Как юридическому лицу оформить отсрочку по налогу? Минфин напомнил порядок получения отсрочки по уплате ндс и имущественных налогов Как отсрочить оплату ндс

Схема оптимизации НДС

Схема с отсрочкой уплаты НДС



Упрощенная система налогообложения и др.

Налог на добычу полезных ископаемых

Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 26 НК РФ. Налог носит воспроизводственный характер.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. В зависимости от категории субъекта налога налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр, по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (ст. 335 НК).

Объект налогообложения – полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ или за ее пределами на территориях, находящихся по юрисдикцией РФ, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства.

Установлены виды полезных ископаемых , добыча которых подлежит налогообложению. К ним относятся: каменный уголь, торф, нефть, природный газ, руды черных, цветных и редких металлов, минеральные воды и др.

Не признаются объектом налогообложения полезные ископаемые:

· не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

· добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение и др.

Налоговая база – стоимость добытых полезных ископаемых, исчисленная налогоплательщиком самостоятельно исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации (без учета государственных субвенций) или расчетной стоимости.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется тремя способами:

1. исходя из сложившейся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, облагаемая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговый период – календарный месяц.

Ставки налога зависят от вида полезных ископаемых запасов и составляют от 0 до 17,5%. Специальная ставка 0% применяется при добыче некоторых полезных ископаемых:

1. полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

2. газа горючего природного из нефтяных месторождений;

3. минеральных вод, используемых исключительно в лечебных целях без непосредственной реализации и т.д.

Пользователи недр, осуществляющие за счет собственных средств поиск и разведку месторождения, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых с коэффициентом 0,7.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Она определяется по итогам налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в совокупном количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Сроки уплаты. Налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Эта декларация передается в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, перечисляется в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Государственная пошлина

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, за совершение в их интересах юридически значимых действий и выдачу им документов (копий, дубликатов) уполномоченными органами и должностными лицами.

Субъекты налогообложения (налогоплательщики) – организации и физические лица в случае, если они:

· обращаются за совершением юридически значимых действий;

· выступают ответчиками в судах, когда решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Объекты взимания пошлины – это исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суд; совершение нотариальных действий нотариусами государственных контор; государственная регистрация (в том числе актов гражданского состояния) и другие юридически значимые действия, рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением гражданства РФ; въездом (выездом) в РФ; регистрация программ для ЭВМ; осуществление федерального пробирного надзора.

Ставки. Законом установлена твердая сумма государственной пошлины. Размеры пошлины определены на каждый вид совершаемых юридически значимых действий и выдачу документов

Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, требуется заплатить 100 руб. (для физических лиц) и 2 тыс. руб. (для юридических лиц) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке. За государственную регистрацию заключения брака уплачивается – 200 руб.,

Льготы. Полное освобождение от уплаты пошлины распространяется на отдельные категории физических лиц (Герои СССР и РФ, участники и инвалиды войны и др.) и организации (бюджетные учреждения, суды, государственные органы и др.). Установлены дополнительные основания неуплаты пошлины, например, регистрация арестов имущества, ипотеки, соглашения об изменении содержания закладной.

При обращении в суды общей юрисдикции не уплачивают пошлину:

· истцы – по некоторым видам исков (взыскание заработной платы, алиментов, возмещение вреда);

· стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

· организации и физические лица – при подаче в суд некоторых видов заявлений и жалоб;

При обращении за совершением нотариальных действий также установлены льготы. В этом случае от уплаты могут быть освобождены общественные организации инвалидов (по всем видам нотариальных действий); школы-интернаты и специальные учебно-воспитательные учреждения; воинские части и др.

При государственной регистрации актов гражданского состояния освобождение от пошлины получают физические лица (например, за внесение изменений в записи актов гражданского состояния), а также органы управления образованием, опеки и попечительства – за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Срок и порядок уплаты пошлины. Плательщики уплачивают пошлину в следующие сроки:

· при обращении в суды – до подачи запроса, ходатайства, заявления;

· плательщики, выступающие ответчиками в судах, когда решение суда принято не в их пользу – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

· при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

· при обращении за выдачей документов – до выдачи документов;

· при обращении за проставлением апостиля – до его проставления;

· при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и иных документов на совершение таких действий.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия наличными деньгами в рублях через банки (их филиалы), а также путем безналичных перечислений сумм пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины осуществляется с выдачей квитанции установленной формы или копии платежного поручения с отметкой банка (при безналичных расчетах).

Схема оптимизации НДС

Схема с отсрочкой уплаты НДС

Эту схему целесообразно применять, если фирма в конце налогового периода по НДС (месяца или квартала) получила большую выручку. А в следующем налоговом периоде она получит большой вычет по НДС.

Суть схемы в следующем. Получив в конце месяца большую выручку, с которой надо платить НДС, фирма сдает в инспекцию декларацию за этот месяц, с небольшой суммой налога к уплате, не учитывая в ней данную сумму, поступившую в конце месяца. Желательно, чтобы данная декларация не сильно отличалась от сумм по прежним декларациям, чтобы не вызвать лишних подозрений у инспектора. Эту сумму впоследствии бухгалтер и перечислит в бюджет.

За следующий налоговый период, когда у фирмы появляется большая сумма возмещения по НДС, она подает декларацию в обычном порядке. Сразу после этого бухгалтер перечисляет в бюджет НДС за предыдущий период с учетом налогового вычета по последней декларации. При этом он быстренько составляет «уточненку» уже с достоверными цифрами и отправляет ее в инспекцию.

При этом организации придется заплатить пени за несвоевременную уплату налога (1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки). Таким образом, вы без всякой документальной волокиты берете своего рода налоговый кредит с минимальными процентами.

Однако уплатить пени и сумму НДС надо обязательно до подачи уточненной декларации, иначе штрафа вам не избежать.

2. Создание рациональной холдинговой структуры как метода комплексной оптимизации налогообложения. При этом происходит оперативное распределение налоговой нагрузки между участниками холдинга, аккумулирование всех финансовых потоков (с НДС и без) на одном предприятии «Управляющей компании» или «Торговом доме».

3. Применение зарубежных оффшоров во внутрироссийских операциях;

4. «Инвалидизация» организации;

"НДС. Налог на добавленную стоимость", 2008, N 11

Законодатели изменили порядок уплаты НДС. Теперь сумму квартального налога можно перечислять не одним, а тремя платежами.

В октябре 2008 г. в ст. 174 Налогового кодекса, которая устанавливает порядок уплаты НДС, Федеральным законом от 13 октября 2008 г. N 172-ФЗ (далее - Закон N 172-ФЗ) были внесены изменения. Поправки проделали путь от законопроекта до закона практически за три недели. В Государственную Думу законопроект был внесен 23 сентября, а уже 8 октября он был принят как в первом чтении, так и в окончательной редакции. Получив 13 октября одобрение Совета Федерации, в тот же день Закон оказался на подписи Президента РФ, а уже 14 октября - на страницах "Российской газеты".

В пояснительной записке сказано, что "законопроект подготовлен в связи с необходимостью более равномерного поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет".

Но какими бы ни были предпосылки внесения поправок, в том, что депутаты приняли законопроект, есть прямая выгода для организаций и предпринимателей. Они теперь могут перечислять квартальный налог в рассрочку. А это особенно актуально в период нынешнего финансового кризиса.

Новый порядок уплаты НДС

Согласно новой редакции п. 1 ст. 174 Налогового кодекса перечислять НДС по итогам квартала нужно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Прежняя редакция, напомним, требовала платить налог не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом.

Закон N 172-ФЗ вступает в силу со дня его опубликования. Причем положения п. 1 ст. 174 Налогового кодекса в редакции этого документа получили обратную силу: по новому порядку нужно перечислять НДС начиная с налога, начисленного за III квартал этого года (ст. 2 Закона N 172-ФЗ). То есть уже сумму НДС, которую по прежней редакции Кодекса нужно было полностью перечислить в бюджет до 20 октября 2008 г., теперь можно заплатить частями, переводя в бюджет по одной трети налога за III квартал в сроки до 20 октября, до 20 ноября и до 22 декабря.

Примечание. НДС по итогам квартала теперь нужно платить равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

ФНС России в разъяснениях о новом порядке уплаты НДС, размещенных на сайте, указала, что если сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, не делится равными долями на три срока уплаты, то округлять в большую сторону нужно последний платеж.

Пример. По декларации по НДС за III квартал 2008 г. сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет, составляет 450 736 руб. Одна треть от этой суммы равна 150 245 руб. 33 коп. (450 736 руб. : 3). Учитывая пояснения налоговиков, организация должна в срок до 20 октября и до 20 ноября перечислить по 150 245 руб. А сумма последнего налогового платежа, который нужно перечислить до 22 декабря, будет равна 150 246 руб.

Заметим, что в форму налоговой декларации никакие изменения, касающиеся сроков уплаты налога, не внесены. Не было своевременно скорректировано и программное обеспечение в налоговых, в связи с чем на лицевых счетах налогоплательщиков, которые перечислили 20 октября только треть квартального НДС, числится недоимка, на которую автоматически начисляются пени. В своих разъяснениях, размещенных на сайте, ФНС России не коснулась данного вопроса. Но, по всей видимости, при актуализации программы эти пени будут сторнированы. Остается надеяться, что до момента обновления программы налоговики не успеют предпринять никаких действий для покрытия "программной" недоимки.

Предвидя такие сложности, даже после принятия Закона N 172-ФЗ часть налогоплательщиков предпочла заплатить всю сумму квартального НДС уже 20 октября 2008 г. Специалисты налогового ведомства в разъяснениях на сайте отметили, что нарушением это не является. Организации и предприниматели вправе по первому и (или) второму сроку уплаты налога перечислять сумму, которая больше одной трети НДС, начисленного за квартал. Просто из-за этого у налогоплательщика возникнет переплата, которая подлежит зачету в счет уплаты НДС по следующим срокам уплаты.

Примечание. ФНС России разъяснила, что организации и предприниматели вправе по первому и (или) второму сроку уплаты налога перечислять сумму, которая больше одной трети НДС, начисленного за квартал

Правда, ФНС России при этом не разъяснила, нужно ли в таком случае подавать в инспекции заявления о зачете переплаты. В п. 4 ст. 78 Налогового кодекса сказано, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. То есть получается, что тем, кто заплатил сразу всю сумму НДС, не лишним будет подать заявление о зачете. Для подстраховки. Чтобы налоговики, сочтя переплатой две трети квартального НДС, не направили эту сумму, например, в счет погашения обнаруженной недоимки по какому-либо другому федеральному налогу (согласно п. 5 ст. 78 НК РФ налоговики могут делать такой зачет самостоятельно).

А вот если, скажем, по первому сроку уплаты будет перечислен налог в размере меньшем, чем треть от суммы НДС за истекший квартал (или не перечислен вообще), у налогоплательщика возникнет недоимка. О нарушении законодательства можно говорить и в том случае, когда по истечении двух сроков уплаты в бюджет поступит менее двух третей от суммы НДС за квартал.

Как заполнить платежку

Платежные поручения на перечисление НДС тремя частями нужно заполнять точно так же, как и документ на уплату всей суммы квартального налога. Напомним: руководствоваться при этом следует правилами указания информации, идентифицирующей платеж, утвержденными Приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. N 106н (далее - Правила). Так, в поле 106 "Основание платежа" нужно поставить "ТП". А в поле 110 "Тип платежа" - "НС". Ведь, несмотря на то, что НДС за налоговый период теперь перечисляется не единовременно, а несколькими суммами, речь по-прежнему идет именно о текущих платежах и об уплате именно налога.

В полях 108 "Номер документа" и 109 "Дата документа" при уплате текущих платежей согласно Правилам нужно проставлять соответственно ноль и дату подписания декларации. Эти данные в каждой из трех платежек будут одинаковыми, ведь основанием для платежа будет одна и та же квартальная декларация. А в поле 107 "Налоговый период" нужно указать "КВ.03.2008".

Говоря о платежке, напомним также значение кода бюджетной классификации, которое нужно указать в поле 104. В отношении НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, установлен следующий КБК - 182 1 03 01000 01 1000 110.

Кого поправки не касаются

Закон N 172-ФЗ внес поправки только в п. 1 ст. 174 Налогового кодекса. Все остальные пункты остались без изменений. Отредактированный пункт устанавливает общий порядок уплаты НДС. Он применяется, если иные правила не прописаны в других пунктах ст. 174 Налогового кодекса. Давайте разберемся, какие есть исключения из общего правила. Так, п. 4 ст. 174 Налогового кодекса установлен особый порядок уплаты налога для тех компаний и предпринимателей, которые, не являясь плательщиками НДС или получив освобождение по ст. 145 Налогового кодекса, выставили своим покупателям счет-фактуру с выделенным налогом. Перечислять НДС в рассрочку в этом случае нельзя. Налог должен быть уплачен полностью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В этом же пункте прописаны особые правила уплаты НДС и для агентов, покупающих у "иностранцев" (не состоящих на налоговом учете в России) работы или услуги, местом реализации которых признается наша страна. Такие агенты должны, как и прежде, платить удержанный НДС одновременно с перечислением оплаты "иностранцу". Банк, напомним, не вправе принимать от агента поручение на перевод денег по договору с "иностранцем", если агент не представил в банк платежку на перечисление НДС.

А есть ли возможность платить НДС не единовременно, а тремя равными долями у организаций и предпринимателей, которые являются НДС-агентами по другим основаниям? То есть у тех лиц, которые:

  • арендуют госимущество (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • покупают у "иностранцев" (не состоящих на налоговом учете в России) товары, местом реализации которых признается наша страна (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • уполномочены продавать конфискованное имущество, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • продают товары "иностранцев" (не состоящих на налоговом учете в России) по посредническим договорам, предусматривающим участие в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Никаких особенностей перечисления НДС агентами во всех этих ситуациях ст. 174 Налогового кодекса не устанавливает. Выходит, руководствоваться нужно п. 1 ст. 174 Налогового кодекса. Ведь о том, что положения данного пункта относятся только к налогоплательщикам, здесь ничего не сказано. А значит, агенты (кроме случая уплаты НДС, удержанного со стоимости работ и услуг, оказанных "иностранцем") тоже должны платить налог по итогам квартала тремя равными платежами.

Примечание. НДС-агенты, покупающие у "иностранцев" работы или услуги, местом реализации которых признается наша страна, как и прежде, должны платить удержанный НДС одновременно с перечислением оплаты "иностранцу".

Заметим, что финансисты и специалисты налогового ведомства согласны с этим. ФНС России выпустила согласованное с Минфином России Письмо от 29 октября 2008 г. N ШС-6-3/782@, где разъяснила, кто может применять новый порядок уплаты налога и кого новшества не касаются.

В этом документе налоговики, в частности, подчеркнули, что новый порядок перечисления НДС в бюджет не распространяется на уплату налога по уточненным декларациям, подаваемым за налоговые периоды, предшествующие III кварталу 2008 г.

Кроме того, ФНС России в указанном Письме напомнила, что НДС при ввозе товаров из Республики Беларусь, как и раньше, нужно платить в порядке, предусмотренном российско-белорусским Соглашением о порядке уплаты косвенных налогов от 15 сентября 2004 г., то есть в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за принятием на учет импортированных товаров.

Е.Вторушина

Иногда компании просто необходимо «перенести» уплату налога на добавленную стоимость на более поздние сроки. Можно, конечно, всего-навсего «пропустить» контрольную дату, что, естественно, влечет начисление пеней и штрафов. Только зачем? Ведь есть гораздо менее болезненные способы отсрочить исполнение своих налоговых обязательств, надо только немного юридически «подковаться».

Заемное приобретение

Наиболее популярной и одновременно самой опасной схемой оптимизации НДС является применение договора займа. Уловка заключается в том, что продавец заключает с покупателем одновременно два договора – займа и купли-продажи – и, получая деньги по первому из них, не уплачивает НДС, так как заем НДС не облагается (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК). После отгрузки товара поставщиком по договору поставки организации проводят взаимозачет.

Чтобы налоговики не посчитали полученный заем предоплатой, фирме необходимо заключить договор займа раньше, чем договор поставки. Кроме того, в них надо указать разные сроки возврата средств и поставки товара, а также прописать сумму займа, не совпадающую с размером оплаты по основному договору.

Опасность данной схемы заключается в том, что контролеры, как правило, расценивают платежи по договору займа в качестве аванса, облагаемого НДС, в результате чего начисляют штраф и пени, а также сумму того самого неуплаченного налога. Ситуация усугубляется, если предприятия оформили не взаимозачет, а новацию, о чем говорится в письме Минфина от 7 сентября 2005 г. № 03-04-11/221. Следует также помнить, что с 1 января 2007 года при взаимозачете фирмы должны перечислять своим контрагентам выделенную в счете-фактуре сумму НДС. Данная схема именно оттягивает срок уплаты НДС, но вовсе не избавляет от уплаты налога.

И еще: заключая договор беспроцентного займа, можно оказаться уличенным инспекторами в получении необоснованной налоговой выгоды. Несмотря на то, что и в письме ФНС от 13 января 2005 г. № 02-1-08/5@, и в постановлении Президиума ВАС от 3 августа 2004 г. № 3009/04 отмечено, что материальная выгода от экономии на процентах за пользование займом доходом не считается, лучше предусмотреть в соглашении проценты за пользование заемными средствами. Например, установить их величину равной ставке рефинансирования Центробанка.

Вексельное дело

Еще одной «полезной» схемой, позволяющей получить отсрочку при уплате НДС, является применение сделки купли-продажи векселя. Как и в предыдущем случае, заключаются одновременно два договора. Первым будет контракт на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) с исключенным из него условием о предоплате; а вторым – договор купли-продажи векселя. После передачи товара вексель обналичивают, а между договорами проводят взаимозачет.

Применение данной схемы имеет множество преимуществ. Во-первых, снижается риск неплатежа покупателя по поставке товара; во-вторых, описанный метод позволяет отсрочить уплату НДС, так как вексель реализуется по отдельному договору; и в-третьих, операция передачи и обналичивания данной ценной бумаги налогом на добавленную стоимость не облагается (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК).

Тем не менее не стоит забывать о пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса, содержащем требования к покупателю вести раздельный учет НДС и делить «входной» налог, из-за чего, естественно, страдает именно покупатель. Дабы избежать подобных неприятностей, многие предприятия после отгрузки продукции просто аннулируют договор купли-продажи векселя, а в договоре поставки указывают, что вексель был передан поставщику в счет предоплаты.

Однако и в последнем варианте не избежать затруднений, предостерегают эксперты журнала «Московский бухгалтер». Ведь он не очень выгоден для поставщика, которому придется подавать уточненную декларацию и платить пени за просрочку НДС в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Тем не менее он получает отсрочку по уплате НДС.

Комиссионерство как способ отсрочки

Оттянуть сроки уплаты НДС возможно, используя договор комиссии. Общий вид данной схемы следующий: торговая организация (в данном случае она будет выступать в роли комиссионера) заключает с поставщиком (комитентом) такой контракт и платит НДС и налог на прибыль только с комиссионного вознаграждения (п. 1 ст. 156, подп. 9 п. 1 ст. 251 НК).

Цепь событий будет иметь следующий вид: комитент передает продукцию для реализации комиссионеру, в качестве которого выступает входящая в состав холдинга и применяющая УСН фирма. Причем на товары для такого посредника устанавливается минимальная наценка и максимальная сумма вознаграждения. Однако для полноценной работы такой схемы, помимо всего прочего, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, комитент и комиссионер не должны быть взаимозависимыми лицами (по признакам, указанным в статье 20 НК).

Во-вторых, цена на реализуемую через посредника продукцию не должна быть заниженной более чем на 20 процентов. В противном случае это может повлечь недовольство инспекторов, выраженное в доначислении комитенту налогов согласно статье 40 Налогового кодекса. Впрочем, из такой ситуации выход есть: такие расценки можно обосновать, например, маркетинговой политикой (постановление ФАС Московского округа от 16 февраля 2005 г. № КА-А40/13133-04).

В-третьих, большое значение имеет правильное отражение посреднических операций на счетах бухгалтерского учета: принятые на комиссию товары следует отражать на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», а не на счете 41 «Товары».

И последним (по перечислению, но не по значимости) является условие грамотного оформления договора комиссии. Так, в подобных контрактах необходимо:

1) предусмотреть размер вознаграждения посреднику, ведь именно с этой суммы он заплатит налоги в бюджет; иначе контролеры могут рассчитать налоги, исходя из рыночных цен по аналогичным сделкам (п. 3 ст. 424; ст. 991 ГК);

2) отразить момент, в который услуга посредника считается исполненной. В качестве такового может выступать как дата отгрузки товаров покупателю, так и дата утверждения отчета комитентом. Причем последний вариант является наиболее выгодным для посредника, так как позволяет заплатить налоги с суммы вознаграждения позже.

Используя данную схему, стоит учесть, что с налогообложением комитента могут возникнуть проблемы, ведь он должен начислить НДС в тот момент, когда посредник отгрузит товар покупателю. Данную информацию комитент может получить только из отчета комиссионера, а следовательно, если отгрузка товара и получение отчета приходятся на разные налоговые периоды, в договоре нужно указать сроки, в которые посредник обязан отчитаться перед комитентом.

Невзирая на то обстоятельство, что комиссионер-«упрощенец» не является плательщиком НДС, в момент реализации посредник все равно должен выставить от своего имени счет-фактуру в двух экземплярах. Первый экземпляр комиссионер передает покупателю, а второй – регистрирует в журнале учета выставленных счетов-фактур. Указанную в документе сумму НДС нет надобности ни отражать в книге учета доходов и расходов, ни платить в бюджет. После этого комиссионер должен составить отчет о реализации и передать его поставщику на утверждение. Этот документ необходимо фиксировать в книге учета доходов и расходов.

Выгодный отказ от льготы

В ситуациях, когда сумма НДС, подлежащая вычету, выше налога, который следует заплатить, то отказ от льготы может оказаться выгодным. Принимая такое решение, необходимо учесть требования пункта 5 статьи 149 Налогового кодекса, оговаривающего право предприятия отказаться от освобождения, представив заявление в налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен платить НДС.

Обратите внимание, что отказ или приостановление возможны только на срок не менее года и лишь в отношении операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса.

Хитрые строительные намерения

Интересный метод с целью получить отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость ввели строительные организации. Он подразумевает использование договора о намерениях. Так, вместо того чтобы продавать доли в строящемся доме и, соответственно, платить в бюджет НДС, компании-застройщики (инвесторы) оформляют предварительные соглашения, порядок заключения которых регулирует статья 429 Гражданского кодекса.

В договорах о намерениях указывается, что денежные средства будут зачтены в счет данного соглашения только после продажи квартиры или иного объекта недвижимости. Таким образом, обязанность платить НДС переносится на более поздний срок. А при продаже квартир налог и вовсе не платят.

Все же споры с налоговыми органами не исключены, ведь инспекторы могут истолковать иначе положения договора о намерениях и начислить организации штрафы и пени. Избежать подобных неприятностей несложно, достаточно указать в платежном поручении: «Гарантийный взнос по предварительному договору такому-то» и зафиксировать в учетной политике, что все расчеты с данным контрагентом до момента заключения основного договора будут вестись на отдельном субсчете, открытом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Окончательно же обезопасить себя от претензий налоговиков можно, вернув покупателю гарантийный взнос и получив от него плату за объект недвижимости при заключении договора купли-продажи

Если у налогоплательщика есть обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, но он не может уплатить их в установленный срок, тогда он имеет право обратиться в налоговый орган за отсрочкой или рассрочкой по их уплате.

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена налоговым органом на срок, не превышающий 1 год с момента установленного срока уплаты.

Отсрочка или рассрочка на срок до 3-х лет может быть предоставлена только по страховым взносам и федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Для получения отсрочки или рассрочки необходимо иметь соответствующие основания, а также представить необходимые документы и обеспечение (залог, поручительство или банковская гарантия).

Перечень оснований, при наличии которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка, закреплен пунктом 2 статьи 64 НК РФ .

Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки, определен пунктом 5 статьи 64 НК РФ и Порядком изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ .

По требованию налогового органа необходимо представить документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Для рассмотрения вопроса о возможности получения отсрочки или рассрочки необходимо обратиться в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица либо в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам .

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) отсрочки или рассрочки принимается в течение 30 рабочих дней* со дня получения заявления уполномоченным налоговым органом.

* по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, решение принимается в течение 45 рабочих дней.

С более подробным порядком и условиями изменения сроков уплаты налогов и сборов можно ознакомиться в следующих разделах

Для индивидуальных предпринимателей Главная страница/Индивидуальные предприниматели/ Меня интересует/ Наличие задолженности или переплаты/ Жизненные ситуации/ У меня есть задолженность, но в данный момент я не могу её погасить

Для юридических лиц Главная страница /Юридические лица/Меня интересует/ Наличие задолженности или переплаты/ Жизненные ситуации/ В компании есть задолженность, но в данный момент нет возможности её погасить

Возможна ли отсрочка платежа по НДС на таможне при ввозе импортного производственного оборудования для обработки массива древесинына территорию России из Италии?

Да, возможна, но только при определенных условиях, которые перечислены в статье 134 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Среди них:
– причинения лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

– задержки лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

– если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

– осуществления лицом поставок по международному договору Российской Федерации;

– если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов
В соответствии с п. 2 ст. 83 Таможенного кодекса Таможенного союза основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяются законодательством государства - члена Таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

В статье 133 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ установлено, что только при наличии оснований, установленных статьей 134 Закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или определяемые им иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить срок уплаты налогов в виде предоставления отсрочки.

Обоснование

Из статей 133 – 135 Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Статья 133. Общие условия изменения срока уплаты налогов

1. При наличии оснований, установленных статьей 134 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или определяемые им иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить срок уплаты налогов в виде предоставления отсрочки или рассрочки их уплаты.

2. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов может предоставляться по одному или нескольким видам налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

3. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты суммы налогов в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов или об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. В предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов может быть отказано исключительно при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 135 настоящего Федерального закона.

4. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев.

5. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов или об отказе в ее предоставлении в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты налогов, а в случае отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов - причины такого решения.

Статья 134. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов

1. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

4) осуществления лицом поставок по международному договору Российской Федерации;

5) если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов.

2. Правительство Российской Федерации вправе определять федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные подтверждать наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. В случае принятия Правительством Российской Федерации решений об определении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных подтверждать наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, наличие таких подтверждений является обязательным при обращении лица с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Статья 135. Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов

1. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на предоставление указанной отсрочки или рассрочки:

1) возбуждено уголовное дело, предварительное расследование по которому отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;

2) возбуждена процедура банкротства.

2. При наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки или рассрочки, уведомляется таможенным органом в письменной форме в течение трех рабочих дней.