Как выявить у ребенка задержку психического развития и помочь? Задержка в развитии Задержка умственного развития у детей причины

Задержка в развитии — симптом патологического процесса, который приводит к нарушениям в физиологическом или психологическом плане. Следует отметить, что задержка психоречевого развития может иметь наследственную этиологию. В некоторых случаях в зависимости от этиологического фактора и общего состояния здоровья ребёнка — это необратимый патологический процесс. Ранняя, и соответственно своевременная, диагностика нарушения довольно затруднительна. Однозначно, при первых же проявлениях клинической картины у ребёнка следует срочно обращаться за медицинской помощью, а не игнорировать симптом или предпринимать попытки устранить его самостоятельно.

Этиология

Что касается этого патологического процесса, то здесь нет единых этиологических факторов, так как каждый вид задержки в развитии имеет свои провоцирующие факторы. Однако следует отметить, что практически для всех случаев есть одна общая причина — задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР).

Задержка развития речи (ЗРР) может быть обусловлена следующими этиологическими факторами:

  • травмы головы или новообразования в головном мозге;
  • патологии нервной системы;
  • инфекционные недуги, которые перенесла мать во время беременности;
  • нарушение слухового восприятия или полная глухота;
  • социальная неадаптированность;
  • если взрослые не стимулируют развитие речи у ребёнка - по звукам или неправильно выговариваемым словам они понимают смысл сказанного и реагируют на это. В таких случаях ребёнок просто не будет стараться говорить правильно, так как достигает нужного результата сразу же.

Как правило, задержка речевого развития у детей определяется до трёх лет. Если до этого возраста малыш не научился выговаривать верно, не имеет определённого словарного запаса, который оптимален для его возраста, то требуется консультация психолога, невролога и логопеда.

Задержка психического развития (ЗПР) может быть обусловлено как патологическими, так и социальными факторами. К первым следует отнести:

К социальным провоцирующим факторам можно отнести следующие:

  • частые психологические травмы;
  • педагогическую запущенность ребёнка;
  • ограничение деятельности ребёнка, что приводит к социальной неадаптированности.

Как правило, дети с задержкой психического развития замкнуты, не любят подпускать к себе чужих людей, в том числе и своего возраста. Такой диагноз ставится в младшем дошкольном и школьном возрасте, когда ребёнок начинает общаться с другими детьми.

Задержка психомоторного развития имеет следующую этиологию:

  • эндокринные патологии врождённого и приобретённого характера;
  • бытовая или химическая (характерна для детей на первом году жизни);
  • ЗВУР, которые имеют хромосомную природу - , ;
  • инфекционные заболевания;
  • последствия перинатальной и постнатальной патологии (задержка развития плода);
  • недуги генетической природы.

Не исключение в этом случае и социальные причины — дефицит ухода и питания, частые и педагогическая запущенность ребёнка.

О задержке полового созревания можно говорить тогда, когда у мальчиков к 14 годам и у девочек к 13 годам отсутствуют возрастные изменения. Возникновению симптома предшествуют следующие факторы:

  • хромосомные нарушения;
  • онкологические процессы, которые приводят к неправильной выработке гормонов;
  • перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • неполноценное питание.

В некоторых случаях задержка полового развития может наблюдаться у девочек, которые с раннего возраста занимаются спортом - постоянные физические нагрузки изменяют естественные физиологические процессы.

Симптоматика

Для каждой формы задержки развития характерна своя клиническая картина. Задержка речевого развития характеризуется следующими признаками:

  • в первые месяцы жизни малыш не гулит;
  • дети в возрасте года не откликаются на своё имя;
  • ребёнок не распознаёт картинки в книгах, не может выполнить простейшее поручение взрослых;
  • в возрасте 2-3 лет ребёнок не произносит простые предложения и осмысленные фразы;
  • ребёнок реже других детей задаёт вопросы.

Нарушения в психомоторном развитии проявляются следующим образом:

  • отсутствует сосредоточенность на ярких предметах или звуках (дети с двухмесячного возраста);
  • отсутствует эмоциональный интерес к новым предметам, нет двигательной активности;
  • резко отстаёт формирование лепетной речи;
  • к 12 месяцам ребёнок не понимает обращённой к нему речи;
  • после 15 месяцев наблюдается бесцельная активность;
  • после двух лет нет словарного запаса.

Патологические процессы в психическом развитии имеют следующую клиническую картину:

  • замедленное, часто неточное восприятие;
  • поверхностное, нестойкое внимание;
  • нарушение образного и абстрактного мышления — ребёнок не может выразить свои мысли;
  • ограничение словарного запаса, нарушение речи.

Нарушения в развитии полового созревания проявляются только к 13-15 годам и имеют следующие признаки:

  • у девочек к 14 годам нет месячных и отсутствует увеличение молочных желез;
  • у мальчиков к 14 годам не развиты половые органы;
  • к 15 годам нет лобковых волос.

Проявление любого вида задержки в развитии требует консультации у профильного медицинского специалиста.

Диагностика

Программа диагностики может включать следующие методы:

  • стандартные лабораторные исследования (забор крови и мочи);
  • определение уровня гормонов крови;
  • иммунологические исследования;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • психологические тесты;
  • консультации у смежных специалистов (зависит от типа задержки в развитии и текущей клинической картины).

Лечение должен назначать только врач, самостоятельно что-либо предпринимать в таких случаях не следует, так как можно только усугубить состояние.

Лечение

Что касается медикаментозной терапии, то она будет сугубо индивидуальной, так как будет зависеть от первопричинного фактора. Практически всегда лечение включает работу ребёнка и родителей с или . Если речь идёт о нарушении речевого развития, то обязательны консультации и занятия у . В более сложных случаях врачи рекомендуют постоянное обучение ребёнка в специализированных учебных учреждениях, где для них адаптирована программа.

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Одним из самых распространенных психических нарушений, встречающихся у детей, является задержка психического развития (ЗПР). В этом состоянии психика ребенка, его мышление, восприятие и память развиваются с существенным отклонением от нормы, принятой для детей конкретного возраста.

Чаще всего, диагноз ЗПР ставят детям в возрасте от 4 до 5 лет. Если признаки недоразвитости отдельный функций психики сохраняются у школьников, то диагноз может быть пересмотрен в сторону конституционального инфантилизма или умственной отсталости.

Почему у детей может возникнуть отставание в развитии

Все причины, которые могут привести к возникновению задержек в формировании психических функций ребенка, можно разделить на две категории. К первой относятся повреждения центральной нервной системы органического происхождения, имеющие локальный характер. В результате таких дефектов некоторые отделы головного мозга затормаживаются в своем созревании.

Биологическими причинами чаще всего являются:

  • патологии беременности, вызванные внутриутробными инфекциями, резус-конфликтом, злоупотреблением алкоголем , табакокурением и т.д.;
  • травмы, полученные ребенком в процессе родов или недоношенность;
  • тяжелые заболевания и травмы, перенесенные новорожденным ребенком. К задержкам развития может привести наркоз, если операции проводились в раннем детстве;
  • замедленное созревание ЦНС, обусловленное конституцией ребенка;
  • психологические травмы.

В некоторых случаях ЗПР может иметь наследственную природу. Известны случаи, когда этот диагноз был у нескольких поколений родственников.

Также задержки развития могут быть вызваны и социальными причинами:

1. Чрезмерная опека ребенка приводит к тому, что из его жизненного пространства устраняются все, что могло бы ему принести даже незначительный вред. В результате ребенок отстает в развитии, так как его жизнедеятельность ограничена.

2. Недостаток внимания и дефицит общения.

3. Негативный эмоциональный климат в семье, насилие, асоциальный образ жизни родителей.

Задержки в развитии, вызванные социальными причинами, характеризуются педагогической запущенностью.

Особенности поведения и восприятия у детей с ЗПР

Диагностировать задержки в психическом развитии должен специалист с соответствующей квалификацией. Необходимо наблюдать за ребенком в течение определенного времени, чтобы распознать психические нарушения.

Поскольку у детей с замедленным развитием недоразвита нервная система, они не способны воспринимать информацию так же быстро, как их ровесники, не имеющие подобных отклонений. Это может проявляться в таких моментах:

  • потребность в большем количестве времени для получения и осмысления информации;
  • знания об окружающем мире у детей, отстающих в развитии, являются недостаточными, часто фрагментарными;
  • невозможность узнавать знакомые предметы, расположенные непривычно в пространстве. Изображения, выполненные в виде схем или контурных рисунков, также плохо воспринимаются;
  • предметы, имеющие схожие черты, часто детьми с ЗПР воспринимаются как одинаковые. В результате у них возникают сложности с распознаванием букв, схожих по начертанию;
  • сложности с запоминанием, неустойчивая память . Информация в большей степени сохраняется непроизвольной памятью, при этом отмечается лучшее восприятие зрительных образов;
  • неустойчивость эмоциональной сферы. Если ребенок, у которого имеется задержка развития, оказывается в стрессовой для него ситуации, то он замыкается, уходит в себя.

У большинства детей, имеющих отсталость в развитии, заметно снижена потребность в общении с другими людьми. Это касается как сверстников, так и взрослых.

Но диагноз ЗПР не является приговором. В истории есть масса примеров, когда дети, считавшиеся в детстве слабоумными, достигали немалых вершин в науке и искусстве. Среди таких людей Альберт Эйнштейн, начавший говорить в 3 года. Врачи предполагали, что будущий нобелевский лауреат имеет врожденную умственную неполноценность.

Подобные проблемы были у Исаака Ньютона, Томаса Эдисона и Константина Циолковского, но все они смогли справиться со своими проблемами при поддержке близких и докторов того времени.

Не откладывайте обращение к специалистам Психоэндокринологического Центра, и, возможно, ваш ребенок тоже станет выдающимся ученым и признанным гением!

Лечение ЗПР у детей

Большую роль в коррекции такого психического нарушения, как задержка развития, играют именно родители ребенка. Они, прежде всего, должны осознать, что сложности в обучении связаны не с природной леностью малыша или простым нежеланием трудится, а с особенностями развития его нервной системы.

Не стоит игнорировать тревожные симптомы, это может привести к еще более тяжелым психическим расстройствам. Для того, чтобы ребенок с ЗПР стал обучаемым, смог закончить общеобразовательную школу и получить профессию, необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам.

В Психоэндокринологическом Центре работают специалисты, которые при коррекции ЗПР у детей придерживаются новейших методик и разработок. На всем этапе лечения с ребенком работают педиатры, детские психологи и неврологи, а также психиатры, логопеды и дефектологи. При этом основная часть коррекции проводится психотерапевтическими методами. Медикаментозное лечение назначается в редких случаях.

При совместной работе специалистов, родителей и педагогов ЗПР поддается успешной коррекции в большинстве случаев.

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией .

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы , резус-конфликт , гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции , внутричерепные родовые травмы, недоношенность , ядерная желтуха новорожденных , ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия , грипп , нейроинфекции , рахит), черепно-мозговые травмы , эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки , авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны , непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма , хроническая диспепсия , сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность , пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом , низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность . Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом .

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью , сказкотерапии, .
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж, водолечение .

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.