Когда леонардо да винчи сидел. Леонардо да Винчи: где родился, чем прославился, интересные факты. На фреске «Тайная вечеря» рядом с Христом Леонардо изобразил женщину

Вариант № 2260722

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Известно, что картины природы вызывают в человеческой душе глубокий отклик, поэтому пейзаж занимает особое место в живописи.

2) Идеология романтизма - направление в философии и искусстве, которое возникло в конце ХVIII века, потребовала от пейзажной живописи усиления её рационального начала.

3) В конце ХVIII века в философии и искусстве сформировалось особое направление, которое сейчас известно под термином «романтизм».

4) Романтизм, проповедовавший примат чувства над разумом, среди жанров живописи отдавал предпочтение пейзажу, поскольку его влияние на зрителя имеет преимущественно эмоциональный, внерациональный характер.

5) Романтизм, утверждавший превосходство чувственного над рациональным, в области искусства выдвинул на первый план пейзажную живопись как жанр, предполагающий именно эмоциональный отклик зрителя.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Неслучайно

Несмотря на то что


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ , -и, мн. род. -ей; ж.

1) Часть какой-л. территории (страны, государства, материка и т. п.). Северные о. Европы.

2) В России: крупная административно-территориальная единица. Московская о.

3) Район, пространство, в котором распространено какое-л. явление, которое характеризуется определёнными чертами, особенностями; зона, пояс. О. вечной мерзлоты.

4) Место расположения какого-л. внутреннего органа человека или животного; участок тела человека или животного. Грудная о.

5) Отдельная отрасль знаний, деятельности и т. п.; сфера, круг каких-л. представлений, занятий и т. п. Новая о. знаний.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

облегчИть

заселенА

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На конференции обсуждались проблемы становления ЦЕЛОСТНОЙ личности в период взросления и осознания смысла жизни.

По вечерам мы желаем своим родным спокойной ночи, чтобы утром они встали в ДОБРОТНОМ расположении духа и были готовы к работе.

Решение возникающих конфликтов далеко не всегда было ПРОДУКТИВНЫМ.

Михаил повернулся на ОКЛИК и стал вглядываться, пытаясь понять, кто вылезает из машины.

Как известно, при фальстарте бегуны возвращаются на ИСХОДНЫЕ позиции.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЕГО перчатки

пять АПЕЛЬСИН

ПОЕЗЖАЙ прямо

новые ПАСПОРТА

ПЯТИСТАМ гостям

Ответ:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) Провожая взглядом осенний караван журавлей, деду Семёну всегда

становилось грустно.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Достоевский не только унаследовал от Гоголя бытописательское начало, но и особое духовно-мистическое «измерение» образа Петербурга. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, жившими в двадцатом веке. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Пародия принадлежит к типичным для М.Е. Салтыкова-Щедрина приёмам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в сказке «Истории одного города». 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) По возвращению из Стамбула Николай с особенным вдохновением взялся за работу. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение построения предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пар..доксальный

безотл..гательный

усм..рить

неприк..саемый

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..контролировать, р..зослать

пр..обрести, непр..рывный

и..пуг, не..гибаемый

по..скочить, о..гадать

пр..высить, пр..способиться

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

недоум..вать

эмал..вый

рубаш..чный

обустра..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

обнаруж..нный

завис..шь

поссор..вшиеся

раска..вшись

догон..шь

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Группе учёных предстояло отправиться на ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок острова.

После всего, что Никита услышал в тот вечер, он понял, что его положение отнюдь (НЕ)ВЫГОДНО.

Старый дом, украшенный деревянной резьбой, стоял на (НЕ)ВЫСОКОМ, но почему-то выделявшемся на фоне остальных пригорков холме.

Некоторые фрагменты рукописи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.

(НЕ)РЕШАЯСЬ подойти к отцу, Дениска стоял и переминался с ноги на ногу.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В основе символизма – знамение, озарение, (ПО)ЭТОМУ в поэзии символистов преобладает не рациональное, а интуитивное мышление: стихи подобны музыке, их содержание туманно, (ЗА)ТО сама их форма несёт особое «сообщение».

(НЕ)ВЗИРАЯ на то, что сезон грибов закончился, в лесу (ПО)ПРЕЖНЕМУ пахло грибной сыростью.

Имя Фёдора Ушакова – это символ русского умения побеждать (ПО)СУВОРОВСКИ, символ бесстрашия, а ТАК(ЖЕ) разумной дерзости и отваги.

(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ старики попросили, ЧТО(БЫ) Мироныча не трогали.

Я жаждал победы, но игра закончилась (В)НИЧЬЮ, ТАК(ЧТО) на душе у меня было тоскливо.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег, но и сюда докатывались рассерже(3)ые волны, и тогда широко раскачивались и плясали стройные, точё(4)ые мачты, а доски скрипели, точно готовые развалиться.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) А.С. Пушкин прекрасно знал любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма однако редко им следовал.

2) Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов так и за счёт авторских комментариев.

3) Дорога то проваливалась между горных хребтов то поднималась на округлые холмы и этот извилистый путь казался бесконечным.

4) Митька радовался и смеялся и никто даже не догадывался о его печали.

5) В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.

Ответ:

Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды (1) что-то обсуждая (2) и я (3) заинтересованный (4) подошёл поближе.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Влад (1) наконец (2) добрался до берега реки, сел на траву и стал смотреть вдаль, пытаясь (3) очевидно (4) что-то разглядеть на противоположном берегу.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сначала я думал (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры (2) но (3) когда начал читать (4) то увидел (5) что он написан очень просто и понятно.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Фашистские танки обстреливали Лондон.

2) Бронебойное ружьё Симонова бойцы называли «золотым».

3) Батарея полковника Быкова уничтожила более двадцати танков.

4) Оборона Севастополя длилась больше года.

5) Свои первые яркие впечатления от самолётов рассказчик получил

в подростковом возрасте.


(По И. Г. Эренбургу*)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 13−15 раскрывают содержание предложения 12.

2) Предложения 16–17 содержат описание.

3) В предложениях 18–20 представлено рассуждение.

4) В предложениях 31–33 представлено повествование.

5) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.


Ответ:

В одном из перечисленных ниже предложений употреблены антонимы. Выпишите номер этого предложения.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Ответ:

Среди предложений 23−30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

(2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу.


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Основной приём художественной выразительности, который И. Эренбург использует на протяжении всего текста, − это ________(А) (например, предложения 7–8, 9–10). Именно благодаря этому приёму становится очевидна авторская идея. А усилить эффект помогает такое синтаксическое средство выразительности, как ________(Б) (предложения 4, 14,16).

В свою очередь, такие лексические средства, как ________(В) ("торжествовали", "сломили", "отвага") и ________(Г) ("бесстрашный боец", "могучее, полное отваги сердце воина"), насыщают текст умеренным патриотическим пафосом, помогая тем самым выразить чувства автора».

Список терминов:

1) синтаксический параллелизм

2) контекстные синонимы

3) олицетворение

4) книжная лексика

5) эпитеты

6) фразеологизмы

7) ряды однородных членов

8) антитеза

9) гипербола

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

(7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом.


Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Создатель «Джоконды», «Тайной вечери», живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый - таким мы привыкли видеть и представлять Леонардо да Винчи. Но что можно сказать о его личности? Например, вы знали, что Леонардо был амбидекстром и страдал дислексией?

Вконтакте

Однокласники

Мы приготовили для вас 20 интересных фактов о жизни Леонардо да Винчи!

Леонардо родился в семье Пьеро да Винчи — богатого нотариуса и землевладельца — и простой крестьянки Катерины. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

В суде Милана, где рассматривалось дело Леонардо, он был отмечен именно как музыкант, а не как живописец или изобретатель — дело в том, что да Винчи виртуозно играл на лире.

Есть основания полагать, что да Винчи был гомосексуалом. Во время учебы в мастерской Вероккио он был обвинен в домогательстве к мальчику-натурщику, но суд оправдал его.

Существует одна теория, согласно которой всем известная Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной беременности.

По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

Есть еще и третья теория, которая говорит о том, что Джоконда — это автопортрет Леонардо.

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.


Билл Гейтс в 1994 году приобрел Codex Leicester — собрание работ Леонардо да Винчи — за 30 млн долларов. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Леонардо очень любил воду — он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

Сейчас ответ на вопрос «почему небо голубое» не составляет никакого труда и известен даже детям. Но первым на него ответил именно Леонардо! В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий — исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Леонардо одинаково хорошо владел левой и правой рукой — он был амбидекстром. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) — этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

Не так давно Лувр потратил 5,5 млн долларов на постройку собственной галереи для Джоконды. Для нее отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Это решение было принято в связи с тем, что среди других картин итальянских живописцев Мона Лиза терялась, а посетителям приходилось отстаивать огромные очереди, чтобы взглянуть на шедевр.

В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.


Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

Леонардо расчленял и препарировал трупы, чтобы лучше узнать расположение внутренних органов и мышц — это помогло ему в наиболее натуралистичном изображении человеческого тела.

На вопрос помогите пожалуйста нодо написать эссе про Леонардо да Винчи подскажите как, может бы сайты знаете где есть готовые эссе заданный автором Первосортный лучший ответ это Леонардо да Винчи, из всех известных нам творцов в истории человечества,
обладал наиболее всесторонней гениальностью. Он считал себя, прежде
всего художником, но из его записных книжек и рисунков видно, что в свое
представление об искусстве он вкладывал многое из того, что ныне мы
называем естественно-научными вопросами.

Он настолько был убежден в могуществе человеческого зрения как
отличного инструмента для исследования природа, что видеть и знать,
по его мнению было одним и тем же. Художники, говорил он, это лучшие
из ученых; они не только наблюдают природу лучше, чем другие люди,
но думают о том, что видят и затем рассказывают остальным о виденным
ими в своих картинах. Нынешнее ученые предпочитают передавать свои
знания в словах и для этой цели ими изобретено очень много новых слов
во времена Ренессанса считали, что "хорошая картина ценнее тысячи слов".

Собственные рисунки Леонардо так ясны и полны жизни, что даже
если мы не можем прочесть его надписи на них, то способны уловить
его мысли, просто рассматривая его рисунки. Какая бы деталь нас
не заинтересовала в нарисованном Леонардо предмете, мы найдем,
что он тоже думал о ней. Он первый из людей, кто, наряду со многим
другим проектировал летательные аппараты и сделал точные зарисовки
внутреннего устройства человеческого тела. Его ум, как ученого можно оценивать
также, изучая эскизы, делавшиеся им в 1504 году для картины, изобразавшей
большую битву. Главная цель этого эскиза - показать, что выражения лиц людей
также как и морд животных, движимых сильными переживаниями имеют
нечто общее. В данном случае, когда этим переживанием является ярость,
и человек и лев и лошади скалят зубы и рычат. Вы встречаемся здесь
с одним из наиболее ранних психологических исследований, то есть исследований
которые мы считаем очень современными.
Леонардо так и не закончил картину битвы. В течение тех же нескольких лет
он писал свою самую прославленную Мону Лизу. Если мы сравним ее с более
ранними образцами портретной живописи, то тут же увидим, что портрет работы
Леонардо выглядит более законченным, объемным. Сама фигура, низкая стена
за ней и отдаленный ландшафт не противопоставлены друг другу, как отдельные
объекты. Картина в целом становится более важной, чем любая из ее частей.
Новая, неизвестная ранее гармония - одна из целей живописи расцвета Ренессанса.

В этой картине Леонардо достиг такой гармонии не только путем более
тщательной композиции, но и живописными средствами, благодаря которым
все видно как бы сквозь легкую дымку, прикрывающую небольшие детали,
смягчающую очертания, создающую незаметные переходы между формами
и красками. Таким образом он многое предоставил нашему воображению и
в этом причина того, что Мона Лиза поражает нас, глядя на зрителя словно
живая. То же справедливо и в отношении ланшафта /где Леонардо показывает
нам, как земля "вырастает" из скал и воды/ и в отношении лица Моны Лизы
с его таинственной улыбкой. О чем думает Мона Лиза? Практически это
зависит от того, что думаем мы сами, глядя на ее изображение. Может быть
сам Леонардо был немного таким же как она: люди видели его всегда
уравновешенным и дружелюбным, но никто точно не знал, что у него на уме.


ссылка


На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель - вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор... Все это - Леонардо да Винчи. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо - символ безграничных устремлений человеческого разума.

Титан Ренессанса
Леонардо да Винчи при жизни переходил от одного королевского двора к другому, подобно фамильной драгоценности. Не понятый современниками, он был бесконечно одинок. «Божественный» мастер жил и страдал, как обычный земной человек.

Рожденный вне брака.
Леонардо из города Винчи.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.
В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Сейчас трудно сказать, догадывался ли кто-нибудь из них, что имеет дело с будущим гением.

Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно - и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Был у Пьеро и младший брат, Франческо. Пока отец пропадал на работе, мальчика воспитывал дядя, философ по складу мышления и бездельник по роду занятий. Дух свободы, с детства привитый Леонардо легкомысленным мечтателем Франческо, возможно, побуждал впоследствии художника бросать незавершенные шедевры и устремляться к новым вершинам. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Щит дракона.
Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Он передал
нотариусу круглый щит из фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот щит. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он принес в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида, и написал на щите фантастического дракона. Ошеломленный отец после этого отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо. Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени.

Начало пути.
Флоренция, город цветов.
В то время крупные итальянские города - Флоренция, Милан, Неаполь - являлись отдельными государствами. Флоренцией правила династия Медичи. Этот род, основанный аптекарями, со временем разбогател, прославился и приобрел политический вес. Мастерская Андреа дель Верроккьо, в которую поступил учиться юный Леонардо,находилась под покровительством известного мецената Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он заказывал Верроккьо картины, скульптуры и элементы интерьера для своих флорентийских дворцов. Благодаря этим заказам родились первые творения Леонардо: медный шар и распятие для купола собора Санта Мария дель Фьоре.

В средние века живопись и скульптура не считались высоким искусством, а на художников (точно так же, как на строителей или маляров) смотрели как на обычных ремесленников. Большинство из них вполне соответствовали такому взгляду, ограничиваясь лишь узкопрофессиональными интересами. Вёрроккьо на этом фоне смотрелся более чем выигрышно.
Он развивал художественный вкус своих подопечных, был озабочен их интеллектуальным развитием. Мастер исследовал античные образцы и в то же время широко использовал современные научные и технические достижения. Он изучал тригонометрию, а для того чтобы точнее изображать человеческое тело, занимался вскрытием трупов. Учитель оказал огромное влияние на метод и творчество Леонардо да Винчи.

Побежденный учитель.
В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодежь проводила время в оживленных дискуссиях.
Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство.
Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Зигзаги судьбы.
Скандал с Сальтарелли.
В 1472 году 20-летний Леонардо стал членом флорентийской Гильдии художников. Однако до 27-летнего возраста молодой мастер не имел собственной мастерской и продолжал работать под крылом учителя. А в 1476 году Леонардо оказался на скамье подсудимых.

Аноним обвинял его и еще трех мужчин в гомосексуальных контактах с 17-летним ювелиром Джакопо Сальтарелли. Все четверо предстали перед судом и за отсутствием улик были оправданы. Старший товарищ Леонардо по мастерской Верроккьо, знаменитый Сандро Боттичелли, также дважды становился жертвой подобных доносов. Неизвестно, насколько достоверны были обвинения в адрес Леонардо. Как бы то ни было, он проявлял определенный интерес к гомосексуальной эстетике.
Мастер Леонардо всегда окружал себя прекрасными молодыми учениками. В дневниках художника можно обнаружить естественнонаучные наблюдения, чертежи, хозяйственные расходы и даже описания и рисунки пищи, которую он ел.

Но когда умер его отец, Леонардо записал лишь дату смерти, возраст и род занятий родителя, ни словом не упомянув о своих чувствах. Зато день, когда художник взял в подмастерья приглянувшегося ему юношу, описан в мельчайших подробностях, с большим пафосом и эмоциональным подъемом. Исторические документы умалчивают, состоял ли учитель в любовной связи с кем-либо из учеников, однако хорошо известно, что Леонардо не интересовался женщинами и умер холостяком.

Мастер был убежден, что между его родителями не было истинной любви. «А кто не сумеет обуздать своих плотских страстей, превратится в животное», - писал он в дневнике. Это одно из мно-
жества высказываний Леонардо, свидетельствующих о его аскетизме.

Первые шедевры.
В 1478 году молодой Леонардо впервые получил частный заказ. Ему поручили расписать алтарный образ для капеллы Святого Бернарда во флорентийском дворце Синьории. Для молодого маэстро это был отличный шанс заработать денег и заявить о себе. Однако алтарь так и не был закончен. Та же участь постигла и «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато в Скопето близ Флоренции, за которое Леонардо взялся в 1481 году. Из-за этого он прослыл во Флоренции ненадежным мастером, чудаком.
В те времена отношения между художником и заказчиком строились на основе торгового соглашения. Деньги за работу обычно выплачивались по частям, так что многие мастера зачастую едва сводили концы с концами. Ярким примером того, что талант Леонардо далеко не всегда оценивали по достоинству, является его письмо миланскому герцогу с
просьбой о деньгах. Великий художник был весьма небогат.
Роспись алтаря в капелле святого Бернарда закончил другой мастер. Леонардо покинул Флоренцию, оставив несколько незавершенных работ.

Новые горизонты.
Глиняный колосс.
В1482 году Леонардо уезжает из Флоренции в Милан. В те годы Милан был крупнейшим центром оружейного производства. Между городами-государствами на территории Италии постоянно вспыхивали междоусобные войны, поэтому мастера-оружейники и военные строители были чрезвычайно востребованы. Имея это в виду, Леонардо привез в Милан созданные им чертежи оригинального оружия и хитроумной военной техники.
Миланский герцог Лодовико Сфорца, прозванный за темную кожу «Мавром» («Иль Моро»), искал скульптора, который мог бы изваять огромную конную статую его отца, Франческо Сфорца. Прослышав об этом, Леонардо написал герцогу письмо-резюме. В нем мастер предлагал себя в качестве опытного военного инженера и оружейни-
ка, а в завершение отмечал: «Могу также изготовить и статую бронзового всадника - такую, что слава Вашего великого отца, как и всего рода Сфорца, будет увековечена».

«Живопись есть искусство ума, а скульптура - не более чем физическая работа», - считал Леонардо, к 30 годам не создавший ни одной статуи. Тем не менее, когда в 1491 году он закончил глиняную модель и установил ее на площади перед дворцом, публика была потрясена грандиозным сооружением. До тех пор величайшим в мире изваянием всадника считалась статуя римского императора Марка Аврелия высотой более 4-х метров. Всадник Леонардо превосходил ее почти вдвое. Однако технологии, необходимые для осуществления замысла, были слишком сложными для того времени, и создание памятника продвигалось очень медленно. Когда же в 1499 году на Милан напали французы, вся бронза, приготовленная для скульптуры, была пущена на литье пушек, и работу пришлось прекратить.

Несмотря на создание колоссальной статуи, Леонардо прославился среди миланцев прежде всего как искусный музыкант, декоратор и режиссер придворных торжеств.

Тайная вечеря.
В Милане Леонардо создал эпохальный шедевр - фреску «Тайная вечеря» на стене трапезной в монастыре Санта Мария делле Грацие. Согласно некоторым свидетельствам, одиннадцать апостолов были списаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в окрестностях Милана. Прообраз Христа неизвестен. Чтобы написать Иуду, мастер ходил по притонам и искал модель среди преступников. Когда же приор монастыря выразил недовольство проволочкой, уязвленный Леонардо предложил самому священнику стать моделью Иуды.

К драматической сцене Тайной вечери, когда Иисус объявляет своим ученикам, что один из них вскоре предаст его, до Леонардо обращались многие мастера. Однако именно его уникальная интерпретация с математически просчитанной композицией и выверенной перспективой приобрела всемирную славу.

Между искусством и войной.
На службе у тирана.
В1499 году Милан был захвачен французами, и Лодовико Сфорца бежал за границу. Потеряв покровителя, Леонардо переехал сперва в Мантую, а затем в Венецию, где в качестве военного инженера провел несколько месяцев на службе у герцога Чезаре Борджиа.
Борджиа - легендарный отравитель эпохи Ренессанса, незаконный сын римского папы Александра VI. В возрасте семнадцати лет по протекции отца он становится кардиналом, а в двадцать семь при помощи коварных интриг и вероломных убийств подчиняет себе часть Италии. Приглашая в военные советники Леонардо, честолюбивый тиран рассчитывал на еще большие завоевания.

На службе у Борджиа Леонардо составил детальную карту крепости Имола, а для расширения герцогских владений изобрел уникальные способы орошения болот. Но после смерти Александра VI Борджиа не удержался у власти, и Леонардо, вновь оставшийся без работы, вернулся во Флоренцию.

Битва титанов.
В 1504 году флорентинцы заказали Леонардо фреску для Палаццо Веккьо. Темой изображения должна была стать состоявшаяся в 1440 году битва при Ангиари, в которой Флоренция нанесла поражение Милану. Поражал даже сам масштаб заказанной росписи - высотой 6,6 м и шириной 17,4 м. Противоположную стену дворца расписывал молодой Микеланджело Буонарроти. Состязание двух гигантов приковало внимание всей Флоренции.
Два гения придерживались различных взглядов. Леонардо называл живопись интеллектуальным искусством, а скульптуру - физической работой. Микеланджело, напротив, считал высшей формой искусства скульптуру, уподобляя ее солнцу, а живопись - луне. Предание о словесной перепалке двух художников дошло до наших дней.
«Вы, скульпторы, вечно обляпаны мраморной пылью с головы до ног, словно булочники, - ворчал Леонардо. - Ваши дома завалены каменной крошкой да обломками нерожденных творений!»
«Кто же, как не ты, не доделал и бросил в Милане всадника Сфорца?» - парировал Микеланджело.
Битва титанов осталась «неоконченной». Создав за полгода на картоне эскиз «Битвы при Кашине», Микеланджело уехал в Рим заниматься папской усыпальницей. Леонардо решил прибегнуть к экспериментальной технике письма, и результат вышел удручающий - изображение «поплыло». Художник начал было переписывать все заново, но впал в отчаяние и бросил работу.

Мона Лиза.
Версии и легенды.
Работая над «Битвой при Ангиари», Леонардо одновременно начал писать самый известный в истории живописи портрет - «Мону Лизу». В его дневнике нет ни единого упоминания о работе над портретом. Кто заказал картину? Кто был моделью Леонардо? Никаких документальных свидетельств художник не оставил.
Самая популярная версия принадлежит Джорджо Вазари. В своем труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» он пишет: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо создал портрет Моны Лизы, его жены».
Согласно другой версии, моделью была флорентийская дама, любовница герцога Джулиано Медичи. Еще одна кандидатка в героини полотна - герцогиня Мантуи Изабелла д"Эсте, приятельница художника. Некоторые исследователи утверждают, что никакой моде-
ли не было вовсе и что Леонардо воплотил в «Джоконде» образ покойной матери. Наконец, очень популярна точка зрения, что «Мона Лиза» - автопортрет мастера.

Ряд историков искусства считают, что существует две разные картины Леонардо - «Мона Лиза» и «Джоконда». В 1505 году Рафаэль, гостивший у Леонардо, создал копию «Моны Лизы», где за спиной модели возвышается античная колонна. Но на известной нам версии картины никакой колонны нет. Поэтому есть вероятность того, что Леонардо написал два похожих женских портрета. Как бы то ни было, несомненно одно: для самого мастера картина была очень дорога. И в Милане, и в Риме, и в своем последнем прибежище, французском Амбуазе, он не расставался с ней.

Разочарование.
В 1506 году Леонардо отправился в Милан, где хозяйничали французы. Там он создал знаменитое полотно «Святая Анна с Марией и Младенцем Христом», спроектировал судоходный канал и продолжал исследовать загадки природы.
В 1513 году Леонардо переехал в Рим под покровительство папы Льва X из рода Медичи. Мастер надеялся получить заказ на «Страшный суд» - главную фреску Сикстинской капеллы, но вожделенный заказ достался давнему сопернику мастера, Микеланджело. Однако тот вроде бы не спешил приступать к «Страшному суду». Леонардо втайне начал работу над эскизами «Страшного суда», однако никакого заказа от Ватикана мастер так и не дождался. «Медичи вскормили меня - они же меня и уничтожили», - писал Леонардо в дневнике.
Подобные разочарования преследовали Леонардо всю жизнь. Его знатные покровители не осознавали масштаб личности да Винчи и использовали его гений для осуществления сиюминутных потребностей и капризов. Так, при миланском дворе герцога Сфорца Леонардо подвизался прежде всего как организатор праздников, а Чезаре Борджиа видел в гениальном живописце инструмент для реализации политических и военных амбиций. Впрочем, сам Леонардо философски смотрел на отношения с сильными мира сего, прекрасно понимая преходящий характер их славы. «Сколько ушло императоров и сколько князей, и не осталось о них никакого воспоминания! А они добивались государств и богатств только для того, чтобы оставить славу о себе», - писал Леонардо да Винчи. Зато выдающиеся достижения в области науки и искусства, как предсказывал Леонардо, поистине стали «трубным гласом своего творца».

Последний приют.
Прощание с Италией.
Король Франциск I, сменивший на престоле Людовика XII, мечтал, чтобы во Франции тоже «зацвели» искусства. Он стал последним покровителем Леонардо да Винчи. По преданию, монарх приглашал ко двору и Микеланджело, и Рафаэля, но получил отказ. Престарелый же Леонардо принял приглашение и с несколькими любимыми учениками оправился в свое последнее путешествие.
Резиденция Франциска I находилась в королевском замке Амбуаз к юго-западу от Парижа. Там Леонардо получил в подарок усадьбу Клу. Король часто навещал мастера, чтобы поговорить об искусстве. Юный монарх называл 64-летнего гения «mon pere» («отец») и окружил
его высочайшим почетом. «Я убежден, что нет на свете человека, более сведущего в науке и искусстве», - заявлял король Франции.

Смерть Леонардо.
Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи.
Третий год жизни в Амбуазе 68-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства.

Феномен Леонардо.
Пожалуй, самое удивительное свойство Леонардо да Винчи - это универсальность. Всеохватность его гения заставляла современников подозревать мастера в колдовстве, а потомков приводила к мысли о том, что тут не обошлось без вмешательства внеземных цивилизаций.

Синтез науки и искусства.
Леонардо - признанный мастер пейзажа. Чудесный мир на его полотнах был плодом глубокого знания реального мира. В своем творчестве гений соединил воедино научные данные из самых разных областей: физики, астрономии, геодезии, ботаники, медицины.
Чтобы исследовать атмосферные явления, художник совершил переход через самый высокий альпийский перевал, а для изучения свойств воды он путешествовал по горным рекам и озерам. Из этих наблюдений и экспериментов рождались пейзажи, подобные заднему плану «Моны Лизы»: мистические и в то же время удивительно реалистичные.
Искусство Леонардо служило науке. Когда мастер хотел создать проект города или построить ирригационную систему, он делал множество зарисовок местности. Леонардо, считающийся самым универсальным гением в истории человечества, счастливо соединил в своем творчестве науку и искусство.

Анатомия - мать «Джоконды».
Нетрудно догадаться, что при изображении людей и животных Леонардо широко использовал научные методы. Мастер был убежден, что, поняв механизм движения тела и формы его существования, можно постичь его внутреннюю духовную суть.
Совершенство фигур на полотнах Леонардо является следствием скрупулезного изучения анатомии. Вскрывая тела покойников, он исследовал каждый орган. Его равно интересовали и структура костей, и устройство мозга. Гуманист высочайшей пробы, он посещал казни, чтобы наблюдать за лицами преступников, искаженными болью и страхом. Результаты своих наблюдений Леонардо заключены во множестве анатомических рисунков. Автор легендарной улыбки «Моны Лизы» был большим знатоком мимических мышц, связанных с движением губ.

Дневники Леонардо.
На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII- XIX вв. Поначалу они не встретили долж-
ного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки!
Но когда ученые установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка - плод жизни одного человека.
Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении. Возможно, он хотел оставить зашифрованные послания потомкам, но только тем, кто по-настоящему захочет их прочесть.
Как бы то ни было, только во второй половине XIX века мир узнал Леонардо-ученого.
Среди прочих чудес Леонардо особое место занимают его механизмы. В инженерных конструкциях гений искал ключ к тайнам мироздания. Так, он уподоблял отдельные части механизма внутренним органам. Чтобы понять действие всего устройства, надо выяснить, как работает каждая его деталь. Леонардо пришел к открытию шарикового подшипника, нескольких вариантов зубчатых передач, роликовой цепи. Он создал эскизы подводной лодки, парашюта, дельтаплана, металлургических печей, печатного станка. Гуманист Ренессанса стремился облегчить человеческий труд.

Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций. Ученик должен вначале овладеть перспективой, исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение.
«Научись прежде прилежанию, чем быстроте», - советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.

Большая благодарность издательству "ООО Де Агостини" и персонально Николасу Скилакису за любезно предоставленный материал.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Пояснение.

Основные проблемы:

1. Проблема значимости человеческого духа в войне эпохи технического прогресса. (Что сильнее: боевая машина или воинский дух? Может ли героизм воина, сила человеческого духа оказаться решающим фактором победы?)

2. Проблема роли нашей страны в Великой Отечественной войне. (Какую роль сыграла наша страна во Второй мировой войне?)

3. Проблема негативных последствий технического прогресса. (Может ли технический прогресс привести к негативным последствиям? Всегда ли новые изобретения в области техники приносят человечеству благо?)

4. Проблема осмысления уроков войны. (В чём заключается урок войны?)

1. Внутренняя сила человека, его отвага, стремление защитить свою Родину сильнее любого оружия. Победу нашей страны в Великой Отечественной войне принесли не столько отличное оружие и техника, сколько отвага бойцов.

2. Наша страна смогла остановить врага, перед технической мощью которого цепенела вся Европа. Она доказала торжество человеческого духа, дала великий урок мировой истории.

3. К сожалению, у технического прогресса, целью которого изначально является улучшение жизни людей, есть негативная сторона: изобретения могут быть использованы как средство уничтожения людей.