Лингвистический энциклопедический словарь - хе́ттский язы́к. Хеттская письменность, её дешифровка Хеттский язык

До самого недавнего времени наши сведения об истории древнего Востока ограничивались тем, что мы могли о ней узнать из других источников. Например, ассиро-вавилонских клинописных и египетских иероглифических надписей, расшифрованных и изученных в течение XIX столетия. Но зато мы очень мало знали до сих пор о народах и судьбах древней Малой Азии и Сирии.

В корне изменить это положение было суждено ХХ столетию. А именно, благодаря расшифровке хеттских клинописных и иероглифических надписей. Хеттология, возникшая в начале ХХ столетия, открывает в Малой Азии и в Северной Сирии целый ряд неизвестных государств, народов и языков. Их подробным изучением наука будет занята еще несколько десятилетий.

Начало изучения Хеттского языка


Правда, народ хеттов или «Сыны Хета» были нам отчасти известны уже из Ветхого завета. По сведениям Ветхого завета, хетты селились, в Сирии. Хотя они в то же время вместе с аморитянами и хиввитянами - составляли значительную часть населения Ханаана. Эти сведения Ветхого завета были несколько расширены древнеегипетскими источниками, что в 1500-1200 лет до н. э. сообщают о постоянных сношениях и частых столкновениях Египта с могущественным северным государством Хета.

Но, в общем, весь этот материал был весьма незначителен. Прежде всего, он был недостаточен, чтобы сообщить что-нибудь о происхождении и языке народа Хатти. В XIX в. удалось найти в Сирии и Малой Азии особые произведения искусства, которые нельзя было считать ни вавилоно-ассирийскими, ни египетскими. И которые часто сопровождались неизвестными до того времени иероглифами. Тогда авторами этих произведений стали в большинстве случаев считать хеттский народ. Это предположение было тем более обоснованным, что изображенные лица часто принадлежали к совершенно другому антропологическому типу. Он отличается прежде всего большим кривым носом и косым лбом.

Хеттские иероглифы принадлежат к разряду пиктографического письма, но первоначальное значение очень многих знаков нам неясно. Хеттские языковые надписи пишутся попеременно справа налево и слева направо. Причем фигуры и головы всегда направлены к началу строки. Эти письмена были еще совсем недавно почти непонятны, потому что не были найдены подходящие двуязычные надписи. Таким образом, до начала ХХ в. о хеттском народе было известно очень мало.

В 1272 г., фараон Рамзес II заключил договор с хеттским королем Хаттушилем III и впоследствии взял его дочь себе в жены. Но еще несколько десятилетий спустя, около 1200 г. до н. э., Хеттское государство было покорено так называемыми северными народами. Одна вавилонская хроника сообщает, что народ Хатти около 1800 г. напал на Аккад-Вавилонию, что, вероятно, привело к падению династии Хаммураби.

Наука об изучении хеттского языка

Прежде всего, предполагали, что хетты были только одним народом. Лишь в ХХ столетии удалось открыть большой архив хеттских царей в Богазкеое в Малой Азии. Архив, содержащий на глиняных табличках в высшей степени ценные записи на хеттском языке, писанные клинописью. Тогда удалось эти надписи расшифровать и понять содержание этих документов. Но когда они были прочитаны и переведены, оказалось, что они принесли много неожиданного. По этим надписям мы знакомимся не с одним хеттским народом, а с целым рядом народов по меньшей мере, с пятью. Эти народы нам до сих пор были совсем или почти совсем неизвестны.

Берлинскому ассириологу Гуго Винклеру удалось при его эпохальных раскопках у развалин Богазкеоя (восточнее Анкары), найти большое количество глиняных табличек, исписанных хеттской клинописью. Найдено было около 13 тысяч обломков и целых табличек. Они не оставляли сомнений, что они принадлежали к архиву королей Хатти, и что Богазкеой являлся столицей Хеттского государства. На месте города немецкое восточное общество производило раскопки и в последние годы, причем были найдены еще 3300 обломков и целых табличек. Только сравнительно небольшая часть найденных табличек была исписана вавилонской клинописью на вавилонском языке. Большинство их было покрыто также вавилонской клинописью, но на хеттском языке.

Расшифровка хеттских надписей языка


Издание хеттских табличек из Богазкеоя было поручено нескольким ассириологам, в числе которых находился и я. В апреле 1914 г. я поехал в Константинополь, чтобы там в музее скопировать и расшифровать эти таблички. Когда я в сентябре того же года был вынужден из-за вспыхнувшей войны вернуться в Вену, я уже успел скопировать столько табличек, что и там мог заняться их расшифровкой. Результатом этих исследований была моя работа «Язык хеттов», которая была в 1916-1917 гг. издана в Лейпциге. В этой работе мне удалось как это в настоящее время признано всеми специалистами разрешить загадку хеттского языка.

При своей поездке в Константинополь я взял с собою целый ряд книг по лингвистике, но индоевропейские языки были между ними представлены слабее всего. Я имел только маленькую книжку Мерингера о индоевропейских языках, в издании Гешена. Почти одновременно со мной ассириолог Вейднер издал работу, в которой говорит, что хеттский принадлежит к языкам кавказским.

При своей расшифровке я должен был исходить из одноязычных хеттских клинописных текстов из Богазкеоя, которые должны были быть объяснены самостоятельно, сами по себе. При этом было необходимо сравнивать отдельные хеттские фразы между собою и искать смысл отдельных хеттских форм и слов, или, другими словами, применить так называемый комбинационный метод.

Слова Хеттского языка

Некоторые хеттские слова указывают на определенную тесную связь хеттского с итало-кельтскими языками и с тохарским языком. Самые древние хеттские надписи относятся к первой половине II тысячелетия до н. э. Хеттский, следовательно, имеет полное право претендовать на почетный титул самого старого индоевропейского языка. Поэтому в нем можно было бы ожидать встретить очень старые, архаические черты. И они в нем действительно встречаются. Но при этом удивительно то обстоятельство, что в этом языке встречается также далеко идущее упрощение. Оно создает странный контраст с его глубоким возрастом.

Хеттские слова часто производят впечатление чужих. Все эти странности лучше всего объяснить предположением, что язык хеттов очень рано отделился от других индоевропейских языков и очень рано попал под влияние чужих языков.

Хеттский язык видео

Так называемая хеттская иероглифическая письменность употреблялась, по-видимому, лишь на протяжении нескольких столетий; еще пользуясь ею, хетты уже приспособили к своему языку ранневавилонскую клинопись. Эта так называемая хеттская клинопись продолжала употребляться вплоть до конца Хеттского царства как в официальной переписке, так и в повседневной жизни.

Мы не располагаем прямыми данными о том, что хеттская иероглифическая письменность употреблялась до 1500 г. до н.э. К этому периоду может быть ориентировочно отнесена надпись, опубликованная Р. Д. Барнетом, однако подавляющее большинство хеттских иероглифических надписей относится ко времени хеттских государств в Сирии, в частности к X-VIII вв. до н.э. Самая поздняя надпись может быть датирована серединой VII в. до н.э. Кажется странным, что на родине хеттов таких надписей обнаружено очень немного, а огромное их большинство найдено в северной Сирии, в частности в Каркемише, Хамате и Алеппо 1 Это объясняется тем, что так называемой «хеттской» иероглификой писали собственно не по-хеттски, а на другом языке, родственном хеттскому, возможно на лувийском. - Прим. ред. .

Рельефная хеттская иероглифическая надпись из Каркемиша (VIII в. до н.э.).

Преобладающая часть надписей выполнена рельефом или высечена на каменных памятниках или скалах: незначительное количество выгравировано на свинце; есть также надписи на печатях или же оттиски печатей на глине; знаменитая «печать Таркондема» сделана из серебра. Характер некоторых надписей, в частности тех, что найдены в Ашшуре, более скорописный.

Сравнительная таблица хеттских иероглифов в скорописной (II, IV, VI, VII) и полной форме (I, III, V, VIII).

Первая хеттская иероглифическая надпись была открыта еще в 1812 г. в Хамате (северная Сирия), а первые серьезные исследования принадлежат Сэйсу и Райту, которые установили, что надписи такого рода являются хеттскими. Сэйс и Райт пытались применить для дешифровки хеттских иероглифов методы дешифровки египетской иероглифики, но их попытка не имела успеха. Тем не менее благодаря исследованиям этих и многих других ученых хеттская иероглифическая письменность нашла свое место в современной науке. Достигнутые результаты не получили еще всеобщего признания, однако во взглядах на основные моменты дешифровки исследователи постепенно приходят к единству.

Хеттские идеографические знаки.

Начало надписи вверху справа; направление письма обычно бустрофедон, то есть каждая строка продолжается строкой, написанной в противоположном направлении, подобно направлению Движения быка, пашущего поле. Некоторые тексты написаны в одном направлении - либо справа налево, либо слева направо. Знаки обращены всегда к началу строки. Отдельные слова разделены специальными значками.

Общее число хеттских иероглифических знаков около 220; впрочем, Мериджи считает, что их было 419. Знаки разделяются на идеографические и фонетические; большая часть знаков представляет собой идеограммы, таковы знаки для слов «бог», «царь» «царевич», «великий», «город», «жертвоприношение», «страна» «бык»; есть знаки, обозначающие животных, растения, части тела и т.п.; они употребляются как словесные знаки или как детерминативы. Пятьдесят семь знаков, по мнению Гельба, имеют слоговое значение.

Происхождение хеттской иероглифической письменности

Проблема происхождения хеттской иероглифической письменности еще не решена. Одни ученые возводят хеттскую иероглифику к египетской, другие - к критскому пиктографическому письму. Хеттская иероглифическая письменность, так же как и египетская иероглифика и критские пиктограммы, имеет ярко выраженный рисуночный характер, но отсюда не должно непременно следовать, что хеттская иероглифика произошла от одной из перечисленных письменностей.

И в самом деле, сравнение хеттской иероглифики с египетской показывает, что прямая связь между ними отсутствует. Между критскими пиктограммами и хеттской иероглификой есть известное внешнее сходство но их взаимная связь не может быть доказана до тех пор, пока не будет расшифровано критское пиктографическое письмо; нельзя также не учитывать трудности хронологического порядка, возникающие в связи с таким сопоставлением.

В настоящее время автор придерживается следующего взгляда; в связи с экспансией Хеттского царства возникла необходимость в монументальном письме, пригодном для надписей на камне. Возможно, парадный вид хорошо известной хеттским правителям египетской письменности побудил хеттов избрать для этих целей пиктографическое письмо. Здесь вполне применима теория Крёбера о «диффузии стимула» или «диффузии идеи». Позже развилась более простая скорописная форма хеттской иероглифической письменности.

О времени создания хеттской иероглифической письменности трудно говорить уверенно, однако есть основания предполагать, что около середины II тыс. до н.э. она уже существовала Известны и другие, порой абсурдные предположения. Так, например, итальянец Рибеццо считает, что хеттская иероглифическая письменность была изобретена до 3000 г. до н.э., но в течение более 1000 лет не употреблялась в официальной переписке; кроме того, записи делались главным образом на недолговечном материале. Выше уже говорилось о теории чешского хеттолога Грозного, согласно которой хеттская иероглифическая письменность возникла будто бы в начале III тыс. до н.э. и была связана с письмом долины Инда.

ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Хеттский язык (несийский язык) - мёртвый язык , считается древнейшим языком индоевропейской семьи (хетто-лувийская группа). Известен по клинописным памятникам XVIII -XII вв. до н. э. Клинопись аккадского происхождения. Был распространён в Малой Азии . Основной язык Хеттского царства .). Изолированные хеттские заимствований хеттских и многочисленные личные имена появляются в древнессирийских текстах уже с XX века до н. э. В конце бронзового века хеттский язык начал уступать позиции родственному лувийскому. В XIII веке до н. э. лувийский стал самым распространенным языком в хеттской столице Хаттусе. После распада империи хеттов как часть более общего краха бронзового века лувийский язык в начале железного века, стал основным языком новохеттского государства в юго-западной Анатолии и северной Сирии.

Название

"Хеттских" представляет собой современное название, выбранное после соотнесения царство Хатти с хеттами, упомянутыми в Библии на иврите. В многоязычных текстов, найденных в хеттских местах, отрывки текста, написанные на хеттском языке предшествуют наречия nesili (или nasili , nisili), "на [языке] Nesa (Kanes)", важного города до возникновения Империи. В одном случае, метка Kanisumnili ", на [языке] народа Kanes". Хотя империя хеттов была составлена из людей многих различных этнических и лингвистических групп, хеттский язык использовался в большинстве светских письменных текстов. Несмотря на различные споры по поводу уместности термина, на настоящий момент "хеттский" остается самым приемлемым обозначением языка, хотя некоторые авторы предпочитают употреблять термин "несийский".

История расшифровки

Хеттская клинопись

Первое обоснованное предположение о принадлежность хеттского языка было сделано Йоргеном Александром Кнудтцоном в 1902 году в книге, посвященной двум письмам между фараоном Египта и Хеттским правителем, найденным в Эль-Амарне в Египте. Кнудтцон утверждал, что хеттский язык был индо-европейским, в основном, на основе морфологии. Хотя у него не было двуязычных текстов, он был в состоянии дать частичную интерпретацию двум письмам из-за шаблонного характера дипломатической переписки того времени. Его аргумент не был общепринятым, отчасти потому, что морфологическое сходство, замеченное им между хеттским и индо-европейскими языками, могут быть найдены за пределами индо-европейской языковой общности, а отчасти потому, что интерпретация букв справедливо рассматривалась как неопределенная. Правота Кнудтцона окончательно подтвердилась, когда большое количество табличек, написанных знакомой аккадской клинописью, но на неизвестном языке было обнаружен Гуго Винклером в современной деревне Богазкей на месте бывшей Хаттусы, столицы империи хеттов. Расшифрован в 1915-1916 гг. Бедржихом Грозным . Грозный обнаружил в тексте, записанном аккадской клинописью c использованием одной идеограммы на неизвестном языке, фрагмент, который, будучи транскрибирован латиницей, выглядел как «nu NINDA-an e-i-iz-za-te-ni wa-a-tar-ma e-ku-ut-te-ni». Идеограмма NINDA на шумерском языке означает «хлеб», и Грозный предположил, что фрагмент содержит слово «есть». Он, далее, предположил, что фрагмент «e-i-iz-za-te-ni» обозначает «вы едите », а «wa-a-tar-ma e-ku-ut-te-ni» - «а воду вы пьёте ». Сходство с другими языками указывало на то, что неизвестный язык является индоевропейским . Фрагмент текста удалось перевести как «Теперь вы едите хлеб, а воду вы пьёте». Грозный, основываясь на этом предположении, вскоре расшифровал весь остальной текст.

Классификация

В хеттском отсутствуют некоторые функции других индо-европейских языков, такие как различия между мужским и женским грамматическим родом, сослагательное и желательное наклонение, и аспект. Есть несколько гипотез, объясняющих этот феномен. Ряд лингвистов, например, Эдгар Стёртевант (Sturtevant) и Уоррен Каугил (Cowgill) придерживались индо-хеттской гипотезы и утверждали, что хеттский язык должен быть классифицирован как сестринский, а не дочерний язык по отношению к прото-индо-европейскому. По мнению приверженцев индо-хеттской гипотезы, не присутствующие в хеттском особенности прото-индо-европейского трактуются как инновации. Другие лингвисты, однако, заняли противоположную точку зрения. Согласно гипотезе потери (Schwund-гипотезе) хеттские (или анатолийские) языки выделились из прото-индо-европейской общности обладая полным набором функций, которые в дальнейшем были упрощены. Третья гипотеза, поддерживаемая Калвертом Уоткинсом, рассматривает основные все семьи, как приходящие напрямую от прото-индо-европейского. Все они представляют сестринские языки или языковые группы. Различия могут быть объяснены как диалектические. По словам Крейга Мелчерта (Melchert), большинство современных ученых считает, что анатолийские языки изолировались от остальных прото-индо-европейских языков на ранней стадии и не участвовали в некоторых общих инновациях. В результате этого в анатолийских языках сохранились архаизмы, которые позже были потеряны в других индо-европейских языках. Хеттского является одним из анатолийских языков. Как известно из клинописных табличек и надписей, воздвигнутых хеттскими царями. В дальнейшем язык, получивший название "иероглифического хеттского" уступил место на иероглифическому лувийскому. Семья анатолийских языков также включает в себя клинописный лувийский, палайский, ликийский, Милян, лидийский, карийский, Pisidian, и Sidetic. В хеттских есть много заимствований, в частности, религиозной лексики, от не-индо-европейского хурритского и хаттского языков. Хаттский был языком хатти, местные жители земли Хатти, позднее поглощенных и ассимилированных в результате нашествия хеттов. Священные и магические тексты из Хаттусы часто написаны на хаттском, хурритском и лувийском языках, и эта традиция сохранилась даже после ухода хеттов с исторической арены История хеттского языка традиционно делится на старохеттский, среднехеттский и новохеттский периоды, соответствующие Старому, Среднему и Новому царствам империи хеттов (ок. 1750-1500 до н.э., 1500-1430 г. до н.э. и 1430-1180 до н.э., соответственно). Также можно указать на постхеттский период. Эти этапы различаются частично на языковых и частично на палеографических основаниях.

Орфография

Хеттский язык использует адаптированную форму периферийной аккадской клинописи Северной Сирии. В связи с преимущественно силлабическим характером письменности, трудно установить точные фонетические свойства части хеттских звуков.

Фонология

Апология Хаттусилиса III.

Гласные

подъём\ряд
Передний Средний Задний
Верхний
Средний
Нижний
  • При наличии над гласным диакритического знака он читается долгим.

Согласные

Место/способ
образования
Губно-губные Альвеолярные Палатальные Велярные Лабиовелярные Ларингалы
Взрывные p pp t tt k kk kʷ kkʷ
Носовые
Фрикативные h, hh
Аффрикаты
Сонанты r, l

Мирный договор, заключённый Рамзесом II и Хаттусилисом III после битвы при Кадеше.Археологический музей. Стамбул

  • Звонкие согласные являются аллофонами глухих.
  • Геминированные согласные не могут стоять не в интервокальной позиции. Взрывные геминированные являются продолжением индоевропейской чисто глухой серии.
  • Все смычные глухие, а также сонорные согласные (кроме /r/) появляются в начале слов. Это свойство является общим для всех анатолийских языков .
  • На концах слов:
    • среди взрывных согласных появляются только глухие: /-t/, /-k/, редко /-p/.
    • часто появляется /-s/, реже /-h/, /-r/, /-l/, /-n/, никогда /-m/.
    • согласные /w/, /j/ появляются в интервокальной позиции.

См. также

  • Хеттское иероглифическое письмо

Грамматика

Морфология

Имя существительное

В хеттском языке имя существительное имеет два рода - общий и средний, два числа - единственное и множественное, шесть падежей - именительный (номинатив), звательный (вокатив), винительный (аккузатив), дательный -местный , отложительный (аблатив), творительный (инструменталис). Имеются остатки звательного падежа. Дательный-местный падеж имеют форму, которую иногда называют направительным падежом (аллатив). Имеются остатки двойственного числа в словах с естественной парностью (хет. šakuwa глаза, genuwa колени).

Склонение

-a-парадигма . pisna- «мужчина», pēda- «место»

-i-парадигма . halki- «хлебные злаки», DUG ispantuzzi- «возлияние»

-u-парадигма . heu- «дождь», genu- «колено».

Имя прилагательное

Склонение

Степени сравнения

  • Положительная степень
  • Сравнительная степень
  • Превосходная степень

Местоимение

  • Личные местоимения
    • Склонение личных местоимений

Имеются энклитики для дательного и винительного падежей.

Примеры с -nu «и»: nu-mu « и меня, и мне», nu-tta "и тебя, и тебе ", nu-ssi «и ему», nu-nnas «и нас, и нам».

  • Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения всегда энклитики.

Единственное число.

Падеж Мой Твой Его Ваш Их
Именительный общего рода -mis -tis(-tes) -sis -smis -smes
Винительный общего рода -min(-man) -tin -sin(-san) - -sman
Им.-вин. среднего рода -mit(-met) -tit -sit(-set) -smet(-semet) -smet(-smit,-semet)
Звательный -mi - - - -semet(-simit,-summit)
Родительный -mas -tas -sas - -
Дательный-местный -mi -ti(-di) -si -smi -smi(-summi)
Направительный -ma -ta -sa - -sma
Творительный - -tit -set - -smit

Множественное число.

  • Указательные местоимения

Числительное

Как и в других клинописных языках, чтение многих цифр остается неясным. Цифра "один" читалась как šana-, два - duya-, три - teri, семь - šiptam-. Формирование порядковых числительных неоднородно.

  • Количественные
  • Порядковые

Глагол

Глагол в хеттском языке имеет два типа спряжения на -mi и на -hi, два залога - действительный и медиопассив, два наклонения - изъявительное и повелительное, два простых времени - настоящее (может служить для выражения будущего времени) и претерит, два числа - единственное и множественное. Кроме того, имеются глагольные имена: инфинитивы 1-й и 2-й, супины , герундий ; причастие со страдательным значением от переходных глаголов и действительным от непереходных.

Время

Залог

  • Действительный
  • Медиопассив

Синтаксис

См. также

  • Список русскоязычных исследователей древней Малой Азии

Литература

грамматики
  • Фридрих И. Краткая грамматика хеттского языка. 1959.
  • Friedrich, Johannes. 1960. Hethitisches Elementarbuch. Heidelberg: C. Winter.
  • Hoffner, Harry A., and Harold Craig Melchert. 2008. A grammar of the Hittite language. A Grammar of the Hittite Language. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns.
словари
  • Puhvel, Jaan. 1984-2011. Hittite etymological dictionary Vol. 1-8. Berlin: Mouton de Gruyter.
  • Güterbock, Hans Gustav, and Harry A. Hoffner. 1980-2005. The Hittite dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago. : Oriental Institute of the University of Chicago. online: http://ochre.lib.uchicago.edu/eCHD/ некоторые тома выложены в pdf в открытом доступе: http://oi.uchicago.edu/research/pubs/catalog/chd/
  • Friedrich, Johannes, and Annelies Kammenhuber. 1975-2004. Hethitisches Wörterbuch. (2., völlig neubearb. Aufl. auf d. Grundlage d. ed. hethit. Texte.) Heidelberg: Winter.
учебники
  • Вяч. Вс. Иванов. Хеттский язык. 2001.
  • Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: В 2-х книгах. - Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1984.
  • Friedrich, Johannes. Hethitisches Keilschrift-Lesebuch. 1960. Heidelberg: C. Winter.
  • Zeilfelder, Susanne. Hittite exercise book. 2005. Wiesbaden: Harrassowitz im Kommission.

Материал из Юнциклопедии


В глубокой древности на территории Турции и Сирии существовала могущественная держава, которая была соперницей Египта и Двуречья,- третья великая держава Древнего Востока.

Раскапывая города хеттов - такое имя носили жители этой древней страны, - ученые нашли десятки тысяч глиняных табличек, покрытых клинописными знаками. Ученые могли читать их, но понимали далеко не всё. Большая-часть текстов была написана на аккадском (вавилонском) языке, хорошо известном востоковедам. Этот язык был на Древнем Востоке своего рода «латынью», международным языком науки и дипломатии. Но многие тексты скрывали какой-то другой язык. Какой? Вывод напрашивался сам собой: конечно же, хеттский! Но как разгадать его тайну? Какой из известных науке языков нужно привлечь, чтобы найти ключ к загадке хеттов?

Быть может, это какой-нибудь из многочисленных и своеобразных языков Кавказа? Ведь именно на Кавказе сохранились древнейшие языковые традиции, именно там прослеживается глубокая связь с древними культурами Малой Азии. Но тщетны были попытки исследователей открыть «кавказским ключом» тайну хеттского языка. Столь же безуспешны были поиски других «ключей-языков»: египетского, шумерского, древнееврейского, даже японского и языка инков Перу!

И все-таки ключ был найден. Причем открытие было настолько удивительным, что вначале мало кто мог поверить ему: уж слишком неожиданным оказался этот ключ. Сравните сами: хеттское слово «дулуга» означает «долгий, длинный». Хеттское «вадар» и русское «вода» имеют одинаковое значение, так же как хеттское «хаста» и русское «кость», хеттское «небис» и русское «небеса». И по-русски, и по-хеттски числительное 3 звучит как «три». Хеттский язык оказался родствен русскому! И не только русскому, но и английскому, греческому, литовскому и другим языкам великой индоевропейской семьи.

Ранее считалось, что самые древние тексты на индоевропейских языках дошли до нас в древнейшем индийском эпосе «Ригведа», сложившемся в середине II тысячелетия до н.э. Открытие тайны хеттского языка позволило ученым глубже проникнуть во тьму времен, вплоть до XVIII в. до н.э. Этим временем датируется древнейший хеттский, а следовательно, и индоевропейский памятник письменности, так называемая надпись царя Аниттаса.

Тайну хеттского языка удалось раскрыть гениальному чешскому ученому Бедржиху Грозному. Б. Грозный использовал принципы сравнительно-исторического метода. Ведь надо было найти не простое сходство по звучанию и по смыслу хеттских слов со словами других индоевропейских языков, а закономерное соответствие между хеттскими звуками и звуками латинскими, древнегреческими, готскими, санскрита и т. д.! Найти в словах, в морфемах, при сходстве их значения (см. Сравнительно-исторический метод).

Именно так работал Б. Грозный. И обнаружилось, что хеттские данные позволяют глубже и точнее изучить прошлое индоевропейских языков, помогают развитию и совершенствованию сравнительно-исторического метода.

Но кроме клинописи хетты пользовались и рисуночным, иероглифическим письмом. На протяжении шести десятилетий тщетными были попытки проникнуть в смысл иероглифов Малой Азии, хотя их предпринимали такие корифеи, как Бедржих Грозный. Наконец, в 1930 г. ученым из Италии, Германии, США удалось найти иероглиф, передающий понятие «сын», и в связи с этим разгадать генеалогию хеттских царей. Вслед за тем была выявлена типичная для многих древних надписей «формула проклятия» в адрес тех, кто посмел бы повредить надпись, - это помогло выяснить строй предложения.

И все-таки данных было слишком мало, чтобы с достаточной уверенностью определить, на каком же языке написаны иероглифические тексты.

Осенью 1947 г. на холме Каратепе - «Черная гора» - археолог Боссерт нашел несколько длинных надписей, часть которых сделана иероглификой, а часть - финикийскими письменами. Это была «билингва», текст, написанный на двух языках, содержание обоих частей текста совпадало! Причем, к радости и удовлетворению ученых, чтение знаков и грамматические формы, установленные ранее на основе анализа структуры текстов, в основном подтвердились. Двуязычный текст из Каратепе, таким образом, был не началом дешифровки, а ее подтверждением и завершением.

Данные «билингвы» подтвердили предположение, ранее оспариваемое, о том, что язык иероглифов Малой Азии - индоевропейский. Правда, он несколько отличался от хеттского, но состоял с ним в тесном родстве. После этой находки Боссерта дешифровка иероглифов Малой Азии двинулась вперед семимильными шагами.

И все-таки в изучении иероглифического письма Малой Азии до сих пор еще много неясного, а древнейшие надписи и сегодня не прочтены. На территории Армении, где когда-то существовало государство Урарту, найдены иероглифические надписи, сделанные как хеттским рисуночным письмом, так и письмом совершенно особым, «протоурартским», которое остается загадкой для исследователей.

В 1919 г. Э. Форрер сделал сообщение о своем открытии: в клинописных текстах из Богазкёя можно выделить восемь различных языков. С тех пор много говорилось о многоязычном характере хеттской империи. В какой-то степени это верно, но высказывание Форрера не следует понимать так, что в пределах империи говорили на всех восьми языках или что все они в равной степени использовались в надписях. В официальных документах хеттские цари пользовались только двумя языками - хеттским и аккадским; на третьем языке, который мы называем хурритским, весь текст целиком писался лишь время от времени. Из остальных языков три встречаются только в виде коротких пассажей, разбросанных среди хеттских религиозных текстов, а один может быть опознан только по нескольким специальным терминам в единственном документе. Восьмой язык - шумерский; он включен сюда только потому, что хеттские писцы для собственных нужд составляли словари на основе шумерских знаков.

Вот основные особенности этих языков.

Хеттский

Родство хеттского языка с индоевропейскими было установлено чешским ученым Б. Грозным, опубликовавшим свою работу в 1915 г. Утверждение о том, что население Малой Азии во II тыс. до н. э. говорило на индоевропейском языке, встретили очень скептически - настолько оно было разительно. Однако родство хеттского с индоевропейскими языками было исчерпывающе доказано и вот уже более двадцати лет принято всеми, кто изучал этот вопрос.

Это родство наиболее наглядно проявляется в склонении существительных. Имеется шесть падежей (именительный, винительный, родительный, дательный, отложительный и творительный) (Древнехеттская именная парадигма включала 8 падежей (в том числе местный и направленный); известен и родительный падеж на -an. - Примеч. ред. ); личные имена появляются еще и в звательном падеже, представляющем собой чистую основу. Нижеследующая таблица иллюстрирует тесную связь падежных окончаний хеттского с падежными окончаниями греческого и латинского языков:

* Это окончание восходит к m (вокалическое m); отсюда латинское -еm и греческое -а. )

** Пишется -z.

В отличие от греческого и латинского, хеттское существительное имеет только два рода - одушевленный и неодушевленный; прилагательные неодушевленного рода имеют чистую основу в именительном и винительном падежах единственного числа, но в остальных случаях склоняются как указано выше. Склонение множественного числа менее сходно с индоевропейским. Двойтвенного числа нет.

Энклитические личные местоимения -mu - «мне», -ta - «тебе» и -si - «ему» содержат те же согласные, что и соответствующие латинские местоимения mе - «меня», tе - «тебя» и sе - «себя».

Глагол имеет два залога - действительный и медиопассивный. В действительном залоге со спряжением греческих глаголов на -μι сразу бросается в глаза:

Ед.ч. 1 - mi ya-mi (i-ya-mi) τιθημι
2 -si ya-si (i-ya-si) τιθης
3 -tsi ya-tsi (i-ya-zi) τιθηιι
Мн.ч. 1 -weni ya-weni (i-ya-u-e-ni) τιθεμεν
2 -teni ya-teni (i-ya-at-te-ni) τιθειε
3 -ntsi ya-ntsi (i-ya-an-zi) τιθενιι

Имеется также другое спряжение в действительном залоге, которое, видимо, скорее соответствует перфекту в других языках, но здесь сходство менее очевидно. Проследить, чем это спряжение отличается по смыслу, невозможно.

С другой стороны, в словарном составе индоевропейских элементов сравнительно мало. Приведем несколько слов с индоевропейской этимологией:

water «вода» греч. υδωρ «вода»
akw-anzi «пьют» лат. aqua «вода»
genu «колено» лат. genu «колено»
kwis «кто» лат. quis «кто»

Однако большая часть лексики имеет неиндоевропейское происхождение. Очевидные примеры: tаnduki- «человечество», titita - «нос», kunnа - «правая (рука)», taрtapра - «гнездо», аmiуаrа - «канал».

Успехи в познании языка породили обширную дискуссию о том, каково же точное место хеттского в индоевропейской языковой семье. Было очень скоро подмечено, что хеттскому языку несвойственны главные черты так называемых «сатемных» языков, и в частности индоиранских (смена первоначального k на s, qи на k, е или о на а). Был сделан вывод, что хеттский принадлежит «центральной» группе (включающей латынь, греческий, кельтский и различные германские языки). Общепризнано, однако, что этой классификации особенно доверять не следует, и в действительности хеттский язык представляет собой отдельную ветвь индоевропейской семьи, помимо десяти других уже признанных ветвей. Многие ученые склонны идти дальше и утверждают, что следы архаических форм в хеттском позволяют сделать следующий вывод: все другие языки претерпели общее для них обновление архаических форм, я хеттский был первой из одиннадцати ветвей, отделившихся от прародительского ствола. Другие ученые, впрочем, оспаривают это, и вся проблема остается остродискуссионной.

В одном отношении хеттский язык оказал индоевропейской филологии неожиданную услугу. Долгое время утверждалось, что различные Формы, принимаемые некоторыми словами в ряде языков, можно удовлетворительно объяснить, лишь предположив, что все языки утратили некоторые гортанные звуки (так называемые ларингалы), существовавшие первоначально в прародивельской речи. Так вот, в хеттском звук h часто встречается в таком положении, которое точно соответствует тому, где в других языках ларингал был, как полагают, утрачен; этот факт, как бы его ни интерпретировать в деталях (произношение этого А, как и другие смежные вопросы, служит предметом горячих дебатов), дал поразительное подтверждение ларингальной теории в ее самом широком смысле. Вот несколько примеров слов, содержащих этот h:

Истинная природа хеттского языка не была опознана ранними дешифровщиками, введенными в заблуждение методами хеттского письма. Клинопись в том виде, в каком ее использовали хетты, - это слоговое письмо, в котором каждый знак читается как слог, состоявший либо из гласной + согласной, либо согласной + гласной, либо, наконец, из согласной + гласной + согласной. Такое письмо хорошо приспособлено к семитскому языку, который избегает групп, состоящих из более чем двух согласных или более чем одной согласной на конце или в начале слова; однако в хеттском (как и в других индоевропейских языках) такие группы были обычны, и, для того чтобы передавать их, хетты были вынуждены пользоваться слогами, как если бы они были простыми согласными, игнорируя в произношении содержащуюся в этих слогах гласную. Другое осложнение возникает вследствие того факта, что звонкие и глухие согласные (например, d и t, b и р, g и k) различались в письме не при помощи специальных знаков, как в аккадском, - их хетты использовали как попало, - а посредством удвоения буквы при написании глухих согласных. В результате многие слова содержат такое количество лишних гласных и согласных, что выглядят деформированными до неузнаваемости.

Упомянем еще об одной особенности метода письма у хеттов, а именно об «аллографии», т. е. об обычае писать не то слово, которое в действительности произносится, а другое. Хеттские тексты щедро начинены чисто аккадскими или шумерскими словами, причем последние писались обычно одним знаком, употребление которого в качестве "идеограммы" (или, лучше, «шумерограммы») часто может быть угадано лишь через контекст, ибо это может быть тот же знак, который обычно служит для обозначения всего лишь слога. Однако эти «иностранные» слова, вероятно (а шумерские слова - наверняка), не произносились при чтении; они всего лишь скрывали соответствующее хеттское слово; предполагалось, что читатель сам произведет нужную замену. Для писцов это была, несомненно, своего рода скоропись. Для нас это имеет как положительные, так и неприятные моменты. С одной стороны, тексты, в которых аккадские слова встречаются часто, могли быть в какой-то мере поняты раньше, чем стало известным хотя бы единственное хеттское слово; но, с другой стороны, правила «аллографии», по-видимому, были столь жесткими, что многие из повседневных хеттских слов (например, «женщина», «овца», «медь» и т. д.) вообще никогда не писались фонетически и поэтому неизвестны нам и по сию пору.

Другие «иностранные» слова, которые должны были читаться, предваряются в текстах знаком, соответствующим нашим кавычкам. Было установлено, что все такие слова принадлежат языку, близкому к лувийскому (см. ниже).

Название «хеттский» было дано этому языку современными учеными, полагавшими, что это официальный язык страны Хатти; с этим все согласились. Однако, строго говоря, это неверно. Дело в том, что слово hattili - что, собственно, значит «по-хеттски» - используется в текстах для того, чтобы ввести пассажи, написанные на совершенно другом языке, который будет описан в следующем разделе. Когда это было обнаружено, ученые стали пересматривать все тексты, чтобы найти истинное название официального языка; но если Б. Грозный принял название «неситский» (т. е. язык города Несы), то Э. Форрер предпочел название «канишский» (от города Каниша). Ныне все согласились, что «неситский», или «несийский» (происходящий от хеттского наречия nаsili или nesumnili),- это действительно истинное название языка; тем не менее название «хеттский» укоренилось прочно и, по-видимому, навсегда. Значение термина «канесийский», или «канешский» (хеттское kanesumnili), несколько спорно. Если, однако, Каниш и Неса - это всего лишь альтернативные формы одного и того же названия (см. выше), то производные термины должны быть синонимами.

Протохеттский, или хаттский

На этом языке произносили свои заклинания жрецы многочисленных культов; большая часть этих культов была посвящена ведущим божествам хеттского пантеона. Однако все эти тексты очень короткие и не дают достаточного материала, чтобы составить ясное представление о структуре или словарном составе языка. Для последнего, видимо, характерно обилие префиксов; например, слово binu - «дитя» образует множественное число с помощью префикса le, т. е. lebinu. Ученым до сих пор не удалось найти ни одной языковой группы, с которой этот язык находился хотя бы в отдаленной связи.

Как мы отмечали выше, тексты на этом языке предварялись словом hattili. Название «протохеттский» широко применяют, чтобы не путать язык с официальным хеттским, но это может породить некоторое недоразумение, поскольку может показаться, что протохеттский - это ранняя стадия хеттского, тогда как на самом деле эти языки не имеют ни малейшего отношения друг к другу. Название «хаттский» предпочтительнее, поскольку оно произведено от наречия hattili, так же как лувийский - от luwili (см. следующий раздел).

Лувийский

Этот язык находится в близком родстве с хеттским, отличаясь от него, в частности, образованием множественного числа существительных, местоимений и прилагательных путем окончания -nzi (возможно, произносившегося как -nts вместо хеттского -es, а также некоторым предпочтением, оказываемым гласной а. Но главная особенность лувийского в том, что управление одного существительного другим совершалось при помощи не родительного падежа, а прилагательного с окончанием на -assis или -assas. Это словообразование иллюстрируется географическими названиями; так, мы находим (опуская падежное окончание -s названия Даттасса и Тархунтасса, означающие «принадлежащие (богам) Датта и Тархунт»; оно проливает свет на многие географические названия на -assas, известные из греческой эпохи. С лувийским мы встречаемся по большей части в коротких отрывках, предваряемых словом luwili; тем не менее количество имеющегося в нашем распоряжении материала на лувийском языке больше, чем на хаттском. Лувийский подразделялся на несколько диалектов, один из которых засвидетельствован в иероглифических текстах (см. ниже), а другой развился в ликийский язык классической эпохи.

Палайский

Об этом языке известно еще меньше. Он засвидетельствован только в культе одного божества - Ципарвы. Название языку дало наречие раlaumnili, от которого мы производим либо «палайский», либо «палаитский». Недавние исследования доказали по крайней мере, что, подобно хеттскому и лувийскому, этот язык принадлежит к индоевропейской семье.

Хурритский

Материала для изучения хурритского у нас гораздо больше, чем для хаттского, лувийского и палайского. Хурритские пассажи в ритуальных текстах, найденных в Богазкёе, весьма многочисленны; обнаружено даже несколько полностью хурритских текстов, и среди них - фрагменты перевода эпоса Гильгамеша, величайшего литературного достижения вавилонской цивилизации. Однако главным источником для изучения хурритского все еще является письмо, написанное Тушраттой, царем Митанни, Аменхотепу III, царю Египта, примерно в 1400 г. до н. э.; оно найдено среди развалин египетской столицы в Телль-эль-Амарне более пятидесяти лет тому назад и довольно хорошо сохранилось. В нем около 500 строк, и поэтому ясно, насколько оно важно. Другие хурритские тексты были недавно обнаружены в Телль-Харири, древнем Мари в районе среднего Евфрата - они датируются примерно 1750 г. до н. э., - а также в Рас-Шамре (Угарите) на сирийском побережье; тексты эти выполнены консонантным письмом, т. е. содержат только согласные. Прямым потомком хурритского является язык царства Урарту, иногда именуемый ванским или халдским; он известен нам из царских надписей ассирийской клинописью, датируемых VII в. до н. э. Дальнейшие сближения хурритского с другими языками остаются делом темным. Для хурритского языка характерно широкое использование суффиксов; это в корне отличает его от другого языка неизвестного происхождения - хаттского. Не исключена возможность, что удастся установить связь этих языков с малоизученными кавказскими языками.

Название языка взято из хеттских текстов, в которых хурритские пассажи обычно начинаются с такой формулы: «певец из страны Хурри поет следующее» или же - в других местах - с формулы: «певец поет следующее hurlili (почему в наречии добавляется l, непонятно).

Арийский язык правителей Мигании

В трактате о коневодстве, составленном Киккули из Митанни, встречаются некоторые профессиональные термины, анализ которых показывает, что они содержат элементы, близкородственные санскритским числительным.

Текстов, написанных на этом языке, нет, но приведенные слова свидетельствуют о том, что в хеттские времена на нем говорили. То, что это был язык правителей Митанни, будет показано ниже. Мы могли бы поэтому называть его «митаннийским», но это породило бы путаницу, потому что в прошлом так часто называли хурритский язык. Э. Форрер, который отождествлял правителей Митанни с Умман Манда в некоторых вавилонских и ассирийских текстах, предложил название «мандайский», но оно не получило общего признания. Фактически название для этого языка так и не найдено.

Аккадский

Это ныне общепризнанное название хорошо известного семитского языка Вавилона и Ассирии; хеттам, однако, этот язык был известен как «вавилонский». Он широко использовался на Ближнем Востоке в дипломатической переписке и в документах международного характера, и хеттские цари придерживались этого языка, когда имели дело со своими южными и восточными соседями Многие хеттские договоры и письма были поэтому написаны полностью по-аккадски и стали доступны в переводе задолго до того, как был дешифрован основной корпус текстов богазкёйского архива. К тому же, как отмечалось выше, аккадские слова зачастую встречались в текстах, написанных по-хеттски, но принято считать, что это один из видов аллографии.

Шумерский

Этот древнейший язык нижней Месопотамии, ставший уже мертвым, усиленно изучался в Хаттусе, как и в Вавилоне, и там были найдены шумерско-хеттские словари. Большинство шумерских слов - односложные, а многие из слогов, обозначаемых клинописными знаками хеттского периода, в действительности - шумерские слова, значение которых было забыто, когда на этом языке перестали говорить. Поэтому тот, кто изучал шумерский, мог воспользоваться отдельными знаками как идеограммами, т. е. обозначать ими соответствующий предмет или понятие и, таким образом, сберечь лишнее время, которое было бы занято написанием намного более длинных хеттских или аккадских слов. В этом смысле шумерский служил своего рода скорописью, и эта форма аллографии широко использовалась хеттскими писцами.

Таковы восемь языков, писанных клинописью на глиняных табличках из Богазкёя - Хаттусы. Чтобы заключить наш обзор письменных хеттских языков, мы должны к ним прибавить еще один.

Иероглифический хеттский, или табальский*

* В современной литературе обычно употребляется более точное название - «иероглифический лувийский» - Примеч. ред.

История открытия иероглифических надписей была изложена во Введении. Почти все они сопутствуют наскальным скульптурам или каменным памятникам; излюбленным материалом для последних был базальт. Единственное исключение - надписи на печатях и семь писем в форме свернутых полосок свинца, найденных при раскопках в Ашшуре и опубликованных в 1924 г. Знаки более ранних надписей на монументах были рельефными; позже возникла беглая форма - с врезанными (углубленными внутри контуров) знаками. Знаки представляли собой пиктограммы, и предметы, изображаемые ими, во многих случаях легкоузнаваемы. Обширный класс знаков изображает части тела, например руку в различных положениях, лицо (всегда в профиль), ноги и ступни; имеются головы животных, например быка, лошади, собаки, свиньи, льва, оленя, зайца, птиц и рыб, а также мебель - столы и стулья, части зданий, включая тщательно изображенный фасад двухэтажного дома. Порядок расположения знаков - «бустрофедон» (Греческое слово, имеющее значение «наподобие брозды, производимой при вспашке». ), т. е. строки читаются по очереди справа налево и слева направо; эта манера характерна для ранних греческих надписей на ионическом побережье. Знаки обращены к началу строки, как у египтян. Хеттская иероглифика - это, несомненно, изобретение самих хеттов. Знакомство с египетскими иероглифами оказало на нее лишь общее стимулирующее влияние. Это одна из целого ряда новых письменностей включая ту, которая породила наш собственный алфавит) иероглифического или клинописного типа, которые были изобретены во II тыс. под влиянием возросших международных контактов в странах Леванта, где соприкасались культуры Нила и Евфрата (см. фото 3 в галерее).

До недавнего времени успехи в дешифровке этих надписей оставались весьма скромными; однако ныне стало ясно, что язык надписей этих памятников - по существу, один из диалектов лувийского, хотя и отличается, среди прочего, образованием множественного числа существительных с помощью окончания -аi. Как и лувийский, он тесно связан с ликийским языком, известным из надписей греческой эпохи. Тот факт, что он дает s вместо k в сочетании с u, не доказывает, что этот язык «сатем», хотя это и утверждалось.

Надписи на большинстве памятников, о которых шла речь, были сделаны после падения хеттской империи. Но еще до этого времени иероглифический хеттский уже был в ходу. Лишь немногие из более пространных надписей представляются принадлежащими к классическому хеттскому периоду, и нет полной уверенности, что их язык - это тот же язык, что и на позднейших памятниках; однако недавние исследования, по-видимому, делают это вероятным, а отсюда следует, что иероглифический хеттский должен быть включен в число языков, которыми пользовались писцы хеттской империи. Помимо достаточно пространных, надписи на этом языке постоянно встречаются на каменных памятниках и на печатях; в обоих случаях имена хеттских царей передавались в виде своеобразной монограммы. Впрочем, довольно вероятно, что эта письменность в действительности использовалась гораздо шире, чем явствует из сохранившихся свидетельств, а именно для всех административных записей, ведшихся в хеттском царстве. Древнее название этого языка не установлено. Э. Форрер назвал его табальским, так как область, где было найдено большинство надписей, называлась в ассирийские времена Табалом (это ветхозаветный Тубал). Однако большинство ученых приняли более громоздкие названия: «иероглифический хеттский» или «иероглифический лувийский».