Евреи, китайцы и гражданская война в россии. Освободительное движение в Индии

В 1919 году некий М. Коган в харьковской газете «Коммунист» писал:
«Без преувеличения можно сказать, что великий русский социальный переворот в действительности является делом рук евреев. Разве темные, угнетенные массы русских крестьян и рабочих были бы в состоянии собственными силами сбросить иго буржуазии? Безусловно, нет, евреи были теми, кто дали русскому пролетариату зарю Интернационала, и не только дали, но и теперь ведут дело Советов, крепко находящееся в их руках. Мы можем быть спокойны, пока верховное командование Красной Армии находится в руках товарища Троцкого.
Хотя среди рядовых Красной Армии евреев нет, но, находясь в комитетах, в советских организациях и в командном составе, евреи ведут храбрые массы русского пролетариата к победе...
Символ еврейства, вековая борьба с капитализмом, сделался символом русского пролетариата, что видно из принятия красной пятиконечной звезды, которая, как известно, в старые времена являлась символом сионизма и еврейства. Под этим знаком придет наша победа и смерть тунеядцам — буржуазии...
За те слезы, которые пролило еврейство, она заплатит кровавым потом».

Лет тридцать назад нашлись и другие лица, без которых русский народ не мог «сбросить с себя оковы буржуазии». В 1966 г. один из китайских официальных представителей заявил в Пекине нашей делегации, «будто мы, советские люди, скрываем, что Октябрьскую революцию нам помогали совершить китайцы. Мы уличили его во лжи, рассказав, что в СССР историки, литераторы... не раз писали... о том, что в обороне Царицына участвовало небольшое подразделение, состоявшее исключительно из китайцев, что на наших сценах уже сороковой год идет пьеса Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69», в которой действует китаец Син Бин-у... Нам ответили криками, антисоветскими лозунгами, угрозами».

А действительно, чем занимались в годы гражданской войны в России наши китайские «друзья» ?

Известно, что в составе Красной Армии и ЧК в войне участвовало около 50 тысяч китайцев. Не зарегистрировано ни одного случая участия китайцев в Белой армии. Правда, в Харбине был сформирован отряд из 400 китайцев, которым командовал полковник Маковкин. Однако, по свидетельству А.В. Колчака, «на китайцев смотрели так, что они вообще драться не будут и на них надеяться нельзя. На них смотрели как на возможность изъятия русских из охраны железной дороги». Кроме того, в 1918-20 гг. части китайской армии в соответствии с японо-китайским «договором о совместной обороне» были введены в некоторые районы Сибири и Дальнего Востока. Эти части были немногочисленны и, видимо, активной роли в событиях не играли. Пограбили немного — и вернулись на родину.

Что касается «красных китайцев», то здесь дело обстояло по-иному. Всего в Красную Армию в рассматриваемый период вступило около 300 тысяч иностранных граждан — столь большое число иностранцев в воюющей армии считается уникальным для новейшей истории.
И, таким образом, китайцем был каждый шестой из них. А откуда они, вообще говоря, взялись в России?

Появление китайцев в Российской империи было связано с двумя волнами эмиграции из Китая: первая из них — после подавления «боксерского восстания» 1900-1901 гг.; вслед за этим в северных районах Китая усилились голод и нищета, и тысячи людей бежали в соседнюю Россию в поисках лучшей доли. А ведь Россия наряду с другими европейскими странами и Японией приняла участие в подавлении восстания. Однако китайцы уже были, видимо, наслышаны о доброте и отходчивости русского народа и понимали, что в России им нечего бояться.

Вторая волна китайских эмигрантов обрушилась на Россию после революции 1917 года, когда оказались разрушенными те структуры российского государства, которые могли бы регулировать этот процесс. (Здесь напрашивается аналогия с 1991-93 гг.).

В этом плане представляет интерес и свидетельство современника о нэпмановской Москве 1922 года: «Почти все магазины в руках евреев. Получается вообще впечатление, будто русский человек попал в дореволюционное время в черту еврейской оседлости. Свыше половины современного населения Москвы — евреи...

В советских учреждениях поражает обилие служащих евреев... Кроме евреев в Москве встречается довольно много китайцев и латышей».
А теперь замените латышей на кавказцев, а слова «довольно много» — на «очень много». Вам это ничего не напоминает? Но вернемся в годы революции и гражданской войны .

Точное число китайцев, проживавших в рассматриваемый период в России, неизвестно, однако приведенные выше цифры (50 тысяч — в Красной Армии и ЧК, ни одного — в Белой ) достаточно красноречивы. Было ли это стихийным порывом к свободе и «интернациональному братству людей труда»? Для человека, знающего Китай, такое утверждение представляется смехотворным. Известно, что в китайском жестко структурированном обществе свобода выбора для индивидуума и сегодня, за редким исключением, весьма ограничена либо практически отсутствует. Перевод этого теоретического положения на язык общественно-политической практики означает, что в революционной России рядовой китаец и не подумал бы о вступлении в Красную Армию, не имея на то согласия, а точнее — указания главы своего родственного или земляческого клана, который, в свою очередь, не мог не согласовать решение по такому важнейшему вопросу с руководителями всей китайской общины в России.

В целом же руководство кланов и общин китайцев, проживающих за границей, было в те годы, как это достаточно хороню известно, тесно связано с китайской мафией. В значительной степени это верно и по сей день. С учетом вышесказанного сложные чувства вызывает пассаж небезызвестного Розенберга, писавшего в своей также небезызвестной книге «Миф XX века» (1930 год), что «еврейские деньги в союзе с азиатской мафией (главным образом армянской и китайской) разожгли в России революционный пожар...»
Что это — пропаганда «человеконенавистнической доктрины» или же мнение, пусть тенденциозное, человека, знакомого с фактической стороной дела?

Как использовались китайцы «интернационалистами», захватившими власть в России?
Или поставим вопрос иначе: как они отплатили русскому народу за его гостеприимство?

Исторический опыт свидетельствует, что части, сформированные из иностранцев, лучше всего приспособлены для подавления народных восстаний. Гражданская война в России — не исключение из этого правила. Источники свидетельствуют, например, об особой роли «интернационалистов» в подавлении крестьянского восстания на Тамбовщине. Там «затруднение» новой власти состояло в том, что «требовались какие-то безусловно преданные революции силы, готовые исполнить любой приказ.
Одна из таких сил названа в маленьком сообщении о разгроме крестьянского восстания в Ливнах: «Город сравнительно пострадал мало. Сейчас на улицах города убирают убитых и раненых. Среди прибывших позднее подкреплений потерь сравнительно мало. Только доблестные интернационалисты понесли жестокие потери. Зато буквально накрошили горы белогвардейцев, усеяв ими все улицы».

Имеются сведения о том, что среди этих «интернационалистов» Тухачевского, заливших кровью Тамбовщину, было немало китайцев. Кроме того, под руководством ЧК действовали чисто китайские карательные отряды, выполнявшие такие задания, которые не хотели выполнять русские чекисты и бойцы ЧОН. И «уже современники установили, что самые зверские злодеяния совершали Бог весть откуда взявшиеся китайцы. Большевистский грабеж носил все признаки чужеземной оккупации — не первый раз в русской истории».

А вот как описывает современник расстрел сотрудниками Петроградской ЧК бывшего директора департамента полиции Белецкого: «За несколько минут до расстрела Белецкий бросился бежать, но приклады китайцев вогнали его в смертный круг. После расстрела все казненные были ограблены» . Или вот еще эпизод: «...китайцы гонят целое стадо (имеются в виду осужденные) как баранов на смерть» .
Пожалуй, самое характерное для приведенных свидетельств — спокойный, «само собой разумеющийся» тон повествования, в котором отсутствует удивление или просто стремление подчеркнуть тот факт, что в составе Петроградской ЧК оказались граждане страны, расположенной в добром десятке тысяч километров от «северной столицы» России. Видимо, для современников участие китайцев в такого рода акциях было обычным делом. Сейчас это воспринимается несколько по-иному, так как многие русские о подобных фактах просто не знают. Поэтому продолжим.

По свидетельству князя Н.Д. Жевахова, центральный аппарат ЧК в Москве имел в своем непосредственном подчинении китайские вооруженные формирования . Китайцы играли видную роль и в органах ЧК на местах: «...их низший служебный персонал как в центре, так и в провинции состоял главным образом из жидов и подонков всякого рода национальностей: китайцев, венгров, латышей, эстонцев, армян, поляков...» Согласно этому же свидетельству, «в Одессе свирепствовали знаменитые палачи Дейч и Вихман, оба жиды, с целым штатом прислужников, среди которых, кроме жидов, были китайцы и один негр...»
В Харькове после освобождения этого города Добровольческой армией в ходе раскопок массовых захоронений жертв интернационального террора следственными органами были обнаружены «следы какой-то чудовищной операции над половыми органами, сущность которой не могли определить даже лучшие харьковские хирурги. Они высказывали предположение, что это одна из применяемых в Китае пыток, по своей болезненности превосходящая вес доступное человеческому воображению».
В Николаеве чекист Богбендер, имевший в числе своих ближайших помощников двух китайцев, «прославился тем, что заживо замуровывал людей в каменных стенах».

А в Пскове, «по газетным сведениям, все пленные офицеры были отданы на растерзание китайцам, которые распилили их пилами на куски»].

А вот еще одно свидетельство современника: «При помощи черной силы Востока — китайцев они придумали новую казнь для русской интеллигенции, для последних носителей русской христианской духовности: вшивый мешок. Я уже говорил выше об этой страшной казни, перед которой бледнеет «Сад пыток» Октава Мирабо. Человека сажают в мешок со вшами и те заживо медленно его поедают, все тело обращая в соты... Кошмар! Один из многих кошмаров злейшей изобретательности, но очень характерный для уничтожаемой русской культуры. Ибо вся духовная Россия сидит сейчас во вшивом мешке еврейского засилья, а вши-евреи грызут русское тело, русскую душу, русскую культуру».

Таким образом, в годы русской, а, точнее, антирусской революции и гражданской войны китайцы, как это ни прискорбно, оказались по одну сторону баррикад с сионистами и прочими врагами национальной России и совершили на русской земле вопиющие преступления. И если еврейские «революционеры» в 1937 году, хотя и в минимальной степени, но все же ответили за свои злодеяния, то соответствующий реестр русского народа Китаю еще не только не предъявлен, но и не составлен. В этом направлении предстоит еще большая и трудная работа, однако нет сомнения, что история все поставит на свои места.
Правда, многим китайским гражданам в 1937 году тоже не поздоровилось: по свидетельству Р. Конквеста, тогда органами НКВД проводились массовые аресты китайцев. В оперативных сводках органов госбезопасности СССР иммигранты рассматривались как потенциальные информаторы вражеских разведок. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) за номером 1428-326, подписанным В.М. Молотовым и И.В. Сталиным 21 августа 1937 года, в целях пресечения японского шпионажа в Дальневосточном крае было предложено выселить из пограничных районов все корейское население и переселить его в Южноказахстанскую область, районы Аральского моря, Балхаша и Узбекскую ССР.
В скором времени была осуществлена и депортация китайцев, проживавших в дальневосточных районах нашей страны. Что ж, с учетом фактов, о которых идет речь, судьба последних, откровенно говоря, не вызывает большого сочувствия.

Параллели

Важным элементом идеологии борцов за «светлое будущее» России и Китая стало презрение к традициям, культуре и простым людям своей страны. Например, в 1923 году один из идеологов «Пролеткульта», известный под фамилией Плетнев, писал о человеческой индивидуальности как «винтике в системе грандиозной машины СССР». А в шестидесятые годы китайская пропаганда начала восхвалять солдата по имени Лэй Фэн, после смерти которого был якобы найден дневник, в котором он называл себя «нержавеющим винтиком председателя Мао».

И.Р. Шафаревич, впервые указавший на это весьма примечательное «единство взглядов» [ 300 ], объясняет его «духом командной системы». Что это за дух и откуда им несет — этот вопрос остается из его работы неясным. Приведем еще два-три примера, которые, возможно, помогут дать более, выражаясь современным языком, «адресное» объяснение этому феномену.

Итак, известный писатель и крупный сионист Лион Фейхтвангер пишет о русских крестьянах: «Они не умели ни читать, ни писать, весь их умственный багаж состоял из убогого запаса слов, служивших для обозначения окружающих их предметов, плюс немного сведений из мифологии, которые они получили от попа» .
А примерно в те же годы журналистка Агнес Смэдли из еврокоминтерновского окружения руководства КПК заявляет: «Полагаю, что запас слов, которыми пользуются китайские крестьяне, не достигает и сотни».

Не слишком ли много совпадений? Но это еще далеко не все. Когда наша страна проходила в 20-30-е годы через один из самых тяжелых и кровавых этапов своей истории, действия советского руководства не подвергались «демократами» и «либералами» Запада сколько-нибудь серьезной критике. Вот какие отзывы были получены, например, в 1923 году на рукопись книги, составленной из писем заключенных Соловецкого концлагеря: Э. Синклер: «Я надеюсь, что правительство рабочей России утвердит уровень гуманности более высокий, чем то капиталистическое государство, в котором я живу». К. Чапек: «Я не позволю себе быть несправедливым ни к жертвам, ни к гонителям...» Ромен Роллан: «Я не буду писать предисловия, о котором Вы просите. Оно стало бы оружием в руках одной партии против другой... Я обвиняю не систему, а человека».

В 1934 году А. Эйнштейн отвечает на просьбу подписать протест против расстрелов в Ленинграде после убийства Кирова: «Дорогой г. Левин. Вы можете себе представить, как я огорчен тем, что русские политики увлеклись и нанесли такой удар элементарным требованиям справедливости, прибегнув к политическому убийству. Несмотря на это, я не могу присоединить свой голос к Вашему предприятию. Оно не даст нужного эффекта в России, но произведет впечатление в тех странах, которые прямо или косвенно одобряют бесстыдную агрессивную политику Японии против России. При таких обстоятельствах я сожалею о Вашем начинании: мне хотелось бы, чтобы Вы совершенно его оставили. Только представьте себе, что в Германии много тысяч евреев-рабочих неуклонно доводят до смерти, лишая права на работу, и это не вызывает в нееврейском мире ни малейшего движения в их защиту. Далее, согласитесь, русские доказали, что их единственная цель — реальное улучшение жизни русского народа; тут они уж могут продемонстрировать значительные успехи. Зачем, следовательно, акцентировать внимание общественного мнения других стран только на грубых ошибках режима?».

Здесь мы не можем не сказать: вот уж воистину гнусное сионистское лицемерие! Выражать возмущение по поводу того, что «тысячи евреев-рабочих» лишаются в Германии права на работу, и одновременно сразу же после страшного голода 1933 года, когда несколько миллионов русских и украинских крестьян умерли от голода, не постесняться письменно заявить, что тогдашние правители СССР «доказали, что их единственная цель — реальное улучшение жизни русского народа»! В этой связи процитируем одну из публикаций партии К.В. Родзаевского, датированную 1937 годом. В ней констатировалось, что ложь об отсутствии в СССР голода поддерживала «знатная иностранная сволочь».

Действительно, тут ни убавить, ни прибавить...

Но продолжим. И.Р. Шафаревич в цитированной выше работе отмечает далее весьма любопытное противоречие: оценка западным либеральным общественным мнением положения в нашей стране не была все время одинаковой, она стала резко меняться где-то в 50-е годы: «Раньше они не хотели замечать творившейся у нас трагедии, а потом вдруг стали все строже судить нашу жизнь как раз тогда, когда миллионы заключенных были отпущены и жизнь постепенно начала смягчаться». Добавим к этому, что галдеж по поводу «прав человека» продолжался вплоть до разрушения СССР, но западное общественное мнение осталось в основном равнодушным или одобрило расстрел российского парламента из танковых пушек и еще многое другое, что делается в нашей стране русскоязычными «радикальными реформаторами».

Но вернемся в 50-е годы. Казалось бы, осознав «ужасы сталинизма», западные интеллектуалы прозрели. Но вот в Китае начали «расцветать сто цветов», произошел «большой скачок», закончившийся страшным трехлетним голодом, затем наступило «десятилетие бедствий» — так называемая «великая пролетарская культурная революция», в ходе которой, по оценке Дэн Сяопина, так или иначе пострадало более 200 миллионов китайцев. Отношение же к китайской национальной культуре сильно смахивало в годы «культурной революции» на то, что сионисты творили в 20-е годы в России, что не может не наводить на размышления.

Однако вновь, как и в случае с Советским Союзом 20-30-х годов, виднейшие западные интеллектуалы «прогрессивного» толка — Жан-Поль Сартр, Роже Гароди и др. одобряют китайский «социальный эксперимент». Более того, в серьезных синологических трудах видные западные китаеведы отзывались о безобразной вакханалии «культурной революции» вполне благоприятно. Например, С. Шрамм счел ее «самой решительной попыткой преодолеть пагубное наследие прошлого в специфических условиях Китая», не забыв указать и на то, что она якобы явилась в том числе и результатом «неравноправных отношений между партиями внутри международного коммунистического движения».
А ведь у западных специалистов нет и не было недостатка в информации по Китаю вплоть до специальной, которую исследовательские центры Запада получают через Гонконг и от тайваньских спецслужб. Характерно, что среди «прогрессивной интеллигенции Запада» сочувственное вплоть до открыто одобрительного отношение к «культурной революция» в Китае сочеталось с нараставшей враждебностью по отношению к СССР.

Следует упомянуть и такой феномен. Среди западных синологов достаточно распространено доброжелательное отношение к своему объекту исследования — Китаю. Жесткая критика маоистского режима и даже современной политики Пекина может сочетаться с искренним уважением и любовью к китайской культуре. Это, однако, не свойственно «советологам» и «русоведам», которые обычно одинаково злобно поносят как «советский коммунистический режим», так и историческую Россию.

Не связано ли это с тем процессом «переваривания коммунизма» Россией, о котором говорил В.Г. Распутин? На наш взгляд, это не подлежит сомнению.

А сейчас можно наблюдать, как меняется отношение западных «либералов» к Китаю. Когда Китай вошел в один из лучших периодов своей многовековой истории, а в жизни сотен миллионов китайцев произошли такие изменения к лучшему, которых история этой страны еще не знала, на повестку дня «мировым сообществом» поставлен вопрос о «правах человека» в Китае, В США этой проблеме придается все большее значение по мере изменения в пользу КНР двустороннего торгового баланса, в России же проамериканские сионистские круги следуют в этом вопросе в фарватере своих заокеанских покровителей, а иногда используют его в своих внутриполитических интересах. Пример — шум, поднятый российскими «демократами» по поводу событий на площади Тяньаньмэнь (июнь 1989 г.). Тогда многие средства массовой информации «левого» направления так живописали события в Пекине, что уже четыре года спустя один вполне умный, образованный москвич заявил автору, что на площади Тяньаньмэнь было убито триста тысяч(!) человек.

Летом 1989 года на пресс-конференции, организованной в Московском историко-архивном институте «представителями советской демократической общественности» во главе с Ю. Афанасьевым, была устроена буквально истерика по поводу «зверств китайской армии». В роли очевидцев выступала некая супружеская пара, которая преподавала русский язык в одном из китайских ВУЗов. Поскольку китайским языком ни муж, ни жена не владели, их свидетельства сводились к тому, что ночью они слышали стрельбу, а кому-то из их пекинских знакомых в окно квартиры залетела шальная пуля.

Между тем главной целью шумихи, поднятой московскими сионистами и сочувствующими по поводу пекинских событий, было оказание психологического давления на советских военнослужащих и особенно на офицеров и руководящий состав Вооруженных Сил СССР с целью не допустить активного вмешательства последних в политику и, с другой стороны, дальнейшее нагнетание антиармейских настроений в советском обществе .

Так весьма неоднозначные по своему содержанию события в далеком Пекине были использованы для подготовки грандиозной провокации, успешно осуществленной два года спустя в Москве. А еще два года спустя по указанию и под аплодисменты тех же сионистов был расстрелян Дом Советов России, что, как уже отмечалось, было «с пониманием» встречено в правящих кругах и прессе ведущих стран Запада.

1. Подъем национального движения.

2. Создание политических партий.

3. Сунь Ятсен и создание Объединенного Гоминьдана.

4. Национальная революция и ее итоги.

К окончанию I мировой войны Китай оставался отсталой полуколониальной страной. За годы войны ускорилось развитие национальной промышленности, т.к. иностранное вмешательство в экономику ослабло. Однако иностранный капитал стал занимать сильные позиции в Китае. Иностранцы контролировали таможни и внешнюю торговлю, добывающую промышленность, транспорт, финансовую систему, почти половину лёгкой промышленности страны. В политическом отношении Китай после Синьхайской революции распался на зоны влияния милитаристских группировок. Они вели между собой постоянные войны, которые использовали иностранные державы для усиления своего влияния в стране. Возникла реальная угроза раскола Китая на несколько частей и полной утраты независимости.

В то же время за годы войны в китайском обществе усилились националистические настроения, выросло стремление к созданию сильного независимого Китая. В наибольшей степени эти настроения охватили городские слои: студенчество, интеллигенцию, предпринимателей, ремесленников, рабочих. В годы войны патриотические настроенная интеллигенция создала «движение за новую культуру», выступившее за преодоление конфуцианства и за обновление страны.

Подлинным вождём китайских националистов стал Сунь Ятсен, разработавший программу модернизации страны. Эта программа сочетала традиционные и западные идеи и была нацелена на создание в Китае развитого и справедливого общества. В основе программы Сунь Ятсена лежала идея «ускорения прогресса», чтобы вывести Китай в число наиболее передовых и сильных стран мира. В экономической сфере Сунь Ятсен выступал за быстрое развитие промышленности, инфраструктуры и сельского хозяйства на базе достижений мировой науки и техники. При этом Сунь Ятсен главную роль в экономике отводил государству, а частному сектору отводил подчинённую роль, т.к. он считал буржуазию группой безнравственных стяжателей, вносящих раскол в общество. Такую экономическую систему Сунь Ятсен называл государственным социализмом. В социальной сфере Сунь Ятсен считал, что государство не должно допустить резких разрывов в доходах населения и тем самым обеспечить социальный мир в стране. В политической сфере Сунь Ятсен хотел создать демократическую республику, но считал, что для её создания революционная партия должна установить опеку над обществом, чтобы приучить народ к жизни по принципам демократии.

Сразу после войны в Китае произошёл подъём национального движения, вызванный политикой великих держав. На Парижской мирной конференции они отказались даже рассматривать вопрос об отмене неравноправных договоров с Китаем и передали Японии часть его территории, хотя Китай участвовал в войне на стороне Антанты. 4 мая 1919 г. студенты Пекина подняли антииностранное движение, которое быстро охватило крупные города страны. В нём объединились студенты, интеллигенция, буржуазия, ремесленники, рабочие. Однако незначительных уступок правительства оказалось достаточно для того, чтобы в июне 1919 г. это движение прекратилось, хотя положение в стране никак не изменилось.


В то же время Движение 4 мая подтолкнуло процесс создания политических партий, т.к. оно показало политикам страны, что борьбу за обновление и независимость надо готовить. Первый шаг в этом направлении сделал Сунь Ятсен, разочаровавшийся в своих попытках возродить Китай с помощью милитаристов и западных держав. В октябре 1919 г. он создал Китайскую национальную партию (Гоминьдан). Одновременно он установил контакты с СССР, увидев в нём союзника в борьбе за независимость страны. С помощью инструкторов из ВКП (б) он в начале 20-х годов реорганизовал гоминьдан, сделав партию прочной политической организацией с чёткой структурой, программой и уставом. В мае 1921 г. на базе марксистских кружков была создана Коммунистическая партия Китая (КПК). Она выступила за немедленную социалистическую революцию в Китае и отвергала сотрудничество с другими партиями, в т.ч. и с гоминьданом. В Гоминьдане также было много противников сотрудничества с коммунистами.

Тем не менее, Сунь Ятсен взял курс на создание союза Гоминьдана и КПК, встретив на этом пути поддержку СССР, который подтолкнул КПК к сотрудничеству с партией Сунь Ятсена. В январе 1924 г. был создан союз Гоминьдана и КПК, получивший название единый фронт. По условиям этого союза члены КПК вступали в Гоминьдан, коммунисты входили в партийное руководство, но при этом КПК сохраняла свою идейную самостоятельность. Своими целями единый фронт назвал объединение страны, отмену неравноправных договоров, введение демократических свобод, улучшения положения крестьян и рабочих. Свою работу единый фронт перенёс на юг Китая, где началось создание рабочих и крестьянских союзов, а также была создана военная школа для формирования собственной армии. Эти действия сделали единый фронт реальной силой.

В 1925 г. в Китае начался новый подъём национального движения, вскоре переросший в национальную революцию 1925 – 1928 гг. В мае 1925 г. англичане расстреляли антияпонскую демонстрацию в Шанхае, что вызвало целую волну антииностранных выступлений в крупных городах страны. Однако в июне 1925 г. после некоторых уступок великих держав движение пошло на спад. В этих условиях гоминьдан решил начать вооружённую борьбу за объединение страны. В июне 1925 г. он создал своё правительство на юге страны, объявившее себя единственной законной властью, и переименовал свои отряды в Национально-революционную армию (НРА). К началу 1926 г. НРА разбила милитаристов Южного Китая и поставила под свой контроль 2 южные провинции. В июле 1926 г. она начала Северный поход и в апреле 1927 г. контролировала уже весь Южный Китай до р. Янцзы. В апреле 1928 г. НРА возобновила Северный поход, и в декабре 1929 г. весь Китай оказался под властью Гоминьдана. Национальная революция завершилась победой.

Однако в ходе революции единый фронт распался. Причиной распада стал конфликт между коммунистами и правым крылом Гоминьдана. В ходе революции КПК решила подчинить себе Гоминьдан и начала выдвигать лозунги социальных преобразований, рассчитывая возглавить революцию. Это обеспокоило правую часть Гоминьдана, боявшуюся, что коммунисты расколют национальное движение своими призывами передать землю крестьянам, а фабрики рабочим. В 1926 г. лидер правого крыла командующий НРА Чан Кайши убрал коммунистов из руководства Гоминьдана и сосредоточил в своих руках всю власть в партии. Но от союза с КПК не отказался, чтобы не потерять поддержку СССР перед Северным походом. В начале 1927 г. коммунисты вместе с левой частью Гоминьдана сумели лишить Чан Кайши контроля над партией. В ответ он в апреле 1927 г. создал собственное правительство и развернул репрессии против коммунистов. Левое крыло Гоминьдана в июле 1927 г. разорвало союз с коммунистами и признало власть Чан Кайши. После распада единого фронта КПК начала открытую борьбу с Гоминьданом за то, чтобы возглавить революцию. Осенью 1927 г. коммунисты подняли восстания крестьян на юге Китая. Эти восстания не получили широкой поддержки и были подавлены. Гоминьдан доказал, что является главной силой Китая.

1. В начале XX в. Китай — аграрная, полуфеодальная, полуколониальная страна.

2. Лишь со второй половины XIX в. в Китае начала зарождаться промышленность.

Ее развитие особенно ускорилось в годы Первой мировой войны. За период с 1913 по 1919 количество предприятий увеличилось вдвое.

С развитием промышленности формировался китайский рабочий класс, который в 1919 г. насчитывал 3 млн. чел. Условия труда и быта рабочих были тяжелыми, не было никакого рабочего законодательства.

3. С развитием промышленности окрепли позиции национальной буржуазии.

4. Дальнейшему развитию национального капитала в Китае препятствовал иностранный капитал:

Существовали низкие таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары;

Процветала ничем не ограничена для иностранцев торговля.

5. На селе господствовали феодальные отношения.

В сельском хозяйстве — феодальные притеснения, безземелье, ростовщичество.

6. Была политическая раздробленность страны. Пекинское правительство было слабым, вся власть в провинциях находилась у феодальных диктаторов, враждовавших между собой.

«Движение 4 мая» 1919 в Китае

Причины:

1. Политическая раздробленность Китая, слабость центральной власти, что облегчало иностранцам эксплуатировать Китай.

2. Внутренняя нестабильность создавала благоприятную почву для вмешательства иностранных государств во внутренние дела Китая.

3. Недовольство различных слоев населения привилегиями, которыми пользовались иностранцы в Китае.

Поводом для протеста стали решения Парижской мирной конференции передать Японии немецкие владения в китайской провинции Шаньдун, Циндао с территорией, граничащей с ними.

С мая 1919 студенты организовали в Пекине пятнадцатитысячную демонстрацию протеста против решений Парижской Мирной конференции по Китаю.

Демонстрацию разогнали, многих участников арестовали.

В ответ студенты объявили забастовку-бойкот.

К движению присоединились интеллигенция, рабочие, ремесленники, средние городские слои населения и национальная буржуазия:

  • в стране бойкотировались японские товары;
  • демонстранты требовали отставки министров прояпонской ориентации;
  • вцелом произошло 66 крупных забастовок, многие из которых носили политический характер.

Организатором событий 4 мая 1919 был М. Да-чжао — профессор политической экономии Пекинского университета.

Последствия «Движения 4 мая»:

1. Китайская делегация в Париже отказалась подписать Версальский мирный договор.

2. Правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки:

Уволили арестованных;

Сняты с должностей некоторых министров.

1. Это было первое в Китае общенациональныое антиимпериалистическое выступление народных масс.

2. Оно способствовало росту политического сознания национальной буржуазии, прогрессивной интеллигенции и народных масс.

3. Это движение произвело огромное влияние на сплочение национально-патриотических сил, развитие революционной активности интеллигенции и студенчества.

4. Способствовало консолидации политических партий.

5. Развернуло борьбу за «новую культуру» — введение в литературу бытовой речи, что облегчило овладение грамотой широких кругов молодежи.

Революция 1925-1927 гг. в Китае

Характер революции: национальная, демократическая, антиимпериалистическая, антифеодальная.

Предпосылки революции

Политические:

1. Раздробленность Китая:

Слабость пекинских властей;

Господство в различных частях Китая феодально-милитаристских режимов.

2. Зависимость Китая от иностранных государств:

Господство в крупных городах колониальных администраций;

Контроль иностранных государств над ведущими отраслями экономики, внешней торговлей, финансами;

Существование колониальных порядков.

Экономические:

1. Отсталость экономики Китая.

2. Господство феодального землевладения и феодальных пережитков:

Более половины пашни находилось в руках помещиков;

75% городского населения было безземельным;

Безземельные крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков на кабальных условиях.

3. Тяжелые условия жизни и труда рабочих.

Причины революции:

1. Недовольство широких народных масс продолжением политики иностранных государств о разделе Китая на сферы влияния.

2. Междоусобная борьба между различными феодальными группировками и стремление национального объединения Китая.

3. Недовольство крестьянства феодальными порядками в стране.

Задача революции:

1. Ликвидировать иностранное засилье в Китае.

2. Ликвидировать неравноправные договоры Китая с иностранными государствами.

3. Уничтожить северные феодально-диктаторские режимы.

4. Осуществить национальное объединение Китая, восстановления его суверенитета и создание единого демократического государства.

5. Провести демократизацию страны и важные социально-экономические преобразования.

Движущие силы революции: рабочие, ремесленники, крестьяне, городская мелкая буржуазия, национальная буржуазия, интеллигенция. Руководитель революции: национальная буржуазия.

Особенности революции:

1. Она проходила в полуколониальной, полуфеодальной стране.

2. Антиимпериалистический характер революции способствовал участию в ней национальной буржуазии.

3. В Китае переплелись различные виды борьбы:

Борьба с иностранными государствами;

Борьба различных слоев населения за свои права;

Крестьянская борьба;

Борьба различных политических сил за власть.

4. Был создан единый революционный фронт.

Последствия революции:

1. Революция потерпела поражение.

2. Она не решила задач, которые стояли перед ней.

3. Росло противоборство между Гоминьданом (Национальной партией) и Коммунистической партией Китая (КПК), произошел раскол единого революционного фронта.

4. Началась гражданская война между сторонниками Гоминьдана и сторонниками коммунистов.

Причины поражения революции:

1. Неблагоприятная расстановка сил в революции, недостаточный уровень и размах революционного движения народных масс.

2. Отсутствие единства в рядах Гоминьдана и КПК.

3. Постоянная борьба за власть между сторонниками Гоминьдана и КПК.

4. Помощь иностранных государств в подавлении революции.

5. Выступление против революции объединенных сил иностранных государств, феодалов и большой (компрадорской) буржуазии.

Компрадорская буржуазия — часть буржуазии, деятельность которой была связана с иностранным капиталом.

Гоминьдан (Национальная партия) представлял интересы национальной буржуазии, был основан Сунь Ятсеном в 1912 г.

Цель деятельности партии — провозгласить республику и превратить Китай в мощное национальное государство.

В 1919 г. деятельность этой партии была восстановлена ​​Сунь Ятсеном в Шанхае и она была переименована в Национальную партию Китая.

Образование единого революционного фронта

Сближение Гоминьдана и Коммунистической партии Китая привело к образованию единого революционного фронта.

1921 — На нелегальном съезде представителей марксистских групп и кружков в Шанхае была основана Коммунистическая партия Китая (КПК).

1923 — Сунь Ятсен возглавил революционное правительство, созданное на юге страны в г. Гуанчжоу (Кантоне). Южный Китай стал центром массового революционного движения. Сунь Ятсен начал создание собственной армии.

По просьбе революционного правительства на юг Китая были направлены советские специалисты и техника. СССР оказывал экономическую и военную помощь: нефтепродукты, винтовки, пулеметы, боеприпасы и тому подобное. Главным политическим советником Сунь Ятсена стал большевик М. Бородин, а главным военным советником — выдающийся советский военачальник В. Блюхер, с его помощью началось формирование Национально-революционной армии (НРА).

Январь 1925 — Состоялся I Всекитайский съезд Гоминьдана, на котором было решено принять коммунистов к Гоминьдана.

1925 — Умер Сунь Ятсен и лидером Гоминьдана стал молодой военачальник Чан Кайши.

Чан Кайши (1887-1975)

Активный участник национально-освободительного движения в Китае. После смерти Сунь Ятсена (1925) постепенно захватил руководство в Гоминдане и стал главнокомандующим НРА. Он решительно отмежевался от коммунистов, вытеснив их с ответственных должностей в армии, правительстве и совершил государственный переворот (апрель 1927 г.).

Сначала позиции Чан Кайши были слабые. Реально Гоминьдан управлял только пятью провинциями. Остальная территория была в руках местных генералов, а коммунисты под руководством Мао Цзэдуна развернули свои базы в Центральном Китае.

Чан Кайши сумел договориться с провинциальными лидерами. На конец 1928 было полностью признано власть Чан Кайши.

Революционные события 1925-1927 гг.

Весна 1925 — По всей стране развернулось мощное забастовочное движение. Полиция жестоко расправилась с бастующими. В ответ шанхайские студенты вышли массовой демонстрацией протеста. Прибегнув к оружию, их остановили английские полицейские.

30 мая 1925 — В Шанхае в знак протеста вспыхнуло восстание, которое поддержали рабочие, ремесленники, мелкая буржуазия, интеллигенция.

Революционное движение переросло в Всекитайскую революцию.

1 июля 1925 — Правительство в Гуаньчжоу провозгласило себя Национальным правительством Китайской республики.

Весна 1926 — Лидер правого крыла Гоминьдана Чан Кайши создал гоминдановское правительство, стал председателем ЦИК Гоминьдана и главнокомандующим вооруженных сил.

Позиции коммунистов в Гоминдане были ослаблены.

Июль 1926 — Гоминдановские войска (НРА) выступили в поход на север, чтобы объединить Китай под властью Национального правительства. План похода разработали советские специалисты во главе с В. Блюхером.

Конец 1926 — Под контролем Национального правительства Китая находилось уже 7 провинций, население которых составляло более 159 млн. человек.

Февраль — март 1927 — НРА заняла Нанкин и Шанхай.

12 апреля 1927 — Чан Кайши совершил в Шанхае переворот. Он сформировал свое Национальное правительство, установил свою власть, устроил массовые расстрелы коммунистов.

Вследствие преследования коммунистов их число уменьшилось с 58 до 10 тыс. чел.

Произошел раскол единого революционного фронта, росло противостояние между Гоминьданом и коммунистами.

Противоборства между Гоминьданом и коммунистами

1 августа 1927 — В г. Наньчане 30 тыс. солдат — участников Северного похода вместе с вооруженными отрядами рабочих и крестьян выступили против гоминдановских войск. Повстанцы потерпели поражение.

Это восстание положило начало борьбы против Гоминьдана.

С восставших частей началось создание Красной армии.

КПК взяла курс на вооруженную борьбу против гоминдановского правительства, в стране началась гражданская война.

Опорой для коммунистов стало крестьянство. Коммунисты выбрали тактику партизанской борьбы и создания советских районов.

К концу 30-х гг. КПК стала в основном крестьянской.

1930 — В 11 провинциях Южного и Центрального Китая было создано 15 советских районов.

Ноябрь 1931 — Было провозглашено центральное рабоче-крестьянское правительство, председателем которого стал Мао Цзэдун. Чан Кайши активно боролся с коммунистами.

1930-1934 гг. — Гоминдановские вооруженные силы совершили 5 походов в советские районы, в результате которых были разгромлены основные силы Красной армии и ликвидировано советские районы.

1934-1936 гг. — Партизанские армии под руководством Мао Цзэдуна перебазировались в Северный Китай, где на пересечении трех провинций — Шеньси, Ганьсу и Нинся был образован Особый пограничный район, который стал базой коммунистического движения.

1937 — Две влиятельные силы Китая на некоторое время прекратили войну между собой и объединились против общего врага — Японии.

Мао Цзэдун (1893-1976)

Сын сельского богача. Получил среднее образование, работал учителем начальной школы. Большое влияние на формирование его взглядов имела китайская философия, особенно конфуцианство, идеи социализма и анархизма.

Ему удалось захватить руководство в КПК, укрепить свое влияние в военных частях. Занимал враждебную позицию касательно Гоминьдана и его лидера Чан Кайши.

Теги: ,

Мы всё время поминаем здесь каких-то красных китайцев, которых в тогдашней России было не меньше, чем сейчас! Из них состояли целые батальоны и полки Красной Армии (преимущественно карательные). Откуда они взялись и куда все делись? Сейчас расскажу. Впервые Россия увидела китайцев в большом количестве в 1912 году. Как раз прошла первая волна Великой Китайской революции 1911 года. В Китае всё «Великое»: и «Великая китайская стена», и «Великий Канал», и «Великая усыпальница Цинь Ши Хуанди», и «Великий кормчий» Мао Дзе Дун, и революция, естественно, тоже «Великая». Началась она в 1911 году, а закончилась в... 1948 г.! Сколько лет, посчитайте. Тридцать семь лет! Ну как не назвать такую революцию «Великой»? Так вот, в первый год их революции китайцы-бунтовщики оказались выброшенными из страны. Им угрожала смерть за отказ от ношения кос, которые в старом Китае полагалось носить всем мужчинам. Эти косы были внешним символом подчинения феодальным порядкам маньчжурской династии. Китайским полицейским, вооружённым бамбуковыми палками, было так удобно связывать группы китайцев в пучки за их косы. Китайские эмигранты со своими обрезанными косами толпами слонялись по России и искали работы и пропитания. В Ростове-на-Дону они скопились на набережной и облюбовали себе брошенную баржу. Вскоре они законопатили в ней все дырки, стащили её на воду и устроили большую... плавучую прачечную. Она являла собой странное зрелище. Из всех щелей этой посудины валил пар, а на мачтах в изобилии, как флаги, полоскались подштанники и юбки. Баржа медленно дрейфовала по Дону. Китайцы отталкивались от дна длинными шестами под ритмичное пение. Внутри сотни полуголых жёлтых мужчин месили ногами огромное количество белья, держась руками за длинные поручни. В старом Китае должность прачки считалась тяжёлой МУЖСКОЙ работой. Подростки и старики достирывали руками мелкие погрешности. При стирке использовали щёлок, смешанный с золой, или примитивное мыло, самими же китайцами вываренное из бродячих собак. Другие китайцы организовались в артель по изготовлению бумажных роз для погребальных венков. Как заметил Маяковский, «лучший товар - бумажные розы. Мальчишки кричат - Уу! китаёзы!..» Но китайцев было так много, что никакой город их вместить не мог, и излишек их из Ростова подался на шахты и рудники, в местечки, которые сейчас называются Краснодоном, Донецком и Шахтами. Там они соорудили трущобные городки, именуемые в народе «шанхаями». Казачий писатель Сергей Сполох пишет об этом подробно: «На Сорокинских и Беленских рудниках они (китайцы) отличались своим неистовым трудолюбием, презрением к любым жизненным удобствам и невиданной даже среди казачьих семейств плодовитостью. В удалении от общего рудничного поселка они построили своё поселение. Его сразу же назвали Шанхаем. Там казаки впервые увидели, как в небольшой полуземлянке-полусарае на устроенных в три яруса нарах располагалось по нескольку семей. - Как они своих детей не путают? - Детей-то что! Как жён не путают? Работают-то по разным упряжкам... А в годы Великой Войны китайцев стало ещё больше. Затянувшиеся бои на фронтах требовали всё больше пополнений, и чернорабочих стало не хватать на всех донских предприятиях и шахтах. Но это были уже не беглецы, а добровольцы, привезённые из Сингапура агентом горнопромышленного Союза господином Вентисовским. Он оценил пару китайских рабочих рук довольно дорого: в 90 рублей. Но промышленнику Пастухову, владельцу Сулинского металлургического завода и акционерам Сорокинских, Беленских и Урало-Кавказских рудников пришлось согласиться... Казаки в своём большинстве смотрели на китайцев свысока: инородцы, мол, понаехали, и куда войсковое начальство смотрит. Китайцы ничем иным, кроме своего истинно восточного долготерпения, ответить не могли. И если случалась стычка с пришлыми людьми, то китайцы сразу же, даже будучи трижды невиновными, принимали вину на себя со словами: «Коросо, казак. Ты коросый казак. Твой детиска коросый. Твой конь коросый. Мой китаец Санхай посол». И сразу же удалялись... В России их неприязненно называли «китаёзами», «косорылыми» и «ходями», К концу 1915 года «косорылых» только в европейской части России было 40 тысяч. К 1917 году - 75 тысяч. Но вот свершился большевистский октябрьский переворот, после которого встали все шахты и заводы. Русские рабочие начали разбегаться по деревням. А китайцам куда бежать? До Китая обратно их уже никто не повезёт. Нету уже никакого господина Вентисовского... Вот тут-то местные большевики китайцев и пригрели. Дали им винтовки и еду, записали в Красную Армию. Бедные китайцы совершенно не понимали, что происходит в России и кто с кем воюет. Главное, что их кормили и давали грабить. Интересно, что небольшая часть китайцев попала также и к белым. Им пришивали белогвардейские нашивки и внушали, что теперь жёлтые сыны Поднебесной Империи будут защищать «Единую и неделимую Россию». Теперь «китаёзы» говорили сами о себе «Ходя-ходя единанидилима ласия мала-мала воеват посол»!
Китайский батальон перед отправкой на донской фронт
Китайцы в составе белогвардейских частей. Большинство «китаёзов» так и не успело освоить русский язык, ибо их слишком много перебили в Гражданской войне. Больше всего в 1919 году во время Вёшенского восстания донских казаков. После Гражданской войны большевики вежливо вышвырнули уцелевших китайцев обратно в Китай, доделывать там свою китайскую «Великую революцию». Между прочим, китайцы, больше всего задействованные в массовых расстрелах во времена «красного террора и военного коммунизма», стали приторговывать... человеческим мясом из тел расстрелянных. Во всяком случае, об этом много говорили в народе. Писательница Зинаида Гиппиус, пережившая «красный террор», рассказывает, как её приятель-доктор нашёл в мясе, купленном на базаре, «знакомую косточку». Термин «китайское мясо» пошёл из пролетарских кварталов. Именно в смысле - человечина. Приторговывали мясом расстрелянных... Василий ВАРЕНИК. Ростов и ростовцы после 1917 года. Ростов-на-Дону, 2010. ...Красные командиры нерусского происхождения остались в памяти своих солдат и гражданского населения как проводники линии жесткого подавления всякого неповиновения и несогласия. Формирование такого представления имело основания и реальные, и ментальные. Из-за отсутствия прочных эмоциональных связей с местным населением пришлый элемент действительно был более надежен при проведении карательных акций командования. Сражаясь в России за лучшее будущее своей родины, нерусские красноармейцы видели в русских противниках большевизма препятствие развитию мировой революции. Не случайно большевики использовали понятия гражданской войны «внутренней» и «внешней».
В белоэмигрантских мемуарах с целью подчеркнуть чужеродность для России большевизма упоминается использование большевиками в качестве ударной и карательной силы «инородцев» - китайцев, венгров, башкир. О них обывателями передавались самые невероятные слухи, например, о том, что китайцы питаются мясом расстрелянных и пр. В дивизиях и полках Красной армии действительно существовали специальные китайские отряды, чаще всего они назывались интернациональными. Они отличались большой стойкостью в бою и были надежной опорой командования. Революция вызвала процесс консолидации азиатских рабочих, находившихся в России. Союз китайских рабочих в России насчитывал 50 тыс. чел. По подсчетам китайского историка Пэн Мина, на стороне красных сажалось около 40 тыс. китайцев. Из идейных причин участия в российской революции китайцев и корейцев как жителей стран, находившихся под угрозой колониального поглощения, привлекала идея равенства. Газета, которая издавалась в Советской России на китайском языке, называлась «Датун бао (Великое равенство)». Большевистская пропаганда связывала участие китайцев в российских событиях с судьбой их родины. Как писал «Бакинский рабочий» в 1918 г.: «Октябрьский декрет о мире, уничтоживший все насильственно навязанные Китаю договоры и соглашения, произвел сильное впечатление». Это подтверждено и в воззвании Союза китайских рабочих в России: «Китайские рабочие должны помнить, что судьба революции в Китае тесно связана с судьбой русской рабочей революции». Хотя очевидно, что в действительности объединение в сформированных под патронажем большевиков отрядах было способом выживания для людей, не по своей воле оказавшихся в тысячах километров от родины без средств к существованию (ведь промышленные предприятия, на которых они работали, остановились) и в чужом враждебном окружении. Одной из причин формирования мононациональных воинских частей было незнание иностранцами языка, что мешало в случае совместного пребывания в одном строю с русскими правильно понимать команды. Поэтому идеальным признавался вариант, когда командовал «инородцами» знавший русский язык земляк. Среди китайцев вполне адаптированных к жизни России было немного, например, Пау Тисан, Сан Фуян. Они и выступали организаторами и командирами китайских отрядов. На Юге России китайцы оказались вместе с остальными беженцами из разных городов России. Во Владикавказе первый отряд был создан в мае 1918 г. по инициативе Ноя Буачидзе, его командиром был Лю-си. Командиром одной из рот - Пау Тисан. Потом в город пришел l-й Харьковский партизанский отряд Григория Васильевича Третьякова, в, составе которого уже была рота из китайцев. Как вспоминал сам Третьяков, при отступлении с Украины в г. Таганрог он принял в свой отряд несколько китайцев: «Их обмундировали, отрезали косы и зачислили в красноармейцы». По мере движения на юг к ним примкнуло еще несколько сот китайцев, работавших на шахтах и стройках. В результате сформировался отряд, который во Владикавказе уже насчитывал 300-350 чел.
История приезда Пау Тисана в Россию неясна. Рассказывали, русский - то ли генерал, то ли путешественник - привез его в Россию, определил учиться в гимназию в Тифлисе, но Пау Тисан уехал в Петроград, где примкнул к революционерам. По другой версии, он был матросом, оставшимся в России. Знавшие его люди подчеркивали его хладнокровие и тонкое знание психологии китайцев и русских, что помогало его отряду, стоявшему во Владикавказе, избегать проявлений недружелюбия со стороны горожан всех национальностей. Истории, рассказанные о нем соратниками, изобилуют примерами хитроумия, достойного Одиссея. Сформированный в мае 1918 г. во Владикавказе китайский отряд стал одной из самых преданных боевых единиц Терского совнаркома во время офицерского мятежа в августе 1918 г. Бойцы этого отряда несли караульную службу в городе, поэтому выступление офицеров и казаков не застало их врасплох. Ветераны наиболее часто вспоминали пулеметный расчет из китайцев, который все время уличных боев (11 дней) вел огонь с колокольни Линейной церкви, не дававший врагу подойти к зданию Совнаркома. Павел Сосиевич Кобаидзе, бывший комиссар отряда имени Терского Совнаркома, свидетельствовал: «Группа китайцев недалеко от бывшего дома барона Штейнгеля пять суток вела бой, и израсходовав боезапасы, билась штыками и прикладами до последнего. В этом бою белобандитам удалось захватить трех китайцев, которых они подвесили на руках на деревьях... На их спинах были вырезаны звезды. Двое из этих товарищей умерли, а один из них был еще жив, когда его сняли с дерева красногвардейцы». Выживший китаец тут же стал просить «машинку», т.е. винтовку: «моя пойдет белый казак битья». Вопреки устоявшемуся мнению отмечено участие китайцев и на стороне белых. Поскольку китайцы были нейтральны к большинству проблем России, их использовали в тех делах, на которые уроженцы России не пошли бы. В обеих армиях они исполняли приговоры.
Китайские красноармейцы отличались особой стойкостью, что было связано, прежде всего, с гораздо более тяжелыми последствиями плена для них, чем для русских. Примечательно, что из нескольких взятых в плен красноармейцев осетины-казаки расстреляли именно китайца. Отставшие во время отступления ХI советской армии китайцы уничтожались подчистую. Поэтому во время перехода через астраханские степи они собирали оставленное русскими красноармейцами оружие. Их обоз состоял из традиционных для них ручных повозок с четырьмя дышлами: двое тянули, а двое толкали сзади". Многие русские красноармейцы, воевавшие вместе с китайцами, отмечали их дисциплинированность, замешанную на внутренних устоях жизни этих групп солдат-изгоев. Внутри отрядов существовали свои собственные законы: за воровство рубили руку, за трусость могли повесить. Не случайно, что в этих отрядах, если они существовали как отдельная воинская единица (рота, батальон), не было русских политкомиссаров, которые не могли допустить средневековых экзекуций. Отношение владикавказских красноармейцев к китайцам было дружественное, ведь в отличие от земляков и однополчан в них была абсолютная уверенность - не предадут. Но натурализовавшийся китаец, если таковой встречался, подпадал под общий для русских механизм оценки. В одном из документов, хранящихся в Государственном архиве новейшей истории Саратовской области, встретилось упоминание о человеке по имени Тифонтай. Скорее всего, речь идет о старшем сыне хабаровского коммерсанта по имени Цзи Фэнтай, который был агентом русского влияния на Дальнем Востоке, а во время Русско-японской войны организовал на собственные средства отряд из китайцев численностью в 500 человек специально для «разведки и партизанских действий» в пользу России. Своего первенца он отправил в Россию, где тот и остался. Командир телеграфно-телефонной роты Саратовского укрепрайона Тифонтай был бывшим офицером. Архив сохранил историю его конфликта с комячейкой роты, которая, скорее всего, безосновательно заподозрила его в сочувствии белым (в действительности роте не хотелось отправляться на фронт, для этого она и инициировала «дело» против своего командира). Для русских солдат национальная принадлежность китайца, выросшего и получившего образование в Петербурге, значения уже не имела; важнее было то, что раньше он носил погоны... Ольга МОРОЗОВА. Два акта драмы. Ростов-на-Дону, 2010.

В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за национальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления общества, ускорение его развития, улучшения жизни людёй.

Турция.

Часть территории Турции была оккупирована войсками стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял декларацию о независимости Турции. Однако войска Антанты разогнали парламент. Новый парламент собрался в Анкаре. Его председателем стал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Турция начала войны с Арменией, затем Грецией. Обе войны были успешны для турок. Территория страны была расширена. Войны шли под лозунгами национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со своих исконных земель. В 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Под руководством М. КемаляАтатюрка были проведены глубокие реформы. Провозглашались основные демократические свободы, светский характер государства, отменялись господствующие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались духовные школы. Были введены европейский календарь и латинский алфавит. Людей заставляли носить европейскую одежду, женщинам в общественных местах нельзя было появляться в платках и т. д. Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в экономике. В ней усилились позиции государства. Деятельность оппозиционных сил, особенно коммунистов, была ограничена.

Китай.

Всю первую половину ХХ в. Китай сотрясали восстания, революции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая восстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое правительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. он привлек к сотрудничеству с Гоминьданом коммунистическую партию, возникшую под влиянием революции в России. В 1925 г. началасьВеликая национальная революция. Гоминьдановское правительство на юге Китая провозгласило себя национальнымправителъством всего Китая. В 1925- 1928 гг. войска национального правительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, вели успешное наступление на север, где правили местные военные клики. Однако раскол между Гоминьданом во главе со вступившим в соглашения с северными милитаристами Чан Кайши и коммунистической партией вызвал десятилетнюю гражданскую войну. Гоминьдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов не смог. Этому не благоприятствовала и международная обстановка, В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы потворствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться за помощью к СССР. С 1927 г. в южной части Китая возникли так называемые советские районы в качестве баз новой китайской революции, руководимой коммунистами. В 1931 г. съезд Советов провозгласил Китайскую Советскую Республику во главе с лидером коммунистов Мао Цзэдуном. Последовали пять походов Гоминьдана против советских районов. Четыре похода 1930-1932 гт. были успешно отражены коммунистами. После пятого похода 1933-1934 гг. революционное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. Остатки Красной армии коммунистов совершили северо-западный (великий) поход и создали на стыке провинций Шэнси, ГаньсупНинся так называемый Особый район. В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гоминьдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить значительную часть территории. В то же время Красная армия, получавшая помощь из СССР, действовала значительно успешнее, создав крупные освобожденные районы. В 1941 г. войска Чан Кайши нанесли неожиданный удар по Красной армии в Центральном Китае. На протяжении последующих лет войны гоминьдановские войска воевали и с японцами, и с Красной армией, Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в Китае привело к еще большему усилению гражданской войны. В 1947 1949 гг. наступление коммунистической Народно-освободитель ной (Красной) армии на юг привело к поражению войск Чан Кайши. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

Индия.

Молодая индийская буржуазия и интеллигенция, представители которой были объединены в рамках Индийского национального конгресса, стали во главе антиколониального движения в Индии. Идеологом ИНК с 1928 г. являлся Махатма Ганди. Его учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное в массовое движение, в конечном итоге заставило англичан в 30-е гг. ХХ в. расширить самоуправление, а после Второй мировой войны, в 1947 г., согласиться на предоставление независимости, пpaвда, после раздела колонии по религиозному признаку на индуистскую Индию и мусульманский Пакистан. Левые группы в индийском национально-освободительном движении нередко упрекали Ганди в том, что он удерживал движение от перехода к насильственным методам, не доводил борьбу против англичан до конца. Тем не менее политика, избранная Ганди, оказалась успешной, попытки же вооруженной борьбы против англичан, предпринятые в годы Второй мировой войны при поддержке Японии, лишь дискредитировали борцов за независимость. Вместе с тем Индии не удалось избежать массового кровопролития. Религиозная война унесла миллионы жизней индусов и мусульман, в том числе самого М. Ганди.