Центральные банки выполняют. Функции центрального банка. Центральный - это орган проведения денежно-кредитной политики

Официальная версия

Центральный Банк России относится к банкам первого уровня и он служит главным банком РФ. Это основной эмиссионный орган и денежно-кредитный институт страны. Он исполняет роль центрального координирующего и управляющего органа кредитной системы РФ. ЦБ контролирует другие банки, имеет право на выдачу и изъятие лицензий у банков в России.

Центробанк был образован в 1990 году и является правовым преемником Государственного Банка СССР.

Задачи Центробанка России

Основными целями Центробанка РФ считаются: защита и гарантия устойчивости рубля, обеспечение беспрерывной и эффективной работы платежной системы, развитие банковской системы России.

Следуя из целей, на Центробанке РФ лежит несколько задач:

  1. Он должен быть эмиссионным центром РФ, то есть обладать монопольным правом выпуска денег (что подтверждает ст.75 Конституции РФ);
  2. Он должен являться правительственным банком, то есть выполнять правительственные расчетные операции, предоставлять ему кредиты, поддерживать экономические программы государства. А также Центробанк РФ должен хранить золотовалютные резервы (ЗВР) страны;
  3. Он должен быть главным расчетным центром государства, то есть быть посредником при безналичных расчетах между другими банками РФ;
  4. Он должен быть «банком для банков», а значит, работать не с посторонними клиентами, а главным образом с банками РФ. Взаимодействие их характеризуется тем, что Центробанк РФ хранит резервы других банков (в установленном законом размере), осуществлять контроль над деятельностью других банков на территории страны выдавать им кредиты;
  5. Он должен заниматься регулированием экономики кредитно-денежными методами. Центробанк РФ может выдавать правительству кредиты на погашение дефицита в государственном бюджете, однако не может финансировать кредиты для погашения дефицитов внебюджетных государственных фондов и бюджетов российских субъектов.

Получение прибыли не относится к главной цели Центробанка РФ.

Кто является председателем (главой) ЦБ РФ

Согласно ст.83 Конституции РФ президент России предлагает Государственной Думе кандидата для выбора на должность председателя Центробанка РФ. Президент также может поставить перед Государственной Думой вопрос о снятии главы Центробанка РФ с занимаемого поста.

С 2013 года Эльвира Набиуллина служит главой Центробанка РФ.

Кому подчиняется ЦБ РФ и почему Центробанк не принадлежит России

ЦБ РФ дан особый конституционно-правовой статус. Его функции и полномочия и статус устанавливаются федеральным законом № 86-ФЗ. Юридически ЦБ РФ это негосударственный орган, т. е. не является собственностью государства, и его сотрудники не являются государственными служащими, статус ЦБ РФ определен как юридическое лицо. Но фактически, по своим полномочиям и целям относится к государственным органам, так как осуществление его функций предусматривает меры государственного принуждения.

Кому принадлежит Банк России?

Уставной капитал и все имущество Центробанка относятся к федеральной собственности, в то же время ЗВР и своим имуществом Центробанк распоряжается самостоятельно. Центробанк РФ не расчитывается по обязательствам России, в равной степени, как и Россия не платит по долгам Центробанка, если иное не предусматривается законом. Трактовать это можно так: государство может обанкротиться, даже при наличии запаса ЗВР хранящегося в ЦБ РФ.

Фактически правительство зависит от ЦБ России. Центробанк финансово независим от государства. Он сам покрывает свои расходы доходами. До 2014 года Центробанк РФ перечислял в бюджет РФ половину своих доходов после уплаты всех налогов и сборов. Осенью 2014 года Владимиром Путиным был подписан закон, который обязал перечислять в федеральный бюджет уже 75% доходов Центробанка. В этом году Центробанк обязали отдавать 15% доходов Внешэкономбанку.

Кто управляет Центробанком России

Согласно статьи № 15-ФЗ о «Центральном Банке РФ» структура управления ЦБ РФ состоит из главы и членов совета директоров в количестве 14 человек. Члены Совета избираются Государственной думой по предложению председателя Центробанка в согласовании с президентом РФ. Совет директоров избирается на пять лет и работает на регулярной основе.

Почему рубль не принадлежит России?

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - главный банк первого уровня, от которого зависит вся экономика страны. Именно этот банк занимается выпуском рубля, именно этот банк устанавливает кредитную ставку и курсы иностранных валют по отношению к рублю, именно этот банк контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, именно этот банк хранит золотовалютные резервы страны и многими другими полномочиями и функциями наделён центральный банк РФ.

Оказывается, Центробанк России осуществляет эмиссию денег независимо от государства, что прописано в конституции Российской Федерации:

Статья 75 пункты 1, 2

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Здесь мы подробно рассмотрим Федеральный закон «О центральном банке российской федерации (Банке России)» , взятый с официального сайта Центрального Банка www.cbr.ru. Изучив данный закон, мы увидим, что Центробанк России не просто действует независимо от государства, он в целом неподконтролен государству и ни за что не отвечает. Это звучит невероятно, но это действительно так. И в этом Вы сейчас убедитесь.

Поскольку разбор закона достаточно громоздкий, то помимо текстовой версии, можете ознакомиться с видеоверсией анализа закона о ЦБ от Артёма Войтенкова, который достаточно интересно с примерами объясняет, что означает та или иная статья.

Какую версию анализа изучать,– текстовую или видео – решайте сами, как Вам будет удобнее.

Итак, проанализировав федеральный закон о ЦБ, Вы узнаете, что:

  1. Центральный Банк является юридическим лицом независимым от государства ;
  2. Исключительным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения обладает только Центральный банк РФ ;
  3. Без разрешения Банка России государство не может распоряжаться имуществом и уж тем более золотовалютными резервами страны;
  4. Государство не отвечает по обязательствам Банка России , а Банк России — по обязательствам государства;
  5. Взаимоотношение валют регулирует Центробанк Российской Федерации независимо от правительства РФ;
  6. Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды , суды иностранных государств и третейские суды;
  7. Банк России в финансовой сфере может давать указания, положения и инструкции , что нужно делать, как государственным органам управления, так и юридическим и физическим лицам, и каждый должен их беспрекословно выполнять;
  8. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации , зато разрешается кредитовать экономики других стран;
  9. Банк России совершенно не обязан выполнять распоряжения президента , государственной думы, Министерства финансов и любых других органов государственного управления.
  10. Председателя Банка России практически невозможно уволить , пока его срок полномочий не истёк, даже если он плохо выполняет свою работу или попросту отказывается выполнять распоряжения правительства.
  11. МВФ (Международный Валютный Фонд) – единственная структура, чьи указания должен выполнять Центральный банк.

А теперь давайте приступим непосредственно к изучению самих статей закона о ЦБ, чтобы убедиться в том, что все вышеперечисленные тезисы являются правдой.

«Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва.»

В данной статье обозначено, что Центральный Банк осуществляет не только денежную эмиссию, что прописано в конституции РФ (Статья 75 пункты 1 и 2), но и все остальные функции и полномочия независимо от других органов государственной власти. Более того Центральный Банк является частным юридическим лицом, т.е. это далеко не государственный банк. Несмотря на то, что «Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации », на российских деньгах изображён герб временного правительства 1917-го года, что ещё раз напоминает нам об отсутствии национальной принадлежности Центрального банка.


На российских рублях нарисован не российский герб, а герб временного правительства 1917 года.

«Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.»

Это означает, что государству принадлежит имущество (здание, столы, оборудование и т.д.) и уставной капитал Банка России, но без разрешения Банка России, который является частным юридическим лицом, государство не может распоряжаться имуществом и уж тем более золотовалютными резервами страны, о чём нам говорит следующая часть статьи: «Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.». Далее становится ещё интереснее. Утверждается, что «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства», т.е. ещё раз подчёркивается, что Банк России и государство независимы друг от друга, и никто ни за кого не отвечает.

«Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:»

Рассмотрим лишь некоторые пункты статьи 4.

«1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;»

Опять же таки уточняется, что Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, а, не строго выполняя распоряжения правительства.

«2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;»

Монопольно – значит, исключительным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения обладает только Центральный банк РФ. И это же у нас записано в конституции РФ (Статья 75 пункт 1).

«7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;»

Золотовалютные резервы являются государственной собственностью, но распоряжается ими может только юридическое лицо – Центробанк РФ, который не отвечает по обязательствам и не подчиняется правительству Российской Федерации.

«12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;»

Взаимоотношение валют регулирует опять же таки Центробанк Российской Федерации независимо от правительства РФ.

«Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.»

Получается, что Банк России, если ему что-то не нравится, может в любой момент обратиться «за защитой своих интересов» (и необязательно, что это будут интересы российского народа и государства) в международный суд. Международный суд по законодательству (Статья 15 пункт 4) имеет приоритет над российским судом. Таким образом, если интересы Центрального Банка и международных организаций совпадают, но они не совпадают с интересами России, то Центральный Банк будет, ожидаемо, всегда выигрывать все суды. Это означает только одно, что посредством международного права осуществляется контроль российской экономики.

«Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.
….»

Здесь представлена лишь часть статьи 7, но её достаточно, чтобы понять суть сказанного. Статья 7 федерального закона о ЦБ говорит о том, что Банк России в финансовой сфере может давать указания, положения и инструкции, что нужно делать, как государственным органам управления, так и юридическим и физическим лицам, и каждый должен их беспрекословно выполнять. Т.е. ещё раз подчёркивается, что в финансовой сфере главнокомандующим является Банк России, а не правительство РФ.

«Статья 21.
….
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
…»

Очень интересный отрывок статьи, который показывает взаимоотношение Банка России и правительства Российской Федерации. Напоминает договор между двумя странами, которые «информируют друг друга о предполагаемых действиях», «координируют свою политику» и «проводят регулярные взаимные консультации». Также выясняется, что Банк России не относится к Министерству финансов, а он его только консультирует.

«Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.»

Очень часто можно встретить такое мнение, что если центральный банк отделён от государства, то это в порядке нормы – так везде принято. Тут же в пример нам приводят США, где федеральная резервная система также действует независимо от государства. Однако в любой цивилизованной стране мира, в том числе и США, центральный банк имеет право кредитовать экономику собственный страны. Статья 22 федерального закона о ЦБ показывает нам, что, если у российского государства не хватает денег, то оно не может взять кредит у Центрального Банка, как это делают, например, США у своей системы ФРС, но в то же время Банку России разрешается кредитовать экономики других стран, чем он активно и занимается.

«Статья 23. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами.

Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.»

Несмотря на то, что Центральный Банк независим от государства и не отвечает по обязательствам государства, все «Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России». Также статья 23 сообщает нам о том, что если Правительство Российской Федерации хочет провести какую-то операцию в финансовой сфере, то оно отдаёт распоряжение Министерству финансов Российской Федерации, Министерство финансов в свою очередь должно заключить договор с Банком России, и только в том случае, если Банк России согласится заключить соглашение, операция может быть осуществлена. Таким образом, мы видим, что Банк России не только освобождён от выполнения распоряжений правительства, что прописано в 1-ой статье закона о ЦБ, но и совершенно не обязан подчиняться Министерству финансов, т.к. в законе чётко прописано, что «Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения», а не действуют по системе «руководитель-подчиненный».

Глава III. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ

Последняя надежда на обнаружение «государственности» нашего ЦБ – посмотреть порядок формирования органов его управления. Глава III так и называется: «Органы управления Банка России».

«Статья 14.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
…»

Из данной статьи мы видим, что председателя Банка России назначает не президент, а государственная Дума. Президент всего лишь предлагает свою кандидатуру, но не факт, что дума её примет. Более того, только государственная Дума может снять с должности председателя Банка России и только «по представлению Президента Российской Федерации». Закон написан так хитро, что возможность уволить председателя Банка России со своего поста для президента и Думы практически невозможно. Чтобы в этом убедиться, нужно прочитать, в каких случаях председатель Банка России может быть освобожден от должности.

Читаем продолжение статьи 14:

«…
Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

истечения срока полномочий;

невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
подачи личного заявления об отставке;

совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России;

непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу.»

Получается, если председатель ЦБ здоров, его полномочия еще не истекли, уходить сам не собирается, закон не нарушает, соблюдает федеральное законодательство (то есть не дает кредиты своей стране), не скрывает сведения о своих доходах – то снять председателя Банка России с должности нельзя.

«Статья 15.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий — Председателем Банка России;

до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий — Государственной Думой по представлению Председателя Банка России;
…»

Это означает, что досрочно уволить некомпетентного банкира, состоящего в Совете директоров, может только председатель ЦБ. Ведь для досрочного увольнения члена Совета директоров ЦБ нужно представление председателя банка. Сама Госдума не может уволить банкира, если председатель ЦБ этого не хочет.

Таким образом, изучив федеральный закон о ЦБ, мы можем смело сделать вывод, что Банк России и российский рубль не принадлежит государству. Но, если ЦБ не принадлежит и не подчиняется государству, то кто же является его хозяином? По чьим правилам Банк России играет?

Как известно, Россия является членом МВФ. Соответственно Россия заключила соглашение с МВФ, которое должно безоговорочно выполняться. В законе о ЦБ так и написано:

«Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

….
182) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
….»

Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме «currency board». Это нужно потому, что любая страна – член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться. Без этого не берут в МВФ. А в итоге денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей. То есть вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от экспорта природных ресурсов. [Данный абзац взят из книги «Национализация рубля. Путь к свободе России» .]

Но как же так получилось, что главный связующий центр экономики страны неподконтролен государству? Отделение центрального банка от России произошло 2 декабря 1990 года, когда Борис Ельцин подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1). 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Вот так под демократические лозунги Россия собственными руками лишила себя экономического суверенитета.

Справка о принятии Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» . Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года . За принятие конституции проголосовало 58,43 % , против - 41,57 % . Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года .

Общая оценка материала: 4.9

Центральный банк Российской Федерации (сокращенно ЦБ, или Банк России, или Центробанк) – это главный банк страны, который отвечает за безопасность и устойчивость рубля по отношению к другим валютам мира, развитие и укрепление банковской системы, надзор за деятельностью других банков, выдачу и отзыв лицензий.

Центральный банк – единственный банк в стране, который занимается эмиссией денег, то есть производством и выпуском наличных денежных средств (чеканка монет и печать банкнот), а также заменой старых купюр на новые.

ЦБ РФ – это не привычный нам всем банк, такой же как, например, Сбербанк или Альфа-Банк. Он, единственный в своем роде, и стоит над всеми банками. Схематично это выглядит так:

В Центробанк нельзя прийти за потребительским кредитом человеку с улицы, он не работает с физическими лицами, но работает с коммерческими банками, а именно осуществляет контроль и надзор, чтобы банкиры вели свою деятельность честно. В деятельность самих банков ЦБ не лезет, а вот лишить лицензии может или, наоборот, может помочь банку, если у него возникли временные трудности, например, дать кредит или взять банк на .

История возникновения Центрального банка РФ

Чтобы понять, что это за организация – ЦБ, стоит обратиться к истории. В СССР главным финансовым учреждением был Государственный банк. После распада Союза функции Госбанка перешли к ЦБ РФ, разве что главный банк страны перестал быть государственным учреждением. А превратился в независимое юридическое лицо. Государственный банк в СССР, можно сказать, подчинялся Совету министров. Ведь именно он назначал и снимал руководителей. А главное – Совмин подсчитывал, сколько денег нужно государству. То есть государство через свой банк само решало, сколько нужно денег, а банк уже их печатал в необходимом количестве.

Сегодняшнее главное банковское учреждение страны не подчиняется, а скорее взаимодействует с тем же государством. Ибо о своей деятельности ЦБ отчитывается Госдуме. В государственной собственности – уставный капитал, все остальные активы ЦБ. О своей деятельности ЦБ ежегодно отправляет в Госдуму отчеты – об убытках, доходах. Кроме того, эти отчеты должны быть опубликованы в СМИ. А еще Центробанк часть полученной им прибыли по закону обязан отдавать в бюджет. Так что о полной независимости ЦБ от государства, особенно что касается его деятельности в целях зарабатывания прибыли, все-таки приходится говорить условно.

Где зарегистрирован Банк России и кому принадлежит

ЦБ является юридическим лицом, зарегистрированным в Москве, там же находятся центральные органы, отвечающие за управление и надлежащее функционирование главного банка страны.

Уставный капитал ЦБ РФ составляет 3 млрд. рублей. Уставный капитал, как и прочее имущество банка является федеральной собственностью. Юридический статус подразумевает, что банк сам обеспечивает свою работу. 75% доходов он перечисляет в федеральный бюджет.

Получается, как любое физическое лицо может организовать ООО или ОАО и заниматься коммерческой деятельностью, так и правительство создало юридическое лицо, которое занимается определенной деятельностью, нельзя сказать, что коммерческой, так как это не совсем правильно. Все таки основная задача Центробанка – это защита и обеспечение устойчивости рубля, а также контроль за банковской деятельностью в стране, ее надлежащее функционирование. Получаемый доход – это побочный эффект от этой деятельности, который перечисляется основному владельцу, то есть государству.

Но при этом по бумагам – это не государственный орган. Это значит, что Центральный банк не отвечает за деятельность государства. Если государство , а на балансе ЦБ будут находится существенные золотовалютные запасы или запасы валюты, то это не значит, что ЦБ должен погашать этими средствами долг государства. Также и государство не отвечает по обязательствам Центрального банка.

Функции Центробанка России

А вот деньгами в стране главное банковское учреждение государства по-прежнему командует с тем лишь различием, что напечатать столько денег, сколько нужно стране, ЦБ не может. Сей факт объясняется тем, что ЦБ подчиняется правилам Международного валютного фонда, членом которого Россия стала в 1992 году.

Сделано это было с целью доступа к валютным кредитам и вызвано было экономическим, финансовым, системным кризисом в стране. В то время финансовая помощь России нужна была как никогда. Валютные кредиты для стабилизации экономики, интервенции для уменьшения курса доллара Россия стала получать, но в то же время Центральный банк потерял право самостоятельно кредитовать экономику страны, но может участвовать в кредитовании других стран. Таковы правила МВФ, члены которого обязаны их соблюдать.

Первый кредит был открыт в августе 1992 года на сумму около миллиарда долларов, целью которого было удержание дефицита государственного бюджета и темпа инфляции. Неподчинение правилам МВФ означает исключение России из его членов, а значит, и автоматический отказ в доступе к кредитным средствам МВФ. А гарантии, что они больше не понадобятся, дать никто не может.

Так что ЦБ играет по правилам МВФ и может напечатать лишь столько рублей, сколько долларов смогли выручить, продав за них нефть, газ и прочее, что котируется на внешнем рынке. Увы, крепко привязаны мы сейчас к доллару.

Так что одна из задач Центробанка – эмиссия (проще – выпуск) наличности, а в связи с этим организация обращения наличной денежной массы в стране.

Исполняет ЦБ и другие функции. Все они названы в соответствующих документах, регламентирующих деятельность главного банка государства. Посмотреть эти документы можно по ссылкам ниже:

В соответствии с законодательными актами эти цели заключаются в следующем:

  • в защите национальной валюты России от курсовых колебаний, с чем Центральный банк, к сожалению, не всегда успешно справляется. Хотя этому есть и определенные объяснения. В первую очередь – падение цен на нефть – главный продукт, за который Россия выручает на мировом рынке доллары.

Связано это и с тем, что не уменьшают размеры добываемой нефти страны арабского мира, и с тем, что активно пошла добыча сланцевой нефти в США. Немалую роль в росте курса доллара сыграли антироссийские санкции. Крупному бизнесу, чья продукция впоследствии успешно реализовывалась в том числе и за доллары, европейские банки из-за санкций отказывают в долговременных кредитах.

Еще одна причина вытекает из предыдущей. Спрос на валюту подтолкнул рост ее цены. Провоцируют рост доллара и другие причины – спекулятивные операции (купить дешевле – продать дороже), сам по себе рост мирового курса доллара;

  • разработке, а потом и реализации кредитной политики РФ, главные постулаты которой – снижение уровня инфляции, доступность банковских кредитов предприятиям реального сектора экономики, стабилизация банковских структур, увеличение их на международном уровне, их возможность долговременно кредитовать предприятия российской экономики. Ведь, как известно, большие проекты реализуются в основном лишь на кредитных деньгах;
  • установке правил, согласно которым осуществляются банковские операции;
  • разработке мер, а затем их реализации по развитию всей банковской системы, ее модернизации;
  • обеспечении мер по функционированию платежных механизмов.

И вышеперечисленное – только некоторые из тех задач, что решает главное банковское учреждение страны. Есть и множество других. Например:

  • Центробанк выдает разрешение на регистрацию того или иного негосударственного пенсионного фонда, оценивая его возможности;
  • выплачивает долги клиентам обанкротившихся банков, если тот или иной банк не состоял в системе обязательного страхования вкладов;
  • устанавливает отраслевые стандарты бухгалтерских планов счетов.

Есть и еще, на которых остановимся подробнее, ибо именно эти задачи, выполняемые ЦБ, волнуют рядового жителя страны больше всего, так как бывает, что решение Центробанка касается человека лично.

Выдает и отзывает лицензии

Например, то, что ЦБ:

  • выдает лицензии банковским, другим кредитным организациям;
  • запрещает вести деятельность банкам, что выражается в отзыве лицензий.

С момента назначения главой Центробанка Эльвиры Набиуллиной лицензий на право вести банковскую деятельность лишилось более 100 банковских учреждений. Вызвано это как раз задачей стабилизации банковских структур.

Многие из тех банков, у которых ЦБ отозвал лицензию, проводили сомнительные операции, реализовывали рискованные принципы кредитной политики, например безмерно выдавая кредиты. Страдают же от такой чрезмерной любви к выдаче кредитов вкладчики банков, в том числе и физические лица. И однозначно – организации, у которых был счет в банке и которые через него проводили все свои финансовые операции.

Пример сомнительных операций банковских структур

Основания, по которым у банка могут отозвать лицензию, оговорены законодательно. Это могут быть ситуации, когда:

  • кредитный капитал на 2% меньше положенного;
  • собственные средства банка ниже уставного капитала;
  • банк не может самостоятельно в течение 2 недель рассчитаться со всеми кредиторами, тем же ЦБ, у которого коммерческий банк берет деньги взаймы;
  • банк самовольно сокращает уставный капитал, который становится ниже размера находящихся в распоряжении средств.

Есть и менее серьезные нарушения, допустив которые банк может лишиться лицензии.

Определяет ставку рефинансирования

Есть и еще один вопрос, который решает Центральный банк и который в немалой степени волнует тех обывателей, кто пользуется кредитными продуктами от коммерческих банковских структур, – это .

Также есть и другой термин – ключевая ставка. Выражается в процентах. Именно под эти проценты коммерческие банки берут у ЦБ деньги взаймы. И уже по своей процентной ставке, соответственно, более высокой, чем та, по которой получили, кредитуют организации, предпринимателей, рядовых жителей.

Получается – выше ставка рефинансирования – больше проценты, которые придется платить в коммерческих банках кредитующимся. И в Сбербанке тоже – даже не смотря на то, что многие далекие от финансовой сферы люди по-прежнему считают его государственным. Это не так. Да даже если бы и было так, не забываем, что ЦБ – это не государственная структура, от государства учреждение никак не зависит и этому самому государству ЦБ также дает, так сказать, взаймы, хотя и является акционером Сбербанка. Более 50 процентов акций Сбербанка принадлежат именно Центральному банку.

От чего зависит ставка рефинансирования? Главным образом от уровня инфляции в стране, то есть наличия денежной массы у населения, соответственно его покупательской способности. Увеличивая или снижая ставку рефинансирования, ЦБ регулирует уровень инфляции, пытаясь держать ее в узде.

При низкой ставке увеличивается покупательская способность, в результате – цены начинают расти. Покупают много – значит, производители выпускают больше продукции и поднимают цены. Для выпуска большего количества продукции у них есть возможности – ведь получить в комбанке деньги удается под меньший, более выгодный процент.

Больше средств и у населения на руках, в том числе благодаря доступным кредитным деньгам. Снижение ставки рефинансирования до какого-то момента стимулирует экономику. Почему до определенного момента? Да потому, что снижение ключевой ставки начинает способствовать росту инфляции – процессу, когда деньги обесцениваются.

И Центробанк повышает ставку. Становятся дороже кредиты, брать их физическим, юридическим лицам уже невыгодно. Со временем уменьшается количество наличности на руках у рядового населения, снижается постепенно покупательский спрос, производители выпускают меньше продукции, замедляется рост цен. А значит и рост инфляции.

Определяет курс валюты

Есть и еще одна функция, которую исполняет ЦБ и результат исполнения которой в немалой степени волнует тех россиян, кому приходится менять рубли на валюту, – это определение курса валюты.

Курс доллара Центробанк не с потолка берет. Этот курс определяется с учетом данных торгов валюты на межбанковском валютном рынке. Сегодня произошли торги, завтра этот курс в России. Так что курс доллара и других валют у нас сегодня плавающий. А возвращение к строго установленному, явно заниженному курсу, за что иногда ратуют некоторые обыватели, приведет к той ситуации, что была в СССР.

Тогда официально установленная цена доллара, особенно в последние годы существования Союза, не превышала одного рубля. Только вот купить по такой цене доллары было нельзя. Их не было в свободной продаже. У спекулянтов доллар продавался и до 4 рублей за один зеленый. И операции с валютой были уголовно наказуемыми.

Повышение курса доллара, как правило, сказывается на росте цен на внутреннем рынке, в том числе и на товары народного потребления. Ведь оборудование, на котором эти товары производятся, ингредиенты – все в большинстве случаев импортного производства и закупается на валюту.

Структура управления Центробанка

Выполнение возложенных на ЦБ функций и задач не было бы возможным без четкой структурной организации Центрального банка, согласования его деятельности с интересами субъектов госрегулирования хозяйства на всех уровнях – начиная от взаимодействия с правительством страны и заканчивая правительствами регионов.

Для решения задач в регионах ЦБ имеет представительства во всех субъектах. Соответственно, подразделения ЦБ, расположенные в субъектах РФ, подчиняются центральному офису.

Главный орган – Национальный финансовый совет. Состоит из 12 членов, то есть он – коллегиальный орган. В его состав входят представители от Совета Федерации (два человека из Совета Федерации), Госдумы (три человека из депутатов), Правительства РФ (три человека). Назначаются в состав совета лица и Президентом РФ – тоже трое. Председатель ЦБ – член НФС.

Высшая исполнительная структура Центробанка – совет директоров. Он определяет вектор деятельности ЦБ, ставит цели, ориентиры работы. В совете директоров, кроме председателя, еще 14 членов. Работают они на постоянной основе. Совет директоров также формируется под бдительным оком Госдумы и президента. Совет директоров собирается раз в месяц. И именно он решает вопросы:

  • касательно эмиссии рубля;
  • устанавливает нормативы для коммерческих банков;
  • лимиты рыночных операций;
  • процентные ставки;
  • лимиты текущих кредитов;
  • формирует перечень ценных бумаг, куда входят и векселя, используемые для обеспечения займов ЦБ.

Совет директоров исполняет надзорные, контрольные функции, то есть он осуществляет надзор и руководство за нижестоящими структурами.

Совет директоров Центрального Банка РФ

  • центральный аппарат ЦБ;
  • территориальные подразделения;
  • РКЦ – расшифровывает как расчетно-кассовые центры;
  • военные подразделения Центробанка.

Главная задача всех перечисленных структур Центрального банка ‒ реализация определенных мер для осуществления федеральном уровне финансовой политики, принятой банком.

Кто является председателем

С 2013 года председатель Банка России с 2013 года – Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Она первая женщина, которая заняла такой важный пост в Центральном банке из всех стран Большой восьмерки. По закону назначает главу банка Госдума по представлению президента.

Срок назначения – 5 лет. Человек не может назначаться на должность председателя Центробанка более трех раз подряд.

В некоторых случаях допускается снятие председателя ЦБ с должности. Это может быть в ситуациях, когда:

  • срок, на который был назначен председатель, истек;
  • состояние здоровья не позволяет в полной мере исполнять служебные обязанности. Подтверждение состояния здоровья должно быть документальным – справками с заключением комиссии врачей;
  • по собственному желанию председатель подает заявление об отставке;
  • за доказанное совершение уголовного преступления судом вынесено обвинительное заключение в отношении председателя;
  • глава ЦБ нарушает законодательство, регулирующее деятельность банка;
  • когда выявлено, что председатель или даже члены его семьи хранят денежные средства в банках других стран, когда явно не соответствует официально задекларированному доходу их расход, то есть имеет место коррупция.

А вот как менялись руководители Центробанка, с момента его основания:

  1. Матюхин Г.Г. - с 1990–1992 гг.
  2. Геращенко В.В. - с 1992–1994 гг.; 1998–2002 гг.
  3. Парамонова Т.В. - с 1994–1995 гг.
  4. Хандруев А.А. - с 8 по 22 ноября 1995 г.
  5. Дубинин С.К. - с 1995–1998 гг.
  6. Геращенко В.В. - с 1998–2002 гг.
  7. Игнатьев С.М. - с 2002–2013 гг.
  8. Набиуллина Э.С. - с 2013 и по настоящий момент.

Заключение

Итак, теперь вы знаете что из себя представляет Центральный банк Российской Федерации, зачем нужен и какие функции выполняет. Надеемся эта статья расширила ваш финансовый кругозор.

Видео на десерт: Полет на велосипеде в горах с парапланом за спиной

(5 votes)

Основным элементом современной банковской системы любого развитого государства является центральный банк. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики, которая вместе с ценовой и бюджетно-налоговой политикой, фактически составляют основу всего государственного регулирования экономики.

Возникновение центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию кредитного средства обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.

Исторически между центральным банком и правительством сложились тесные связи. Однако это не означает, что государство может безгранично влиять на политику центрального банка. Так, в условиях осуществления золотого стандарта центральный банк находился в особом положении к правительству вследствие того, что своей дисконтной политикой и связанным с ней воздействием на объем кредита, золотые резервы и банкнотную эмиссию он контролировал покупательную силу денег и тем самым был ответственным за сохранение денежного стандарта, установленного законом. Поэтому, даже те современные государства, которые придерживаются принципа минимального вмешательства в деятельность рыночного сектора экономики, считают невозможным распыление эмиссионного процесса между многими банковскими учреждениями. Это обусловлено тем, что концентрация денежной эмиссии в центральном банке имеет важнее значение для эффективного функционирования всей экономики.

Поэтому преимущество рыночных методов регулирования денежного обращения состоит в централизации эмиссионного процесса, эффективном управление величиной денежной массы, безинфляционном кредитовании государственного бюджета.

Функции центрального банка

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:

Осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

Является банком банков;

Является банкиром правительства;

Осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Монопольная эмиссия банкнот. За Центральным банком страны как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот, т. е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств.

Банк банков. Центральный банк не имеет дела непосредственно с юридическими и физическими лицами, так как его главной клиентурой являются коммерческие банки.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке. Такие резервы носят характер обязательных, и Центральный банк устанавливает нормативы обязательных резервов.

Банкир правительства. В качестве банкира правительства Центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета.

Перечисленные функции Центрального банка создают объект предпосылки для выполнения им четвертой функции -- регулирования всей денежно-кредитной системы страны. Данная функция на современном этапе является важнейшей функцией Центрального банка.

Центральный банк РФ - это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк - всегдагосударственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.

Основные функции центрального банка:

1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

2. Осуществление национальной денежно-кредитной политики (рис.71).

Рис. 71. Денежно-кредитная политика центрального банка

Денежно-кредитная политика центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

5. Банкир правительства - в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.

4. Банк банков. Поскольку центральныйбанк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, тозвеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливаетобязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.

5. Хранение золотого и валютного запаса страны .

6. Денежно-кредитное регулирование экономики .

Основные методы :

    изменение ставки учетного процента (учетная политика);

    пересмотр норм обязательных резервов (резервная политика);

    операции с валютой на открытом рынке (для поддержания курса национальной валюты);

    рефинансирование национальной кредитной системы.

Основными функциями Центрального банка являются:

    денежная эмиссия - выпуск в обращение национальных денежных знаков;

    хранение государственных золото-валютных резервов;

    ведение счетов правительства;

    хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;

    кредитование коммерческих банков;

    контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;

    кредитно-денежное регулирование экономики.

Инженерная экономика

13.Инновационная деятельность

Новшество - научное знание, обладающее новыми или существенно отличающимися от существующих решениями.

Инновации, нововведения - новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

Технологическая инновация - инновация, связанная с разработкой и освоением новых или усовершенствованных технологических процессов. Инновация в области организации и управления производством, социальных или информационных технологий не относится к технологической инновации.

Продукт-инновация - инновация, связанная с разработкой и внедрением новой или усовершенствованной продукции (изделий) или уже реализованных в производственной практике других предприятий и распространяемых через технологический обмен (беспатентные лицензии, консультации).

Процесс-инновация - инновация, связанная с разработкой и внедрением новых или значительно улучшенных производственных процессов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности.

Инновация услуг - инновация, связанная с непосредственным взаимодействием субъектов инновационной деятельности по удовлетворению нужд в процессе этой деятельности.

Кадровые нововведения - целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития социально-экономических структур организации и ее подразделений.

Финансовая инновация - создание новых финансовых инструментов и финансовых технологий с целью получения прибыли и снижения уровня рисков.

Организационная инновация - инновация, связанная с созданием или совершенствованием организации и управления производством, процессами, трудовыми ресурсами.

Экономическая инновация - инновация, связанная с совершенствованием в финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности.

Социальная инновация - инновация, связанная с улучшением социально-бытовых условий жизни, экологии, гигиены и безопасности труда, культуры и досуга.

Жизненный цикл нововведения - период времени от зарождения новой идеи, ее практического воплощения в новых изделиях до морального старения этих изделий и снятия их с производства. Жизненный цикл нововведения можно представить следующим образом:

 фундаментальные исследования;

 прикладные исследования;

 конструкторские разработки;

 технологическое освоение;

 маркетинг;

 производство;

 эксплуатация;

 модернизация;

 утилизация.

Научно-техническая деятельность - деятельность, включающая в себя проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространение и применение результатов.

Научные исследования (научно-исследовательские работы) (НИР) - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии).

Опытно-технологические работы (ОТР) - комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и/или технологических процессов и по изготовлению технической документации на них.

Разработка - деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. Разработка новой продукции, технологий включает в себя проведение опытно-конструкторских (при создании продукции) и опытно-технологических работ (при создании материалов, веществ, технологий).

Инновационный проект - проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и/или разработок, их практическое использование в производстве и реализации. К инновационному проекту, например, относят комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и т. д.).

Инновационная деятельность (процесс) (ИД) - процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения. В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий:

 исследования и разработки;

 освоение в производстве;

 изготовление;

 содействие в реализации, применении, обслуживании;

 утилизацию после использования.

Инновационный процесс включает в себя также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, - научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.

Инновационный продукт - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде:

 нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; или

 нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями и регулирования всей кредитно-банковской системы.

Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы.

Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

Цели деятельности Банка России:
  • развитие и укрепление банковской системы России;
Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):
  • Банк России является .
  • Функционирует на основе принципа независимости , т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.
  • ЦБ РФ — особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
  • Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
  • Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
  • Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.
  • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Функции центрального банка

Центральный банк РФ — это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — всегда государственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.

Основные функции центрального банка:

1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

2. Осуществление национальной (рис.71).

Рис. 71. Денежно-кредитная политика центрального банка

Центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

5. Банкир правительства — в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.

4. Банк банков. Поскольку центральныйбанк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, тозвеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливает обязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.

5. Хранение золотого и валютного запаса страны .

6. Денежно-кредитное регулирование экономики .

Основные методы :

  • изменение ставки учетного процента (учетная политика);
  • пересмотр норм обязательных резервов (резервная политика);
  • операции с валютой на открытом рынке (для поддержания курса национальной валюты);
  • рефинансирование национальной кредитной системы.
Основными функциями Центрального банка являются:
  • денежная эмиссия — выпуск в обращение национальных денежных знаков;
  • хранение государственных золото-валютных резервов;
  • ведение счетов правительства;
  • хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;
  • кредитование коммерческих банков;
  • контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;
  • кредитно-денежное регулирование экономики.

Центральный банк РФ, структура, правовое положение

Центральный банк России — главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства , если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Целями деятельности Банка России являются:
  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России .

Банк России выполняет следующие функции:
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную ;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для , организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • устанавливает правила проведения ;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза РФ и организует составление платежного баланса РФ;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Нормативные акты Банка России

Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты , обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликовани я в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Центрального банка должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Центрального банка, устанавливающие:

  • иностранных валют по отношению к рублю;
  • изменение ;
  • размер резервных требований;
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • прямые количественные ограничения;
  • правила и отчетности для Банка России;
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Нормативные акты Центрального банка в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

Нормативные акты ЦБ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Центральный банк не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций , если иное не установлено федеральными законами.

ЦБ не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций , если они не обеспечивают деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций , которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

Взаимоотношения Центрального банка с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Прибыль Банка России определяется, как разница между суммой доходов от предусмотренных ст. 46 федерального закона «О ЦБ РФ» банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением банком России своих функций, установленных ст. 4 настоящего федерального закона.

Национальный банковский совет — коллегиальный орган Центрального банка.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной думой из числа депутатов Государственной думы, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

В компетенцию Национального банковского совета входит:
  • рассмотрение годового отчета ЦБ;
  • рассмотрение вопросов совершенствования РФ;
  • рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • решение вопросов, связанных с участием БР в капиталах кредитных организаций;
  • назначение главного аудитора БР и рассмотрение его докладов;
  • ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности БР:
    • реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    • банковского регулирования и банковского надзора;
    • реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
    • организации системы расчетов в РФ;
    • исполнения сметы расходов Банка России;
    • подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
  • внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности БР, его структурных подразделений и учреждений;

Председатель Банка России

Председатель Центрального банка назначается на должность Государственной думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров .

Члены Совета директоров назначаются Государственной думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя ЦБ или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров.

  • разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • утверждает годовую финансовую отчетность Центрального банка России;
  • утверждает отчет о деятельности Центрального банка России и готовит анализ состояния экономики РФ;
  • утверждает смету расходов Центрального банка;
  • утверждает структуру Банка России;
  • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
  • устанавливает правила проведения банковских операций и правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ
Совет директоров Центрального банка также принимает решения:
  • о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
  • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • о величине резервных требований;
  • об изменении процентных ставок Центрального банка;
  • об определении лимитов операций на открытом рынке;
  • об участии в международных организациях;
  • об участии (о членстве) ЦБ в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих;
  • о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБ и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
  • о применении прямых количественных ограничений;
  • о выпуске банкнот и монеты ЦБ нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБ старого образца;
  • о порядке формирования резервов кредитными организациями;

Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председатель Центрального банка России:
  • действует от имени Центрального банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  • председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя ЦБР является решающим;
  • подписывает нормативные акты ЦБ, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые ЦБ;
  • несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
  • обеспечивает реализацию функций Банка России.

Центральный банк образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Центрального банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка.

Центральный банк осуществляет денежную эмиссию, организует и изъятие их из обращения, издает нормативные акты по вопросам порядка ведения кассовых операций, правил перевозки, хранения и инкассации наличных денег, управляет денежным обращением экономическими методами .

Взаимоотношения Центрального банка с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями определены действующими законами. С одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны, а с другой — он юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с . Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Одновременно он — орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.