Деятели науки направления их деятельности. Примерные темы эссе

1. Земледелие, по мнению учёных, зародилось:

2) в Западной Азии

2. Человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий называется:

3) ремесленник

3. Какая из перечисленных рек протекает в Двуречье?

4. Какой их перечисленных городов находился в Финикии?

5. Первым народом, ставшим широко использовать в военном деле конницу, были:

4) ассирийцы

6. По приказу какого из этих владык в Иерусалиме был выстроен храм, служивший единственным местом поклонения Богу Яхве?

3) Соломон

7. Кто из перечисленных царей правил в Древнем Китае?

3) Цинь Шихуан

8. В какой из перечисленных стран были изобретены шахматы?

3) Древняя Индия

9. Первые монеты были отчеканены:

4) в Лидийском царстве

10. Народом, создавшим первые государства в Двуречье, были:

11. Основателем религии, распространившейся на многие страны и существующей до сих пор, считается:

12. Вера в переселение душ была характерна для:

2) Древней Индии

13. Кто из нижеперечисленных людей учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение?

14. Создателем большой библиотеки, сохранившейся до наших дней, был:

3) царь Ашшурбанапал

15. Что из перечисленного не относиться к изобретениям первобытных людей?

16. Какие из перечисленных терминов относятся к истории Древнего Египта?

17. Что из нижеперечисленного относится к изобретениям жителей Древнего Китая?

18. Расположите имена царей в хронологическом порядке их правления. Получившуюся последовательность запишите в таблицу.

В – Б – Г – А.

19. Расположите события в хронологическом порядке. Получившуюся последовательность букв запишите в таблицу.

Г – Б – А – В.

20. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в период их правления. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

21. Установите соответствие между именами правителей и странами, в которых они правили. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

22. Установите соответствие между датами и событиями. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

23. Установите соответствие между именами богов и странами, в которых им поклонялись. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

24. Установите соответствие между государствами и их столицами. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

25. Установите соответствие между именами героев сказаний и странами, где были созданы эти сказания. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

26. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

27. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

1. Прочтите отрывок из официального документа XIX в. укажите его название. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых

крестьян своих по одиночке ли целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их в прошении своем...» Данный документ получил название указ о «вольных__________ ».

2. Напишите название деревни, где 1 сентября 1812 г. на военном совете М.И. Кутузов сказал: «Доколе будет существовать армия, с потерянием Москвы не потеряна еще и Россия. Но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия». Ответ: ______________

3. Установите соответствие между именами российских государей и терминами, относящимися к их правлению. ИМЕНА ГОСУДАРЕЙ ТЕРМИНЫ A) Борис Годунов 1) опричнина Б) Иван Грозный 2) аракчеевщина B) Екатерина II 3) Смута Г) Александр I 4) «золотой век дворянства» 5) семибоярщина

4. Расположите термины в хронологической последовательности их появления. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности. A) рекруты Б) крепостные крестьяне B) закупы Г) вольные хлебопашцы

5. Какие три из перечисленных ниже имен – участники антиправительственных выступлений? Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания. 1) Е.Пугачев 4) П.И. Пестель 2) М.М.Сперанский 5) Э. Бирон 3) А.А. Аракчеев 6) Н.М.Муравьев

6. Раскройте причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Определите значение победы России.

7. Некоторые историки считают, что реформаторская деятельность Александра I в начале XIX в. имела «микроскопические результаты» (В.О. Ключевский). Какая другая оценка этого периода вам известна? Какая оценка вам кажется более убедительной? Приведите положения, факты, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное вами суждение.

1. Установите соответствие между именем из правой колонки и именем царя Алексея Михайловича. А) Иван грозный 1) Сигизмунд 3 Б)

Алексей Михайлович 2) Лжедмитрий 2

В) Борис Годунов 3) Стефан Баторий

Г) Василий Шуйский 4)Лжедмитрий 1

5) Богдан Хмельницкий

2. Установите соответствие между именем из правой колонки и именем царя Бориса Годунова.

А)Иван Грозный 1) Яковлев Делагарди

Б)Алексей Михайлович 2)Лжедмитрий 2

В) Борис Годунов 3)Стефан Баторий

Г)Василий Шуйский 4)Лжедмитрий 1

5)Богдан Хмельницкий

помогите пожалуйста сопоставить всё :3

очень надо:))

Установит соответствие между именами исторических деятелей и событиями,связными с их жизнью и деятельностью.

А)В.И.Ленин
Б)Николай II
В)К.Маркс
1)Основоположник теории научного социализма.
2)Сторонник теории официальной народности.
3)Развил идеи утопического социализма
4)Сторонник идеи о том, что социализм можно построить в отдельной взятой стране!
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!

Тест 9 класс

"Гражданская война " .
1.Гражданская война в России проходила в
1)1917-1921 гг 3)1919-1922гг
2)1918-1920 гг 4)1919-1923гг
2. Монархия в России была свергнута в
1)марте 1917 г 3)январе 1918 г
2)октябре 1917 г 4)июле 1918 г
3.Понятие "продразверстка " характеризовало экономическую политику в России в период
1)1914-1916гг 3)1922-1928гг
2)1918-1921 гг 4)1929-1934 гг
4.В1920-е гг. в СССР
1) развернулась стахановское движение
2)был осуществлён переход к нэпу
3)завершилась индустриализация
4)проведена политика " большого террора"
5.Белая армия под командованием адмирала А.В. Колчака действовала в районе
1) Сибири и Урала
2)Дальнего Востока
3)Крыма
4)Дона и Кубани
6.Командование частями Красной Армии в ходе Гражданской войны в России осуществляли
1)А.И. Деникин, М.В.Фрунзе
2)М.В.Фрунзе, В.К.Блюхер
3) В.К.Блюхер, Л.Г.Корнилов
4)Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин
7.Передача частной собственности в собственность государства называется
1)социализация з)национализация
2)приватизация 4)секуляризация
8.Экономическая политика большевиков, проводимая ими в 1918-1920 гг., получила название
1)индустриализации 3)военного коммунизма
2)коллективизации 4)нэп
9.Вооруженные группы рабочих, созданные для изъятия хлебных "излишков " в мае 1918 г. назывались
1)комбеды 3)черносотенцы
2)продотряды 4)махновцы
10. Политику "военного коммунизма " характеризует
1)свобода внешней торговли
2)введение всеобщей трудовой повинности
3) разрешение продажи излишков хлеба на рынке
11.Причина поражения белого движения
1)переход на сторону советской власти белого офицерства
2)отсутствие привлекательной для народных масс программы
3)отсутствие помощи иностранных государств
4)гибель адмирала А.В. Колчака
12. Итог Гражданской войны.
1)установление власти большевиков по всей стране
2)укрепление частной собственности
3)утверждение многопартийности
4)победа белого движения
13.Установите соответствие между фамилиями военных и политических деятелей и видом их деятельности.
К каждому элементу 1 столбца подберите соответствующий элемент из 2 и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами
А) Н.И. Бухарин 1) «верховный правитель России»
Б) А.В. Колчак 2) командующий восточным фронтом
В) М.В. Фрунзе 3) лидер «левых коммунистов»
4) нарком иностранных дел

в) учреждение Сената; г) начало Смуты.

3. Дайте определение следующим терминам: вервь, «Негласный комитет», контрибуция, Сенат.

4.

а) 882 б) 1237 в) 1550 г) 1703

5.

а) Владимир Святославович б) Иван Калита

в) Владимир Мономах г) Александр Невский

6. Дайте определение следующим терминам: протекционизм, Избранная Рада, политеизм, смерды.

7. Какие события произошли в указанные годы?

а) 862 б) 1242 в) 1551 г) 1787-1791

8. Установите соответствие между правителями России и документами, с ними связанными:

Правители: События:

а) Екатерина II 1) Указ о единонаследии

б) Александр I 2) Наказ

в) Петр I 3) Соборное Уложение

г) царь Алексей Михайлович 4) Указ о вольных хлебопашцах

д) Павел I 5) Указ о трехдневной барщине

9

а) воцарение династии Романовых б) Ливонская война;

в) начало царствования Петра I г) крестьянское восстание под предводительством И. Болотникова

10. Дайте определение следующим терминам: закупы, опричнина, Синод, коллегии.

11. Какие события произошли в указанные годы?

а)1380 б) 1497 в) 1721 г) 1801

12. Хозяйственную жизнь России 17 века характеризуют черты:

а) полное вытеснение ручного труда на мануфактурах

б) широкое использование иностранного капитала

в) повсеместное использование наемного труда

г) возникновение всероссийского рынка

д) развитие товарного производства

е) существование ярмарок

Укажите верный ответ: 1) АБГ 2) БВД 3) ВГЕ 4) ГДЕ

13 . Расположите в хронологическом порядке указанные исторические события:

а) Куликовская битва б) Невская битва

в) «стояние» на реке Угре г) освобождение Москвы от поляков

14. Дайте определение следующим терминам: Государственный совет, барщина, манифест, «урочные лета».

15. Какие события произошли в указанные годы?

а) 1240 б) 1649 в) 1768-1774 г) 1803

16. Что из перечисленного относится к царствованию Николая I?

а) издание указа о «вольных хлебопашцах»

б) реформа в государственной деревне П.Д. Киселева

в) издание указа «об обязанных крестьянах»

г) участие в 4-й антифранцузской коалиции

д) издание указа «о трехдневной барщине»

е) создание «теории официальной народности».

Укажите верный ответ: 1) АБГ 2) БВЕ 3) ВГЕ 4) БДЕ.

17. Расположите в хронологическом порядке указанные исторические события.

а) введение рекрутской повинности б) I раздел Польши

в) церковный раскол г) Аустерлицкое сражение.

18. Дайте определение следующим терминам: оброк, «заповедные лета», Земский собор, секуляризация.

19. Какие события произошли в указанные годы?

а)1223 б) 1725 в) 1808-1809 г) 1812

20. Расположите имена русских князей в хронологическом порядке их княжения:

а) Дмитрий Донской б) Иван III в) Ярослав Мудрый г) Александр Невский

21. Установите соответствие между правителями России и событиями, с ними связанными:

Правители: События:

а) Екатерина II 1) провозглашение России империей

б) Александр I 2) вхождение Крыма в состав России

в) Петр I 3) открытие Московского университета

г) царь Алексей Михайлович 4) создание военных поселений

д) Елизавета Петровна 5) церковная реформа Никона

22. К событиям 16 века относятся:

а) освобождение русских земель от ордынского ига б) реформы Избранной Рады

в) установление «уроков» и «погостов» г) Семибоярщина д) завершение объединения русских земель е) поход Ермака в Сибирь

Укажите верный ответ: 1) АБГ 2) БДЕ 3) ВГЕ 4) БГЕ

23. Дайте определение следующим терминам: Стоглавый собор, «уроки», вотчина, модернизация.

24. Какие события произошли в указанные годы?

а) 1613 б) 1762 - 1796 в) 1802 г) 1825

25. Расположите в хронологической последовательности события:

а) учреждение первых министерств

б) создание Верховного тайного совета

в) принятие Табели о рангах

г) создание Государственной Думы

д) принятие Жалованной грамоты дворянству

26. Установите соответствие между названиями организаций и именами их участников.

27. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а) «битва народов» под Лейпцигом

б) завершение Кавказской войны

в) «хождение в народ»

г) оборона Севастополя.

28. Ниже приведена точка зрения на произошедшие в результате событий 1905-1906 гг. изменения государственного строя Российской империи: «Царский режим после революции 1905 г. фактически представлял собой мнимый конституционализм» (современный историк А.Н. Медушевский). Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения.

29. Расположите важнейшие события правления Екатерины II в правильной последовательности:

а) издание Жалованной грамоты городам

б) разработка Екатериной II «Наказа»

в) вторая русско-турецкая война

г) присоединение Крымского полуострова

30. Установите соответствие между монархами и проведенными в их царствование преобразованиями.

31. Высказывается следующая точка зрения на развитие капитализма в России во второй половине XIX в.: «Капитализм в России развивался быстро и успешно». Приведите три аргумента в подтверждение данной точки зрения.

32. Какие трипонятия из перечисленных ниже относятся к царствованию Николая I? Запишите номера, под которыми они указаны.

а) земские управы б) «обязанные крестьяне» в) присяжные заседатели

г) теория официальной народности д) корпус жандармов е) уставные грамоты

33. Установите соответствие между понятиями и временем их появления.

Понятие: Время появления:

1) установление заповедных лет а) XIX в.

2) подушная подать б) XVI в.

3) появление военных поселений в) XV в.

4) законодательное закрепление Юрьева дня г) XVII в.

5) Соборное уложение д) XVIII в.

34. Ниже приведены две точки зрения на преобразования эпохи Петра:

    Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России в XVIII в.

    Все новации России в XVIII в. связаны только с именем Петра I. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

35. Какие три понятия из приведенных относятся к формам зависимости Руси от Орды? запишите их:

а) урок б) выход в) бесермен

г) ярлык д) погост е) опричнина

36. Установите соответствие между именами правителей и их фаворитов: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Правители: Фавориты:

1) Софья Алексеевна а) Г. Орлов

2) Анна Иоанновна б) А. Аракчеев

3) Елизавета Петровна в) В. Голицын

4) Екатерина П г) И. Шувалов

д) Э. Бирон.

37. В начале XIX в. с программой реформ выступил М.М. Сперанский. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную Думу и Государственный совет, провести другие преобразования. Объясните, почему программа Сперанского не была реализована (приведите три объяснения).

38. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными ими преобразованиями, подготовленными проектами реформ: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Государственные деятели: Проекты реформ:

1) М.Т. Лорис-Меликов а) разработка теории «официальной народности»

2) Н.А. Милютин б) подготовка отмены крепостного права

в конце 1850-х гг.

3) М.М. Сперанский в) основание военных поселений

4) А.А. Аракчеев г) проект созыва представительного

органа – Государственной Думы

5) С.С. Уваров д) подготовка проекта Конституции

39. Ниже приведены две точки зрения на характер политики императора Александра III:

    Г.В. Плеханов писал об эпохе 1880-х – начале 1890-х годов: «Целых тринадцать лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась».

    Политика Александра III была направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства, она опиралась на исторические традиции. И хотя акцент был сделан на ограничение реформ 60-70-х годов, проводились и либеральные мероприятия. Он вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

40. Укажите, какие из признаков были характерны для российского капитализма на рубеже 19-20 вв.:

а)отсутствие пролетариата б) незначительная роль государства

в) высокая концентрация рабочей силы г) преобладание городского населения

д) высокие темпы железнодорожного строительства е) низкая концентрация производства ж) огромная роль государства

41. Назовите не менее 3-х мероприятий, относящихся к правлению Ивана Ш.

42. Назовите не менее 3-х мероприятий, относящихся к царствованию Алексея Михайловича.

43. Назовите не менее 3-х мероприятий, относящихся к правлению Бориса Годунова.

44. Назовите не менее 3-х мероприятий, относящихся к царствованию Елизаветы Петровны.

45. Укажите годы подписания следующих мирных договоров:

а) Деулинское перемирие б) Столбовский мир в) Ясский мир г) Парижский мир

д) Кучюк-Кайнарджийский мирный договор е) Ункяр-Искелесийский договор

46. Из приведенного списка выберите фамилии русских иконописцев:

а) Феофан Грек б) Василий Васнецов в) Иван Барма г) Андрей Рублев д) Нестор е) Дионисий ж) Сергий Радонежский з) Пересвет и Ослябя

47. Дайте определения терминам: закупы, посессионные крестьяне, поместье, временнообязанные крестьяне, полюдье, иго.

48. Укажите термины, не относящиеся к Древней Руси 10-12 вв.:

изгой, Юрьев день, варяг, половец, печенег, царь, уроки, погосты, патриарх, полюдье, вече, вервь, стрелец, мануфактура.

49. Перечислите события в отечественной истории 17 в., позволившие В.О.Ключевскому назвать его «бунташным веком» (не менее трех).

50 . Из приведенного перечня выберите события, относящиеся к новым явлениям хозяйственной жизни России 17 в.:

а) появление мануфактур б) введение подушной подати в) появление фабрик г) появление всероссийских ярмарок д) слияние вотчины и поместья

е) отмена кормлений ж) складывание всероссийского рынка з) появление отрубов

51. Свяжите указанных исторических деятелей с известными вам событиями отечественной истории и явлениями культуры 12- 17 вв.: Нестор, Сергий Радонежский, Пересвет и Ослябя, игумен Филофей, протопоп Сильвестр, Аввакум Петров, патриарх Никон, Ермак, Богдан Хмельницкий.

52. Свяжите указанных исторических деятелей с известными вам событиями отечественной истории и явлениями культуры 18-19 вв.: Франц Лефорт, Феофан Прокопович, И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, К.К.Победоносцев, А.Х.Бенкендорф.

53. Отметьте черты абсолютизма, которые проявились в России во второй половине XVII века:

1) прекратился созыв Земских соборов

2) все государственные должности стали занимать только дворяне

3) бояр перестали назначать воеводами

4) упало значение Боярской думы

5) церковный раскол

6) успехи во внешней политике

7) принятие Соборного уложения

54. Объясните термины:

а) майорат, б) «Кондиции», в) черносошные крестьяне, г) «пожилое», д) присяжный поверенный, е) магистрат.

55. Перечислите известные вам сражения Северной войны (с указанием даты сражения).

56. Перечислите известные вам сражения русско-японской войны (с указанием даты сражения).

57 . Перечислите известные вам крестьянские восстания с указанием руководителя и хронологических рамок.

58. Выберите из перечисленного события, относящиеся к первой русской революции:

а) восстание на броненосце «Потемкин»

б) Ленский расстрел

в) Декабрьское вооруженное восстание в Москве

г) «Кровавое воскресенье»

д) свержение самодержавия

е) убийство Г. Распутина

з) гибель крейсера «Варяг»

59. Назовите не менее 5-ти событий Первой мировой войны.

60. Установите соответствие между императорами России и данными им в истории прозвищами:

1) Александр I а) Миротворец

2) Николай I б) Благословенный

3) Александр П в) Кровавый

4) Александр Ш г) Палкин

5) Николай П д) Освободитель

Литература:

а) основная литература

1. Зуев М.Н. История России. М., 2008.

2.История России./Под ред. Орлова А.С., Георгиева В.А. и др./. М., 2012.

3. История России с древнейших времен до наших дней. /Под ред. А.Н.Сахаров /. М., 2012.

б) дополнительная литература

1. Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2008.

2. История России (Россия в мировой цивилизации). Под ред. Радугина А.А. М., 2007.

3. Кириллов В.В. История России.- М.: Юрайт, 2011.

4. Касьянов В.В. История России в схемах, таблицах и картах. – М., 2013.

5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах.- М.: Эксмо, 2012.

6. Фортунатов В.В. Отечественная история.- СПб.: Питер, 2008.

7. Самыгин П.С. и др. История для бакалавров.- Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Всероссийская олимпиада школьников по истории.

Школьный этап. 10-11 класс.

Задание № 1. Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их правления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца (до 3 баллов) .

Правители: События:

А) Василий Шуйский 1) Ливонская война

Б) Иван IV 2) Восстание под руководством И. И. Болотникова

В) Петр I 3) Разделы Речи Посполитой

Г) Екатерина II 4) Северная война

Д) Александр I 5) Отечественная война 1812 г.

6) Учреждение патриаршества

А Б В Г Д

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов (6 баллов).

А) (3 балла)

Международная конференция периода Великой Отечественной войны Достигнутая договоренность
1. Московская А. США и Великобритания дали обещание открыть Второй фронт в Северной Франции не позднее мая 1944 г. СССР обещал вступить в войну против Японии.
2. Тегеранская Б. Определено послевоенное устройство Германии: был согласован ее раздел на четыре оккупационные зоны. Было принято решение о создании ООН.
3. Ялтинская В. СССР, США и Англия рассмотрели план экономической помощи СССР вооружением и стратегическим сырьем.
4. Потсдамская Г. Признавались включение в состав СССР прибалтийских стран; между Польшей и СССР была поделена территория Восточной Пруссии.
1. 2. 3. 4.

Б) (3 балла) В перечне справа есть лишняя характеристика.

Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 14).

Барклай де Толли начал свою службу унтер-офицером пятнадцати лет от роду. В 1778 году он был произведен в корнеты и только через восемь лет – в следующий офицерский чин – __1__ .Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении службы. Выдвинулся Барклай де Толли во время войны 1805-1807 годов против наполеоновской Франции. Во время русско-__2__ войны 1808-1809 годов Барклай командовал одним из корпусов, действовавших в Финляндии, был произведен в генералы от инфантерии. Затем, до окончания войны, он состоял главнокомандующим всеми русскими войсками на территории Финляндии. В январе 1810 года Барклай назначается __3__ министром и на этом посту руководит мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с __4__ .Весною 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны на Барклая легла основная тяжесть ответственности за успех военных действий. Положение его осложнялось присутствием в армии __5__ с многочисленными придворными «советниками». Только после того как 1-я армия, отойдя от западной границы, оставила злополучный __6__ лагерь и пошла на восток, царь уехал и Барклай получил свободу действий. Умело, руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к __7__ , куда через два дня подошла с юга и армия __8__ , вступившего под командование Барклая. После ожесточенных боев русские армии продолжали отходить на восток. Но если ранее необходимость отступления была

очевидна, то дальнейшее отступление Барклая, не желавшего рисковать армией в преждевременном генеральном сражении, вызвали в войсках открытый ропот. 17 __9__ он передал командование прибывшему к войскам Кутузову. Пользуясь полным доверием нового главнокомандующего, Барклай остался во главе 1-й армии.

Под Бородином Барклай де Толли руководил __10__ флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. За Бородинское сражение Барклай был награжден орденом __11__ 2-й степени. В ­­­­­­­_ 12__ лагере он подал рапорт об увольнении его по болезни с поста главнокомандующего 1-й армией, и уехал в тыл. Незабываемая заслуга Барклая де Толли – сохранение армии в первый, наиболее тяжелый, период войны.

В Санкт-Петербурге, в сквере перед __13__ собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. А портрет Барклая де Толли работы Доу, находящийся, как и портрет Кутузова в __14__ галерее Зимнего дворца относится к числу лучших произведений художника.

Вставка Вставка

Задание № 4. Изображения, каких исторических деятелей представлены ниже? (до 3-х баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6)

Укажите:

  1. их фамилии;
  2. сферу их деятельности;
  3. примерное время их деятельности.

1. 2 .

1)_________________________________________________________________

_____­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________ __________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Задание № 5. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

1) ее название;

2) художника;

3) время создания (с точностью до половины столетия).

1. 2

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите:

1) его название;

2) место расположения (город);

3) архитектора;

4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

________________________________________________________________________________

Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 12).

А) Определите, карта какого сражения здесь представлена?

Б) Когда оно произошло?

В) В ходе какой войны оно произошло?

Г) Кто командовал русской эскадрой?

Д) Какие еще морские сражения этой войны вы можете назвать?

Е) В годы правления какого царя произошло это сражение?

А)________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________

В)________________________________________________________________

Г)________________________________________________________________

Д)________________________________________________________________

Е)________________________________________________________________

Задание № 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ). Свой ответ занесите в таблицу (4 баллов).

  1. Новоторговый устав А. Ордина-Нащокина отменял привилегии иностранным купцам в России.
  2. «Оком государевым» была названа должность обер- прокурора Синода.
  3. Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой.
  4. Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади принимал Г.К. Жуков.

Задание № 10. Работа с документом (12 баллов).

«Товарищи! Граждане!

Братья и сёстры!

Бойцы нашей армии и флота!

К Вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие части его авиации и лучшие дивизии врага разбиты и нашли себе могилу на полях сражений, враг продолжает лезть вперёд, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии… Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилёв, Смоленск, Одессу, Киев, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность..

В целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР, для проведения отпора врагу, вероломно напавшего на нашу Родину, - создан Государственный Комитет Обороны… »

1. Укажите название войны, к истории которой относится данный документ (1 балл).

2. Укажите время этого обращения. (1 балл)

4. Какие территории к этому времени уже подверглись бомбардировкам? (2 балла)

5. Опираясь на знания курса, укажите, какие территории оказались в руках врага в первые месяцы войны. (2 балла)

6. Какие органы власти были созданы для управления страной в военное время и кто их возглавил? (2 балла)

7. Опираясь на знания курса, объясните причины неудач Красной армии в начале войны. (2 балла)

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4.____________________________________________________________-5._________________________________________________________________

6._________________________________________________________________

7._________________________________________________________________

Задание № 11. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Примерные темы эссе:

1. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).

2. Отличительной особенностью Смуты является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества (В.О. Ключевский).

3. Век XVII дал Петру "материал", без которого он не смог бы и шагу ступить (И.Л. Андреев).

4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).

5. Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии (Л.Г. Захарова).

6. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).

Примерные темы развернутых ответов:

1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.

2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

4. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.

Ключи к школьному этапу олимпиады по истории 10-11 класс

Всего 100 баллов.

Задание № 1 . А- 2; Б -1; В- 4; Г – 3; Д – 5. (до 3 баллов) .

Задание № 2 . А) А – 2; Б – 3; В – 1; Г – 4. (6 баллов)

Б) Б -1; В – 2; Г – 3; Д – 4.

Задание № 3. (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 14).

  1. Поручика 8. Багратиона
  1. Русско-шведской 10. Правым
  2. Военным 11. Святого Георгия
  3. С Францией (Наполеоном) 12. Тарутинском
  4. Александра I 13. Казанским
  5. Дрисский 14. Военной
  6. Смоленску

Задание № 4 . (до 3-х баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6)

Портрет № 1: 1) Сперанский М.М.

2) Государственный деятель, реформатор при дворе

Александра I.

3) первая половина 19 века.

Портрет № 2. 1) Александр III

2) Российский император

3) 1881-1894. Конец 19 века.

Задание № 5. (1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

Картина № 1. 1) Васнецов В.М.

2) «Богатыри»

3) II половина 19 века.

Картина № 2. 1) Перов В.Г.

2) «Охотники на привале»

3) II половина 19 века.

Задание № 6. (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8)

Памятник № 1. 1) Здание Сената

3) М. Казаков

4) вторая половина 18 века (1776-1787)

Памятник № 2. 1) Колокольня Ивана Великого

2) Москва, Соборная площадь

3) Бон Фрязин

4) начало 16 века, надстроена в 1600 году.

Задание № 7. (максимальный балл – 12).

А) Гангутское сражение – 2 балла

полную дату).

В) Северная война 1700-1721 гг. – 2 балла.

Г) Адмирал Апраксин, а также Петр I – 2 балла

Д) Сражения у острова Гренгам, бой в устье Невы,

Эзальский бой – 2 балла (1 балл за одно сражение)

Е) Пётр I – 2 балла.

Задание № 8. (4 баллов).

ДА НЕТ НЕТ ДА

Задание № 9. (максимальный балл - 4, по одному за каждый верный ответ).

А) Москва в конце 14 века

Б) Москва 12 век

В) Сер. 16 века, идет строительство собора Василия

Блаженного.

Г) Москва после постройки собора Василия Блаженного

конец 16 века.

Задание № 10. (12 баллов).

1) Великая Отечественная война

3) И. В. Сталин

4) Литва, значительную часть Латвии; подверглись бомбардировкам - Мурманск, Орша, Могилёв, Смоленск, Одесса, Киев, Севастополь.

5) Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, часть Российской Федерации

6) Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, в них была сосредоточена вся полнота власти в стране. Возглавил оба органа управления – И. В. Сталин.

7) Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:

Репрессии в армии накануне войны

Ошибки и просчёты в отношении сроков начала войны

Военная доктрина, которая предусматривала ведение военных действий только на чужой территории

Опоздание с приведением войск в боевую готовность

Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе

Задание № 11. (эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

Эссе или развернутый ответ.


Похожая информация.


Задание уровня А:

I. Русский император, правивший Россией во время Отечественной войны 1812 года.
А) Павел Первый;

Б) Николай Первый;

В) Александр Первый.

II. Для его царствования были характерны массовые аресты и ссылки дворян, свирепая муштра и палочная дисциплина, резкое усиление цензуры. Он был убит заговорщиками в сговоре, с которыми состоял его старший сын.
А) Петр Третий;

Б) Александр Третий;

В) Николай Второй;

Г) Павел Первый.

III . Укажите годы царствования Александра I:

А) 1803-1823;

Б)1801- 1831;

В) 1801-1825.

IV. Укажите годы царствования Николая I:
А) 1830-1845;

Б) 1805-1835;

В) 1825-1855;

Г) 1825-1865.

V. Когда было совершено первое покушение на Императора Александра II?
А) 1866;

Б) 1876;

В) 1886;

Г) 1856.

VI. Какие события произошли в период правления Александра II?

А) началась Крымская война;

Б) был подписан Парижский мирный договор;

В) гибель А.С.Пушкина;

Г) война с Турцией 1877-1878г.г.;

Д) восстание декабристов;

Е) покорен Кавказ;

Ж) продана Аляска.

VII . В ознаменование победы в Северной войне Сенат и Святейший Синод в октябре 1721 г. присвоили Петру I титул:

  1. Отца Отечества;
  2. Отца Отечества Всероссийского;
  3. Отца Отечества, Императора Всероссийского.

VIII . Утверждение абсолютизма в России связывают с именем монарха:

  1. Ивана VI;
  2. Алексея Михайловича;
  3. Петра I;
  4. Екатерины II;
  5. Николая I.

IX . Смоленская война и «Азовское сидение» произошли в период правления:

  1. Алексея Михайловича;
  2. Михаила Романова;
  3. Федора Алексеевича;
  4. царевны Софьи.

X . Какому из императоров принадлежат данные прозвища: «Никс» и «Незабвенный».

1 . Николай I;

2 . Александр I;

3 . Николай II;

4 .Павел I.

Задание уровня В:

I. О правлении какого русского монарха идет речь в труде русского историка В О. Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении»?

1) Екатерины I;

2) Елизаветы Петровны;

3) Анны Иоанновны;

4) Павла I.

II. Установите соответствие между именами российских императоров и

событиями внешней политики, произошедшими во время их правления.

ИМПЕРАТОРЫ СОБЫТИЯ

A) Александр I 1) начало Крымской войны

Б) Николай I 2) присоединение Финляндии

В) Александр II 3) первый раздел Речи Посполитой

Г) Николай II 4) завоевание Средней Азии

5) участие России в Первой мировой войне

Ш. Установите соответствие между правителями и деятелями культуры:

А) Грибоедов А.С. 1) Николай II

Б) Жуковский В.А. 2) Александр I

В) Новиков Н.И. 3) Николай I

Г) Блок А.А. 4) Екатерина II

IV. Верны ли следующие суждения?

В период «просвещенного абсолютизма»:

А) была введена единообразная сословная судебная система;

Б) произошло восстание под предводительством Е.И. Пугачева.

1) верно только А 3) верно только Б

2) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны

V. Сопоставьте законодательные акты, связанные с отменой крепостного права с именами монархов.

А) «Указ о вольных хлебопашцах» 1) Александр III

Б) Манифест об отмене крепостного права 2) Николай II

В) Манифест об отмене выкупных 3) Александр II

Платежей

Г) Учреждение крестьянского банка 4) Александр I

VI. Определите, кто изображен на портрете:

А)_____________ Б) __________________ В)_______________

_______________ ____________________ ________________

VII. Заполните пробелы:

VIII . Сопоставьте правителя с его фаворитом/ фаворитами:

1) Екатерина I А) Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

2) Петр II Б) Меншиков Александр Данилович

3) Михаил Федорович В) Долгоруков Иван Алексеевич

4) Алексей Михайловича Г) Борис Иванович Морозов

  1. Сопоставьте имена императоров с их народными характеристиками (прозвища):

А) Тишайший 1. Николай I

Б) Миротворец 2. Михаил Федорович

В) Освободитель 3.Александр III

Г) Палыч 4. Александр II

X. Сопоставьте императоров с университетами, основанными в период их правления

А) Николай I 1) Томский университет

Б) Александр I 2) Казанский университет

В) Александр II 3) Московский университет

Г) Елизавета Петровна 4) Императорский Университет в Киеве

Задания уровня С.

Необходимо определить о каком императоре идет речь:

I. Открыла Воспитательный дом для детей-сирот. Ввела обязательные прививки против оспы.
Внешняя политика осуществлялась успешно. Сочиняла комедии, оперы и сказки для детей. Вела переписку с видными мыслителями Запада. Заботилась о просвещении.
Трудолюбива, отличалась веротерпимостью, свято соблюдала православные обычаи. «У каждого крестьянина в супе курица, у некоторых индейка», - объявила царица к сведению Европы после путешествия по Волге.
Тщеславие ей было чуждо. Когда представителями сословий было решено присвоить ей титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества», императрица ответила: «Великая ли я, решит потомство... любить мой народ и быть его матерью - обязанность моя».
Оценки
Г. Р. Державин , поэт и государственный деятель:

Ты здраво о заслугах мыслишь,
Достойно воздаешь ты честь.

А. П. Сумароков , писатель: «Петр дал нам бытие, .... - душу».
С. Г. Пушкарев , историк: «За весь XVIII в. в России было издано около 9500 книг, из них около 85% приходится на.... царствование ...»

II. При ней была отменена смертная казнь, на основе ее указа помещики получили право ссылать крепостных крестьян на поселение в Сибирь за «предерзостное состояние».
Другая императрица писала о ней: "Поистине нельзя было... не поразиться ее красотой и величественной осанкой".
После смерти оставила 15 тыс. новых платьев. Однажды, неудачно покрасив волосы, она была вынуждена сбрить их. Придворные дамы об этом не знать не могли. Тогда царица издала специальный указ, предписывавший всем придворным дамам обрить головы и надеть парики.

Ответ:_________________________

III. Его прадед - муж дочери Петра I. Дед - Петр III. Запрещал отдавать крестьян на заводы, продавать их с публичного торга с раздроблением семей, дарить или платить ими частные долги. Юридически определил нормы наказания крестьян помещиками.
В его правление разработана национальная идея, основанная на православии, самодержавии, народности.
При нем М. Е. Салтыков - Щедрин отправлен в Вятку на службу, Ю. Ф- Самарин - в крепость, 20 петрашевцев, в том числе Ф. М. Достоевский, приговариваются к расстрелу (заменен каторжными работами).
Промышленное производство за годы его правления удвоилось.
Узнав о революции в одной из европейских стран, царь произнес: «Седлайте коней, господа, во Франции объявлена республика...»
Женат на дочери прусского короля Фридриха Вильгельма принцессе Шарлотте.
Глубоко религиозен, любимым развлечением был театр.
Умер то ли от болезни, то ли от самоотравления.
Оценки

А. С. Пушкин, поэт:
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

А Валуев - государственный деятель : "Cверху блеск, внизу гниль"

Б.Н. Чичерин , историк : "Из всех европейских государств одна Россия осталась при старых порядках... Все сверху донизу трепетало перед властью... О свободе слова не было и речи" .
Виктория, королева Великобритании: "Ум его не обработан, воспитание небрежно".

Ответ:______________________

IV. Имел троих сыновей, из которых двое стали императорами, и восемь дочерей. Фаворитками были Е. Нелидова и А. Лопухина.
Ограничил барщину тремя днями в неделю, установил воскресный отдых для крестьян, офицеры получили право подавать в суд на старших командиров.
Запретил носить фраки, круглые шляпы и высокие сапоги.
Провозгласил себя гроссмейстером Мальтийского ордена.
Объявил войну Франции, заключил против нее договор и союз с Турцией. Отправил 40 полков донских казаков для завоевания Индии.
Однажды встретив офицера в шубе и идущего за ним солдата с офицерской саблей на руках, он произвел последнего в офицеры, а офицера разжаловал в солдаты.
Оценки
Н. М. Карамзин , историк : " ... начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти".
М. Н. Покровский , историк: "Его парадомания и мундиромания были производными качествами его любви к регламентации и порядку вообще".

Ответ:______________________

V. Был четырнадцатым ребенком в семье. Сам имел 12, но в живых остались двое.
В свое царствование вдвое увеличил доходы. Впервые создал систему светских школ. Церковнославянский шрифт заменил на гражданский.За неделю до смерти подписал указ о создании русской Академии наук.
Увидев гробницу Ришелье, царь воскликнул: «Великий человек, я отдал бы половину своей страны, лишь бы научиться у тебя управлять другою».
Нижеприведенные слова также принадлежат царю:
«Славу королям создают их министры».
«Наши монахи зажирели. Врата к небесам - вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю хлебом и водою, а не стерлядями и вином».
Как-то произнес тост: «Да здравствует тот, кто любит Бога, меня и Отечество».
Отзывы
П. Н. Милюков , историк и государственный деятель: «...Ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы».
Н. А. Бердяев, философ : «Он... был большевик на троне».
Г. П. Федотов, философ : «Не будет преувеличением сказать, что весь духовный опыт децентрализации России, предпринятой Лениным, бледнеет перед делом.... . Далеко щенкам до льва».

Ответ:____________________

VI. Ему принадлежат слова: "Благосостояние государства не игранет никакой роли в управлении делами. Существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот - навыворот... Выбор исполнителей основан на фаворитизме... Хлебопашец обижен, торговля стиснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России...". В его правление к России были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бессарабия, Азербайджан, герцогство Варшавское.

Осуществлял попытки проведения либеральных реформ. Им увлекались женщины . В отношениях с ними он был безупречным рыцарем.

Это о нем написал поэт:

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда...

Оценки и мнения:

. Наполеон Бонапарт , император Франции: "Это истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нем думают". Н.А. Бердяев, философ: "... был царь - интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости враг самодержавия и крепостного права, но человек раздвоенный и не сильный...". А.И. Герцен, писатель и философ называл... "коронованным Гамлетом".

Ответ:________________________________

VII. Не раз жалел что «родился великим князем ».
Владел французским, немецким, английским и польским языками.
Реформатор.
В семейной жизни неустойчив. Имел жену и восемь детей по - настоящему любил другую женщину, родившую от него трех детей. Через полтора месяца после смерти жены царь
обвенчался с княжной Е. Долгорукой .

Оценки и мнения:
А И. Герцен, писатель и философ: "Мы приветствуем его именем Освободителя».
Я. А. Кропоткин, теоретик анархизма: «Он не трус и спокойно пошел бы на медведя лицом к лицу...»
Маркиз де Кюстин, французский писатель: «Это в полном смысле государь... Он - прекраснейший образец государя, из всех когда-либо мною виденных».

Ответ:______________________

VIII . До 5 лет жил в женском тереме. К 10 годам хорошо знал чин богослужения, пел на клиросе. В 16 лет стал царем.
В его царствование произошло воссоединение Украины с Россией.
Однажды приказал не пускать в Россию послов О. Кромвеля, заявив: «Что когда они своему Королю осмелились голову отсечь, чего нигде на свете не слыхано, то Царь Русский никакого сообщения с ними иметь не хочет» .
Как-то иностранный офицер на русской службе предложил ввести смертную казнь за бегство с поля боя; царь отказался от такого шага.

В его царствование произошли крупные восстания , которые были подавлены.
Любил потешиться соколиной охотой и купанием в проруби тех, не поспевал к царскому смотру.

Прожил 47 лет.

Оценки :

Н.И. Костомаров , . историк: «.... однажды собственноручно оттаскал за бороду своего тестя Милославского...».

С.М. Соловьев , историк: "любимым развлечением царя была соколиная охота".

В.О. Ключевский , историк: "В церкви он стоял иногда часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а иные дни и по полторы тысячи».
Т. Карлейлъ, английский историк: «Подданные... чтят его почти наравне с Богом».

Ответ:___________________________________

IX. На престол избран . По избранию гетман литовский сказал: "Ну, мы раздражили Москву; как бы она, поправившись, не заплатила нам и не забрала своего с лихвою".
Были примирены враждующие группировки, отражены интервенты, возвращены некоторые исконно русские земли, налажена в стране хозяйственная жизнь.
Введена новая государственная печать. В ней к титулу царя было добавлено слово: "самодержец", а над головами двуглавого орла появились короны.
Отменена смертная казнь (заливание в горло расплавленного металла) фальшивомонетчикам. Теперь таковым ставили на шее клеймо «вор» и заковывали в цепи.
Издан указ, запрещающий употребление табака. Основан г. Красноярск. За время правления русские земли выросли вдвое.
Композитор М. И. Глинка написал оперу, получившую название: "Жизнь за царя", посвященную описываемой личности.
Оценки:
С. М. Соловьев , историк: "...Личность царя... как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя произвела на народ самое выгодное дли верховной власти впечатление".
В. О. Ключевский , историк : "Сам по себе..... 16-летний мальчик, ничем не выдававшийся, мог иметь мало видов на престол, и, однако, на нем сошлись та кие враждебные друг другу силы, как дворянство и казачество".

Ответ:________________________

X . В 1787 г. Екатерина II пожелала осмотреть свои новые владения в Крыму и Новороссии. Она с удовольствием отмечала густую населённость только что покорённого края. Это путешествие императрицы стало моментом наивысшего торжества знатного вельможи.

1. Назовите имя и фамилию знаменитого вельможи.

2. Укажите, какое известное выражение используется в русском языке, обозначающее всякое стремление создать впечатление благополучия там, где его нет.

_____________________________________________________________________________

Ключи к олимпиадным заданиям:

Уровень А: I.В; II.Г; III.В; IV.В; V.А; VI.Б,Г,Ж,Е. VII.3. VIII. 4. IX. 2. X. 1.

Уровень В: I.-3; II.А-2,Б-1, В-4,Г-5. III. А-2; Б-3; В-4; Г-1. IV.-2. V. A-4; Б-3; В-2; Г-1. VI. Александр I; Александр III; Николай I.

VII.

VIII. 1-Б; 2-В; 3-Г; 4-Г,А. IX. А-2; Б-3; В-4; Г-1. X. А-4; Б-2; В-1; Г-3.

Уровень С: I. Екатерина II. II. Елизавета Петровна. IIII. Николай I. IV. Павел I. V. Петр I. VI. Александр Первый . VII. Александр Второй . VIII . Алексей Михайлович . IX. Михаил Федорович. X. Потемкин Григорий Александрович; «Потемкинские деревни».