Александрийская православная церковь. Духовное образование в Александрийской Церкви

Александрийский собор 362 г.

Весной 362 г. Афанасий вернулся в Александрию, a в августе уже собрал собор 22 епископов-«никейцев». Среди них были и пришедшие от василиан, предвосхищая этим назревшее воссоединение со староникейством и с самим Афанасием. Ради этой задачи первым же постановлением собора было провозглашение Никейского символа, почти забытого на Востоке. Ради этого повторено правило Сердикского собора: «…во всем довольствоваться верой, исповеданной никейскими отцами, потому что она не имеет никакого недостатка и полна благочестия, и не подобает составлять иного изложения , дабы написанное в Никее не сочли несовершенным».

После этого постановлено приемлющих такое условие единения принимать в сущем сане.

He мог не подняться спор? точном понимании и употреблении терминов «усиа» и «ипостасис». Начались споры. Большинство «староникейцев» предлагало сердикское словоупотребление, т.е. «одну ипостась». Меньшая восточная группа, воспитавшаяся в омиусианстве, предлагала все-таки не употреблять «омоусиос», a заменить его на «омиос кат усиан». Поднялись горячие дебаты. «Старые никейцы» поясняли, что формулой «Единая ипостась» они хотят утвердить «тожество божественной природы всех Трех Лиц – ??? ????????? ??? ??????». Но было очень важным заявление Афанасия, что он приемлет формулу «Три Ипостаси» с правильным ее толкованием.

Поднят был формально на этом соборе и важнейший вопрос? форме учения, ? божестве 3-й Ипостаси. Констатировали, что древние (Тертуллиан, Ориген) богословствовали? Духе то же самое, что и? Сыне. Но вот теперь ариане определенно проповедуют, что Дух есть творение. A Евномий и еще острее – что Дух есть творение творения, как данный нам через Сына. Ясную доктрину? богоравенстве Святого Духа сам св. Афанасий обстоятельно развил в своих письмах к Серапиону Тмуитскому. Незаконченность в раскрытии этого вопроса сказалась в том, что на данном соборе не было принято никакой обязательной формулы.

He мог собор не коснуться и так называемого «Антиохийского раскола», длившегося уже 32 года. Но, конечно, был не в силах реально помочь его исцелению. Поучительна история этой затяжной церковной болезни. Очень легко создавать церковные разделения. И почти выше человеческих сил их залечивать.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Александрийский патриарх Александрийский патриарх именовался в средние века и до сих пор именуется титулом «папа» (,тои 3, с.237). Поэтому выражение папа Ветхого Рима, часто встречающееся в средневековых текстах, могло означать не римского епископа в Италии, а

автора

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Александрийский маяк Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Александрийский кодекс Александрийский кодекс - одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Александрийский маяк Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света - самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Александрийский маяк Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в

Александрийский патриархат

один из пяти древнейших патриархатов. В наст. время название Александрийской носят четыре патриаршие кафедры: две католические - мелькитская (Мелькитская Католическая Церковь) и коптская (Коптская Католическая Церковь), одна православная и одна древневосточная (Коптская Церковь).

Город Александрия Египетская был заложен в 332 до н.э. Александром Македонским, с 311 Александрия стала столицей Египта, с кон. IV в. до н.э. по VII в. н.э. она была одним из крупнейших центров эконом. и культ. жизни эпохи эллинизма и Рим. империи. Александрия была вторым по значимости христ. городом после Рима вплоть до основания Константинополя. Основателем Церкви в Александрии считается ап. Марк, проповедовавший здесь, принявший мученическую кончину (63) и почитаемый как первомученик и просветитель Африки. На гербе патриархов А.п. изображается лев - символ ап. Марка. Христианство в Египте распространилось вначале лишь в греч. и евр. среде. Египтяне не проявили интереса к новой религии, и поэтому егип. имена в списке епископов Александрии появляются лишь к концу II в.

С сер. III в. Александрийский епископ носит почетный титул папы. Впервые его использовал Дионисий Александрийский. Титул патриарха за Александр. епископом утвердился с VI в. Офиц. языком А.п. был греческий. Большинство александр. богословов также использовали греч. язык.

I Никейский собор (325) уделил А.п. второе по чести место после Рима, однако I Константинопольский собор, а затем Халкидонский собор (451) закрепил за ним третье место после Рима и Константинополя. Римские папы долгое время не соглашались с этим решением и придерживались никейских постановлений. В течение первых трех столетий христ. истории на территории А.п. было построено большое количество храмов и введен собственный чин литургии - литургия ап. Марка (александрийская).

Монашество в А.п. появилось в III в. Благодаря деятельности Антония Великого оно распространилось в Египте; к кон. IV в. его осн. центрами стали Фиваида и Нитрия. Впоследствии опыт монаш. жизни распространился на терр. Палестины, Сирии и др. стран. Этот период истории А.п. ознаменован также деятельностью Александрийской богословской школы, ставшей одним из важнейших богосл. центров христ. мира.

Единство А.п. было расколото после Халкидонского собора, осудившего ересь монофизитства. Христологические споры спровоцировали сепаратистские тенденции в А.п.: бóльшая часть верующих последовала за монофизитским патр. Диоскором I (444–451), что, в свою очередь, заложило основу для формирования Коптской Церкви; меньшая часть, преимущественно греки, оставалась верной ортодокс. учению и стала основой Мелькитской Церкви А.п. С 457 в А.п. существовали две параллельные иерархии: ортодоксальная греч. (мелькитская), которую поддерживали преимущественно жители крупных городов, и монофизитская коптская, опиравшаяся на сельское население Египта. Патриарший престол А.п. постоянно оспаривался мелькитскими и копт. кандидатами, с 482 по 538 на нем преобладали копт. патриархи монофизитской ориентации. После 538 стали действовать двойные патриаршие структуры: мелькитская ортодокс. и копт. монофизитская. Со времен имп. Юстиниана I и вплоть до араб. нашествия копт. патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией мон. Св. Макария в горном Египте; в 642 коптский патр. Вениамин I (623–662) вернул патриаршую резиденцию в Александрию, но в сер. XI в. патр. Христодул (1047–77) перенес местопребывание копт. патриархов в Каир.

Араб. завоевание Египта (638) положило конец соперничеству мелькитского и монофизитского патриархов в А.п., поскольку мелькитский патриарх был вынужден бежать в Константинополь. После смерти патр. Петра II (652) мелькитский патриарший престол Александрии оставался вакантным на протяжении 75 лет. В это время А.п. переживал новый кризис, связанный с распространением монофелитства. Избранный в 727 на Александрийский престол при поддержке визант. имп. Льва III патр. Косма I (727–767) отрекся от монофелитства на поместном соборе 743. Коптская Церковь во время араб. правления имела относительную свободу, в то время как Мелькитская Церковь подвергалась преследованиям, а также эконом. и социальному давлению со стороны мусульм. властей, которые рассматривали мелькитов как полит. сторонников Византии. К XIII в. численность правосл. населения в Александрии составляла ок. 100 тыс. чел.

Во время крестовых походов установились тесные связи мелькитского А.п. с Римом. По просьбе мелькитского патр. Николая I (ок. 1210–18) Папа Иннокентий III предпринял шаги для защиты христиан в Египте от преследований сарацин. Апост. посланием Ex litteris quas от 29.04.1213 Иннокентий III пригласил патр. Николая I на IV Латеранский собор, на котором мелькитский А.п. представлял патриарший делегат диакон Герман. Вскоре, однако, связи А.п. с Римом были прерваны, о чем свидетельствует назначение крестоносцами первого лат. патр. Александрии Афанасия Клермонского в 1219; впрочем, ни он, ни его преемники так и не смогли обосноваться в Александрии и считались титулярными. Окончательно лат. патриархат Александрии был упразднен в понтификат Папы Иоанна XXIII.

В 1439 мелькитский патр. Филофей присоединился к Флорентийской унии (Ферраро-Флорентийский собор).

С 1517 Александрия оказалась под властью турок. Резиденция мелькитского патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике А.п. визант. литургии. В Оттоманской империи А.п. во многом сохранил свое значение благодаря тому, что султаны наделяли правосл. патриархов правами «этнархов» (лидеров нации). С XVI в. начали развиваться отношения А.п. с Россией, первым из Александрийских патриархов побывал в России патр. Паисий (1657–77), принимавший участие в соборе 1666–67, низложившем патр. Никона.

В 1442 была формально заключена уния Рима с Коптской Церковью, однако реальных плодов она не имела. В 1761 Папа Климент XIII учредил в Александрии апост. викариат, а в 1824 буллой Папы Льва XII Petrus apostolorum princeps был основан патриархат для коптов-католиков, возобновленный Папой Львом XIII в 1895.

В 1774 Конгрегация по распространению веры подчинила юрисдикции мелькитского патр. Антиохии мелькитов-католиков в Египте. В 1833 Папа Григорий XVI даровал Антиохийскому мелькитскому катол. патриарху Максиму III Мазлюму (1833–55) в качестве личной привилегии также титулы патриарха Александрийского и Иерусалимского. Все последующие мелькитские катол. патриархи также носили эти титулы и пребывали попеременно в Каире и в Дамаске. В Александрии находилась резиденция их викариев.

Положение правосл. А.п. улучшилось лишь в период правления Мухаммеда Али Паши (1806–48), установившего рел. свободу. Зависимость правосл. Александрийской патриархии от Константинопольской просуществовала до XIX в., последним назначенным в Стамбуле предстоятелем А.п. стал Иерофей I (1846/47–58), первым за несколько столетий вернувший патриаршую резиденцию в Александрию. Его преемник патр. Иерофей II в 1858 был избран правосл. общиной Александрии, а не назначен Константинопольским патриархом. Реформатором церк. жизни в правосл. А.п. стал патр. Фотий (1900–25); при нем А.п. начал выпускать свои печатные издания, в т.ч. периодические. В нач. XX в. шла обширная иммиграция малоазийских греков и правосл. арабов в Египет, в результате чего к 1930 православные составляли в стране ок. 150 тыс. чел. Преемник Фотия, патр. Мелетий II (1926–35), составил правила самоуправления для А.п. и подал их на рассмотрение егип. пр-ву, которое одобрило их. С этих пор А.п. стал независимым и даже получил защиту гос-ва. Патр. Мелетий также основал семинарию Св. Афанасия, упорядочил систему церк. судопроизводства и распространил юрисдикцию А.п. на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всея Африки».

Отношения между А.п. и Русской Правосл. Церковью оживились в XX в. На Московском поместном соборе 1945 при избрании патриарха Алексия I присутствовал Александрийский патр. Христофор II, еще дважды после этого посещавший СССР. Его преемник патр. Николай VI (1968–86) неоднократно бывал гостем Русской Правосл. Церкви, начиная с собора 1971, избравшего патр. Московского Пимена. В Александрии существует подворье Русской Правосл. Церкви с храмом Св. Александра Невского. С 1956 в Одессе действует подворье А.п. с храмом Пресвятой Троицы.

В наст. время в Египте к правосл. А.п. принадлежит около 3 тыс. греков и 15 тыс. арабов. В др. странах большинство верующих, относящихся к А.п., составляют этнические греки, но также есть и араб. приходы, всего ок. 250 тыс. человек в разных странах африк. континента.

Управление правосл. А.п. осуществляется в соответствии с традицией, установленной в кон. XIX в.: Свящ. Синод включает в себя не менее 7 митрополитов и собирается не реже раза в год. По той же традиции избрание патриарха осуществляется как клиром, так и мирянами. Патриаршая резиденция правосл. А.п. находится в Александрии, кафедр. собора два: Св. Саввы Освященного - в Александрии и Св. Николая - в Каире. Правосл. А.п. делится на 13 митрополий, располагает 166 храмами, 2 монастырями. При патриархате действует Институт восточных исследований, а также библиотека, в которой собраны ценные манускрипты и редкие издания. Офиц. печатный орган А.п. - журнал Pantainos. Правосл. А.п. - член Всемирного совета Церквей.

Лит-ра: История Православной Церкви в XIX веке / Под ред. А. Лопухина. СПб., 1901 (переизд. М., 1998), т. 1, с. 217–236; Роберсон, 60–62; Hardy E.R. Christian Egypt. NY., 1952; At*****er D. The Christian Churches of the East. Milwaukee, 1961–62. 2 vol.; Vries W. de u.a. Rom und die Patriarchates des Ostens. Fri., 1963; Michałowski K. Aleksandria. Wwa, 1970


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Александр Носевич Александрийский Патриархат. Новейшая история (с 1935-го года до наших дней) После кончины блаженнейшего патриарха Мелетия Метаксакиса (+1935), который был одним из наиболее выдающихся и деятельных патриархов современной эпохи; и которому Александрийская Церковь обязана своим возрождением, а именно установлением синодальной системы, учреждением церковно-административной структуры по всему Африканскому континенту, созданием митрополий, строительством новых храмов и благотворительных учреждений (школ, больниц, детских домов, приютов и т.д.), на престол святого Марка взошел митрополит Ермупольский Николай V.

После кончины блаженнейшего патриарха Мелетия Метаксакиса (+1935), который был одним из наиболее выдающихся и деятельных патриархов современной эпохи; и которому Александрийская Церковь обязана своим возрождением, а именно установлением синодальной системы, учреждением церковно-административной структуры по всему Африканскому континенту, созданием митрополий, строительством новых храмов и благотворительных учреждений (школ, больниц, детских домов, приютов и т.д.), на престол святого Марка взошел митрополит Ермупольский Николай V.

НИКОЛАЙ V (1935-й – 1939-й)

При Николае V в Александрийском Патриархате утвердился новый способ избрания главы этой Церкви.

После кончины патриарха Мелетия в 1935-м году, открыл свою работу Поместный Собор Александрийской Церкви, созванный для избрания нового предстоятеля. Процедура избрания должна была проходить в соответствии с действовавшими в то время законами египетского государства. Однако православные сирийцы стали протестовать по поводу способа избрания патриарха и добились отсрочки выборов нового главы Церкви. Вследствие этого министерство иностранных дел Египта представило патриархии письменный документ, который содержал новые положения о выборах патриарха. Выборы считались законными при соблюдении следующих условий:

  1. Соблюдение законов египетского правительства и наличие согласия заинтересованных сторон, включая сирийских православных.
  2. Последние должны быть включены в управление церковным имуществом.
  3. Назначение ещё одного епископа из сирийцев.
  4. Организация церковных судов должна быть санкционирована правительством Египта. При этом должны быть учтены мнения и требования сирийских православных.
  5. Патриарх должен принять египетское подданство, если он такового не имел.

Несогласие патриаршего местоблюстителя с этими требованиями привело к непризнанию египетским правительством результатов выборов патриарха.

Новый глава Александрийской Церкви был избран с соблюдением вышеперечисленных условий. Это произошло 11-го февраля 1935-го года. Новым патриархом стал митрополит Ермупольский Николай V.

После выборов патриарх поручил смешанной комиссии, которая состояла из греков и сирийцев, подробно изучить вопрос о порядке избрания главы Церкви.

Комиссия работала долгое время, что привело к запоздалому признанию египетскими властями результатов выборов нового патриарха, что произошло лишь в марте 1937-го года, когда было принято новое правило о выборах главы Александрийской Церкви. В этом правиле говорилось, что православные сирийской диаспоры принимают участие в выборах нового патриарха на равных правах.

Николай V был ревностным последователем принципа соборности в управлении Церковью. Он с неутолимой энергией трудился над переустройством патриархии согласно этому принципу. Также большое внимание он уделял церковным учебным заведениям. Ему удалось перевести отношения с египетским правительством в русло сотрудничества и взаимопонимания. К сожалению, патриаршество Николая V продлилось недолго, и, поэтому он не успел осуществить своего дела до конца.

ХРИСТОФОР II (1939-й – 1967-й)

Митрополит Леондопольский Христофор II был избран на патриарший престол 21-го июля 1939-го года Поместным собором Александрийской Церкви.

Перед избранием он давал обещание заполнить все вдовствующие кафедры Александрийской Церкви, улучшить материальное положение священников и многое другое. Однако новые политические условия, в которых оказался Александрийский патриархат после окончания второй мировой войны, когда увеличился поток эмиграции греков в другие страны, особенно в Австралию, привели к сильному сокращению греческой паствы в Египте. Перемены, которые произошли в этом регионе, повергли страну в хаос и привели к утесненному положению греческой диаспоры и Александрийского патриархата. Таким образом, процветавшая некогда греческая община Египта, которая представляла собой опору Патриархата на африканском континенте, к концу 60-х годов двадцатого века стала насчитывать всего несколько тысяч человек.

Несмотря на это, патриарх Христофор продолжал энергично трудиться на благо Церкви, преодолевая возникшие трудности. Он смог добиться устранения распрей и раздоров внутри христианских общин, которые на протяжении целых десятилетий будоражили жизнь Церкви.

В вопросе признания Болгарского патриархата, патриарх Христофор не поддержал мнение многих других Поместных Церквей, но занял позицию Московского Патриархата. Он принял предложение советского правительства получить компенсацию за конфискованное имущество Александрийской Церкви в советской России.

Египетские власти пытались навязать школам Патриархата свои учебные программы, но патриарх смог добиться значительных уступок в пользу Церкви.

Его отношение к экуменическому движению было отрицательным, как и к многочисленным протестантским проповедникам, которых он резко осуждал за прозелитизм.

Он принимал деятельное участие в возобновлении многих церковных изданий, создании библиотек и составлении учебных программ.

Патриарх Христофор положил основание современной миссионерской деятельности Православной Церкви на африканском континенте. Его первым шагом на этом поприще стала хиротония архиереев в новооснованные епархии Аккры и Иринополя. Ядром нового миссионерского движения стала Уганда, где был создан постоянно действующий миссионерский центр. Последовали хиротонии в иереи из коренных жителей. Было совершено освящение многих новопостроенных храмов. Большой резонанс получило рукоположение трех иереев, до этого бывших активными англиканскими проповедниками. Патриарх Христофор прилагал большие усилия для того, чтобы дети из семей местных жителей воспитывались в греческих школах Александрии, а следом отправлялись на обучение в университеты Греции, где они могли обучаться не только на богословском, но и на других факультетах. Цель этого была подготовить молодых людей для последующей миссионерской работы среди местного населения.

Александрийская Церковь принимала участие во Всеправославной конференции, которая состоялась на о-ве Родос (Греция) в 1961-м году.

В последние пятнадцать лет патриарх Христофор, из-за возникших проблем со здоровьем, не созывал Синод, что в результате привело к его конфликту с епархиальными архиереями. Вместо Синода патриарх поручил специально им назначенным митрополитам Ермупольскому Евангелию и Иринопольскому Николаю, который впоследствии стал патриархом, вести часть дел патриархии. Это вызвало нестроения в управлении Церковью, что привело к появлению оппозиции и вынудило патриарха уйти на покой. Некоторое время спустя он скончался.

НИКОЛАЙ VI (1968-й – 1986-й)

Патриарх Николай VI столкнулся с проблемой резкого сокращения греко-говорящей паствы в Александрии. Но более серьезной проблемой стали нестроения, возникшие при его предшественнике.

Для более продуктивной работы на Африканском континенте он основал митрополии Зимбабве и мыса Доброй Надежды.

Продолжая миссионерскую деятельность своего предшественника, новый патриарх занялся главным образом реорганизацией управления патриархии и улучшением инфраструктуры учебных заведений и благотворительных учреждений.

Первое десятилетие патриаршества Николая VI можно назвать золотой эпохой Александрийской Церкви. Он заложил и построил новое здание монастыря святого Саввы и освятил его соборный храм. Он отремонтировал здание богословской школы, расширил фонды библиотеки и музея школы. На территории школы он отстроил новое здание патриархии.

В деле миссионерства патриарх продолжал вести линию своих предшественников. Он организовал центры духовного просвещения местной молодежи, из среды которой, после необходимой литургической подготовки, он выбирал достойнейших и рукополагал их в священники. Николай VI самоотверженно трудился для укрепления миссионерства Александрийской Церкви. При нем три африканца были рукоположены в епископский сан: епископ Нилопольский Христофор, Навкратиадский Феодор и Нитрийский Георгий.

Свое пристальное внимание патриарх Николай уделял изданиям Патриархии, а так же замещению вдовствующих митрополичьих и епископских кафедр.

Он скончался в 1986-м году, находясь с официальным визитом в России.

ПАРФЕНИЙ III (1986-й – 1996-й)

Блаженнейший патриарх Парфений III известен своим деятельным участием в экуменическом движении. Его личность была известной во многих международных, религиозных кругах и организациях.

Он, как и его предшественники, непрерывно трудился на миссионерском поприще, главным образом в таких странах как Кения, Заир, Камерун и особенно Уганда. Он много сделал для оказания гуманитарной помощи африканскому народу. Патриарх Парфений основал митрополию Кампалы. Он постоянно проявлял живое и деятельное участие в изданиях патриархии.

Парфений III-й скончался 23-го июля 1996-го года во время пребывания на острове Аморгос (Киклады, Греция).

ПЕТР VII (1997-2004)

Патриарх Петр, отличался большим опытом миссионерства. С первых шагов своей пастырской, а затем архипастырской деятельности он ревностно трудился в Западной Африке.

После сокращения греческой паствы в Александрийской Церкви, важной областью ее духовной и пастырской деятельности стало распространение евангельской проповеди среди местного населения, которое, однако, имеет свою духовную традицию, сильно отличающуюся от классической греческой культуры, в среде которой выросла, развилась, расцвела и окрепла христианская Церковь.

С первых шагов своего архипастырского служения новый патриарх взялся за административное переустройство не только Александрии и Каира, но и остальных митрополий Патриархата. Ниже приводятся некоторые важнейшие решения и действия главы Александрийской Церкви:

  1. Реорганизация и регулярная инспекция экономических служб патриархии.
  2. Создание четырех новых миссионерских епархий: Мадагаскарской, Нигерийской, Ганской, Букомбской и, соответственно, хиротония архиереев на эти кафедры.
  3. Устранение проблем экономического характера.
  4. Строительство новой патриаршей резиденции в Александрии.
  5. Ремонт и реставрация уже существующего комплекса зданий монастыря Саввы Освященного.
  6. Ремонт храма святителя Николая и патриаршей резиденции в Каире.

За то время, которое прошло с момента интронизации Блаженнейшего Патриарха Петра, стоит особенно отметить историческое решение Синода Александрийской Церкви по реабилитации святителя Нектария Пендапольского. По случаю этого события была созвана большая конференция в Александрии. Также прошли многочисленные официальные праздничные мероприятия с участием всех Православных Поместных Церквей, а 1999-й год был объявлен годом Святого Нектария.

11 сентября 2004 г. в Эгейском море в авиакатастрофе погибли Патриарх Александрийский Петр VII и сопровождавшие его. Глава африканского Православия направлялся с первым официальным визитом на Афон.

ФЕОДОР II

9 октября 2004 г. Синодом Александрийской Церкви Папой и Патриархом Александрийским и всея Африки был избран Блаженнейший Феодор II. Церемония интронизации состоялась в Соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии 24 октября 2004 г

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

История Александрийской Православной Церкви Согласно церковному преданию, Александрийская Церковь была основана святым апостолом Марком. В первые века христианства православные в Египте претерпели гонения от римских императоров. В 202 году император Септимий Север посетил Палестину, после чего стал гнать христиан. Следующий император Деций также преследовал христиан. Другой император Валериан, сначала благосклонно относился к христианам, но в последние годы своего правления (257- 260 г.) стал их преследователем. Но его сын в 260 году Галлиен прекратил гонения.

Согласно церковному преданию, Александрийская Церковь была основана святым апостолом Марком.

В первые века христианства православные в Египте претерпели гонения от римских императоров. В 202 году император Септимий Север посетил Палестину, после чего стал гнать христиан. Следующий император Деций также преследовал христиан. Другой император Валериан, сначала благосклонно относился к христианам, но в последние годы своего правления (257- 260 г.) стал их преследователем. Но его сын в 260 году Галлиен прекратил гонения.

Но уже при императоре Диоклетиане в 303-304 годах, Православной Церкви вновь пришлось пережить гонение. И только после того как император Константин Великий (306-337гг.) издал указ о прекращении гонений на христиан, а в 313 году был утвержден Миланский эдикт, дающий право исповедовать религию по собственному выбору, Александрийская Церковь обрела мир.

В III-IV веке в Александрии образовалась богословская школа, наиболее яркими представителями которой были Ориген и Климент Александрийский.
Именно в Египте особенно сильно проявилось стремление к отшельнической жизни. Одним из родоначальников монашества был преп. Павел Фивейский. Наиболее известные обители – Нитрия, где подвизался преподобный Аммоний, скит преподобного Макария Египетского и основанный преподобным Пахомием в 315-320 гг. общежительный Тавеннисийский монастырь. К началу V века в Египте было около шестисот монастырей и семи тысяч монахов.

Арий, уроженец Ливии или Александрии, был рукоположен во дьякона святителем Петром Александрийским и им же отлучен за приверженность к мелитианству. Позже, когда Арий раскаялся, архиепископ Ахилла рукоположил его в сан пресвитера. В Александрии на Соборе 320 –321гг. была осуждена ересь Ария, который утверждал, что Господь сотворен и не вечен.
В 325 году на Первом Вселенском Соборе, в городе Никее, Арий был осужден всей Церковью.

В 630 году на Александрийский престол вступил бывший епископ Фасиса Кир. Он принял доктрину о единой природе Христа – монофелитство, первоначально сформулировав ее как единство «богочеловеческой энергии» во Христе. Это учение было официально провозглашено во всей Александрийской Церкви 3 июня 633 года.

Против распространения монофелитства в Александрии выступил ученый монах святой Софроний. К нему присоединился преподобный Максим Исповедник, отстаивавший Православие не только в Александрии, но и во многих других областях Египта. В результате император Ираклий издал в 638 году экстезис - эдикт, запрещавший обсуждение вопроса об одной или двух волях Спасителя. Этот документ, подготовленный в Константинополе, принял и Кир Александрийский. На Шестом Вселенском Соборе было сформулировано православное учение о двух волях в Иисусе Христе.

Во второй трети VII века восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов-мусульман. В сентябре 642 года византийцы, окруженные в Александрии, сдались.

Христиане в покоренном Египте сохранили свободу вероисповедания. Патриарх Кир умер еще до сдачи Александрии (весной 642), а избранный его преемником Петр, также монофелит, покинул Египет вместе с византийской армией и скончался в Константинополе около 654 г. После него преемство православных Александрийских патриархов прервалось более чем на 70 лет.
В 731 году при халифе Хишаме, достаточно благосклонно относившемся к немусульманам, православным Египта было позволено восстановить пост Александрийского патриарха. Новоизбранный патриарх Косма, хотя и был неграмотным ремесленником, не искушенным в политике, сумел добиться у халифа возвращения православным многих церквей, захваченных коптами после ухода византийцев.

При Халиф аль-Мутаваккиле (847–861) христианам пришлось пережить тяжелое гонение. Мусульмане подвергали разрушению церкви, запрещали совершать богослужения и таинства.

В конце IX в. - первой половине Х в. халифат пришел в упадок. В числе прочих провинций Египет вышел из повиновения халифу и превратился в самостоятельное государство. В 969 г. Египет, а также Палестина и Южная Сирия были завоеваны шиитской династией Фатимидов, создавшая свое государство. Первые Фатимиды проявляли редкую веротерпимость.
Но с 1003 г. халиф аль-Хаким развернул жесточайшие гонения на христиан. Каждый год его правления был отмечен массовыми погромами церквей и христианских кварталов, осквернением кладбищ. В 1008 г. халиф запретил христианам праздновать Вербное воскресенье, а позже - и Крещение Господне. В 1014 г. начался массовый исход христиан в византийские владения. Из оставшихся в Египте немусульман значительная часть приняла ислам, хотя многие делали это неискренне.

Следующий халиф - аз-Захир (1021–35) отменил все ограничения, наложенные на немусульман. Православные получили возможность избрать нового патриарха и епископов, которых лишились во время гонения. Христиане, ранее бежавшие из Египта, возвращались обратно, восстанавливались разрушенные храмы, со всей пышностью отмечались церковные праздники, и даже те, кто был насильственно обращен в ислам, безнаказанно возвращались в христианство.

С появлением на Ближнем Востоке крестоносцев, вытеснивших из Палестины ослабевших Фатимидов и образовавших христианские государства, Египет на два столетия стал передним краем борьбы мусульманской и католической цивилизаций. Несколько раз крестоносцы предпринимали попытки овладеть Египтом.

В XIII в. Египет стал главной целью крестоносцев. Во время 5-го крестового похода (1218–1221) католики после долгой осады овладели Дамиеттой, однако во время похода на Каир были отрезаны от своей базы и под угрозой голода уступили все свои завоевания. В 1248–1250 гг. вторгшаяся в Египет армия французского короля Людовика IX после первоначальных успехов была окружена и разгромлена мусульманами; сам король попал в плен, и за него пришлось платить огромный выкуп. Даже после того как основная волна крестоносного движения спала, а все христианские владения на Востоке оказались в руках мусульман, папа Римский и европейские рыцари не оставляли попыток завоевать Египет.

Объективно крестовые походы только ухудшили положение египетских христиан, вызвав всплеск ярости у мусульман, которая привела к гонениям против «неверных». Сами же крестоносцы относились к православным христианам как к еретикам. Во время вторжений в Египет они грабили и истребляли население, не делая различий между мусульманами и христианами. После взятия в 1219 г. Дамиетты, где находились кафедры православного митрополита, папский легат учредил в городе католическую кафедру, причислив ее к владениям Иерусалимского латинского патриарха. То же повторилось при захвате этого города крестоносцами в 1249 г.
Мусульмане со своей стороны не вникали в противоречия между христианскими конфессиями и подозревали православных в пособничестве крестоносцам. Помимо бедствий и разрушений непосредственно в районах военных действий христиане подвергались разнообразным преследованиям на всей мусульманской территории.

Бедствия постигли христиан и во время 5-го крестового похода: христиане Каира были обложены тяжелым сбором на военные расходы;исламская армия, шедшая к осажденной Дамиетте, разрушала по дороге все церкви. В ответ на взятие этого города крестоносцами по всему Египту было уничтожено 115 храмов.

В 1250 году власть в Египте захватили мамлюки. Они сумели остановить натиск монголов и сокрушили остатки владений крестоносцев. Мамлюкский султанат стал политическим и религиозным центром исламского мира. Во время правления мамлюков, внутренняя политика отличалась религиозной нетерпимостью.

С захватом Константинополя турками (1453г.) политическая ситуация изменилась. Они быстро захватили господство на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Европе, а так же на Африканском континенте. В 1517 году Египет стал одной из провинций Османской империи. Во главе его стояли присылавшиеся из Стамбула паши, которые опирались на размещенные в стране янычарские корпуса.

В целом османы были более веротерпимы, чем правившие до них мамлюки; в Египте же положение христиан было наиболее благоприятным, чем в других провинциях. Иноверцы, часто играли заметную роль в жизни государства
Посетивший в 1657 году русский монах Арсений (Суханов) сообщал, что в Каире постоянно живут 600 православных арабов и греков.

Во всем Александрийском Православном Патриархате в XVI - начале XIX в. было 8 храмов - 4 в Каире и по одному в Александрии (в монастыре св. Саввы), Розетте и Дамиетте - и 2 монастыря, св. Саввы в Александрии и вмч. Георгия в Каире, где размещалась резиденция патриарха.

Из-за малочисленности православного населения Александрийская Церковь постоянно находилась в тяжелом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных Патриархатов и помощи православных государств, прежде всего из России.

Включение Египта в состав Османской империи значительно усилило связи между Александрийским престолом и другими Восточными Патриархатами. Многие патриархи едва ли не большую часть своего правления проводили за пределами Египта, принимая участие в делах Константинопольской Церкви или собирая милостыню на поддержание своего престола в Дунайских княжествах.

К эпохе патриарха Иоакима относятся первые контакты Александрийского Патриархата с Россией. В 1523 г. он направил делегацию в Москву к Василию III с просьбой оказать материальную помощь Александрийской Церкви, а в 1556 г. посольство патриарха и Синайского архиепископа с аналогичными целями отправилось к Иоанну IV Грозному; помимо прочего Иоаким ходатайствовал перед царем об освобождении из-под ареста прп. Максима Грека. В обоих случаях помощь была оказана. Грозный передал щедрые денежные пожалования всем Восточным патриархам через своего посланца, Василия Позднякова, который в 1559 г. встречался в Египте с патриархом Иоакимом и оставил описание состояния Православия на Востоке.

В течение полутора столетий после этого Александрийский Патриархат поддерживал достаточно тесные связи с Москвой, получая из России значительные пожертвования.

Летом 1798 г. в Египет вторглась французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом, который 2 июля занял Александрию, а через 5 дней вступил в Каир. В стране установился оккупационный режим. Несмотря на происламские декларации генералов Бонапарта, мусульманское население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. В то же время местные христиане стали надежной опорой новой власти.

Во время антифранцузских восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей. Бывший в то время патриархом, Парфений II вынужден был бежать на Родос, где и скончался (1805).

Победителем в этой междоусобной борьбе оказался албанский военачальник Мухаммад Али (1805–1849). Ему удалось уничтожить главную оппозиционную силу - мамлюков (1811). Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате которых Египет на некоторое время превратился в региональную сверхдержаву.

Религиозная политика Мухаммада Али была сугубо прагматичной. Заботясь о доходах казны и развитии промышленности, паша охотно покровительствовал христианским общинам. В Египет из османских владений устремилось множество греков, которые покупали земельные участки, строили на них больницы, благотворительные заведения и школы. Когда после Греческого восстания 1821 г. по всей Османской империи прокатились погромы, Мухаммад Али окружил христианские кварталы войсками и не допустил столкновений.

В 1834 г., после полувекового перерыва, были восстановлены контакты Александрийского престола с Россией. Император Николай I пожаловал значительную сумму на нужды Египетской Церкви. Патриарх Иерофей I (ок. 1825–1845) построил в Каире новую резиденцию с храмом вмч. Георгия (1839), украшал церкви, открывал училища.

К 1843 г. относится официальная организация греческой общины в Александрии. Многочисленная, активная, процветающая православная община выработала четкую структуру самоуправления, состоявшую из эпитропий - комиссий выборных депутатов. Ее почетными членами стали консулы Греции, Бельгии, Швеции. Община содержала за свой счет школы, больницы, даже часть духовенства, жертвовала значительные суммы Патриархии, но в то же время добивалась контроля над действиями патриархов по расходованию средств. Подобная ситуация иногда приводила к противоречиям между церковной иерархией и мирянами, стремившимися играть все большую роль в жизни Церкви.

При выборе преемника патриарха Иерофея I обострились отношения между православными Египта, поддержанными местными мусульманскими властями, и Вселенским Патриархатом, который, претендуя на безраздельное главенство на православном Востоке, продвигал своего кандидата, митр. Артемия (1845–1847). Верх одержали египетские христиане, добившиеся поставления избранного ими патриарха Иерофея II (1847–1858).

Алесандрия продолжала поддерживать тесные отношения с Россией. 21 мая 1855 г. митр. Московский Филарет (Дроздов) передал Александрийской Патриархии храм свт. Николая, при котором было устроено Александрийское подворье.

4 янв. 1866 г. в Каире состоялось собрание с участием 2 архиереев Александрийского престола, 27 клириков и 17 представителей греческих общин, принявшее 12 статей Положения об устройстве Александрийского Патриархата и синодальном управлении. На его основе патриархом был избран проведший 17 лет в России первый настоятель Александрийского подворья в Москве митр. Фиваидский Никанор (1866–1869).

При слабых наследниках Мухаммада Али во второй пол. XIX в. Египет быстро потерял экономическую самостоятельность и превратился в полуколонию европейских держав. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа огромного количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много христиан - греков и сирийцев, заполнивших важные социальные ниши (бизнес, издательское дело, журналистика, образование).

В XIX - начале XX в. представители православных народов играли в экономике и культуре Египта куда более значительную роль, чем в предшествующие столетия. Иностранное засилье, финансовое закабаление страны вызвали рост националистических настроений, кульминацией стало восстание Ораби-паши (1882). Патриарх Софроний и православное духовенство, как и представители других конфессий, покинули Египет. В Каире и Александрии остались только 2 священника, на долю которых выпали тяжкие испытания во время бесчинств мятежной толпы. Восстание было подавлено после артиллерийского обстрела Александрии английским флотом. Египет был оккупирован англичанами и, формально оставаясь до 1914 г. в составе Османской империи, фактически стал британским протекторатом.

Резкие изменения в жизни Египта не могли не наложить свой отпечаток и на положение Александрийского Патриархата. Прежде всего увеличилась православная община, это произошло за счет притока иммигрантов: к началу XX в. она составляла около 100 тыс. чел. (63 тыс. греков, остальные - православные арабы сирийского и ливанского происхождения). Численность духовенства увеличивалась медленнее: в начале XX в. под властью патриарха состояли 2 митрополита и 50 клириков. По мере роста православного населения строились новые церкви.

Патриарх Фотий (1900-1925г.г.) строил храмы, учебные и благотворительные заведения, открыл Патриарший музей и Александрийскую библиотеку. При нем территория Патриархата была разделена на семь епархий.

Патриарх Мелетий II (1926-1935гг.) развил активную деятельность по распространению Православия в Африке. Он учредил кафедры в Йоханнесбурге, Бенгази, Триполи, Тунисе, Судане и Эфиопии. Им основано Свято-Афанасьевское духовное училище, ставшее позже семинарией.
В 1946 г. православные Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 г. присоединены к Александрийской Церкви.

В 1958 г. были учреждены 3 новые епархии в Тропической Африке: Восточноафриканская, Центральноафриканская и Западноафриканская.

В 1968 г. были образованы еще епархии Родезийская и Мыса Доброй Надежды.

В сентябре 1997 г. были учреждены четыре новые епископии: Мадагаскарская (Антананариву), Нигерийская (Лагос), Ганская (Аккра) и Букобская (Танзания).

В 1968 г. прибывшая в Александрию по случаю интронизации патриарха Николая VI делегация Ватикана от имени папы Павла VI передала престолу ап. Марка частицу святых мощей евангелиста, некогда похищенных венецианцами. В 1971 г. состоялось торжественное открытие новой Патриаршей резиденции в Александрии.

Александрийская Православная Церковь является членом Всемирного Совета Церквей и членом Ближневосточного Совета Церквей. В 1926 г., при патриархе Мелетии II, состоялся переход на новый стиль.

Церковь поддерживает братские отношения со всеми православными Церквами, в том числе и с Русской Православной Церковью.