Авиационные приметы и суеверия. Самолет — «крылатые» приметы Кто может давать напутствия в дорогу

Свои профессиональные приметы есть у представителей каждой специальности – будь то врачи, военные или предприниматели. И такая область, как пассажирская авиация, тоже не обошлась без некоторой доли мистических утверждений.

Все авиационные приметы делятся на несколько категорий . Первая – это те вещи, которые во многом зависят от самих людей. Как правило, они предельно конкретны и больше похожи на четкие указания, чего нельзя делать, а что – можно. К примеру, пилоты не ругают свою машину, особенно находясь в ней - иначе самолет может «обидеться» и сломаться. Да и вообще за речью у авиаторов принято следить и употреблять слова очень осторожно. Например, прилагательного «последний» по отношению к рейсу или рабочему дню вы никогда не услышите – вместо него говорят «крайний». Нежелательно озвучивать и предполагаемое время прилета обратно на аэродром – велика вероятность, что в пути произойдет что-то неприятное.

Довольно много примет связано с фотографиями. Так, многие работники авиации категорически отказываются «запечатлевать себя» перед полетом. Кстати, это нелишне принять к сведению и пассажирам – если не хотите вызвать лишнюю нервозность, до окончания рейса не стоит снимать салон и экипаж. Со своими самолетами пилоты также фотографируются крайне редко. Но последнее - не столько примета, сколько традиция, имеющая свое логическое объяснение.

Многие подобные обычаи берут свое начало из советской авиации, причем часто из военной. А в те времена и в той сфере за съемки самолетов, вертолетов и прочей техники, находящейся на страже оборонных рубежей, можно было даже попасть под суд. Во всяком случае, дотошный допрос и пристальное наблюдение за действиями нарушителю было обеспечено. Так и обозначилась немудреная логическая связь: «Фотографировать технику – значит, привлечь к себе повышенное внимание начальства». А последнее, как известно, редко оборачивается чем-то хорошим. Вот так и получилось, что в несколько измененном и упрощенном виде это утверждение дошло до наших дней.

Свои приметы есть не только у пилотов, но и у стюардесс . Например, от прекрасных бортпроводниц часто можно услышать следующее: перед полетом нельзя шить. Ни в каких формах – ни заштопывать дырки, ни прикреплять на место отлетевшие пуговицы. Плохим признаком считается и вещь, надетая наизнанку. А вот отправляться в рейс в том, в чем вы уже летали - напротив, хорошая традиция, которую стараются соблюдать.

Собираясь в рейс, лучше дома ничего не оставлять и не забывать. Вернуться за какой-либо вещью – весьма нехорошая примета: в этом авиаторы солидарны с остальной частью населения. Сразу несколько примет связано с украшениями – в частности, с серьгами. Если стюардесса теряет эту вещь на борту – самолет будет прибыльным. Если же ювелирное изделие, наоборот, найдено – это предвещает большую удачу (но уже без конкретики). А вот обронить или забыть серьги перед рейсом где-то еще, кроме самолета – дурной знак, указывающий, что в пути могут случиться неприятности.

Есть и приметы, которые касаются других видов транспорта. Например, приезжать на рейс или уезжать после него домой на личной машине, такси или общественном транспорте – вполне допустимо. А вот прибыть к самолету на пожарной или санитарной машине – плохой знак. Кстати, и отправляться на них домой после работы на них тоже не стоит. Конечно, это касается не экстремальных ситуаций, а случаев, когда вас, например, просто предлагают подвезти.

Если член экипажа споткнулся, поднимаясь на борт – рейс будет трудным. А для того, чтобы полет прошел, наоборот, легко, должна сбыться немудреная примета бортпроводниц. Первым из пассажиров, поднявшимся на борт, они хотят видеть непременно мужчину.

Как известно, весь инвентарь на борту тщательно учитывается. И если кому-то не хватило столовых приборов – это неприятно с материальной точки зрения. И не только с нее – несовпадение считается нехорошим знаком. Нежелательно также уносить какие-то вещи с самолета. И не только по соображениям чистоплотности и порядочности, хотя и они играют большую роль. По профессиональным повериям, с каждой взятой с борта вещью пропадает и часть удачи. А ее растрачивать нельзя – в авиационном деле она весьма нужна и полезна.

Если на борту у вас сломалась дорожная сумка – расстраиваться не стоит. Согласно «воздушным повериям», это предвещает прибыль. А еще о скором улучшении материального положения говорит такая, казалось бы, весьма неприятная случайность, как проливание напитков в полете. Это тоже примета от бортпроводников.

Среди суеверий, ритуалов и «народной мудрости» встречаются утверждения, которые можно обосновать логически . Например, понять, почему в полете нельзя бриться – легко: это отвлекает от прямых обязанностей и даже может быть нарушением техники безопасности. Но есть и такие приметы, которые «материального» объяснения не имеют. Почему, например, нельзя рвать цветы на аэродроме? Или свистеть в небе? А веники и метлы в самолет обязательно ставить помелом вверх, чтобы не «выгнать» удачу? Если же на борту рассыпалась соль, щепотку нужно обязательно бросить через левое плечо. Это самый простой способ предотвратить возможный убыток.

Почти каждому знакомо выражение «попасть пальцем в небо». Оно и в переносном смысле имеет весьма неприятное значение, а в буквальном в авиации вообще стараются так не поступать. Указывание пальцем в небо обещает плохую, нелетную погоду. И это – одна из стихийных примет. Они относятся к области явлений, которые трудно обосновать логически, а тем более – повлиять на них.

Некоторые из таких предзнаменований даже звучат неординарно. Например, плохой приметой считается мертвая птица, увиденная по пути на рейс. Забавно для непосвященных и следующее утверждение: «Если в небе встречается самолет, который в ту же сторону летит - хорошая примета, навстречу – наоборот». Еще одна интересная закономерность: если луна при взлете светит в правый борт – это к деньгам. Как вы догадываетесь, на это тоже сложно повлиять. Но, пожалуй, необычнее и занимательнее всего примета, которая как будто пришла из области фантастики: «Перелететь радугу – к прибыли». Правда, говорит она тоже о деньгах…

Конечно же, далеко не все авиаторы ко всему перечисленному относятся абсолютно серьезно. Более того – мы не утверждаем, что пассажиры тоже должны это учитывать. Но знать о любопытных профессиональных повериях стоит - хотя бы из интереса.

Время на чтение: 2 минуты

Наличие большого количества примет и суеверий у лётчиков и экипажей воздушных судов, возможно, предопределило само начало эры воздушных полётов. 14 декабря 1903 года Уилбур Райт выиграл у своего брата Орвилла право совершить первый в истории человечества полёт на самолёте. Право войти в историю разыгрывалось тривиальным броском монеты. Однако фарт Уилбура оказался сомнительным.

Едва оторвавшись от земли, самолёт братьев Райт из-за ошибки пилота рухнул вниз. Благо, машина получила лишь небольшие повреждения, и через три дня младший брат неудачника Орвилл совершил полёт, положивший начало эпохе самолётостроения. Судьба подмигнула лётчикам и авиации уже на заре авиастроения.

Конечно, за сто лет существования авиация проделала значительный прогресс. Ныне небо бороздят лайнеры, перевозящие примерно столько же пассажиров, сколько и небольшой железнодорожный состав. В зонах военных конфликтов летающие танки обрушивают на врагов (и хорошо, если только на них) сотни тонн боеприпасов. Развитие не останавливается, и новые типы всё более совершенной крылатой и винтокрылой техники постоянно поднимаются в воздух.

Но, вместе с тем, воздушные полёты так и не смогли избавиться от ореола некоей мистики. Во многом этому способствуют многочисленные суеверия, тщательно культивируемые вот уже которым поколением пилотов. Неписаные правила и традиции стали в авиации проходным местом. Мало того, они теперь известны широкой публике, а благодаря развитию Интернета, некоторые из них стали мемами.

"Крайний"

Очевидная негативная коннотация словосочетания "последний полёт" вызвала к жизни синонимичное, но более мягкое "крайний полёт" или "крайний рейс". Постепенно аналогия распространилась на все случаи употребления слова "последний" и проникла далеко за пределы лётного сообщества. В одной из недавно изданных книг командир подводной лодки приходит в ярость, когда вновь назначенный замполит говорит о том, что "крайним" местом его службы была подлодка N - в подплаве свободно употребляют сочетания вроде "последний поход".

Первое августа или сентября

Слово "первый" у авиаторов тоже не в большом почёте. Правда, это суеверие касается лишь первого августа и первого сентября. Полётов в эти дни лётчики стараются всячески избегать, хотя в гражданской авиации вылеты совершать приходится.

БН-13

По сообщениям профессионалов, даже в советской военной авиации не было самолётов с бортовым номером 13. Возражения оппонентов сводятся к тому, что существовали машины, в многозначных бортовых номерах которых встречалось сочетание этих цифр, и к показу немногочисленных фотографий самолётов с бортовым номером 13. Скорее всего, наличие или отсутствие таких машин зависело от командования части.

Обход самолёта

Традиция обходить самолёт, похлопывая по его деталям, зародилась как бы не от братьев Райт. Первые пилоты таким образом проверяли машину перед вылетом - они улавливали колебания деталей самолёта, проводя своеобразный техосмотр. Современный лайнер осматривают бригады техников, однако традиция обходить самолёт, прикасаясь к его деталям - причём непременно по часовой стрелке - сохранилась.

Одежда и обувь

Довольно противоречивая примета касается одежды и обуви пилотов. Всё должно быть ношеным и побывавшим в полёте. Новые вещи надеваются только в сочетании с "уже полетавшими". К этому суеверию примыкает и полный отказ от использования чужих вещей, причём это касается не только одежды - в полёт нельзя брать ничего, не принадлежащего лётчику.

Бритьё и ногти

Перед полётом лётчики стараются не бриться и не стричь ногти. Об этом в своих мемуарах упоминал прославленный ас, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. Модернизированная версия приметы ногтей не касается, но запрещает бриться во время полёта. Американские лётчики считали, что бриться перед боевым вылетом можно, но порез будет однозначно плохой приметой. Вообще, приметы военных лётчиков поражают разнообразием. Известен рассказ о советском пилоте Н. Прибылове, круглый год летавшем в зимнем комбинезоне - он считал его заговорённым.

Фотографирование

Хотите разозлить лётчика - предложите ему сфотографироваться перед полётом. Категорически отказываются фотографироваться и другие члены экипажа воздушного судна. Корни этой приметы также уходят во времена Великой Отечественной Войны, когда лётчики не фотографировались и не давали интервью перед боевым вылетом.

Мужчины - вперёд

В отличие от повседневной жизни, где женщин принято пропускать первыми, в авиации первым на борт самолёта обязательно должен ступить мужчина. Это правило соблюдается неукоснительно - считается, что в противном случае в полёте могут возникнуть проблемы.

Палец в небо

Ни в коем случае нельзя указывать перед полётом пальцем (а уж средним и подавно) в небо. Авиаторы считают, что после такого жеста погода по маршруту однозначно испортится.

Не ругать и не проигрывать

К крылатой машине лётчики относятся с трепетом. Ни в коем случае нельзя ругать свой самолёт - он может "обидеться" и подвести в сложной ситуации. На борту не играют в карты и другие азартные игры - можно проиграть удачу.

Люди, чья профессиональная деятельность связана с риском, всегда стараются договориться с «потусторонними» силами и с госпожой Удачей

Особенно много профессиональных суеверий у летчиков, цирковых артистов, парашютистов. Часто стараются договориться с судьбой также врачи и спортсмены: первые - чтобы избежать роковой ошибки и не принести вреда пациентам, а вторые - чтобы достичь победы над соперником.

Фото с сайта mil.ru

Летчики: не бриться перед полетом!

Многие летчики придерживаются этого правила: в день полета нельзя бриться. Если игнорировать примету - может произойти поломка или другая неприятность. Кроме того, летчики свято соблюдают несколько других правил, которые человеку, далекому от авиации, могут показаться нелепыми.

  • Цветы, растущие на летном поле, ни в коем случае нельзя рвать.
  • Запрещается выходить из кабины впереди командира.
  • Нельзя пинать ногой колесо самолета.
  • Под строгим запретом - слово «последний», обычно говорят: «крайний полет».
  • Плохой приметой считается, если кто-то из членов экипажа вдруг спотыкается или вообще падает.
  • Некоторые пилоты избегают отправляться в рейс в последних числах августа и в самом начале сентября - утверждают, что в эти дни вероятность поломок выше всего.
  • Самое страшное - это залетевшая перед полетом в самолет птица. Такая примета - к катастрофе.

Фото с сайта pixabay.com

Парашютисты: нельзя фотографироваться!

Если перед тем как прыгать с парашютом сделать снимок - удачи не будет, и вообще все может закончиться очень печально. Такой снимок называют - «на памятник». Кроме того:

  • Нельзя допустить, чтобы парашютист ушел домой, сделав круглое число прыжков. Например, прыгнув в сотый раз, он обязан в тот же день сделать хотя бы еще один прыжок.
  • Это правило относится и к случаю, когда основной парашют по каким-то причинам не раскрылся и возникла необходимость воспользоваться запасным: парашютист, приземлившись, должен тут же подняться в воздух и прыгнуть еще раз.
  • Если парашют был надет три раза, но прыжок так и не состоялся, парашют следует обязательно переложить заново.
  • Правило не говорить слово «последний» относится и к парашютистам.

Цирковые артисты: похороны к удаче, а свадьба - к провалу

Отправляясь на гастроли, цирковые радуются, если встречают похоронную процессию: это всегда приносит аншлаги и хорошие сборы. А вот встретить свадьбу - не к добру: большая вероятность провальных гастролей. Удивительно, но эта примета работает, спросите у любого циркового. Есть и другие верные приметы:

  • Нельзя допустить, чтобы афиша лежала на диване, кресле или кровати. Афиша должна работать, то есть висеть на стене и привлекать зрителей, а не отдыхать. Еще хорошо подстелить одну афишу, например, в гостиничном номере или вагончике, в котором живут артисты, и активно топтать ее ногами: тогда так же активно зритель «повалит» на представление.
  • К манежу относятся очень уважительно: на него запрещено выходить в той же обуви, в которой ходили по улице. Нельзя поворачиваться к манежу спиной. Артисты избегают также проходить через центр манежа без крайней необходимости.
  • Артисту, идущему выполнять номер, нельзя переходить дорогу.
  • Нельзя грызть семечки в здании цирка.
  • Нельзя говорить «последний». Только «крайний» - как и у парашютистов, летчиков и пр.
  • Чтобы цирковые животные не болели - на их клетки прикрепляют красные тряпочки и ленточки.

Кадр из сериала «Доктор Хаус»

Врачи: не надо рыжих пациентов!

Говорят, врачи недолюбливают пациентов с рыжим цветом волос. Это может показаться необъяснимым, но сами рыжие понимают, в чем дело: у таких пациентов чаще, чем у других, встречаются различные аллергические реакции на лекарства и противопоказания, так что их лечить сложнее. А чего еще боятся врачи?

  • Если в первый час дежурства произошло что-то тяжелое или, наоборот, забавное, - подобный случай обязательно повторится в течение смены.
  • В роддомах ждут, чтобы первой в новом году родилась девочка: это сулит удачу и везение на весь год.
  • Если поменяться дежурствами - смена обязательно получится тяжелая и хлопотная.
  • Нельзя желать врачу ни доброго утра, ни спокойной ночи, ни хорошего дежурства: это одна из самых верных плохих примет! Если пожелали - точно не будет ничего хорошего.

Спортсмены: никаких женщин в автобусе!

Отправляясь на игру, мужские команды футболистов, хоккеистов, баскетболистов никогда не берут в свой автобус женщин. Женщина к несчастью - не только на корабле! А вот еще несколько верных примет:

  • Бутсы, которые принесли игроку удачу, нельзя выбрасывать, даже если они совершенно непригодны и совсем развалились.
  • И вообще, каждый футболист должен готовить свои бутсы перед игрой самостоятельно, не давая прикасаться к ним посторонним.
  • У многих футболистов, как и у фигуристов, есть своя счастливая примета, с какой ноги начинать, когда надеваешь бутсы (коньки) и какой ногой сначала ступать на поле (каток).
  • Если баскетбольный матч выигран - победившая команда старается срезать с колец сетку: это поможет сохранить удачу.
  • Пока длится турнир, многие спортсмены не бреются и не стригутся. Этого нельзя делать до тех пор, пока команда не одержит победу. Ну, или пока не вылетит.

Может быть, все эти суеверия покажутся глупыми и смешными, но только не тем, кто ежедневно рискует своим здоровьем и жизнью, а также несет ответственность за здоровье и жизни других.

У авиапассажиров есть традиция - хлопать в ладоши при приземлении самолёта. Опрос компании «Туту.ру» показал, что не все являются сторонниками такого выражения чувств. Однако традиция эта старая, прочная и едва ли не единственная, применяемая на борту. А вот примет, касающихся полётов, гораздо больше.

«Туту.ру» поинтересовалась у более чем 5 тысяч авиапассажиров, как они относятся к традиции аплодировать лётчикам сразу же после приземления самолёта? Чуть больше половины опрошенных (53%) рассказали, что являются сторонниками этого действия и хлопают в ладоши. Выяснилось, что 37% делают это всегда, считая это формой благодарности экипажу самолёта, а 15% готовы аплодировать, только будучи в хорошем настроении. Ещё 22% летающих категорически против этой традиции - сами не хлопают и не одобряют рукоплескания соратников по рейсу.

Как уже сайт, эксперты по полётам убеждены, что хлопают в ладоши лишь те авиапассажиры, что летают редко. Мы решили узнать, какие ещё традиции связаны с авиапутешествиями. Оказалось, что их много, но трактовать их истинные знатоки предпочитают как приметы, корни которых уходят в суеверия.

Что стоит знать авиапассажиру

Под запретом в период полёта и незадолго до него находится целый ряд невинных, казалось бы, действий. Например:

Нельзя, говоря о полёте, произносить слово «последний» (заменять на «крайний»);

Нельзя перед полётом бриться и стричь ногти; нельзя бриться также и непосредственно в полёте;

Запрещено тыкать пальцем в небо - погода будет нелётная;

Нельзя говорить гадости про самолёт, аэропорт, экипаж и прочие службы обеспечения полётов - к аварии;

Нельзя делать селфи на фоне самолёта перед взлётом;

Нельзя шить перед рейсом;

Нельзя возвращаться домой за забытыми вещами;

Нельзя надевать что-либо наизнанку;

Нельзя рассказывать о путешествии без крайней на то необходимости (чтобы не сглазили).

unsplash.com/Arnel Hasanovic

Надо надеть в полёт вещь, которая уже летала как минимум однажды;

Если самолёт попал в тряску, то следует позвенеть перевёрнутыми бокалами - тряска быстро закончится;

Серьгу найти на самолёте - к большой удаче;

Если на борту раскрылся чемодан или сумка, просыпались вещи - к деньгам;

Самолёт в иллюминаторе летит в ту же сторону, что и ваш - хорошая примета, навстречу - наоборот;

Если рассыпалась соль на борту, то непременно надо посыпать ею через левое плечо, иначе жди убытков;

Если во время перелёта соседа стошнит - к приятным приключениям в пункте прилёта;

Билеты лучше покупать, не контактируя с людьми, - через Интернет.

Приметы пилотов

Fredrik von Erichsen/dpa/Global Look Press

Пилоты - люди храбрые, но суеверные. На вооружении у лётчиков весь арсенал суеверий для пассажиров и плюс ещё свои, «профессиональные» приметы:

Нельзя класть фуражку на козырёк, только на тулью;

Нельзя делать прогноз относительно времени прилёта обратно;

Нельзя собирать цветы на аэродроме;

Нельзя приносить на борт белые или красные цветы;

Нельзя прибывать к самолёту и уезжать с полётов на пожарной машине или в карете скорой помощи;

Нельзя на борту произносить слово «собака»;

Нельзя произносить число 13 вслух перед или во время полёта. В России нет рейсов с номером 13 и нет таких бортовых номеров;

Споткнуться, заходя по трапу на самолёт, - трудный рейс;

Катастрофа одна не приходит - за первым крушением последуют ещё два;

Конец августа, начало сентября несчастливое время для авиации;

Мёртвую птицу увидеть по пути на рейс - плохая примета;

Если при взлёте луна в правый борт светит - к деньгам;

Фюзеляж поцарапать по ходу самолета - долго и исправно будет работать;

Если кошка в самолёте играет - к попутному ветру;

Если на борту кот стал мяукать - к трудному пути;

Радугу перелететь - к прибыли.

После приземления пилот должен очистить свои карманы, чтобы сохранить везение.

В поле деятельности стюардесс

Str/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Такие же участники полёта, как пилоты и пассажиры. И у них тоже есть целый ряд примет, по большей части всё-таки оптимистичных:

Случайно разлить напитки на борту - к деньгам;

Еда опрокинулась на пассажира - к удаче;

Первый взошёл на борт мужчина - рейс будет гладким;

Веник в самолёте должен стоять помелом вверх - к прибыли;

Стюардессе потерять серьгу на самолёте - к деньгам, потерять перед рейсом за пределами самолёта - к неприятностям;

Помахать веником за бортом до взлёта - к попутному ветру, но только если сразу после этого веник убрать до конца полёта;

Уронить веник за борт - плохая примета;

Найти детскую игрушку - к несчастью;

Пассажир украл что-то на борту - от самолёта уходит удача;

На пустых креслах привязные ремни следует сложить крест-накрест перед взлётом - ублажить духов полёта;

Умер пассажир во время полёта - удача самолёту на длительный период, поскольку всю неудачу покойник забрал с собой на тот свет.

Суеверия и приметы возникли очень давно, и по сей день играют немаловажную роль в нашей жизни. Не обошли они и авиацию. Вам представлена небольшая подборка примет и суеверий боевых летчиков, воевавших в Великой Отечественной Войне. Двумя самыми распространенными приметами среди них были: не бриться перед вылетом и не фотографироваться перед вылетом.


«Как и во многих других летных частях, считалось плохой приметой бриться, стричься или фотографироваться перед боевым вылетом. В Польше как-то сидим на аэродроме, погода нелетная, низкая облачность. Уже после обеда стало ясно, что сегодня для нас войны не будет. Начали играть в карты, в домино, а два летчика, Колесниченко и Тамаркин, пошли бриться. Вдруг приказ: «Вылет 1-й эскадрилье!» Уже после штурмовки возвращались домой по ориентиру, над шоссейной дорогой, и немцы сбили двух наших правых ведомых, а именно – Колесниченко и Тамаркина. У первого это был шестидесятый вылет, а у второго – четвертый…» – младший лейтенант Кацевман Петр Маркович, 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

«Вставали утром еще до рассвета, за несколько часов до того, как надо было появиться на КП эскадрильи. Умывались, но никогда не брились – брились только с вечера. У нас был случай, когда Петя Говоров брился днем, уже после того, как сыграли отбой, а тут неожиданно тревога. Он даже не успел добриться, только пену полотенцем с лица вытер. Из вылета он не вернулся… Так что бриться перед вылетом – примета плохая», – младший лейтенант Хухриков Юрий Михайлович, 566-й штурмовой авиационный полк.

«Брились тоже на ночь. Перед полетами бриться нельзя – примета плохая. Кроме того, нельзя принимать цветы, фотографироваться, интервью давать», – капитан Анкудинов Павел Ефимович, 621-й штурмовой авиационный полк.

Нередкими были талисманы и «счастливые предметы».
«Упал возле винта самолета и, смотрю, лежит кисет с табаком, а передо мной лежит наш солдат. Если бы самолет еще метр прополз, то я бы его раздавил. Выбрались мы оттуда. Вот этот кисет стал моим талисманом, я без него никогда не летал. Летал в одной гимнастерке. Она уже вся прогнила, рваная, желтая, а все равно в ней». – старший лейтенант Пургин Николай Иванович, 155-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

«Приметы были у каждого свои. Я вот никогда никому не рассказывал в досужих разговорах, сколько у меня вылетов, да как летал, да как атаковал – избегал хвалиться, всегда считал, что отозваться может. Коля Прибылов – летчик от бога – круглый год летал в одном и том же зимнем комбинезоне. Даже летом! Ему говорят: «Смени ты его, упаришься ведь!» – «Нет! Комбинезон счастливый, в нем меня не собьют». Другой парень был – тот, как линию фронта пересекаем, всегда крестился. Еще один в кармане зашитую иконку носил, мать зашила, когда провожала», – лейтенант Черкашин Григорий Григорьевич, 672-й штурмовой авиационный полк.

Распространенной была и вера в «роковые числа».
«Летчики народ суеверный, у нас считалось, что главное – перейти чертову дюжину, а вот у меня чувство неуязвимости появилось пораньше», – младший лейтенант Коновалов Иван Иванович, 953-й штурмовой авиационный полк.
«Мы все это и так прекрасно знали еще до прибытия на фронт. А в полку нам «старики» сказали, что есть у летчиков-штурмовиков три «проклятые приметы», что обычно сбивают на 3–4-м вылете, на 13–14-м вылете и на 33–34-м вылете. Если 35 вылетов сделал и до сих пор жив и не сбит, значит, есть шанс, что еще долго протянешь. Кстати, примета оказалось верной, меня три раза сбивали, и именно на этих «роковых числах», строго следуя «летной мистике», – младший лейтенант Кацевман Петр Маркович, 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

«Первый боевой вылет делал на самолете с номером 13. А ведь мы, летчики, суеверные… Моя прабабушка прожила 101 год. Она очень меня любила. Я уже в аэроклубе учился. Как-то раз пришел, а она говорит: «Сынок, я тебя научу молитве. Будет дождь идти, молния, прочитаешь, в тебя молния не попадет, обойдет тебя». Идем к самолету, а я все думаю:
«Что делать?» Вспомнил! Снаряд – это тоже молния, трассирующая молния. Прочел эту молитву. И потом перед каждым вылетом ее читал и был уверен, что снаряд в меня не попадет, Аллах сбережет. И до сих пор читаю!», – капитан Бегельдинов Талгат Якубекович, 144-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

Но были также и «роковые женщины».
«Или была у нас мотористка, девушка по имени П-я. Кто с ней переспит, сразу погибал. Троих ее «кавалеров» сбили уже при мне. На эту «роковую бабу» все смотрели с опаской. Сразу после войны наши пьяные механики, человек пятнадцать, изнасиловали «хором» эту П-ю. Командование, стараясь замять ЧП и не доводить это позорное дело до серьезного расследования, моментально демобилизовало эту несчастную девушку из армии», – младший лейтенант Кацевман Петр Маркович, 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.