Индивидуальное занятие на постановку звука л. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука. Работа над развитием фонематических процессов
Наталия Поникаева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Л]»
Звук [Л]
Постановка звука [Л]№1
Цель. Постановка звука [Л] .
1. Коррекционно – обучающие :
- поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;
:
3. Воспитательные :
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.
Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки : мышка, пароход.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук , это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.
2. Подготовка к постановке звука [Л]
Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?
Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. «Давай я тебе помогу» - сказал Язычок. Упражнение «Месим тесто» .
Замесили тесто, испекли блины. Упражнение «Блинчик»
Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение «Забор»
Захотелось Язычку на качелях покачаться : вверх-вниз! Упражнение «Качели» . Весело качаться с Язычком на качелях!
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение «Индюк»
Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался . Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение «Поймай мышку» .
Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру «Повтори за мной» .
Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.
Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.
Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.
3. Развитие дыхания.
Упражнение «Пароходы» . (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка - ффф, щеки не раздувать.
4. Постановка звука [Л]
Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы] . Получился новый звук , произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук . Скажи его еще раз.
5. Физминутка
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
6. Задание на логику Игра «Четвертый лишний» (работа по картинкам) .
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта) .
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Задание : обведи по точкам и раскрась.
Что у тебя получилось? Пароход.
Как гудит пароход? (Л-Л-Л) . Повторение артикуляции.
8. Итог занятия
Наша сказка подошла к концу.
Она тебе понравилась?
Что тебе запомнилось?
Какой звук ты сегодня учился произносить?
Постановка звука [Л]№2
Цель. Постановка звука [Л] .
1. Коррекционно – обучающие :
Уточнить артикуляцию звука [Л] , поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;
Учить точно и полно отвечать на вопросы;
2. Коррекционно – развивающие :
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные :
Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.
Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л] .
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.
Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску) . Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика) .
Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л] , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.
2. Сообщение темы
Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л] . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук . Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.
3. Артикуляционная гимнастика
А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин Язычок.
Он удобно в доме лёг.
2. Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
3. На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
4. Надоели превращенья :
Лижет Язычок варенье.
5. А теперь наш Язычок
Моет нёбо-потолок.
Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.
А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.
Давай вместе полетим на самолете?
Игра «Самолет летит» . Повторение артикуляции.
А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л] . На память Лунтик дарит тебе памятку.
Губы улыбаются;
Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;
Средняя часть спинки языка опускается;
Бока языка опускаются;
Воздушная струя проходит по бокам языка.
Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.
4. Развитие мелкой моторики
Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.
За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.
5. Физминутка
В небе плавает луна. (Плавные покачивания)
В облака она зашла.
1.2.3.4.5. (Хлопки.)
Можем мы луну достать. (Руки вверх.)
6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)
И пониже перевесить. (Руки вниз.)
10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)
Чтоб луна светила детям.
(За физминутку ребёнок получает фигурку) .
6. Развитие фонематического восприятия
А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л] .
Картинки : лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.
Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.
Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним .
7. Развитие языкового анализа и синтеза
Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л] , стоит в начале, середине, и в конце слова.
(Лук, луна – звук стоит вначале слова .
Белка, кукла – звук стоит в середине слова.
Стол, стул – звук стоит в конце слова ).
Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л] ?
8. Итог занятия
Наше занятие подошло к концу . Какой звук мы научились произносить?
А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено , до свидания!
Интернет-источник :
Сайт : detsad-kitty.ru
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
Василюк Лиза (5 лет)
Дефект: дизартрия (стертая форма)
Тема: Звук [л] (отсутствие звука)
Этап: постановка звука [л]
Цели:
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать мимическую мускулатуру.
Формировать плавный выдох, направленную воздушную струю.
Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Формировать правильное положение органов артикуляции для произнесения звука [л];
Закрепление изолированного произношения звука [л]; учить выделять звук [л] в словах.
Упражнять в определении наличия звука в слогах.
Развивать память, внимание, графо-моторные навыки.
Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль звука [л], картинки для артикуляционной гимнастики, материал для отработки воздушной струи, кукла, предметные картинки со звуком [л], цветные карандаши, лист белой бумаги.
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуй Лиза. Я рада тебя видеть. Я сегодня получила письмо, нас приглашает в гости кукла Алла, но чтобы идти в гости, нам нужно подготовиться и выполнить разные упражнения.
Ты согласна? Отлично, тогда за дело!
Развитие общей моторики
Игра «Угадай движение».
Я покажу тебе движения, чем могут заниматься дома взрослые и дети (вытирать пыль, работать пылесосом, варить обед, мыть пол, рисовать, мыть окно, читать книгу, поливать цветы), а ты угадывай движение и повторяй его.
Пальчиковая гимнастика
«Вышел дождик погулять».
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел дождик погулять,
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газонам не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
«Ох!» И ушел… Газон засох!
(Ритмичные удары по столу пальчиками обеих рук, начиная с мизинца, поочередно. Беспорядочные удары пальчиками обеих рук по столу. «Шагаем» средним и указательным пальчиками по столу. Ритмично ударяем то ладонями, то кулаком по столу. Частые и ритмичные удары в ладоши. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу).
Самомассаж лица по показу логопеда
«Снова туча прилетела!».
Выполняй вместе со мной движения:
Струйкой дождик побежал
На лоб, на нос, на щечки,
Капал долго и играл:
На щечках капли-точки
(Разглаживаем лоб от середины к вискам. Гладим лоб, нос сверху вниз и по щекам.
Пощипываем щеки, верхнюю и нижнюю губу. Проделать 2 раза).
Формирование плавной, направленной воздушной струи
«Прогоним тучу!»
Грустно, когда дождь идет, давай представим, что это тучка и прогоним ее. Давай будем сдувать с ладошки вот эту «ватную тучку» (сдуваем плавным выдохом с раскрытой ладони вату).
Развитие мимических мышц
«Любуемся собой» (по показу логопеда)
Тучу мы прогнали, настроение стало хорошее, давай полюбуемся собой:
Возмутились!
Нахмурились!
Удивились!
Обрадовались!
Развитие артикуляционной моторики.
Мы полюбовались собой, настроение поднялось. Давай поиграем щеками: надуваем щеки одновременно и поочередно; разминаем губы: делаем «Улыбочку», «Заборчик» поочередно.
Лиза, теперь давай посмотрим, какой у нас стал веселый язычок, он умеет играть!
Упражнение «Лопаточка».
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи!
Упражнение «Непослушный язычок».
Мы накажем язычок -
Пошлепаем его, дружок.
Упражнение «Иголочка».
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Упражнение «Маляр».
Я маляр, я крашу крыши,
Выше всех я, выше-выше!
Упражнение «Парус».
Парус наверх! Лодка плывет,
И на прогулку ребяток зовет.
Разложение правильного артикуляционного уклада для произношения звука [л]:
Сегодня нас с тобой к себе в гости пригласила кукла Алла. Она живет в сказочном домике, но чтобы до нее добраться, нам нужно плыть на пароходе, а ты знаешь как гудит пароход?
Вот послушай «л-л-л».
Когда мы произносим звук [л] наши губы улыбаются, зубы сближены «заборчиком», кончик язычка поднят за верхние зубки, воздушная струя проходит по боковым краям языка, голос звенит.
А теперь ты попробуй погудеть как пароход, произнеси звук [л].
Работа над развитием фонематических процессов
Ну, вот мы и добрались до сказочного домика куклы Аллы.
Игра «Что есть в доме у Аллы».
Сейчас я буду показывать картинки, и называть их, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук [л], хлопай в ладоши: стол, лопата, конфета, полка, ложка, кошка, лампа.
Давай оставим только те картинки, в которых есть звук [л] и уберем лишние картинки, в которых нет звука [л] (ребенок самостоятельно выполняет).
Закрепление изолированного произношения звука [л]
Давай улыбнемся, ещё раз сделаем упражнение «Заборчик», кончик языка поднимем за верхние зубки, и пропустим воздушную струю по боковым краям языка. Что же получилось? (ребёнок выполняет действия и произносит звук [л].) Повтори её ещё раз. Молодец! Ты научилась произносить звук [л].
Давай покажем, как гудит пароход: л-л-л.
Домашнее задание
Развитие внимания и памяти. Формирование графических навыков
А сейчас будь внимательна, я убираю все картинки, а ты припомни как можно больше картинок, которые ты видела и назови их (ребенок называет ). А сейчас нарисуй ту, которая больше всех тебе понравилась.
Итог занятия
Лиза, какой звук мы с тобой сегодня учились произносить. Давай вспомним, как мы его произносили.
Сегодня на занятии мы были в гостях у куклы Аллы, играли в разные игры, ты училась слушать и правильно произносить звук [л] и показала Алле, как хорошо это у тебя получается! Молодец!
Мы с куклой Аллой приготовили тебе сюрприз – цветочек, давай прикрепим его тебе на кабинку.
Постановка звука [л]
Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [л]
При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.
Создание слухового образа звука
Игровые приемы
— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.
Произносится многократно звук [л].
Формирование зрительного образа звука (л]
Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции
Формирование кинестетического образа звука
Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.
Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).
— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.
Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)
Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.
Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)
1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].
2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.
3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал ), затем между гласными (алла ) и, наконец, в открытом слоге (ла ). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).
4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.
Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)
1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.
2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.
Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)
1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.
2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].
3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.
4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.
Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)
Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.
Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)
Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.
Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании
Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».
Ещё по данной теме:
– звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.
Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.
Нарушение звука Л бывают разнообразные:
- Как полное отсутствие звука «Л»,
- Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
- Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм .
Основными причинами нарушения звука Л называют:
- короткая подъязычная связка;
- слабость мышц языка;
- нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.
Методика постановки звука Л
В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:
Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л , и подкрепляют зрительно:
«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».
Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].
Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.
С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».
Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:
Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.
ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы
Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:
ал – ал – ал
Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:
Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:
Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:
Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.
Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.
Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:
Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.
Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:
Музейный зал
Канатный узел
Вымыть пол
Стоит осел
Галка птица
Новая полка
Рыжая белка и т.д.
Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.
Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л» :
Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы
А также по слоговой таблице в определенной последовательности:
Ла ал ала
Ло ол оло
Лу ул улу
Лы ыл ылы
Слова со звуком Л в начале слова:
Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.
Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.
Слова в интервокальной позиции:
Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.
Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.
Автоматизации в словах со стечениями согласных:
кла кло клу клы
пла пло плу плы
тла тло тлу тлы
шла шло шлу шлы
склад
склон
клубок
сплав
стлать
сплутовать
Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):
Лоб лошади
Лоцман в лодке
Локоны у Лоры
Ломтик в ложке
Ловкий лодочник
Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.
Мила долго мыла полы.
На лошадь надели седло
Стул упал.
Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):
Павел мал — с лавки упал.
Полная луна на небе одна.
Данила боиться мыла.
Где много слов, там мало дела.
Кто не глуп, тот на слова скуп.
Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):
Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.
Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):
Например:
«Лев и мышь» Л. Толстой
«Лиса и козел» сказка
«Косточка» Л. Толстой
Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.
В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.
Маленькие хитрости:
- Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
- Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
- Если «Л» всегда мягкий:
А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.
Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.
Примерная структура логопедического занятия:
- Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
- Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
- Фонематическая работа – 10 минут.
Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме предлагается выполнить задания на автоматизацию звука в слогах, в словах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром», Детский сад № 22
Конспект индивидуального занятия
«Звук Л, постановка»
Щеголевой Елены Анатольевны
Учителя-логопеда первой
квалификационной категории.
г.Соликамск
Тема: Звук «Л», постановка.
Задачи:
* Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
* Вырабатывать артикуляционный уклад звука «Л».
* Поставить звук «Л».
* Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
* Формировать навыки словообразования и словоизменения.
Оборудование:
«Клоун», карточки к артикуляционным упражнениям, силуэт лесенки, картинки на звук Л – лодка, лошадь, луна, лук, символ звука Л (по Ткаченко), мешочек с 6-ю чайными ложками.
Ход занятия:
- Организационный момент . Игра с мячом: я называю слог с твердым согласным звуком, а ты возвращаешь мне слог с мягким согласным звуком: ла-ля, ло-ле, лэ-ле, лы-ли, лу-лю.
- Объявление темы . Сегодня мы будем учиться произносить звук «Л». Что нам помогает разговаривать правильно и красиво? – Губы, зубы, язычок. Поэтому мы сейчас сделаем с ними зарядку.
- Упражнение на развитие дыхания «Клоун».
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка - трубочка».
Упражнение «Змейка».
Упражнение «Качели».
Упражнение «Расческа».
Упражнение «Индюк».
Упражнение «Почистим зубки».
Упражнение «Поймай мышку за хвостик».
- Постановка звука.
Сейчас мы будем тянуть звук «А» и при этом «ловить мышку за хвостик», попробуй и послушай, что у тебя получается. Объяснение артикуляционного уклада звука «Л», показ логопедом.
- Артикуляция звука . «Теперь, ты, расскажи - что делают губы при этом звуке? Что делают зубы? Что делает язычок и где он находится? Подскажите мне, есть ли преграда во рту, когда мы произносим этот звук? Какая? Значит, какой вывод можно сделать? Звук «Л» - твердый согласный».
- Автоматизация звука в слогах . Давай, мы, позовем Аллу: «Алла, алло!» Алла тебя не слышит, повтори еще раз и еще. Наконец тебе ответили: «Кого позвать к телефону?», ответь: «Аллу». Тебе сказали: «Аллы нет». Спроси удивлено: «Аллы нет?». «Нет, она плывет на теплоходе». Ребенку дается символ теплохода: «Покажи, как плывет теплоход – Л-Л-Л…, вот поднимаются по трапу пассажиры – звуки А, О, У, Ы, Э. Что получается? – ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ». - Возьми лесенку и помоги пассажирам подняться на теплоход. Ребенок шагает пальчиками по лесенке и произносит слог ЛА столько раз, сколько ступенек на лесенке. Аналогично с другими слогами.
- Автоматизация звука в словах . Подруга Аллы Таня не поехала на теплоходе. Отгадай загадку и узнаешь, на чем добирается Таня.
*В лесу родилась, в воде живет. (Лодка)
Друг Дима тоже едет к Алле в гости. Отгадай, на чем он добирается.
*Кто я – догадайтесь сами, я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу. Летом - я везу телегу. (Лошадь)
Что они увидели по дороге?
*Ночь прохладна и темна, на небе – яркая …(луна)
- Физминутка. Со словами мы играем, – их хлопками разделяем.
Ребенок хлопками делит слова на слоги (луна, лошадь, лодка, лук, ложки).
- Развитие фонематического слуха .
Пока Алла плывет на теплоходе, мы с тобой послушаем звуки. Если ты услышишь звук Л, то ты поднимешь карточку с теплоходом.
Логопед произносит: Л, Р, М, Л, Н, Л, М, Р, Л, Н, Л, М, Р, Л.
ЛА, РЫ, МУ, ЛО, НО, ЛЫ, МЭ, РУ, ЛУ, НЫ, ЛЭ, МО, РО, ЛЫ.
- Автоматизация звука в словах.
Алла уже доплыла на теплоходе и ждет гостей. Она приготовила салат, а в него положила отгадку от загадки: *Зеленеет все вокруг, растет в саду, на грядке…(лук).
Алла будет угощать гостей тортиком. Если он с малиной, то какой это будет торт? Малиновый. (А если с земляникой, если с клюквой…) Чем гости будут кушать торт? Ложками. Посчитай, сколько ложек приготовила Алла для своих гостей. Ребенок достает ложки из мешочка и считает: «Одна ложка, две ложки…шесть ложек». Какие слова со звуком Л, ты запомнил? Где находится звук Л в этих словах? В начале.
- Итог. Какой звук мы учились говорить сегодня? Какой это звук? (согласный, твердый). Что, при этом звуке, делают губы, зубы, язычок? Что сегодня было для тебя самым трудным? Ты, молодец, у тебя хорошо получается этот звук и твоя речь становится понятной и красивой.