Фамилии кубанских поэтов и писателей. Исследовательский проект " литературное творчество кубанских писателей для младших школьников. II. Работа над биографией поэта

Кубанские

писатели – фронтовики

Биобиблиографический обзор для подростков

и вспомним все походы и бои:

солдаты, лейтенанты, генералы –

Товарищи великие мои.

На всех фронтах

в своих шинелях дымных

за честь родной поруганной земли

сражались вы, солдаты-побратимы,

Кубани нашей славные сыны.

Кронид Обойщиков.

В судьбе многих кубанских писателей была Великая Отечественная война. В данном обзоре отражен лишь небольшой круг писателей, воевавших на фронте. Война – это долгое испытание человека на пределе его сил, всех человеческих возможностей. У каждого из кубанских писателей – была своя война, свой фронт. Каждый знает свою правду о войне и делится ей с новым поколением. Но книги их – не только о войне – они о человеческой жизни, о времени, о себе, о других.

Трудными фронтовыми дорогами прошли кубанские писатели:

Обойщиков Кронид Александрович,

Юрий Абдашев родился 27 ноября 1923 г. в Харбине в Маньчжурии. В то время Харбин – был духовным центром русской эмиграции на Востоке. Это своеобразный русский город, расположенный на территории другой страны. Отец Юры служил на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Детский мир писателя по его

собственным воспоминаниям был прекрасен и казался незыблемым. Но после того, как в 1936 году была продана КВЖД семья Абдашева вернулась в Россию. Год спустя, был арестован и расстрелян отец, мать на 10 лет сослана в Карагандинские лагеря. Оба будут реабилитированы в 1957 году. Тринадцатилетний Юра был определён в Верхотурскую закрытую трудовую колонию на Северном Урале. После школы Юрий Абдашев поступил на английское отделение факультета иностранных языков Калининского педагогического института. Но начавшаяся война нарушила его планы. Из студенческой аудитории Абдашев шагнул в траншеи и окопы.

В начале октября 1941 года он ушёл добровольцем на фронт, принимал участие в зимнем наступлении под Москвой. Битва под Москвой вписала свои страницы в историю Великой Отечественной войны. Московское сражение сорвало планы Гитлера о проведении молниеносной войны. После окончания артиллерийского училища в 1942 году Абдашев получил назначение на Кавказ. Командовал взводом , а затем батареей в истребительном противотанковом полку, освобождавшем Кубань от немецко-фашистских захватчиков.

За время войны Юрий Абдашев был дважды тяжело ранен. Первое ранение он получил под Смоленском, второе, командуя батареей сорокопяток под ст. Крымской в 1943 году. Награждён двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и боевыми медалями.

Писатели, прошедшие войну, как никто другой, умеют ценить мир и бороться за него. Военные повести «Тройной заслон» и «Далеко от войны» были напечатаны в журнале «Юность». В повести Юрия Абдашева «Далеко от войны» встречаешь живые, человеческие характеры. Произведение посвящено молодым солдатам, курсантам военного училища. На наших глазах мальчишки превращаются в офицеров. Каждый учится оценивать себя, свои поступки меркой войны. Никто из этих ребят не знает, что предопределено им завтра фронтовой судьбой, хотя та уже распорядилась: жизнь – одним, смерть – другим.

Повесть «Тройной заслон» тоже о Великой Отечественной войне. События происходят в горах Кавказа. Три необстрелянных солдата в трудном 1942 году оставлены в качестве заслона на высокогорном перевале. Цель заслона – не пропустить по узкой пастушьей тропе вражеских разведчиков и диверсантов. Рядовой эпизод войны, но для трёх солдат это было великим испытанием силы духа. Перевал становится для бойцов не только точкой на карте, это та высота, которая бывает у человека, может быть только раз в жизни. Они погибли один за другим, честно выполнив свой солдатский долг.

Далеко от войны /Ю. Абдашев/Глубокий циклон: повести, рассказы. – Краснодар: Краснодарское кн. изд-во,1983.-431 с. – (Кубанская проза)

Тройной заслон: повесть.- Краснодар: Краснодар. известия, 1994.-71с.

Иван Беляков родился 8 декабря в далёком 1915 году прошлого века в деревне Мокрый Майдан Горьковской области. Когда началась Великая Отечественная война, Иван учился на третьем курсе Литературного института имени в Москве.

Не задумываясь, Иван Беляков уходит на фронт. Это были годы испытаний для всей страны, это были годы испытаний и для молодого поэта, прошедшего путь от рядового бойца до офицера, сначала в штабе 49-го стрелкового корпуса, затем, после ранения, на восстановительных работах в железнодорожных войсках. Куда бы война ни бросала Ивана Белякова – техника роты, старшего техника батальона, корреспондента газеты «Военный железнодорожник», - любовь к поэзии, желание творить, не покидали его.

После окончания кровопролитной войны боевой офицер стал писать добрые, светлые книги для детей о «голубоглазых мальчишках» и весёлых девчонках. Ему хотелось, чтобы они знали о погибших ровесниках, которые так и не успели стать взрослыми. Так появились стихи о кубанском казачонке Пете Чикильдине из знаменитого отряда Кочубея, о Коле Побирашко – юном разведчике из села Шабельского. Беляков сумел показать в маленьких героях взрослое понимание мужества и отваги во имя Родины.

В 1970 году Краснодарское книжное издательство выпускает книгу поэм И. Белякова «Вечная юность». В ней он рассказал о пионерах и комсомольцах, которые погибли в боях за Родину на фронтах Великой Отечественной войны.

В книге «Гори, костёр!» две поэмы. Поэма «Самый первый» посвящена лётчику-испытателю Григорию Бахчиванджи из станицы Бриньковской. Именно ему доверили осуществить испытание первого реактивного истребителя перехватчика, открывшего новую эру в истории авиации. Григорий Бахчиванджи уже показал своё мастерство летчика-истребителя в первые месяцы войны, на его счету был сбит не один фашистский самолёт.

Другая поэма, «Слово о матери» посвящена русской женщине, кубанской колхознице Епистинии Федоровне Степановой, потерявшей на войне девять сыновей. Поэт рисует стойкий, мужественный характер и хочет, чтобы знал об этом подвиге «каждый сын и каждый внук».

Отрывок из поэмы был напечатан в журнале «Крестьянка» в 1971 году. За это произведение поэту была присуждена литературная премия. На текст «Слова о матери» написана оратория композитором Н. Хлопковым.

Беляков юность: стихи.- Краснодар: Кн. изд-во,1965.-103 с.: ил.

Беляков, костёр: стихи.- Краснодар: Кн. изд-во,1975.-87 с.: ил.

Иван Варавва родился 5 февраля в х. Новобатайске Ростовской области . Ивана Варавву знают и гордятся им на Кубани. Его именем названа Краснодарская краевая юношеская библиотека.

Иван Варавва – лауреат литературной премии имени А. Твардовского «Василий Тёркин». Варавва явился прообразом одного из главных героев в советском легендарном фильме «Офицеры».

интересна своими поворотами судьбы. Иван заканчивает десятый класс школы в ст. Староминской, а бои идут уже под Ростовом и Кущёвской, совсем рядом. На выпускном вечере юный Варавва читает свои прощальные лирические стихи. Он становится бойцом районного истребительного батальона, отступив из станицы последним, в предгорьях Кавказа принимает боевое крещение под станицей Хадыженской, в долине реки Пшиш. «Признаюсь, что больше всего на свете – по своему свободолюбивому характеру, доставшемуся мне от казацкого рода, - я страшился фашистского плена. Дважды невредимым выходил из железного окружения, когда в живых оставались считанные единицы. Горел, был засыпан землёй от взорвавшейся бомбы…»

В битве за Кавказ молодой поэт, в звании рядового пехотного стрелка и наводчика ротных минометов, весной 1943 года принимает участие в прорыве вражеской «Голубой линии», в штурме высоты «Сопки героев». Ранения, госпиталь и снова – фронт: бои за освобождение Новороссийска, Украины, Белоруссии, Польши. Двадцатилетним сержантом в мае 1945 года молодой поэт Варавва оставил свой первый автограф на стене рейхстага, в поверженном вражеском Берлине. Конечно же события войны не оставляют равнодушным И. Варавву, его стихи печатаются, западают в душу читателям, запоминаются своим лиризмом.

Первые стихи И. Варавва опубликовал в 1942 г. Восемнадцатилетний автоматчик писал о том, чем была полна его душа, о боях, товарищах, о вере в победу. С 1943 года его стихи стали регулярно появляться в армейской печати. Лирический герой Ивана Вараввы – это его сверстник, из тех, кого «пыльная дорожка» позвала на поля сражений.

Стучали колеса, тревожно скрипели вагоны.

Весна возвращалась в родные казачьи края.

Дрожала планета. На крыше теплушки зелёной

Промчалась по свету солдатская юность моя.

Острым взглядом поэта и воина Иван Варавва видел войну во всех её проявлениях. Вот, отражая танковую атаку, «на дно солдаты оседали, зажав гранаты в рукаве… кто с жёлтым пятнышком медали, кто с медной пулей в голове». А вот короткое сказание о парнишке, который наверняка стал бы замечательным художником. Но не пришлось. Схватился паренёк с вражьим танком…»все пять гранат в него врубил, а сам упал на подорожник. Он честно Родину любил…Он был талантливый художник»

Варавва ИФ. Гомон дикого поля: стихотворения и поэмы.- Краснодар: Сов. Кубань,200.-607 с.

Варавва ИФ. Орлиные стаи: стихи.- М.:Соврременник,1985.-175 с.

Пётр Карпович Игнатов прожил большую жизнь. В ней было многое – большевистское подполье, ссылки, участие в формировании красногвардейских отрядов, в рядах рабочей милиции

Игнатов борется с бандитами. В 1940 году Пётр Карпович назначен заместителем директора Краснодарского химико-технологического института. А потом началась война.

В августе 1942 года фашисты подошли к Краснодару, над Кубанью нависла угроза оккупации. В крае было организовано 86 партизанских отрядов. тоже получил задание создать для борьбы с гитлеровцами партизанский отряд минёров. Под именем «Батя» он был назначен командиром этого отряда. Вместе с ним стали партизанами его сыновья: инженер завода «Главмаргарин» Евгений и ученик девятого класса Гений, а также жена Елена Ивановна. На одном из заданий, при минировании железной дороги геройски погибли сыновья Игнатова. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР братья Евгений и Гений Игнатовы были посмертно удостоены звания Героев Советского Союза. Стремление рассказать о подвиге своих детей, их товарищах-партизанах, всех тех, кто не склонил головы перед ненавистным врагом, заставило взяться за перо. Его книги - «Жизнь простого человека», «Записки партизана», «Наши сыновья», «Братья – Герои», «Подполье Краснодара» - своеобразные заметки человека, много пожившего, повидавшего, выстрадавшего. В то же время это не мемуары, а литературные произведения, в которых обобщен и запечатлен подвиг многих участников партизанской народной войны.

В «Записках партизана» партизанская война с её опасностями, риском изображена в благородстве подвигов и увлекательности приключений. Точно передана атмосфера лесов в кубанских предгорьях. Кабаньи тропы, горные реки, засады, опасности на каждом шагу, неравная борьба одного против многих – всё это ставит повесть в ряд военных приключений.

Книга «Голубая линия» также основана на документальном материале. «Голубой линией» немцы назвали свою систему мощных полевых оборонительных сооружений, отделявших Кубань от Тамани. Она протянулась через весь Таманский полуостров, упираясь левым флангом в приазовские плавни, а правым – в берег Чёрного моря.

Эти книги принадлежат к числу тех книг, которые никогда не устареют. Произведения переведены на 16 языков. Произведения Игнатова – это не просто семейная хроника. Это, прежде всего отражение патриотического порыва советских людей, вставших от мала до велика на защиту своей родины.

Игнатов -герои: повесть.- Краснодар:Кн. изд-во,19с.

Игнатов линия: повесть.- Краснодар:Кн. изд-во,1983.-176 с.

Игнатов партизана: повести.- М.: Московский рабочий, 1973.-696 с.

Игнатов Краснодара: повесть.- Краснодар: Кн. изд-во,1982.-256 с.

пришёл в литературу с Великой Отечественной войны и принёс с собой высокую и суровую правду о юношах, шагнувших в пламя схватки с фашизмом прямо со школьной

скамьи. Великая Отечественная война застала его в армии. Уже в июне 1941 года лейтенант Каспаров принял участие в боях с фашистами. 1941 год был самым трагическим периодом войны. Многое пришлось пережить и Каспарову. Он был ранен, контужен, попал в плен, совершил побег. Сражался с фашистами в партизанском отряде, снова возвратился в действующую армию, ко­мандовал подразделением минометчи­ков, служил в полковой разведке.

Когда после госпиталя он вернулся в родной Армавир, его грудь украшали боевые награды: орден Красной звезды, медали «За отвагу», «За взятие Варшавы» и другие.

Свои первые рассказы «Конец Наири», «Рубиновое кольцо», «Навстречу солнцу» Борис Каспаров посвятил воен­ной тематике. Они были опубликованы в журнале «Советский воин». Эти и дру­гие публикации он представил на кон­курс в Литературный институт им. A. M. Горького, куда и поступил в 1949 году.

Начиная с 1958 года, одна за другой выходят в свет его книги: «На западном берегу», «Копия Дюрера», «Двенадцать месяцев», «Пепел и песок», «Рапсодия Лис­та», «Звезды светят всем», которые вошли в круг детского чтения. В этих повестях Б. Каспаров проявил себя как мастер острого сюжета, умеющий заинтересовать читателя. Но детек­тивный сюжет - не самое главное в творчестве Каспарова. Писатель прояв­ляет себя как человек, «умеющий вести задушевный разговор с читателем, под­нимающий острые моральные вопросы». Его повести пронизаны горячей любовью к Родине, он писал о смелых, добрых и мужественных людях, настоящих пат­риотах своей Отчизны.

Эта направленность в творчестве пи­сателя ярко проявилась и в его пьесах «Память», «День седьмой», «Зубы дра­кона». В пьесе «День седьмой» Б. Кас­паров рассказал о самых трудных пер­вых днях войны. Его пьесы шли с успе­хом в Армавирском и Краснодарском драмтеатрах. Им сделан авторизован­ный перевод на русский язык романа адыгейского писателя Исхака Машбаша «Оплаканных не ждут».

«Копия Дюрера», пожалуй, самое известное произведение Б. Каспарова. Повесть написана настолько ярко и та­лантливо, что события, описанные в ней, воспринимаются как реально про­исходившие. В мае 1945 года, в первые послевоенные дни, молодой офицер Красной Армии назначен помощником коменданта в небольшой немецкий го­родок, чтобы помочь местным жите­лям наладить мирную жизнь. Но про­исходит неприятное событие: застре­лился управляющий имением Грюн­берг. Этот человек пережил фашист­ский режим, лояльно относился к Со­ветской власти и вдруг застрелился, когда город освободили от гитлеров­цев. «Убийство или самоубийство?» - задает себе вопрос старший лейтенант и начинает собственное расследование. Таинственные события, связанные с копией картины Альбрехта Дюрера, великого немецкого живописца эпохи Возрождения, не могут не увлечь читателя. Сюжет книги перекликается с реальной историей спасения картин Дрезденской галереи и других сокровищ мирового искусства советскими солдатами.

Каспаров Дюрера: повесть.- Краснодар: Кн. изд-во,1978.-191 с.: ил.

Каспаров Листа: повесть.- Краснодар: Кн. изд-во,1965.-263 с.

Детские годы и ранняя юность писа­теля прошли в деревне Богородская Репьевка и в родном городе Ульяно­вске, где он появился на свет 30 декабря 1924 года. Поэтический мир Николая Красно

ва опреде­лился рано. Навсегда остались в душе и сельская ребячья вольница, и очарование родным волжским городком, древним Симбирском, с его блестя­щими, с пушкинских времен, литературны­ми традициями, с Карамзинской библиоте­кой - «Дворцом книги», ставшим с 12 лет юному поэту вторым домом. Первая литера­турная публикация была именно в этом воз­расте - стихи в газете «Будь готов!», чуть позднее - в «Пионерской правде». И была у него любимая учительница по литературе - Вера Петровна Юдина. Она ему привила вели­кую любовь к Пушкину, с пятого класса соби­рала листочки с «пробой пера» своего под­шефного, обещая «издать стихи Коли Крас­нова по окончании средней школы отдельной книжкой». Но... как мы теперь говорим, завт­ра была война.

В 1943 году, после окончания шко­лы, Н. Краснов работал на оборонном заводе инструментальщиком, в этом же году стал солдатом. Воевал на Ленин­градском фронте, при штурме Выборга был тяжело ранен. Николай Краснов имеет боевые награды: ор­ден Отечественной войны 1-й степени, медаль «За отвагу» и другие.

Война для Николая Краснова - это солдатские тернистые дороги. Фронт, наступательные бои, ранение, госпи­тали... Перед его глазами предстала картина жизни нашего народа, сража­ющегося с фашизмом. «Я каплей был того большого моря», - напишет он потом. Народный подвиг во время Великой Отечественной войны стал глав­ной темой в его творчестве. Автор признается в своих интервью, что сколько бы ни проходило лет с тех пор, а в памяти фронтовые события так све­жи, словно это было вчера. Николай Степанович рассказывает об удиви­тельном случае, повлиявшем на его судьбу: «Командир пулеметной роты после боя увидел среди убитых солдат очень похожего на меня. И мои друзья-пулеметчики подтвердили, что это я. И я стоял у братской могилы, где в списке погибших значилась моя фа­милия. Кого-то из похороненных здесь я знал... И я плачу, говоря о них обо всех, о том неизвестном пареньке, по ошибке похороненном под моим име­нем. Как и всякий солдат, чей-то сын, брат или любимый. В воображении я часто слышу, как плачет его мать, его невеста, и сердце сжимается от нестер­пимой боли».

Впечатления военной поры стали главным душевным богатством писа­теля. И, видимо, неслучайно первым оценил по достоинству поэзию Нико­лая Краснова классик русской литера­туры. В 1947 году он представил поэтическую подборку мо­лодого литератора с кратким предис­ловием в «Литературной газете», способ­ствовал ему приему в Союз писателей России. А вскоре состоялась и личная встреча с Александром Трифоновичем. В одной из книг Н. Краснова есть прекрасные слова о влиянии этой встречи на его творчество. «Я, подоб­но птице перед дальней дорогой, ждал попутного ветра. И дождался. И он ме­ня подхватил».

В одном из стихотворений Николай Краснов вспоминает о своих старых письмах, разлетевшихся по белу све­ту, и «к друзьям, не пришедшим с вой­ны, и к любимой, ушедшей к друго­му»...

Не убавлю ни слова.

Лишь прибавить могу,

И опять

Ни единой строкой не солгу...

Эти слова по праву можно отнести ко всему творчеству поэта и прозаика Краснова. Каждое его стихотворение, каждый рассказ - своего рода письмо к читателю, безыскусное и доверитель­ное. Здесь ничего не выдумано, все идет от сердца, все - о пережитом, о выстраданном. Память войны, любовь к людям, родным местам, ко всему чистому и прекрасному. Читая его про­изведения, мы ощущаем человека большой души, искреннего и доброго. Жизнь, как она есть, глядит с каждой его страницы.

На семи ветрах: стихи и поэмы.- М.: Современник, 1976.-94с.

Праздник на нашей улице: Повести, рассказы.- Краснодар, Сов. Кубань,2005.-351 с.

Кронид Александро­вич родился 10 апреля 1920 года в станице Тацинской Ростовской об­ласти. Детские и школьные годы про­шли на Дону и Кубани. Жил в Брюховецкой, Кропоткине, Армавире,

Но­вороссийске. После окончания Краснодарского военного авиационного училища в конце 1940 г. направлен в бом­бардировочный полк Одесского военного округа. С

первого дня войны в качестве штурмана самолета участвует в боевых действиях на Бес­сарабском, Юго-Западном фронтах и Северном флоте, куда полк в вари­анте двухместных истребителей был переброшен летом 1942 года для ох­раны конвоев союзников.

Кронид обойщиков всего совершил сорок один бое­вой вылет. Затем, с 1944 года до конца войны, в должности штурмана эскадрильи перегоняет самолеты с сибирских и закавказских аэродро­мов в действующие боевые полки Балтийского и Северного флотов. Награжден тремя орденами и пят­надцатью медалями, в том числе одной английской.

В I960 году К. Обойщиков ушел в запас в звании майора Дальнего Востока, где слу­жил - старшим штурманом наведения истребительной авиации ПВО. Там за перехват американского самолета - шпиона "Локхид-У-2" приказом ко­мандующего ИА ПВО маршала награжден ценным подарком.

Первое стихотворение восьми­классника Кронида Обойщикова «Гибель стратостата» было напечатано в газете «Армавир­ская коммуна» в 1936 году. Но начало творческой биографии относится к послевоенным годам, когда поэт стал систематически печататься в армейских и флотских газетах, в жур­налах "Знамя", "Советский воин", "Дальний Восток", "Эстония"

В 1951 году К. Обойщиков был де­легатом от Балтийского флота на 2-м Всесоюзном совещании молодых пи­сателей. В 1963 году в Краснодаре вышел первый сборник стихов "Тре­вожное счастье", а всего - четыр­надцать, пять из которых для детей.

Кронид Обойщиков - один из авторов и составителей книг о Героях Советского Союза, двух оперетт, многих песен, написан­ных кубанскими композиторами Гр. Пономаренко, В. Пономаре­вым. Крылатым воином был Кронид Обойщиков. Обращаясь к родному краю, он пишет:

Край родной, ты весь на этой карте -

Синь озер, дороги и хребты.

Я летать ушел со школьной парты,

Чтоб тебя увидеть с высоты.

Боевая авиация, голубое безбрежье небес стали для него и жизнью, и поэ­зией. Его герой знает свое место на вой­не. Он понимает, что без него нельзя вести бой:

Стоит нелетная погода,

И Ставка, нервничая, ждет,

И в землю врытая пехота

Без нас в атаку не пойдет.

Военные маршруты водили его и над Киевом, и над речкой Сулой, и над Ле­нинградом, и над Баренцевым морем, и над Прибалтикой. Как и другие фрон­товые поэты, К. Обойщиков не раз обра­щается к образу солдатской матери. Им, матерям, выпала самая горькая доля - провожать на войну сыновей и получать похоронки.

Когда друзей в могилу братскую

Нам приходилось зарывать,

Давали клятву мы солдатскую

Их матерей не забывать.

Он пишет «Слово к матери», посвя­щая его Матрене Константиновне Зикран, матери Героя Советского Союза, пав­шего смертью храбрых; пишет стихотво­рение «Мать» - памяти Епистинии Фе­доровны Степановой.

Нынешний год - год 65-летия вели­кой Победы. И сегодня у памятных обе­лисков и мемориалов рядом с ветерана­ми, молодым поколением в незримом строю стоят и литератур­ные герои, плоть от плоти живых и павших.

Звёзд волшебнее сиянье: Поэтический венок Героям Кубани. – Краснодар: Сов. Кубань, 2001.-192 с.

Именное оружие: Стихи. - Краснодар: Кн. изд-во,1970.-127 с.

Мы были: рассказы, повесть, стихи.- Краснодар: Сов. Кубань,2001.-192 с.

Салют Победы: Солдатам Великой Отечественной посвящаю…: стихи.- Краснодар: Периодика Кубани,2005.-192 с.

родился 3 августа в станице Таманской, в семье ветеринарного врача. Позднее вместе с родителями переехал в город Баку, где окончил школу вто­рой ступени. Василий Попов работал на нефте­промысле, откуда по путевке комсомола был

направлен на учебу в школу военно-воздушных сил им. ВЦИК в Ташкент, которую успешно окончил в 1930 году.

Молодой летчик служил в Средней Азии, в горах Мары, городе Бухаре, принимал участие в боях с басмачами. В это же время Василий Алексеевич увлекся литературным творчест­вом. В печати выходят его очерки о летчиках. По состоянию здоровья он был отправлен в годичный отпуск, работал в милиции, в район­ных и городских газетах Горьковской области и Подмосковья, был корреспондентом Телеграф­ного агентства Советского Союза. В 1936 году у молодого писателя вышла в Ташкенте первая книжка - повесть «Асы».

В годах Василий "Алексеевич опять был призван в ряды военно-воздушных сил. Участвовал в боевых операциях на Халхин-Голе, летал в небе Финляндии, Западной Белоруссии. На третий день Великой Отечест­венной войны уже сражался с фашистскими захватчиками, оборонял небо Москвы, летал к белорусским партизанам. В 1942 году командованием Красной Армии был направлен в борющую­ся Югославию, в Народно-освободи­тельную армию Иосипа Броз Тито.

Больше года воевал он в небе Югос­лавии и был награжден за боевые заслу­ги высшим югославским военным орде­ном Свободы. При бомбежке немцами партизанского аэродрома был тяжело контужен и эвакуирован на родину.

После длительного лечения, осенью 1943 года, Василий Алексе­евич был признан негодным к военной службе и демобилизован. За боевые заслуги в боях с немецко-фашистски­ми захватчиками он был награжден орденом Красной Звезды, двумя орде­нами Отечественной войны и девятью медалями.

Попов пошел работать в газету «Пио­нерская правда» заместителем редакто­ра выездной редакции и собственным корреспондентом.

На счету Василия Алексеевича По­пова 30 книг, изданных в нашей стране. За цикл рассказов о майоре был награжден Почетной грамотой Министерства Внутренних дел СССР. Среди написанных им книг для детей и юно­шества - «Замок железного рыцаря», «Сиреневый остров», «Повести об от­важных», «Республика девяти звезд», «Чужой след», «Они приближали рас­свет».

В 1947 году вышла приключенчес­кая повесть «Замок железного рыца­ря», рассказывающая об испытани­ях, выпавших в годы войны на долю двенадцатилетних ребят. С неослабе­вающим интересом, с живым участи­ем следит читатель за судьбой героев: девчушки из украинского села и мальчишки из-под Брянска. Наравне со старшими товарищами вступили они в борьбу с тщательно законспи­рированной подпольной фашистской организацией «Вервольф» - «Волк-оборотень». Позже эта повесть вошла в сборник «Повести об отважных» под новым названием - «Волчье ло­гово».

Юным анапским подпольщикам, боровшимся в годы Великой Отечест­венной войны с фашистскими оккупантами, посвятил писатель повесть «Они приближали рассвет». «Мне хо­чется,- писал автор, - чтобы Катя Соловьянова, Аза Григориади, Владик Каширин и их боевые друзья веч­но жили в памяти народной и учили новые поколения стойкости, мужест­ву, преданности своей Родине». За эту повесть Василий Алексеевич по­лучил звание лауреата краевой лите­ратурной премии имени Н. Островс­кого.

Попов Кузьменко и другие рассказы.- Краснодар: Кн. изд-во,1980.-155 с.: ил.

Попов приближали рассвет.- Краснодар: Кн. изд-во,1983.-143 с.

Георгий Владимирович Соколов ро­дился 3 декабря 1911 года в поселке Кочкарь Челябинской области . В 1930 году по путевке комсомола уехал на строительство Магнитогорского метал­-

лургического комбината. С первых дней Великой Отечественной войны он находится в действующей армии. Был комиссаром подразделения, командиром разведроты, работал в редакциях фронтовых газет.

Воспоминания о героических сражени­ях на Малой земле, о живых и погиб­ших боевых товарищах легли в основу книги «Мы с Малой земли», которая многократно переизда­валась в нашей стране и за рубежом. Это сборник документаль-

ных новелл. В них названо более двухсот фамилий героев. Все, что пережили десантники, пережил и Соколов. Не понаслышке, не по архивным дан­ным узнал автор полную опасностей боевую жизнь.

Он участвовал в атаках и ночных поисках, в рукопашных схватках и рейдах в тылу против­ника. На Малой земле получил два ранения, был контужен. Отдельная рота разведчиков, которой командовал капитан Соколов, высадилась на Мысхако вслед за отрядом майора Цезаря Куникова и только в первый месяц боев уничтожила более сотни гитлеровцев, привела до двух десятков пленных. Кстати сказать, на личном счету Соколова пять­десят шесть фашистских солдат и офицеров, унич­тоженных им в рукопашных схватках за два с половиной года работы в разведке - сначала комиссаром, затем командиром отдельной разве­дывательной роты. До самого конца героической эпопеи, все семь долгих месяцев боевой страды Соколов находился на Малой земле. На его глазах проис­ходили события, которые не забываются, на его глазах десантники совершали подвиги, которые вошли в летопись Отечественной войны.

После освобождения Новороссийска десант­ным частям, закаленным на Малой земле, при­шлось создавать плацдармы в Крыму, воевать за Севастополь и в Карпатах, на Висле, на Одере и Шпрее, штурмовать Берлин, освобождать Прагу. И в этих боях Соколов принимал участие.

В годы войны Соколов не мечтал о писа­тельской деятельности. Кое-какие записи он, правда, вел. Но во время сентябрьского штурма Новороссийского порта, катер, на котором он находился, был подбит и затонул. Соколов выплыл, а его вещевой мешок с записными книж­ками пошел на дно. Однако после войны ему захотелось рассказать о пережитом, и он взялся за перо. Память сохранила многое, горести и ра­дости фронтовой жизни. В 1949 году вышло пер­вое издание его книги «Малая земля». Написанная по свежим следам событий, она подкупала своей правдивостью, любовью к друзьям и товарищам. Автора приняли в Союз писателей.

Всю свою творческую жизнь, работая над «Малой землей», Георгий Соколов, одновременно создавал главную свою книгу - роман «Нас ждет Севастополь». В романе правдиво и впечатляюще описаны последние дни обороны Севасто­поля, трагедия тех, кто оставался в око­пах и на берегу Херсонеса уже после того, как флот окончательно покинул свою базу. Кажется, все потеряно. Одна­ко это не так. Эпилог севастопольской трагедии стал прологом к сражениям в районе Новороссийска в 1942-1943 го­дах, к боям на Малой земле, на Тамани, к изгнанию гитлеровцев с Кубани, со всего Северного Кавказа. Участвуя в этих боях, герои романа понимают, что иной дороги нет, что нужно пройти весь этот страдный путь с неизбежными поте­рями и утратами, чтобы вернуться в Севастополь.

Георгий Соколов сам прошел этим путем, сначала от Севастополя до Ново­российска, потом от Новороссийска до Севастополя и дальше - до Карпат, че­рез Вислу и Одер - до Шпрее и Влтавы.

Родная земля, народ не забывают своих сынов и дочерей, погибших за Оте­чество. Читая и перечитывая роман «Нас ждет Севастополь», мы, прежде всего, отмечаем то, что в нем запечатлен исто­рический подвиг народа, слава о котором не померкнет в веках.

Соколов ждёт Севастополь: Роман.– М.: Сов. писатель,1981.-656с.

Соколов земля.- М.: Сов. Россия, 1971,-384 с.


Лихоносов Виктор Иванович, родился в ст. Топки, Кемеровской области, в 1961 г., известный писатель Кубани и страны. Окончил историко- филологический факультет Краснодарского педагогического института. Работал учителем в Анапском районе. Печатается с 1963 г. Рассказы и повести: «Брянские», «Домохозяйка», «Родные», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Люблю тебя светло», «На улице Широкой». Многолетний труд о Екатеринодаре – Краснодаре, его истории и людях, их характерах, быте и жизни роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж».. Лихоносов Виктор Иванович Лихоносов Виктор Иванович член высшего творческого Совета при правлении Союза писателей РФ», редактор литературно- исторического журнала «Родная Кубань», лауреат Государственной премии России, Международной премии имени М. Шолохова. Награжден орденом «Знак Почета», орденом преподобного Сергея Родонежского III степени. Герой труда Кубани


Варрава Иван Федорович, известный кубанский поэт, родился 25 февраля 1925 г в селе Новобатайск, Ростовской области в семье переселенцев с Кубани, в 1932 г. семья возвратилась на Кубань. Потомственный казак. В 1942 ушел на фронт, прошел боевой путь до Берлина, на стенах Рейстага оставил стихотворную надпись. Был тяжело ранен. Имеет много боевых наград, ордена: Отечественной войны I степени, Красной звезды, Знак Почета. Окончил литературный институт, работал в Министерстве культуры СССР, но возвратился на родную Кубань. Собирал казачьи песни, много сделал для возрождения Кубанского казачьего хора. Творческая Варрава Ивана Фёдоровича деятельность очень плодотворна, издал десятки сборников произведений, такие как: «Песни казаков Кубани», «Казачий край», «Огонь горицвета», «Молодость сабли», «Пшеничный прибой», Песня гайды», «Цветы и звёзды», «Соколиная степь», «Казачий шлях», «Бежит река Кубанушка», «Всадники вьюги» и ряд других. Варрава Иван Фёдорович За литературную деятельность награждался различными премиями. Герой труда Кубани.


Образцов Константин Николаевич Образцов Константин Николаевич, русский поэт, родился 28 июня 1877 г. в г. Ржевске, Тверской губернии. Окончил Тифлисскую духовную семинарию. Как лучший ученик был направлен в Петербургскую духовную академию. Учился также в Юрьевском университете на историко- филологическом факультете. Служил священником во Владикавказской епархии. Служил священником в Кавказском полку Кубанского казачьего войска, участвовал в Первой мировой войне, награжден орденом Святой Анны. Как талантливый поэт и патриот написал много стихотворений, многие из которых стали песнями, в том числе казачьими, кубанскими. Произведение Образцова К. Н. «Ты Кубань ты наша родина, вековой наш богатырь» стала Кубанским гимном. Судьба трагична, как и многих в годы революции, гражданской войны. По одним сведениям он умер от тифа в Краснодаре, по другим расстрелян ВЧК в 1920.


Обойщиков Кронид Александрович русский поэт, родился в станице Тацинская, Ростовской области 10 апреля 1920 г., умер 11 сентября 2011 в Краснодаре на 92 году жизни. Обойщиков К.А. окончил Краснодарское авиационное училище, военный летчик. С первых дней участник Великой Отечественной войны, служил в бомбардировочном полку, охранял конвои союзников. Награжден за боевые заслуги двумя орденами Отечественной войны, орденом Красного знамени. Кронида Обойщикова печатается в газете «Армавирская коммуна» в 1936 г. Послевоенные годы стал печататься в армейских и флотских газетах и журналах. В 1963 вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье». Издал более 30 книг, в том числе: Бессонное небо», «Линия судьбы», «Награда», «Мы были». «Салют победы», «Имя твое в небесах пронесу». Он много писал для детей замечательных поэтических произведений: «Сфетофорик», «Зойка пешеход», «Как слонёнок учился летать». Делал переводы поэтов Северного Кавказа. Кронид Обойщиков член Союза писателей СССР и Союза писателей России. Общиков Кронид Александравич Заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Кубани, почетный гражданин Краснодара, лауреат премий. Герой труда Кубани.

Продолжая цикл материалов об истории Екатеринодара, мы вновь обращаемся к теме утраченного наследия. Одно из мест, хранящих историческую память города, — Всесвятское кладбище, где в XIX и первой половине XX века хоронили военных, государственных и общественных деятелей. Некоторые могилы являются памятниками истории и архитектуры, многие разрушены, часть уже невозможно опознать. Именно здесь в разное время были похоронены известные кубанские писатели, но найти места их захоронений в данный момент невозможно.

Кубанских писателей XIX — начала XX века объединяет то, что писали они по‑украински, на Кубани их практически не печатали, могилы их неизвестны. Специально для портала Юга.ру Владимир Бегунов собрал информацию о пяти авторах, чьи биографии и произведения будут небезынтересны любому, кто интересуется историей Кубани.

Пленный атаман

Исполняющему обязанности наказного атамана Якову Герасимовичу Кухаренко жаловаться вроде бы не на что. Его считают первым кубанским писателем, в Краснодаре есть посвященная ему мемориальная доска, в учебнике по кубановедению за восьмой класс рассказ о жизни и творчестве атамана-литератора занимает целую страницу. А в его бывшем доме сейчас находится Литературный музей Кубани. Однако мало кто из кубанцев читал его книги, да и найти их проблематично. Писал Кухаренко на кубанском диалекте украинского языка. Самое известное его творение — пьеса «Черноморское житье-бытье» (этот поэтический перевод профессора Виктора Чумаченко ближе к сути произведения, чем общепринятое название «Черноморский быт») — написано в 1836 году. Через цензурный комитет пьесу протаскивал Шевченко, который был от нее в восторге, да и вообще писателей связывала крепкая дружба. В Екатеринодаре пьеса была поставлена спустя три года. Это комедия с классическим любовным треугольником: Маруся любит Ивана, но он должен ехать с казаками в поход против горцев. В это время мать девушки хочет отдать ее замуж за богатого старого казака.

Еще до атаманской должности Яков Кухаренко в соавторстве с Александром Туренко написал первый исторический труд о кубанском казачестве: «Обозрения исторических фактов о Черноморском войске». Заказала монографию в 1834 году войсковая канцелярия, однако опубликован текст был более чем через полвека в журнале «Киевская старина». В позапрошлом веке пользовался популярностью очерк атамана «Пластуны». Вот фрагмент из этого очерка в переводе Аркадия Слуцкого:

«Кроме охоты с ружьем пластуны ставят всякие самоловы: капканы, деревянные ловушки <…> Роскоши пластун не знает, одет кое-как, мыкается, бедствует, но пластунства не бросает. Высокие камыши, полома, местами кустарник защищает его. Одно небо видит пластун в плавнях, да и то, как глянет вверх; по ясным звездам ночами он узнает свою дорогу. В непогоду, хмарь — по ветру, который гнет высокие верхи камыша. В ветер, как днем, так и ночью, самая лучшая охота. Задует ветер — шумит, шуршит камыш, пластун идет не таясь. Затих ветер — остановился пластун, прислушивается».

17 сентября 1862 года группа горцев напала на Кухаренко, отправившегося без конвоя в Ставрополь. Дважды раненный в стычке атаман попал в плен. Пока горцы торговались с казаками о выкупе, шестидесятитрехлетний Кухаренко умер от кровопотери. Войско выкупило у горцев тело своего атамана, его похоронили с почестями на Всесвятском кладбище Екатеринодара. В конце XIX века родственники перезахоронили прах Кухаренко на Крепостной площади в ограде Воскресенской церкви. Во время строительства корпусов краевой клинической больницы им. Очаповского в 1960-х годах погост снесли, а вырытые из земли кости первопоселенцев Екатеринодара вывезли на свалку.

Побег из острога

Самым талантливым кубанским автором XIX века был Василий Мова. Писал он на украинском языке под псевдонимом Лиманский. В потере захоронения Мовы, в отличие от Кухаренко, советская власть ни при чем. Еще в 1910 году украинский поэт Михайло Обидный совершил литературное паломничество в Екатеринодар, но могилу писателя на Всесвятском кладбище отыскать не сумел. Обидный тогда написал возмущенные строки о недостойном отношении жителей города к памяти литератора.

Василий Мова родился в 1842 году в казачьей семье на хуторе Сладкий Лиман в Каневском районе. Здесь же кроются истоки его псевдонима — Лиманский. После окончания гимназии Мову в числе нескольких особенно способных учеников Кубанское казачье войско отправило учиться в Харьковский университет за казенный счет. Но к науке у будущего писателя душа не лежала. Из-за частых пропусков занятий войско в какой-то момент отказалось дальше оплачивать обучение нерадивого студента. Еще во время студенческой жизни Василий Мова начал активно печататься в прессе. По возвращении в Екатеринодар он работал судебным следователем, свободное время посвящая литературе.

Повесть «Из нашей роденьки (Из воспоминаний семинариста)» — одно из немногих произведений, написанных по-русски для русскоязычной газеты «Харьков». Вот фрагмент из него с пунктуацией автора:

«На другой день мне доставили долото. Каждую ночь я продалбливал стену, а к утру закладывал слегка кирпичами, замазывал глиной и задвигал койкой. В четыре ночи дело было кончено. Теперь осталось придумать, как выбраться за ворота. Старатели и об этом похлопотали. Наши арестанты носили в пекарню муку, и готовые кули часто стояли под навесом, — через эти-то кули и все дело произошло. Осторожно вылез я ночью, высыпал половину муки в помойную яму, забрался с мешком в самый темный угол и там вобрался в него и со страхом стал ждать утра. Долго тянулась ночь эта, всю жизнь буду помнить ее <…> Показалась заря <…> Скоро меня понесли, меня и мешки с мукою. Товарищ кряхтел подо мной, мне становилось душно: мука лезла в рот и нос, так что я раза два чуть ни чихнул; у самых ворот солдат сдуру саданул меня прикладом, я опять чуть не крикнул. Принесли мешки и свалили в кладовой <…> Жду я час, жду другой, — нет никого! А мука душит, мешки со всех сторон немилосердно давят, — смерть моя да и только! Слышу: скрипнула дверь, кто-то кашлянул и сказал: — Ну, живая мука, поворачивайся».

В 1933 году в Сухуме умер пенсионер из Краснодара Степан Эрастов. Тело покойного привезли на родину и похоронили на Всесвятском кладбище. В Краснодаре, возможно, он и не дожил бы до своих лет. Эрастов был революционером, в царские времена провел четыре года в сибирской ссылке, но к власти в России пришли не социалисты-революционеры, в чьих рядах он состоял, а коммунисты. Отношение к бывшему эсеру вряд ли было бы терпимым.

Впрочем, литературное наследие писателя ценно не только и не столько революционной биографией автора. Степан Иванович Эрастов родился в 1856 году в Екатеринодаре, в семье русского священника и кубанской казачки. Учился в ставропольской гимназии, а затем в Киевском и Петербургском университетах — в обоих городах в полиции числился неблагонадежным из-за своего круга общения, так как уже тогда тесно общался с народовольцами.

Помимо активной политической деятельности Эрастов был прекрасным бытописателем, пропагандировал украинский язык и культуру. Свои мемуары он посвятил родному городу. Печатались они в журналах «Родная Кубань» и «Кубань: проблемы культуры и информатизации» (журнал Краснодарского института культуры).

Эрастов, как Кухаренко и Мова, писал по-украински. Вот фрагмент из «Воспоминаний старого екатеринодарца». Перевод сделан группой лингвистов под руководством Виктора Чумаченко:

«Впрочем, я любил Старый базар и имел на нем свои радости. Малышом я бродил по базару и слушал музыку базарного гомона и звуков. Торговки приглашали меня к своим палаткам, завлекая вкусными пряниками, маковками, солеными огурцами; сластенницы громко зазывали: "А ну-те сластенов! А ну-те сластенов!", — которые тут же шипели у них в пахучем масле на сковородке. (Эх, полакомиться бы сейчас сластенами...). А там — предлагали борщ с салом, пирожки с печенкой; бубличницы тонкими голосами визжат о бубликах с маком, рыбаки степенно указывают на огромные кучи тарани, чабака и иной рыбы; цыгане басовито расхваливают свой товар. Каждый свое. И все это складывалось в густой вокальный коллектив, создавало своеобразную музыку. А особенно любил я пору предвечерья, когда садилось солнце и когда отовсюду на базаре собирался рабочий люд на отдых и ужин. Утомленные люди усаживались группками на скамьях или на земле и вели не спеша тихую беседу. А я глядел на усталые усатые лица и прислушивался к разговорам».

Затравленный меценат

Еще одна неизвестная могила на Всесвятском кладбище принадлежит поэту и писателю Якову Жарко, который тоже писал на украинском языке. В 1912 году в сборнике «Екатеринодарцам» Жарко высмеивал сатирическими стихами городскую думу и местных чиновников. После смерти Федора Коваленко стал директором картинной галереи. В 1928 году, когда в Краснодаре организовали Музей революции, Жарко отдал в дар в отдел христианской религии свою коллекцию икон.

В 30-е годы поэта затравило ОГПУ. Сына Жарко отправили в лагеря строить Беломорканал, сам Яков Васильевич несколько раз подвергался арестам и обыскам, во время которых погибло множество его рукописей. Жарко вместе с Эрастовым и Петлюрой состоял в революционной украинской партии. Было это, правда, до революции, но чекистов данная деталь мало интересовала. Несколько недель поэт провел в краснодарской тюрьме, где следователи пытались выбить из него признания в шпионаже и контрреволюционной деятельности. Жарко отпустили, но сердце не выдержало, и вскоре он умер.

Книги Якова Жарко так и не были переведены на русский язык. Самые крохи выходили в литературных журналах и антологиях. К примеру, автобиография, написанная в конце жизни для сборника стихов, который в последний момент решили не печатать. Вот фрагмент из нее, где автор вспоминает свои юношеские годы в конце XIX века:

«Я доучился приходящим в фельдшерской школе и получил право работать учителем. Мечтал поселиться где-нибудь в селе и жить среди простого народа. Но не удалось! — губернатор "должность не утвердил". Я жил у отца. Отец и мать старели. Я покашливал. Меня никуда не отпускали. Мама пережила так много горя, смерть детей, а потому и слушать не хотела, чтобы я куда-нибудь ехал. Купили корову… Кормили и отпаивали меня теплым молоком "до схочу"… Может быть, оттого и остался в живых до сих пор» («О себе», 1933).

Неопубликованная повесть о Беломорканале

Возможно, где-то на Всесвятском кладбище покоится и Тихон Строкун. Он был поэтом-бандуристом, выступал в 30-е годы XX века с песнями на краевом радио. Играл Строкун на огромной пятидесятиструнной бандуре, сам делал эти музыкальные инструменты. Современники называли его выдающимся бандуристом. В 1931 году он окончил факультет украинской филологии Краснодарского пединститута, преподавал украинский язык и литературу, публиковал стихи и прозу на украинском языке. В 1933 году его арестовали и приговорили к десяти годам лагерей за контрреволюционную деятельность. Как и сын Жарко, Строкун во время заключения строил Беломорканал. Вернулся в Краснодар Тихон Строкун только после войны, работал учителем русского языка и библиотекарем. В его уголовном деле хранится книга о строительстве Беломорканала, написанная на зоне. Когда-то фрагменты из нее и записи из дела готовили к печати, но до публикации дело так и не дошло.

Профессор Виктор Чумаченко, читавший рукопись, рассказывает:

«Повесть заканчивалась сценой, где зэки стоят на берегу, по водам Беломорканала идет первый пароход, а они кричат: "Слава товарищу Сталину! Слава товарищу Ягоде!" Строкун, как и многие, верил, что, если напишет такой панегирик вождям, его отпустят».

Кстати, в архиве КГБ выяснился и неизвестный литературоведам псевдоним, под которым печатался Тихон Строкун — Дядька Гаврила.

Найти фамилию Строкуна в архивных списках Всесвятского кладбища автору статьи не удалось. Официальный список захоронений заканчивается 3 января 1965 года, Тихон Строкун умер 20 июля того же года. Подхоронили его к родственникам уже после закрытия кладбища или его могила находится на тогда только открытом Славянском кладбище — неизвестно.

Найти фамилию поэта пытались и по спискам захоронений, составленных в 1985 — 1986 годах хранителем Всесвятского кладбища со слов родственников. Списки эти находятся в городском архиве. Но маловероятно, что возможно осилить 41 рукописный том, заполненный бессистемно, порой неразборчивым почерком. Так что четких свидетельств места упокоения поэта на данный момент нет.

Огромные деревья рушат корнями могильные плиты Всесвятского кладбища, все поросло травой, на погосте царит запустение. Возможно, через несколько лет спасать уже будет нечего. Могил писателей, о которых говорится в этой статье, уже не найти, но могут быть потеряны и другие старинные надгробия, напоминающие о людях, чьи жизни стали частью истории города.

Цели:

  • Познакомить с творчеством поэта Ивана Федоровича Варавва.
  • Развивать интерес к кубанской литературе, обогащать речь, расширять кругозор учащихся.
  • Воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.

Оборудование:

  • выставка книг кубанских поэтов: И.Н.Бойко, И.Ф.Варавва, В.Д.Нестеренко.
  • музыкальное сопровождение (песня «Ой да Краснодарский край»);
  • рисунки учащихся по теме «Кубань – моя малая Родина »;
  • фотоальбом Краснодарский край;

Педагогические технологии, используемые при подготовке и проведении урока:

  • личностно-ориентированного развивающего обучения – элементы интеграции с предметом «изобразительное искусство»;
  • современные информационно-коммуникативные технологии – использование мультимедийного проектора.

Подготовка к уроку: детям было предложено принести альбом, краски. Были розданы стихи для разучивания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На доске: О родной земле всегда хочется сказать какие-то особые слова. Говорят: не будь тороплив – будь памятлив. Именно так – памятлив. Ведь воспоминания об отчем крае согревают душу. Слайд 1

Ребята, как вы понимаете эти слова? (ответы детей ) Молодцы! Действительно, интерес к прошлому родной земли присущ людям. Их всегда волновало, какой была их страна в давние и не столь далёкие времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают. Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного поэта Ивана Федоровича Варавва. Слайд 2

II. Работа над биографией поэта

У каждого человека, а у поэта особенно, есть на карте своя обетованная земля, свой единственный, неповторимый, заповедный край – главный родник творческого вдохновения. Такой землей и источником вдохновения для Ивана Федоровича Вараввы стала Кубань. Потомок старинного казачьего рода, корнями уходящего в историю славного запорожского рыцарства. Может быть, поэтому его родители после окончания гражданской войны вынуждены были переселиться с Кубани на Дон, где 5
февраля 1925 года в слободе Ракова, (ныне город Новобатайск) Самарского района Ростовской области, родился будущий поэт.
«Семья у нас была большая, дружная, певучая. Дед играл на бандуре и меня научил. Отец – на балалайке, бандуре, мандолине. Потом началась коллективизация. Хозяйство большое – лошади, овцы, быки. Дед все имущество переписал на себя, для надежности» – писал Иван Федорович. Слайд 3
Деда его, отказавшегося вступить в колхоз, раскулачили и сослали на Север. Отец Ивана ушел на заработки в город, а мать, забрав двух малолетних ребят, вернулась на Кубань в станицу Кущевскую. В 1932 году семья переехала в станицу Староминскую. Здесь, на берегу тихой, степенной речки Сошки прошли детство и юность будущего поэта. Здесь он начал писать первые стихи. Как и многие сверстники, был Иван романтиком, мечтателем. Но грянула война. На германскую агрессию страна ответила всенародным сопротивлением. Не остался в стороне и юный Варавва. Он рвался на фронт. Слайд 4
Он прошел трудный путь от первой отбитой у гитлеровцев на Тамани станицы, до Берлина. Бои, походы и переходы, ранение, контузия, гибель друзей... Много испытаний выпало на долю молодого солдата. При прорыве «Голубой линии» был тяжело ранен. После выздоровления освобождал Украину, Белоруссию, Польшу. Войну окончил в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и многими медалями.

…Жизнь любил
Фальшивить не умел.
В страну поэзии
Свой трудный парус ладил,
Любил,
Мечтал,
Степную песню пел,
В бою
На ветер пороха не тратил.

Писатель часто задавался вопросом:

Где начало моё?..
В сердце радужном
Радостной мамы.
В материнских слезах,
На её молчаливых устах.

А заканчивал мысль, объединив как в нерасторжимое понятие два самых важных начала в человеческой жизни – Мать и Землю. Слайд 6

– Как вы считаете, почему, именно, эти два понятия поэт считает самым важным началом в человеческой жизни? (Ответы)
– Молодцы! А вот и следующее стихотворение.

III. Чтение стихов детьми

Мать-Кубань

Зачарованный край мой Кубанский,
Я тебе свою юность дарю!
Где бы я ни бродил, ни скитался,
По любви о тебе говорю.
В васильках кумачовые зори,
Ветровых ясеней хоровод.
В золотом колосковом просторе
Кучерявится солнца восход.
Ой, Кубань! Ты с военных вокзалов
Провожала на фронт сыновей.
Горемычной слезой умывала
Бомбомётные раны степей.
Врачевала нас, глаз не смыкая,
Чтобы вольною жизнью дохнуть,
Сквозь утраты Победного мая,-
Озаряла означенный путь!
Шли мы, крепью раздвинув границы,
Не прощая разбоя врагам,
Чтоб обратно к тебе возвратиться,
К материнским твоим берегам.

IV. Чтение стихотворения учителем

«ПЕВЕЦ КУБАНСКОГО КРАЯ»

(о жизни и творчестве поэта Ивана Федоровича Вараввы)

Все, чем жив, что ведаю и знаю,
Что добыл в походе и в бою,
Моему отеческому краю
В доброе наследство отдаю.
Отдаю весну родной станицы,
С грозовою верностью сердец,
Зрелый колос радужной пшеницы
И цветок казачий воронец.
Край родной!.. Сады твои и нивы,
Цепи гор, седая даль морей...
Был бы ты, а мы-то будем живы
Щедростью и радостью твоей.
Чем богат, что ведаю и знаю.
Что добыл в походе и в бою –
Дорогому солнечному краю
В вечное наследство отдаю.

V. Чтение стихотворения детьми

Над морем вызревшей пшеницы,
Над духотою полевой
Застыла солнечная птица,
Умывшись неба синевой.
В большом зените распахнула
Посеребренных два крыла.
И песня хлебного июля
По косовице поплыла.

Люблю тебя, мой солнечный простор,
Мое неповторимое сказанье:
Размашистые станы синих гор,
Седая даль желтеющей Кубани.
Под камышовой крышей вырос я,
Собрав пути ушедших поколений.
И нет мне в жизни этой забытья
От дум твоих, от песен и волнений.

VII. Рисование на тему: «Кубань – моя малая Родина!»

– А сейчас, я вам предлагаю взять альбом и нарисовать рисунок на тему «Моя малая Родина!»

VIII. Выставка рисунков

IX. Подведение итога урока

Много славных и героических, а порой – горьких и печальных, страниц выпало на долю нашей малой Родины.
Каждое историческое событие влияло на судьбу станицы и ее жителей. Но в любые времена среди наших земляков находились люди, которые своими боевыми подвигами, мирным трудом, талантом и творчеством славили нашу землю.
Один из них – гордость отечественной поэзии, автор десятков поэтических книг, собиратель народной кубанской песни – Иван Федорович Варавва.
У каждого поэта есть своя обетованная земля, свой единственный заповедный край – главный родник творческого вдохновения. Такой землей и родником вдохновения для Ивана Федоровича была и навсегда осталась Кубань.

Край родной! Сады твои и нивы,
цепи гор, седая даль морей:
был бы ты, а мы-то будем живы
щедростью и радостью твоей…
Иван Варавва.

– Всем большое спасибо за урок!

министерство труда и социального развития

краснодарского края

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

План-конспект

воспитательного занятия по теме

« Кубанские писатели и поэты».

Модуль II (8-13 лет) « Я становлюсь старше»

Воспитатель Николаенко О.Н.

пос. Совхозный

Славянский район

Тема: « Кубанские писатели и поэты».

Цели:

образовательная : познакомить детей с писателями и поэтами нашего края;

развивающая : развивать интерес к литературе родного края и желание её изучать;

воспитательная : воспитывать добрых, отзывчивых и начитанных детей;

Оборудование : портреты К. Обойщикова, В. Неподобы, Варвары Бардадым, В. Нестеренко и 2-3 любых других, стихи, статьи.

Форма проведения: информационный диспут.

Ход занятия.

1) – Друзья!

Наш край – Кубань - богат!

В нём нивы тучные растят,

Хлеб засыпают в закрома,

Возводят новые дома,

Машины строят, сталь куют,

Удобную мебель создают…

Всех этих добрых дел творцы-

Умельцы, славные кубанцы.

Они волшебники труда, в работе первые всегда.

В. Нестеренко.

Благодатен и славен Краснодарский край – край сельского хозяйства, высших учебных заведений и многих научно-исследовательских институтов, край первоклассных курортов и великолепных ландшафтов, край двух южных морей: Чёрного и Азовского. Едва ли можно назвать такое место в стране, город, край, область, где не пользовались бы изделиями краснодарских заводов, продукцией лёгкой и пищевой промышленности Кубани. Твёрдые и ценные сорта пшеницы, рис, фрукты, овощи, превосходный чай, сахар и др. даёт Кубань. На кубанской земле возделывается больше ста сельхоз. культур.

Но не только урожайными нивами, садами, бахчами и овощами славится кубанская земля, она богата и знатными людьми, чьи трудовые подвиги известны далеко за пределами края.

Интересна, богата событиями история Краснодарского края. Есть, что показать и рассказать из прошлого и настоящего Кубани. С Кубанью связано много имён выдающихся писателей: А. Пушкина, Ю. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького, А. Фадеева, А. Толстого и др.

Не остаются в долгу и наши кубанские поэты и писатели И. Варавва, В. Я. Неподоба, К. Обойщиков, А. Пивень и другие. Композиторы Кубани на многие стихи наших поэтов написали музыку.

2) Кронид Обойщиков.

Он начал писать свои первые стихи в 4 классе. В краснодарском книжном издательстве вышло 13 поэтических сборников, из них 5 для детей. В 1993 году он издал лирический репортаж «Путешествие по Родине», о людях колхоза Родина Усть-Лабинского района. Во втором классе вы проходили книгу «Зайка пешеход».

Кубань-земля такая.

Кубань-земля такая:

Лишь первый луч скользнёт-

И поле оживает,

И гром земной плывёт,

И землю плуг срезает,

Как масло.

Круглый год

Здесь что-то засевают,

И что-то убирают,

И что-нибудь цветёт.

Кубань – земля такая:

От края и до края

Две Дании войдёт.

Омытая морями,

Укрытая в леса,

Пшеничными полями

Глядится в небеса.

А снежные вершины –

Как воина седины,

Как мудрости старины.

Кубань - земля такая:

В ней слава боевая

И слава трудовая

Цементом скреплены.

Цветёт в Новороссийске

Священная земля.

И, словно обелиски,

Застыли тополя.

Кубань – земля такая:

От хлеба золотая,

Степная сторона.

Гостей она встречает,

И песни запевает,

И душу открывает,

Прозрачную до дна.

Казачка огневая,

Красива, молода,

Кубань земля такая:

Однажды приласкает –

Полюбишь навсегда!

3)Вадим Неподоба.

Этот кубанский поэт свой сборник стихов «Солнышко проснулось» посвятил своей дочке Даше. Читая их во 2-м классе вы убедились, что они помогают вам почувствовать и увидеть красоту живой природы, понять, что такое настоящий труд, родина, семья. В настоящее время он автор 14 книг поэзии и прозы для взрослых и детей.

В зоопарке.

Я с папой в зоопарке

Вчера была полдня.

Олени, леопарды

Смотрели на меня.

Звала меня мартышка

С малышкой на спине.

Ломал решётку мишка,

Чтоб подойти ко мне.

Тигрёнок р-рыкнул близко

И лапу подал он.

Раскланивался низко

Передо мною слон.

Лисята подбежали

И стали у дверей…

Ну как они узнали,

Что я люблю зверей!

считалка

раз, два, три, четыре, пять.

Я легла в кроватку спать.

Мне не нужно баю-баю-

Я сама себя считаю,

Чтобы крепко, крепко спать:

Раз, два, три, четыре, пять:

Раз- заснул в снегу зайчишка,

Два- заснула в норке мышка.

Спят под крышей снегири- три,

По местам своим в квартире

Спят игрушки все- четыре.

Спит луна на тучке- пять.

Даша тоже хочет спать.

4) Варвара Бардадым

Этой кубанской поэтессой очень забавно и весело написан сборник стихов для детей «Хозяюшка». Все её стихи пронизаны любовью к детям, их маленьким горестям и радостям.

Не грусти.

Мне кивает головой

Колокольчик голубой.

Наклонился я к нему,

Не звонит он

Почему?

Может, скучно одному?

Не грусти!

Печаль пройдёт

Утром солнышко взойдёт.

И запляшет над тобой

Мотылёк озорной.

И закружат пчёлы

Хоровод весёлый,

И синичек стая

Крикнет, пролетая:

С добрым утром!

Привет!

Улыбнёшься ты в ответ

И поймёшь – грустить нельзя,

Если рядом есть друзья.

Пляска.

Дочка целый час ревела.

Маму слушать не хотела.

Прочь ушла: она устала.

Дочка плакать перестала.

Говорит ей папа в шутку:

Еу, поплачь ещё минутку!

Замахала дочь руками:

Не тебе я плачу- маме!

Лётчик.

Был матросом я вчера

И шофёром был я.

Нынче новая игра:

Руки будто крылья…

Я раскинул их вразлёт-

Превратился в самолёт.

Я лечу по улице.

Бабушка волнуется

И летит за мной вослед,

А за бабушкою дед,

А за дедушкой Трезор.

Я пикирую во двор,

Делаю посадку,

На горох, на грядку.

5) В. Нестеренко.

Этот поэт живёт и родился в станице Брюховецкой, автор 6 детских книжек. Он хорошо и понимает жизнь сельских детей, о них и рассказывает он в своём сборнике стихов «Лошадка».

Колесо обозрения.

Лучший день – воскресенье –

Наконец-то он настал!

Колесо обозренья-

Как о нём я мечтал!

Поднимаюсь всё выше

над станицей моей-

всё сильнее я слышу

запах спелых полей.

Вот знакомая речка-

У далёкой межи-

Тёмно-синим колечком

На просторе лежит.

Птиц весёлое пенье

Рвётся к солнцу, звеня…

Колесо обозренья

Опускает меня.

Колесо обозренья-

Нужно взрослым сказать-

Колесом удивленья

Я прошу называть.

Друзья.

Мы с Полканом не скучаем,

Мы большие с ним друзья!

Вместе бегаем и лаем-

Друг без друга нам нельзя.

Я ношу Полкану кости,

А когда приходит ночь,

Просит пёс:

К тебе бы в гости…

Как лохматому помочь?..

В будке пусть живёт дворняжка!

Мне твердят, а я всё злюсь:

Знай, Полкан, мне очень тяжко-

Я к тебе переселюсь.

Мороз.

В конце октября,

Не спросив разрешенья,

Прервав загражденья

Из вороха туч,

Пробрался в осенние

Чудо-владенья

Морозец, который

Был очень, колюч.

И осень вздохнула

Тревожно, устало,

И был листопад

Одинок-одинок,

А чёрное поле

Серебряным стало,

И зеркало лужицы

Склеил ледок.

6) Мы прослушали стихи только некоторых из наших земляков, узнали какие книги можно прочесть на досуге, вам понравилось? (ответы детей)

А сейчас мы нарисуем каждый то, что ему больше всего запомнилось! Расскажите, что на ваших рисунках!

Что вам больше всего запомнилось из услышанных стихов, почему?

(ответы всех детей)

Вот и подошёл к концу наш разговор, спасибо вам, что доставили мне удовольствие своими ответами и картинками!