Главные особенности идеологии современного белорусского государства. Государственная идеология Республики Беларусь: понятие, сущность, основные направления Политические основы идеологии белорусского государства

Лекция № 3 (2 часа):

1. Белорусская общность, национальная идея и государственность.

2. Белорусская национальная государственность.

3. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа.

Вопрос 1. Белорусская общность, национальная идея и государственность

Концепция белорусской государственности базируется на системе традиционных ценностей народа, проживающего в пределах белорусских земель на протяжении многих веков. Идеология государственности – это систематизированная совокупность идей и представлений данного народа относительно предпосылок становления белорусской этносоциальной общности, особенностей его государственного устройства, перспектив дальнейшего развития.

В истории этнического развития и становления белорусов как социальной общности выделяются следующие этапы:

1) период Киевской Руси (XI– XII вв.) характеризуется образованием межплеменных общностей (кривичей, дреговичей и радимичей), на основе которых складывается белорусская народность, а также общая идея для всех восточнославянских племен культуры;

2) в период Великого княжества Литовского (XIII–XVI вв.) на основе славяно-православной культуры формируется белорусская нация и ее самосознание;

3) период Речи Посполитой (XVII–XVIII вв.) – осознание белорусами своей славяно-православной цивилизованной идентичности, своего национального и культурно-исторического родства с великороссами (русскими) и малороссами (украинцами);

4) период Российской империи (XIX– начало XX вв.) – формирование белорусской национальной идеи, проработка концепции национального самоопределения белорусов;

5) советский период (с 1 января 1919 г. по август 1991 г.) – процесс национального самоопределения, конституирование белорусов в качестве нации – государства, становление институтов белорусской государственности;

6) в постсоветский период (с августа 1991 г. по настоящее время) идет поиск белорусами их адекватной цивилизованной идентичности, соответственно историческому опыту развития государственных форм (социального государства), а также путей его дальнейшего самоутверждения в современном мире.

Проблема формирования белорусской этносоциальной общности непосредственно связана с белорусской национальной идеей .

Национальная идея представляет осознанное и выраженное представление о том, что данная историческая общность людей является особым социальным субъектом: народом, нацией и что в этом качестве она может самостоятельно строить свою внутреннюю жизнедеятельность и свои отношения с другими народами. Национальная идея вызревает в ходе многовекового развития данной общности и выступает как естественное ядро ее самосознания.


Национальная идея белорусов зарождалась и осознавалась на протяжении целых эпох. В начале XX в. она эпически ёмко была сформулирована Янкой Купалой и образно выражена словами: «Мы – беларусы». В стихотворении «А хто там ідзе?» поэт заявил о существовании белорусов как самобытного народа и о его праве на уважительное отношение к себе («А чаго ж, чаго захацелася ім / Пагарджаным век ім, сляпым, глухім? / – Людзьмі звацца») или, как сказано им в другом стихотворении, занять «свой пачэсны пасад між народамі».

Идея «Мы – беларусы» – это отражение самобытности народа, как особой разновидности славяно-русской общности.

Национальная идея – сложное структурное образование. Это и четко выраженный взгляд на общие фундаментальные ценности определенной национальной общности, и распространенные в обществе ценностные ориентации, и образ и качество жизни, и социальный и нравственный идеал, и осознание места и роли страны в мире, и национальная самоидентификация. Элементы национальной идеи это своеобразные кирпичики, из которых складывается фундамент идеологии белорусской государственности, способной объединить большинство граждан Республики Беларусь, соблюсти права и интересы национальных меньшинств, разных конфессий и социальных субъектов.

Идеология белорусского государства – этосовокупность идей, идеалов, которые отражают национально-исторические традиции и ценностные ориентации, со­ответствующие целям и особенностям белорусского пути общественного развития. Идеология белорусского государства – ядро политической культуры современного белорусского общества, она играет важную роль в консолидации и дальнейшем развитии белорусского народа.

Мировоззренческая основа идеологии государства – это национальная идея, которая включает в себя традиционные ориентации белорусов, а также общече­ловеческие и христиан­ские ценности, национально-государственное самосоз­нание, гражданственность и патриотизм.

Правовой основой идеологии государства является Конституция Республики Беларусь. Основные положения идеологии белорусского государства закреплены
в Основном Законе Республики Беларусь, который содержит 146 статей, опреде­ляющих: основы конституционного строя, отношения личности, общества и госу­дарства, избирательную систему, порядок взаимодействия ветвей власти, функци­онирование местных органов управления и контроля, основы финансово-кредитной системы, а также порядок действия и изменения самой Конституции.

Экономическая основа идеологии белорусского государства – белорусская экономическая модель развития (социально ориентированная рыночная экономика).

Идеология белорусского государстваспособствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззрен­ческих позиций и ценностных ориентиров. Идеология белорусского государства обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и раз­вития политической культуры.

Приоритетами идеологии белорусского государства являются: обеспечение национальных интересов и национальной безопасности Республики Беларусь и ее суверенитета; создание динамично развивающейся, социально ориентированной рыночной экономики; реализация принципов социальной справедливости, патри­отизма и ответственности за судьбу белорусского государства; обеспечение условий для реализации творческих способностей людей во всех сферах развития общества, образования, науки в соответствии с традициями белорусского народа.

На республиканском семинаре «Система идеологической работы в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития» справедливо отмечалось, что «идеология белорусского государства в основе своей содержит четкую систему взглядов и ценностей, которые в течение столетий формировались самим ходом белорусской истории», а ее базовыми принципами являются «единство нации, социальная справедливость, солидарность, нравственность».

Значение данных принципов подчеркивается в Концепции национальной безо­пасности Республики Беларусь: «Общечеловеческие ценности и национальные духов­ные традиции нашли отражение в идеологии белорусского государства, базовыми принципами которой являются единство нации, социальная справедливость, соли­дарность, нравственность».

В современных условиях при проведении идеологической работы важно учитывать следующие особенности идеологии белорусского государства.

1) Ее ориентацию на совершенствование и укрепление основ белорусского госу­дарства и институтов власти. Сильное государство – залог устойчивого и стабиль­ного развития белорусского общества в условиях современной глобализации. Укреп­ление государства означает прежде всего совершенствование государственного управ­ления, а «создание эффективного государства предполагает, что в стране сформи­рованы и эффективно действуют государственно-правовые условия для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики, защиты прав
и законных интересов граждан и предприятий всех форм собственности, стиму­лирования инвестиционной и инновационной активности, подъема темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП), качества и конкурентоспособности товаров
и услуг, производимых национальной экономикой».

2) Ее направленность на обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования . На основе равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования сегодня реализуются задачи совершенствования белорусской модели социально ориентированной экономики . Четвертым Всебелорусским народ­ным собранием были одобрены основные положения Про­граммы социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, в ко­торой определены стратегические цели, задачи и приоритеты, основные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития страны до 2015 г. В этом документе в качестве главной цели социально-экономического развития указаны рост благо­состояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкуренто­­способности национальной экономики.

В данной Программе также отмечено, что экономика страны продемонстри­ровала свою жизнеспособность в условиях глубокого мирового экономического кризиса.

В белорусской модели экономического развития последовательно учитываются имеющие важное идеологическое значение негативные последствия для общества
и человека непродуманной приватизации, безработицы, резкой поляризации доходов населе­ния, криминализации сознания и практики хозяйствования и др.

3) Ее связь с формированием и развитием прочных духовно-нравственных основ государства и общества.

В Республике Беларусь при соблюдении принципа равенства религий перед законом и светского характера государства успешно складываются партнерские отношения государства и ведущих исторически традиционных Церквей.

Например, 12 июня 2003 г. в рамках гражданского законодательства было заключено Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорус­ской Православной Церковью. В нем определены принципы взаимоотношений государства и Церкви и направления сотрудничества. На основании данного Согла­шения были подписаны Программы сотрудничества Национальной академии наук, различных министерств и Белорусской Православной Церкви.

4) Ее связь с современными процессами глобализации и интеграции.

В наши дниРеспублика Беларусь входит в различные международные Инте­грационные союзы и объединения. Особое значение для нашей страны имеет строительство Союзного государства сРоссийской Федерацией,интеграционные процессы и развитие сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, СНГ.

Беларусь рассматривает интеграцию на постсоветском пространстве в качестве магистрального внешнеполитического и внешнеэкономического приоритета, исходит из того, что, помимо экономической интеграции, в этих объединениях появляется потребность в новых гранях сотрудничества в социальной и информационной сферах, области здравоохранения и спорта, выработке внешнеполитических приоритетов
и единой интеграционной идеологии. Идеология белорусского государства является также открытой для сотрудничества белорусского государства на основе принципов равноправия и справедливости со всеми странами Востока и Запада, Севера и Юга.

Идеология белорусского государства играет объединяющую и мобилизующую роль в современном белорусском обществе. Она оказывает мощное и разнообразное воздействие на духовный мир человека и его мировоззрение, на социальное поведение индивидов и групп, на политику белорусского государства, его внутренние
и международные приоритеты. Важной формой распространения и развития идеологии белорусского государства является политическая символика.


Похожая информация.


Анализируя государственный идеологический дискурс в Беларуси обычно выделяют две позиции. Первая состоит в том, что, признавая наличие государственной идеологии в Беларуси, рассматривают её как продолжение коммунистического проекта, "заповедник социализма" и т.д.

Другая позиция, которую неоднократно озвучивал и сам президент Лукашенко заключается в том, что какой-либо стройной, единой идеологической системы в Беларуси за 20 лет так и не удалось создать. Попробуем рассмотреть эти позиции более подробно.

Нация Работы

На наш взгляд белорусское государство достаточно последовательно реализует собственный идеологический проект. Он, безусловно, имеет символическую и институциональную преемственность с БССР, однако a priori не является социалистическим, тем более коммунистическим. С одной стороны, центральным элементом и стержнем этого проекта является историческая память о Великой Отечественной войне, своеобразный национализированный "культ Победы", сюда же стоит отнести и модифицированную государственную символику, принятую на референдуме 1995 года. С другой стороны, в Беларуси хоть и не было радикально-либеральных экономических преобразований, тем не менее, рыночные реформы все же происходили и происходят. Как отмечает политолог Юрий Шевцов "политической мощи Беларуси изначально не было достаточно для того, чтобы реанимировать СССР, а потому и суть белорусского пути - не противостояние рыночным реформам, а специфичная форма адаптации к ним, особая исключительная форма реформирования" . Эта исключительная форма реформирования, предполагающая высокую степень централизации власти и участия государства в управлении экономикой была обусловлена необходимостью сохранения крупной промышленности, доставшейся Беларуси по наследству от Советского Союза. То есть именно индустриальный фактор сыграл едва ли не самую важную роль в становлении современного белорусского государства и его идеологии.

Проблема восприятия реализуемого в Беларуси идеологического проекта связана и с проблематикой модели национальной идентичности, конструируемой государством. Ряд исследователей Беларуси, например, Йовита Праневичуте говорят о том, что процесс формирования нации в современной Беларуси ещё далек от завершения . При этом в качестве содержания национальной идентичности предполагается её стандартная восточноевропейская версия, основанная на языке, историческом сознании и дистанцировании от России. Понятая таким образом "образцовая" национальная идентичность противопоставляется советской.

С этим вряд ли можно согласиться. Собственно процесс белорусского нациостроительства был начат именно большевиками и вследствие их установки на создание на пространстве Советского Союза из наиболее "пригодных" народов наций приобрел необратимый характер. Но для понимания специфики белорусской национальной идентичности и тех оснований, которые заложены в идеологическом проекте современного белорусского государства, необходимы иные концептуальные подходы, чем различение между "национальным" и "советским". Одним из таких подходов может быть предложенный немецким философом Эрнстом Юнгером концепт Гештальта Рабочего и связанный с ним понятием тотальной мобилизации . Гештальт Рабочего, Работа как концептуальная категория у Юнгера - это некий всеохватывающий принцип вовлеченности больших людских масс, обществ, народов и государств в XX веке в грандиозную конструктивную деятельность, перемалывающую все ранее существовавшие социальные и государственные формы.

Гештальт Рабочего как апогей Модерна проявляется в тотальной мобилизации, а в белорусском случае - это коллективизация, сверхиндустриализация, участие и победа в мировой войне, ускоренная урбанизация. То есть именно эти факторы в совокупности и определили специфику формирования белорусской нации, сделав белорусов “нацией Работы в юнгеровском смысле. Именно поэтому в Беларуси не укоренился восточноевропейский этнонационализм, а идеологические основания современного белорусского государства (индустриальная идентичность, государственная символика, культ Победы) связаны с эпохой активного утверждения Гештальта Рабочего, для которого конкретная идеологическая форма (коммунизм, социализм) не имеет определяющего значения.

Другая Европа

Таким образом, в рамках Восточной Европы Беларусь является весьма интересным исключением, а серьёзные отличия от других стран региона и Западной Европы или даже противоречия с ними имеют достаточно глубокие ценностные основания. В геополитическом плане это выражается в приверженности союзу с Россией и выборе евразийского вектора интеграции, который, по мнению руководства страны, в гораздо большей степени способен сохранить доставшееся наследие и индустриальную идентичность нации. В контексте политики памяти это проявляется в гораздо большем акцентировании событий Великой отечественной войны, чем, скажем, памяти о Великом княжестве Литовском как части западноевропейской цивилизации. Впрочем, если вспомнить эксклюзивные претензии на наследие ВКЛ значительной части белорусских националистов и оспаривание исторических прав литовцев на него, то можно сказать, что вариант национальной идентичности и политики памяти, реализуемый белорусскими властями гораздо менее конфликтен по отношению к соседям.

При этом, Беларусь позиционируется именно как европейское государство. В одном из новогодних обращений к нации президент Лукашенко утверждает: "Беларусь - европейское государство. И нам не надо это доказывать". Тем не менее, отличия в понимании европейскости в Беларуси и в Западной Европе вполне очевидны. Каковы причины этих отличий? По сути, они были сформулированы в 2003 г. в докладе Александра Лукашенко, посвященном вопросам формирования государственной идеологии: "Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму. [...] По сути, в восточнославянском (если учесть проживание на наших просторах и других народов — восточноевропейском) мире мы остались единственной страной, открыто проповедующей верность нашим традиционным цивилизационным ценностям. Все это позволяет говорить, что временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации. И не потому, что мы этого хотим, что мы к этому стремились. Или потому, что мы такие умные. Так сложилось в силу нашего консерватизма и тех черт, присущих нашему народу, ... которые мы сохранили .

То есть, речь идёт о том, что Беларусь в рамках государственной идеологии воспринимается как европейская страна, принадлежащая к восточному варианту европейской цивилизации, приверженная социально-консервативным установкам и традиционным ценностям, несущая охранительную функциию по отношению к либеральному фундаментализму Запада и Востока. Сравн. устную характеристику президента Лукашенко со стороны американского профессора Григория Иоффе во время презентации его книги "Reassessing Lukashenka": "Лукашенко - демократ, но не либеральный демократ" . Такое видение белорусской идентичности сохраняется и в актуальном идеологическом дискурсе Республики Беларусь.

Это можно заметить в программных статьях министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея, опубликованных на английском языке: "Human Rights: What and Who Made Them Divide the World?" и "Identity Politics and Culture Wars: A New Determinism?". В первой статье обосновывается тезис о том, что различия в ценностных установках и понимании прав человека на Западе и Востоке обусловлены разными историческими и культурными путями развития обществ, к ним принадлежащих. Министр Макей, сравнивая две модели социальной организации, подчёркивает: "оппоненты Запада, в связи с исторической обусловленностью их образа мысли, больше времени уделяли построению домашнего мира и гармонии, чем распространению своих ценностей, обычному наблюдателю может показаться, что... коллективные права являются менее ценными, чем индивидуальные права. Но это опасное и дефективное восприятие, которое, к сожалению, получило широкое распространение в дискурсе прав человека в последнее время" и приходит к выводу о необходимости уважения разных идентичностей и путей развития: "Таким образом, вопрос прав человека по своей сути не будет конфликтным, каким он является сейчас, если мы начнем ценить особые исторические пути развития друг друга, и соответственно относиться друг к другу. И это особенно верно в ситуации, когда глобализация дает стимул развитию политик осознания собственных корней и когда отношения с "другим" становятся еще более фундаментально важными, чем когда бы то ни было" .

Вторая статья также выдержана в идентаристском, коммунитаристском духе и содержит полемический посыл в отношении либертарианских и универсалистских установок западных мыслителей: "Необходима ли нам универсальная культура, цивилизация или универсальный набор ценностей? Я очень сомневаюсь в этом. Независимо от того, какую культуру они преимущественно отражают, универсальная культура, цивилизация или набор ценностей неизбежно приведут к упрощённому обществу. Творчество и прогресс в таком обществе, несомненно, закончится, потому что эта деятельность всегда была обусловлена острой конкуренцией, происходящей из разнообразия" . То есть, речь идёт о вполне осознанном концептуальном оформлении тех идеологических ориентиров, которыми Беларусь руководствуется на протяжении 20 лет своего существования в качестве независимого государства. И эти ориентиры становятся уже не только принципами для внутреннего употребления, но и частью внешнеполитической стратегии.

В этом можно убедиться, прочитав статью члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларуси, влиятельного историка Игоря Марзалюка "А хто там ідзе?", посвящённую проблемам национальной идеологии. Сенатор Марзалюк вновь формулирует тезисы о принадлежности Беларуси к европейской цивилизации, но уже декларирует цели превращения Беларуси в центр традиционной Европы и "точку сборки" Евразии, продолжая и дополняя, таким образом, интегральную риторику президента Лукашенко и министра Макея: "Беларусь должна стремиться не просто выжить — она должна быть конкурентоспособной и успешной. А это возможно лишь в равноправном, партнерском экономическом союзе государств, разделяющих наши базовые ценности. При этом мы должны постулировать свою национальную сверхзадачу — создать в своей стране на основе собственной традиции органический, здоровый синтез европейского востока и запада. Мы должны апеллировать к миллионам людей и в Западной, и в Центральной, и в Восточной Европе, для которых понятие добра и зла, традиционной морали и этики (в том числе трудовой этики) и семьи дороги так же, как и нам. Беларусь должна быть притягательным центром традиционной нормальности — центром традиционной Европы. [...] Беларусь сегодня в силу объективных экономических, культурных и социальных факторов продолжает сохранять и культивировать свою традиционную цивилизационную матрицу. Именно поэтому Беларусь может и должна стать центром социокультурной и экономической "сборки" Евразии""

  • Вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
  • § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
  • § 3. Укрепление белорусской государственности
  • § 4. На пути к союзному государству
  • Литература
  • Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
  • § 2. Основные типы идеологии
  • Литература:
  • Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
  • § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
  • § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
  • § 4. Характеристика основ конституционного строя
  • Демократическое государство
  • Правовое государство
  • Социальное государство
  • Светское государство
  • Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
  • §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
  • §2. Проблемы формирования политической культуры
  • §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
  • §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
  • Вопросы для самопроверки
  • Литература:
  • Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
  • §2.Идеологическая функция средств массовой информации
  • §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
  • Литература
  • Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
  • §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
  • §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
  • §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
  • §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
  • §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
  • §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
  • §7. Социальное партнерство
  • Вопросы для самопроверки:
  • Литература:
  • Глава 9. Идеология избирательных кампаний
  • § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
  • § 2. Виды избирательных систем
  • § 3. Стадии избирательного процесса
  • Вопросы для самопроверки
  • Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
  • Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
  • § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Глава 11. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
  • § 2 Структура и функции Парламента
  • §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
  • Литература
  • Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
  • §2. Идеология экономической политики Правительства
  • §3. Основные приоритеты в работе Правительства
  • Аграрная политика
  • Жилищное строительство
  • §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
  • §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
  • Литература
  • Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
  • §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
  • §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
  • Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
  • §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
  • §2.Экономические платформы современных идеологических течений
  • §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
  • §4.Условия формирования белорусской экономической модели
  • §5.Экономическая политика Республики Беларусь
  • Вопросы для самопроверки:
  • Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  • §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
  • §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
  • §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
  • § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
  • § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
  • §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
  • § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
  • §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
  • Вопросы для самопроверки
  • Литература
  • Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
  • § 2. Приоритеты в сфере образования.
  • §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
  • § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
  • § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
  • Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
  • §1. Религия в современной Беларуси
  • §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
  • §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
  • Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
  • § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
  • §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
  • Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
  • § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
  • § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
  • § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
  • Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
  • Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
  • Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
  • Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
  • Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
  • Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
  • Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
  • Раздел II. Динамика идеологических процессов
  • Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
  • Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
  • Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
  • Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
  • Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
  • Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
  • Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
  • Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
  • Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
  • Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  • Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
  • Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
  • Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
  • Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
  • Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
  • Раздел I. Теория и методология идеологических процессов 8
  • Основы идеологии белорусского государства

    Под общей редакцией

    профессора С.Н. Князева и профессора С.В. Решетникова

    кандидат юридических наук, профессор Князев С.Н.,

    доктор политических наук, профессор Решетников С.В.,

    доктор юридических наук, профессор Василевич Г.А.,

    доктор политических наук, профессор Земляков Л.Е.,

    кандидат философских наук, доцент Денисюк Н.П.,

    кандидат политических наук, доцент Антанович Н.А.,

    доктор философских наук, профессор Яскевич Я.С.,

    кандидат философских наук, доцент Старовойтова Л.В.,

    кандидат философских наук, доцент Гречнева.,

    доктор философских наук Криштапович Л.Е.,

    кандидат социологических наук, доцент Дмитриев Е.И.,

    кандидат политических наук Паречина С.Г.,

    кандидат экономических наук, доцент Антонова Н.Б.,

    кандидат исторических наук, доцент Мацель В.М.,

    доктор биологических наук, профессор Чещевик А.Б.,

    доктор исторических наук, профессор Шинкарев В.В.,

    кандидат исторических наук, доцент Соколовский А.А.,

    доктор социологических наук, профессор Котляров И.В.,

    доктор экономических наук, профессор Козик Л.П.,

    доктор философских наук, профессор Адуло Т.И.,

    доктор политических наук, профессор Бущик В.В.,

    кандидат философских наук, доцент Матусевич Е.В.

    доктор исторических наук, профессор Сташкевич Н.С.

    Вартанова Л.В.

    кандидат юридических наук, Петрик И.Л.

    Научные рецензенты: кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка; профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры, доктор социалогических наук Р.В. Гребенников

    Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690с.

    В книге на основе системного подхода раскрывается содержание таких важнейших компонентов идеологии белоруского государства, как теория, история и методология идеологических процессов, динамика идеологических процессов, идеологические аспекты деятельности государственных институтов, государственная политика в идеологической сфере. Содержание учебника соответствует учебной программе спецкурса для высших учебных заведений, утвержденной министерством образования Республики Беларусь.

    Книга предназначается студентам, аспирантам и преподавателям вузов. Адресуется также профессиональным политикам и идеологам, будет полезна всем, кто интересуется идеологическими процессами, происходящими в современном белорусском обществе.

    Предисловие

    Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.

    Когда наступают знаковые периоды в жизни общества (к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политических решений.

    На этапе избирательных баталий термин “идеология” можно отождествить с таким многовекторным понятием, как “пропаганда” или “агитация”, включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве. Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур. Здесь победившие, если так можно выразиться, идеологические конструкции приобретают вид доктрин, программ, проектов. Поэтому конституция любого государства, по большому счету, является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства (затем они конкретизируются в программах развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д.).

    Если решения госорганов соответствуют ожиданиям граждан, и руководством страны проводится соответствующая политика во всех сферах, то в политической системе соблюдается определенное равновесие, общественный баланс.

    Идеология государства  это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи “гражданин – государство”, которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь “власть, органы управления – человек”.

    У нас сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

    Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая же платформа пользуется наибольшим доверием избирателей. В целом наши граждане высказали доверие сильной государственной власти и институту Президенства, а также свою приверженность христианским ценностям.

    Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государство должно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов “государственность”, “идеология”, “национальная идея”, так как их нельзя навязать “сверху”, искусственным путем, а следует “собирать” по крупицам.

    Попытки сформулировать национальную идею в последние годы предпринимались не одиножды. К сожалению, ни одна из них не была удачной, и выглядели они, скорее, как декларация намерений, не обоснованных научными разработками. Ведь создание национальной идеи – не пропагандистская акция, а определение направления и перспектив государственного строительства.

    В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. По мнению авторов книги, этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.

    Еще раз подчеркнем: идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития, это идеальная модель общественного устройства.

    Структура курса имеет системный характер, она включает 4 раздела, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии. Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой “процессуальный уровень” принятия государственных политических решений. Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства. СМИ – это прямая и обратная связь народа и власти, наиважнейший инструмент формирования общественного сознания. На политическом уровне правительством страны отмечено, что есть три фундаментальные опоры, на которых базируется наша страна: Советы, мощные профсоюзные и молодежные организации. Поэтому в раздел “Динамика идеологических процессов” мы включили и тему о роли профсоюзов, чтобы рассмотреть, как профсоюзы влияют на формирование идеологии белорусского государства и экономической стабильности.

    В этом же разделе – тема идеологии избирательных кампаний. Мы посчитали, что такой аспект также обязательно должен присутствовать, поскольку разговор идет о выборах руководящих органов государственной власти, а это зависит от населения и, в том числе, от СМИ. Идет формирование общественного мнения, представлений о том, как государственные институты будут выполнять политические, экономические, мировоззренческие, идеологические задачи. Поэтому наиболее важно исследовать и проследить процесс организации и проведение избирательных кампаний.

    Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений. Он называется: “Государственные институты и идеологические процессы”. Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность. Мы выясняем, каким образом, с учетом каких факторов принимаются решения в управленческой сфере, на самом высоком политическом уровне? Разве это не интересно студентам, всем гражданам?..

    И четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: “Государственная политика в идеологической сфере”. Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую. Но надо знать, что делать и после оглашения целей: как, какими способами их достигнуть – и какими будут результаты?

    В Беларуси хорошая обществоведческая школа, богатый потенциал ученых, преподавателей. Во многом именно от них зависит, как этот курс будет воспринят студентами, народом, гражданами. Мы очень на это рассчитываем. Ведь это не какое-то дежурное, конъюнктурное, пропагандистское мероприятие, а чисто научный, системный подход к осознанию сущности идеологии. Глубокая фундаментальная разработка курса идеологии, с одной стороны, существенно продвигает развитие нашей науки, с другой – решает важную мировоззренческую задачу: обеспечивает диалог с молодыми людьми в стенах вуза относительно главных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, насколько они соответствуют стремлениям, потребностям, запросам граждан. По большому счету, это открытый, заинтересованный диалог власти и населения.

    Продолжение. Начало в №20

    основы
    Политические основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.
    Народовластие
    Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Белорусский народ, являясь единственным источником верховной власти, создает механизмы, при помощи которых граждане принимают активное участие в решении государственных дел, разрешении политических конфликтов. Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование форм непосредственной демократии, референдумов, выборов и Всебелорусских народных собраний.
    Референдум является выс-
    шей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни посредством народного голосования. Именно проведение референдумов в 1995 и 1996 годах позволило Беларуси избежать крупномасштабного государственного кризиса. Положительная практика проведения республиканских референдумов свидетельствует об их важной роли в становлении белорусского государства и возможности использования не только на общенациональном, но и на местном уровнях.
    Немаловажное значение принадлежит и Всебелорусским народным собраниям (1996, 2001, 2006, 2010 годы), истоки которых берут свое начало в истории Полоцкого княжества. Обращение белорусских властей к гражданам в особо тревожные и судьбоносные моменты за советом свидетельствует о признании государством народа в качестве основного субъекта политического процесса.
    Еще одной формой участия белорусов в осуществлении государственной власти выступают выборы. Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов.
    Белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и честных выборов с целью обеспечения прихода к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. В Республике Беларусь – в одной из немногих стран мира – действует Избирательный кодекс, который содержит правовую базу для проведения свободных и демократических выборов. Соблюдение норм Избирательного кодекса позволяет белорусским гражданам создавать действенные органы государственной власти и, в первую очередь, Национальное собрание Республики Беларусь.
    Благодаря высокому профессионализму депутатов в республике сформирована законодательная база для успешного развития нашей страны. Белорусский парламент является ареной политических дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнениями по наиболее сложным и судьбоносным вопросам политических и социально-экономических преобразований Республики Беларусь. Политическая ситуация в Беларуси характеризуется публичностью и открытостью процесса принятия политических решений.
    Сегодня очевидно, что только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, могут быть выразителями воли народа и проводить политику, направленную на повышение уровня благосостояния населения.
    Политический плюрализм
    Демократия в Беларуси осуществляется на принципах плюрализма, многообразия политических институтов, идеологий, мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов является развитое гражданское общество, которое служит своего рода социальным пространством, где создаются необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов и социальных групп, реализации их интересов и целей. Гражданское общество противостоит авторитарным проявлениям со стороны государственной власти, защищает права и свободы человека.
    Каркас гражданского общества составляют политические партии, общественные организации и объединения, органы местного самоуправления. К сожалению, в Беларуси пока не сложилась развитая партийная система. Политические партии в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры и социальной опоры. Зачастую партии создаются под конкретные личности – лидеров, оторванных от рядовых членов и заинтересованных лишь в реализации своих личных амбиций, что определяет политическую бесперспективность и неконкурентоспособность многих партий.
    Поэтому опорой белорусского общества должны стать сильные Советы депутатов, профсоюзы и молодежная организация (БРСМ), призванные обеспечить связь народа с властными структурами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти.
    После распада Советского Союза в нашей стране удалось сохранить систему местного самоуправления, позволяющую гражданам непосредственно участвовать в управлении общественными делами, в решении экономических и социальных проблем на местах. Однако в силу ряда объективных причин в Беларуси не оформилась самостоятельность и независимость Советов. Большинство существующих полномочий по управлению административно-территориальными единицами сконцентрировалось в исполнительных комитетах.
    Назрела потребность в реформировании системы местного управления и самоуправления, в результате которой должны быть созданы реальные условия для выполнения местными Советами всего спектра задач по территориальному самоуправлению, масштабного вовлечения граждан республики в механизм государственного управления с целью реализации основного принципа белорусского государства – народовластия.
    Специфика процессов самоорганизации белорусского общества заключается в том, что главным инициатором преобразований, партнером рождающегося гражданского общества выступает государство.
    В результате реформиро-
    вания молодежного движения в республике создана мощная молодежная организация – Белорусский республиканский союз молодежи, представляющая интересы подавляющего большинства белорусских юношей и девушек. Ее основные задачи – выявление и раскрытие творческого потенциала молодежи, формирование мировоззрения молодых граждан Республики Беларуси на основе принципов патриотизма, гуманизма и нравственности.
    Также благодаря усилиям государства удалось вернуть профсоюзы к выполнению их основной функции – защите и отстаиванию интересов трудящихся. В дальнейшем следует добиваться обеспечения высокого уровня защищенности белорусских трудящихся посредством укрепления дисциплины профсоюзных кадров, повышения их ответственности перед членами профсоюза.
    Разделение властей
    Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства.
    Однако власти, будучи разделенными, должны дополнять друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов. Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.
    Специфика реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь заключается в том, что привычная триада властей дополнена еще одной – президентской, которая заботится о бесконфликтном и согласованном функционировании других ветвей власти, выступает арбитром между различными политическими силами, что способствует разрешению противоречий между ними. Посредничество Президента выведено за сферу публичных властей, распространено на отношения органов государственной власти, государства и народа.
    Наделение Главы государства таким статусом необходимо для выполнения функций, возложенных на Президента Конституцией – осуществление преемственности и взаимодействия государственных органов, поддержание политической и экономической стабильности. Институт президентства в Республике Беларусь обеспечивает функционирование сильной и эффективной государственной власти.
    Белорусское общество осознает необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для выведения страны на новый качественный уровень развития, построения демократического государства и гражданского общества, создания необходимых условий для раскрытия внутреннего потенциала личности.
    3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
    Правовые основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового государства и механизме реализации прав и свобод человека и гражданина.
    Суверенитет
    Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Это означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно как через представительные органы, так и непосредственно (на референдумах, при проведении выборов). Суверенная воля народа является определяющей при выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Именно народ формирует органы государственной власти и осуществляет контроль за их деятельностью.
    Народный суверенитет может реализоваться только при условии существования государственного суверенитета, который представляет собой верховенство, самостоятельность и полноту высшей государственной власти на своей территории, независимость от других государств или международных организаций при проведении внутренней и внешней политики.
    Существует диалектическая взаимосвязь между народным и государственным суверенитетами. Народовластие составляет основу Республики Беларусь, а государство выступает полномочным представителем народа и обязуется обеспечивать надлежащие условия жизнедеятельности своим гражданам. Государство не должно злоупотреблять своим суверенитетом в ущерб принципам гуманизма и демо­кратии.
    Как записано в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 года: «Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязатель­ствами».
    Для того чтобы проводить независимую политику в интересах своего народа, государство должно обладать реальным суверенитетом – самостоятельностью при решении любых внутри- и внешнеполитических вопросов. Однако в современном однополярном мире это удается далеко не всем. Супердержавы и, прежде всего, США, стремясь достигнуть мирового господства, осуществляют экономическую экспансию на менее развитые государства.
    Для данных целей используются Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития. Эти международные организации оказывают финансовую помощь государствам только при условии выполнения определенных обязательств. Подобные меры ведут к подрыву государственного суверенитета и зависимости развивающихся стран. Неудивительно, что руководство страны неоднократно высказывалось против получения Беларусью крупных иностранных кредитов.
    Проблемы Беларуси на международной арене обусловлены не внутренними причинами (якобы имеющими место нарушениями прав человека, демократии), а проведением белорусским государством независимой политики, последовательным отстаиванием национальных интересов, интеграцией с Россией. Именно последнее обстоятельство вызывает наибольшее недовольство Запада, который стремится установить контроль над природным и геополитическим потенциалом России. Укрепление Российской Федерации посредством Союза с Беларусью, а в перспективе и с другими странами СНГ противоречит реализации данных
    планов.
    Беларусь стала мишенью информационной войны, развернутой против нее Западом и, прежде всего, США. Особое внимание уделяется формированию и поддержке (информационной, финансовой и др.) радикально настроенных сил с целью создания на их основе так называемой «пятой колонны», деятельность которой направлена на подрыв национальной безопасности Республики Беларусь, дестабилизацию внутриполитической ситуации, свержение
    конституционного строя. К сожалению, целью радикальной оппозиции является не разработка альтернативных вариантов развития страны, не поиск путей повышения благосостояния белорусских граждан, а приход к власти любой ценой, даже за счет ограничения государственного суверенитета.
    Руководство страны проводит политику в интересах белорусского народа и однозначно заявляет о том, что суверенитет и независимость Беларуси останутся незыблемыми при любых обстоятельствах, даже при углублении интеграционных процессов с Российской Федерацией.
    Поддержанию реального суверенитета Республики Беларусь будут способствовать следующие факторы:
    политическая и экономическая независимость;
    сильная и эффективная государственная власть;
    стабильность и правопорядок;
    общенациональный консенсус;
    дееспособные вооруженные силы;
    интеграция в рамках СНГ.
    Правовое государство
    Правовое государство – форма государственной организа-
    ции, при которой государствен-
    ная власть в своей деятельно­сти подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.
    Признаки правового государства:
    верховенство закона;
    разделение властей;
    взаимная ответственность личности и государства;
    реальность прав и свобод гражданина;
    развитое гражданское общество.
    Правовое государство предполагает наличие мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирование «среднего» класса в социальной структуре общества. Формирование правового государства возможно только при многоукладной рыночной экономике, поскольку экономический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, идеологии, системы ценностей.
    Создание правового государства требует сбалансированных усилий в различных сферах жизнедеятельности общества. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве от политической, экономической, социальной и т.д.
    Значительное опережение политических преобразований при ухудшении экономического положения справедливо может породить протест масс. Демократия блекнет, если государство не способно обеспечить своим гражданам безопасность и простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических и социальных потребностей.
    Построение правового государства в Республике Беларусь должно содействовать становлению и развитию гражданского общества, повышению благосостояния граждан, поддержанию правопорядка и стабильности в стране.
    Права человека
    Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.
    Конституция Республики Беларусь закрепляет принципиально новую концепцию взаимоотношений между государством и гражданином. Если в советский период права и свободы человека занимали второстепенное место, а приоритет отдавался интересам общества или отдельных социальных групп, то сейчас высшей ценностью государства являются права и свободы человека и гражданина. Государство возложило на себя ответственность за создание условий для свободного, достойного и всестороннего развития личности.
    В реализации прав и свобод белорусских граждан большое значение имеет создание государством реальных условий для их осуществления. Граждане Беларуси могут открыто выражать свои взгляды и идеи, учреждать независимые СМИ, создавать общественные объединения и политические партии, участвовать в решении государственных дел.
    С целью определения основных направлений деятельности государства по обеспечению прав и свобод граждан, их дальнейшему укреплению и защите в качестве основы формирования демократического правового социального государства в Беларуси принята «Национальная программа действий по защите прав и свобод граждан».
    Особое значение в этом вопросе принадлежит Главе государства, который выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина и предпринимает все меры по их защите. Роль Президента как гаранта прав и свобод поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя. Это подтверждает тезис о том, что права и свободы человека являются основным приоритетом деятельности государства.
    Белорусское государство будет и в дальнейшем добиваться более полного соблюдения прав и свобод граждан, и, в первую очередь, от представителей властных структур, которые должны не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав.
    Для всех руководящих работников в современных условиях важнейшими требованиями являются соблюдение действующего законодательства, высокий уровень правовой культуры, что позволит оградить общество от принятия неправомерных управленческих решений.
    Очень часто главным препятствием на пути реализации прав являются низкий уровень правосознания белорусских граждан, элементарное незнание отечественного законодательства, правовой нигилизм. Решению данной проблемы будет способствовать формирование высокой политико-правовой грамотности населения Республики Беларусь, введение в систему среднего образования таких учебных дисциплин, как «Права человека», «Основы законодательства Республики Беларусь» и др.
    Права и свободы человека тесным образом связаны с его обязанностями и, в первую очередь, с неукоснительным исполнением предписаний, изложенных в нормативно-правовых актах, в отказе от достижений социально-значимых результатов неправомерными средствами.
    Осознание каждым индивидом ответственности за свои поступки, уважительное отношение к правам и свободам других членов общества – необходимое условие построения правового демократического государства.