Ценностные ориентации современной молодежи. Презентация на тему «Ценности современной молодёжи Ценностные приоритеты моего поколения презентация обществознание

37 миллионов представителей поколения Y (рожденных, после 1984 года) требуют иных маркетинговых подходов и решений девелопера. Об особенностях работы с этой покупательской аудиторией, о различиях поколений в России в авторской статье нашего эксперта Евгения Димитко.

Кто есть кто

Евгений Димитко, эксперт, бизнес-тренер программ МВА и Европейской сертификации маркетологов, Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ «Высшая школа экономики», Нидерландский институт маркетинга (NIMA)

Макроэкономическая и социокультурная среда, значимые события в стране, кризисы серьезно влияют на формирование предпочтений и ценностей различных поколений. Эту тему впервые озвучили американские ученые Вильям Штраус и Нейл Хоув в 1991 году. В книге «Теория поколений» они систематизировали имеющиеся данные и детально описали поколенческую цикличность и отличия в поведении. Специалисты по персоналу и маркетологи подтвердили истинность такого подхода. Во многих странах, включая Россию, прошли дополнительные исследования, результаты которых в целом совпали с данными американских авторов. Были выявлены во многом универсальные поколенческие особенности, а также отличия в годах рождения людей, которых нужно относить в различных странах к тому или иному поколению.

Поколения, в зависимости от года рождения в России

Поколения

Другие названия

Год рождения

Победители

Heroes, Строители

Молчаливые

Поколение X

13-е поколение, Летящие, поколение MTV

Поколение Y

Поколение Сети, Поколение Next, Millenium

Поколение Z*

2001–2015/2020

* Поколенческий период еще в стадии формирования, а ценности изучаются.

Сразу отмечу два момента. Во-первых, ценности личности формируются в юношеском возрасте и в течение жизни не меняются. Во-вторых, существуют переходные периоды, плюс-минус три года, когда личности присущи особенности сразу двух поколений. Считается, что среди людей, рожденных в эти периоды больше богатых и успешных. Рабочая гипотеза, требующая дополнительного изучения: данные личности умеют общаться на «одной волне», понимают и принимают различные ценности сразу двух поколений.

Выделю несколько важных поведенческих характеристик трех поколений, которые сейчас составляют 100% работоспособного населения России.

Действие

Baby boomer (33 млн)*

Поколение X (46 млн)*

Поколение Y (37 млн)*

Стиль общения

Сдержанный, осмотрительный

Доказывать и спорить

Сотрудничество

Решение проблем

Горизонтальное

Независимое

Совместное

Принятие решений

Информирование команды

Обсуждение в команде

Командное решение

Лидерский стиль

Единоличный

Партнерское

Обратная связь

Раз в год

Еженедельно

По первому требованию, постоянно

Применение технологий

Ненадежно

Не в состоянии работать без технологий

Непостижимо, если это не предусмотрено

Смена работы

Верните меня обратно

Необходимость

Рутинное решение

* Данные согласно годам рождения, Россия.

В качестве примера остановлюсь на совещаниях. В большинстве компаний руководители относятся к поколению Х. Это означает, что совещания происходят регулярно по понедельникам/пятницам, длительностью 1,5-3 часа. Совещания с Baby boomer может продолжаться 6-8 часов, иногда без перерыва. Периодически происходят спонтанные встречи с подчиненными, экстренные и долгие «разборы полетов», которые выбивают коллектив из запланированного рабочего графика. Если говорит о руководителе Y, то совещание происходит по первому требованию и предпочтительно on-line. Причем такую «встречу в сети» может инициировать любой член команды. В случаях, когда приходится собираться off-line, длительность общения - не более 30 минут.

Акценты на переговорах с клиентами Y

По возможности проведение переговоров on-line. Не стоит тратить время Y на личные встречи в элитном ресторане в центре Москвы, особенно в часы пик.

Акценты на экономию времени и скорость решения проблемы, на удобство, комфорт, экологию, органические материалы, качество жизни, простоту решения.

Красивая «упаковка» предложения: слайды, видеоролик хорошего качества о квартире/объекте.

Цена имеет второстепенное значение, за время и комфорт Y готов переплатить.

Различный ритм жизни, скорость изменений среды во время формирования личности в юношеский период повлияли на поколенческий стереотип проведения совещаний. Поэтому и сейчас у Baby boomer есть несколько свободных часов, чтобы собрать вне плана весь топ-менеджмент (что дорого обходится компании). Для Х по-прежнему комфортно встречаться один раз в неделю на 1,5–3 ч, потому что в 90-е динамика рынков, изменения у конкурентов позволяли, сотрудничая именно в таком режиме, держать ситуацию под контролем. Для директора родом из поколения Y непостижимо, зачем ждать неделю, если решить вопрос можно здесь и сейчас - рыночная ситуация в век Интернета меняется ежеминутно.

Другой пример - отношение к технологиями. Для Baby boomer ненадежно отправить сообщение начальнику по е-mail, чтобы решить вопрос. Письмо может потеряться в сети, компьютер - сломаться и т.д., лучше получить подпись на бумаге - это гарантия. Для Х не ясно, зачем писать служебную записку, если достаточно согласовать по электронной почте. У поколения Y бумажные носители вызывают недоумение.

Каждый счастлив по-своему

Перейду к ценностям трех поколений и приведу определение этого понятия М. Рокича: «Ценности - это устойчивые убеждения индивида или группы людей относительного того, что является наиболее важным для достижения в жизни (конечные ценности) и какое поведение является приемлемым для достижения этих ценностей (инструментальные ценности)». Другими словами - ценности, это то, что наиболее важно для личности, группы лиц, в нашем случае для поколений.

Ценности личности в конечном итоге формируют его комплексное представление о счастье, которое у каждого поколения - разное. Например, для поколения Х счастье - это в первую очередь большой дом, семья, дети, далее - престижная машина, дача, дорогие часы, мешок с долларами. Для Y счастье - это планета Земля, мир и дружба или... просто смайлик/солнышко.

Важный аспект, на котором нужно отдельно остановится - это отношение к деньгам. Вспомните случай, который был почти в каждой семье. К Вам приехали родители или бабушка/дедушка на семейный праздник. Вы хорошо посидели, в завершение вечера спокойно вызываете такси, чтобы отправить своих Baby boomer домой. Что Вы слышите? «Мы сами доедем на трамвайчике. Зачем тратить деньги?». Это не жадность, это связано с особым отношением к деньгам, которых у Baby boomer в юношеские годы просто не было.

Поколение

Отношение к деньгам

Деньги обладают ценностью сами по себе, подтверждают успешность, показывают статус. Нужно копить, хранить на сберкнижке, чем больше денег, тем лучше

Деньги нужны для обеспечения безопасности семьи, они дают возможность реализовать мечты (машина, квартира, дача), возможность путешествовать, свободу, чтобы делать то, что хочется, и ни от кого не зависеть

Деньги обеспечивают доступ к возможностям окружающего мира, позволяют экономить время, дают возможность делать выбор пути, ориентируясь на внутреннее ощущение и собственное понимание

В приведенном примере такси для Baby boomer - выброшенные деньги, для Х - «Мы что, на такси для родителей не заработали?» (чем дороже, тем лучше, элитное/комфортное такси), для Y - это рутинное решение, все должно быть качественно, быстро и удобно (о стоимости услуги они не думают, это имеет второстепенное значение, так как деньги в семье есть всегда).

Конечно, сейчас во время спада экономики и снижения доходов населения экономию, скидки и бонусы возможно ставить в приоритет для всех поколений. Да, меняется поведение покупателей - Х, преодолевших несколько кризисов и которые надеются только на себя. Но престиж и воспринимаемое качество для них по-прежнему имеет значение. А при равной цене, решение будет приниматься на основании известности компании и престижности бренда. Если говорить об Y то, что такое кризис они не понимают, так как в 2008-2009 гг. были слишком молоды и большинство «под крылом родителей» и поэтому для них цена остается менее значимым фактором в принятии решений, чем например для Baby boomer.

Остановлюсь подробнее на основных поведенческих особенностях, предпочтениях, приоритетах поколения Y и еще раз отмечу, что игреки очень дорожат своим временем, причем ценности «Время» и «Быстро» исследователи выделяют для данного поколения как различные и обе эти ценности имеют огромное значение. Для них не важно, на какой машине ты приехал, какие носишь часы, какая у тебя должность, скорее важно кто ты, как личность. Поколение Y легко работают в команде, с трудом признают чей-то авторитет. Они заботятся об экологии, для них важна вся планета, весь мир и они действительно хотят его изменить. Построение «своего мирка»: дача, квартира, машина, их мало интересует, так как все это уже было создано поколением Х. Для них более ценно внутреннее состояние и собственные ощущения. В отличие от поколения Х для нового поколения удобство применения продукта важнее известности бренда. Игрек выберет не бренд/престиж, а то, что быстро и комфортно решит его проблему. Например, только поколение Х в состоянии ездить с Рублевки на работу, и ничего страшного, что нужно вставать в пять утра, чтобы во время начать утреннее совещание. Для них эмоциональная ценность того, что они живут в престижном районе, превалирует. Y так делать не будет. Он снимет удобную квартиру рядом с офисом, потому что время и качество жизни для него имеет большее значение.

Как с ними взаимодействовать?

ЖК «Люберцы 2015–2016»

Для компании - застройщика жилой недвижимости важно обратить внимание на изменение приоритетов потребителей, которые в первую очередь связаны с увеличение доли Y среди лиц, принимающих решения о покупке:

  • Решение проблемы «Здесь и сейчас» (широкий выбор квартир/коттеджей с возможностью немедленно заключить сделку, оплатить/взять кредит и получить ключи от готового для проживания объекта).
  • Снижение ценности бренда застройщика, важнее становится удобство и комфорт, транспортная доступность.
  • Престиж и статус (элитный район, бизнес- класс) имеет теперь меньшее значение, чем например красивые экстерьеры, интерьеры здания, виды из окна.
  • Экология, бережное отношение к природе в районе проживания, натуральные материалы.
  • Социальная ответственность компании-застройщика (развитие инфраструктуры микрорайона, благотворительность).

К СВЕДЕНИЮ

Не рекомендуется: делать ключевые акценты на элитность, статусность жилья/бизнес центра, обращать внимание на знаменитых соседей, известность архитектора, бренд застройщика, так как для Y это имеет меньшее значение. Лучше посвятить отведенные «поколеческие» 30 минут транспортной доступности, удобствам и комфорту, ярким интерьерам холла, шикарному виду из окна и т.п.

На мой взгляд, примером массовой застройки, ориентированной на поколении Y является проект «Самолет Девеломпент»: «Люберцы 2015-2016». Почему? Компания впервые на рынке Подмосковья предложила комплексное, простое и удобное, быстрое решение: чистовая отдела, метро, продуманные планировочные решения и заселение через 1-1,5 года. Стоимость квартир на котловане в 2014 году была ниже рынка, но постоянно повышалась до рыночного уровня. При глубоком анализе конкурентов очевидно, что найти в ближайшей локации квартиры по меньшей цене возможно и сейчас, но подобного варианта решения проблемы - комфортного проживания с момента получения ключей по-прежнему предлагают единицы. И не важно, что застройщик на старт проекта вышел с малоизвестным брендом. Если говорить о коммуникациях, которые девелопер выстраивал с поколением Y, то вызывает интерес и дискуссии - тизерный вариант out-door рекламы еще до открытия продаж, когда «Самолет-девелопмент» перепутали с «Добролетом». На синих билбордах москвичи в недоумении читали: «Где то далеко летят поезда,... сбиваются с пути», «Сидеть в... и думать о пилоте» и т.д. С точки зрения стандартного подхода к продвижению, данное решение вызывает сомнения, но если вспомнить про поколенческие ценности целевого потребителя, то красивый и элегантный «прикол» - точное попадание. Важно, что компания быстро перешла к простому и четкому сообщению: «Заселение. Отделка. Метро. Цена». Кроме ярких и лаконичных билбордов, конечно, в приоритете у застройщика Интернет и опять не без приколов: последняя фишка от «Самолет-девелопмент» - баннеры: «1 тонна мандаринов купившему квартиру». Уверен, что поколение Y не рассчитывает на выполнение застройщиком подобного обязательства.

Постскриптум

Хочу еще раз отметить, что сегодня на рынок пришли представители поколения Y - поколения с иными взглядами на мир, другими приоритетами, ценностями. Их родилось меньше, они избалованы материальными благами, их больше интересует внутренние ощущения и собственное понимание, они хотят изменить большой мир, а маленький мирок, созданный поколением Х, их мало интересует, потому что он уже существует. Они пришли на долго, как минимум на 20 лет, а их доля в принятии решений о покупке любых товаров и услуг, в том числе и недвижимости, будет только расти. Поэтому остается принять и учитывать данные изменения социокультурной среды. Конечно необходимо учитывать, что универсальные тенденции подразумевает исключения: личные ценности, индивидуальные психологические особенности никто не отменял. Но девелоперам необходимо помнить, что исключения не могут значимо повлиять на новые правила игры. 37 миллионов Y всегда будут ожидать от вас комплексного и быстрого решения, которое должно сочетать в себе комфорт и красоту, качество жизни, экологичность и социальную ориентированность. Других вариантов для поколения Y не существует.

"Мы не для того учились, чтобы работать." - mtrpl.ru

История возникновения теории поколений

В 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом была придумана теория поколений. Теория поколений - теоретический базис для нейромаркетинга, основанный на известном "конфликте поколений", который не связан с возрастными противоречиями. Условно: люди, достигая определенного возраста, приобретали возрастные ценности, характерные этому периоду. А дети, достигая возраста своих родителей, не становятся точно такими же, как они.

1. Поколение GI (поколение Победителей). Годы рождения –1900-1923.

2. Молчаливое поколение. Годы рождения – 1923-1943.

3. Поколение беби-бумеров. Годы рождения – 1943-1963.

4. Поколение Х (Неизвестное поколение). Годы рождения – 1963-1983.

5. Поколение Y. Годы рождения – 1983-2003.

6. Поколение Z. Годы рождения – 2003-2023.

Как покупает поколение Y

Остановимся подробнее на поколении Y. Как они покупают? Гипермаркет или супермаркет – преимущественные места покупок любых товаров. Важный момент: места покупки превращаются в места развлечения. В большинстве случаев представитель поколения Y приводит с собой друзей. Условно, магазин – это культурный центр, где можно совершить покупки, есть, пить кофе, общаться.

Для поколения Y важно попробовать продукт, решение о покупке принимается легко, как игра.

Для поколения Y важно, чтобы еда была вкусной и, главное, полезной. Поколение Y – это вегетарианские рестораны и молекулярная кухня. Поколение Y считает белки, жиры и углеводы. В связи с этим "Макдоналдс" вводит в меню показатель калорийности блюд.

Изучая упаковку, поколение У смотрит на калорийность, процент жирности и содержание витаминов или процент содержания сока. Для поколения У важна забота об экологии.

Ко всем эти выводам пришли Нейл Хоув и Вильям Штраус. И все это касается американского потребителя. А как же наше?

Поколение Y в России

Российское поколение Y немного отличается он американского. Если мы посмотрим на поколение Х (1963-1983) - в США оно считается поколением фаст-фудов, то у нас это не так. Фастфуды начали появляться в России после развала СССР (до развала В СССР был один Макдоналдс в Москве, построенный в 1989 году). Так что применить синоним "поколением Фаст-фуда" можно и к поколению Y в России.

Сейчас нас больше всего интересует поколение Y и то, как они ведут себя Интернете и как они покупают. Что влияет на их выбор.

Стоит заметить, что адаптацию Теории поколений Штрауса и Хоува выполнила в 2003-2004 году команда под руководством Евгении Шамис - координатора проекта «RuGenerations». Главными ценностями выявлены свобода, «fun» , гражданский долг и мораль, ответственность, наивность и умение подчиняться, немедленное вознаграждение.

Поколению Y наши старые знакомые Нейл и Вильям выделили временной период с 1983 по 2003. Мы же разделим их на две половины. Первая: раннее У-поколение, рожденные с 1983 по 1995, и позднее с 1995 по 2003.

Из основных отличий – жизненные приоритеты. У первой половины Y-поколения они несколько другие. На первое место выходят семейные ценности, а вот личные успех и карьера уже на втором месте. У второй половины на первом месте карьера, путешествия, личный успех, легкое общение со сверстниками (по версии GISAP из репрезентативной выборки из 160 человек, учащихся). Семейные ценности отходят на второй план. Они не хотят быть похожими на своих родителей, которые рано начинали самостоятельную жизнь и «жили для того, чтобы работать».

Это поколение новой творческой интеллигенции, они тянутся к практическим областям знаний, активно ведут Instagram и не интересуются новостями, которые не имеют отношения к их деятельности (ист. Mashable)

Потребитель-игрек всегда четко знает, какой Товар и по какой цене ему нужен, может ли он позволить себе взять кредит. При этом ему не нужны рекомендации даже самого опытного консультанта. Его «доверенное лицо», когда дело касается покупок, - Интернет.

Поколение Y развивается по горизонтали, а не по вертикали. Так, вместо того, чтобы карабкаться вверх по единожды выбранной вертикальной лестнице, представитель этого поколения, скорее, будет стараться получить более широкий опыт в нескольких сферах, а работать по двум принципам

Выбирают партнерство, а не подчинение;

Выбирают обмен информацией, а не ее защиту.

Краткое резюме покупательской способности поколения Y. Поколение Y мы разделили на 2 условные "половины".

1. Существует две части поколения в зависимости от даты рождения и покупают они немного по-разному: у 1 половины поколения в приоритете семейные ценности, у 2 половины поколения: нонконформизм, самостоятельность, отношения, явные отличие во вкусах и приоритетах не как у поколения родившихся в 80-х.

2. Чтобы что-то купить, первая половина поколения выезжает в моллы, ест с детьми на фудкортах, пользуется сайтами интернет-магазинами, Яндекс Маркетом и смотрит цены на сайтах Российских сетей, покупает в ближайшем сетевом магазине, сложный товар приходит и забирает сам, чтобы сэкономить на доставке.

3. Вторая половина поколения Y находит любую вещь в соц. сетях, затем сам находит где ее купить. Часто это сайт китайский или европейский, иногда купить нет возможности, но он делится ссылкой, показывая всем, что вот тут эту вещь можно купить именно тут. Покупает на ALI, пользуется EBAY. Умеют пользоваться любой электронно-бытовой техникой.

4. Вторая половина поколения Y готова ко всему новому. Как сказал DOM SEBASTIAN в статье на Dazzed (известный художник, фотограф, дизайнер и музыкант): "Это сайбер генерайшн Y".

В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли корыстные ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

Ценности - это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Несомненно до сих пор существуют и признаются такие вечные (истинные) ценности: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

Сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставят материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько материальному материальное благополучию, как некому стимулу жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным способом. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются - «ты - мне, я - тебе», «успех - любой ценой».

Молодые люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего.


Отношение к дружбе и товариществу тоже претерпело изменения. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким людям приобретает все более корыстный характер. Эгоистичный настрой «сам за себя» выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования и знаний. В большинстве своем подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями, работает на результат - лишь бы получить диплом. Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом - как средство получения новых знаний. На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения. Те приоритеты, которые раньше казались незыблемыми, сменяются другими. Появляются новые ценностные ориентации, а значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формулируется новый тип личности. Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписанными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности.

Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и такие ценности, как семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования - отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. - это также картина кризиса.

Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.

Итак, ценности современной молодежи в России находятся в состоянии диссонанса. Молодые люди на первое место ставят материальное благополучие и независимость, но несмотря на это актуальны такие вечные ценности, как вера, семья, любовь. Молодежи сегодня следует стремиться к укреплению вечных, истинных ценностей.

11. Ценностные ориентации молодежи Европейских стран .

1. Финансовый кризис на фоне кризиса ценностей. Существует огромная проблема: кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.

Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.

В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие . За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

Такая ломка ценностных ориентиров у молодых людей отчетливо вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое и на первый план выдвинулось такие, как «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой». Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.

В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокуюкоммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус.

Совершенствование средств вооруженной борьбы, особенно бурно протекающее в последние десятилетия в армиях ведущих стран мира, вызывает вполне понятное стремление и необходимость пересмотра существующих ее форм и способов и поиска новых, более эффективных и универсальных.

В последнее время стратегия любого государства-агрессора перестала опираться только на военную силу, а боевой потенциал государства уже не играет решающей роли в достижении стратегических целей. На арену межгосударственных противоборств выходит новый вид войн — информационно-психологический, в котором отсутствуют понятия фронта и тыла, а объектом воздействия становится все население страны и ее государственный аппарат. Достаточно вспомнить череду «цветных революций», произошедших во многих странах мира в конце XX  — начале XXI веков.

В предлагаемом материале, который посвящен именно теме информационно-психологической борьбы в необъявленной войне, авторы неоднозначны в своих оценках. Но это мнение авторов не обязательно совпадает с точкой зрения редакции. Надеемся, что читатели выскажут свое мнение по проблеме, которая в последнее время становится все более актуальной.

Каждое государство обладает уникальным культурным кодом (духовным, социальным, психологическим, национальной памятью). Культурный код включает в себя целостную исторически сформированную систему установок населения и бессознательную его реакцию на ситуацию, связанную с угрозой для страны и жизни народа. Элементами культурного кода являются культура и национальные интересы.

С позиции общей теории выделяют шесть обобщенных стратегических приоритетов управления обществом, (перечислим их без раскрытия):

первый — мировоззренческий приоритет;

второй — хронологический приоритет;

третий — фактологический приоритет;

четвертый — экономический приоритет;

пятый приоритет — оружие геноцида;

шестой приоритет — оружие уничтожения.

Заявленные приоритеты дают основание полагать, что, воздействуя на них, страна-агрессор может добиться поставленных целей.

Современное информационно-психологическое воздействие необходимо рассматривать в рамках теории и практики ведения войн четвертого поколения (The 4th Generation of Warfare) , или стратегии 4GW  — самостоятельного вида воздействия на противника, направленного на лишение его воли к сопротивлению. Цель стратегии 4GW — взломать культурный код и подчинить своей воле предполагаемого противника.

Теория и практика ведения войн четвертого поколения (стратегии 4GW ) была реализована Соединенными Штатами Америки в военных операциях в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии и на Украине.

Обозначим основные принципы стратегии 4GW .

  1. Принцип асимметричности конфликта. В условиях трансформации современного общества под влиянием процессов глобализации участниками конфликта являются транснациональные корпорации и государства. Формально это выглядит как конфликт между государствами, поскольку воздействие на противника осуществляется с помощью «третьей стороны».

Принцип асимметричности конфликта заключается в применении таких методов борьбы, таких технологий, которые радикально превосходят возможности противника. Государство-
агрессор вооружает, обучает и финансирует силы этого «агрессивного негосударственного субъекта», планирует и обеспечивает его подрывные операции, оказывает им политическую, информационную и юридическую поддержку.

  1. Принцип маневренности. В стратегии 4GW традиционная военная сила утрачивает свое значение, боевой потенциал государства перестает быть решающим фактором. «Полем боя» становится все общество противника с материальными и духовными ценностями, исчезает понятие стратегического тыла. Удар наносится по любым уязвимым точкам, это могут быть критически важные объекты, памятники культурного наследия, личности, обладающие боевым духом и умеющие консолидировать общество. Основной принцип — не силовое разрушение государства, а морально-нравственное воздействие на население и руководство страны.
  2. Принцип взаимодействия сетевых W -сообществ. Зоны ответственности военных руководителей заменяются на отдельную боевую единицу информационных операций с использованием глобальных СМИ. Формируется многопотоковая система управления ячеисто-сетевого типа с несколькими универсальными центрами принятия решений. В результате население начинает открыто поддерживать противников своего правительства.
  3. Принцип народной партизанской войны, или «война без правил». Это «аморфная», но хорошо скоординированная атака с единой целью в разных направлениях. Понятие фронта отсутствует. Моральная победа над противником достигается с помощью нанесения ударов по его слабым сторонам.
  4. Принцип хаоса, или создание атмосферы полной неопределенности. Воздействие направлено на раскалывание идеологической основы государства и вытеснение его из сфер, попавших под влияние противника.
  5. Принцип спецэффектов. Внимание противника фокусируется на экономических, политических, культурных основах безопасности государства-жертвы посредством ввода разнообразных санкций, применения различных психологических приемов, направленных на «раскачивание» общества.
  6. Принцип боевой стаи, т. е. принцип работы автономными или полуавтономными боевыми группами, связанными с децентрализованной, нешаблонной тактикой в рамках следования единой стратегической цели.
  7. Принцип индивидуализации ответственности, или «победа без управления». Огромное значение приобретает индивидуальная подготовка сил специальных операций. В ситуации лимита времени в отрыве от управленческого звена данная единица должна быть способна самостоятельно принимать решение, определять главное.

Методом стратегии 4GW является концепция MISO (Military Information Support Operations) , состоящая в передаче нужной информации и ориентиров иностранным аудиториям, для оказания на них влияния. Цель — воздействовать на поведение ключевых ячеек общества.

Поскольку целью борьбы является слом воли врага к сопротивлению, отсюда следует, что в стратегии 4GW лежат политические, социальные и моральные мотивы, направленные на снижение роли влияния государства на общество.

В США организация по формированию информационно-психологического воздействия называется Military Intelligence and Security Group (MISG) . Это группа военной разведки и безопасности. До недавнего времени эти задачи решались службами психологических воздействий (PSYOP) .

Military Information Support Operations Battalion — это батальон оперативной информационной поддержки, который предоставляет и фильтрует информацию по радио, телевидению и в печати.

Стратегия 4GW предполагает широкий набор технологий, которые образуют «тактики» MISO , направленные на истощение военных и финансовых ресурсов страны-противника в ходе непрекращающейся и ежедневно подпитываемой извне партизанской войны и террористической деятельности.

Рассмотрим эти тактики.

Во-первых, тактика технологии lawfare , «юридическая война» как одна из форм «асимметричной войны». Это незаконное применение норм внутреннего и международного права в целях нанесения ущерба оппоненту.

Во-вторых, тактика экономических и политических санкций. Это оказание всех форм давления на страну-жертву. Как пример, организация «цветных революций», демонстраций, пикетов, митингов и кампании ненасильственного неповиновения с применением политико-экономических технологий.

В-третьих, тактика террора или «военного компонента». Это организация различных повстанческих движений и террористических действий различного характера в стране — объекте воздействия. Задача —подорвать боевой дух народа и армии, вызвать смятение и спровоцировать панику.

В-четвертых, тактика разрушения традиционных семейных ценностей, или «гражданский» компонент. Сюда входят технологии, направленные на разобщение общества, разрушения традиционной общины и семьи. MISO формирует целенаправленные агрессивные атаки на традиционные культурно-исторические ценности населения.

В-пятых, тактика «высокоскоростных операций». MISO проводит утонченную и высокотехнологичную психологическую войну, заключающуюся в манипулировании средствами массовой информации с целью формирования глобального общественного мнения на конкретные события.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что современную войну четвертого поколения можно представить как информационно-психологическую войну или как политико-психологический процесс, который направлен на изменение отношения массового сознания населения условного противника к сформировавшимся на территории этого государства ценностям, национальным интересам. Это осуществляется путем подрыва уникального культурного кода данного народа, воздействия на его стратегическую культуру с целью разрушения уверенности в правоте и осуществимости идей.

Конечная цель психологической войны — это вызвать недовольство и деструктивные действия в массовом сознании в отношении оппонентов. Это массовые выступления для свержения политического режима, возбуждение интереса к социально-политическим конструкциям альтернативного характера. Информационно-психологическая война воздействует на бессознательные, иррациональные состояния людей, на их эмоции, чувства, инстинкты, предрассудки, предубеждения, мифологические конструкции населения потенциального противника. Происходит перенос направленности борьбы из одной сферы в другую, на уровень повседневной, обыденной психологии. Это достигается за счет массированного внедрения в сознание людей множества ложных стереотипов восприятия и мышления, извращенных представлений о господствующих в их среде взглядах, а также на происходящие в мире события.

Возникают вопросы: а как противостоять направленному воздействию наших «партнеров» на духовную сферу, стратегическую культуру, национальные интересы народа и государства, как сохранить культурный код, общественное мнение, ценностные ориентиры, взгляды, социально-психологический климат в обществе? На эти вопросы авторы не дают ответов, хотя это сегодня жизненно важно для нас.

Понятно, что конечная цель всех перечисленных мероприятий наших «друзей» — посеять в россиянах страх и неуверенность в будущем, вызвать у них недоверие к деятельности органов власти и государственного управления, создать в обществе атмосферу недовольства и тревоги, что будет способствовать возникновению оппозиционных групп и стимуляции антиправительственной деятельности. Но как нам, повторяем, следует противостоять всем этим деструктивным попыткам? Надеемся, что наши читатели смогут найти ответы на эти непростые вопросы.

И. СИТНОВА, кандидат социологических наук, доцент,

А. ПОЛЯКОВ, капитан 2 ранга

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель данной работы Целью данной работы является теоретически изучить понятия «ценностных ориентаций», а так же особенности ценностных ориентаций у современной молодежи. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: 1. проанализировать подходы к определению «ценностные ориентации»; 2. рассмотреть факторы, влияющие на формирование ценностей социальных групп; 3. изучить особенности молодежи, как социальной группы; 4. рассмотреть специфику ценностных ориентаций современной молодежи. 5. провести прикладное социологическое исследование на тему: «Ценностные ориентации современной молодежи города Твери»

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность проблем динамики и трансформации ценностей состоит в следующем: когда общество идет навстречу новому состоянию, с иным, новым устройством общественной жизни, изучение «вечных», экзистенциальных проблем в аксиологическом аспекте представляет собой практическо-политический интерес. кардинальная ломка всех ценностей, предпринятая в последние годы, затронула не только российское государство вообще, но и поставила каждого из нас перед ценностным выбором. Человек сам определяет свои ценностные приоритеты.

4 слайд

Описание слайда:

Актуальность проблем динамики и трансформации ценностей состоит в следующем: с выбором новых ценностей непосредственно связана проблема нравственного воспитания подрастающего поколения, которая всегда является одной из важнейших проблем всех народов, ибо будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. для сохранения мира, составной частью которого является каждый народ, необходим учет взаимосвязи национального и общечеловеческого.

5 слайд

Описание слайда:

Цель моей работы: Изучить теоретический материал, соответствующий выбранной теме; познакомиться с понятиями и определениями; выявить влияние ценностных ориентаций на общество в целом и молодежь в частности, а также на основании социологических исследований, опросов изучить особенности ценностных ориентаций современной молодежи и причины их трансформации.

6 слайд

Описание слайда:

Ценностные ориентации Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации - эта главная ось сознания, преемственность определенного типа поведения и деятельности, которая выражается в направленности потребностей и интересов. Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции.

7 слайд

Описание слайда:

Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Основное содержание ценностных ориентаций – политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.

8 слайд

Описание слайда:

Ценностная ориентация включает в себя три компонента: когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения поведенчес кий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.

9 слайд

Описание слайда:

Социально-экономические преобразования в России проходят сложно. Настоящее время характеризуется нестабильностью социальной ситуации. В качестве одного из отрицательных последствий периода экономических реформ нередко называется качественное изменение системы общественных и личностных ценностей.

10 слайд

Описание слайда:

Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

11 слайд

Описание слайда:

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. Молодежь – часть гражданского общества от рождения. И если она просто активизирует свое участие в его деятельности, это будет уже мощным стимулом развития всего сообщества и демократизации государства.

12 слайд

Описание слайда:

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, а с другой стороны – она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов.

13 слайд

Описание слайда:

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко.

14 слайд

Описание слайда:

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

15 слайд

Описание слайда:

Изменение ценностных ориентаций - это, бесспорно, достаточно болезненный процесс, и изучение его закономерностей может способствовать выявлению путей влияния на молодую личность соответствующих общественных институтов с целью ослабить интенсивность ее эмоциональных стрессов и предотвратить возможное социальное напряжение. Ценностный мир молодых людей представлен плюрализмом ценностей и ценностных ориентации, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии общественного идеала и общенациональной идеи.

16 слайд

Описание слайда:

Молодежь – специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной российской молодежи весьма широк и разносторонен. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом… Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях.

17 слайд

Описание слайда:

В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом молодежь стремится примкнуть к себе подобным. Образующие таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус.

18 слайд

Описание слайда:

Вообще в современном обществе процесс социализации молодежи осложняется трудностями, которые возникают вследствие переоценки традиций, норм и ценностей: если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, что в значительной степени предопределяет наличие противоречивых тенденций в сознании и поведении современной молодежи.

19 слайд

Описание слайда:

Как следствие, в студенческой среде функционирует немало различных моделей самореализации: для многих студентов основными ценностями являются «найти себя в этой жизни», «оставаться человеком», «материальное обеспечение» и т.д. Итак, современные студенты задумываются и о материальном благосостоянии, и о духовных ценностях в противовес своим предшественникам, которые в меньшей степени ощущали материальные трудности, но и меньше думали о смысле жизни, который в значительной степени был определен.

20 слайд

Описание слайда:

Одновременно возросла ценность личностной свободы, которая обеспечивает человеку свободный выбор. В условиях, когда она становится для человека свободой от любых ограничений, это может привести к формированию асоциальных моделей социализации.

21 слайд

Описание слайда:

Ценностное пространство молодежи характеризуется следующими особенностями: формирование ценностных отношений в молодежной среде представляет собой сложный и противоречивый процесс; в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь; среди повседневных ценностей преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом общества к рыночным отношениям;

22 слайд

Описание слайда:

Ценностное пространство молодежи характеризуется следующими особенностями: все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии находится на периферии молодежного внимания; духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека; образование как ценность воспринимается через призму социальной востребованности специалистов с высшим образованием, что свидетельствует об утилитарном отношении к нему;

23 слайд

Описание слайда:

Ценностное пространство молодежи характеризуется следующими особенностями: молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин, объясняя это «неумением жить и приспосабливаться»; серьезное значение имеют семейные ценности; высокий ранг в системе важнейших свойств личности и как общественная ценность получает такое качество как ответственность;

24 слайд

Описание слайда:

Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми. Столь низкая самооценка характеризует неверие юных в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда.

25 слайд

Описание слайда:

Если рассматривать иерархический ряд ценностей у опрошенных с неполным средним образованием, то высокое место занимают профессионализм и квалификация, умение ладить с людьми, далее - здоровье, самостоятельность и независимость, наличие связей, инициатива и предприимчивость. Молодёжь с общим средним образованием важными средствами считает профессионализм и квалификацию, трудолюбие и упорство, инициативу и предприимчивость, наличие связей, здоровье.

26 слайд

Описание слайда:

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей. Получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи.

27 слайд

Описание слайда:

Среди молодежи началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются маскультовским и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей.