Наследственные болезни и образ жизни человека. Большие факторы риска Болезни образа жизни и их профилактика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы здоровья и здорового образа жизни в России: история и современное состояние. Специфика ПР–деятельности в здравоохранении по формированию здорового образа жизни. Анализ формирования здорового образа жизни на примере деятельности ГУЗ "РКДЦ МЗ УР".

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Сущность и значение здорового образа жизни, его основные компоненты и направления, условия формирования. Анализ статистических данных по хроническим заболеваниям школьников. Первичная профилактика ЗОЖ. Комплекс мер по охране здоровья обучающихся.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2016

    Понятие и базовые составляющие здорового образа жизни, его теоретики и пропагандисты. Эмоциональное, интеллектуальное, духовное и социальное самочувствие как аспекты здорового образа жизни. Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья.

    презентация , добавлен 27.01.2011

    Определение образа жизни, как определенного типа жизнедеятельности индивида, его медико-биологический смысл. Компоненты здорового образа жизни, оценка его эффективности по ряду биосоциальных критериев. Виды и значение адаптивной физической культуры.

    контрольная работа , добавлен 17.04.2015

    Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. Формирование здорового образа жизни у студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Лечебная физическая культура.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Сущность здорового образа жизни. Вредные привычки молодого поколения. Здоровый образ жизни в глазах молодежи. Его основные составляющие. Деятельность, направленная на популяризацию здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья современной молодежи.

    реферат , добавлен 18.08.2014

    Сущность здоровья, влияние на него социальных и природных условий. Классификация факторов риска здоровья. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни. Модели и программа улучшения здоровья населения. Профилактика стоматологических заболеваний.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Мероприятия по профилактике заболеваний легочной системы с целью укрепления здоровья семьи, уровни профилактического воздействия. Регулярное диспансерное наблюдение за пациентами групп риска. Разработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

Основные понятия здоровья населения; факторы, определяющие здоровье

Объективный показатель состояния здоровья человека - егофизическое развитие, под которым понимается комплекс морфологических и функциональных характеристик организма: размеры, форма, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Основы физического развития закладываются в период внутриутробного развития, однако природно-климатические, социально-экономические, экологические факторы, жизненные стереотипы, имеющие место в последующие периоды жизни, определяют различия в физическом развитии людей разных национальностей, проживающих в различных экономико-географических зонах.

Основные показатели индивидуального здоровья человека:

Гармоничность физического и нервно-психического развития;

Наличие или отсутствие хронического заболевания;

Уровень функционирования и резервные возможности органов и систем организма;

Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма.

Выделяют следующие составляющие здоровья человека.

1. Физическая составляющая здоровья - состояние органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма (сердечнососудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварения, мочеполовая и т.п.), а также состояние биоэнергетики организма.

2. Психоэмоциональное здоровье - способность адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, сознательно управлять своим эмоциональным состоянием, благодаря чему человек способен эффективно противостоять стрессогенным нагрузкам, находить безопасные выходы для негативных эмоций.

3. Интеллектуальное развитие человека определяет уровень созидательной активности в различных областях научной и творческой деятельности.

4. Социальная составляющая здоровья личности определяется местом человека в социуме, характером его взаимодействия с обществом, родными и близкими.

5. Профессиональная составляющая здоровья определяется трудовой деятельностью. Чем выше уровень профессионализма человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе.

6. Духовное развитие человека определяет жизненные ценности человека.

Однако для полноценного здоровья необходимы оптимальные взаимоотношения человека с окружающей средой. В частности, человеку важно знать, в каких условиях он живет, работает и отдыхает (электромагнитные излучения, уровень загрязнения воздуха и питьевой воды, наличие геоаномальных зон), иметь возможность снизить их неблагоприятное воздействие. Именно поэтому очевидна целесообразность определения экологии каждого жилища, рабочего места, региона проживания и маркеров экологического неблагополучия по данным оценки состояния.

Здоровье формируется под влиянием следующих факторов:

Эндогенных (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки);

Природно-климатических (климат, рельеф местности, реки, моря, леса);

Социально-экономических (уровень экономического развития общества, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание).

При этом вес различных факторов в общей структуре индивидуального образа жизни неравноценен (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Удельный вес факторов, влияющих на здоровье

Здоровье каждого отдельного человека в значительной мере определяется его образом жизни.

Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Огромное значение имеет самосохранительное поведение человека - отношение людей к своему здоровью и здоровью своих близких, предполагающее следование принципам здорового образа жизни.

Понятие «здоровый образ жизни» охватывает основные формы деятельности людей. Ю.П. Лисицын, опираясь на классификации И.В. Бестужева-Лады, выделяет в образе жизни четыре категории (рис. 2.2).

Понятие «качество жизни» непосредственно связано с самооценкой уровня собственного здоровья. В современной медицине широко используется термин «качество жизни, связанное со здоровьем». В настоящее время ВОЗ разработаны следующие критерии оценки качества жизни, обусловленного здоровьем:

Физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых);

Психологические (эмоции, уровень когнитивных функций, самооценка);

Уровень независимости (повседневная активность, работоспособность);

Общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность);

Окружающая среда (безопасность, экология, обеспеченность, доступность и качество медицинской помощи, информации, возможность обучения, быт).

Категория Уровень жизни Определение Степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека Характеристика Зависит от доходов человека (семьи), количества и качества потребляемых материальных благ и услуг, жилищных условий, доступности и качества образования, здравоохранения и культуры, уровня социальных выплат и льгот
Стиль жизни Совокупность образцов поведения индивидуума Определяется исторически сложившимися национальными и религиозными традициями, профессиональными потребностями, а также семейными устоями и индивидуальными привычками
Уклад жизни Установившийся порядок, устройство общественной жизни, быта, культуры Подразумевает удовлетворение материальных и духовных потребностей человека в общении, отдыхе, развлечениях; напрямую зависит от уровня культуры, климатических и географических условий
Качество жизни Восприятие человеком собственного положения в жизни в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами Определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него существенное значение и на него влияющими (уровнем комфорта, работой, собственным материальным и социальным положением, уровнем работоспособности)

Здоровый образ жизни - осознанная мотивированная деятельность человека, направленная на предупреждение срыва адаптации путем исключения или уменьшения воздействия вредных факторов среды и увеличения специфической и неспецифической резистентности организма, увеличения резервов организма путем тренировки.

В настоящее время здоровый образ жизни становится все более актуальным способом сохранения и укрепления здоровья индивидуума и его потомства, а следовательно, всего населения в целом.

Элементы здорового образа жизни.

1. Регулярная физическая и двигательная активность.

2. Исключение вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, токсикомания).

3. Психологический комфорт и благополучные семейные отношения.

4. Экономическая и материальная независимость.

5. Высокая медицинская активность.

6. Полноценное, сбалансированное, рациональное питание, соблюдение режима питания.

7. Удовлетворенность работой, физический и душевный комфорт.

8. Активная жизненная позиция, социальный оптимизм.

9. Оптимальный режим труда и отдыха.

10. Полноценный отдых (сочетание активного и пассивного отдыха, соблюдение гигиенических требований к сну).

11. Грамотное экологическое поведение.

12. Грамотное гигиеническое поведение.

13. Закаливание.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите группы факторов, влияющих на формирование здоровья.

2. Сформулируйте определение понятия «здоровый образ жизни» с учетом новой терминологии.

3. Охарактеризуйте понятие «уклад жизни».

4. Охарактеризуйте понятие «уровень жизни».

5. Охарактеризуйте понятие «стиль жизни».

6. Охарактеризуйте понятие «качество жизни».

Уровень здоровья индивидуума определяется воздействием самых разных факторов, среди которых важнейшие - питание, физическая активность, полноценный отдых, умение противостоять стрессам, отсутствие вредных привычек, разумный режим труда и активный отдых, рациональное питание, достаточный сон, использование для оздоровления природных факторов.

Мутационный процесс у человека и его роль в наследственной патологии характеризуются следующими показателями.10% болезней человека определяются патологическими генами либо генами, обусловливающими предрасположенность к наследственным болезням. Сюда не включены некоторые формы злокачественных опухолей, которые возникают в результате соматических мутаций. Около 1% новорожденных заболевают вследствие генных мутаций, из которых часть вновь возникшие.

Мутационный процесс у человека, как и у всех других организмов, ведет к возникновению аллелей, отрицательно влияющих на здоровье. Абсолютное большинство хромосомных мутаций, в конце концов приводит к той или иной форме патологии. В настоящее время открыто более 2000 наследственных болезней человека. Сюда относятся также хромосомные болезни. Другая группа наследственных болезней обусловлена генами, реализация действия которых в той или иной мере зависит от неблагоприятных воздействий среды, например подагра. Отрицательным фактором среды в этом случае является неправильное питание. Существуют болезни с наследственным предрасположением (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, многие формы злокачественных опухолей).

Наследственные болезни - заболевания, обусловленные изменениями (мутациями), преимущественно хромосомными или генными, соответственно чему условно выделяют хромосомные и собственно наследственные (генные) болезни. К последним относятся, например, гемофилия, дальтонизм, “молекулярные болезни”. В отличие от так называемых врожденных болезней, которые выявляются с рождения, наследственные болезни могут проявиться спустя много лет после рождения. Известно около 2 тыс. наследственных болезней и синдромов, многие являются причиной высокой детской смертности. В профилактике наследственных болезней важную роль играет медико-генетическое консультирование.

2. Наследственные болезни, вызванные плохой экологической обстановкой:

1) влияние солей тяжелых металлов на наследственность.

Тяжелыеметаллы - высокотоксичные вещества, долго сохраняющие свои ядовитые свойства. По данным Всемирной Организацией Здравоохранения, они уже сейчас занимают второе место по степени опасности, уступая пестицидам и значительно опережая такие широко известные загрязнители, как двуокись углерода и серы. В прогнозе же они должны стать самыми опасными, более опасными, чем отходы АЭС (второе место) и твердые отходы (третье место).

Отравление солями тяжелых металлов начинается еще до рождения человека. Соли тяжелых металлов проходят через плаценту, которая вместо того, чтобы оберегать плод, день за днем его отравляет. Нередко концентрация вредных веществ у плода даже выше, чем у матери. Младенцы появляются на свет с пороками развития мочеполовой системы, до 25 процентов малышей - с отклонениями от нормы при формировании почек. Зачатки внутренних органов появляются уже на пятой неделе беременности и с этого момента испытывают на себе влияние солей тяжелых металлов. Ну, а поскольку они влияют и на организм матери, выводя из строя почки, печень, нервную систему, то что удивляться, что сейчас практически не встретишь нормальных физиологических родов, а малыши приходят в эту жизнь с недостатком веса, с физическими и психическими пороками развития.

И с каждым годом жизни соли тяжелых металлов, растворенные в воде, прибавляют им болезней или усугубляют врожденные заболевания, прежде всего органов пищеварения и почек. Нередко у одного ребенка страдают 4-6 систем в организме. Мочекаменная и желчекаменная болезни - своего рода индикатор неблагополучия, а они теперь встречаются даже у дошколят. Есть и другие тревожные сигналы. Так, превышение уровня свинца приводит к снижению интеллекта. Психологическое обследование показало, что таких детей у нас до 12 процентов.

Какие же мероприятия должны обеспечить сегодня охрану здоровья человека и среды его обитания от вредного влияния техногенных металлов? Мы можем обозначить здесь два основных пути: санитарно-технический уменьшение содержания металлов в объектах внешней среды до предельно допустимых (безопасных) уровней путем внедрения архитектурно-планировочных, технологических, технических и других мероприятий; гигиенический научная разработка допустимых уровней содержания их во внешней среде, требований и рекомендаций в сочетании с постоянным контролем состояния и качества этой среды.

Профилактика хронических интоксикаций металлами и их соединениями должна обеспечиваться прежде всего их заменой, где это возможно, на безвредные или менее токсичные вещества. В случаях же, когда не представляется реальным исключить их применение, необходима разработка таких технологических схем и конструкций, которые бы резко ограничивали возможность загрязнения ими воздуха производственных помещений и наружной атмосферы. В отношении транспорта, являющегося, как об этом было сказано выше, одним из значительных источников выброса свинца в атмосферу, следует повсеместно внедрять экологически чистое горючее. Весьма радикальным средством является создание безотходных или малоотходных технологий.

Наряду с указанными выше мероприятиями необходимо постоянное осуществление эффективного контроля за уровнем содержания металлов в организме. С этой целью при медицинском обследовании работающих и населения в случаях их контакта с техногенными металлами должно проводиться определение их в биологических средах организма крови, моче, волосах.

2) влияние диоксинов на наследственность.

Диоксины остаются одной из главных опасностей угрожающих нашему и будущим поколениям. Многочисленные исследования показывают, что чрезвычайно ядовитые и стойкие хлорорганические яды, к которым относятся и диоксины, обнаруживаются повсеместно - в воде, воздухе, почве, пище, человеческом организме. В то же время до сих пор федеральные власти не предприняли ни одной реальной попытки хоть как-то оградить население от "диоксиновой опасности".

Диоксины и диоксиноподобные вещества - это незаметные, но опаснейшие враги. Сила их воздействия на человека такова, что на повестке дня уже стоит вопрос о сохранении на Земле жизни в целом. Диоксины - это универсальные клеточные яды, поражающие все живое в самых малых концентраций. По уровню токсичности диоксины превосходят такие известные яды как кураре, стрихнин, синильная кислота. Эти соединения не разлагаются в окружающей среде в течение десятков лет и попадают в организм человека в основном с пищей, водой и воздухом.

Диоксиновое поражения провоцируют злокачественные опухоли; передаваясь с молоком матери, приводят к таким врожденным дефектам, как анэнцефалия (отсутствие мозга), "заячья губа", и другим. Среди более отдаленных последствий диоксинов - потеря способности к воспроизводству потомства. У мужчин наблюдается импотенция и уменьшение количества сперматозоидов, у женщин - повышенная частота выкидышей.

Действие диоксинов на человека обусловлено их влиянием на рецепторы клеток, ответственных за работу гормональных систем. При этом возникают эндокринные и гормональные расстройства, изменяется содержание половых гормонов, гормонов щитовидной и поджелудочной желез, что увеличивает риск развития сахарного диабета, нарушаются процессы полового созревания и развития плода. Дети отстают в развитии, их обучение затрудняется, у молодых людей появляются заболевания, свойственные старческому возрасту. В целом повышается вероятность бесплодия, самопроизвольного прерывания беременности, врожденных пороков и прочих аномалий. Изменяется также иммунный ответ, а значит, увеличивается восприимчивость организма к инфекциям, возрастает частота аллергических реакций, онкологических заболеваний.

Главная опасность диоксинов (из-за чего они и получили название суперэкотоксикантов) в их влиянии на имунно-ферментную систему человека и всех дышащих воздухом существ. Воздействие диоксинов сходно с действием поражающей радиации. По определению американских ученых, диоксины играют роль чужеродного гормона, подавляя имунную систему и усиливая действие радиации, аллергенов, токсинов и т.д. Так провоцируется развитие онкологических заболеваний, болезней крови и кроветворной системы, эндокринной системы, возникают врожденные уродства. Изменения передаются по наследству, действие диоксинов распространяется на несколько поколений. Особенно подвержены поражающему действию диоксинов женщины и дети: у женщин нарушаются все репродуктивные функции, у детей появляется имуннодефицит (пониженный имунитет).

3) влияние пестицидов на наследственность.

Известно, что пестициды нанесли немалый вред здоровью людей - как участвовавших в их применении, так и не имевших к этому ни малейшего отношения. Ниже приводится небольшой раздел из книги Федорова Л.А. и Яблокова А.В. «Пестициды - тупик цивилизации (токсический удар по биосфере и человеку)».

Поскольку все пестициды являются мутагенами и в опытах на животных, в том числе млекопитающих, доказана их высокая мутагенная активность, нет сомнения, что кроме непосредственных и быстро улавливаемых последствий их воздействия, должны быть и долгосрочные генетические эффекты.

Длительность накопления у человека много больше, чем у подопытных животных, на которых показана мутагенная активность пестицидов. Не нужно быть пророком, чтобы с уверенностью предсказать всплеск наследственных нарушений во всех сельскохозяйственных районах мира с интенсивным использованием пестицидов. По мере отказа от использования пестицидов в мире, последствия пестицидного удара по генофо

Многочисленные исследования показали, что факторами, обусловливающими здоровье, являются:

  • биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т. п.);
  • природные (климат, ландшафт, флора, фауна и т. д.);
  • состояние окружающей среды;
  • социально-экономические;
  • уровень развития здравоохранения.

Эти факторы влияют на образ жизни людей. Установлено также, что образ жизни примерно на 50 %, состояние окружающей среды на 15-20 %, наследственность на 15-20 % и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) на 10 % обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное).

С понятием здоровья тесно связано представление о .

Факторы обеспечения здоровья

Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

  • генетические факторы — 15-20% (20%)
  • состояние окружающей среды — 20 — 25% (20%)
  • медицинское обеспечение — 10-15% (7 — 8%,)
  • условия и образ жизни людей — 50 — 55% (53 — 52%).
Таблица 1. Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические (15-20%)

Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболеваний

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям

Состояние окружающей среды (20-25%)

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки

Медицинское обеспечение (10-15%)

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание

Условия и образ жизни (50-55%)

Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний