Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» — история знаменитой фразы Пришел к нам с мечом

Цитата из Библии, слова Иисуса Христа. В главе 26 Евангелие от Матфея описывается, как пришли арестовывать Иисуса, преданного . Один из сторонников Иисуса решил драться за него (гл. 26, стр. 51-52):

"51. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

52. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут ;".

В Откровение Иоанна Богослова (глава 13, стр. 10) сказано:

"Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом".

Эта фраза из Библии стала основой знаменитого выражения , приписываемого Александру Невскому.

Примеры

"История человечества наполнена доказательствами того, что физическое насилие не содействует нравственному возрождению и что греховные наклонности человека могут быть подавлены лишь любовью, что зло может быть уничтожено только добром, что не должно надеяться на силу руки, чтобы защищать себя от зла, что настоящая безопасность для людей находится в доброте, долготерпении и милосердии, что лишь кроткие наследуют землю, а поднявшие меч от меча погибнут ."

«Они шли на нас, имея бесчисленное количество луков и множество прекраснейших доспехов. Их стяги и одежды поражали роскошью и богатством. Их шлемы излучали свет».

Именно такими на льду Чудского озера увидели русских рыцари Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. Для многих из них это зрелище оказалось последним.

Но позвольте! Какие ещё «прекраснейшие доспехи» и «излучающие свет шлемы» у русских, когда мы с детства видели в кино - против закованных в броню немецких псов-рыцарей сражались пусть героические, но всё-таки нищеброды в посконных портах, драных тулупах и лаптях?! Оружие - подвернувшаяся под руку оглобля. А насчёт доспеха - памятный всем предсмертный вздох кузнеца-ратника: «Эх, коротка кольчужка-то…» Большое спасибо Сергею Эйзенштейну - его фильм «Александр Нев­ский » был настолько хорош, что почти подменил собой историческую правду.

Сладкая еврожизнь

И хорошо ещё, что не всю. Несмотря на расшитые петухами и бубликами клоунские рубахи новгородцев, основа осталась вполне достоверной - битва имела место, была масштабной, наши в ней одержали победу и спасли свою землю от страшного разорения и даже полного уничтожения.

Хотя кое-кто эти истины пытается оспорить. Дескать, и битва была мелкая, ничего не решающая. И немцы не такие уж и плохие, глядишь, и навели бы у нас порядок. Да и вообще Александру Невскому надо было не воевать с рыцарями, а наоборот - объединиться и вместе хорошенько накидать татаро-монголам. Ведь мог бы интегрироваться с продвинутой Европой, а вместо этого пресмыкался перед дикими степняками и признал власть Орды.

Подобным мечтателям не худо напомнить, что произошло с теми славянскими народами, которые всё-таки имели неосторожность повестись на сладкие речи немцев о сытой совместной жизни в тогдашнем Евросоюзе - Священной Рим­ской империи. Скажем, племени слезан ещё повезло - от них на карте хотя бы осталось имя Силезия, о чём, правда, редко вспоминают. А о племени бодричей не вспоминают вовсе. И поделом - их князья прогнулись под германского императора, и аккурат ко времени Александра Невского эта некогда славян­ская земля называлась Мекленбургом, а население, от знати до простолюдинов, говорило и верило по-немецки.

Конечно, русский князь не мог процитировать стихотворения Сергея Михалкова : «Не допустит наш народ, чтобы русский хлеб душистый назывался словом «Brot». Но, судя по всему, историю знал крепко. И мыслил примерно теми же категориями, что советский поэт. Да и немцы вели себя на захваченных у него землях вовсе не как паиньки, чему свидетельством - хроника Ливонского ордена: «Ни одному русскому мы не дали уйти невредимым. Кто защищался, тот был убит, кто бежал, тот был настигнут и убит. Слышны были крики и причитания. В той земле повсюду начался великий плач». Нет, татары убивали и жгли не меньше. Но хотя бы не переименовывали русские города и не сажали в них свою админист­рацию, не внедряли на Руси многожёнство и не заставляли всех массово пить кумыс и есть конину. Немцы же, едва взяв Псков, посадили там двух импер­ских чиновников, начали вводить свои законы, внедрять свои обычаи и даже язык.

Войны в старинных доспехах. Реконструкция. Фото: www.russianlook.com

Сиговая смерть

Можно ли с такими договориться? И, главное, против кого? Против тех самых татар, от которых ровно за год до Ледового побоища это прославленное и блистательное рыцарство бежало без памяти, роняя штаны. Да так лихо, что вся Европа замерла в ужасе: «Значительный страх перед этими варварами охватил даже отдалённые страны, Францию и Испанию. В Англии из-за паники надолго прекратилась торговля с континентом». А «всемогущий» император Священной Римской империи в ответ на требование Батыя о покорности униженно писал: «Будучи знатоком соколиной охоты, я мог бы стать сокольничим при дворе Вашего Величества». Между прочим, поражение рыцарей действительно было тяжёлым - в той битве с татарами погибло шесть братьев Немецкого ордена, три рыцаря-послушника и два сержанта. Это много, учитывая, что по немецкому обычаю за каждым братом-рыцарем стояли не десятки его подчинённых, как во Франции, а от одной до нескольких сотен.

Их логика была прозрачна - что не вышло с татарами, должно выйти с разбитыми и обескровленными русскими, которых уже лет пять как режут монгольские орды. Может быть, они действительно ожидали встретить сброд мужиков-лапотников с дрекольем? Вполне допустимо, если судить по несколько ошарашенному тону автора Ливонской хроники: «В королевстве Руссия люди оказались очень крутого нрава. Они не медлили, они собрались в поход и поскакали на нас. Многие были в блестящей броне, их шлемы сияли как хрусталь». Эти «сияющие шлемы» и прочее богатство произвели на немцев неизгладимое впечатление. Конечно, желание содрать их с русских трупов было велико, но вышло немножко по-другому: «Там было убито 20 братьев-рыцарей, а 6 взято в плен». Мало? Напомним - в битве с татарами орден потерял вчетверо (!) меньше.

Конечно, потерпеть такое поражение от «славянских варваров» было очень стыдно. Поэтому в этой хронике мы чуть ли не впервые встречаем знакомую многим байку из серии «немцев трупами завалили». Тогда она, правда, звучала немного иначе: «Русские имели такую рать, что каждого немца атаковало, пожалуй, шестьдесят человек». Забавно, что 700 лет спустя потомки этих самых рыцарей, намалевавшие себе кресты на танковых башнях, точно так же бежали, размазывая кровавые сопли, из тех же самых мест. И точно так же жаловались на русское оружие и «прекрасные доспехи»: «У них был танк Т-34, а у нас не было, это нечестно!» Да, был. А в далёком 1242 г. у нас был князь Александр Невский, который гнал немцев по озеру чуть ли не семь вёрст. И загнал часть удирающих в то место, где месяцем раньше малые ребята ловили сига. Оно так и называется - сиговица. Лёд там очень тонкий, с полыньями. Так что кое-кто из рыцарей действительно сыграл на дно Чудского озера - легенды и мифы в отличие от побеждённых редко врут.

Александр Невский, который ничего подобного не говорил

Ни чьи. Из известных исторических деятелей слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» не произносил никто.
Фразу, ставшую крылатой, придумал советский литератор П. А. Павленко (11 июля 1899 — 16 июля 1951). 1 декабря 1938 года на киноэкраны Советского Союза вышел фильм «Александр Невский», сценарий к которому написал Павленко. В нем главным героем и произносится этот текст Однако в исторических летописях нет упоминания подобной речи Невского. Известной стала она благодаря СМИ. Так сказать, «волшебная сила искусства»

Впрочем, у слов «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» всё-таки имеется первоисточник. Это Евангелие от Матфея

47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, ; (глава 26)

Интересно, что другой апостол — Марк, описывая сцену ареста Учителя, про меч и гибель от него ничего не говорит

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Евангелие от Марка: 14)

А апостол Лука так рассказывает эту историю

47 Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. (Евангелие от Луки, глава 22)

И здесь ни слова про «взявшие меч, мечом погибнут».
Несколько иная трактовка события у евангелиста Иоанна

3 Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: «это Я», – они отступили назад и пали на землю.
7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, –
9 да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
12 Тогда воины, и тысяченачальник, и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, (Евангелие от Иоанна, глава 18)

Тут больше конкретики. Оказывается мечом размахивал Пётр, а потерявшего ухо звали Малх, но снова о предостережении «взявшие меч, мечом погибнут» ничего. Вобщем, тёмное дело

Применение евангелического текста в литературе

«хорошо ты говоришь об угнатом скоте, но жалко, что о забытом Христе плохо знаешь: меч изощряешь, мечом погубляешь и сам от меча можешь погибнуть » (Н. С. Лесков «Легенда о совестном Даниле»)
«Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет ?» (Л. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас»)
«Вложи меч в ножны. Поднявший меч, от меча и погибнет… » И он, князь ― убийца Костогорова, должен стать самоубийцей» (Н. Э. Гейнце «Князь Тавриды»)
«Первый собрал племена и народы земные под властью Меча. Но взявший меч от меча погибнет . И Рим погиб» (Д. С. Мережковский «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи»)
«Пусть гибнет сей еретик по закону, сказано бо есть: подъявший меч, от меча да погибнет! » (М. Н. Загоскин «Брынский лес»)

Свт. Иоанн Златоуст

Блж. Иероним Стридонский

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут

Но, если не напрасно носит меч тот, кто поставлен мстителем за гнев Божий против делающего зло, почему погибнет от меча тот, кто только возьмется за меч? И от какого меча? Именно от того меча огненного, который обращается перед раем (Быт. 3:24) , и от меча духовного, который описывается среди всеоружия Божия (Еф. 6:11-17) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут

Ориген

Ст. 52-54 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть

И посмотри: после того как Господь сказал Петру: Возврати меч твой в его место (что свойственно терпению), и возвратил отсеченное ухо, о чем говорит другой евангелист (что было доказательством Его высочайшей благости, равно как и божественной силы), только тогда Он произнес эти слова, чтобы они оказались верными благодаря Его предшествующим словам и делам, дабы присутствующие, даже если и не помнили о Его прежних благодеяниях, то запомнили бы настоящие.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Тогда глагола ему Иисус: возврати нож твой в место его: еси бо приемшии нож ножем погибнут

Упрекнул его и показал, что не нужно пользоваться мечом для защиты Бога; этим, конечно, запретил и всякое оружие. Вси бо приемшии нож… – есть пророчество о погибели пришедших на Него иудеев. Иоанн (18:11) говорит, что Иисус Христос сказал: чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея ? показывая, что все это совершается не по их власти, а по допущению Отца, и что до самой смерти Он был послушен Отцу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут

(Лк. 22:51; Ин. 18:11) . Спаситель повелевает Петру оставить свой нож без употребления. Дальше приводится причина, почему это так. Альфорд считает “мечом погибнут” заповедью и говорит, что здесь не только будущее, но и будущее повелительное: пусть мечом погибнут или должны погибнуть. При таком толковании смысл слов Христа был бы ясен; но в подлиннике нет повелительного наклонения будущего времени. Иларий говорит: “не все, которые носят меч, обыкновенно мечом погибают. Многие погибают от горячки или от какого-нибудь другого случая - те, которые пользуются мечом или по должности судей или вследствие необходимости сопротивления разбойникам.” Августин затруднялся толкованием этих слов. Другие думают, что здесь - общая мысль, напоминающая древний закон о мести (Быт. 9:6) , или народное выражение (пословица), по которому наказанием для каждого служат его недостатки (ср. Откр. 13:10). Нельзя эти слова относить только к Петру, потому что, - независимо от их общего смысла, - несомненно, что Петр никогда после того не поднимал ни на кого меча и, однако, сам погиб от меча; или что изречение относилось к иудеям, погибшим от меча римлян, потому что в этой самой толпе, взявшей Христа, именно римляне, вероятно, и владели мечами. Не остается ничего больше, как понимать выражение только в общем смысле; и если мы раскроем ветхозаветную Библию, то найдем множество подобных же общих изречений, например, у Сираха, в Притчах и проч., которые нельзя принимать в совершенно безусловном смысле, не допускающем никаких исключений. Так и слова Христа допускают множество исключений, в общем своем значении не переставая быть вполне верными. Несомненно только, что Христос, произнося Свои слова, запретил всем людям иметь меч и употреблять его в качестве защиты или для производства насилия. Отступления ветхого человека от этой истины вследствие необходимости или каких-либо других причин могут иметь опасные последствия для него же самого - поднимая меч, ео ipso одобряете поднятие его и другими, и это может пасть на его собственную голову.

Толковая Библия.

Эту фразу новгородский князь якобы произнес, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. Источником укрепившегося в общественном сознании убеждения стал фильм Сергея Эйзенштейна « » (1939), сформировавший целый комплекс мифов об Александре Невском и роли битвы на льду Чудского озера в апреле 1242 года. С тех пор высказывание героя Николая Черкасова, исполнившего главную роль в картине Эйзенштейна, прочно ассоциируется с именем новгородского князя.

Примеры употребления

Впереди были ещё триста лет позора и унижения, ещё триста лет Русь платила дань ханам Золотой орды. Но уже прозвучали грозным предупреждением врагам слова князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» (Назаров О. «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» // Сайт-газета «Местный спрос», 16.04.2013)

И в какие бы крайности не впадали отдельные политики, заявляющие, что противостояние Запада и России может перейти в стадию «горячей» войны, мы отвечаем: Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Как сказал в своё время Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет». (Газета «Завтра», №37 (773) от 10 сентября 2008 года)

Действительность

Фраза, которую режиссер и сценарист вложили в уста Николая Черкасова, представляет собой немного измененный вариант цитаты из Библии, по всей видимости, из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Аналогичное по смыслу высказывание встречается и в «Откровении Иоанна Богослова» 13:10): «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Любопытно, что похожая формула существовала и в античном мире, в частности, в Древнем Риме в виде фразы «Кто воюет мечом, от меча и погибает» (Qui gladio ferit, gladio perit).

В действительности же источники не сообщают о том, произносил ли такую фразу новгородский князь. В текстах, повествующих о жизни и делах Александра Невского (в том числе «Софийской первой летописи» и «Псковской второй летописи») об этом нет никаких упоминаний.

По словам исследователя средневековой Руси И.Н. Данилевского, Александр Невский является одним из самых сакрализованных персонажей российской истории. Его образ как защитника православия, борца за независимость Руси начал формироваться в XVIII веке, утверждает исследователь, и имел под собой прочную идеологическую платформу: место, которое избрал для строительства новой столицы, находилось практически там же, где в 1240 году состоялась Невская битва. Претензии России на выход к Балтике вызывал ассоциации с победой князя на Неве. Даже день памяти Александра Невского (30 августа) был выбран неслучайно: в этот день Россия заключила Ништадтский мир со Швецией.

Впоследствии образ Александра как защитника Русской земли стал все больше популяризоваться: в 1725 г. Екатерина I учредила высшую военную награду — Орден св. Александра Невского; Елизавета в 1753 г. приказала поместить мощи Александра в серебряную раку. Затем стали ежегодно проводить специальный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Наконец, в начале XX века одну из московских улиц назвали именем Александра Невского, отмечает И.Н. Данилевский.

Новую жизнь образу Александра как выдающегося защитника Руси дал фильм Эйзенштейна. Картина вышла на широкий экран в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Его авторы были удостоены Сталинской премии. Фильм оказался настолько духоподъемным, что в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, украшенный портретом исполнителя главной роли, Николая Черкасова — и это при том, что всего за несколько лет до этого сценарий кинокартины профессиональные историки называли «издевкой над историей».

Влияние фильма на общественное сознание оказалось настолько сильным, что и экранный образ главного героя, и весь комплекс сопутствующих мифов — в том числе о ключевой роли Ледового побоища в борьбе с крестоносной экспансией, и о том что Александр Невский символически завершил ее переиначенной библейской цитатой про меч — прочно вошли в общественное сознание, закрепились в исторической памяти, и фигурируют не только в рассуждениях обывателей при отсылках к «старине», но и в работах профессиональных историков, и в учебных материалах.

Список литературы :