источником любви также является вера, которая укрепляет веру, которая увеличивает любовь и так по замкнутому кругу.

Сайда Хайат

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Эта статья посвященна теме священных айатов из суры «Испытуемая», которая еще называется и сурой «Испытание», или же сурой «Любовь».

Ее порядковый номер в корпусе Корана 60, но по времени ниспослания она располагается после суры «Сонмы» и перед сурой «Женщины», относясь к чисто мединским сурам.

В тематических айатах, вынесенных в начало нашего изложения, Аллах (велик Он и могуч!) благовестит своим правоверным рабам, что, по Своей милости и милосердию, Он приводит к истине целые народы врагов, которых связывают с правоверными кровнородственные узы. Кроме того. Он (слава Ему!) определяет в этих священных айатах направление и путь, по которому должны следовать правоверные в своей любви и вражде с теми, кто расходится с ними в их убеждениях. Аяты вводятся оборотом «может быть», который символизирует надежду, причем исходит от самого Творца — наищедрейшего из самых щедрых. Ниспослание айатов произошло по прошествии приблизительно двадцати лет с начала проро-ческой миссии Господина и Заступника нашего Посланника Аллаха ХХХ. После случившейся разлуки отцов и сыновей, братьев и сестер, после того, как произошло сражение родственника с родственником, прозвучало речение Его: (Может быть, Аллах установит между вами и теми, с кем вы враждуете, любовь; поистине, мощен Аллах!). Этот священный айат веет свежим дуновением, возвышенным благовестом и чистым спокойствием в сердца правоверных после продолжительной вражды и отчужденности между ними и их родственниками из многобожников. Он как бы говорит правоверным: «Возможно, уже в ближайшем будущем Аллах установит между вами и теми вашими родственниками-многобожниками, с которыми у вас была длительная вражда, вместо нее любовь и приязнь вместо отчужденности. И знайте, что Он (слава Ему!) все-могущ, и обширно милосердие и прощение Его тем, кто покаялся и обратился к Нему», ибо говорит Он: «А милость Моя объемлет всякую вещь, и потому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, отдают очистительный закят и которые веруют в Наши знамения; которые следуют за Посланником, неученым Пророком ХХХ, что записан у них в Торе и Евангелии; он побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им благое и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них» (7:157).

Творец (Велик Он и Могуч!) исполнил свое обещание и после недолгого времени в месяце Рамадан 8-го года хиджры*1 свершилось величайшее победоносное открытие Мекки*2, и всякий родственник встретился со своим родственником после того, как вступили люди в религию Аллаха толпами (сура 7), а вражда уступила место любви благодаря искренности всех их в поклонении Аллаху, Господу миров.

Затем Он (слава Ему!) ниспослал еще два священных айата (8-9), разъяснив в них со всей открытостью и ясностью путь, по которому надлежит идти правоверным всегда и везде, в мире и войне, в дружбе и вражде и в сопротивлении тем, кто расходится с ними в религии. Этот путь сводится вкратце к следующему: тем, кто расходится с нами как с мусульманами в вере, не нанося, однако, нам вреда, но, напротив, протягивая нам руку мира, мы должны отвечать миром на мир и безопасностью на безопасность, сотрудничать с ними в благочестии и богобоязненности, а не во грехе и вражде (5:3). Что же касается тех, кто наносит вред нам и нашим убеждениям, нашим общим интересам, нашему хозяйству и любому из дел, возложенных на нас Всевышним Аллахом, кто вредит нам каким бы то ни было способом, то Аллах дозволил нам защищать себя от них, защищать все свои права.

Вот как устанавливаются отмеченные выше правила, начиная с первого айата из двух упомянутых выше: «Не отвращает вас Аллах от тех, которые не сражались с вами за религию и не изгоняли вас из ваших жилищ. Должно вам благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, — ведь Аллах любит справедливых!» (60:8). Смысл айата сводится к следующему: «Дозволил Аллах вам, о правоверные, и внушил вам любовь к тому, чтобы вы предлагали добро, благодеяния и поддержку тому, кто не одной веры с вами, пока он не сражается с вами из-за того, что вы мусульмане и не пытается нанести вам какой-нибудь вред, касающийся вашей религии или земной жизни. Вы должны обращаться с ним по справедливости, ибо на справедливости стоят и земля и небеса, ибо Аллах повелел нам справедливость («А когда вы говорите, то будьте справедливы, хотя и к родственникам», 6:152): справедливость в суждениях («Когда вы судите среди людей, то судить по справедливости», 4:58), справедливость в свидетельстве («И возьмите свидетельства двух справедливых из вас и установите свидетельства пред Аллахом», 65:2), справедливость в примирении между людьми: («И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха, а если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных! Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, — может быть, вы будете помилованы», 49:9-10), справедливость в записи того, что касается взаимоотношений людей («И пусть записывает между вами писец по справедливости», 2:282), справедливость с врагом и другом, богатым и бедным, близким и далеким, согласно Слову Его: («О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы на-рушите справедливость. Будьте справедливы, это ближе к богобоязненности», 5:8).

И если справедливость ведет к достижению народами счастья, к распространению безопасности, мира, покоя и безмятежности среди них, если таковы последствия справедливости, то несправедливость ведет к гибели народов, ибо она губит народы, подрывая лежащие в основе их бытия принципы. Истинно говорит Аллах: «Они замышляли хитрость, и Мы замышляли хитрость, а они и не знали. Посмотри же, каков был конец их хитрости! Мы погубили их и их народ — всех. И вот — это дома их, разрушенные за то, что они были несправедливы. Поистине в том — знамение для людей, которые знают!» (27:50-52). А в Своем священном хадисе*3 Всевышний Аллах говорит: «О рабы мои! Поистине, Я сделал запретной для Себя несправедливость и сделал ее запретной среди вас, так не будьте же несправедливы одни к другим».

Что касается второго айата, то в нем Аллах разъяснил, кто суть те, кому мы должны сопротивляться и с кем должны порвать, отражать их на-падение, обращая их вспять потерпевшими убыток: «Отвращает вас Аллах от тех, которые сражались с вами за религию и изгоняли вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья, а кто возьмет их в друзья, те — нечестивые». Смысл таков: «Аллах дает вам, о правоверные, категорический запрет предлагать дружбу, любовь или сотрудничество тем, кто сражается с вами потому, что вы мусульмане; тем, кто изгнал вас из ваших жилищ, которые вы населяли; тем, кто помогал вашим врагам изгонять вас из ваших жилищ. И знайте, что всякий, кто будет сотрудничать с таковыми и подобными им, будет несправедлив к своей религии, несправедлив к самому себе, несправедлив к своей умме, а последствием этого будет убыток в земной и загробной жизни за предательство Аллаха, его Посланника и шариата, который принес Господин наш Посланник от Аллаха».

Два рассмотренных выше священных айата определили для мусульман на все времена и повсеместно закон, которому они должны следовать в своих взаимоотношениях с теми, кто не одной с ними веры, будь он с востока или с запада, с севера или с юга. Это — весы, которые Всевышний Аллах поставил перед мусульманами. Священные айаты говорят о тех возвышенных повелениях и высокой нравственности, которым мы должны учиться, понимая, что всех людей сотворил Всевышний Аллах от одного отца и одной матери: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин» (4:1).

Из этих айатов следует, что Всевышний Аллах, по Своей милости и доброте осуществил надежду правоверных, когда в ответ на их мольбы воссоединил их после двадцатилетней разлуки со своими отцами, матерями, родственниками и близкими, случившейся в результате сражения друг против друга. Примирив их, Он собрал тех, кто не расстался еще со своим язычеством, и превратил их в мусульман, «...и объединил их сердца. Если бы ты израсходовал все то, что на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их сердца» (8:63). Эти айаты учат нас тому, что мусульманский Закон вменяет своим последователям протягивать руку мира всякому, кто делает то же самое по отношению к ним, невзирая на его религиозные убеждения, потому, что в них нет принуждения, которое может создавать не истинных верующих, но лживых лицемеров: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения» (2:256).

Из сказанного же следует, что мы как мусульмане не можем принять разговоров о столкновении цивилизаций, религий и идей. Напротив, мы утверждаем, что цивилизации у разумных людей взаимодействуют, укрепляют и поддерживают друг друга во имя служения всему человечеству. Шариат не препятствует немусульманам учиться у мусульман и мусульманам пользоваться опытом других в пределах того, что разрешил Аллах. Нет препятствий для того, чтобы Запад учился у цивилизации Востока и чтобы Север учился у цивилизации Юга и наоборот, коль скоро они предлагают людям добро, благо и поступательное развитие, утверждают достойные нравы. Нам становится также понятным, что исламский Закон защищает душу человека, независимо от того, принадлежит ли она мусульманину или немусульманину. Он использует для упрочения своей защиты различные средства, часть из которых воплощает в себе поощрение и убеждение, а другая часть — грозное предупреждение и порицание. Достаточно напомнить в этой связи, что, согласно шариату, убивающий душу несправедливо и насильственно считается как бы убившим всех людей: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот — как будто бы убил всех людей. А кто оживил ее, тот — как будто бы ожи-вил их всех» (5:32), то есть способствовал ее оживлению, свидетельствуя пред Аллахом истинным свидетельством и препятствуя несправедливому в его несправедливости, убийце в его убийстве, предостерегая притесняемого.

Отсюда становится ясным, что те, кто смешивает джихад*4 в исламе с терроризмом и агрессивной враждой, — невежды и заблудшие, ибо джихад в исламе законен только ради высоких целей, из которых к важнейшим относятся следующие две: 1). защита религии, души, отечества, чести, человеческого достоинства и всего того, что повелел нам защищать Всевышний Аллах,

2). поддержка притесняемого и обуздание несправедливого.

Для подтверждения скачанного достаточно напомнить, что все походы, имевшие место в благородный пророческий век*5, были направлены на осуществление отмеченных двух задач. Так, битва при Бадре*6 была предпринята для защиты тех, кто был беззаконно изгнан из своих жилищ, и только за то, подвергшиеся изгнанию говорили: «Господь наш — Аллах!». Битва при Ухуде*7 была предпринята для защиты Медины после того, как к ней у горы Ухуд приблизились многобожники. Битва против ахзаб*8 была предпринята ради защиты лучезарной Медины после того, как ее с разных сторон окружили многобожники. Победоносное открытие для ислама Мекки было осуществлено, чтобы поддержать притесняемого, поддержать представителей племени бану хуза "а — союзников мусульман, пострадавших от вероломства своих врагов из многобожников.

Таков джихад в исламе. Он может осуществляться только во имя защиты всего, что должно защищать и ради поддержки притесняемого.

Что же касается терроризма и агрессии, то они по своему существу оказываются прямым отрицанием джихада, и разница между ними — как между небом и землей. Они две несовместимых противоположности. И если джихад в исламе нацелен на защиту истины и поддержку притесняемого, то террор и агрессия служат защите лжи и поддержке несправедливого будь то путем убийства или узурпации земли, или разрушения жилищ, или лишения средств к существованию, или непризнанием законных прав. Но отсюда же следует, что исламский шариат всячески радеет об утверждении покоя, распространении мира, безопасности и благоденствия среди всего человечества, включая и исламскую умму в плане ее взаимоотношений с теми, чья позиция расходится с шариатом. Ведь он, например, повелевает мусульманам предоставлять приют тем, кто просит его у них и обеспечивать безопасность тем из иноверцев, кто достоин ее. Для иллюстрации достаточно привести речение Аллаха, обращенное к Господину и Заступнику нашему Посланнику Аллаха ХХХ, а через него и ко всякому разумному человеку: «А если кто-нибудь из многобожников попросил бы у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит Слово Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, которые не ведают еще» (9:6). То есть «ты, о Посланник, если попросит у тебя убежища кто-нибудь из многобожников, должен приютить его и сохранить ему жизнь, чтобы он услышал Слово Аллаха и внял сему Корану. И если он, услышав слова Аллаха, уверовал, то он присоединился к твоим последователям, если же он откажется и захочет вернуться в свою страну, то пошли вместе с ним, о благородный Пророк, того, кто защитит его, пока он не достигнет своей страны. И Мы повелели тебе это, так как многобожники — люди, не знающие Истины, и им нужно время, чтобы услышать ее, будучи в неприкосновенности и спокойствии в своем отечестве». В своем достоверном хадисе Пророк Мухаммад (САВ) приказал своим последователям исполнять это Божье повеление с максимально возможной тщательностью: «Если кто уверил человека в безопасности, а затем убил его, то я не имею к убийце никакого отношения, даже если убитый был неверным».

Поистине, исламский шариат — это закон мира, доверия и спокойствия. Наилучшая безопасность — та, что распространяется среди какого-либо народа, сопровождаясь добром, развитием, прогрессом и благоденствием. Истинный мусульманин — это тот, кто строит, а не разрушает, обустраивает, а не опус-тошает, преобразовывает, а не портит, кто сотрудничает с другими на основе благочестии и набожности, а не в грехе и вражде (5:3)…

Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка! О те, которые уверовали! "Благословляйте Его и приветствуйте Его усердно» (33:56).

"Боже, благослови Господина нашего Мухаммада, открывающего сокрытое и завершающего предшествующее, утверждающего истину истиной и ведущего по Твоему Прямому пути! Воздай Роду его по заслуге его Твоею мерой великой!»

"Слава Господу твоему, Господу Величия и Могущества — превыше Он всего, что ни приписывалось бы Ему! Мир посланникам! Хвала Аллаху — Господу миров!» (37: 180-182).

1 Хиджра — переселение Пророка Мухаммада и его сторонников из Мекки в Медину (Йасриб) в 622 г. после его многолетнего противостояния с мекканцами, не принимавшими его мусульманской проповеди. Хиджра сыграла решающую роль в распространении Ислама. При втором праведном халифе Омаре (Умаре) ибн аль-Хаттабе аль-Фаруке (ок.585-644) была принята за отправную точку нового (мусульманского) летоисчисления, основанного на лунном календаре с длиной года в 354 дня. В дальнейшем изложении даты по Хиджре будут даваться без специальных разъяснительных помет. Даты по европейскому летоисчислению будут сопровождаться пометой Р.Х. (от Рождества Христова).

2 Имеется в виду сдача Мекки без боя Пророку Мухаммаду (САВ).

3 Аль-хадис алъ-кудси — хадис из мусульманского предания о Пророке Мухаммаде (САВ), содержащий, в отличие от обычных хадисов, прямую речь Аллаха.

4 Джихад (букв. «высшая.мобилизация сил») — необычайно емкий по своему содержанию термин ислама, в своем самом общем употреблении означающий «борьба за веру», что подразумевает и «джихад сердца» (борьба с собственными предосудительными наклонностями), и «джихад языка» (проповедь одобряемого и запрещение порицаемого), и «джихад меча» (вооруженная защита веры) и т.д. В европейском общественном сознании за джихадом закрепилось в первую очередь и главным образом представление, соответствующее джихаду меча, хотя, согласно Пророку Мухаммаду (САВ), такой джихад квалифицировался лишь как малый джихад, в отличие от великого джихада, подразумевавшего борьбу за духовное самосовершенствование.

5 То есть организовывавшиеся самим Пророком Мухаммадом (САВ).

6 Битва при Бадре (у колодцев Бадр, в 150 км к юго-западу от Медины) 15 или 17 марта 624 г. от Р.Х. — первое крупное и победоносное сражение Пророка Мухаммада (САВ) с язычниками-мекканцам.

7 Ухуд (Оход) — местечко в 5 км к северу от Медины, на склонах которой 23 марта 625 г. от Р.Х. произошло сражение мусульман с мекканскими язычниками, желавшими отомстить за поражение в битве у колодцев Бадр.

8 Союзные племена, выступившие против Пророка Мухаммада (САВ) в битве за Медину.

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Дорогая сестра! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Ислам учит нас быть правдивыми и реалистичными. Обычно мы любим ради Аллаха и ненавидим ради Аллаха. Ислам учит нас, что мужчина и женщина могут выстроить прочные отношения, основанные на браке.

Мы не говорим, что любовь – это халяль или харам, потому что любовь – это чувство, которое мы, возможно, и не контролируем. А Вы можете судить только о том, что находится под контролем. Но люди, которые влюбляются, часто пренебрегают чистотой [любовной] атмосферы.

Прочные и длительные браки обычно начинаются с наименьшей привязанности. Но эта привязанность растет после брака и будет расти дальше, когда пары продолжат свое партнерство в раю.

Если у Вас есть привязанность к человеку, Вы должны спросить себя: почему Вам нравится этот человек? Если у Вас есть настоящее и разумное исламское оправдание, то Вы не должны говорить этому человеку о своих чувствах. Однако Вы можете целенаправленно действовать, чтобы побудить его попросить Вашей руки. Если Вы хотите знать смысл слова «фитна» [искушение], то оно в основном означает то, что люди сейчас называют любовью или романтикой.

В этой связи мы процитируем Вам фатву, которая разъясняет исламское постановление о любви:

"Если мы говорим об эмоции, которую мы называем "любовью", тогда мы просто говорим о чувстве. То, что мы чувствуем к определенному человеку, не очень важно, пока наше чувство не выражается в определенном действии. Итак, если это действие допустимо, то это нормально. Но если оно запрещено, тогда мы предались тому, что не одобряет Аллах. Если это любовь между мужчиной и женщиной, тогда сама [любовная] эмоция не будет предметом допроса на Судном Дне. Ведь если Вы чувствуете, что Вы любите кого-то, то Вы не можете управлять своим чувством. Но если эта любовь побуждает Вас стремиться видеть этого человека втайне и выражать свои чувства в действиях, допустимых только в пределах брачного союза, тогда Ваши действия запрещены".

Если Вы чувствуете особую близость или склонность к определенному человеку, в исламе это не является грехом, поскольку люди не властны над такими естественными склонностями. Но мы несомненно несем ответственность когда позволяем этим чувствам овладеть нами и предпринимаем определенные действия, которые считаются харамом (запрещенным).

Что касается общения между мужчинами и женщинами, то ислам диктует здесь строгие правила: он запрещает все формы «свиданий» и уединения с членом противоположного пола, а также случайные связи.

Если, однако, человек не совершает ничего из вышеупомянутого и хочет лишь серьезно рассмотреть вопрос женитьбы на ком-либо, то это не считается харамом. Ислам фактически призывает нас к вступлению в брак с теми, к кому мы чувствуем особую близость. Таким образом, ислам рекомендует, чтобы потенциальные супруги увидели друг друга прежде, чем предложить брак. Объясняя причину такой рекомендации, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Это лишь укрепит узы".

Несмотря на такое разрешение, мы не должны увлекаться лишь внешностью человека, поскольку внешность обманчива. Брак – это пожизненное содружество, и реальная ценность человека определяется не его физической внешностью, а, прежде всего, его личностью или характером. Следовательно, упомянув, что люди обычно интересуются красотой, богатством и происхождением потенциального супруга, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал нам отдавать предпочтение фактору религии над всеми другими факторами.

Всевышний Аллах знает лучше.

и милосердия. Коран — это послание любви и милосердия милостивого Бога к Своим созданиям. Впервые мы знакомимся с Богом в Коране, где он предстает перед нами, как дающий поддержку всему миру, созидающий и всепрощающий. Коран провозглашает, что Божественное милосердие бесконечно. Не удивительно, что Посланник, который принес Коран, именуется «Рахматул лиль-алямин», т.е. милосердие для мира.

К сожалению, этот аспект Ислама оставался в тени, во-первых, из-за постоянной пропаганды, осуществляемой некоторыми силами, которые необоснованно преувеличивали так называемый воинствующий характер мусульманской веры, а во-вторых, из-за односторонней позиции некоторых мусульманских активистов, которые по простоте своей создали впечатление, что главное предназначение Ислама — это война, недозволенная оппозиционная деятельность.

Ислам, в сущности, — это религия любви — любви Бога к человеку и к совершенству. Любовь — это основа и цель всех истинных Божественных религий. Коран начинается с того, что называет Бога Рахман и Рахим. Обычно эти слова переводятся на другие языки, как Милостивый и Милосердный. Однако слово «Рахман» в арабском языке имеет множество дополнительных значений: Это и любовь, и милосердие, и благословение и т.д. Бог — это воплощение самых высших человеческих идеалов. Человек низкого и среднего уровня развития, преклоняясь перед Богом, опускает Его до своего собственного сознания. Одна лишь вера в Бога не делает человека моральным и духовным, потому, что Бог, которому он поклоняется, может в его представлении оказаться и не мудрым, и не всепрощающим, и не любящим. Таким образом, первые аяты Корана, где дважды повторяются такие эпитеты Бога, как Рахман и Рахим, восхваляют исключительно Создателя, про которого говорится, что он «Господь», «Питающий», «Развивающий» свои создания и т.д. Владыка, Хозяин, Господь всей Вселенной (Раббиль Алямин).

Бог — созидательная, а не слепая жизненная сила. Одна из характерных черт Бога — это целеустремленность, направленная на реализацию идеалов и конечных целей. Любовь Бога создает все сущее, вселенную, развивающуюся по определенным законам, как физическим, так и моральным, составляющим основу человеческой жизни. По этим законам судят людей. Эта вторая черта выведена как вторичная из первой, созидательной любви. Бог Рахман, Рахим, а уже потом судья. Законы его рождаются любовью, его правосудие вдохновляется любовью. Это совсем не означает, что Бог одинаково любит добро и зло. Так как его любовь созидательная и совершенствующая. Бог не может любить то, что сводит, на нет идеалы. Чтобы показать, что означает любовь Бога, приведем несколько аятов из Корана.

«Он (Аллах) отличает Своим милосердием, кого пожелает. Аллах — обладатель великой милости!» (3:74); «… поистине, Аллах любит благотворящих!» (2:195).

В Коране сказано: «Поистине, Аллах любит справедливых!» (5:42);»Поистине, Аллах любит богобоязненных!» (3:76); «Аллах любит делающих добро!» (3:148); «Аллах любит терпеливых!» (3:146).

Если Бог любит все эти качества, то он не может любить то, что отрицает эти качества, а также не может любить людей, которые своим образом жизни отказываются признать эти качества. Не потому, что он их не любит, что оскорблен Сам, а потому, что это неверие делает преступным самого человека.

«Аллах не любит агрессивных!» (2:190); «Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив!» (4:36); «Он не любит неумеренных!» (6:141).

Приведенные цитаты из Корана доказывают, что Ислам выступает за высокие моральные идеалы и улучшение человеческой жизни. Любовь Аллаха созидательна, она помогает утверждать прекрасное и очищать жизнь от скверны. Ислам не основан на мистике, чудесах, мифах или легендах. Ислам — религия, утверждающая ценности жизни, а Бог — источник и хранитель этих ценностей. Любовь Бога к человеку или человека к Богу — это активная созидательная сила, которая очищает верующего. Ислам — воплощение гуманизма, потому что он возвеличивает ценность человеческой жизни на земле. На пути любви — любви Бога к человеку и другим его созданиям, любви человека к человеку чистая вера Ислама и свод жизненных законов совпадают. Делать что-либо ради любви к Богу означает связывать это действие с реализацией высших ценностей жизни. Действия же, не связанные с верой в высшие идеалы, становятся просто механическими или осуществляются на низшем биологическом уровне. Стремление человека к добру должно быть побуждено желанием воплотить в действительность неизменные и постоянные ценности, пирамида которых достигает высшей точки на вершине извечной реальности. Ислам идентифицирует добро с Богом, который не просто произвольно изменяет мир, а с помощью добра, позитивного намеренного созидательного начала. Любовь есть созидание добра. По Корану то, что сознательно не служит идеалу, не питает дух. Эгоистические и ограниченные жизненные цели не возвышают душу и не поощряются Исламом, даже если с первого взгляда не причиняют вреда. Например, милосердие, если принимает материальную форму, может испортить получающего его в духовном отношении, так как он может постоянно чувствовать себя должником, или оно может оказаться недействительным из-за желания оказывающего милосердие получить за него похвалу. «О вы, которые уверовали! не делайте тщетными ваши милости попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми…» (2:264).Такие поступки без веры в идеал сравнимы с миражем в пустыне, который обманывает странника, заставляет его страдать от жажды еще сильнее. «А у тех, которые не веровали, деяния — точно мираж в пустыне. Жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это — ничто…» (24:39).

Как мы уже говорили, любовь Бога — это не наслаждение влюбленных, чья сентиментальная, опьяняющая, восторженная любовь предназначена только для двоих. Некоторые мистики наслаждались этим чувством, представляя себе Бога, как своего двойника, впадали в экстаз, как в высочайшее духовное состояние. Ислам не признает такой любви. Любовь к Богу доказывается любовью к провозглашенным им ценностям и высшим идеалам, в которых человеческое и Божественное едины. Когда мы говорим, что кто-то совершил что-либо из любви к Богу, то это означает, что он при этом исходил из Исламских идеалов, а не из своих личных узко эгоистических интересов. Тогда только дух возвышается и приходит в гармонию со Вселенной и бесконечностью; постоянные ценности даруют бессмертие душе. В то же время, самые полезные дела, совершаемые по низким личным мотивам становятся мимолетными и принижают душу. С духовной точки зрения, действия должны оцениваться по их мотивам (по намерениям). Об этом неоднократно говорил Пророк. Исключительно личная мотивация, не учитывающая постоянных всеобщих ценностей, называется в Коране «Савваб-Аддунья», т.е. требование немедленных материальных выгод, а поиск высших ценностей называется «Савваб-аль-ахира», т.е. поиск счастья в загробной жизни. Кто ищет награды в земной жизни, обязательно получит ее, если использует подходящие средства для ее достижения, но будет расплачиваться духовным падением, потому, что все, что он делал, он совершал чисто из эгоистических побуждений. Коран предупреждает: «Кто желает жизни близкой и ее украшений, тому мы полностью завершим дела их в ней, и они здесь не будут обделены. Это — те, для которых нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они творили» (11:15,16).

В христианстве концепция Бога и человека искажена догмой первоначального греха и его искупления. Каким же должен быть любящий Бог, Создатель грешного человечества, который наказывает невинных младенцев еще до того, как они появились на свет, а затем распинает Своего «сына» во искупление несовершенных грехов? Может ли религия любви отправить в ад некрещеных детей? Но жизнь не определяется догмами. Догмы — только теории, а жизнь намного богаче любой теории. Среди буддистов, христиан и индуистов можно найти поучительные примеры из жизни с любовью, посвященной процветанию всего сущего. Любовь Иисуса, например, присутствует в жизни многих христиан, независимо от того, что его религия была искажена. Подобным же образом жизнь правоверных буддистов была насыщена милосердием, независимо от их негативной метафизической позиции. Отличительной характеристикой жизни являются благожелательность и любовь, выступающая в форме веры в Бога и человека.

// «Islam: religion of love», Мухаммад Мазхаруддин Сиддики

Коран - это послание Бога, основанное на любви и милосердии к людям. В первую очередь это проявляется в эпитетах Всевышнего: Милостивый, Милосердный. А вот для того, что бы заслужить Его любовь, необходимо знать, что или кого любит Сам Бог.

Расходуйте (нажитое) на пути Бога и не бросайтесь навстречу гибели, а делайте добро. Поистине, Бог любит творящих добро. (2:195)

Скажи: "Если вы любите Бога, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Бог и простит вам ваши грехи" - поистине, Бог - Прощающий, Милосердный. (3:31)

Да! Те кто верно выполнил свой договор и остерегался, то поистине, Бог любит осмотрительных! (3:76)

…которые расходуют и в радости и в горе, сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Бог любит творящих добро! (3:134)

Сколько пророков, с которыми сражались многие толпы, и они не ослабели оттого, что постигло их на пути Бога, и не ослабели и не подчинились (толпе), ведь Бог любит терпеливых! (3:146)

И даровал им Бог награду ближней жизни и прекрасную награду (жизни) будущей. Поистине, Бог любит творящих добро! (3:148)

По милосердию от Бога ты смягчился к ним. А если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они разошлись бы от тебя. Извини же их и попроси им прощения и советуйся с ними о деле. А когда ты принял решение, то положись на Бога. Поистине, Бог любит полагающихся! (3:159)

…Прости же и извини, - ведь Бог любит добродеющих! (5:13)

…А если станешь судить, то суди их по справедливости: поистине, Бог любит справедливых! (5:42)

О вы, которые уверовали! Если кто из вас отпадет от своей обязанности (перед Богом), то Бог приведет людей, которых Он любит и которые любят Его, смиренных перед верующими, превыше (они) отрицающих (знамения Бога). (Они те), которые усердствуют на Божественной стезе и не боятся порицающих. Это - щедрость Бога: дарует Он ее, кому пожелает, - ведь Бог - Объемлющий, Знающий! (5:54)

Нет греха на тех, которые уверовали и творили благие дела, в том, что они вкушают, когда они осмотрительны, уверовали и творили благие дела, потом были осторожны и веровали, потом были остерегающимися и делали добро, ведь Бог любит добродеющих! (5:93)

…Завершите же договор до их срока, ведь Бог любит остерегающихся! (9:4)

…И пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним. Ведь Бог любит остерегающихся (Его гнева)! (9:7)

И если бы два отряда из верующих сражаются, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не покорится велению Бога. А если он покорится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны, ведь Бог любит беспристрастных! (49:9)

Не дает вам Бог запрета (в добрососедстве) с теми, которые не сражались с вами из-за ваше обязанности (перед Богом) и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Бог любит справедливых! (60:8).

Поистине, Бог любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, как будто бы они - монолитное строение! (61:4)

Вышеприведенные аяты показывают любимые Богом качества, на которые обязаны ориентироваться верующие. Думающему человеку не составит труда понять, что отрицание этих качеств и истины не может быть предметом любви Бога. Кого же не любит Бог?

Сражайтесь на пути Бога с теми, которые сражаются с вами, но не преступайте (законы Бога). Поистине, Бог не любит нарушающих (законы). (2:190)

Когда же он, отвернувшись, уходит и стремится сеять порчу на земле, погубить посевы и потомство. Но ведь Бог не любит сеющих порчу. (2:205)

Сокрушает Бог рост (ссудный процент) и увеличивает (прибыль дающим) милостыню, ведь Бог не любит всякого отвергающего (знамения Бога) грешника. (2:276)

Скажи: "Повинуйтесь Богу и посланнику! А если отвернетесь, то ведь Бог не любит отрицающих (знамения Бога)!" (3:32)

А тем, которые уверовали и творили благое, Он полностью даст им их награду, ведь Бог не любит мракобесов! (3:57)

Если вас коснулась рана, то такая же рана коснулась и того народа. Эти дни мы сменяем чередой среди людей, и чтобы знал Бог тех, которые уверовали и взяли из вас исповедников, поистине, Бог не любит мракобесов! (3:140)

…Поистине, Бог не любит тех, кто горделиво хвастлив. (4:36)

И не препирайся за тех, которые обманывают друг друга. Поистине, Бог не любит изменников, грешников! (4:107)

Не любит Бог злословия, если не от того, кто обижен. Поистине, Бог - Слышащий, Знающий! (4:148)

…И стремятся они по земле с порчей, а Бог не любит распространяющих порчу! (5:64)

О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Бог, и не преступайте (границ). Поистине, Бог не любит преступающих! (5:87)

…Вкушайте плоды (урожая), когда (сады и посевы) плодоносят, и давайте должное во время жатвы, но не будьте неумеренны. Поистине, Бог не любит неумеренных! (6:141)

О дети Адама! Рядитесь в украшения и лучшие одежды пред тем, как отправляться к месту поклоненья. Ешьте и пейте всласть, но в меру - ведь Бог не любит тех, кто неумерен. (7:31)

Призывайте вашего Господа со смирением и в тайне. Поистине, Он не любит преступающих (границ)! (7:55)

А если ты боишься людской измены, то отбрось договор с ними (в рамках) справедливости, поистине, Бог не любит изменников! (8:58)

Нет сомнения, Бог знает, что они утаивают и что они выказывают явно. Поистине, Он не любит высокомерных! (16:23)

Поистине, Бог охраняет тех, которые уверовали! Поистине, Бог не любит всякого изменника, отрицающего (знамения Бога)! (22:38)

…Поистине, Бог не любит распространяющих порчу!" (28:76,77)

. …Поистине, Он не любит отрицающих (знамения Бога)! (30:45)

Не криви свою щеку пред людьми и не ходи по земле горделиво. Поистине, Бог не любит всяких гордецов, хвастливых! (31:18)

И воздаянием за зло - зло, подобное ему. Но кто простит и уладит (спор), - награда его у Бога. Ведь Бог не любит притеснителей! (42:40)

…чтобы вы не печалились о том, что вас миновало, и не ликовали тому, что к вам пришло. Бог не любит всякого гордеца хвастливого. (57:23)

Степени веры у людей бывают разные, у одних выше, у других ниже. Многие верующие ищут путь для усиления веры, однако этот путь Богом уже показан – любовь к вере.

И знайте, что среди вас - посланник Бога. Если бы он слушался вас во многих делах, то вы бы страдали. Но Бог вызвал в вас любовь к вере и украсил ее в ваших сердцах, и сделал для вас ненавистными отрицание (знамений Бога), отступничество и неповиновение. Такие - идущие прямо. (49:7)

Чувство это возникает не у всех. Для его приобретения необходимы дела, которые позволят открыть путь к любви.

Поистине, тем, кто уверовал и творил добрые дела, им Милосердный дарует любовь. (19:96)

Синтез веры и добрых дел, приведший к любви к Вере, дает поразительный результат. Человек, озаренный Верой, усиливается Божественным духом и становится, признанным Всевышним, сторонником Его дела.

Ты не найдешь людей, которые веруют в Бога и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Богу и Его посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. Таким Бог вложил в сердца веру и подкрепил их (Божественным) духом, и введет их в сады, в которых текут реки, - вечно они (будут там) пребывать. Бог доволен ими, и они довольны Богом. Это - партия Бога. О да, поистине, партия Бога - самые счастливые! (58:22)

Показательным для нас является призыв посланника Бога - Мухаммада. Ведь он взывал к любви. Вот что возвещает Бог Своим слугам, которые уверовали и творили благое.

Скажи: "Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним". Кто совершит доброе, тому Мы прибавим к этому благое. Поистине, Бог - Прощающий, Благодарный! (42:23)

Это чувство помогает жить людям во взаимопонимании и добром отношении друг к другу. Человек, проникнутый чувством любви, и в семейной жизни будет счастлив.