Л и брежнев застой или стабильность. Почему одни считают эпоху Брежнева застоем, а другие — расцветом. Возрастание роли военной сферы

Эпоха застоя (период застоя) - время в развитии Советского Союза, характеризующееся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако чаще всего историки имеют в виду отрезок в 20 лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х гг.) и началом (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 г.

Понятие эпохи застоя

Понятие «застой» было впервые использовано в докладе М.С. Горбачева на 27-м Съезде ЦК КПСС, когда он отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начинают проступать застойные явления. С тех пор термин «период застоя» прочно вошел в историю как обозначение этого времени.

Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой» он имеет двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти 20 лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего расцвета: строились новые города, страна добилась успехов в деле покорения космоса, в спорте, культурной жизни и других сферах, выросло материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных политических и экономических потрясений в этот период укрепило стабильность, царящую в стране, и уверенность граждан в завтрашнем дне.

Однако следует отметить, что многие ученые связывают стабильность в экономике того периода с резким ростом цены на нефть, что позволяло руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при этом прибыли. Рост экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей.

Таким образом, получается, что эпоха застоя, с одной стороны, была наиболее благоприятным периодом в жизни СССР, отметившимся покорением космоса и высокой социальной защищенностью, но, с другой стороны, этот период был лишь «затишьем перед бурей», так как высокие цены на нефть не могли сохраняться вечно, а значит, экономику, которая застопорилась в своем развитии, ждали серьезные потрясения.

Характеристики эпохи застоя

    Консервация политического режима . Практически за 20 лет правления Брежнева административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли лозунг Брежнева «Обеспечить стабильность», что не просто привело к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.

    За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности стали пожизненными. В результате средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких государственных учреждений.

    Возрастание роли военной сферы . Страна находилась в состоянии с США, поэтому одной из основных задач было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

    Промышленность, как и в период , во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

    Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики . Хотя в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в застой и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

    После проведенной аграрной реформы многие крестьяне фактически лишились работы, так как были введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы. Потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

    Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала, и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

    Социальная жизнь . Хотя дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

    Однако вместе с ростом обеспеченного населения произошло увеличение количества малоимущих, но это пока не достигло катастрофичных масштабов, так как продукты питания стоили относительно дешево. В среднем обычный советский гражданин стал жить гораздо лучше по сравнению с предыдущими периодами.

    Итоги и значение эпохи застоя

    Как уже было сказано выше, эпоха застоя стала лишь «затишьем перед бурей». Хотя эти 20 лет страна наконец познала стабильность и в некоторых сферах (космос) выбилась в первые ряды в мировом рейтинге, кажущаяся во всем стабильность заставила руководство СССР в очередной раз отложить экономические преобразования. Экономика, живущая на продаже нефти, не развивалась и к концу 70-х гг. превратилась в отстающую, что в результате и дало крайне негативные последствия, когда цена на нефть значительно снизилась. Во многом благоприятные годы для граждан в эпоху Брежнева принесли с собой серьезные потрясения во времена перестройки.

Брежневская «эпоха застоя» (термин, введенный Михаилом Горбачевым ) возникла от соединения многих факторов: продолжительной «гонки вооружений» между двумя сверхдержавами, СССР и США; решения Советского Союза участвовать в международной торговле, отказавшись тем самым от экономической изоляции, но игнорируя изменения, происходящие в западных обществах; растущей суровости его внешней политики, которая проявилась, например, в отправке советских танков для подавления Пражской весны 1968 ; интервенции в Афганистан ; гнетущей страну бюрократию, составляемой из престарелых кадров; отсутствия экономических реформ; коррупции, товарного голода и других нерешенных при Брежневе экономических проблем. Социальная стагнация внутри страны усиливалась растущей потребностью в неквалифицированных рабочих, общей нехваткой рабочей силы, падением производительности и трудовой дисциплины. В конце 1960-х годов и в 1970-х Брежнев хотя и спорадически, с помощью Алексея Николаевича Косыгина , пытался внести в экономику некоторые новации, но они были крайне ограниченными и поэтому не дали заметных результатов. К числу таких новшеств относилась экономическая реформа 1965 года , предпринятая по инициативе А. Н. Косыгина. Её истоки отчасти восходят и к Хрущеву . Эта реформа была свёрнута ЦК, хотя он признал наличие экономических проблем.

Карикатура на Брежнева эстонско-американского художника Э. Вальтмана

В 1973 рост советской экономики замедлился. Она начала отставать от западной в связи с высоким уровнем расходов на вооруженные силы и слишком малыми расходами на легкую промышленность и товары народного потребления. Сельское хозяйство СССР не могло прокормить городское население, а тем более обеспечить ему то повышение уровня жизни, которое правительство сулило в качестве главного плода «зрелого социализма». Один из самых известных критиков экономической политики Брежнева, Михаил Горбачев, называл потом хозяйственный застой брежневского периода «низшей стадией социализма». Темпы роста валового национального продукта СССР в 1970-х заметно снизились по сравнению с показателями 1950-х и 1960-х годов. Они отставали от уровней Западной Европы и США. Рост ВНП замедлился до 1 – 2% в год, а в сфере технологии отставание было ещё нагляднее. С начала 1980-х Советский Союз явно пребывал в экономическом застое. В последние годы Брежнева, ЦРУ сообщал, что советская экономика достигла своего пика в 1970-е годы, составив тогда 57% американского ВВП. Разрыв в развитии между двумя странами всё ширился.

Последней значительной реформой, предпринятой правительством Косыгина (и последней в доперестроечной эре вообще), было совместное постановление ЦК и Совета Министров под названием «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», известное также как реформа 1979. Эта мера, в отличие от реформы 1965 года, была направлена на то, чтобы расширить влияние на экономику центрального правительства путём расширения обязанностей и ответственности министерств. Но в 1980 Косыгин умер, а его преемник Николай Тихонов имел консервативный подход к экономике. «Реформа 1979» почти не была проведена в жизнь.

Выступление Л. И. Брежнева по японскому телевидению, 1977

Одиннадцатый пятилетний план Советского Союза отражал все эти неутешительные факты, предусматривая экономический рост всего на 4–5%. За предшествующую, десятую, пятилетку планировалось увеличить продукцию на 6,1%, но эта цель тоже не была достигнута. Брежнев кое-как избегал экономического коллапса, торгуя с Западной Европой и арабским миром. Даже некоторые страны Восточного блока стали в брежневскую эпоху застоя экономически более развитыми, чем Советский Союз.

Айтишный писатель Майкл Лопп не так давно опубликовал у себя в блоге любопытную заметку, затронув в ней весьма нетривиальный вопрос: стоит ли отказываться от какой-нибудь программы, даже если она добротно сделана, но годами не получает крупных обновлений?

Если конкретно, Лопп пишет о менеджере задач Things , которым он с удовольствием пользовался долгие годы, но в конце концов отказался в пользу другой GTD-системы. Продукт действительно добротный , он чудесно справляется с возложенными на него задачами, да и выглядит симпатично. И по большому счету, Лоппу в Things все нравилось. Но кто более-менее плотно работал с этим продуктом, тот хорошо знает, насколько редкими и незначительными были обновления внутри его основной версии. Лопп пишет:

«Часть меня спокойно относилась к отсутствию перемен, поскольку от программы мне только и нужно было, что занести задачу в список, удобно внести ее в нужную категорию, задать требуемый приоритет, а в нужный момент запросто найти эту задачу через поиск или фильтр, - все это в Things работало без сучка и задоринки».

«[Но] Как я могу верить, что пользуюсь шедевром среди менеджеров задач, если программе понадобилось более двух лет, чтобы получить простую и удобную функцию синхронизации? Какие еще инновации все никак не дойдут до конечного продукта? Почему графическое оформление остается неизменным на века? Чем это пахнет? Это пахнет застоем».

Отсутствие динамичного развития программы и стало основной причиной, по которой Лопп удалил Things со своего компьютера.

В защиту своих коллег из Cultured Code (разработчики Things) горячо вступился программист Даниэль Ялкут , приведя в качестве контраргумента яркую мебельную метафору:

«…когда стул вырезан и собран, работа над его функциональностью заканчивается. Вот он, стул, и на нем можно сидеть. Он готов. Но покупатели справедливо будут жаловаться на грубую работу, пока мастер не выполнит трудоемкий процесс проработки деталей, полировки и покрытия лаком. Только тогда стул будет считаться сделанным хорошо».

Ялкут соглашается, что программное обеспечение, как и любой другой продукт, должно подвергаться критике - но только в том случае, когда оно не выполняет что-то важное, а не вовсе за то, что в нем не наблюдается общих изменений. Хотя разработчик сразу же признается, что и сам думал о застое в отношении редактора презентаций Keynote: программа - и сейчас лучшая в своем роде - раздажала Ялкута все больше и больше именно тем, что в ней годы напролет мало что менялось. Незлым тихим словом поминалась и Apple, которая, как тогда казалось, махнула рукой на свои офисные приложения. Правда, от Keynote Якут так и не отказался (ну не на PowerPoint же переходить!).

Вот и возникает вопрос: стоит ли искать замену приложению с устоявшимся набором инструментов, если возлагаемые на это приложение задачи, по большому счету, не меняются, а сама программа с этими задачами справляется стабильно хорошо?

Как я уже заметил, вопрос нетривиальный, поскольку с одной стороны есть реальные потребности пользователя и объективные недостатки приложения, а с другой - желание бесплатно получить что-нибудь новенькое, не совсем нужное, но обязательно захватывающее. И чем более профессионально человек смотрит на свой рабочий инструмент, тем меньше второе давит на первое…

Насколько важно лично вам регулярное обновление ваших любимых программ, если к их основной функциональности у вас претензий нет? Считаете ли вы обязательным динамичное развитие программы, или разработчики могут расслабиться на неопределенный срок, если инструментарий удовлетворяет запросам большинства?

А что вы об этом думаете?

План

1. Идеологические последствия отстранения Н.C. Хрущева от власти. Диссиденты в СССР. Политический портрет Л.И. Брежнева.

2. Успехи и просчеты внешней политики советского правительства: обострение советско-китайских отношений, ввод войск в Чехословакию, Программа мира, хельсинский процесс, ввод войск в Афганистан.

3. Экономические реформы и их незавершенность. СССР в условиях научно-технической революции. Нарастание трудностей и противоречий в обществе.

4. Принятие конституции СССР в 1977 г. Развитие культуры, науки, образования.

Глоссарий

Развитой социализм, «застой», «теневая» экономика, хозрасчет, научно-техническая революция, «разрядка», советский народ, диссидентство, самиздат, тамиздат.

Вопросы для обсуждения

1. Какие факторы послужили росту экономики СССР во второй половине 60-х – 70-е гг.?

2. В чем заключалась внешнеполитическая «доктрина Брежнева»? Назовите ее положительные и отрицательные черты.

3. Какое влияние имело правозащитное движение на общественно-политическую жизнь страны?

4. Как Вы считаете, политические и социально-экономические процессы, происходившие в СССР в 1964 – 1984 гг., стали в истории нашей страны периодом «застоя» или стабильности?

5. Почему Советский Союз оказался к середине 1980-х гг. на пороге глубокого социально-экономического и общественно-политического кризисов?

Задания

Общие:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР и других стран 1964 – 1984 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте – районы промышленной и сельскохозяйственной специализации в СССР.



3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 519 – 527, 532 – 539); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу «Сельское хозяйство СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните задачи, результаты и последствия развития аграрного сектора экономики в 1964 – 1984 гг.).

2. Составьте таблицу «Промышленность СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1964 – 1984 гг.).

3. Составьте таблицу «Культура, наука и образование СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните основные достижения и противоречия в культуре и науке этого периода).

4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «Социально-экономическое и культурное развитие Курской области в 1964 – 1984 гг.»;

б) «История подписания договоров ОСВ-1 и ОСВ-2»;

в) «Пражская весна 1968 г.».

5. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, существовала ли возможность проведения в 1964 – 1984 гг. коренных социально-экономических реформ при условии сохранения советской однопартийной системы.

6. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, являлся ли период 1964 – 1984 гг. временем «застоя» или поступательного развития страны. На Ваш взгляд, в каких случаях фактор стабильности играл(-ет) положительную и отрицательную роль в социально-экономическом и общественно-политическом развитии современной России?

7. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре, науке и образованию 1964 – 1984 гг., и проведите их презентацию.

Тестовые:

1. Основными направлениями реформы в промышленности были:

а) сокращение до минимума числа директивно планируемых показателей

б) сохранение жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции

в) создание предприятий с частным капиталом

г) предоставление предприятиям части доходов для материального стимулирования производителя

д) упразднение совнархозов

е) восстановление отраслевых министерств

2. Основными мероприятиями реформы в сельском хозяйстве были:

а) повышение закупочных цен на сельхозпродукцию

б) установление гарантированного 6-летнего плана госзакупок

в) введение надбавок за сданную сверх плана сельхозпродукцию

г) увеличение капиталовложений

д) допущение частной собственности и частного предпринимательства

е) полная свобода торговли сельхозпродукцией

3. Установите хронологическую последовательность событий:

а) советско-китайское вооруженное столкновение в районе пограничной реки Уссури

б) ввод советских войск в Афганистан

в) совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе

г) подписание между СССР и США Договора ОСВ-1

д) ввод войск стран ОВД в Чехословакию

4. Приведите в соответствие события и даты:

5. Как назывался внешнеполитический курс СССР 1972 – 1979 гг., направленный на ограничение стратегических вооружений и реализацию новых принципов взаимоотношений и сотрудничества стран, _______________________________.

Семинар № 15

Разрушение партийно-государственной системы управления в СССР и формирование новой российской государственности:

1985 – 2010-е гг. (2 часа)

План

1. Советский Союз в 1985 – 1991 гг.:

а) перестройка и новое политическое мышление. Феномен М.С. Горбачева;

б) I Съезд Советов народных депутатов СССР;

в) от экономической реформы к экономическому кризису;

г) формирование многопартийности и «парад суверенитетов»: 1985 – 1991 гг.;

д) август 1991 г., распад СССР и Беловежское соглашение.

2. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации:

а) Конституция РФ 1993 г. и конституционный кризис. Октябрь 1993 г.;

б) культура в современной России;

в) внешнеполитическая деятельность российского правительства в условиях новой геополитической ситуации.

Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов:

Перестройка, новое политическое мышление, гласность, демократия, многопартийность, суверенитет, федерация, правовое государство, референдум, рыночная экономика, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, дефолт, инфляция, сепаратизм, терроризм, постмодернизм, новая проза, концептуализм.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

Вопросы для обсуждения

1. Почему распался Советский Союз? Какие последствия вызвало прекращение существования советской сверхдержавы?

2. Почему в начале 1990-х гг. российское руководство стало проводить радикальные реформы? Как считаете, была ли возможность иного развития России в 1990-е гг.?

3. Как можно оценить внутри- и внешнеполитический курсы развития Российской Федерации в 2000-е – 2010-е гг.?

Задания

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР – РФ и других стран 1985 – 2010-х гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте:

а) «горячие точки», появившиеся на территории СССР и России;

б) государства (и в том числе непризнанные международным сообществом), образовавшиеся после распада СССР.

3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 540 – 563); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу «Распад СССР» (укажите и объясните предпосылки, процесс и последствия распада страны).

2. Составьте таблицу «Либеральные реформы начала 1990-х гг.» (укажите и объясните задачи реформ, их содержание, результаты и последствия).

3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «История основных политических партий России»;

б) «Чеченская война»;

в) «Национальные приоритетные проекты и их реализация».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

4. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, почему распался СССР; какие социально-экономические и политико-идеологические меры Вы предложили бы по сохранению страны.

5. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре перестроечного периода и российской культуре 1990-х – 2010-х гг., и проведите их презентацию.

Тестовые:

1. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала:

а) расширение самостоятельности предприятий

б) внедрение хозрасчета и самофинансирования

в) постепенное возрождение частного сектора

г) отказ от монополии внешней торговли

д) более глубокую интеграцию в мировой рынок

е) сокращение численности отраслевых министерств и ведомств

ж) разгосударствление собственности (приватизацию), акционирование

з) либерализацию цен

а) «дети Арбата» А.Н. Рыбакова

б) «Путешествие дилетантов» Б.Ш. Окуджавы

в) «Белые одежды» В.Д. Дудинцева

г) «Зубр» Д.А. Гранина

д) «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана

е) «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина

ж) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

з) «Мы» Е.И. Замятина

3. К числу причин трудностей и неудач экономических реформ начала 1990-х гг. можно отнести:

а) нарушение традиционных хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР и странами Восточного блока

б) демонтаж прежнего механизма управления экономикой

в) отсутствие золотовалютных резервов

г) диспропорции в развитии экономики (доминирующая роль ВПК и тяжелой индустрии)

д) обострение политической ситуации в связи с противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти

е) слабое законодательное обеспечение реформ

ж) непоследовательность и половинчатость в проведении твердого экономического курса

з) ошибочность избранного курса на формирование рыночной экономики

и) отсутствие обещанной Западом экономической и финансовой поддержки реформ

4. Установите хронологическую последовательность событий:

а) подписание между Россией и США договора ОСНВ-2

б) соглашение между РФ и НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности

в) подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)

г) подписание между СССР и США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

д) подписание в Париже Основополагающего акта между руководителями стран НАТО и России

е) присоединение РФ к программе «Партнерство во имя мира»

ж) роспуск СЭВ и ОВД

5. Приведите в соответствие даты и события:

6. Как называлась новая концепция советской внешней политики, в которой центральное место отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми интересами, _______________________.


Вопросы к экзамену (оценка знаний)

1. История как наука. Основные периоды российской истории.

2. Восточные славяне: территория расселения, занятия, верования.

3. Образование Киевской Руси. Норманнская теория.

4. Внутренняя и внешняя политика Древнерусского государства: IX – XIII века.

5. Принятие христианства на Руси. Расцвет культуры Киевской Руси.

6. Собирание русских земель вокруг Москвы: ХIII-ХV века. Иван Калита.

7. Борьба с татарским игом. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.

8. Образование и укрепление единого Российского государства в ХIV-ХVI веках.

9. Иван Грозный. Внутренняя и внешняя политика государства в 60-80-е годы ХVI в.

10. Формирование самобытной национальной культуры в ХIII-ХVI веках.

11. Конец ХVI - начало ХVII в. Династический кризис и смутное время на Руси.

12. Развитие русской национальной культуры и влияние Запада в ХVII веке. Вклад курян в развитие отечественной культуры.

13. Международная политика первых Романовых (ХVII век). Присоединение Украины. Продвижение в Сибирь.

14. Внутренняя политика первых Романовых. Соборное Уложение 1649 г.

15. Церковный раскол, его причины и последствия. Никон и Аввакум.

16. Петр I и его время. Объективная необходимость и предпосылки преобразований в области экономики, государственного строя, культуры России к началу ХVIII века.

17. Международное положение и внешняя политика России в начале ХVIII в. Северная война (1700-1721 гг.) и военная реформа.

18. Россия в период «дворцовых переворотов»: 1725-1762 гг. (по оценкам В.О. Ключевского).

19. Культура и искусство России в ХVIII веке: потеря самобытности русским дворянством и развитие культуры на европейской почве.

20. Политика «просвещенного абсолютизма» и люди «екатерининской эпохи»: иллюзии европейской образованности и российская действительность (по В.О. Ключевскому).

21. Александр I и М. Сперанский: реформы государственного управления.

22. Международное положение России в начале ХIХ века. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813-1815 гг.

23. Политика правительства и настроение русского общества после победы над Наполеоном; «аракчеевщина», выступление декабристов.

24. Реакционный политический курс 30-50-х годов ХIХ века. Крымская война 1853-1856 гг.

25. Аграрная реформа 1861 г.; правовое положение крестьян и крестьянские учреждения, особенности выкупной операции. Манифест и положение 1861 г.

26. Александр II и его политическая программа. Эпоха гласности.

27. Земская, судебная, образовательная, военная реформы 60-70-х гг. ХIХ в. Их судьба.

28. Модернизация российской экономики и развитие российского капитализма во второй половине ХIХ века. Курск во второй половине ХIХ века.

29. Политический кризис в России на рубеже ХIХ и ХХ веков. Образование политических партий и Манифест 17 октября 1905 года.

30. Опыт российского парламентаризма: 1906–1917 гг. Третья Государственная Дума и политическая деятельность П.А. Столыпина.

31. Россия в первой мировой войне 1914–1918 гг. Советское правительство и подписание Брестского мира.

32. От Февральской к Октябрьской революции 1917 год: общенациональный кризис и выбор путей исторического развития России.

33. Русская культура «серебряного века».

34. Второй Всероссийский съезд Советов, его декреты и постановления (1917 г.). Судьба Учредительного собрания.

35. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, основные этапы, трагические последствия

36. Формирование Советского государства: первые декреты, политика «военного коммунизма», первая советская конституция (1918 г.).

37. 1920-е гг.: международное и внутреннее положение страны после окончания Гражданской войны. Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин.

38. Изменение внутриполитического курса в конце 20-х годов. Демонтаж НЭП: индустриализация, коллективизация, культурная революция.

39. СССР в начале второй мировой войны. Советско-германские договоры 1939 г. и война с Финляндией (1939–1940 гг.)

40. Экономическое и политическое состояние СССР, духовная жизнь накануне второй мировой и Великой Отечественной войн. Конституция 1936 г. и политические репрессии.

41. Начало Великой Отечественной войны. Причины отступления Красной Армии в 1941 году. Московская битва.

42. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 - 1943 гг.) Сталинградская и Курская битвы.

43. Завершающий период Великой Отечественной войны (1944 – май 1945 г.). Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции.

44. Победа СССР над фашизмом в Германии и Японии: цена, итоги и причины победы. Курская область в годы войны.

45. Обострение международных отношений СССР и США после второй мировой войны. «Холодная война».

46. Трудности перехода населения СССР к мирной жизни в послевоенный период 1945-1953 гг.: восстановление экономики, политические репрессии, изоляция страны от мировой культуры.

47. Политический переворот в СССР в 1953 г. Смерть Сталина. Дело Берии.

48. СССР и Восточная Европа во второй половине 40-х – 50-е гг. СЭВ. ОВД. События в Венгрии и Польше после ХХ съезда КПСС.

49. Культура, наука и искусство СССР в 50-60-е годы.

50. Экономические реформы и попытки демократизации общественной жизни во второй половине 50-х – начале 60-х гг. Н.С. Хрущев.

51. Политический портрет Л.И. Брежнева. Противоречивый характер экономического, политического и духовного развития СССР в 70-е – первой половине 80-х гг.

52. СССР в 1985–1991 гг. Политика «перестройки» и ее последствия.

53. Завершение «холодной войны». Международное положение СССР – России в конце 80-х – начале 90-х гг.

54. Внешняя политика СССР в 70-е – первой половине 80-х гг.: успехи и просчеты.

55. События августа 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ. Символика РФ.

56. Образование суверенной Российской Федерации и ее современное развитие (1990–2010-е гг.). Конституция 1993 г.

В 1964 году Первым Секретарем ЦК компартии, а, значит, и реальным главой партии и страны в целом, стал Леонид Ильич Брежнев. Правда, в отличие от Хрущева Л. Брежнев не совмещал пост Первого Секретаря и Председателя Совета Министров страны. Совмещение было признано нецелесообразным. Но это в начале. Очень скоро, в 1966 г. Брежнев стал именоваться Генеральным Секретарем ЦК компартии, как 30 лет именовался партийный пост Сталина. В 1976 году Брежнев занял высший официальный пост в государстве, став одновременно и Председателем Президиума Верховного Совета Советского Союза. Подобное совмещение не позволяли себе ни Ленин, ни Сталин.

Сравнение со Сталиным в разговоре о деятельности Л. Брежнева на руководящих постах более чем уместно. Если политику, проводимую хоть и не всегда последовательно Н.С. Хрущевым, можно охарактеризовать как десталинизацию общества то политика, проводимая Л. Брежневым и его окружением, во многих отношениях может быть охарактеризована как ресталинизация . По свидетельствам некоторых исследователей, на XXIII съезде компартии в 1966 году предполагалось объявить действия Хрущева по развенчиванию культа личности Сталина ошибочными, т.е. предполагалась официальная реабилитация Сталина на высшем партийном, да и государственном форуме. Но, узнав о предполагаемой реабилитации Сталина, представители делегаций некоторых коммунистических партий европейских стран (гости съезда) заявили, что покинут съезд в знак протеста. Брежневское окружение не решилось пройти на скандал. Но при этом было принято решение реабилитировать Сталина – а, значит, и его преступления, репрессии - в «рабочем порядке», то есть без официальных заявлений. Как это можно было сделать?

Реабилитация Сталина заняла несколько лет. В учебниках по истории все меньше места уделяли репрессиям, лагерям, а потом о них вообще перестали писать. Был введен негласный запрет на издание литературных произведений и создание фильмов, где показывались бы репрессии. Руководство страны выделило огромные деньги на создание многосерийного фильма о последних годах Второй мировой войны «Освобождение». Этот фильм съел примерно половину расходов кинопроизводства страны и во всех его сериях Сталин изображался как мудрый, безошибочно действующий, принимающий только разумные решения государственный и военный деятель. Этот фильм много лет показывался с экранов всех кинотеатров нашей страны и стал основным источником информации о роли Сталина в истории нашей страны. Примерно в это же время был создан телесериал «Семнадцать мгновений весны», который многократно показывался по желанию партийного руководства по телевидению. Сериал завершался принципиальным эпизодом: мудрый и благородный Сталин дает уроки нравственности и разумной политики западным политикам. Воздействие этого эпизода можно сравнить с эффектом 25 кадра, который действует на подсознание эффективным образом. Создавались и другие фильмы подобного рода, писались и издавались массовым тиражом и соответствующие книги, например, роман А. Чаковского «Победа». Этот процесс скрытой реабилитации Сталина завершился все же официальным Постановлением ЦК компартии по случаю 150-й годовщины со дня рождения бывшего диктатора. В Постановлении Сталин был назван великим политическим деятелем, сделавшим очень много для страны. Правда, при этом признавалось, что Сталин допускал ошибки. Под ошибками, вероятно, и подразумевались массовые репрессии, война с крестьянами и гибель миллионов людей.

Ресталинизация нашла сове выражение и в активном преследовании инакомыслящих , т.е. тех людей, кто стал выражать свое несогласие с коммунистической системой. Но теперь правящий режим поменял политику массовых репрессий в отношении людей, не критиковавших систему, не собиравшихся бороться с ней. Были разработаны иные способы борьбы с инакомыслием. Например, помещение в психиатрические больницы инакомыслящих фактически именно за то, что они мыслили иначе, чем требовала власть. В условиях научно-технического прогресса у многих людей появились радиоприемники, а вместе с тем возможность получать по радио информацию о положении в стране и мире, в которой критиковалась коммунистическая система. Эти радиопередачи, которые вели специально созданные радиостанции «Свобода» и «Свободная Европа», находившиеся в Германии, в Мюнхене, позволяли многим гражданам нашей страны составить самостоятельный взгляд на положение вещей в обществе. Поэтому коммунистический режим много внимания уделял нейтрализации этих передач с помощью специальных технических мер по глушению этих передач в эфире.

В целом, на протяжении 60-70-х годов правящий режим чувствовал себя достаточно уверенно и спокойно, обстановка в стране была стабильной. Если в стране происходили какие-то изменения, то все они носили количественный характер: увеличивалось количество вооружений, количество полетов в космос, количество производимых тракторов, машин и других товаров, даже широкого спроса. Увеличивалось количество заводов, протяженность железных дорог, но не было каких-то зримых, качественных изменений, хотя периодически даже на официальном уровне говорилось о необходимости качественных реформ, о лучшем использовании достижений научно-технического прогресса, о внедрении новых форм управления и организации производства. Но реально никакие новые формы не приживались.

В стране сложилось государство планового управления экономикой и общества в целом. По единому государственному плану определялось количество и перечень всех производимых товаров, от тепловозов до гвоздей и спичек. Экономика регулировалась абсолютно централизированным образом. Подобная система гарантировала стабильность и предсказуемость, но вместе с тем полностью подавляла творческую инициативу на местах. Она делала невозможным какие-то творческие изменения к лучшему - даже на отдельных заводах, фабриках, учреждениях, в отдельных регионах страны, в отдельных сферах общественной жизни. Наряду с господством ВПК плановое регулирование определяло низкий качественный уровень товаров широкого спроса. Плановая система в конечном итоге подавляла свободу деятельности, свободу творчества, свободу мысли.

Стабильность системы в 60-е годы помогала благоприятная для нашей страны конъюктура на мировом рынке в сфере энергетического сырья. В нашей стране, особенно в Западной Сибири стало добываться больше нефти и газа, которые продавались за рубежом по высоким ценам. Повышению цен на нефть способствовало закрытие Суэцкого канала после арабо-израильской войны 1967 г. В результате доходы от продажи нефти в этот период составили сотни миллионов долларов. Благодаря этому, наша страна могла закупать за рубежом какие-то товары широкого потребления: еду, одежду и т.д. Закупалось и более совершенное техническое оборудование, но использовалось оно в большинстве случаев неэффективно. По словам академика Георгия Арбатова, специалиста по международным отношениям, миллиарды нефтедолларов были истрачены правящим режимом бездарно, неэффективно, бесперспективно. Эти годы стабильности и благоприятной экономической обстановки привели к достаточно высокому уровню жизни многих граждан страны, особенно жителей Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик в 70-е годы. Именно уровень жизни и стабильность середины 70-х годов способствовал созданию крахом системы как мифа о благополучной жизни при коммунистах.

В конце 70-х годов после открытия Суэцкого канала, после выработки легкодоступных запасов нефти, доходы от продажи нефти упали, а запросы ВПК продолжали увеличиваться. После введения в декабре 1979 года советских войск в Афганистан ухудшились международные отношения, что также негативно отразилось на экономике. Ситуация в экономике стала неуклонно ухудшаться, но ее плановый характер, ее инерционность, принципиальная несовместимость с инициативой сделали невозможным эффективные экономические реформы.

Стабильность обернулась застоем системы. Застой привел к деградации экономики страны. Самым опасным для будущего страны стало все увеличивающееся технологическое отставание нашей страны от развитых экономических стран. В 70-80-е годы передовые в экономическом отношении страны перешли к компьютерным технологиям во всех сферах жизни - от космонавтики до домашних компьютеров, до компьютеров у каждого бухгалтера и секретаря. А в Советском Союзе продолжали использовать бухгалтерские счеты и устаревшие печатные машинки. Технологическое отставание в компьютерной сфере грозило и отставанием в сфере создания новейших вооружений. Плановая коммунистическая система оказалась несостоятельной в эпоху компьютерных технологий.