Классный час на тему: "Вежливость". «Классный час на тему Классный час на тему вежливость начало воспитания

1. Расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах, вежливом общении, вежливой речи и их применении в жизненных событиях. 2. Учить уместно употреблять вежливые слова, 3. Вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу. 4. Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.

Классный час в 4 классе.

Тема: "Поговорим о вежливости"

Цели урока:

Расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах, вежливом общении, вежливой речи и их применении в жизненных событиях.

Учить уместно употреблять вежливые слова,

Вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу.

Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока

I. Орг. момент. Вступительное слово учителя.

- Какие средства общения вы знаете?

(Дети говорят, что "улыбка")

- Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

- Улыбнитесь друг другу.

Улыбнитесь мне.

- Как стало на душе? (Радостно)

I I . Введение в тему классного часа.

Восточная мудрость.

Вежливость- это монета, которая ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие.

-Как понимаем эти слова?

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на классном часе?

-Давайте определим тему нашего урока.

-Давайте с вами сегодня поговорим о вежливости.

III. Постановка учебной задачи

Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”

Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
- Дверь открой!

Притвори ее, герой! -
Я ему в ответ сердито

Отвечаю:
- Сам закрой!

За обедом скажет мама:

- Хлеб, лапуся, передай!

Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу. Сама подай!

Очень бабушку люблю,

Все равно я ей грублю.

Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить,

А они ко мне:
- Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!

А они ко мне:
- Внучок, -
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

2. Анализ стихотворения.

Как можно назвать такого мальчика?

Почему он так себя ведет? (- Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.

- Он всем грубил, так как был избалованным.

-Он стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.

- А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.)

Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.

А чем мы можем ему помочь?

Были ли у вас такие ситуации?

Зачем нам нужно быть вежливыми? (поднимает настроение людей, облегчает им жизнь)

В каких произведениях упоминается о вежливости?

IV. Открытие детьми нового знания

-Какого человека можно назвать вежливым? ( Вежливые люди - воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе.

Вежливый человек - учтивый, внимательный, с ним легко установить и поддержать контакт, старается не причинять неприятностей, не оскорбляет ни словом, ни делом, а делают так, чтобы людям, которые окружают вас, было приятно, удобно - хорошо.)

-Как образовалось слово «вежливый»? (подготовка детьми)

Слово вежливый образовалось от древнерусского слова “вежа”, с помощью суффикса “лив”. “Вежа” - знаток (“ведать” - знать). Буквальное значение слова “вежливый” - знающий, как себя вести.

Посмотрим. Что обозначает слово вежливость в словаре по этике.

Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общени я с окружающими.

Что такое вежливость? Вежливость - это вежливая речь, вежливые поступки)

- Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?

- А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене:

На перемене

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:

- Что нужно сказать?

- Здрасьте! - ответил Игорь.

После этих слов ребята рассмеялись.

- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

- Можно Игоря назвать вежливым, ведь он употребляет в речи вежливые слова? (нет.) - Почему?

- Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи “вежливые слова”?

- Как их нужно употреблять? (Правильно.)

V. Первичное закрепление

Кто умеет правильно употреблять волшебные слова? Сейчас проверим.

Изобразите на лице огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой “ раз” и согнали грустное настроение и показали радость.

1. Попросить карандаш. (отдай тому кто вежливее попросил)

2. Поздороваться. (с другом, с учителем)

3. Ученик потерял телефон. Ваши действия.

4. Ты наступил ученику на ногу. Ваши действия.

Я очень рада, что вы знаете вежливые слова и умеете их применять. Прочитаем их еще раз.

Учитель: А сейчас давайте поиграем.

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста ! Поднимите руки! Будьте добры , похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста . Руки вперед.

Я сказала, руки вперед!

Садитесь , пожалуйста !

VI . Самостоятельная работа в парах.

- подобрать синонимы к слову вежливый

Подобрать антонимы

VII . Ситуации:

1). Инсценирование (подготовлено заранее)

Алло. Это кто?

Маша.

Какая Маша? А Ирина где?

Учитель А теперь послушайте другой диалог.

Алло.

Здравствуйте. Я могу поговорить с Машей?

Здравствуйте. Маши нет дома. Ей что-нибудь передать?

Меня зовут Катя, мы учимся с Машей в одном классе. Если Вас не затруднит, передайте, пожалуйста, Маше, что я звонила.

Хорошо.

До свидания.

Всего доброго, Катя.

Учитель

Какой диалог вам понравился больше? Почему?

Вспомним правила общения по телефону.

(Индивидуальное сообщение ученика)

1. Любой разговор начинайте с приветствия: «Добрый день!», «Здравствуйте!».

2. Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.

3. Не забудьте представиться.

4. Вежливо обращайтесь с просьбой. Не забывайте слова пожалуйста, будьте добры.

5. Ясно излагайте цель своего звонка.

6. Не занимайте телефон надолго.

Учитель

Составьте свой диалог по телефону.

Вы позвонили другу, но ошиблись номером.

2) Послушайте стихотворение “Ежели вы вежливы” (Читают подготовленные дети)

Ежели вы
Вежливы
И к совести не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старушке.

Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.

Ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - То есть сами

И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы
Вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы
Вежливы,

Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

О каких манерах и привычках вы услышали?

VII I . Итог урока

Считаете ли вы себя вежливым человеком? Тест.

7-8 «да»- вы вежливы

5-6 «да»- вы стараетесь быть вежливым, но ещё нужно подучиться

1-4 «да»-ещё многому нужно научиться

IX . Рефлексия.

- А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку вашей работы на нашем занятии.

1 - я все понял, доволен, стал воспитанее, готов продолжить дальше;

2 - доволен, но не понял, хочется узнать еще;

3 - я ничего не понял, не доволен.

- Прикрепите бумажные ягоды на дерево вежливости, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.

Вежливые слова - поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Не надо скупиться на добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием.

Классный час "Вежливость на каждый день"

Цель : развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.

Оформление :

1) Книжная выставка:

- “Вежливость на каждый день”.

2) На стенах плакаты с высказываниями:

- “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик”. И.Гёте.

- “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”. Сервантес.

- “Вежливость порождает вежливость”. Э.Роттердамский .

- “Остерегайся сам того, что не одобряешь в других”.

- “Не делай другому того, чего не желаешь себе”.

“Золотое правило”.

- “Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой”. Фидроусл.

- “У человека нет выбора – он должен остаться человеком”.

- “Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть”.

1 уч.

Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

2 уч.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку
- Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

3 уч.

Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

1 уч. - Знаешь ли ты, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.

Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям, и конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, люди, мы любим вас!

(Исполняется песня “Мы желаем счастья вам”).

Учитель:

А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:

- “Будь весел! Радуйся!. Я тебя вижу!”.

- “Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?”.

- “Хорошо ли вы потеете?”. “Мир с тобой!”.

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

А какие приветствия знаете вы?

2 уч.

Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима обнажали обритые головы.

Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы.

Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

Военные отдают друг другу честь.

Женщине, доящей корову, говорили “Море под коровой!”.

Девушке, черпающей воду “Свеженько тебе”.

Молотильщикам “по сто на день, по тысяче на неделе”.

Учитель: А что же всё это объединяет?

3 уч. – Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

1 уч.

Не от тяги к сусловью
И сложилось не вчера,
Это братское с любовью пожелания добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.

2 уч.

Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастье
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радости
Сделалась жизнь?

Учитель. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих:

“Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение”.

3 уч. В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми. Но многое ещё зависит от того, как вы поздоровались.

Петя – Да ну, с этими здоровканьями – одни неприятности. Я на улице скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, “Здрасьте!” кричу. И мне же ещё выговор делают: “До чего же ты, Петя, некультурный просто ужас!”.

(Давайте посмотрим, как Петя здоровается )

Петя бежит по улице. Руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подбрасывают. Навстречу ему мед. Сестра. Он на бегу бодро прокричал не то “дрась”, не то “брысь” и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: “Учат их, учат, а толку мало”.

1 уч. - Нет, поздороваться с человеком так, чтобы “на капельку солнца прибавилось в мире”, тоже надо уметь.

Вот ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились:

Младший и старший?

Мальчик и девочка?

Два мальчика? И кстати, кто подает первым руку?

Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Светлана Алексеевна”.

Учитель. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, всё в порядке?

2 уч. - В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.

(Звучит музыка В. Савельева “Если добрый ты”)

3 уч.

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Учитель – Давайте поиграем в речевой этикет.

(Каждому раздаются карточки)

1. Назовите слова приветствия.

2. Выскажите просьбу.

3. Какими словами лучше всего начать знакомство?

4. Как принято извиняться в культурном обществе?

5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе?

6. Слова благодарности.

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав?

9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?”. Права ли Ольга?

10. Тебя обозвали. Твоя реакция?

Учитель – Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например: “В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”, “Потчевать потчуй, а неволить не неволь”, “К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”, “Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”, “В гости ходить – надо и к себе водить”, “Умей в гости звать, умей и встречать”, “Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте. “У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.

Учитель – А как поступите вы в следующих ситуациях.

(Раздают карточки)

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?

3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

1 уч. - А теперь посмотрите сценку.

После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. Музыку послушаем.”.

Ладно, - ответила Таня. – Приду.

Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто – то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:

А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.

Это мама из Сочи привезла. На память.

Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.

Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.

Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макроме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась.

Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев.

Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр.

Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.

И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку.

Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как – нибудь, - и она побежала по лестнице.

А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?

Учитель: Давайте мы разберём несколько ситуаций.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит “Клуб кинопутешествий”. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: “Входите, открыто!” На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.

Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?

Ситуация четвёртая

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Учитель – А сейчас викторина – “Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

“Правильно ли это?”

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. После еды оставлять ложку в тарелке?

3. Ходить в театр в спортивном костюме?

4. Печенье и пирожки брать с подноса руками?

5. Случайно задев кого-либо наступить на ногу, вежливо извиниться.

6. Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде.

1 уч. А теперь определите, что неправильно сервировано на праздничном столе.

(Время 1 минута )

2 уч. Однажды у древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, - ответил он, -я избегал делать то, что делают они”.

К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома – другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с младшей сестрой? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании. Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями случаев некрасивого поведения в школе, в театре, в общественном транспорте?

(Дети делятся своими наблюдениями)

3 уч. Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или театре, на улице бросают обёртки от конфет или мороженого на тротуаре, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извинится. Как называются такие люди?

(Некультурными, невежливыми, невоспитанными. )

(Дети отвечают)

А сейчас нарисуйте 1 карикатуру на невоспитанного грубого человека. Автор самого смешного рисунка получит приз. Время на выполнение задания - 5 минут. (Все желающие выполняют задание.)

Учитель – А теперь послушаем частушки.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”

Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорит.

Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.

Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.

Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Учитель – А сейчас я предлагаю вам такое задание. В течение 5 минут три группы напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспомнит заповеди из Библии, кто-то советы психологов.

1 уч. Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

2 уч. – Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты.

(Исполняется песня Б.Ш.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты)

Стихотворение “Заповедь”

1 уч.

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

2 уч.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслишь, мысли не обожествив,
Равно встречай успех и поруганья,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ,

3 уч.

Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит: “Иди!”

4 уч.

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть всё в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Киплинг

Учитель – И напоследок наши три напутствия. Подумайте над ними.

Напутствие первое.

- “Сострадальник и друг” - такое обращение было принято в письмах к друзьям на Руси в XIV веке.

- “Сострадальник” - тот кто сопереживает, сострадает, сочувствует, тот, кто нужен любому человеку.

1 уч. – Напутствие второе.

- Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.

Хочешь завоевать друзей – улыбайся! Подсчитано, что в произведениях Л.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. А сколько оттенков используете вы?

2 уч. - Напутствие третье.

- Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее мнение. Все свои поступки совершайте под “взглядом” этого человека.

Классный час "Вежливость на каждый день" Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.


Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И.Гёте. - Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес. - Вежливость порождает вежливость. Э.Роттердамский. - Остерегайся сам того, что не одобряешь в других. - Не делай другому того, чего не желаешь себе.




В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое- то отношение.


Пословицы: В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив, Потчевать потчуй, а неволить не неволь, К обедне ходят по звону, а к обеду по зову, Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай, В гости ходить – надо и к себе водить, Умей в гости звать, умей и встречать




Ситуация первая Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит Клуб кинопутешествий. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом. Здравствуй, Наташа. Папа дома? Папы нет, Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки. Жаль. До свидания. А как бы вы поступили на месте Наташи?


Ситуация вторая В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: Входите, открыто! На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе. Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?


Ситуация третья Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?




Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.


Заповедь Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них, Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других.


Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслишь, мысли не обожествив, Равно встречай успех и поруганья, Не забывая, что их голос лжив. Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловить глупцов, Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен всё воссоздавать с основ,


Умей поставить в радостной надежде На карту всё, что накопил с трудом, Всё проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело, И только воля говорит: Иди!


Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть всё в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь человек.







    Оборудование: мультимедийная презентация, наглядность (кроссворд, игрушка, звёздочки)

    Ход занятия

    Этапы

    I . Организационный момент

    Здравствуйте ребята, сейчас мы предлагаем вам решить кроссворд. Решив его, мы с вами выделим ключевое слово, которое и будет являться темой нашего сегодняшнего классного часа.

    1. И во Франции, и в Дании

    На прощание говорят…(до свидания)

    1. В чужой разговор никогда не встревай,

    И взрослых ты лучше не…(перебивай)

    1. Когда нас бранят за шалости,

    Говорим простите…(пожалуйста)

    1. Когда виноваты, сказать поспешите:

    «Прошу Вас,…(пожалуйста извините)

    1. Растает даже ледяная глыба

    От слова теплого…(спасибо)

    1. Друг другу на прощание

    Мы скажем…(до свидания)

    1. Говорить друзьям не лень

    Улыбаясь:…(добрый день)

    1. До чего ж оно красиво,

    Слово доброе…(спасибо)

    1. Как похожи слово «царствуй»

    На приветливое…(здравствуй)

    1. Друга не стоит в обиде винить,

    Лучше скорее его…(извинить)

    Ватман с кроссвордом на доске. Ключевое слово «Вежливость».

    Как вы понимаете значение этого слова? Какого человека мы называем вежливым?

    II . Вступительная беседа

    «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость».

    Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Слово «Вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым - означает знать, как себя вести.

    Знаете ли вы, что есть праздник, посвященный вежливости?

    А кто из вас знает, почему вежливые слова называют «волшебными»?

    Они совершают чудо. Сказал вам кто - то, улыбаясь, «Здравствуйте» и у вас настроение хорошее. - Какие чудо - слова вы знаете?

    Правильно ребята, как много «волшебных» слов вы знаете!

    III . Основная часть

    А сейчас ваши одноклассники подготовили стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».

    Подготовленные ученики читают стихотворение. (3 чтеца)

    Ребята, какие полезные советы вы узнали из этого стихотворения?

    Правильно, молодцы! Нужно всегда быть вежливыми с окружающими.

    «Солнышко»

    Теперь, ребята, давайте поможем солнышку собрать лучики! Вы видите, что лучики нашего солнышка составляют «плохие» слова и оно нам не улыбается. Давайте же подберем антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», противоположные. Слова: «грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость, трусость». Молодцы ребята, вот теперь наше солнышко вновь нам улыбнулось!

    Есть солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце.

    Игра

    Сейчас мы с вами поиграем. Наша игра называется «Вежливо - невежливо». Правила: - Если мы называем вежливый поступок - вы поднимаете руки. Когда невежливый поступок - хлопаете в ладоши. Начнем ребята.

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть и не извиниться.
  • Свистеть, кричать, шуметь в школе.
  • Уступить место старшим.
  • Не вставать, когда учитель к вам обращается.
  • Помочь подняться по лестнице.
  • Попрощаться уходя.

Правильно ребята! Как вы дружно справились с этим заданием.

Тест

Сейчас мы с вами проведем тест. После подведения итогов, каждый из вас узнает вежлив ли он со своими друзьями. (Тест представлен в виде презентации)

Итоги теста:

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в любую минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное - твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба - это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки, чтобы стать настоящим другом. Подумай о том, как их реализовать.

Вот мы и подвели итоги теста. Надеемся, что каждый из вас сделает для себя вывод, вежлив ли он со своими друзьями, или же вам стоит задуматься над своим поведением.

А теперь мы, с помощью…..

IV . Подведение итогов (Заключительная часть)

Давайте же сейчас прочтём клятву.

Клятва.

Клянёмся вежливыми быть.

Всегда «Спасибо» говорить.

Добрый день и до свидания,

Нету в мире больше звания.

Клянемся добрыми мы быть,

А лень и грубость позабыть.

Учиться этикету, науку помнить эту.

Клянемся добрыми мы быть.

Ребята, запомните эту клятву и следуйте ей.

Быть вежливыми нужно не на короткое время. Вежливыми нужно быть всегда. Мы должны быть вежливыми и в общественных местах, и дома, и на улице, и с близкими, и с незнакомыми людьми. Ведь вежливость украшает все действия человека и является одной из лучших черт характера.

Вот и подошел к концу наш классный час. Ребята, какие полезные советы и правила вы узнали из нашего сегодняшнего занятия? (ответ)

Давайте же будем вежливы друг с другом!

Мы благодарим вас за активное участие на уроке. До свидания!

Дата публикации: 16.12.17

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.(М.Сервантес)

Классный час в 5 классе

Тема: Азбука вежливости.

Цель: Развить представления учащихся о вежливости, речевой этике и культуре общения.

Задачи:

Ø развить этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом;

Ø развить эмоционально-нравственную сферу учащихся;

Ø содействовать воспитанию культуры общения друг с другом, содействовать самовоспитанию личности ребенка;

Ø развить умения сравнивать, анализировать, обобщать;

Ø развить речь учащихся:

Ø развить умение совместно работать в группе

Оборудование: карточки со слогами, плакат, карточки-эпиграфы, карточки с ситуациями, текст стихотворения, карточки с правилами вежливости

Форма: беседа.

Методы: дискуссия, практикум по решению ситуаций, игровые (моделирование жизненных ситуаций в сюжетной игре).

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: проблемные, витагенные, модерации.

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Сегодня мы отправляемся в удивительную страну, она необычна, её нет на карте, однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать ее название, вы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. На столе у каждой группы лежат карточки. Приступим! Посмотрим, кто быстрее справится.

(Ребята собирают название загадочной страны)

Разгадали тайну. Молодцы! Что же это за страна?

(Это « Страна вежливости»).

Учитель: Замечательно! Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Какова тема нашего классного часа?

(О вежливости, о вежливом отношении людей друг к другу, о культурном общении.)

Учитель: Спасибо, правильно. Тема нашего занятия – «Азбука вежливости».

Как вы полагаете, какова цель нашего занятия?

(Развить свое представление о вежливости, о речевом этикете, о правилах поведения в обществе).

Учитель: Молодцы! Как вы думаете, ребята, какие задачи стоят перед нами?

(Повторить вежливые слова, изучить правила вежливого и доброжелательного общения друг с другом, научиться употреблять слова вежливости).

3.Беседа.

Учитель: Сегодня наш урок посвящен вежливости - тому, чему нужно учиться с самого детства, чтобы вырасти настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, культурными. Это очень важные качества для человека. Что же такое вежливость?

Вежливость – это умение вести себя так,

чтобы другим было приятно с тобой.

4. Работа над речевой этикой (работа с плакатом – «Страна вежливости»)

Учитель: Итак, в путь! Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом (индивидуальная работа).

1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого….(спасибо)

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит….(добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече…(здравствуйте)

4.Когда нас бранят за шалости, мы говорим, извините…(пожалуйста)

5.И во Франции, и в Дании на прощание говорят… (до свидания)

Учитель: Спасибо, молодцы! Все хорошо помнят вежливые слова!

Первая область нашей страны называется «Слова приветствия».

Пусть один представитель от каждой группы напишет по одному слову на плакате (на лепестках цветка).

(Дети пишут слова : здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро,

добрый вечер, приветствую вас.)

Учитель: Спасибо, ребята. Продолжим наше путешествие. Чтобы попасть в другую область нашей страны, поработайте в парах и вспомните слова извинения и благодарности, просьбы и прощания.

(Дети называют слова: простите, извините, виноват; спасибо, благодарю, очень признателен, очень приятно; прошу вас, будьте добры, будьте любезны, вас не затруднит; до свидания, прощайте, пока)

Учитель: Какие вы молодцы! Как хорошо знаете эти слова! Надеюсь, что вы не просто знаете эти слова, но и применяете их в жизни. Соответственно области нашей страны будут называться

«Слова извинения и благодарности». (Простите, извините, виноват. Спасибо, большое спасибо, благодарю, очень признательны.)

«Слова просьбы и прощания». (Пожалуйста, прошу вас, разрешите, будьте добры, будьте любезны, если вас не затруднит.

До свидания, прощайте, до встречи, всего доброго, пока, счастливо оставаться.)

Учитель: Напишите, пожалуйста, эти слова на лепестках цветов для каждой области нашей страны. Спасибо, ребята, в нашей «Стране вежливости» выросли прекрасные цветы доброго и чуткого отношения людей друг к другу. Однако вежливость может выражаться не только с помощью слов.

4. Игровая минутка

Учитель: Выражая благодарность, люди в разные времена совершали определенные действия. Они могли поклониться друг другу в пояс, могли лишь слегка наклонить голову, а женщины делали реверанс.

Встаньте, повернитесь к соседу, улыбнитесь друг другу и, в благодарность за улыбку, поклонитесь, а девочки пусть сделают реверанс.

Учитель: Как прекрасно у вас получилось! Человек живет среди людей. Люди постоянно влияют друг на друга. Это влияние может быть неприятным, болезненным, если люди не учитывают интересы друг друга. Оно может быть ярким и теплым, если они заботятся друг о друге. Именно поэтому люди выработали правила поведения. Эти правила называются вежливостью.

Отсутствие вежливости называется хамством. В ответ на вежливость одного человека другой выражает ему благодарность.

5. Правила вежливости (игра «Горшочек»)

Учитель: Нам всем нужно учиться быть вежливыми, чтобы было приятно находиться в школе и взрослым, и детям. Давайте откроем несколько важных правил вежливости для себя – это будет наш первый секрет. Эти правила находятся в волшебном горшочке.

(Дети выходят к столу, берут карточки-бабочки, читают правила и наклеивают их на плакат.)

На карточках напечатаны правила вежливости:

Учитель : Если мы будем думать друг о друге, будем вежливы друг к другу, а в ответ на вежливость отвечать благодарностью , то нам будет всем хорошо в классе, в школе и в любом другом месте.

6. Ситуативный практикум.

Учитель: Что ж, посмотрим на практике, как хорошо вы владеете правилами культуры общения. (Каждая группа получает карточку с заданием, время на обдумывание – 1 минута)

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Будь вежлив со своими товарищами .

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

- Привет, Серый!

- Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: А сейчас послушаем отрывок из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы» (читает подготовленный ученик)

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы-то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

Учитель : Вот и подошел к концу наш классный час. Посмотрите, как расцвела наша «Страна вежливости», сколько много в ней вежливости и доброты. Давайте подведем итог. Продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

1.Теперь я знаю, что…

2.Теперь я научился…

3.Для себя я отметил, что…

Спасибо за высказанные суждения.

Ребята, вы должны помнить о том, что уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

Ребята, вы должны оставаться друзьями. Когда вы окончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами... Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.

Так что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность.

Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

В чём заключается вежливость?

Это и слова, и поступки, и внешние проявления, характеризующие доброе отношение к людям. Воспитанность человека характеризует определённые признаки вежливости, которые не исчерпываются только обиходными вежливыми словами. Понятие вежливости глубже.

До XVI века “вежа” означало “знаток”, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

Воспитанность проявляется, прежде всего, в вежливом поведении человека. Проявление вежливости - это не только слова, но и поведение человека в целом, когда им руководит стремление показать уважение и доброе отношение к человеку, быть тактичным и внимательным к нему.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

(М.Сервантес)

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Задание:

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Задание: прокомментируйте поступок девочки. Как бы вы поступили на её месте?

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

Привет, Серый!

Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

Задание: прокомментируйте поступок мальчика. Как бы вы поступили на его месте?

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

С. Маршак «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы-то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

уважительность

внимательность

заботливость

порядочность

тактичность

доброжелательность