Заброшенные военные части ссср. Как не должна умирать военная техника ч.2. Загоризонтная РЛС Дуга, Припять, Украина

Военные базы и сооружения, чей срок службы был рассчитан всего на несколько лет, или же наоборот, объекты, построенные для поддержки тысячелетнего рейха, раскиданы по всему земному шару. Некоторые из них обрели вторую жизнь, а другие до сих пор остаются заброшенными и продолжают разрушаться.

База ВВС Великобритании Хетел

База королевских ВВС Хетел представляет собой бывшую базу королевских ВВС, которая использовалась ВВС США и ВВС Великобритании во время Второй мировой войны. Взлетное поле расположено в 11 километрах к юго-востоку от города Норидж Англия; в настоящее время им владеет английский производитель спортивных и гоночных машин Lotus Cars.


Авиабаза Хетел в 1944 году

В 1966 году компания Lotus Cars переехала в помещение, специально построенное на месте аэродрома, и реконструировала часть взлетных полос и рулежных дорожек под тестовые треки для своих машин. Завод и инженерные центры занимают площадь 0,22 кв.км бывшего аэродрома, для пробегов испытаний выделено 4 км бывших взлетных полос. Большая часть покрытия оставшихся взлетных полос была снята и использована для строительства дорог, часть земли также была возвращена в сельскохозяйственный оборот. Старую планировку до сих пор можно разглядеть на фотографиях с воздуха.

Сегодня компания также работает в сфере инжинирингового консалтинга, выполняя инженерные разработки для автомобильной промышленности. Академия вождения Lotus Driving Academy, гоночное направление компании Lotus Racing, также расположены в Хетел.


База подводных лодок в Балаклаве, Крым. Входной туннель в эту старую советскую базу подводных лодок

В Крыму расположен морской музейный комплекс Балаклава, представляющий собой подземную базу для подлодок. В эпоху Холодной войны в бухте Балаклава располагался суперсекретный военный объект.

Сталин издал секретную директиву: найти место, где можно было бы базировать подводные лодки, предназначенные для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поиска выбор пал на тихую бухту Балаклава и город тут же был засекречен. Город Балаклава расположен в узком заливе шириной всего 200–400 метров. Небольшие бухточки защищают город не только от штормов, но также от пытливых глаз, со стороны открытого моря она не видна ни под каким углом. Кроме того, место находится неподалеку от Севастополя, главной военно-морской базы российского черноморского флота.


Старый причал советских подлодок

В 1957 году был организовано специальное строительное управления номер 528, которое напрямую руководило строительством подземных сооружений. Строительство данного подземного комплекса длилось четыре года, с 1957 по 1961 год.

После закрытия в 1993 году большая часть комплекса была оставлена без охраны. В 2000 году заброшенный объект был передан военно-морским силам Украины.

Музей был организован в 2002 году в соответствии с приказом министерства обороны Украины, согласно которому был учрежден филиал Центрального музея ВС Украины - морской комплекс «Балаклава».


Заброшенные казармы Форта Орд

Форт Орд был открыт в 1940 году и закрыт в 1994 году. Этот Форт стал самой крупной американской военной базой закрытой на тот момент. Большая часть старых зданий и инфраструктуры остается заброшенной, но всё же многие сооружения уже снесены под запланированное строительство.


Форт Орд в 40-е годы

В апреле 2012 года президент Обама подписал декларацию, согласно которой 5929 гектаров были отданы под создание так называемого Национального монумента Форт Орд. В своей декларации президент заявил, что «охрана района Форта Орд позволит сохранить его историческое и культурное значение, привлечет туристов и любителей активного отдыха отовсюду и обогатит его уникальные природные ресурсы к радости всех американцев».


Атолл Джонстон, США

Атолл Джонстон представляет собой так называемую неинкорпорированную неорганизованную территорию США. Управляет атоллом Управление охоты и рыболовства Соединенных Штатов. Попасть на атолл можно только по специальному разрешению и в основном контингент, прибывающий туда, ограничен учеными и исследователями.


Почти 70 лет атолл контролировался американскими военными. В это время он использовался в качестве птичьего заповедника, морского топливозаправочного терминала, посадочной площадки для космических аппаратов, авиабазы, испытательного полигона ядерного и биологического , секретной ракетной базы и, наконец, места хранения и предприятия по уничтожению дефолианта «эйджент оранж». Работы по уничтожению дефолианта сильно загрязнили окружающую среду, поэтому там в настоящее время продолжаются работы по восстановлению и мониторингу. В 2004 году американская военная база была закрыта и была передана гражданским структурам правительства США.


Авиабаза Желява в Хорватии

Авиабаза Желява на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины была крупнейшим подземным аэродромом и военной авиабазой в бывшей Югославии и одной из крупнейших в Европе.

Строительство авиабазы Желява или Бихач (кодовое имя «Объект 505») началось в 1948 и завершено в 1968 году. За эти два десятилетия Югославия потратила на строительство 6 миллиардов долларов, втрое больше текущих ежегодных оборонных расходов Сербии и Хорватии вместе взятых. Это был один из самых крупных и дорогостоящих военных проектов в Европе.


Командный центр

Авиабаза использовалась интенсивно в 1991 году во время Югославских войн. Во время отхода югославская народная армия разрушила взлетную полосу, заполнив предварительно подготовленные пустоты (напрямую предназначенные для этой цели) взрывчаткой и затем подорвав ее. С целью предотвращения любого возможного использования комплекса в дальнейшем оппозиционными силами военные Сербской Краины закончили разрушение в 1992 году, подорвав в нем еще 56 тонн взрывчатки. Последующие взрывы были такими мощными, что толчки почувствовали в близлежащем городе Бихач. Жители городка говорили, что дым поднимался из туннелей еще спустя шесть месяцев после взрывов.

Стоимость разрушенных основных зданий и оборудования не поддается оценке, также был причинен большой ущерб окружающей среде. Возможное восстановление (реконструкция) объекта ограничена отсутствием финансовых ресурсов. Международная граница делит базу на две части, весь район вокруг нее в значительной степени заминирован. Казармы в близлежащей деревеньке Личко Петрово Село находятся в ведении Хорватской армии.


Радарный комплекс Дуга 3, Украина

Дуга-3 - это советский загоризонтный радарный комплекс, используемый как часть советской же системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Комплекс функционировал с июля 1976 по декабрь 1989 года. Были развернуты два радара Дуга-3, один вблизи Чернобыля и Чернигова и второй в восточной Сибири.

В конце 80-х годов украинский радар, расположенный в 30-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской атомной станции, был деактивирован.


База подводных лодок Сен-Назер, Франция

До второй мировой войны Сен-Назер была одной из самых глубоких гаваней на атлантическом побережье Франции. Во время битвы за Францию немецкая армия высадилась в Сен-Назере в июне 1940 года. Гавань сразу же стала использоваться для операций подводного флота, в сентябре 1940 года на базу прибыли немецкие подлодки U-46.

В декабре комиссия строительного управления Третьего рейха проверила гавань на предмет возможности построить базу подлодок, неуязвимую для воздушных бомбардировок из Англии.


База в стадии завершения строительства, апрель 1942 года

Строительство началось в феврале 1941 года, стоянки 6, 7 и 8 были завершены в июне 1941 года. Доки с 9 по 14 были построены с июля 1941 по январь 1942 года; и с февраля по июнь 1942 года причалы с 1 по 5. Работы, в конечном счете, завершились строительством башни.

В конце 1943 - начале 1944 года был построен укрепленный шлюз с целью защиты подводных лодок во время их перемещения из реки Луары и укрытий. Шлюз имел длину 155 метров, ширину 25 метров и высоту 14 метров, на крыша было установлено зенитное вооружение.


Башни ПВО в Австрии и Германия; на фото L-Tower в Вене

Начиная с 1940 года было построено всего 8 огромных бетонных сооружений, так называемых противозенитных башен, в городах Берлин (3), Гамбург (2) и Вена (3).

В других немецких городах, например Штутгарте и Франкфурте также были сооружены башни ПВО. Меньшего размера специальные башни ПВО были построены в таких ключевых удаленных немецких пунктах, как например, Анжер во Франции и Хельголанд в Германии.


Башня во время строительства (1942 год)

Во время Второй мировой войны эти башни использовались Люфтваффе для защиты городов от воздушных налетов союзников и координации противовоздушной обороны. Во время налетов они также становились убежищами для десятков тысяч людей.


Линия Мажино, Франция. Вид на форт Schoenenbourg в Эльзасе

Линия Мажино представляла собой линию бетонных фортификационных сооружений и орудийных комплексов, которую Франция построила вдоль границы со Швейцарией и границ с Германии и Люксембургом в 30-е годы. Эта линия не шла вдоль пролива Ла-Манш, поскольку французские военные не хотели подвергать опасности нейтралитет Бельгии. Французский боевой опыт, полученный в Первой мировой войне, лег в основу концепции Линии Мажино, строительство которой велось в основном в 30-е годы в рамках подготовки ко Второй мировой войне.


Бункер 14 в Увраж Хохвальд в 1940 году

Французы построили эти фортификационные сооружения с целью выигрыша времени для своей армии, проведения всеобщей мобилизации в случае нападения и продвижения французской армии в Бельгию для решающего столкновения с немцами. Успехи в статичных, оборонительных боях Первой мировой войны оказали существенное влияние на французское военное мышление. Французские военные эксперты превозносили Линию Мажино как гениальное сооружение, полагая, что она сможет предотвратить любые вторжения с Востока.

Если вся эта система и предотвращала от прямого нападения, то со стратегической точки зрения она оказалась бесполезной, поскольку немецкие войска вторглись через Бельгию, обошли Линию Мажино и атаковали ее с тыла.

В конце 1944 года и начале 1945 года уже немцы обороняли Линию от наступающих союзников, которые снова атаковали ее с тыла.


Морские форты Маунселла в Северном море

Морские форты Маунселла расположены в Северном море, неподалеку от побережья Великобритании, в устьях рек Мерси и Темзы. Они служили в качестве фортификационных сооружений армии и флота и получили свое название в честь их проектировщика Гая Маунселла. Форты были выведены из эксплуатации в конце 50-х годов и позднее использовались для других видов деятельности, включая размещение в них пиратских радиостанций. Одним из фортов управляет непризнанное княжество Sealand. Суда посещают остальные форты от случая к случаю, а консорциум под названием Project Redsands планирует сохранить форт, расположенный в Red Sands.


Армейский форт на действительной службе ее Величества

Летом 2007 и 2008 годов станция Red Sands Radio вела свою работу с Форта Red Sands в память о пиратских радиостанциях 60-х годов. Позднее форт был объявлен небезопасным и коммерческая радиостанция Red Sands Radio переехала в свой офис на побережье.

Использованы материалы:
www.thebrigade.com
www.wikipedia.org

После развала СССР молодым государствам отошли в наследство множество секретных и не очень военных объектов. Экономика некоторых новоиспеченных государств просто не могла потянуть содержание этих сверхсекретных комплексов, а другим они были просто без надобности, поэтому строения постепенно ржавели и приходили в негодность.

Вот лишь несколько сооружений из тысяч спрятанных по горам и лесам секретных и не очень объектов, которые характеризуют все мощь развалившейся империи. А ведь это только наименее ценные, оказавшиеся невостребованными в период раздела имущества между когда-то братскими республиками…

Балаклава, Крым, Украина


Балаклава - сверхсекретная база подводных лодок, которая находится в крымском городе Балаклава и является одним из крупнейших военных объектов, под сводами которого могли разместится до 14 подводных судов. Эту военную базу построили 1961 и забросили в 1993 году, сразу после распада СССР. Располагается Балаклава прямо под Таврос располагался комплекс. Как утверждают знающие люди - база была перевалочным пунктом, где подводные лодки ремонтировались, заправлялись и пополняли боеприпасы (в том числе и ядерные). Балаклава строилась на века и даже сможет выдержать прямой ядерный удар. Но сейчас это просто заброшенный военный комплекс, который разобрали по винтикам местные жители, правда в 2002 было принято решение на руинах базы подводных лодок воздвигнуть музейный комплекс, но дальше слов пока дело не пошло.

Секретная база подводных лодок
Один из крупнейших военных объектов, оказавшихся брошенными после распада СССР.

С 1961 года под горой Таврос располагался комплекс, где хранились боеприпасы (в том числе и ядерные) и проводился ремонт подводных кораблей.

В доках базы могло укрыться до 14 субмарин разных классов, и весь комплекс был способен выдержать прямой удар ядерной бомбы мощностью до 100 кТ.

Брошенный в 1993 году объект был растащен на металлолом местными жителями и лишь в 2002 на остатках базы подводных лодок был организован музейный комплекс.

Ракетная шахта Двина, Кекава, Латвия


После распада великой державы многим молодым республикам достались секретные военные объекты, о существовании которых те даже не подозревали. Так например, вблизи города Рига (Латвия), в лесах укрылись от чужих глаз остатки ракетного комплекса «Двина». Этот военный комплекс был построен в 1964 году и состоял из 4 пусковых шахт. Сейчас шахты глубиной 34,6 метров частично затоплены, но любой желающий прихватив в гиды местного сталкера сможет спуститься в недры «Двина» и прогуляться по заброшенному комплексу. Говорят, что в ракетных шахтах осталось большое количество ракетного топлива, которое хоть и не радиоактивно, но очень ядовито, поэтому советую хорошенько подумать, прежде чем отправляться на экскурсию в это место.

Лопатинский фосфоритный рудник, Московская область


До развала СССР Лопатинский фосфоритный рудник был действующим месторождением, где добывались необходимые для производств сельскохозяйственных удобрений ископаемые и минералы. После 1993 года богатое месторождение прикрыли, оставив там всю технику. Так Лопатинский фосфоритный рудник с его гигантскими многоковшовыми экскаваторами стал местом паломничества туристов со всего мира. Если надумали исследовать это необычное место, то с визитом следует поторопиться, т.к. местные жители тащат все, что не прикручено и через несколько лет там не останется ни одного из железных монстров. Хотя популярность этого места вряд ли упадет: неземные пейзажам Лопатинский рудника останутся весьма примечательным местом.

Станция изучения ионосферы, Змиев, Украина


Эта станция была построено буквально за год до развала Советского Союза под Харьковом и являлась прямым аналогом американскому проекту HAARP на Аляске, успешно функционирующему и сегодня. Гигантский комплекс состоял из нескольких антенных полей и гигантской параболической антенны диаметром 25 метров, способной излучать мощность порядка 25 МВт. Но новоиспеченному украинскому государству передовая, и весьма дорогостоящая, научная аппаратура оказалась ни к чему, и сегодня разграбленной станцией интересуются лишь сталкеры и охотники за цветными металлами. Ну и конечно же, туристы!

Морской город «Нефтяные камни», Азербайджан


В 40-х годах прошлого века в Каспийском море в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова началась морская добыча нефти. Вскоре вокруг первых платформ начали возводится города, также расположенный на металлических эстакадах и насыпях. Так в открытом море в 110 км от Баку были построены электростанции, девятиэтажные здания общежитий, больницы, дом культуры, хлебозавод и даже цех по производству лимонада. Что там говорить, у нефтяников даже был свой небольшой парк с настоящими деревьями. Город Нефтяные камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков морского города достигает 350 километров. Вскоре появилась более дешевая сибирская нефть, которая сделала морскую добыче нерентабельной и морской городок начал приходить в запустение. Как ни странно, но Нефтяные камни нельзя назвать городом призраком, т.к. и по сей день там проживает около 2000 человек.

Заброшенный ускоритель элементарных частиц, Московская область


В конце 80-х агонизирующий Советский Союз решился на постройку огромного ускорителя элементарных частиц. Кольцевой туннель длиной 21 километр, залегающий на глубине 60 метров, и сейчас находится возле подмосковного Протвино - города физиков-ядерщиков. Это менее сотни километров от Москвы по симферопольскому шоссе. В уже готовый тоннель ускорителя даже начали завозить аппаратуру, но тут грянула череда политических потрясений, и отечественный «адронный коллайдер» так и остался гнить под землей.

Место было выбрано по геологическим соображениям – именно в этой части Московской области грунт позволяет размещать крупные подземные объекты.

Подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования, были связаны с поверхностью вертикальными шахтами вниз на 68 метров! Непосредственно над колодцем установлены грузовые краны грузоподъёмностью до 20 тонн. Диаметр колодца 9,5м.

В свое время мы опережали США и Европу лет на 9, а сейчас все наоборот, мы сильно отстали и денег Институту для завершения строительства и ввода Ускорителя в строй просто нет.

Оставшиеся инженеры и ученые пытались все же на отпускаемые госбюджетом крохи довести дело до мало-мальски приемлемого завершения. Хотя бы в виде законченного уникального инженерного сооружения - подземного «бублика» длиной 21 км.


Но, совершенно очевидно, что страна с разрушенной экономикой, не имеющая ясных перспектив своего дальнейшего развития в составе мирового сообщества, осуществить подобный проект не сможет…


Затраты на создание УНК по масштабу соизмеримы с затратами на сооружение атомной электростанции.


Может быть, физики следующего поколения найдут ему достойное применение…

Загоризонтная РЛС Дуга, Припять, Украина

Титаническое сооружение, построенное в 1985 году для обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет, могло бы успешно функционировать и по сей день, но на деле проработало меньше года.

Гигантская антенна высотой 150 метров и длиной 800, потребляла такое количество электроэнергии, что была построена практически вплотную к чернобыльской АЭС, и, естественно, прекратила свою работу вместе со взрывом станции.

В настоящий момент в Припять и в том числе к подножию РЛС возят экскурсии, но забираться на 150-метровую рискуют лишь единицы.

Семипалатинский ядерный полигон. Казахстан. Семипалатинск

Семипалатинский ядерный полигон - первый и один из крупнейших ядерных полигонов СССР, также известный как «СИЯП» - Семипалатинский испытательный ядерный полигон.

Семипалатинский полигон. Вид в ГУГЛе. Места подземных испытаний

На территории Семипалатинского полигона находится объект, где раньше хранилось самое современное ядерное оружие. Таких объектов всего четыре в мире.

На его территории находится ранее закрытый город Курчатов, переименованный в честь советского физика Игоря Курчатова, ранее - Москва 400, Берег, Семипалатинск-21, станция Конечная.

С 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах).

В опасных зонах бывшего полигона радиоактивный фон до сих пор (по состоянию на 2009 год) доходит до 10-20 миллирентген в час. Несмотря на это, на полигоне до сих пор живут люди.

Территория полигона никак не охранялась и до 2006 никак не была обозначена на местности.

За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.

Кадыкчан «Долина Смерти» Россия, Магаданская область

Заброшенный шахтёрский «город-призрак» расположен в 65 км северо-западнее города Сусуман в бассейне реки Аян-Юря (приток Колымы).

Почти 6-тысячное населения Кадыкчана начало стремительно таять после взрыва на шахте в 1996-ом, тогда поселок было решено закрыть. Тепла здесь нет с января 96-го - из-за аварии навсегда замерзла местная котельная. Оставшиеся жители обогреваются с помощью буржуек. Канализация уже давно не работает, и в туалет приходится ходить на улицу.

В домах — книги и мебель, в гаражах — машины, в туалетах — детские горшки.

На площади у кинотеатра — расстрелянный напоследок жителями бюст В.И. Ленина. Жителей эвакуировали в несколько дней, когда город «разморозили». С тех пор так и стоит…

Осталось только два принципиальных жителя. Над городом — жуткая тишина, нарушаемая редким скрежетом кровельного железа на ветру да криками ворон…

Однажды темным осенним вечером, когда я пил кофе и разбирал фотографии, мой друг Дима прислал мне сообщение о том, что он случайно нашел весьма крупный и интересный заброшенный объект. Мы стали изучать спутниковые снимки, и чем больше я смотрел на карту, тем больше во мне крепла мысль, что это точно не коровник, не ферма и не база МТС, а что-то очень интересное. Поискав дополнительную информацию, мы выяснили, что этот объект ни что иное, как заброшенная военная часть ракетных войск, остатки легендарного "ядерного щита".

Как правило, никакой информации о подобных объектах почти нет в открытом доступе — несмотря на то, что Беларусь в 1993 году отказалась от ядерного оружия и полностью отдала все ядерные боеголовки, подобные объекты до сих пор окутывает атмосфера тайны и почти мистического страха. Какие-то крупицы информации можно почерпнуть из воспоминаний бывших солдат, служивших в части — именно такую поисковую работу мы и проделали, выяснив назначение и функции почти всех построек в части.

К слову, служба в РВСН была одна из самых опасных. Солдаты соприкасались с радиоактивными материалами, едким ракетным окислителем а также чрезвычайно опасным, всепроникающим и поражающим буквально все системы организма гептилом, который входил в состав ракетного топлива. Несмотря на то, что уже прошло много лет с момента выведения объектов из эксплуатации, спускаться непосредственно в заброшенные ракетные шахты я не рекомендую никому.

Впрочем, непосредственно на территории объекта нашей сегодняшней прогулки ракетных шахт и не было — видимо, они располагались где-то поблизости. Итак, мы начинаем КВН вперед.

02. Объект представляет собой весьма обширный комплекс зданий и сооружений, расположенных на территории примерно 300x400 метров. Первое здание справа от дороги — штаб части. Видно, что постройка заброшена очень давно — вся территория вокруг уже успела зарасти молодыми осинками.

03. Внутри штаба все разбито и растащено. Местами отсутствуют даже доски на полу.

04. Остатки мебели в коридорах.

05. Комната. Когда-то здесь сидели офицеры, надувая щеки и изучая страшно секретные карты "вероятного противника".

06. Помещение вещевого склада около столовой. На боковой стене осталась фреска с надписью "Народ и армия — едины!". На фреске изображены солдат, сталевар, больной желтухой Ильич и почему-то море с кораблем.

07. Внутри склада разбросаны сотни комплектов старых ватников, шапок-ушанок, фуражек и прочей военной формы. Стоит запах прелой ткани, над одеждой кружатся какие-то маленькие мушки.

08. Рубашки, бубырь.

09. Здание солдатской столовой.

10. Входим внутрь. В вестибюле осталось написанное под трафарет меню последнего обеда.

11. Обеденный зал с сеппом и молотом.

12. Какие-то боковые помещения.

13. Помещение "горячего цеха" кухни.

14. Интересно, для чего здесь сделаны такие высокие потолки? Высота помещения метров шесть с половиной.

15. Двери кладовой. Наверное, тут хранили солдатскую перловку.

16. Вид постройки с обратной стороны.

17. Здание слева — офицерская столовая. Она чуть поменьше по размерам, чем солдатская.

18. Внутри все примерно также. На фото — боковое помещение, какая-то каптёрка.

19. Двери бани.

20. Парилка.

21. Выбитые стеклоблоки в раздевалке.

22. Помещение котельной, которой отапливалась вся воинская часть.

23. Внутри все разрушено. Местные жители потихоньку растаскивают огнеупорный кирпич котлов для собственных нужд.

24. Вот одно из опасных мест — боковая комната в котельной. В дальней части комнаты находится нечто вроде бетонного бассейна неизвестной глубины, который залит черным битумом.

26. Колесико. Но не от тягачей, нет. Рисунок протектора не тот, что необходим для езды по бетонке.

27. Вокруг все заросло темно-зеленым радиоактивным мхом.

28. Открытые двери.

29. Внутри мы нашли плакат с правилами пользования легким костюмом "химзы". Солдаты пользовались таким во время работы в ракетных шахтах — при работах с гептилом и ракетным окислителем это просто необходимо. И еще противогаз КИП надевался — это который с замкнутым циклом дыхания.

30. А в соседнем гараже стоит... Зерноуборочный комбайн! Вот кому принадлежало колесо. Совершенно непонятно, что он тут делает. Кстати, обратите внимание на потолок — он весь черный. При этом ни на стенах, ни на полу нет следов серьезного пожара. Я думаю, что это следы работы местных "цветметчиков", сжигающих изоляцию на медной проводке.

31. Гаражи.

32. Помещение невыясненного назначения. Похоже на небольшой склад. Поскльку находится недалеко от гаражей — возможно, что-то типа слесарки.

33. Вход.

34. Внутренние помещения.

35. На полу коридора почему-то валяется детская сандалия, живо напомнившая мне . Что она делает на территории стратегического ядерного объекта?

36. Здание кинозала.

37. Оно весьма отличается от остальной, довольно качественно построенной "военки" на территории части. Такой себе деревянный барак, набитый стекловатой-утепителем. Думаю, это здание строилось силами самих солдат части.

38. Внутри выглядит вот так.

40. А это мдпункт.

41. Вход.

42. Внутренние помещения.

43. Комнаты стационара.

44. Второй этаж.

45. Лестница. Перила давно срезаны. Интересно, когда и кем?

46. Вид на столовую со стороны медпункта.

47. Здание казарм. Внутрь пока заходить не будем, оставим на сладкое. Поворачиваем направо.

48. На другой стороне дороги находится вот такая постройка. Это что-то вроде ремонтных мастерски либо дизельненераторной.

48. Внутри здание представляет собой коробку-ангар.

49. Под потолком вида металлические траверсы крана, который использовался для снятия тяжелых двигателей с машин или чего-то такого.

50. А вот и остатки подобного двигателя — какой-то блок-картер гигантских размеров и веса.

52. Дорога в дальней части объекта.

53. Она ведет к вот таким замаскированным хранилищам, невидимым с воздуха. Двери закрыты, внутри могло находится все что угодно — вплоть до непосредственно ядерных боеголовок ракет.

54. Недалеко от дороги находится пожарная часть.

55. Боковой вход.

56. Интерьеры.

58. Автографы солдат и вскрытые кабель-каналы — так воруют медную проводку. Вот что жгли в гараже с комбайном.

59. Возвращаемся к жилым казармам.

60. Они представляют собой два совершенно одинаковых двухэтажных здания.

62. Вход похож на обычный подъезд хрущевки. Вывеска на дверях.

63. "Правила общественной гигиены".

64. Оружейная комната. Вот на таких стойках, что сейчас валяются на полу, стояли автоматы, а вот на таких полках-стеллажах лежали, вероятно, пачки с патронами. Оружейная находится недалеко от входа.

65. Какая-то учетная книга. Кто-нибудь знает, что такое ИСР и ОВСК?

66. Солдатская спальня. Такая была всего одна на этаже. Наверное, здесь стояли двухъярусные кровати.

67. Коробка для очистки обуви. Сейчас она почему-то стоит в туалете.

68. Плакаты в душевой, вещающие несоласованными предложениями грозные истины. "Своевременное мытье рук, лица, стрижку волос и ногтей".

69. Еще одна оружейная.

70. Таблички с фамилиями на оружейных полках.

71. Разрушенное крытое помещение между казармами, похожее на остановку автобуса. Скорее всего — курилка.

72. Таинственный бункер. Почитав комментарии

Спустя неделю я решил второй раз посетить это место, так как большую часть за один день осмотреть не удалось, да и к тому же интриговало, что находится в многочисленных зданиях на территории. Как и впервый раз людей найти не удалось, даже в той части, которая должна была быть обитаемой. Во второй раз мы попали на территорию уже из другого места, дырок было предостаточно и начали осмотр с самых удаленных уголков воинской части.

1. Стоило только немного отойти от забора и остатки техники стали появляться небольшими группками у дороги.

2. Состояние у нее плачевное, видимо лежит она очень давно.

3. В некоторых местах, чуть ли не под каждым кустиком лежит "ЗИЛ" или "УРАЛ".

4. Рядом с залежами техники, находятся небольшие строения, скорее всего их назначение - склады. Состояние у них такое же как у техники - плачевное.

5. Разбросанные ящики от военных приборов. Создается ощущение, что тут не утилизация была, а мародерство.

9. Вот эти уже точно только на металлолом годятся.

10. Через всю воинскую часть проложены железнодорожные пути, рядом с которыми то тут то там возникают строения.

11. Обратите внимание, что у этого строения свой отдельный периметр. Видимо хранилось, что то ценное.

12. Фрагмент периметра.

13. Все здание опутано такой сеткой, смею предположить, что разрыв ее или шевеление вызывало сработку сигнализации и как следствие пулю от караула.

14. Но сейчас все уже не работает и можно просочится сквозь дверь.

15. Внутри десятки ящиков. Так еще и там заметили, что потолок тоже под сигнализацией, сверху натянуты десятки тонких струн.

16. Из любопытства пооткрывали ближайшие ящики, а там вот такие штуки. Судя по всему это ремонтные комплекты для оружия и не только.

17. Было огромное количество ящиков с патронными лентами, коробками для пулеметов и много чего разного включая сошки.

18. Как я понимаю, то, что выше на фотографиях это детали вот этого оружия.

19. Вот таких коробок для патронов было очень много, но они все были в ящиках и заколочены.

22. Еще одно строение в которое мы сейчас зайдем.

23. Там опять множество ящиков.

24. Магазины, кобура для пистолетов.

25. Рядом с одним ящиком лежала совсем новая радиорелейная станция Р-407, диапазона 52 - 60 MHz. Красными буквами на ней написано "Внимание! Противник подслушивает.

26. На территории где-то около сотни строений, большинство из них закрыты и пустые. А рядом, неизменной составляющей частью этого места, была разбросанная техника.

28. Тут особо ничего не скажешь, просто в осенний пейзаж, эта техника хорошо вписывалась.

31. А вот эта часть территории выглядела вполне живой.

32. Не слабая раньше была охрана этих складов, наверно даже наглым мышам не проскользнуть, но сейчас вокруг тишина, ни людей ни зверей.

33. С этими складами вышло очень обидно, когда просочились внутрь, то увидели огромное количество локационого оборудования и мешки рядом, набитые детальками из них. Их было так много, что решили осмотр отложить на потом, но в итоге я так и не вернулся туда, но позже

Ключи от неба. Системы противовоздушной обороны Москвы.

После окончания Второй мировой войны, в условиях начавшейся «холодной войны» в Советском Союзе были развернуты работы по трем важнейшим оборонным направлениям: созданию ядерного оружия, межконтинентальных баллистических ракет для доставки этого оружия, непроницаемой для атомных бомбардировщиков системы противовоздушной обороны (ПВО) Москвы.

Организация работ по решению этих задач была возложена на специально для этого созданные структуры, наделенные самыми широкими полномочиями. По московской системе ПВО такой структурой было Третье главное управление при Совете Министров СССР.

Когда-то давно наша страна была впереди планеты всей в области разработок и внедрения на боевое дежурство систем ПВО. Благодаря советскому ученому в области ракетной техники Петру Дмитриевичу Грушину , у нас появилось изделие «В-750» комплекса "Двина" , которое производились в ОАО «МКБ Факел» в Химках. Именно такой ракетой класса земля-воздух 1 мая 1960 года был сбит самолет-шпион У-2, пилотируемый Пауэрсом. Американцы до того оборзели от своей безнаказанности, что спокойно летали через наши земли от Казахстана до Норвегии. Самолет "Локхид У-2" поднимался на высоту более 20 тысяч метров и развивал скорость, которая оставляла ни у дел наши самолеты-перехватчики и существующие тогда системы ПРО. Но новая ракета, запущенная с зенитно-ракетного комплекса под Свердловском, спокойно поднялась на высоту 22 тысячи метров и подбила вражеский хваленый самолет.

Ни для кого не секрет, что советские системы ПВО изменили ход истории. Куба обязана своей свободой именно нашим ПВО. Кеннеди отказался от вторжения, когда над Островом Свободы был сбит очередной Локхид. Так же ракетно-зенитные комплексы, разработанные академиком Грушиным, защищали небо над Вьетнамом, Египтом, Сирией. Во Вьетнаме штатовские ВВС потеряли более 4000 самолетов, сбитых нашими ракетами и ковровые напалмовые бомбардировки прекратились. А во время арабо-израильской войны после появления на территории Египта наших ракет, израильские летчики отказывались летать, и их расстреливали перед строем. Не камикадзе евреи не разу. Японцы вон летали на одноразовых самолетах, которые взлетали, но не садились. Поэтому они делали "банзай" в какой-нить американский военный корабль.

Кстати, кольцами противоракетной обороны вокруг Москвы мы обязаны Лаврентию Берии . Именно он по приказу Сталина создал КБ-1 , в который вошли лучшие умы. Результатом их деятельности стал уникальный многоканальный радиолокационный щит для наведения зенитных ракет. Но с окончанием "холодной войны" и развалом совка мы утратили всю былую мощь. Теперь же ситуация вообще критическая. Наша оборонка не может обеспечить войска ПВО современными комплексами потому, что завалено на десятилетия вперед зарубежными заказами на С-300 . Обязательства по контракту с иностранными партнерами превыше гособоронзаказа, терять клиентов оборонные предприятия, даже сегодня, не могут, а свои всегда подождут... Недавно торжественно расформировали легендарную 16-ю воздушную армию, которая была создана по приказу Сталина в августе 1942 года и прошла боевой путь от Сталинграда до Берлина. В ее рядах сражались многие летчики-асы, среди которых трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. А теперь современные барыги хотят отобрать подмосковный аэродром "Кубинку" у ВС, где базировалась 16-я воздушная армия , чтобы сделать там первый в России аэропорт для бизнес-авиации. $%*$#(*#@#*$%(# (мат-фильтр)

С развалом совка оказались заброшенными многие недостроенные стратегические объекты ПВО, которые в последствие были разграблены и осквернены. Целью этого путешествия было посещение заброшенных объектов ПВО в Московской области.

Объект "Защищенный узел связи". Заброшенный многоэтажный военный бункер в Вороново.

Нашим первым объектом был заброшенный бункер связи, находящийся рядом с населенным пунктом Вороново на Калужском шоссе. Мы добирались до него через деревню Троица, а дальше - через поле.

Доподлинно установить назначение этого объекта практически невозможно. Если, конечно, у вас нет доступа к архивам "совершенно секретно". А потому существует целый ряд гипотез, каждая из которых имеет право на существование. По одной из версий, объект является ложной позицией. Так предполагается потому, что очень длительный срок строительства - более 10 лет. Еще есть мнение, что это стартовая позиция ПРО, но все известные стартовые позиции имеют не менее восьми шахт. А в нашем случае объект имеет лишь 4 шахты, хотя и подходящие по габаритам для противоракет. Ну и самая реалистичная версия относительно предназначения этого объекта: автоматизированный защищенный узел связи с выдвижными антеннами для связи со спутниковой группировкой. Остановимся на этой версии.

Объект представляет из себя трехэтажное здание, построенное в котловане под засыпку. Боевое дежурство несет в автоматическом режиме, с минимальной дежурной сменой. На территории казарма роты охраны, КПП, трансформаторная подстанция и останки НУПа. За территорией - остатки казармы стройбата. 3-й и 2-й этажи сооружения предназначены под установку приема/передачи, 1-й под системы жизнеобеспечения и обеспечения автономности объекта (подготовка воздуха, дизеля, компрессоры, трансформаторы и пр.) Система двухканальная. Антенны канала (одна шахта на прием и одна шахта на передачу) сгруппированы попарно.

Общий вид на объект. Справа на фото - ходок-кабельник

К главному входу в бункер проложен хрупкий деревянный мостик. Подниматься по нему страшно. Высота - метров 5.

Я с разбегу заскочил.

Я с разбегу заскочил.

Обследовав объект вдоль и поперек, мы двинулись дальше. Недалеко от деревни Шарапово с трассы открывается вид на Чернецкую радиолакационную станцию Дунай-3У. Чернецкое РЛС Дунай-3У входит в систему противоракетной обороны А-135, задачи которой - обнаружение полета межконтинентальных ракет противника с передачей информации на РЛС Дон-М (Софрино), а уже Дон-М обеспечивает собственно наведение противоракет.

Чернецкое РЛС Дунай-3У

Зенитно-ракетный комплекс С-300

Следующей нашей целью была заброшенная зенитно-ракетная фортификация С-300 , расположенная сразу за деревней Ермолово. На объекте базировалась зенитно-ракетная система С-300 , которая заступила на боевое дежурство на рубеже 80-х годов. В настоящий момент объект снят с вооружения. И мы изучили то, что от него осталось.